Pull to refresh

Простой плагин для Twig или разворачиваем константы

Reading time 4 min
Views 7.7K
Twig — отличный шаблонизатор и, в отличие от остальных, с которыми мне приходилось сталкиваться, со временем нравится мне все больше и больше. Достоинств у Twig много и одно из них — расширяемость.

Некоторое время мне тихонько портила жизнь небольшая проблема, на которую лень было тратить время. Недавно я все же заставил себя и, думаю, решение ее хорошо бы подошло для небольшой статейки о плагинах в Twig.

Сама проблема — в константах внутри шаблонов. Бывают такие задачи, когда в шаблоне необходимо зашиться на какие-нибудь идентификаторы. Цифрами расставлять их — не совсем хорошо, а если для них еще и существуют константы — грех не воспользоваться функцией constant. Но дело в том, что после компиляции из шаблона она все равно вычисляется в рантайме.

И что же у нас может получиться? Мы на волне рефакторинга убиваем или переименовываем константу, а о шаблоне забываем. И IDE забывает, даже хваленый PHPStorm. Успешно компилируем перед деплоем всю нашу гору шаблонов, раскидываем на сервера. Ничего не упало, просто работает все не очень, а на нашу голову сваливается огромная простыня одинаковых ворнингов. Плохо? Отвратительно!

Решение? Резолвить константы в процессе компиляции шаблона, на отсутствующие — ругаться.

Тем, кто не знаком с Twig или знаком не очень хорошо, расскажем (очень кратко) что каждый шаблон парсится плагинами (даже базовые возможности реализованы в шаблонизаторе с помощью плагинов), обрабатывается и компилируется в php-класс, у которого потом дергается метод display. Для примера возьмем такой код шаблона, как раз с нашей константой:

{% if usertype == constant('Users::TYPE_TROLL') %}
	Давай, до свидания!
{% else %}
	Привет!
{% endif %}

Шаблон разберется в относительно большое дерево объектов.

Здесь немного укороченный, но все равно большой вывод print_r представления нашего шаблона
[body] => Twig_Node_Body Object (
	[nodes:protected] => Array (
		[0] => Twig_Node_If Object (
			[nodes:protected] => Array (
				[tests] => Twig_Node Object (
					[nodes:protected] => Array (
						[0] => Twig_Node_Expression_Binary_Equal Object (
							[nodes:protected] => Array (
								[left] => Twig_Node_Expression_Name Object (
									[attributes:protected] => Array (
										[name] => usertype
									)
								)
								[right] => Twig_Node_Expression_Function Object (
									[nodes:protected] => Array (
										[arguments] => Twig_Node Object (
											[nodes:protected] => Array (
												[0] => Twig_Node_Expression_Constant Object (
													[attributes:protected] => Array (
														[value] => Users::TYPE_TROLL
													)
												)
											)
										)
									)
									[attributes:protected] => Array (
										[name] => constant
									)
								)
							)
						)
						[1] => Twig_Node_Text Object (
							[attributes:protected] => Array (
								[data] => Давай, до свидания!
							)
						)
					)
				)
				[else] => Twig_Node_Text Object (
					[attributes:protected] => Array (
						[data] => Привет!
					)
				)
			)
		)
	)
)

Оно дополнительно обрабатывается [сюда нам нужно вклиниться] и в итоге компилируется вот в такой файл (тоже слегка укороченный вариант):

class __TwigTemplate_long_long_hash extends Twig_Template {

    protected function doDisplay(array $context, array $blocks = array()) {
        if (((isset($context["usertype"]) ? $context["usertype"] : null) == twig_constant("Users::TYPE_TROLL"))) {
            echo "Давай, до свидания!";
        } else {
            echo "Привет!";
        }
    }

}

$context здесь — то, что попало в кучу переменных на вход этому шаблону. Надеюсь, все понятно и ничего объяснять не надо. Функция twig_constant практически не отличается от стандартной constant и резолвится в рантайме.

Чтобы посмотреть на проблему своими глазами убираем константу из кода и на рендере ловим:
PHP Warning: constant(): Couldn't find constant Users::TYPE_TROLL in vendor/twig/twig/lib/Twig/Extension/Core.php on line 1387

Именно вызов twig_constant в компилированном варианте нам нужно заменить на значение константы.

Для расширений в шаблонизаторе предусмотрен класс Twig_Extension, от которого мы и наследуем наше расширение. Расширение может предоставлять шаблонизатору наборы функций, фильтров и прочей ерунды, какой только можно придумать, через специальные методы, которые вы можете сами найти в интерфейсе Twig_ExtensionInterface. Нас интересует метод getNodeVisitors, который возвращает массив объектов, через которых будут пропущены все элементы распарсенного дерева шаблона перед его компиляцией.

class Template_Extensions_ConstEvaluator extends Twig_Extension {

    public function getNodeVisitors() {
        return [
            new Template_Extensions_NodeVisitor_ConstEvaluator()
        ];
    }

    public function getName() {
        return 'const_evaluator';
    }

}

Нам нужно перед компиляцией просто пройтись по всем нодам, найти среди них функцию constant с обычным текстовым аргументом и поменять на его значение, либо ругнуться на то, что такой константы нет.

Вот таким наш node visitor и получается:

class Template_Extensions_NodeVisitor_ConstEvaluator implements Twig_NodeVisitorInterface {

    public function enterNode(Twig_NodeInterface $node, Twig_Environment $env)
    {
        // ищем ноду-функцию с названием constant и 1 аргументом
        if ($node instanceof Twig_Node_Expression_Function
            && 'constant' === $node->getAttribute('name')
            && 1 === $node->count()
        ) {
            // получаем аргументы функции
            $args = $node->getNode('arguments');

            if ($args instanceof Twig_Node
                && 1 === $args->count()
            ) {
                $constNode = $args->getNode(0);

                // 1 текстовый аргумент
                if ($constNode instanceof Twig_Node_Expression_Constant
                    && null !== $value = $constNode->getAttribute('value')
                ) {
                    if (null === $constantEvaluated = constant($value)) {
                        // не можем найти константу - ругаемся
                        throw new Twig_Error(
                            sprintf(
                                "Can't evaluate constant('%s')",
                                $value
                            )
                        );
                    }

                    // все нашлось, возвращаем вместо функции ноду со значением константы
                    // не введитесь в заблуждение названием класса :]
                    return new Twig_Node_Expression_Constant($constantEvaluated, $node->getLine());
                }
            }
        }

        // все ок, возвращаем то, что получили, в целости и сохранности
        return $node;
    }

    public function leaveNode(Twig_NodeInterface $node, Twig_Environment $env) {
        return $node;
    }

}

Вот так мы и заменили чуть ли не треть нашего дерева шаблона обычным значением.

На всякий случай покажу, что же получилось в компилированном варианте
class __TwigTemplate_long_long_hash extends Twig_Template {

    protected function doDisplay(array $context, array $blocks = array()) {
        if (((isset($context["usertype"]) ? $context["usertype"] : null) == 2)) {
            echo "Давай, до свидания!";
        } else {
            echo "Привет!";
        }
    }

}

Просто, интересно, полезно.

Надеюсь, кого-то это подтолкнет покопаться в Twig и попытаться расширить его чем-то кроме функций, да фильтров. Готов выслушать любую критику, а утром — даже ответить на вопросы. Дискас!
Tags:
Hubs:
+13
Comments 37
Comments Comments 37

Articles