Пользователь
0,0
рейтинг
5 декабря 2013 в 12:28

Управление → Десктопные CRM-2: вам шашечки или ехать?

Еще пару недель назад эта статья замышлялась в лучших традициях: с группой лидеров и аутсайдеров. Однако это было бы нечестно: компании, которые выбирают CRM, разные. У каждой свои цели и задачи и именно под них покупается, а иногда и дорабатывается CRM. Вообще, в России и СНГ можно насчитать более 20 десктопных CRM, однако большинство из них, увы, не проходят даже первого беглого взгляда и сносятся сразу после установки демо-версии.

Было выбрано шесть сильных решений, которые в посте распределены не строго, но все-таки по мере совокупности их известности и функциональности. Именно эти CRM тестировались нашей компанией для покупки. Забегая вперед, скажу: окончательное решение еще не принято, но фавориты определены.




Предвижу два вопроса

Почему в обзоре нет 1С CRM?
Для обзора были выбраны CRM, которые мы рассматривали в реальных боевых условиях. Выборка была составлена по моему предыдущему опыту и по новым отзывам пользователей на профильных сайтах. 1С — великолепная учетная система, которой нет равных на территории СНГ, однако внедрять еще и CRM от них мы отказались. В нашей компании 1С используется для бухгалтерского учета. Руководством была поставлена задача выбора CRM по принципу независимой работы от бухгалтерии. Хотя одним из требований является возможность интеграции выбранного продукта с 1С. Если желающие опытные пользователи опишут ее несомненные преимущества в комментариях — будет здорово.

Почему не рассмотрены крупные известные иностранные CRM: SAP, Oracle, Teradata, Siebel...?
Тот, кто выбирает эти системы, вряд ли будет вчитываться в обзор на Хабре. Это серьезные, баснословно дорогие решения, которые предназначены для интеграции с не менее крупными колл-центрами, биллингом, масштабным узлом телефонии. Их внедрение — это серьезный вызов даже для очень крупного бизнеса, к тому же, как показывает практика, в них упущены некоторые особенности российской действительности управления.

Terrasoft

Исторический лидер рынка СНГ, CRM от украинских разработчиков Terrasoft имеет заслуженное право открыть обзор. Сильная и многофункциональная CRM с множеством фичей, с отличной поддержкой и не менее крутым пиаром не могла не привлечь нашего внимания. Однако… всё по порядку.
CRM обладает практически всем набором функционала, необходимым для современной компании. Как и в любой операционной CRM основой всей системы является продажа и все, что с ней связано.
Внутри Terrasoft CRM планирование продаж происходит по менеджеру: оценивается план, факт, процент выполнения, потенциал с детализированными данными по каждой оплате. Однако при тестировании этой CRM нужно обязательно попробовать сформировать счет — более длительной цепочки действий для этого нехитрого документа нет ни в одной CRM.

image

По результатам работы формируются итоги (показатели по своей сути приближенные к KPI): какая задача, какой тип задачи, завершение задачи, всё это можно получить также в графическом представлении. Для организации личного времени предусмотрено расписание – визуальный планировщик с различными интервалами планирования. Вполне удобное и функциональное решение, но окно добавления задачи, на мой взгляд, перегружено полями.

В системе возможно осуществлять e-mail рассылки пользователям, однако нет SMS-рассылок, модуль для их внедрения требует от покупателя дополнительных затрат. Для целей телефонии предусмотрена интеграция с IP-АТС сервиса Oktell. При звонке открывается карточка, где можно ввести задачу, продажу, возможно запустить процесс. Звонки сортируются по длительности, направлению и по типам: инциденты, консультации, опросы, рабочие вопросы. Вообще, раз уж речь зашла о процессах, визуальный дизайнер процессов всегда был самой сильной «фишкой» Terrasoft, однако в демонстрационной версии оттестировать этот сервис так и не удалось, подробности выясняли по телефону — он есть и по-прежнему удобен и нагляден.

Для целей маркетинга в CRM можно вести учет маркетинговых акций, в том числе привязывать продажу к конкретной активности, тем самым подсчитывая ROI. Такая привязка — весьма удобная функция для любого маркетолога, она значительно упрощает его задачи.
Для целей аналитики в Terrasoft предусмотрено множество отчетов с детализацией и графиками, однако не все из них нужны и полезны. Маркетологи подивились двум вещам: горизонтальной воронке продаж и SWOT-анализу в понимании Terrasoft. Этот отчет в CRM представляет собой четыре поля: пожелания клиента, наша цель, наши сильные стороны, наши слабые стороны. Если сопоставить с классическим пониманием SWOT, то пожелания клиента — это возможности, а наша цель — угрозы. Не думаю, что подразумевалось именно это. Может быть, это «кривизна» тестовой версии. Если отчетов кажется недостаточно, то в системе предусмотрен встроенный редактор отчетов, позволяющий строить пользовательские отчеты на основе практически любых данных.

А теперь обещанное однако… Поскольку я желала общения с разработчиками, я оставляла свой настоящий телефон и e-mail при регистрации. Естественно, что Terrasoft перезвонил и мне удалось задать возникшие вопросы. Первый — про интеграцию со Skype (нам это очень важно) — ответили, что ее нет. Второй — про то, как же выписать из CRM акт и счет-фактуру (еще важнее) — ответ поразил своей честностью: для этого есть учетные системы типа 1С, из CRM первичку сформировать нельзя.
Оставаясь мощной и функциональной (я работала в этой CRM и ранее), Terrasoft стала терять свои лидерские позиции с точки зрения пользователя и теперь их довольно высокая цена, выраженная к тому же в евро, не кажется адекватной решению, в котором появляется все больше недостатков. Вероятно, это связано с их уходом в сторону облачных систем — их BPMOnline CRM выглядит гораздо более развитым.

Клиент-Коммуникатор

Клиент-Коммуникатор — довольно богатая по функционалу CRM (почти ERP), с множеством модулей и наглядных панелей с графическими отчетами. Однако сложности работы с КлиК начинают ощущаться с момента установки, которая занимает больше часа. Работающий под управлением СУБД MS SQL, Клиент-Коммуникатор очень медлителен — так, обработка некоторых отчетов и запросов может занимать несколько секунд. В масштабах одной операции это совершенно не критично, но в случае непрерывной работы в системе (а именно так в CRM и работают), эти секунды вырастают в серьезную потерю комфорта взаимодействия пользователя с системой.

Интерфейс КлиКа настойчиво напоминает MS Office 2010, это может быть очень удобным для тех, кто часто работает с MS Office и привык к такому интерфейсу. В ходе работы открытые вкладки перегружают окно, мне откровенно не хватало 15 дюймов ноутбука, чтобы иметь желаемый обзор. Несмотря на свою громоздкость, КлиК хорошо конфигурируется и позволяет настраивать CRM под конкретные нужды, но воспользоваться такими возможностями можно только имея высококлассного IT-специалиста или доплатив за настройку.

Карточка товара (запись в разделе «Продукция») включает обширные данные по позиции, типы цен, единицы измерения, скидки, поставщиков. Продажи включают основную карточку записи, а также форму для SWOT-анализа и учета возражений, историю стадий продажи.
Раздел «Маркетинг» позволяет вести учет маркетинговых инициатив, конкурентных предложений, информационных источников, по всем этим параметрам можно проводить ABC-анализ. Также можно строить воронку продаж, проводить ABC-анализ продукции и анализ реализации, анализ скидок в трех разрезах. Хорошо реализованы готовые отчеты по клиентской базе: структура, ABC-анализ контрагентов, анализ динамики клиентской базы.

image

Отчеты в Клиент-Коммуникаторе есть в модулях и реализованы отдельно, в виде OLAP. Панель показателей отображает данные по плану, факту и проценту выполнения в табличном и графическом представлении. Раздел «Создание отчетов» достаточно сложен по своей реализации — тестировавшие софт менеджеры не все справились с отчетами.
Склад включает возможности инвентаризации, движения по складам с возможностью формирования первичной документации. Очень хорошо реализован блок KPI и мотивации персонала с разделением на пороги достижений каждого отдельного сотрудника.
В финансах можно вносить плановые и фактические поступления, учитывать плановые расходы. Здесь же находятся разделы с операциями по кассам, по подотчету, анализу задолженности и платежный календарь. Вообще, финансовая часть реализована в КлиК очень сильно, однако это уже функционал ERP и стоит ли за него переплачивать остается открытым вопросом.

В целом Клиент-Коммуникатор — функциональная и приятная для работы CRM, однако избыточность, медлительность (тормоза даже на пустой базе) и сложность построения отчетов пугают рядовых пользователей. А вот небезразличного IT-шника порадует конфигуратор для создания объектов, процедур и изменения логики системы, а также дизайнер форм. Нам Клиент-Коммуникатор показался перегруженным окнами и сложным в настройках. К тому же, большая часть его функционала не нужна даже такой фирме, как наша, где есть множество неоднородных процессов, фронт-офис и масса клиентов. Создалось ощущение не совсем сбалансированного решения, подвисшего между рынком ERP и рынком CRM.

RegionSoft CRM

RegionSoft CRM — самая быстрая из представленных в обзоре CRM: быстро ставится, быстро стартует, быстро отзывается на действия пользователей. Думаю, это объяснимо с технической точки зрения — она единственная работает на последнем релизе СУБД Firebird.
Основным объектом клиента в CRM является карточка контрагента с множеством полей и вкладок, в том числе данными по анкетированию клиентов для измерения удовлетворенности.



Одним из значимых преимуществ RegionSoft CRM является полноценный складской учет, включающий приход, расход, перемещение товара между складами и возврат товара от покупателей. В системе можно вести любое количество складов. Все складские операции, в частности, оприходование и реализация товаров сводятся в журнал движения материалов. На складском учете основана система скидок, которая автоматически рассчитывает скидки при отгрузке товара. Интересным показался механизм контроля балансов, когда система не позволяет отгружать товар клиенту, если по нему превышен кредитный лимит.
В CRM предусмотрен кассовый учет: приходные/расходные ордера, движения по наличным денежным средствам, допускается ведение любого количества касс. На основе складских остатков и справочника номенклатуры автоматически генерируются прайс-листы. В CRM допускается распечатывать ценники.

Отчеты и аналитика в RegionSoft CRM достаточны практически для любых целей отдела продаж. Политика безопасности CRM дает возможность менеджерам выгружать отчеты только по данным, которые относятся к их полномочиям.
Отчеты формируются по следующим данным: события, реализация товаров, отчеты по оплате, оборотно-сальдовая ведомость, отчеты по остаткам, маржинальный отчет, акт сверки, кассовая книга, отчет по таргетингу, персональная статистика и проч. Во всех отчетах автоматически добавляются колонтитулы с данными исполнителя и датой генерации. Все перечисленные отчеты можно экспортировать в форматы PDF, Word, Excel, GIF, HTML, XML, JPEG, Open (Text, Document). Также в отчетах есть воронка продаж, ABC-анализ, отчет по событиям, отчет по динамике разработки клиента — графическое отображение фактов контактов с клиентом и его продвижения в воронке продаж с течением времени.
Для дополнительных отчетов и форм есть конфигуратор. Дизайнер отчетов позволяет создавать свои отчеты и скрипты, которые будут исполняться в момент генерации отчета или печатной формы на Pascal Script, Basic Script, JScript, C++ Script. Здесь уже нужны специальные навыки.

Из RegionSoft CRM можно звонить клиентам через Skype или провайдера IP-телефонии посредством любого софтфона, установленного на ПК пользователя. Также в этой CRM есть встроенный SIP Phone.
Вся первичная документация может быть представлена в виде печатных форм, соответствующих требованиям законодательства РФ, и экспортирована в наиболее популярные форматы (PDF, Word, Excel, GIF, HTML, XML, JPEG, Open Document и др.) и отправлена электронной почтой контакту. Возможно создание шаблонов клиентских договоров с автоматическим заполнением полей, что значительно облегчает работу и экономит время менеджера.
Бизнес-процессы в CRM представляют собой набор этапов, связанных между собой результатами отработки предыдущих этапов (типа двумерной блок-схемы). Можно назначить ответственных для каждого этапа, а также автоматически генерировать задачи. Фактически это алгоритм действий по этапам, с учетом задач каждого участника, напоминаниями, возможностью создать печатную форму процесса (лог прохождения процесса).

Что касается персонального планирования, то это еще одна сильная сторона этой CRM: в ней аж четыре полнофункциональных удобных планировщика, включая визуальный и двухнедельный планировщики, планировщик коллективных задач, сквозной список дел.
Работа с персоналом в CRM не столь развернута, как у других, однако реализована в виде так называемого таргетинга — оценки эффективности работы сотрудников по целевым событиям и результатам. Набор весов можно менять и добавлять. В целом, это одна из реализаций KPI по каждому сотруднику. К сожалению, эти показатели в CRM нельзя посчитать в денежном выражении, однако для объективной оценки эффективности работы сотрудника инструмент подходит.

Из дополнительных плюсов этой системы можно отметить групповые обработки, быстрый поиск, мощные настраиваемые фильтры, горячие клавиши и хорошо проработанную базу знаний с расширенным встроенным редактором. RegionSoft CRM отличает структура и наполненность справочников – при старте нет нужды тратить время на их наполнение — все данные уже подготовлены, а недостающие данные в любой справочник можно добавить в несколько кликов.
Из выявленных недостатков — модальность некоторых окон, а также невозможность в пользовательском интерфейсе добавить в панель «Ассистент», которая находится в левой части главного окна, дополнительные нужные кнопки (например, прикрепить туда быстрый вызов какого-нибудь отчета) — это возможно сделать только через конфигуратор и требует навыков программирования.
В целом, RegionSoft CRM занимает достойное место среди конкурентов.

FreshOffice

FreshOffice порадовал современным необычным для CRM интерфейсом и сравнительно интуитивным управлением. То ли сказалось влияние облачного сервиса, то ли просто решили поэкспериментировать, но при использовании CRM постоянно казалось, что работаешь в браузере. Однако у интересного интерфейса есть обратная сторона — он постоянно подвисает, пусть на какую-то секунду-две, но создается общее ощущение неотзывчивости программы.

Задачи у FreshOffice организованы в табличной и календарной форме. Визуальный планировщик реализован в форме сетки календаря, задачи можно назначать через карточку, открывающуюся по клику по дате. Карточка задачи продумана по целям, процессам, результатам. Задачи допускается переносить и поручать.

image

Процессы — фактически карточка продажи с товарами, задачами, документами, прикрепленными файлами, заметками. Продажу в CRM очень легко заносить, если качественно и грамотно заполнены остальные карточки и справочники. В CRM возможен простой учет финансов по трем типам операций: приход, расход, перевод средств. Для удобства пользователя и наглядности процессы и задачи на разных этапах выполнения имеют разные цвета. При работе в CRM контрагента можно передавать другому сотруднику, назначать куратора, менять отдел.
Аналитика у FreshOffice — красивая панель с возможностью построения отчетов по задачам, результативности, финансам, реализации, процессам, звонкам и документообороту. Отчеты имеют табличную форму, некоторые — графическую реализацию. В печатных формах отчетов колонтитулы и заголовки автоматически не подгружаются — они могут быть прописаны в настройках отчета вручную, не самое удобное решение с точки зрения подготовки отчета. Кроме того, в системе предусмотрен несложный OLAP — стандартные отчеты с настраиваемыми полями данных.

Неплохое преимущество этой CRM — cвой софтфон с возможностью логирования звонков и установкой звука на удержании. Что касается интерактива, то в CRM справа находится панель с пользователями онлайн и возможность обмениваться сообщениями лично и делать рассылку выбранным пользователям. Однако, как мне кажется, в таком интерактиве может крыться одна из причин медлительности системы в целом.
Примечательно, что во FreshOffice cвои справочники для каждого раздела, в разделе и отображаемые. База знаний с разделами и подразделами реализована как дерево, включает в себя очень простой редактор, можно прикреплять файлы. Настраиваемые фильтры с выбором условий помогают строить любые выборки в существующих таблицах, пользовательские фильтры могут быть сохранены.

Из недостатков можно отметить отсутствие модуля работы с персоналом (хотя в процессах есть оценка выполнения задачи по сотруднику), непродуманные печатные формы, отсутствие некоторых важных для любой российской CRM функций (производства, заказов). Кроме того, рассылка e-mail из этой CRM возможна только через Outlook.

Sales Expert

Sales Expert – функциональная платная версия «пчелки» Quick Sales из прошлого обзора.
Вся работа в этой CRM ведется, в основном, в карточке компании, в ней же создаются договоры, первичная документация и фиксируются все отношения с клиентом.
Интерфейса как такового у Sales Expert нет, все данные организованы в табличном виде с меню, привычном для пользователей СУБД. Выбор данных из таблиц осуществляется с помощью запросов и расширенных запросов.
Печатные формы выгружаются в MS Word, MS Excel и, на наш взгляд, не примлемы для использования без дополнительной обработки пользователем. Что касается первичной документации, то счет-фактура выгружается в печатную форму старого образца, надеюсь, только в демо-версии.

image

В модуле «Воздействия» можно строить список маркетинговых активностей, который впоследствии послужит справочником накопленного опыта. Неплохим дополнением к функционалу является база знаний с полями: код, проблема, решение, прикрепленный файл, пользователь. Такой раздел поможет компании сосредотачивать опыт проблем/общения с клиентом и обращаться периодически к нему для экономии времени и сил поддержки/фронт-офиса.

Sales Expert – одно из неплохих решений с точки зрения аналитики и отчетов. Отчеты фактически представляют собой сводные таблицы. Но, к сожалению, сводные таблицы не самые мощные: например, в поле строк можно задавать лишь одно значение и не удается получить необходимых разрезов данных без дополнительных манипуляций и специальных навыков. Воронка продаж строится отдельно по VIP продажам, продажам, типам продаж в несколько кликов.
Понравился ABC и XYZ- анализ с пользовательским и автоматическим методом распределения долей, в табличное представление отчета подгружается группа, к которой относится объект ABC анализа. Кроме того, отчеты сопровождаются диаграммами и детальными отчетами. Хорошо проработан отчет «Показатели» по пользователям, плану/факту по новым компаниям, демонстрациям, объему продаж. Этот отчет — хороший инструмент для оперативного первичного контроля персонала.

С точки зрения инструментов планирования и управления задачами CRM бедновата и включает в себя визуальный планировщик и список задач. На календаре в визуальном планировщике показаны действия (задачи), при клике по полю задачи выходит ее карточка, по правому клику карточка контрагента. Управление задачей (перемещение, изменение) в самом поле планировщика невозможно.
Конфигуратор в Sales Expert – список таблиц, где можно включить отдельные необходимые поля, проставив хинт и настроив таблицы с необходимым отображением данных. Это совсем не то, что бы хотелось видеть от конфигуратора этого решения.
Разграничение прав вынесено в отдельный модуль — очень удобно с точки зрения администратора. Справочники хорошо наполнены, в некоторых (например, территории), не хватает глубины.

В целом, Sales Expert – неплохая CRM для организации взаимоотношений с клиентами и продаж в небольшой компании, однако она постепенно отстает от конкурентов, которые наполняют свои решения и управлением финансами, и инструментами планирования, и механизмами настройки бизнес-процессов.

АПЕК-CRM

АПЕК-CRM — Еще одна CRM от украинского разработчика. Пришла в обзор из комментариев к предыдущему посту и оказалась решением, заслуживающим внимания.

CRM разделена на несколько крупных модулей. Модуль контрагенты включает в себя контакты, звонки, активности, в том числе рассылки по клиентам. Внутри модуля организован быстрый поиск, фильтры по любым критериям контрагента.
Модуль «Задачи» включает список задач, список встреч, даты, напоминания, расписание.
Все элементы модуля «Задачи», кроме расписания, реализованы в табличной форме. Расписание имеет вид визуального планировщика, однако никаких действий, кроме удаления и открытия карточки задачи, в планировщике производить нельзя, что резко понижает юзабельность всего модуля задач.

image

Продажи включает в себя продажи, закупки, доставки. Доставки реализованы достаточно качественно, из CRM можно формировать маршрутный лист, строить отчет по доставкам. Неплохо реализован складской учет, включающий возможность инвентаризации. Все действия закрываются необходимой актуальной первичной документацией.
В разделе «Финансы» учитываются счета и кассы, расход и приход денежных средств, переводы денег, банковские выписки.
Из фишек — библиотека файлов, которые, однако не хранятся в самой базе, а размещаются в ней ссылками на их расположение. Учет персонала ведется через карточку сотрудника с достаточно полными данными, есть раздел отсутствия сотрудников (выходные, отпуска, больничные). Сотрудники где-то названы «кадрами», например, «знаменательные события кадра». Это, на мой взгляд, недосмотр переводчика, не единственный во всей CRM. Кроме того, справочники очень слабо наполнены (а это время на наполнение после установки, и порой немаленькое). Создание пользовательских справочников возможно только после нескольких почти шаманских операций с SQL, что под силу далеко не каждому пользователю.

В АПЕК CRM есть дизайнер отчетов с возможностью создания кастомных отчетов в Fast Report, Word, Excel. К сожалению, в демо-версии нет справки, пришлось искать ответы на вопросы на сайте и по форумам.
В целом, АПЕК CRM – хорошее решение среди CRM, однако для России соотношение цена/качество не самое оптимальное. Это связано и с шероховатостями интерфейса, и со сложностью работы со справочниками, с разными ценовыми сюрпризами типа дополнительной платы за интеграцию с 1С.

Сравнение CRM: сводная таблица

image

Выводы

Каждая из перечисленных систем является полноценной операционной CRM, выполняющей все базовые задачи. Однако разница есть и кроется она далеко не в мелочах:
  • особенностях установки, разворачивания и обслуживания
  • актуальности предлагаемого функционала
  • пригодности для конкретного масштаба бизнеса и количества пользователей
  • дружелюбности интерфейса и юзабилити CRM в целом
  • прозрачности ценовой политики
  • способности развиваться и предлагать существующим пользователям новые «фишки»

Выбору CRM должен предшествовать серьезный анализ всех потребностей вашего бизнеса.
Плюс ко всему, необходимо учитывать «скрытые» факторы стоимости. Например, если CRM работает под управлением СУБД MS SQL, нужно понимать, что лицензия на СУБД платная и стоит порядка 1000$ + 250$ на пользователя. Эту сумму нужно прибавлять к стоимости поставки. Помимо этого, могут быть дополнительные обязательные платежи по технической поддержке и обслуживанию и т.д.

Покупка CRM – вопрос не просто серьезного вложения, это вопрос готовности вашего бизнеса перейти на новый этап развития, когда высвободится время, по-иному заработают менеджеры, изменится структура продаж. Как показывает опыт, при грамотном подходе — это всегда выгодная инвестиция, которая невероятно быстро окупается за счет притока новых клиентов и качественно нового подхода к взаимоотношениям с ними.

UPD от 10 января 2014 года: «вечная скидка» наконец пропала с сайта FreshOffice, теперь их вечная лицензия стоит 12 800 рублей.
@Itimora
карма
18,0
рейтинг 0,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Управление

Комментарии (75)

  • +1
    А почему не рассматриваете SaaS CRM (Salesforce/SugarCRM)? Или локальную установку SugarСRM?
    • +2
      Изначально мы пересмотрели более 20 CRM, в том числе и SugarCRM. Те шесть систем, которые участвуют в статье, показались нам либо наиболее интересными либо известными и мы их усиленно тестировали в реальной работе. Поэтому они и попали в обзор.

      Если Вы имеете ввиду облачные решения, то изначально руководство поставило запрет на облака по двум причинам: безопасность и ограниченный функционал. Наши руководители не могут допустить ситуацию, когда вся информация о нашем бизнесе (а в CRM именно так и есть) хранится в глобальной сети. Кроме того, практически все облачные решения имеют весьма узкий функционал и медленный отклик при неособо больших данных, насколько я понимаю, поскольку вынуждены технологически использовать различные фреймворки, которые тормозят и нагружают систему.

      К тому же у нас нет проблем с выделением сервера под эту задачу.
      • 0
        Что касается функционала, то, например:
        www.salesforce.com/platform/customization/
        Point-and-click configuration: Force.com builder makes it easy to modify the functionality of Salesforce applications to meet your unique requirements. Working with the metadata framework and a series of simple point-and-click wizards, you can design custom user interfaces and modify the structure of the data model and the application’s business logic.

        Customize with code: Although point-and-click configuration with Force.com builder is the fastest and easiest way to customize, some functionality is beyond the constraints of a metadata framework. For such cases, developers can create needed functionality in open-ended development environments, using toolkits for most of the common programming languages, or Apex.


        Что касается безопасности, то это классическое возражение по облачным сервисам — тут вам, как владельцу информации, виднее.

        Я спросил про зарубежные (и наверное самые известные) продукты по той причине… Когда я увидел скриншот «Клиент-Коммуникатор» мне стало чуть ли не физически больно. Может быть вам как админу эта система и приглянулась по каким-то показателям. Но если бы меня заставили в ней работать — я бы поднял бунт на корабле. Для меня это не user-friendly UI.
        Хотя однажды мне пришлось работать в локально развернутой SugarCRM, настроенной отечественными внедренцами. Удовольствие было ниже среднего. Даже в 1С (прости господи) работать было комфортнее.
        • +1
          Ну давайте посчитаем хотя бы. SalesForce. Для целей моей компании подойдет либо Enterprise (125$ в месяц на человека), либо (при худом стечении обстоятельств) — Professional (65$ в месяц на человека). Владение в год на 20 человек (а их больше, на самом деле) обойдется в первом случае в 990 000 рублей, во втором — в 514 800 рублей. Это очень дорого. К тому же, проблема в том, что облачное решение — это негибкий набор функций, придуманный владельцем сервиса и другие сконфигурировать либо долго и дорого, либо долго и сложно.
          • +1
            Полмиллиона (на Pro версию) для вас дорого, но при этом «Клиент-Коммуникатор» (318000 р.) и Terrasoft (377000 р.) требуют MS SQL 1000+20*250=6000 у.е., что в совокупности составляет те же 500000 р. единовременных платежей.

            На SalesForce свет клином не сошелся, это действительно не самая доступная SaaS система. SugarCRM при локальном развертывании вообще бесплатна.
            • +2
              Понимаете, в случае десктопа это единовременные платежи, как вы совершенно справедливо написали. А вот в случае облака — это затраты, которые нужно нести ежегодно, настоящая абонентская плата.
              • 0
                То есть у сервера и десктопа нет совокупной стоимости владения — нет амортизации, не нужен ЗИП, не нужно платить за электричество и за охлаждение, не нужно платить за апгрейд ПО, не нужно оплачивать человеко-часы сисадмина.
                • +1
                  Поверьте, все эти затраты значительно меньше, к тому же, они распределены на все процессы организации, а не только на владение CRM.
                  • +1
                    Спасибо за ответ, опередили. Да, совершенно точно, экономически десктопные решения гораздо более целесообразны.
                    • 0
                      В краткосрочной перспективе — да, но как только потребуется сделть шаг влево — вправо… посмотрите ;)
                      • 0
                        У меня за плечами не одно и не два внедрения. Всегда целесообразнее, даже в случае доработки (в случае с десктопными можно хотя бы заказать этот шаг влево-вправо). И по функционалу, и по цене, и по схеме лицензирования.
                        • 0
                          В случае с SugarCRM можно и самостоятельно доделывать… Впрочем, SugarCRM уже можно считать что умер, если они не выпустят CE 7. Существуют так же решения на Java Open Source, рассматривали их?

                          Про то что необходимы планшетные и мобильные версии (в цивилизованном мире, а не в сети киосков), я даже уже и упоминать не хочу. При этом тот же террасофт предоставляет такую возможность, но… уже online на своих или клиентских серверах. Но такие решения (на своих серверах) есть и от более серьезных ребят, того же SugarCRM.
      • 0
        Что касается скорости, то мне приходилось работать в Salesforce, Мегаплане, AmoCRM — размер базы небольшой, несколько сотен контактов. Никогда не испытывал проблем со скоростью работы этих систем.
        • +2
          Сравните скорость отправки запроса, открытия и рендеринга веб-страницы и открытия окна WinAPI. Разница на порядок.
          • +1
            Ключевой вопрос: а зачем?
            Я знаю только 1 реальный случай, когда нагрузка на CRM действительно высока. Это когда перед телесейлзом ставится план на обзвон в 30 звонков. Т.е. это по 15 минут на звонок — дозвон, разговор, регистрация события в CRM. И то, работа с SaaS системой в данном случае не вызывала каких либо вопросов и нареканий. Тут гораздо сложнее этап дозвона и общения ;) Остальной отдел продаж в таком темпе не работает.
            Далее, на выезде к клиенту, я в iPad имею всегда под рукой актуальную информацию о контактах, истории общения и т.д. С WinAPI я смогу работать только через подключение к удаленному рабочему столу, с неудобным для iPad пользовательским интерфейсом.
            • +2
              Из реального опыта — для телесейлзов план зачастую бывает гораздо более 30 звонков.
              И вот тоже из недавнего — человек, привыкший к открытию-закрытию карточки за доли секунды, выполнение аналогичных событий за 2-3 секунды воспринимает с резким негодованием.
              А продажники и так все в стрессе, поэтому все же критично это.
              Да и зачем выбирать из быстрого и медленного медленное, скажите мне?

              Для мобильных устройств картина аналогична — нативные приложения всегда лучше веб-интерфейса. Иначе тот же amo даже не заморачивался бы на их разработку.
              • +1
                Под каждую задачу — свой инструмент. Если я сижу в офисе за компьютером и не работаю мобильно — значит меня устроит программа. Если я работаю мобильно — скорее всего не устроит, сколь бы быстрой она ни была.
                Отделы продаж и их методы бывают разными, так что кому-то действительно подойдет только программа. Либо могут быть специфичные требования по интеграции с другими корпоративными системами.
                А для компании в целом тут выбор между TCO локальной установки и аутсорсингом. Предположу, что скорость, как критерий выбора, тут гораздо вторичнее.
        • 0
          Обратите внимание на менее именитые решения, в недавнем обновлении unicloud business 365 CRM ускорили настолько, что она приближается к десктопным приложениям
      • 0
        Можно я вклинюсь?

        Как может идти разговор о безопасности, заведомо работая с проприетарным программным обеспечением?

        Наиболее интересны и известны на просторах СНГ или просто известные? По себе так на слуху SugarCRM, Vtiger CRM, OpenERP, CiviCRM, TeamWox, TeamLab не говоря уже о Dynamics CRM, Salesforce.com, Siebel и т.д. но они из другой весовой категории.

        Причём SugarCRM, Vtiger CRM, OpenERP, CiviCR без проблем развернуть локально, а у TeamLab есть GPL версия www.teamlab.com/ru/opensource.aspx, но на сколько она функциональна не скажу.
        • 0
          TeamLab готовит новую серверную версию, она будет полнофункциональной, т.е. будет включать и последнюю версию CRM
        • +1
          Если мы говорим о серьезной корпоративной ИТ-безопаности, то принципиальной разницы между проприетарным софтом и опен сорсом нету. Инструменты контроля одни и те-же, и лишь немного отличается оценка рисков.
    • –2
      Весь обзор читал и ждал SaaS-решений
  • –1
    Да, на фоне действительно современных систем, все что приведено в обзоре выглядит диковато.
    • +3
      Что вы относите к
      действительно современным системам?
      И почему выглядят диковато системы, которые постоянно развиваются, в чем причина «дикости»?
      • –2
        Посмотрите на SugarCRM, Salesforce, Highrise (если компания небольшая), Мегаплан, Битрикс24 (если желаете поддержать отечественного производителя). Просто сравните интерфейсы. Разумеется, в какой-то степени это вкусовщина, но вам это только внедрить, а людям с этим работать целыми днями.
        Вторая претензия, это то что системы из обзора мало того что десктопные, они еще и только под Windows. Ок, я могу представить ситуацию когда компания целиком сидит на продуктах MS, но неужели совершенно исключается ситуация когда кто-то когда-нибудь (вы же внедряете CRM не на один год, так?) захочет поработать под OS X, Убунту, или, о ужас, зайти в CRM с мобильно устройства?
        По большому счету, мне непонятно почему бы не потратить те же деньги на более гибкий, красивый и перспективный продукт.
        • +1
          Вам, значит, шашечки :-) На самом деле, я имею неплохой опыт работы как с облачными CRM, так и с перечисленными вами корпоративными системами. Я промолчу, что интерфейс некоторых из них просто безвкусица (раз речь зашла о вкусах). А людям хочется работать в стабильной программе, не завися от скорости Интернета, отклика облачного сервера и т.д…

          Насчет устройств и операционных систем — некоторые из них можно спокойно поднять под Wine. А насчет мобильного — ну не представляю я, как можно работать в CRM (именно работать, не просматривать) с маленького или даже лопатистого девайса.
          почему бы не потратить те же деньги на более гибкий, красивый и перспективный продукт

          Красивый — возможно, дело вкуса. Перспективный ровно до тех пор, пока разработчик сервиса желает его поддерживать. Гибкий — в чем он гибкий, раскройте, пожалуйста?
          • –2
            людям хочется работать в стабильной программе, не завися от скорости Интернета, отклика облачного сервера и т.д…

            Вы правда считаете что, например, RegionSoft CRM на Firebird более стабильна чем SugarCRM с 1,5М пользователей и огромным комьюнити разработчиков?
            Насчет устройств и операционных систем — некоторые из них можно спокойно поднять под Wine.

            Зачем? :)
            А насчет мобильного — ну не представляю я, как можно работать в CRM (именно работать, не просматривать) с маленького или даже лопатистого девайса.

            Очень часто нужно именно что «просмотреть», а работать с веб-интерфейсом на планшете можно вполне полноценно.
            Красивый — возможно, дело вкуса. Перспективный ровно до тех пор, пока разработчик сервиса желает его поддерживать.

            Вы серьезно думаете что десктопные системы более перспективны (и будут дольше поддерживаться) чем веб?
            • +1
              1. Я правда считаю, что все вышеперечисленные системы стабильнее облачных. Заодно — а как комьюнити и миллионы пользователей влияют на стабильности? Приведите список факторов нестабильности десктопных приложений. А Firebird-то вам чем не угодил? Что эта СУБД, что MS SQL очень надежны и приятны в работе с ними.

              2. Поднять под Wine для тех, кто хочет пользоваться системой с модного Air или с демократичной Ubuntu.

              3. Я уверена, что десктопные решения будут мирно сосуществовать вместе с web, как это есть сейчас. Облако сейчас — модный тренд, web динамичен. А кто останется — зависит от многих факторов, в том числе собственно от терминалов пользователей.

              Байка: Когда меня просят порассуждать на тему, какие девайсы будут через 3-5 лет, я отказываюсь от такого разговора. Когда я училась в институте, в моде были совершенно микроскопические минифоны и эксперты кричали: вот оно, будущее, телефон с наперсток. Вы Samsung видели? :-) Так и тут — поживем, увидим. В любом случае, на 5 декабря 2013 года ни десктоп, ни облако нельзя списывать со счетов.
  • 0
    Прокомментируйте, пожалуйса что имеется ввиду пол «некоторые особенности российской действительности управления»?
    • 0
      Тут я могу привести пару фактов из практики: например, при внедрении Teradata я сталкивалась с проблемой интеграции с 1С и работы с первичной документацией — это требовало доработки.
      Что касается Oracle Siebel, то система разделена на различные «модульные» решения, а, как показывает опыт, российские компании, особенно малые и средние, хотят видеть комплексные недорогие решения, в которых можно было бы работать «сразу и быстро».
      • 0
        Про Сибель это не совершенно так, кто это Вам такое сказал? Система действительно лицензируется по функционалу, но с технической точки зрения система единая.
        • 0
          Понятно, что единая, я это не отрицала. Но вот такое дробное лицензирование дает нехилую цену.
          • 0
            Для SMB компаний у Оракла есть специальная модель лицензирования с существенной экономией. Но в любом случае, я склонен согласиться с высказываниями про SaaS — это оптимальный вариант для мелкой компании.
            • +1
              Возможно. Всё зависит от того, насколько компания маленькая, какой функционал требует профиль фирмы и насколько она не беспокоится о безопасности своих данных.
              • +1
                В России ответ на вопрос где данные безопаснее — у себя или в облаке, может быть очень неоднозначным.
                • +2
                  Это философия и тайное знание админа :-) Бесконечная тема для спора…
  • +2
    Очень понравился обзор бесплатных и платных CRM в ваших статьях. Хотелось обратить внимание на третий вариант — разработка своей собственной системы с помощью фриланса (пишется либо с нуля, либо, скорее всего, на базе ранее сделанной).

    По цене это вышло бы даже дешевле покупки полных лицензий на все рабочие места (в самописной CRM нет ограничений на количество пользователей). Более того, можно было бы сделать именно то, что нужно вашей компании.

    Единственные недостатки — это сроки ожидания (от 1 месяца и больше) и отсутствие 100-процентных гарантий за итоговый результат (нужно будет внимательно выбирать исполнителей и составлять тех задание).
    • +1
      Спасибо за отзыв!
      Ух ты, «CRM на коленке», круто. На самом деле, это уже вопрос энтузиазма и времени — либо писать самому, либо нанимать дорогостоящих программистов и тогда это не так и дешево, если сложить со средствами разработки. Тема интересная, но очень спорная.
    • +1
      CRM с циклом разработки от месяца, проанализированная и запрограммированная фриленсерами – это не CRM, а админка для пары таблиц БД с клиентами компании. Кривая и косая.

      Вообще, если руководитель или начальник техотдела торговой компании со штатом менее 1000 человек внезапно решают написать свою CRM/ERP, то нужно немедленно принимать меры и бить их по голове. Либо чем-то тяжелым, либо грустными рассказами.
      • +1
        Яндекс в свое время хотел пойти по такому пути :) На понимание что надо брать промышленное решение у них ушло наверное года 3 или 4.
      • +2
        Мне кажется, ситуация в ровном счете наоборот — обращаться к фрилансерам для разработки специфичной CRM следует небольшим компаниям и индивидуальным предпринимателям с кол-вом сотрудников до 15-30. На большее у фрилансера просто не хватит сил, и потребуется работа целой команды.

        Могу сказать по личному опыту (успешная разработка и внедрение двух десятков проектов «самописных» систем), что за месяц работ можно сделать отличное приложение, с современным дизайном и приличным количеством возможностей. Да, этого будет недостаточно для полноценной аналитики (огромное количество готовых отчетов прямо из коробки — киллер-фича покупных приложений). Но можно решить, увеличив бюджет и сроки, дорабатывая уже в процессе использования.
        • +1
          Зачем компании из 15-30 сотрудников ввязываться в производство специфики которого она не понимает? Сопровождать свое решение в будущем?
          Сколько будет стоит разработка и внедрение такой системы? 100-300к?
          Не проще ли купить мегаплан в коробке или другое подобное решение за меньшие деньги и на наступать на грабли, о существовании которых руководство даже и не подазревает?
          • –2
            Разработка такой CRM-системы стоит 10-50к рублей, и рассчитана она для начинающих, т.е. тех, кто только задумывается об автоматизации своих бизнес-процессов (чаще всего какого-то одного направления или задачи). Со временем у руководства и сотрудников придет опыт и желания, вырастит аппетит — вот тогда-то оно и задумывается о более серьезных решениях-- покупке стороннего продукта, доработке существующего или разработки нового.
            • +1
              Возможно вы правы.
              Но мне намного больше нравится обратный подход. Если компания «начинающая», то ей стоит попользоваться каким-то готовым решениям, понять как это все работает, определиться со своими бизнес-процессами, сформулировать чего в ИС не хватает для счастья компании и тогда уже думать – переходить на более навороченное решение или разрабатывать собственное, если это действительно целесообразно.

              Я ничего не хочу сказать о ваших продуктах, вполне возможно это хорошие системы решающие свои задачи, просто меня несколько удивляет сам подход.
          • +1
            Разработка полноценной системы будет стоить 100-300к американских рублей. Нужно понимать, что над готовыми решениями работают целые команды разработчиков-профессионалов на протяжении многих лет, когда многие механизмы многократно подвергаются рефакторингу. Никакой фрилансер, со всем уважением, не сможет сделать серьезное решение за пару месяцев.
            • +1
              Да, я хорошо понимаю, что такое разработка полноценной ИС и какие бюджеты для этого нужны. 100-300к российских денег назвал исходя из «1 месяц аутсорса + внедрение».

              Самое страшное это вовсе не программирование, а аналитика. Обычно, Senior Developer может запрограммировать что угодно, если он понимает бизнес-процессы, которые должен автоматизировать. Или если их понимает кто-то другой, обычно – какой-то другой отдел или даже другая организация.
              • 0
                Самое печальное в таких системах это дальнейшее сопровождение и поддержка, все завязано на одном фрилансере.
        • –2
          Идём, например, на амоцрм и за 1500 руб./мес. покупаем простую, лёгкую и приятную систему на 10 пользователей. Или за 3000 руб./мес. — на неограниченное количество пользователей.
          Когда бизнес-процессы усложнились и вышли за рамки этой простой CRM — выгружаем данные в csv и переходим в что-то более навороченное.
        • 0
          Что такого особенного нужно компании из 15-30 человек от CRM? Видимо, под «CRM» вы что-то свое понимаете.

          Мы — как раз такая компания. Менеджеры плотно сидят в Мегаплане, технари — в redmine.

          Я «технарь». Вижу как работают продавцы. Им Мегаплана хватает с запасом. Не сказал бы что там сильно развитые возможности. Но это тот продукт, который заточен для небольших компаний.

          Мы разработчики и можем сами написать себе сервис. Но в данном случае, зачем изобретать велосипед?
          • 0
            Весь профит от CRM, когда автоматизировать бизнес-процессы. Когда стандартные процессы продуманы и прописаны, а менеджеру надо только выполнять задачи, которые автоматически создаются согласно бизнес процесса. Иначе это просто «записная книжка». И эти процессы сугубо индивидуальны для каждой компании.
            Также CRM система должна быть интегрирована с сайтом (прием заказов, заявок, обращений), почтой, телефонией, смс, бухгалтерией, финансами…
            Как с этим в SaaS системах?
            • 0
              Смотря в каких. В некоторых из коробки есть почти всё, а иногда и куда больше standalone решений. А с бухгалтерией просто стыкуется на уровне полей и порядка выгрузки/загрузки данных. Любую систему нужно доделывать и дописывать под специфику компании.
            • –1
              Например, в SaaS систему, которую мы используем:

              * вся переписка с клиентами автоматически подвязывается в карточке компании и к её контактам
              * более того, есть функционал, который позволяет вообще не сидеть в почте, интегрировано удобно, что можно все смотреть на ходу прямо из CRM
              * при звонке заведенного клиента высвечивается окно с информацией о нем и возможность зафиксировать звонок
              * прямо в web-браузере можно нажать кнопку и позвонить контакту (причем не софтфоном [хотя можно и им], а обычным настольным телефоном — система звонит вам, после ответа звонит клиенту и соединяет); причем поддерживается как ваша телефония (Asterisk и т.д.), так и SaaS решения для телефонии, которые тоже весьма функциональны из коробки
              * любой контакт почты можно сразу же превратить в Контакт и или Предварительный контакт
              * с мобильного можно смотреть компанию, контакты, звонить им, смотреть сделки, отчеты какие-то, создавать задачи
              * все тикеты, созданные клиентом (в другой систему, связанной), отображаются в карточке клиента
              * все проекты, которые реализуются в системе проектов и связаны с клиентом, отображаются в карточке клиента
              * когда клиент звонит в техподдержку, у ТП сразу всплывает инфо с информацией о клиенте и его предыдущих заявка)
              * встроенный ЯВУ для программирования позволяет сделать с системой что угодно и связать хоть с чертом лысым (можно очень хорошую автоматизацию сделать, к примеру, у меня сейчас, при заведении клиента, автоматически создаются заявки технарям на подключение и монтажникам [в другую систему] на монтаж, автоматически в биллинге создается договор, подключаются все тарифы, вносятся все реквизиты и т.д. и т.п.)

              Перечислять возможности продукта и всех остальных, смежных и связанных, можно долго, вы давно не смотрели на современные SaaS решения, они очень хороши и быстро развиваются :-)

              В наше время даже 1С бухгалтерия есть в виде SaaS и народу нравится.
              • –1
                Забыл еще очень интересный функционал:
                * автоматически генерируются любые документ (создавать самому, конечно), с использованием всех полей и формул; у нас, к примеру, сейчас нажатием одной кнопки генерируются договоры, где уже вставлены все реквизиты, все посчитано и прописано, нужно только подписать.

                Причем абсолютно всё это в онлайне и отлично работает. Google нервно курит в стороне, простите, для бизнеса у него вообще ничего нет (начинали мы с Гугла).
              • –1
                Отличная интеграция с LinkedIn, Facebook, Twitter и другими сервисами, (в том числе и с гуглем и его документами, календарем и прочим). Такие системы идут нога в ногу со временем, тогда как архаичные десктопные решения мало того, что выглядят как продукт употребившего LCD (согласитесь, картинки выше — ужас), так и интеграции предлагают примерно на том же уровне — никаком.
              • –1
                Хотя, безусловно, под российскую специфику систему приходится допиливать местами.
                • +1
                  Как я посмотрел стоимость «рекламируемой» CRM: US$35 /user /month

                  35 * 10 пользователей *12 месяцев = 4200$ в год
                  + стоимость «допиливания», что может превысить указанную сумму.

                  Многие компании на 10 чел. могут себе такое позволить?
                  • 0
                    Ну это enterprise версия, возьмите дешевле версию. 35$ к зарплате человека — это вообще ни о чем, на самом деле. У Salesforce по $125 вообще enterprise и ничего, берут :-)
                    Можно подумать, если вы купите коробку, ничего там допиливать не надо. Ага, щазз ©.

                    CRM внедряют всегда одинаково — сначала это просто записная книжка, потом начинается какой-то учет действий, потом начинают потихоньку прописывать бизнес-процессы и т.д.

                    С 2009 года у них появилась масса нового функционала во всех продуктах, было несколько изменений интерфейсов полностью и я за это не заплатил ни рубля, то бишь, я продолжал пользоваться как обычно. Так что можете и такое посчитать в разрезе времени.
                    А так же ежегодную стоимость техподдержки у вышеуказанных продуктов. У меня она входит в стоимость и она очень офигенная. Можно сказать, что я горд тем, что в нескольких их главных продуктах сейчас есть major-фичи, которые предложил и попросил я.
                    • 0
                      А как «уживаются» доработки и обновления?
                      • 0
                        Да вроде бы нормально все. Приходите утром, включаете комп, а у вас новый интерфейс, 10 новых major функций и три addon-а к новым системам :-)

                        Ну и все ваше работает. Есть, конечно, вероятность какой-то мелкой поломки (и они были), но куда ж без этого. Обычно заранее пишут, что и как изменится и дают время поменять.
                        • 0
                          Тут правленую CMS иногда проблемно обновить, а тут так легко обновления устанавливаются и не затрагивают доработки…
                          Или там обновление касаются только интерфейса, или доработки не касаются основной системы.
                          • 0
                            Так в этом и плюс SaaS систем, поэтому и они и получили распространение.

                            Весь геморрой по обновлению, бэкапам, смене железа, переезду в другой дата-центр (они в онлайне смигрировали свой огромный комплекс на новые системы, пока все спали), обслуживанию, масштабирования и прочему на себя берут поставщики этих услуг.
                            А вам остается сконцентрироваться на своих основных задачах, услугах и продуктах.
                            • 0
                              Еще раз пишу, плюс если пользоваться стандартной версией + пару плагинов, если «кроить» под себя, то геморроя больше.
              • 0
                объемы у вас какие?

                Да это все вкусно, но если у вас компания из 10 человек, из которых 3 на телефоне, то зачем все это?

                Это же надо кому-то писать и поддерживать.

                Еще раз — я про небольшие компании.
                • +1
                  Многие путают понятие Web, Облачная, SaaS,… Это не всегда одно и тоже.

                  Я говорил о SaaS.
                  Как правило, кастомизация SaaS систем ограничена.

                  P.S. hiddenman А по тексту, там сильно похоже на рекламу :-)
                  • 0
                    КОнечно, ограничена. А у вышеперечисленных систем она есть вообще, мне интересно? Какой-нибудь встроенный язык, которые позволяет на триггера делать что-то (создавать документы, отправлять почту), синхронизировать с чем-то и т.д.?

                    P.S. Ну почему бы не прорекламировать нормальную систему, я ж деньги за это не получаю. Вся статья выше — сплошная реклама и ничего :-)
                    • 0
                      Конечно есть, по крайней мере знаю за Террасофт и АПЕК CRM, с остальными досконально не разбирался.
                • 0
                  Объемы чего? В компании не 10 человек, но в самой CRM сидят только те, кто работает с клиентами, это как раз человек 10. Остальные сидят в своих системах :-)
                  Все нужно затем, что пока не поздно, это нужно делать. Даже сейчас, на относительно небольших объемах, хаос и бардак, который будет всегда, пока не формализуешь, не опишешь и не зафиксируешь все происходящие процессы.
                  Я это уже проходил когда-то, когда компания превратилась из 10 сотрудников в офисе в 250, плюс по точкам сотни еще.
  • –2
    От себя могу порекомендовать комплекст продуктов от Zoho: www.zoho.com

    Мощнейший набор всего, что душа пожелает, включая системы Support (Helpdesk)+Bugzilla, Projects, Mail, Docs, CRM, Internat chat, Livedesk (чаты-поддержки на сайте), Reports, Campaings, Sites, Wiki, Pulse (внутренний Twitter), Forums, remote support, Creator (в нем вы можете свои приложения писать), Recruit, People и еще масса всего, на сайте есть.
    Что-то из приложений неактуально для нас, а жаль, ведь систему Invoice, Books, People очень классные, но из-за нашего замечательного законодательства вся работа с бухгалтерией и людьми очень заморочена и как раз тут нужна 1С.

    Все это сильно интегрировано друг с другом, постоянно развивается, имеет массу функционала, для всего есть API. Не без недостатков, конечно.

    Мы их используем с 2009 года, прошли много граблей, по нашим запросам они добавили массу функционала во все продукты, очень хорошая техподдержка.

    Про CRM могу написать отдельно, как раз сейчас активно соединяю её с нашими биллингами, 1С, дописываю всяческую автоматику. Выглядит симпатично, наглядно и понятно, не сравнить с Salesforce.
    Enterprise версия сейчас стоит кажется 35$ на человека (раньше это складывалось из разных модулей, но недавно они сделали так, что все модули входят сразу). Туда входят и интеграции с телефонией, и с helpdeks, и еще массой всего.

    Напишите ваши потребности, расскажу, что и как можно из этого сделать. Совершенно напрасно вы боитесь SaaS решений. Для небольших компаний такой набор от Zoho покрывает с лихвой все потребности, позволяет сосредоточится на ведении основной деятельности, и освобождает от головной боли постоянного контроля и развития своего серверного парка, сервисов и т.д.
    • –1
      Забыл добавить, что для основных продуктов есть приложения для мобильных, что у них так же есть всяческий плюшки типа двухфакторной авторизации, есть Vault (внутреннее хранилище паролей по типа Lastpass), да много чего есть, сходу прямо и не перечислишь, каждый продукт очень интересный.
    • –2
      Забыл еще добавить, что выглядит этот как реклама, но это не реклама. Мы — телекоммуникационная компания, Интернет, Телефония и прочие услуги. В свое время мы прошли стадию выкидывания всех собственных серверов со всеми непрофильными сервисами (почта, jabber и т.д.), чтобы не тратить на это время и силы. Пока полёт более-менее нормальны :-)
      • 0
        Интересно, что за особо упертый фанат (и чего?) ходит и минусует абсолютно все комментарии без объяснения причин. Мне как бы не жалко, просто такое вот поведение исподтишка смешно просто.
        • +2
          И не один, похоже :-) Наверное, его смущает рекламный характер ваших сообщений и оправдание, что вы забыли добавить, что это не реклама. На Хабре это не очень любят, обычное дело.
          • +2
            Я знаю, что не любят. Я увидел минусы, написал, что это не реклама.
            На самом деле это конечно реклама, но реклама довольного пользователя, это совсем другое дело.
            • +1
              Если довольного пользователя — то это, да, другое дело, это отзыв. Все правильно. Не всем везет с такими довольными пользователями, к сожалению. Пусть завидуют.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.