Пользователь
0,0
рейтинг
11 декабря 2013 в 16:51

Разное → Кубака. Два года из жизни лемура. Год 2012: Погружение

qbaka
Привет, Хабр.

2 года назад два разработчика из Петербурга начали делать сервиc, который решает тривиальную, но вполне актуальную проблему: мониторинг JavaScript-ошибок в продакшене. Что из этого вышло и легко ли программисту стать стартапером постараемся рассказать в нашей истории. О менталитетах, двух долгих поездках в штаты, стартап-буллшите, интроверсии, победах и медном тазе, много ли денег $200K, почему iPad нужен чаще ноутбука и как получить год бесплатного хостинга.

Давайте знакомиться, нам есть что рассказать.


Куда ты, тропинка, меня привела


Мы начали делать сервис, не представляя что такое стартап. Это была такая мечта каждого программиста — сделать что-то свое. Поэтому мы расскажем свою историю именно глазами обычных разработчиков. У нас выдалась возможность начать делать свой проект, а о том каких нервов стоит каждый день работы собственной компании и что у предпринимателя чаще всего нет времени на программирование мы узнали чуть позже. А пока…



А пока мы наслаждались кодом. Может показаться что лог ошибок это очень просто, но из-за особенностей фронтэнда, трэкинг javascript-а куда сложнее, чем бэкэнда, потому что каждый браузер по-разному сообщает об ошибках, с разным набором данных, а IE вовсе переводит ошибки на разные языки. А также минификация, инлайн-скрипты, несколько серверов статики, вот это всё. Да и ответственность огромная, ведь ошибка в клиентском скрипте может сайты пользователей поломать, а плохая архитектура — затормозить. Но у нас уже был достаточный опыт разработки высоконагруженных сервисов, поэтому за все время с запуска открытой беты мы ни разу не вызывали проблем (разве что колесико загрузки страницы поначалу крутилось дольше обычного). Архитектуру разбили на 4 компонента: скрипт загружается на клиентских машинах и отправляет данные к нам, агрегатор принимает отчеты об ошибках, первично их фильтрует и ставит в очередь, процессор разбирает очередь, прогоняет через аналитику и сохраняет в базу результат, веб-интерфейс позволяет все это смотреть. Технологии совсем не модные (MySQL, Redis, RabbitMQ, PHP, Java, jQuery, Netty, Nginx), но удобные для очень быстрого старта, нам важно было сделать прототип, первую бету. Хостинг Selectel в облаке. Первый логотип нарисовала девушка одного из фаундеров. Весь сайт сделали в серых тонах, потому что не умели нормально работать с цветом. Даже движок для графиков написали свой, потому что Google Charts очень долго отрисовывался. Правда, все равно им воспользовались для более сложных графиков и диаграм. Платные сервисы вроде AmCharts не подошли, лицензии для SaaS слишком дороги. Графики от гугла так долго загружаются, что весь сервис из-за него перевели на ajax. Пусть лучше в самом начале загрузится гугловая статика, чем будет по полторы секунды (там нет кеширования) скачиваться при каждом переходе, плюс инициализация самих графиков. На старте уже были несколько конкурентов, но они почти не проявляли активность. Для стартапа даже хорошо: любой инвестор переживает, если конкурентов нет. Летом запустили первую бету, впустили пользователей, пофиксили баги и тут (вот это сюрприз) кончились деньги.

Лучше бы ты, брат, сидел дома


Осенью команда из двух кодеров, думающих что все стартапы состоят из вчерашних программистов, впервые выбралась в мир, на первое мероприятие. До этого мы полгода сидели на кухне и кодили, регистрировали ООО (с помощью Эльбы и МоеДело), искали бета-пользователей, итп. И тут началось.



Первое же мероприятие привлекло к нам столько внимания, что это был самый тяжелый месяц в жизни (дальше было хуже, но к тому времени уже привыкли). Какие-то презентации, фонды, акселераторы, инкубаторы, бизнес-ангелы, все пишут письма и срочно хотят ответа, принятия решения, сроки участия в некоторых программах горят (в сентябре как раз начинается “сезон”)… пустите обратно на кухню писать код! Но инвестиции были нужны, пришлось продолжать. Еще и опыта нет, а все хотят процент от компании. Решили потратить месяц на тусовки — участвовали в нескольких подряд мероприятиях чтобы разобраться как все устроено, спросить совета у людей. В итоге решили рискнуть и поехали в акселератор в США, по крайней мере посмотрим мир (так и не посмотрели, было некогда), заодно они давали немного денег, можно протянуть еще полгодика (вдвоем и без расходов на маркетинг и инфраструктуру). Следующие 3.5 месяца мы занимались какой-то херней, к которой психологически еще не были готовы и не знали как всем этим (менторами, мероприятиями, Кремниевой Долиной вокруг) правильно пользоваться. Но эти месяцы были решающими в перемене сознания. Код сам по себе никому не нужен. Важно как им пользуются, как его находят и как найти тех, кто его находит. А для этого (как ни печально для интровертных программистов) надо вживую общаться с людьми. Очень много.

Первый смузи в коворкинге


Мы начали что-то подозревать. На программирование стало оставаться все меньше времени, “какая-то фигня” занимала все больше. Позже выяснилось, что фигня называется business development (долго пытались понять что означает этот термин, хотя все вокруг говорили что нам надо заниматься именно этим). Позже даже работа над маркетинговым email-ом воспринималась нами с радостью, как работа над чем-то напрямую связанным с продуктом. Впрочем, мы все же постарались и выпустили под новый год много новых фич, создав отрыв от конкурентов (начали следить за кликами пользователей, сделали всякие фильтры, научились без модификации кода выцеплять stacktrace, показывать сколько пользователей затронула проблема, в общем не стыдно было рассказывать). Зарегистрировали американскую компанию (условие акселератора), завели счет в Silicon Valley Bank и переехали на американский хостинг (пинги, стабильность). Первые деньги потратили на домен qbaka.com (тысяча долларов, нормально для 5-буквенного, пришлось долго торговаться), до этого был net. Удалось найти команду, которая сделала офигенный видеоролик западного уровня меньше, чем за тысячу долларов (сейчас ребята берут сильно больше, но все еще дешево, пишите если интересно). Серьезно, почти ни у одного из крупных сервисов на тот момент уровень роликов не был таким. Нашли парня, который нарисовал новый логотип.

— Слушай, давай зависнем в коворкинге, у меня есть идея для стартапа, я уже даже рисеч сделал. С меня смузи!
— Так, вот сразу на*** пошел.
(народный анекдот)

И все же сами пользователи не придут, а денег на рекламу даже с учетом pre-seed инвестиций толком не было. Нужны партнерства, каналы продвижения (об этом в следующем посте). По финансам мы вообще были самой экономной командой стартапа, экономили на всем (покупка домена — исключение), хотя модная сейчас модель развития стартапов учит быть наркоманом: тратить быстро, умирать молодым. Как оказалось позже, это хоть и исключение, но подход оказался правильным: с нашим проектом тратить быстро это верная и бессмысленная смерть, а экономия позволила нам обеспечить медленный, но устройчивый рост, дотянуть сначала до денежного приза в конкурсе, а потом и до инвестиций, начать принимать платежи. Ведь сервис пока еще был бесплатным, зарплат мы себе не платили, а кредитка почти исчерпала лимит. Все потому что сервис мы стали делать простой и близкий по духу — для себя, для программистов, а рынок у него оказался один из самых сложных: глобальный B2B. Покупать наш сервис будут компании, а не программисты из кармана, потому что именно бизнесу важно предоставлять сервис без ошибок, а за домашними проектами можно следить и укладываясь в бесплатный лимит. А продавать компаниям совсем не так же просто, как наблюдать за вирусным ростом какого-нибудь социального сервиса. По-разному устроены бюджеты, разные люди принимают решения, кто-то вообще аутсорсит разработку, а кто-то слишком крупный и погряз во внутренней бюрократии, у одних чистый веб-сервис, а у других оффлайновый бизнес (нас использует сайт доставки пиццы, например).



Одна из немногих искренних радостей стартапа — перебирать сайты пользователей, удивляться тому насколько они разные (страны, профили бизнеса, масштабы). От социальной сети для котиков до туристического курорта в Канаде, от сайта крупного СМИ до сайта знакомств для измены супругам, от Citrix-а до домашних страничек. Но это наверху айсберга, а внутри — ад из постоянных нервов, зебры из критических (в рамках компании) ситуаций. Прессуют по всем фронтам: дедлайны мероприятий и презентаций, отчеты инвесторам, питчи другим инвесторами, ответы пользователям, встречи с потенциальными партнерами, отчеты в налоговую, проверка документов, ко всему нужно готовиться и постоянно все идет не так. То ключ электронный сгорит на флэшке в самый неподходящий момент, когда повис перевод денег между банками и если его быстро не подтвердить, то государство их заберет себе. То акселератор почти на два месяца оказался без денег для нас (как в том анекдоте: приходит стартапер к инвестору, а инвестор тоже стартапер), хотя мы уже приехали в штаты и закончились последние личные резервы.

Привет, а дождь все не проходит, а я с утра не по погоде одет


Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом
(Пушкин, Евгений Онегин)

Если ваша команда маленькая (совет: мощную разноплановую команду надо строить с самого начала, если есть на это ресурсы, у нас не было), то в стартапе вам придется быть некомпетентным специалистом во всех профессиях, которыми в крупных компаниях занимаются отдельные люди. Программист, юрист, евангелист, бухгалтер, маркетолог, копирайтер, техподдержка, дизайнер, режиссер… Надо разбираться в размытии акций, конвертируемых займах, настройках nginx, какие бывают конференции по вашей теме, удобстве формы регистрации, сколько денег отправлять в пенсионный фонд и том в какое время лучше публиковать новости. Не просто разбираться, а все это делать. Каждый день: гуглить про акции, вычитывать километровые договоры, писать тексты вакансий, придумывать сценарий видеоролика, подробно прорабатывая каждую сцену, придумывать улучшения очередной версии логотипа, печатать баннер для демо-стенда на мероприятии, самостоятельно создав для него дизайн, выступать с презентациями, созваниваться с банком, ходить на почту отправлять документы, отвечать в твиттере на вопросы про сервис, следить за обновлениями конкурентов, список можно продолжать бесконечно. Ой, а программировать-то когда? По ночам, если будут силы после вот этого важного мероприятия где будет много инвесторов. А завтра встреча с представителем Opera. А послезавтра митап для фронтэндеров где можно попиарить сервис. Как легко оказалось поехать в Калифорнию почти на 4 месяца и не посмотреть вообще ничего, кроме Гранд Каньона.



Но год был неплохой. В последний день перед окончанием приема заявок мы подали наш стартап на Web Ready. Тогда мы еще не знали что поедем в Америку, поэтому в финал попали уже находясь в Menlo Park, в получасе пешком от штаб-квартиры Facebook, в одном доме с командами греческого и литовского стартапов. На машине, конечно, тоже экономили, поэтому частенько ходили полчаса до ближайшей станции Caltrain (электричка, которая соединяет Долину и Сан Франциско). Неправда, что в Долине нельзя без машины, по свежему воздуху очень приятно гулять. Обидно отказываться от финала Web Ready, поэтому мы договорились с двумя хорошими друзьями что они будут представлять наш стартап вместо нас. За две недели с нуля по скайпу мы за несколько созвонов обучили одного из них выступать с презентацией нашего проекта. Утром, как только проснулись, мы включили прямую трансляцию с финала. Разница с Россией ровно 12 часов, в наши 7 утра в Питере как раз объявляли победителей. Мы выиграли. 1 место. 500 тысяч рублей (до налогов). Это был лучший момент в нашей истории, такой радости не было даже от полученных позже инвестиций. Наши друзья помогли нам выиграть, за что получили из приза щедрое спасибо (шутка ли, позгрузиться в стартап-движуху даже на один день), вместе с девушкой, рисовавшей первый логотип. Остаток поделили между собой, это позволило закрыть кредиты и протянуть еще полгода, критичных до получения инвестиций. На офисе мы экономим до сих пор — работаем на кухне, только в январе 2014 переедем в коворкинг или офис. Еще был мини-грант от Сколково на 5млн рублей, но, кажется, получить его нам не светит.



О приключениях в Америке, запуске приема платежей, акселераторах, крупном партнере, юристах и инвестициях напишу в следующем посте, здесь и так уже много. Если вы пришли сюда узнать про бесплатный хостинг: стартапы в рамках акселераторов и ряда других программ могут получить безвозмездно от $1000 до $2000 в месяц на год от крупнейших хостингов в США: Rackspace, SoftLayer, Amazon, Google и Microsoft. С декабря 2012 по сегодняшний день хостинг Кубаки был бесплатным, несмотря на несколько серверов с щедро выделенными ресурсами и трафиком в десятки миллионов отчетов в день. Напишу об этом подробнее во второй части истории.

P.S. Мы ищем талантливого фронтэндера с развитым чувством стиля. Если вы такой, пишите на amima@qbaka.com
Андрей Мима @amima
карма
62,9
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разное

Комментарии (28)

  • +3
    Круто! А как stacktrace читаете?
  • +4
    Ребята, вы уж не поймите вопрос неправильно, только в чём у вашего сервиса фишка, за которую хотелось бы платить деньги?

    Некоторое время назад у меня возникла потребность логировать клиентские ошибки. Написал обработчик window.onerror, отсылающий информацию об ошибке на сервер, там я её мог хоть грепать, хоть загонять в БД и строить по данным графики. И мне даже в голову не пришло, что на этом можно сделать сервис — решение ведь очевидное.
    Я, конечно, потестирую ваш сервис, может действительно эта фишка есть — но при беглом изучении сайта я таковой не обнаружил.
    • 0
      Фишка в группировках ошибок и стектрейсах. Например, одна и та же ошибка в разных версиях браузеров будет на разных языках
      • 0
        Я тоже не до конца понял. Версию браузера можно так-же скинуть в лог.
        Потом отгрепать и понять че кого в конкретном браузере. Кроме того как бы не была описана ошибка — суть ее будет понятна — за бэкэндом же не робот сидит.
        Ну или я действительно не понимаю…
      • 0
        Группировка — ну не знаю, всё же можно грепом или выборкой из БД это порешать.
        Стектрейсы — да, допускаю. Как могу представить, это практически единственный, хоть и не гарантированный, способ восстановить состояние страницы на момент возникновения ошибки.
        Но по моему опыту в 95% случаев достаточно знать место ошибки и браузер, а дальше программист может и сам раскрутить что к чему.
        А вот если бы было что-то вроде яндексового вебвизора, чтобы сервис показывал воспроизведение всех действий в окружении вплоть до возникновения ошибки (а как бонус, ещё и анализировал бы её причины) — вот на такое бы я купился. В смысле — заплатил бы, тут экономия времени очевидна.
        • +1
          У них есть логирование действий пользователя, приведших к возникновению ошибки.
    • 0
      Фишка сервиса в репортинге, я так думаю, в аналитике и репортинге. Мало скинуть в лог, нужно это все еще сгруппировать и красиво показать.
      • +1
        А я всегда думал что фишка в том, что при падении ошибки в лог ее нужно смоделить и пофиксить и все.

        И на красоту представления ошибок мне как-то фиолетово (ИМХО).

        Главное — как можно быстрее пофиксить ее, поправить тесты, которые раньше ее не обнаруживали, еще раз их прогнать, проверить и выкатить новую пофиксенную версию в продакшн, чтобы не заставлять ждать конечного пользователя.
        • +1
          Забавно было бы увидеть сервис с такой фишкой
    • +4
      Я вам еще дам тему для непонимания. Люди еще и для сервер сайда такое используют, splunk например. А вообще, вот это скинуть, грепать, БД, графики это же все равно надо реализовывать, дать для этого инфраструктуру. Часто проще купить.
      • 0
        Ну splunk, по моему опыту, ставится при очень сильной фрагментации (реализаций множество — например под разные системы win/linux/и т.д.) + когда функционал очень сложен, либо же, когда имеются множество систем, объедененных в одно целое.

        Он позволяет сократить время на анализ среди кучи реализаций, или кучи систем, генерирующих абсолютно разные логи, каждая в своем формате.

        Ошибки там ооочень часто привязаны именно к среде/железу/системе + он эффективен, когда вариантов множество, код сложен и т.д.

        Здесь же все работает в рамках браузера — т.е. гораздо более узкая область.
        Да, могут быть конечно ошибки связанные с системой (Android / PC / IOS), но это все очень легко детектится да и логика приложений в большинстве случаев достаточно проста, а реализация (JS/HTML/Server-side) обычно одна на все варианты + логи ошибок (как и ошибки) стандартны, хоть и могут отличаться «написанием».
        Если в этом случае использовать такой вот «splunk» — это как из гаубицы по воробьям стрелять.

        Хотя, быть может есть другой опыт у кого-либо — я не долго этот инструмент использовал.
    • +3
      Домашнему сервису на который ходят только друзья, конечно, нет причин платить за сервис, но он и укладывается в бесплатные лимиты. Если же у вас серьезный веб-сервис с большим количеством пользователей, то и поток ошибок будет большой. И Вы неизбежно столкнетесь с тем что при нескольких десятках тысяч ошибок в день (для этого достаточно сотни тысяч пользователей) список ошибок для вас абсолютно бесполезен без какой-либо агрегации, фильтрации, группировки, сортировки и более умного анализа. Просто лог — бесполезен, в нем слишком много шума, произвольная выборка из базы на реальных данных не спасет, даже если Вы гуру регулярных выражений. Вот именно за это и готовы платить: за возможность анализировать ошибки в реальных системах, где ошибок случается много. И еще немного готовы платить за дополнительный и гибкий интеллект аналитики.

      Разумеется, вообще все можно сделать ручками (хотя разработчики тоже люди и грепать удобно далеко не всем, именно поэтому появляются и набирают популярность SaaS). В частности, это я хочу упомянуть когда напишу про разницу менталитетов в России и США. В России не всегда принято считать стоимость времени разработчика. На написание своего движка логов в хоть сколько-нибудь удобном для использования виде (чтобы потом не тратить часы на анализ сырых логов), вы потратите несколько дней (просто записывать логи в базу можно и за час, но в реальной системе этот лог будет абсолютно бесполезен). Несколько дней работы разработчика стоят намного дороже, чем обойдется использование готового инструмента. Тем более, чтобы начать использовать готовое, достаточно подключить, а свою систему надо сначала разработать. На западе это понимают и платят.

      Можно и Google Analytics самостоятельно написать, это несложно. А потом хоть графики по этим данным строить, хоть грепать. Одна проблема: это надо делать, а делать стоит времени и денег. И это неудобно, в отличие от прекрасной готовой гугл-аналитики. Скорее всего мы просто недостаточно хорошо объясняем в чем основная ценность нашего сервиса, она вовсе не в том что мы визуализируем лог ошибок.
      • +2
        И по опыту реально в лог сыпится куча РАЗНЫХ ошибок?
        Просто было у нас, что валились десятки тысяч ошибок — виной тому стала библиотека, не подгружавшаяся с зависшего CDN-а.

        Выдернуть из лога первую ошибку (потому как, чтобы понять как сыпется, надо начать с первой ошибки, т.к. остальные могут быть уже следствием) для каждого пользователся по таймстампу и уникальному тексту обычным регспом ушло 15 минут и дальше вместо 100000 строк лога у нас было 3 разных текстовых версии одной ошибки. Все.

        Я не в коем случае не хочу сказать что сервис плох — хочу понять кто использует и зачем, чтиобы потом это применять в дальнейшем, если будет нужно.
      • 0
        Ок, спасибо за ответ, как я понял — у вас всё-таки имеется аналитика, это интересно. Ещё интереснее будет, если напишете пост с демонстрацией полезности инструмента на примерах, хотя бы подобных реальным. Я вот, как не силюсь, не могу представить какой же должен быть проект, чтобы мне не хватало моего, за пару часов написанного, отладчика. Тем более, что чем больше и серьёзнее проект, тем тщательнее он должен отлаживаться перед запуском.
    • +1
      Я вот также думал про MailChimp (зачем использовать какой-то там платный сервис, когда у нас есть функция mail() и БД)… пока не попробовал его ))
      Думаю, тут можно аналогию провести между «сделать что-то непрофильное самому» и «нанять специалиста».
      Впрочем, сам я отправляю js-ошибки через window.onerror в гугл.аналитику ;)
  • 0
    А как убеждаете доверять вам? Мне кажется это самый интересный момент — не каждый хочет делиться ошибками =)
  • 0
    «Ели маффин мужики..»
  • 0
    Пользовался где-то год назад, отличный проект, спасибо ребята.
    Было одно неудобство — отсутствие source maps — ведь код все равно жмется. Сейчас их можно использовать?
    • 0
      Скоро можно будет, это самый первый план на начало 2014.
  • 0
    Отличный проект, скоро будем внедрять у себя.
    Надо разбираться в размытии акций, конвертируемых займах, настройках nginx, какие бывают конференции по вашей теме, удобстве формы регистрации, сколько денег отправлять в пенсионный фонд и том в какое время лучше публиковать новости. Не просто разбираться, а все это делать. Каждый день: гуглить про акции, вычитывать километровые договоры, писать тексты вакансий, придумывать сценарий видеоролика, подробно прорабатывая каждую сцену, придумывать улучшения очередной версии логотипа, печатать баннер для демо-стенда на мероприятии, самостоятельно создав для него дизайн, выступать с презентациями, созваниваться с банком, ходить на почту отправлять документы, отвечать в твиттере на вопросы про сервис, следить за обновлениями конкурентов, список можно продолжать бесконечно.

    +100500, узнал себя в этом абзаце =)

    На машине, конечно, тоже экономили, поэтому частенько ходили полчаса до ближайшей станции Caltrain

    В Менло Парк же беда с тротуарами, периодически они отсутствуют :( и от этого очень неудобно передвигаться пешком.

    Приятно было с вами познакомиться на RIW, удачи!
  • 0
    Супер! Искренне желаю вам успеха! :)
  • +1
    я так и не понял, чем это лучше связки sentry + raven
  • 0
    Как-то поставил себе qbaka, запустил… И волосы на голове зашевелились — столько различных ошибок начало сваливаться.
    К сожалению в основном фаерволы резали файлы исполняемые.
  • 0
    Всегда был интересен один момент. У меня есть стартап, все ок, я хочу в Штаты. Какую визу я могу получить на основе своего стартапа, нужно ли приглашение от акселератора/инкубатора и сколько я там могу находиться?
    • 0
      В штатах прошла сенат инициатива стартап-визы, правда для нее, кажется, нужно получить инвестиции, подробнее не следил. Надо детально читать, ее вроде пока еще не приняли, но должны были скоро принять.
      В остальном, есть три основных способа попасть в штаты по делам стартапа.
      1. Рабочая виза, как во всех крупных компаниях. Регистрируется компания в США (это делается через интернет за 15 минут). Далее в весной конкурс на квоты — надо успеть в первые день-два в числе других крупных компаний подать заявку на рабочую визу для себя же. Количество таких виз ограничено, разбирают за пару дней, а работать можно начиная с осени. Это H1B, действует долго, стоит дорого (несколько тысяч долларов).
      2. Виза для топ-менеджеров компаний, у которых есть юрлицо в США и в другой стране, и эти компании связаны. Нужно минимум год (не уверен, но вроде даже без поездок в штаты) проработать на должности CEO, CTO, итп в компании, которая не в США, но связана с компанией в США (например, дочерняя, можно американской компанией поглотить русскую). Тогда можно делать специальную визу для сотрудников, который отправили управлять представительством в США. Тип визы L1, действует долго, тоже относительно дорого из-за юридической возни.
      3. Короткая бизнес-поездка. Которая B1/B2, то есть туристическая + бизнес. Чтобы быть в штатах долго, нужно приглашение от акселератора или любая другая уважительная и убедительная причина именно долгого пребывания, иначе потом могут быть сложности в въездом. С акселератором легко быть, например, 4 месяца из 6. Самому я бы не рекомендовал приезжать дольше, чем на месяц-два, 3 — край. Несмотря на то что могут позволить въезд на 6 месяцев.
  • 0
    Надо разбираться в размытии акций, конвертируемых займах, настройках nginx, какие бывают конференции по вашей теме, удобстве формы регистрации, сколько денег отправлять в пенсионный фонд и том в какое время лучше публиковать новости. Не просто разбираться, а все это делать. Каждый день: гуглить про акции, вычитывать километровые договоры, писать тексты вакансий, придумывать сценарий видеоролика, подробно прорабатывая каждую сцену, придумывать улучшения очередной версии логотипа, печатать баннер для демо-стенда на мероприятии, самостоятельно создав для него дизайн, выступать с презентациями, созваниваться с банком, ходить на почту отправлять документы, отвечать в твиттере на вопросы про сервис, следить за обновлениями конкурентов, список можно продолжать бесконечно.

    По вашим ощущениям, какая доля из данных мероприятий связана с тем фактом, что вы ищете инвесторов и у вас усложнен маркетинг из-за фокуса на B2B? Если сфокусироваться на B2C и не искать инвестора, будет намного легче?
    • 0
      Будет легче, но не намного. А местами и сложнее. По моим ощущениям, примерно 80% актуальных для фаундеров задач совпадают во всех проектах.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.