Пользователь
0,0
рейтинг
14 декабря 2013 в 00:23

Разработка → Тайны кнопок в Android. Часть 1: Основы верстки из песочницы tutorial

Приветствую, уважаемое сообщество.

В своем цикле статей по разработке Android-приложений я хочу поделиться с вами интересными и полезными приемами верстки сложных элементов управления. Мы рассмотрим как базовые приемы верстки, так и продвинутые способы ее оптимизации, которые существенно облегчают развитие и сопровождение Android-приложений, экономят время и деньги.

Первая часть предназначена для начинающих разработчиков. Я покажу, как сделать достаточно сложную кнопку исключительно версткой, не применяя Java-кода, ни тем более собственных компонентов. Знание этих приемов верстки пригодится и при работе с другими компонентами Android. По ходу статьи я буду подробно пояснять, что означают те или иные константы, атрибуты, команды и тому подобное. Но я также буду давать ссылки на официальную документацию Google, где вы можете подробно изучить каждую тему. Данная статья обзорная, я не ставлю цели привести здесь всю документацию, переведенную на русский язык. Поэтому я рекомендую изучать официальные источники, в частности те статьи, ссылки на которые я привожу здесь.

Что мы хотим сделать в данной статье? Допустим, мы делаем приложение, позволяющее включать/выключать функцию телефонии на смартфоне, в приложении будет кнопка “вкл/выкл”. Мы создадим кнопку с нашим собственным фоном и рамкой со скругленными углами. Фон и рамка будут меняться, когда кнопка получает фокус или становится нажатой. У кнопки будет текстовое название и иконка, поясняющая назначение кнопки визуально. Цвет текста и иконки также будет меняться при нажатии. Что еще? Так как кнопки “вкл./выкл.” встречаются в приложениях довольно часто, в Android уже есть готовый функционал для хранения/изменения состояния. Мы будем использовать его вместо того, чтобы изобретать собственный велосипед. Но отображение этого состояния мы сделаем свое, чтобы оно подходило нам по стилю.

Выглядеть это будет примерно так:



По левому краю кнопки располагаем иконку. Текст кнопки выравниваем по вертикали по центру, а по горизонтали левому краю. Но при этом текст не должен оказаться поверх иконки. По правому краю кнопки выравниваем индикатор включенного или выключенного телефона. Пространство между текстом на кнопке и правой иконкой индикатора “тянется” при необходимости. При нажатии кнопки фон становится серым, а рамка и все элементы на кнопке становятся белыми.

Делать все это будем только версткой. Почему верстка, а не код? Правильно сверстанная страница может легко стилизоваться, то есть ее можно менять практически до неузнаваемости простой заменой стиля. Можно даже предлагать пользователю выбирать тот стиль, который ему больше по душе. Стили в Android — это аналог каскадных таблиц CSS в HTML.

Решения, выполненные версткой, обычно компактнее аналогичных решений, выполненных кодом, при этом меньше шансов допустить ошибку. И большинство сверстанных без применения кода страниц можно просматривать и отлаживать в режиме дизайн (то есть прямо в IDE), для этого не нужно запускать приложение, ожидать деплоя и т.п.

Создаем каркас приложения

Приступим к реализации. Для демонстрации я буду использовать Android Developer Tools (ADT), построенный на Eclipse.
Создадим новый проект. File->New->Android Application Project.
Application Name: MysteriesOfButtonsPart1
Project Name: MysteriesOfButtonsPart1
Package Name: com.mysteriesofbuttons.part1
Остальные параметры оставим по умолчанию:


Next. На следующей странице для экономии времени позволим ADT создать для нас тестовую Activity:


Next. Иконки оставим по умолчанию, в данном случае речь не о них.
Next. Создаем пустую Activity, то есть опять же все по умолчанию:


Next. Имя Activity оставляем без измений:


Finish. Наконец-то можем перейти к делу.

Простейшая кнопка

Начнем с кода Layout. Откроем файл /res/layout/activity_main.xml и заменим все его содержимое следующим кодом:
<RelativeLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    android:layout_width="match_parent"
    android:layout_height="match_parent" >

    <Button
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:text="Телефония" />

</RelativeLayout>

RelativeLayout — макет, в котором дочерние элементы размещаются относительно друг друга, например, расположить кнопку слева от другой кнопки и т.п. Подробнее о работе RelativeLayout можно почитать здесь.

Button — наша кнопка. Мы задаем ей атрибут android:id, по которому сможем идентифицировать ее в приложении. Формат @+id/ означает, что в ресурсах должен быть создан новый идентификатор. Если бы мы указали @id/, то это бы означало, что в ресурсах указанный идентификатор уже должен быть.

А вот так мы задаем отображаемый пользователю текст: android:text="Телефония"

Забегая вперед, скажу, что весь текст, который видит пользователь, должен храниться не в коде макетов страниц и не в Java-коде, а в ресурсах strings.xml, чтобы приложение могло поддерживать более одного языка, но об этом подробнее в следующей части. Пока что мы укажем текст прямо в макете, чтобы улучшить наглядность примера.

Как RelativeLayout, так и Button имеют атрибуты android:layout_width и android:layout_height. Это обязательные атрибуты любого View. Как следует из названия, они обозначают соответственно ширину и высоту элементов. Их можно задавать в различных единицах, но мы не используем конкретные размеры, как вы могли заметить. Мы используем константы match_parent и wrap_content.

match_parent означает, что элемент должен полностью заполнить своего родителя по горизонтали либо по вертикали, в зависимости от того, задаем ли мы ширину или высоту.

wrap_content означает, что размер элемента должен быть минимальным, но таким, чтобы все содержимое элемента в него поместилось.

Есть еще константа fill_parent, которая означает ровно то же самое, что и match_parent. Зачем использовать две одинаковых константы? fill_parent был введен до версии API 8, а с восьмой версии является устаревшим и не рекомендуется к использованию. Дело в том, что для англоязычных разработчиков match_parent точнее отражает смысл константы, чем fill_parent.

Я стараюсь использовать эти константы match_parent и wrap_content везде, где только возможно, всячески избегая указания фиксированных размеров, так как приложения Android работают на устройствах с сильно отличающимися размерами экранов.

Теперь, когда с основой окна разобрались, давайте перейдем к коду нашей Activity MainActivity.java:
package com.mysteriesofbuttons.part1;

import android.app.Activity;
import android.os.Bundle;

public class MainActivity extends Activity {

    @Override
    protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
        super.onCreate(savedInstanceState);
        setContentView(R.layout.activity_main);
    }

}

В этом коде мы видим только одну имеющую смысл команду: setContentView(R.layout.activity_main);
Этот метод устанавливает ресурс макета страницы, с которым будет работать Activity.

Давайте запустим наше приложение и посмотрим, что получилось:

А теперь откроем в Eclipse файл activity_main.xml и нажмем кнопку Graphical Layout:


Мы видим ту же кнопку с теми же размерами, в тех же цветах, что и на эмуляторе. Только чтобы это увидеть, нам не пришлось ждать запуска эмулятора и деплоя приложения. Сохранили время? Первый профит от верстки. В дальнейшем будем стараться обходиться без эмулятора, тестируя на нем не каждый шаг, а только готовую версию.

Стили текста

Теперь займемся выравниванием. Сейчас текст на кнопке выровнен по центру. Это стиль по умолчанию для кнопки. Но нам нужно выровнять текст по левому краю, сохранив выравнивание по центру по вертикали. Как это сделать? Добавим к кнопке атрибут android:gravity:
    <Button
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:text="Телефония"
        android:gravity="left|center_vertical" />

Этот атрибут может принимать одно или два значения, в нашем случае два. Значения разделяются вертикальной чертой |
Как это выглядит:


О различных вариантах выравнивания и о том, что они означают, можно подробно почитать здесь

Попробуйте “поиграть” с этими вариантами и посмотреть, как это влияет на внешний вид кнопки. Если хотите сделать текст на кнопке жирным и/или курсивом, воспользуйтесь параметром android:textStyle, например android:textStyle="bold|italic". Если нужно изменить размер текста на кнопке, подойдет параметр android:textSize, например: android:textSize="24sp".

sp — Scale-independent Pixels — единица измерения, основанная на плотности экрана и на настройках размера шрифта. Чтобы текст выглядел одинаково хорошо на разных экранах, рекомендуется задавать его размер именно в sp.

Зададим эти параметры нашей кнопке:
    <Button
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:text="Телефония"
        android:gravity="left|center_vertical"
        android:textStyle="bold|italic"
        android:textSize="24sp" />



Я предпочитаю оставлять стили ближе к значениям по умолчанию, так как они тщательно подбирались высоко оплачиваемыми дизайнерами, и с моим чувством вкуса я очень сомневаюсь, что смогу сделать лучше. Данный пример призван показать читателю как можно больше возможностей, и не претендует на звание произведения искусства, поэтому прошу не пинать за то, что раньше оно выглядело лучше.

Помещаем иконку на кнопку

Идем дальше. Теперь нам нужно добавить иконку на кнопку. Иконка задается следующим файлом icon_phone_normal.png:
кликните, чтобы скачать

Импортируем его в ресурсы приложения в каталог drawable-hdpi. Чтобы задать иконку кнопке, добавим ей атрибут android:drawableLeft:
    <Button
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:text="Телефония"
        android:gravity="left|center_vertical"
        android:textStyle="bold|italic"
        android:textSize="24sp"
        android:drawableLeft="@drawable/icon_phone_normal" />



Кроме android:drawableLeft, есть еще несколько атрибутов, которые позволяют задавать иконки, размещая их в других частях кнопки: android:drawableTop, android:drawableBottom, android:drawableRight, android:drawableStart, android:drawableEnd.

Как вы заметили, мы указали путь к иконке без расширения PNG, а также без суффикса -hdpi. Это не опечатка. Расширение никогда не указывается, так как в имени идентификатора не может быть точки. А суффикс -hdpi будет подставлен Android автоматически, так как это единственный каталог drawable, в котором есть иконка icon_phone_normal. Если бы иконка была не только в каталоге drawable-hdpi, но и в drawable-mdpi, к примеру, то Android выбрал бы наиболее полходящую для разрешения экрана того устройства, на котором запущено приложение. Так вы можете поставлять качественные продукты, одинаково хорошо выглядящие на устройствах с разным размером и плотностью экрана. О поддержке разных экранов у Google есть очень хорошая статья.

Собственный фон для кнопки

Теперь, когда мы разобрались с drawable-ресурсами, давайте заменим фон нашей кнопки на тот, который нам нужен. Для этого мы будем использовать такую картинку button_normal.png:
кликните, чтобы скачать

Импортируйте ее в drawable-hdpi. На картинке мы видим черные полоски вдоль каждой из границ экрана. Они служат для того, чтобы Android правильно растягивал картинку под нужный нам размер. Левая и верхняя линии показывают, какая область картинки будет растягиваться по вертикали и горизонтали соответственно. А правая и нижняя линии показывают, в какую область растянутой картинки нужно вписывать содержимое элемента, если у него есть дочерние элементы. При этом сами черные линии конечно же не видны на результирующей картинке.

Это называется nine-patch drawable, об этой технике верстки подробно можно почитать здесь

Чтобы ресурс считался 9-patch, в его имени перед расширением должна присутствовать девятка, отделенная от остального имени еще одной точкой, как у нас: button_normal.9.png

Как назначить элементу такой растягиваемый фон? Откроем текст нашей кнопки и добавим ей атрибут android:background:
    <Button
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:text="Телефония"
        android:gravity="left|center_vertical"
        android:textStyle="bold|italic"
        android:textSize="24sp"
        android:drawableLeft="@drawable/icon_phone_normal"
        android:background="@drawable/button_normal" />



Выглядит не очень красиво, так как кнопка “прижалась” к сторонам экрана вплотную. Это случилось потому, что в фоне по умолчанию, который мы сменили на наш собственный, рамка кнопки была нарисована с отступом, и этот отступ мы видели на предыдущих скриншотах. Мы также можем перерисовать фон кнопки, но можем задать отступ и другим способом, и хорошо бы сразу для всех элементов окна, чтобы не дублировать код для каждого. Для этого подойдет атрибут android:padding у тега RelativeLayout:
<RelativeLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    android:layout_width="match_parent"
    android:layout_height="match_parent"
    android:padding="6dp" >



Что такое dp? Density-independent pixel — мера, которая будет автоматически масштабироваться на устройствах с разной плотностью пикселей экрана так, чтобы элемент выглядел одинаково. Всегда используйте dp, а не px, когда необходимо задать конкретный размер, иначе приложение будет выглядеть хорошо только на вашем телефоне.

Атрибут android:padding задает одинаковые отступы со всех сторон. Если мы хотим задать разные отступы с каждой стороны отдельно, можем использовать атрибуты android:paddingLeft, android:paddingRight, android:paddingTop, android:paddingBottom, android:paddingStart и android:paddingEnd.

Рассмотренные нами до сих пор атрибуты есть не только у кнопки, но и у других элементов. Например, android:background есть у всех видимых элементов, android:drawableLeft — у TextEdit и так далее.

Идем дальше. Если запустить наше приложение, мы увидим, что при щелчке на кнопку ее внешний вид никак не меняется, то есть визуально не видно, нажата кнопка или нет. В таком виде оставлять нашу кнопку нельзя, так как пользователь не сможет понять, работает приложение, или нет.

Работаем с состояниями в Android

Здесь нам на помощь приходят состояния. Когда с кнопкой ничего не происходит, она находится в не нажатом состоянии. Если на кнопке находится фокус ввода, она переходит в состояние state_focused. Если нажать на кнопку пальцем, она будет находиться в состоянии state_pressed, пока мы не отпустим палец. Как это нам поможет? Мы можем задавать внешний вид элементов для каждого состояния отдельно. Дальше мы детально рассмотрим, как это делается. Обратите внимание, что состояние можно использовать для отрисовки всего, что видно пользователю: иконки, картинки, отдельные цвета и т.п.

Начнем с фона. Зададим для нашей кнопки красную рамку, когда она в фокусе, и рамку с инвертированными цветами, когда она нажата. Для этого импортируйте в каталог drawable-hdpi следующие изображения:
кликните, чтобы скачать
кликните, чтобы скачать

Теперь у нас есть 3 картинки фона на 3 состояния. Но атрибут android:background можно задать только один раз. Чтобы выйти из ситуации, мы создадим новый drawable-ресурс selector, объединяющий наши 3 картинки.

Щелкнем правой кнопкой мыши на каталоге drawable-hdpi, выберем New->Android XML File. Введем название файла button_background и выберем корневой элемент selector:


Finish.
Мы получили заготовку следующего содержания:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<selector xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android" >
</selector>

Добавим в селектор картинки для состояния state_focused и state_pressed:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<selector xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android" >
    <item android:drawable="@drawable/button_pressed" android:state_pressed="true" />
    <item android:drawable="@drawable/button_focused" android:state_focused="true" />
    <item android:drawable="@drawable/button_normal" />
</selector>

Обратите внимание, что для картинки button_normal состояние не указывается. Это означает, что такая картинка будет использована всегда, если кнопка не в состоянии state_focused или state_pressed. Кроме рассмотренных состояний можно использовать еще несколько, полный перечень описан здесь

Как работает селектор? Когда селектор назначен какому-то элементу, он постоянно получает состояние элемента-хозяина, и возвращает ему первый из перечисленных ресурсов, который соответствует состоянию владельца.

Откроем текст нашего макета activity_main.xml и заменим фон кнопки на button_background:
    <Button
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:text="Телефония"
        android:gravity="left|center_vertical"
        android:textStyle="bold|italic"
        android:textSize="24sp"
        android:drawableLeft="@drawable/icon_phone_normal"
        android:background="@drawable/button_background" />

Также затемним фон всего окна, чтобы лучше видеть белую рамку нажатой кнопки:
<RelativeLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    android:layout_width="match_parent"
    android:layout_height="match_parent"
    android:padding="6dp"
    android:background="#dddddd" >

Теперь, если запустить приложение на эмуляторе, и нажать кнопку, мы увидим, что она меняет свой фон:


Изменяем иконку при нажатии

Уже неплохо, но можно и лучше. Давайте повторим процесс создания селектора для смены иконки телефона в нажатом состоянии. Импортируйте в drawable-hdpi иконку icon_phone_pressed.png:
кликните, чтобы скачать

Создайте селектор icon_phone со следующим текстом:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<selector xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android" >
    <item android:drawable="@drawable/icon_phone_pressed" android:state_pressed="true" />
    <item android:drawable="@drawable/icon_phone_normal" />
</selector>

И в тексте кнопки замените drawableLeft на наш новый селектор icon_phone:
    <Button
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:background="@drawable/button_background"
        android:drawableLeft="@drawable/icon_phone"
        android:gravity="left|center_vertical"
        android:text="Телефония"
        android:textSize="24sp"
        android:textStyle="bold|italic" />



Изменяем цвет текста при нажатии

Теперь иконка меняется при нажатии на кнопку так же, как и фон. Осталось разобраться с цветом текста. Он пока что остается черным в любом состоянии. Если бы в нажатом виде текст тоже становился белым, как рамка и иконка, кнопка выглядела бы куда интереснее.

Управление цветом несколько отличается от картинок. Пойдем по порядку. Во-первых, цвета хранятся в отдельном каталоге, который мы должны создать. Добавим подкаталог color в каталоге res, на одном уровне с каталогом drawable-hdpi:


Далее в каталоге color создадим Android XML File с именем text_color и корневым элементом selector:


И заменим его содержимое следующим:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<selector xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android">
    <item android:color="@android:color/white" android:state_pressed="true" />
    <item android:color="#484848" />
</selector>

По аналогии с картинками, здесь задаются цвета для состояния state_pressed и состояния по умолчанию. Цвета здесь задаются двумя способами: android:color="@android:color/white" и android:color="#484848"

В первом случае мы используем заранее созданный цвет в пространстве имен android. Во втором — указываем RGB-значение цвета в шестнадцатиричной системе исчисления. В данном случае мы задали цвет по умолчанию такой же, как цвет рамки в ненажатом виде.

Теперь вернемся к исходнику нашей кнопки и пропишем цвет текста android:textColor="@color/text_color":
    <Button
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:background="@drawable/button_background"
        android:drawableLeft="@drawable/icon_phone"
        android:gravity="left|center_vertical"
        android:text="Телефония"
        android:textSize="24sp"
        android:textStyle="bold|italic"
        android:textColor="@color/text_color" />

Теперь мы не можем видеть результат в Graphical Layout, это известная проблема плагина, которую, я надеюсь, Google когда-нибудь починит. К сожалению, тестировать цвета с состоянием можно только на эмуляторе или реальном устройстве.

На этом художественная часть верстки завершена. Сейчас кнопка выглядит так:


Прикручиваем ToggleButton

Далее поговорим о том, как отображать состояние телефонии на кнопке (вкл/выкл). Мы помним, что у кнопки иконка может быть не только слева. Для отображения текущего состояния мы добавим кнопке иконку справа. Пусть это будет галочка для состояния Вкл и крестик для состояния Выкл. Как мы будем менять иконки? Самый очевидный вариант — это определить обработчик события OnClickListener и поочередно менять иконку drawableRight. Вполне рабочий вариант. Но что делать, если на странице не одна, а 10 кнопок, и вообще кнопка может быть не только на этой странице. Тогда наш путь приведет к дублированию кода, который будет копипастом кочевать из одной Activity в другую, не самое красивое решение. Да и если нужно будет что-то изменить, менять придется во многих местах. Хотелось бы этого избежать.

К счастью, Android предоставляет для этих целей специальный компонент — ToggleButton. Эта кнопка может находиться в двух состояниях: включено и выключено. Заменим в нашем макете тег Button на ToggleButton:
    <ToggleButton
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:background="@drawable/button_background"
        android:drawableLeft="@drawable/icon_phone"
        android:gravity="left|center_vertical"
        android:text="Телефония"
        android:textSize="24sp"
        android:textStyle="bold|italic"
        android:textColor="@color/text_color" />

Так как ToggleButton наследуется от Button, к ней применимы все атрибуты Button, но есть нюанс. ToggleButton игнорирует атрибут text, зато вводит два новых: textOn и textOff. Они задают текст для включенного и выключенного состояний соответственно. Но мы хотим отображать состояние картинкой, а текст хотим оставить как есть. Поэтому пропишем наш текст обоим атрибутам, а атрибут text уберем за ненадобностью:
    <ToggleButton
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:background="@drawable/button_background"
        android:drawableLeft="@drawable/icon_phone"
        android:gravity="left|center_vertical"
        android:textOn="Телефония"
        android:textOff="Телефония"
        android:textSize="24sp"
        android:textStyle="bold|italic"
        android:textColor="@color/text_color" />

Теперь подготовим картинки для отображения состояния кнопки. Импортируйте в drawable-hdpi ресурсы icon_on_normal.png, icon_on_pressed.png, icon_off_normal.png и icon_off_pressed.png (представлены в порядке перечисления):
кликните, чтобы скачать
кликните, чтобы скачать
кликните, чтобы скачать
кликните, чтобы скачать
Внимание: белые иконки на прозрачном фоне не очень здорово видны в браузере на белом фоне.

Зачем четыре иконки? Вспомним, что мы хотим отображать все элементы кнопки белыми, когда пользователь удерживает кнопку нажатой. Поэтому для каждого состояния Вкл и Выкл мы должны дать по две иконки: в нажатом и отпущенном состоянии. Итого четыре.

Создадим новый drawable селектор с именем icon_on_off:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<selector xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android" >
    <item
        android:drawable="@drawable/icon_on_pressed"
        android:state_checked="true"
        android:state_pressed="true" />
    <item
        android:drawable="@drawable/icon_on_normal"
        android:state_checked="true" />
    <item
        android:drawable="@drawable/icon_off_pressed"
        android:state_checked="false"
        android:state_pressed="true" />
    <item
        android:drawable="@drawable/icon_off_normal"
        android:state_checked="false" />
</selector>

Здесь видно, что компонент может иметь сразу несколько состояний, например он может быть одновременно отмеченным и нажатым, или отмеченным и ненажатым и так далее.

android:state_checked="true" соответствует кнопке в режиме Вкл, а android:state_checked="false" — кнопке в режиме Выкл.

Теперь вернемся к нашей кнопке и добавим ей атрибут android:drawableRight="@drawable/icon_on_off". Для наглядности я добавил его сразу после android:drawableLeft:
    <ToggleButton
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:background="@drawable/button_background"
        android:drawableLeft="@drawable/icon_phone"
        android:drawableRight="@drawable/icon_on_off"
        android:gravity="left|center_vertical"
        android:textOn="Телефония"
        android:textOff="Телефония"
        android:textSize="24sp"
        android:textStyle="bold|italic"
        android:textColor="@color/text_color" />

Что у нас получится, если запустить приложение? Мы видим кнопку ненажатую, в режиме Выключено. При этом если ее нажать и держать, все элементы отображаются белым на сером фоне:


Отпускаем кнопку, состояние меняется на Включено. Если нажать еще раз, снова увидим серый фон и белые иконки, после чего состояние опять будет Выключено:


Именно то, что нам нужно.

Немного кода

На всякий случай давайте посмотрим, как можно в коде нашего приложения понять, включена кнопка или выключена. Для этого мы можем анализировать значение isChecked() кнопки: true — включена, false — выключена. Добавим атрибут android:onClick="onToggleButtonClick" к нашей кнопке:
    <ToggleButton
        android:id="@+id/act_main_btn_telephony"
        android:layout_width="match_parent"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:background="@drawable/button_background"
        android:drawableLeft="@drawable/icon_phone"
        android:drawableRight="@drawable/icon_on_off"
        android:gravity="left|center_vertical"
        android:textOn="Телефония"
        android:textOff="Телефония"
        android:textSize="24sp"
        android:textStyle="bold|italic"
        android:textColor="@color/text_color"
        android:onClick="onToggleButtonClick" />

В MainActivity.java добавим соответствующий метод:
package com.mysteriesofbuttons.part1;

import android.app.Activity;
import android.os.Bundle;
import android.view.View;
import android.widget.Toast;
import android.widget.ToggleButton;

public class MainActivity extends Activity {

    @Override
    protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
        super.onCreate(savedInstanceState);
        setContentView(R.layout.activity_main);
    }

    public void onToggleButtonClick(View button) {
        Toast.makeText(
                getApplicationContext(), 
                Boolean.toString(((ToggleButton) button).isChecked()),
                Toast.LENGTH_SHORT).show();
    }
}

Запустив приложение и нажав кнопку, мы увидим внизу экрана текстовые подсказки true/false. А это значит, что все работает.

Заключение

Как видите, возможности верстки в Android весьма обширны: в данной статье весь функционал, кроме подсказок, реализован только версткой. Но это далеко не все.

В данной статье код XML намеренно оставлен неидеальным. Изучение базовых возможностей верстки и продвинутая оптимизация — это две разные темы. Конечно, настоящие гуру должны сразу писать оптимально. Но данная статья преследует учебные цели и рассчитана на начинающих разработчиков, поэтому я решил усложнять постепенно.

Всех желающих изучить пример оптимизации верстки в Android приглашаю прочесть и обсудить вторую часть данной статьи. В ней я рассматриваю следующие темы:
  • использование строковых ресурсов strings.xml
  • собственные стили styles.xml и наследование стилей
  • темы
  • ресурсы размерностей dimens.xml

Эти вопросы будут изучены на примере оптимизации кода из первой части статьи. А пока благодарю всех, кто нашел время прочесть мою статью. Надеюсь, я смог показать что-то новое. Жду ваших отзывов и комментариев.

Полезные ссылки

Степан Фурдей @DOCT0R
карма
12,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (23)

  • +6
    <оффтопик>
    возвращение geocities, android edition
    </оффтопик>
  • –1


    The Phantom of the icon is there inside my mind…

    FF 26.0, Ubuntu 12.04
    • +1
      Если взяться с пространство между ">" и "<" и потащить… Да дотащить до места, где фон не белый, то можно увидеть, что там лежит.
      • +3
        Извините за неудобства. Выделил иконку, как мог, чтобы ее можно было сохранить на свой компьютер и импортировать в проект. Если щелкнуть на пространстве между ">" и "<" правой кнопкой, то можно сохранить изображение.
        • 0
          Для этого вполне бы подошло изображение на тёмном фоне для наглядности и ссылки для скачивания.
          • +1
            Спасибо, отдельная картинка к статье и отдельная для скачивания действительно лучше смотрится. Доработал статью.
            • +1
              Извиняюсь за манеру, в которой вам это преподнёс. Бесъ попутал.
  • +1
    Спасибо! Отличная статья! В полной мере раскрывает работу с селекторами. Не знал про свойства в Button drawableLeft и drawableRight)
  • –1
    Большое спасибо за статью.
    Читается очень легко.
    В статье по строковым ресурсам вы затронете локализацию приложения? Интересует такой момент, как язык по умолчанию. Если я пишу приложение только на русском языке я могу размещать строки прям в values или я должен разместить всё в values-ru?
    • 0
      Да, расскажу про локализацию и постараюсь подобрать наиболее полезные ссылки на официальную документацию
  • 0
    Если открыть изображения, которые вы используете для фона, в программе draw9patch и выбрать show bad patches, можно увидеть что они (bad patches) присутствуют. Чтобы от них избавится, достаточно слева и сверху указать всего по одному пикселю, вместо полоски на всю ширину/высоту. Вот у меня вопрос, на сколько плохо когда в используемых 9 patch изображениях есть эти bad patches и влияет ли это на скорость отрисовки?
    • 0
      Да по барабану. Все nine-patch на этапе сборки компилируются aapt в свой png, где в метаданных хранятся данные об отсупах. Эти `bad patches` туда просто не попадут, т.к. они не обозначают ничего.
    • 0
      На скорость вроде как не влияет, но в перспективе может возникнуть другая проблема. Когда переносишь проект на Gradle, он не пропускает неправильно сформированные nine-patch изображения и ругается. У меня была такая ситуация, после 7-8 месяцев разработки решил перенести проект на Gradle. Оказалось, что половина графики неправильная, и пришлось править ручками, а это больно)
    • +1
      Давайте посмотрим на доку:
      Show bad patches: Adds a red border around patch areas that may produce artifacts in the graphic when stretched. Visual coherence of your stretched image will be maintained if you eliminate all bad patches.
      Тут сказано, что «bad patch» может породить артефакт при растягивании. А может и не породить. Этот инструмент не может сказать вам этого точно, он только предупреждает. Когда могут быть артефакты? Например, у нас рамка с градиентом, как в этой статье в button_focused.9.png. Допустим, мы делаем тянущимися 10 пикселей градиента, а содержимое растягивает наш элемент на 100 пикселей. Что мы увидим в результате? Вместо плавного градиента будет 10 полосок шириной по 10 одинаковых пикселей каждая. И наоборот, если градиент будет свернут в 1 пиксель, мы вместо него увидим резкий переход цвета. Это не значит, что «bad patch» в приложении ни в коем случае не должно быть. Просто нужно понимать, что может случиться, и тестировать внешний вид в разных вариантах. Кстати, среди ресурсов в самом Android таких «bad patch» полно.
      • 0
        Доку то я читал, но вот что понимается под словом артефакт мне до сих пор не понятно
        • 0
          Под артефактом тут подразумевают визуальный брак картинки. Сбоев/вылетов/замедления приложения не будет, но часть пикселей из области «bad patch» может пропасть при сжатии. Если все пиксели в тянущейся области одинаковы, как на нашей серой или белой рамках, артефактов не будет никогда. Они возможны, только если тянущаяся область содержит неоднородный рисунок.
    • 0
      А вот на что оно точно повлияет, так это на потребление памяти, так как картинки грузятся целиком. Поэтому да, без необходимости оставлять «bad patches» не стоит.
  • 0
    Мне кажется, более наглядно было было менять цвет самой иконки телефона. Допускаю, что дополнительные иконки были введены исключительно с целью обучения.
    • +1
      Полностью с Вами согласен. Да, статья не про дизайн, и я старался сделать побольше «фишек» для демонстрации имеющихся возможностей.
  • +1
    Добавим в селектор картинки для состояния state_focused и state_pressed:
    <?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
    <selector xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android" >
        <item android:drawable="@drawable/button_focused" android:state_focused="true" />
        <item android:drawable="@drawable/button_pressed" android:state_pressed="true" />
        <item android:drawable="@drawable/button_normal" />
    </selector>
    


    Первая ошибка: вначале должно быть pressed, а затем focused, потому что кнопка может одновременно находиться в состоянии pressed и focused. Соответственно если у вас будет кнопка в состоянии focused, то состояние pressed не применится.
    • +1
      Действительно. Исправил, спасибо
  • 0
    Спасибо большое за статью.
    Очень интересный и полезный материал как для начинающих программистов, так и для дизайнеров интерфейсов.
  • 0
    Спасибо за полезную статью!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.