Пользователь
0,0
рейтинг
23 декабря 2013 в 09:31

Разработка → Страсть к программированию. Глава 13. Найди ментора перевод

image

О переводе


Это перевод 13 главы книги The Passionate Programmer: Creating a Remarkable Career in Software Development. Её автор — Chad Fowler — талантливый Ruby-разработчик, известный докладчик на конференция, посвящённых Ruby и IT в целом. Бывший саксофонист, а сейчас — CTO 6Wunderkinder.

В книге говорится о разных аспектах карьеры программиста, даются интересные советы как начинающим разработчикам, как так устоявшимся профессионалам. Книга состоит из 53 глав (кроме того, после некоторых глав есть интересные рассказы, один из которых уже дважды переводили на Хабре). Главы достаточно независимы и можно знакомиться с ними в любом порядке. Книга понравится многим программистам, которым интересен взгляд заслуженного профессионала на современную карьеру в IT. И конечно, я рекомендую купить данную книгу в электронном или печатном виде в знак благодарности автору.




Глава 13. Найди ментора


Чем хорош джаз, так это практикой менторства. В мире джаза молодому музыканту просто найти более опытного наставника, который возьмёт его под крыло и передаст традиции и культуру джаза. И не только это. Опытные музыканты часто могут проконсультировать по поводу карьеры, дать совет или высказать беспристрастный взгляд со стороны[1]. Взамен молодые музыканты очень преданы и собирают для своих наставников фан-группы.

Благодаря таким отношениям музыкантов каждый день приглашают на работу и они получают полезные знакомства. Культура общества джаз-музыки самоорганизующаяся и состоит из обычаев, связанных с отношениями между ментором и подопечным. Эта система работает так хорошо, что можно заподозрить, будто она контролируется каким-то управляющим органом.

Зависеть от кого-то – это хорошо. Просто убедись, что это тот человек


В мире профессионалов (особенно, в IT) мы не слишком любим просить кого-то о помощи. Зависимость от других часто считается признаком слабости. Мы боимся признать, что мы не совершенны. Жизнь – состязание, выживают сильнейшие и всё такое[2]. К сожалению, это приводит к ужасно недоразвитым системам наставничества. Если я спрошу нескольких музыкантов: «Кто твой ментор?», у многих найдётся ответ. Но если я задам тот же вопрос программистам, они ответят только «Что?».

Но так было не всегда. Западная история знает процветающую систему профессионального наставничества, уходящую ещё в Средневековье. Подход ремесленников к профессиональному обучению был даже сильнее и формальнее, чем система, которая возникла в музыке. Молодые люди начинали свою профессиональную карьеру в качестве учеников у известных ремесленников. За работу они получали не только зарплату, но и возможность учить у мастера. Обязанностью мастера было научить их выполнять работу так же качественно, как он сам.

Первая и самая главная функция ментора – быть объектом подражания. Сложно понять, на что вы способны, пока некому расширить границы того, что вам известно3. Образец для подражания определяет, что значит «хорошо». Если вы, например, играете в шахматы только с членами своей семьи и выигрываете, вы можете считать себя хорошим шахматистом. Но если вы попадёте на турнир, то поймёте, что шахматы – намного более глубокая играя, чем можно было бы подумать. Затем, если вы будете играть с профессионалами, вы сделаете уже другое открытие. Пока вы выигрываете у членов своей семьи, вам может казаться, что вы неплохой шахматист. Без образца для подражания нет стимула становиться лучше.

Также ментор может привнести структуру в ваш учебный процесс. Как вы увидели в предыдущей главе, у вас есть ошеломляющее количество вариантов технологий и сфер, в которые можно вкладывать силы. Иногда слишком большое разнообразие может ввести вас в ступор. Лучше двигаться в одном направлении, чем сидеть на месте (в пределах разумного). Ментор может помочь выбрать, куда направить вашу энергию.

Когда я начал карьеру специалиста по поддержке систем, я увязался за одним из сетевых администраторов университета по имени Кен. Он вытащил меня из больших проблем с университетской сетью, мешающих студентам пользоваться компьютерными лабораториями. После этого он уже не мог меня удивить (да он и не пытался)[4]. Когда я попросил его дать мне совет, как узнать больше и стать самостоятельнее, он дал мне простой рецепт: разобраться со службами каталогов, освоить их UNIX-вариант и изучить скриптовый язык.

Он выбрал для меня эти три навыка среди всех возможных. Глядя, с какой уверенностью этот человек, которого я считал мастером, посоветовал их, я решил освоить эти три навыка. С тех пор моя карьера была построена на основании этих знаний, которые до сих пор актуальны во всём, что я делаю. Не то чтобы Кен указал мне абсолютно правильное направление – таких не бывает. Важно то, что он сузил длинный список навыков, которые я мог освоить, до короткого списка навыков, которые я освоил.

Кроме того, ментор выступает в качестве доверенного лица. Он может наблюдать и судить о ваших решениях или прогрессе. Если вы программист, то можете показать ему свой код и получить указания. Если вы собираетесь выступать с презентацией в офисе или на митинге, то можете сначала представить её своему ментору и узнать его мнение. Ментор это тот человек, кому вы можете доверять достаточно, чтобы спросить: «В чём разница между мной и профессионалом?». Он будет не только критиковать вас, но и поможет стать лучше.

И наконец, как и в джазе, не только вы привязываетесь и становитесь ответственным перед ментором, но и наоборот. Если я помогаю кому-то, я вкладываюсь в успех этого человека. Я подталкиваю его по карьерной лестнице по пути, в который верю сам. И если этот путь приводит к успеху, это также и мой успех.

Это создаёт стимул со стороны ментора для его подопечных добиться успеха. Как правило, когда такой человек становится опытнее и успешнее, он уже пользуется уважением большой группы людей. Ментор становится связующим звеном между вами и этой группой. Важность такого знакомства трудно переоценить. В конце концов, не зря говорят: «Связи решают всё»[5].

Степень формальности в отношениях между ментором и подопечным не так уж и важна. Конечно, никто не станет прямо просить кого-то стать его ментором (хотя, это было бы неплохо). На самом деле, человек может даже не знать, что вы считаете его своим наставником. Важно то, что вам есть, кому доверять, кем восхищаться, кто может дать совет по поводу карьеры или поможет отточить ваши навыки.

Действуй!


  1. Сам себе ментор. Было бы идеально, если бы у каждого из нас был наставник. Но реальность такова, что не всегда можно найти кого-то, кто мог бы им стать. Вот способ, чтобы стать самому себе наставником.
    Подумаете, кем из своего окружения вы больше всего восхищаетесь. Многие из нас на каком-то этапе своей карьеры уже сформировали короткий список таких людей. Это может быть кто-то, с кем мы работаем, или чья работа нам нравится. Составьте список из десяти главных параметров вашего примера для подражания. Выберите те, благодаря которым вы считаете этого человека своим идеалом. Этими параметрами могут быть как конкретные области знаний, так и глубокие познания в отдельной сфере. Это могут быть также личностные навыки, такие как умение обеспечивать комфорт членов команды, или ораторские способности.
    Теперь расположите эти качества по важности, так чтобы на первом месте были наименее важные, а на десятом – самые важные. Вы составили и очистили список способностей, которые считаете восхитительными и важными. Если вы стремитесь подражать своему кумиру, то должны воспитывать в себе эти качества. Но как выбрать, на чём сосредоточиться в первую очередь?
    Добавьте к списку ещё одну колонку. Представьте, как бы вас оценил ваш образец для подражания и поставьте напротив каждого параметра оценку от 1 до 10 (10 – высший бал). Постарайтесь действительно оценить себя с точки зрения вашего идеала.
    Когда у вас есть параметры, расположенные в нужном порядке, и ваша собственная оценка, в третей колонке вычтите из важности каждого пункта (первая колонка) свою оценку (вторая колонка). Если вы поставили что-то на 10-е место (самая важная вещь в списке), а ваша оценка по этому пункту – 3, то итоговый приоритет равен 7. Полностью заполнив последнюю колонку, отсортируйте её по убыванию и получите приоритезированный список из десяти навыков, которые вам стоит усовершенствовать.
    Начните с первых двух или трёх вещей и совместите их в конкретный список задач, которые вы уже можете начать выполнять, чтобы стать лучше.



[1] — These older musicians often serve as career counselors, life advisors, and sounding boards.
[2] — Everything is competition. Only the strong survive, and all that.
[3] — It’s hard to know what’s possible until you see someone who can stretch the limits you’re familiar with.
[4] — He came in to bail me out of a big problem with our campus NetWare network that was crippling the students who were trying to use our computer labs, and after that point, he was unable to shake me (nor did he try).
[5] — «It’s not what you know. It’s who you know.»

Сообщения об опечатках или ошибках принимаются в ЛС.

Краудсорсинговый перевод книги ведётся на github, присоединяйтесь.
Перевод: Chad Fowler
Влад @WarAngel_alk
карма
61,7
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (23)

  • +1
    Да, сколько себя помню — всегда хотел иметь наставника, чтобы посоветовал или объяснил или подсказал.
    • 0
      Я сейчас тоже как раз на том этапе, когда не помешал бы наставник. Даже не обязательно такой формальный «ментор», а хотя бы просто опытный разработчик, к которому можно обратиться за советом. И где бы такого найти?(
      • 0
        Читай код. :-) Там мно-ого интересного.
        Иногда об этом уже некому рассказать.
  • +1
    От себя ещё хочу добавить, что в руководстве к действию достаточно спорная (для меня) мысль — нужно всеми силами стремиться подражать кому-то. Ещё ладно, если бы это был какой-то собирательный образ из положительных качеств разных людей. Но когда предлагается слепо наследовать кого-то конкретного, это уже какой-то фетиш.
  • 0
    У меня были, фактически, не столько менторы, сколько «старшие помощники», но не по программированию, а по «железу» (что у меня не было основным профилем). По программированию достигал практически всего сам…

    Думаю, найти в программировании настоящего ментора — большая и редкая удача.
  • 0
    Один раз наблюдал наставничество со стороны. Начинающий программист под руководством более опытного разрабатывал chat-сервер, при этом опытный принципиально не заглядывал в код, но ежедневно обсуждал дизайн. Там случались изумительные диалоги:
    — Ты настаиваешь, что бы я все переделал.
    — Нет, но если не переделаешь, придется настаивать.

    Результат был очень хороший — и сервер заработал, и программист за несколько месяцев очень сильно вырос.
    • +1
      Мне кажется, или результат как-то противоречит процессу?)
      • 0
        Они же говорили о дизайне. Т.е. не сбивались на мелочи «табы против пробелов», «ВерблюдыИли_подчеркивания», «delete или remove». Так что не противоречит ;)
        • 0
          Но поспорить — это же не единственная цель, ради которой смотрят в код новичка. Там может встретиться уйма объективно плохих вещей и на них нужно указать, чтобы больше не допускать таких ошибок.
          • +1
            Да 100% есть такие ошибки. Просто дизайн важнее, и лучше сначала разобраться с ним, а не с этими вещами. Последовательно убирать ошибки, начав с важных, закончив несущественными.
            • 0
              Для такого подхода не особо и нужен ментор — достаточно кого-либо, кто будет оценивать итоговое приложение просто как пользователь.
              • 0
                Эммм… Вы про какой дизайн говорите? ;)
                • 0
                  Эм… судя по всему, про какой-то другой :)
                  • +1
                    Я про дизайн, как в Design Patterns ;)
                    • 0
                      Это многое объясняет :)
                      Видимо, я недостаточно профессионально деформирован и для меня дизайн — это закруглённые уголки)

                      Ну тогда всё правильно — именно это и должен оценивать наставник.
                      • 0
                        Я про это значения все время забываю :-)
                        • 0
                          Используйте разные термины, например, «Дизайн интерфейса пользователя» и «Архитектурный дизайн». Не уверен, что корректно использую термины, но зато понятно.
          • 0
            Кое-какие неудачные решения в реализацию просочились. В частности, использовались ссылающиеся друг на друга структуры, вместо агрегации в общую (разработка шла на чистом C, но обсуждалось в терминах ООП). Но ученик в следующих проектах сам разобрался.
      • 0
        Нет, вполне соответствует. Ученик ошибается, наставник дает указания, позволяющие поправиться.
        Оба с чувством юмора, ни кто не обижается.
        • 0
          Обычно непонимание начинается тогда, когда хотя бы один из двух не согласен со своей ролью ученика или учителя — не важно, кто именно.
  • +2
    Всегда хотел, чтобы у меня был ментор/наставник, который может показать где копать, что учить и систематизировать весь этот огромный хаос языков, навыков и технологий :). До сих пор как-то не сложилось. Прочитал руководство к действию, поискал людей, которыми я восхищаюсь, и в профессиональной сфере нашел разве что Мартина Одерски, который создал Scala. Остальное не восхищает. Но зато с джуниорами опытом делиться приятно :)
  • +1
    У меня в юности появился в жизни человек, которого можно назвать «ментором». Он был на 8 лет старше. Он не стремился меня обучать и поначалу вообще избегал контактов, но мне так нравился его стиль и подход к программированию, да и вообще к жизни, что я буквально преследовал его и искал любой повод для встречи, в ходе которой стремился чему-нибудь от него подучиться. Доходило до того, что даже деньги платил. Время и привычка сделали свое дело, впоследствии стали друзьями. Как впоследствии оказалось — по некоторым интересам и у него не было других таких близких товарищей, как я.

    Так что да. «Учитель приходит, когда ученик готов» (с). В этом вопросе, думаю, инициатива должна исходить в первую очередь от ученика.
    • 0
      В этом вопросе, думаю, инициатива должна исходить в первую очередь от ученика.


      На востоке тоже так думают :-)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.