full stack javascript developer
0,0
рейтинг
26 декабря 2013 в 14:02

Администрирование → Iron Maiden заработали миллионы в концертных турах по местам, где пираты качают больше всего их музыки

image

«Если вам достался лимон, сделайте из него лимонад» — этот совет Дейла Карнеги очень хорошо описывает стратегию, которая позволила группе Iron Maiden в последние несколько лет заработать кучу денег. По данным составителей рейтинга «1000 компаний, которые вдохновляют Британию», Iron Maiden стала одной из шести групп, чьи финансовые результаты намного превышают среднерыночные. В 2012-2013 годах группа провела мировое турне, уделив наибольшее внимание странам Южной и Центральной Америки. Именно здесь, по данным аналитической компании Musicmetric, в последние годы наблюдается вспышка активности пиратов, качающих музыку группы в P2P-сетях.

Вместо того, чтобы посылать к пиратам юристов и пытаться задавить бесплатное скачивание, музыканты решили приехать сами и отыграть концерты там, где их музыку качают больше всего. Особенно много пиратского трафика было зарегистрировано в Бразилии, и именно здесь, в мегаполисе Сан-Паулу, прошёл один из самых успешных концертов — выручка составила больше двух с половиной миллионов долларов. Количество фанатов группы в социальных сетях выросло за время тура на пять миллионов человек, во многом за счёт стран Латинской Америки.

О том, что свободный файлообмен сам по себе не вредит продажам, и может даже помогать, говорят многие исследования. Самые активные «пираты» чаще всего являются и самыми активными потребителями платного контента, посетителями концертов, покупателями сувенирной продукции. Это отмечают не только музыканты — недавно создатель сериала «Во все тяжкие» Винс Гиллиган заявил, что пиратство способствовало популяризации сериала. Кевин Спейси — продюсер и исполнитель главной роли сериала «Карточный домик» (все 13 серий первого сезона были одновременно выложены на видеосервисе Netflix, и, естественно, сразу же попали в файлообменные сети), говорит, что создатели сериала "… в отличие от музыкальной индустрии, усвоили важный урок: дайте людям то, что они хотят, когда они хотят, в той форме, в которой они хотят, по разумной цене — и они предпочтут заплатить вам, а не воровать".

Илья Сименко @ilya42
карма
526,7
рейтинг 0,0
full stack javascript developer
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Администрирование

Комментарии (100)

  • +136
    Шах и мат, Металлика.
    • –4
      Metallica просто пошли другим путем и сделали клип длиною в фильм, который достаточно приятно посмотреть и послушать в кинотеатре с мощным звуком и 3D-спецэффектами, спиратить которые также не получится.
      • +24
        Дело не в фильме, а в терминальной стадии копиразма у Металлики. Гуглить «Metallica Napster».
        • +15
          Спасибо, не знал. Теперь понятно, почему именно по Metallica в South Park в серии про копирастию проехались :)
          • +8
            Metallica и Napster — это легендарное начало всей этой истории. Я, как один из ярых фанатов Металлики, тогда очень на них обиделся. При то что как раз у меня, как ни парадоксально, были оригинальные диски почти всех их альбомов. Но обида прошла. Финансовые споры скоротечны, а музыка вечна. Слушаю «Battery» и не могу на них злиться… ))
    • +3
      Beer good! Napster bad!
    • +2
      А помнится когда-то Metallica на концертах устанавливали платформу с кучей аудио выходов, откуда некоторое количество людей могли спиратить концерт.
    • +1
      Да, в отдельных случаях пиратство может сыграть на руку правообладателям. Но не значит, что случай этот характерный или типичный. Отмечу (как человек имевший некоторое отношение к шоу-бизнесу), что исполнители бывают разные. Кто-то хорошо работает на концертах и живёт в основном с этого (рок-группы), а кто-то продаёт диски и крутит клипы по ТВ. А есть исполнители, живущие исключительно на медиа-контенте. Кстати, как раз в случае с Металликой благодаря их популярности, предположу, что немалая доля выручки идёт с продажи прежних альбомов. Например, любимый многими альбом Master Of Puppets до сих пор успешно продаётся по всему миру. А каждый новый выпущенный альбом в случае успеха поднимает продажи предыдущих.

      Iron Maiden же группа, уже пережившая закат заката своей популярности. Вероятно, пиратство и концерты в странах 3-го мира поднимают некий интерес к их творчеству. Почему данная схема должна работать для всех исполнителей?

      Плюс, есть исполнители, которых уже «нет». Например, Nirvana. А их музыка тоже до сих продаётся, да ещё как. Как им на пользу может пойти пиратство?

      Люди, десятилетиями зарабатывающие деньги на музыке, знают намного лучше нас с вами как им продавать свой контент и как его раскручивать. Они прекрасно осведомлены о том что им выгодно, а что нет. И пытаться преподносить их наивными простачками, «не понимающими как им выгодно пиратство» — это попытка выдать желаемое за действительное.
      • +14
        Т.е. пираты мешают тем кто не хочет работать, а хочет почевать на лаврах, а тем кто работает они реально помогают.
        • +1
          Т.е. авторы/исполнители музыки, не подразумевающей живого исполнения, это всё «те, кто не хочет работать»? «Не хотят работать» люди, которые по несколько месяцев сводят трек?
          • +1
            Хорошо, я не буду качать музыку, которая не подразумевает живого исполнения.
        • +1
          Есть много групп одной песни. Творчество штука тонкая — можно выдать шедевр первым же синглом, а потом 20 лет биться как рыба об лёд пытаясь превзойти свой же успех… Причем это касается не только музыки.

          По этому не вижу плохого в том, чтобы почивать на лаврах. Мел Торме, к примеру, пробовал себя не только в музыке, но и как актер и писатель, но не смотря на его 300 песен и более 20 ролей в кино, успех ему принесла одна единственная The Christmas Song, которую он придумал еще в 19 лет на пару со своим другом ради развлечения минут за 40.
      • +6
        На мертвых зарабатывать нехорошо
        • +3
          Это вы на тему, что бы после смерти автора произведение сразу в общественное достояние шло?
          • +6
            Это более чем разумно.
            • 0
              Один человек вложил время и деньги в бизнес, который стал приносить пассивный доход. Человек умер и бизнес стал приносить пассивный доход его наследникам.

              Один человек вложил время и деньги в произведение, которое стало приносить пассивный доход. Человек умер и произведение стало приносить пассивный доход его наследникам.

              Это сейчас так. Почему разумно, что во втором случае наследникам ничего не должно достаться?
              • +4
                Volch,
                1. потому что в очевидной схеме организации бизнеса в сфере энтертеймента прав у наследодателя уже скорее всего не будет. В большинстве случаев права юридического лица не совпадают с правами наследников авторов.
                2. правила в отношении нематериальных активов в век информации должны отличаться от классического подхода к материальным активам старого материального мира.
                • 0
                  1. Не знаю что такое энтертеймент, но точно знаю, что доли в ООО и акции АО передаются по наследству.

                  2. Почему? Если менять правила, то почему не на всё сразу? Отменяем наследство на имущественные нематериальные права, то почему не отменить и на материальные?
                  • +3
                    Потому что объект авторских прав — это не собственность, а временная монополия.
              • 0
                Потому что это ложная аналогия. Бизнес и произведение — принципиально разные вещи.
                • 0
                  Чем принципиально разные? И то, и другое создается в расчете на долговременную отдачу от «разовых» вложений времени и денег. Как раз по-моему очень схожи. Больше чем другие формы долговременных инвестиций типа вкладов в банки или покупка недвижимости. Но если не нравится, то пускай будут вклады или квартиры — тоже наследники ничего полезного не сделали, а постоянный доход (процент или плата за сдачу в найм) имеют.
                  • 0
                    Тем, что бизнес или квартира исключительно трудно поддаются копированию. А произведение — наоборот. Такова их естественная природа при текущем уровне развития технологий. А вот их правовой статус — вещь совершенно не естественная, это соглашение, которое в данный момент принято в обществе.
                    • 0
                      Право вообще неестественная вещь.
                • 0
                  А разве создание произведений не может быть бизнесом?
                  • 0
                    Может. Но мы вроде не об этом спорим.
            • 0
              Пристрелить парочку авторов? Было бы не плохо!
        • –1
          Если вы про Нирвану, то кроме Курта группу основал его друг Крист Новоселич, который до сих пор жив и здоров.

          Но я думаю автор комментария имел ввиду не только ушедших из жизни музыкантов, но и коллективы, которые распались, как например Black Sabbath в 2006 году (правда опять воссоединившаяся в 2011).
    • –1
      А мне кажется Металлика в обоих направлениях успешно работает. От того что они наезжают на пиратов, на их концерты меньше ходить не стали.
  • –2
    На фотографии то народу не много, дай бог 10 000 (хожу на футбол, могу примерно сравнить). Где подвох?
    • +2
      В ценах на билеты :)
      • –1
        В Москве, я думаю, тыщ за 5 были бы самые дешёвые билеты, а то и больше.
        • +2
          От 2000 были в Москве.
        • 0
          Я на последний концерт в Москве RedHotChilliPeppers в фан-зону попал за 5к. Вы действительно преувеличиваете :-/
          • +3
            Это же хорошо если я не прав.
          • 0
            Россия вообще не показатель цен на концерты. Афины, Depeche Mode, фан-зона, 44 евро.
          • 0
            В фан-зону за 5К О_О
            Я на самый дальний ряд попал за 5,3к :) Фан-зона, если я все точно помню, стоила 11к

            П.С. Билеты покупал дней за 3-5 до концерта
            • 0
              Я на самый дальний ряд попал за 5,3к :)
              П.С. Билеты покупал дней за 3-5 до концерта
              Опоздавшему поросенку — сиська возле жопы.
      • 0
        200$ за билет. В общем-то реальная цена получается.
        • +1
          Конско. Так ни разу и не сходил, хотя в Питере за последние четыре года были два раза. У финнов ценник на стадион в Хельсинки был меньше 100 баксов, но — по времени пересекалось с отпуском.
    • +5
      Я просто оставлю это здесь:
      www.youtube.com/watch?v=jiVTAs1TyYg

      • –2
        на видео определенно другое место, на фотографии стадион с боковыми трибунами, на видео трибун не увидел
      • +3
        Download — это фестиваль, а не локальный концерт IM.
        • +4
          Вот тогда фото с конкретно их концерта:
          image
    • +1
      Дык, на футболе люди только на трибунах сидят. На концертах обычно главная масса на самом поле
  • +27
    Дайте людям то, что они хотят, когда они хотят, в той форме, в которой они хотят, по разумной цене — и они предпочтут заплатить вам, а не воровать

    Неужели до кого-то начало доходить?
    • +3
      Для ценителей прекрасного. Все люди плевались на новый Counter strike GO. Сейчас Вальв дали скидку в 75% и только самый не ленивый не купил игру. На серверах ажиотаж. Разумная цена для разумного товара порождает уверенный спрос и приверженность.
      • +6
        Ну как сказать. Один мой друг, далеко не фанат играет в CS исключительно из меркантильных соображений и говорит, что на продаже лута много кратно отбил цену покупки, так что там далеко не в одной цене дело.
      • +1
        Valve этот CS:GO может уже продавать хоть по центу. Там львиная доля профита с новых карт и скинов идет.
  • +22
    Срочно начинаем качать! Может, и к нам приедут )
    • +70
      У нас придет РАО, объявит, что лично вы украли у Iron Maiden миллион денег, оштрафует вас, заберет деньги себе. А потом когда и сама группа к нам приедет с концертом, еще и их оштрафует, якобы в их же пользу.
      • +13
        РАО приедет к Iron Maiden и скажет, что они должны заплатить лицензионные отчисления за исполнение песен группы Iron Maiden
        http://habrahabr.ru/post/64727/
    • 0
      deleted
  • +4
    Что лишний раз доказывает — стоящему и талантливому музыканту пираты никак не мешают стать популярным, а к творческому «ничто» они даже не присмотрятся, да он так не взлетит.
    • +8
      Не все музыканты могут/должны давать стадионные концерты.
      • 0
        Ну да. Аналог про игры — можно быть большой фирмой вроде EA и зарабатывать много денег, а можно небольшим инди разработчиком. Все честно.
      • +1
        А зачем стадионы — у нас в Харькове есть несколько частных малых площадок в арт-клубах и тому подобных, где вполне могут охотно принять концерт, а уж при таланте и профессионализме смочь заработать можно не только продажей музыки.
        • +2
          Ну вот есть такие люди которые либо не любят/могут давать концерты либо их музыка по определению не концертная. Ну мало ли какие у людей причины (стесняются, здоровье, противоречит религиозным убеждениям, дети не разрешают). При этом вполне могут делать хорошую музыку, быть популярными и хотеть спокойно писать музыку, а не искать способы заработать «не только продажей музыки.».

          Лично мне интересны именно группы играющие живьем и именно в клубах. Но если люди не дают концертов и не выкладывают свои альбомы в сеть это их право, тут скорей варьируется от «непроинформированые/неумные» до «принципиальные» но «творческое ничто» к этому не относится — собирать залы и стадионы вполне может и «творческое ничто».
          • +1
            Зарабатывать деньги — это не право, а привилегия.
          • 0
            >>>>а не искать способы заработать «не только продажей музыки.».

            Да ни надо ничего искать — многие вполне почитаемые мной музыканты зарабатывают написанием песен и музыки для других, делают профессионально сведение и мастеринг, находятся люди готовые за это платить.
        • +1
          А что делать, например, всяческим one man band? Что делать тем, кто не может колесить по миру и давать концерты?
          • +1
            Голливуд, Болливуд и другие *вуды. А также реклама, трейлеры, продажа сэмплов, возможно создание собственной студии звукозаписи. Вариантов много, главное не сидеть на месте и ныть, что пираты житья не дают.
            • +4
              Мне очень интересно представить, что в Голливуде может подыскать для себя какой-нибудь чувак, в одиночку записывающий depressive suicide black metal. И на рекламу с таким звуковым сопровождением было бы весьма любопытно взглянуть.
              • +3
                Если он таки смог это записать в одиночку, то что ему мешает отправить демо на соответствующие студии и заключить контракт? Что мешает выложить это дело в iTunes, Amazon, Google Play, Bandcamp, Kroogi и т.д. Что мешает ему, например, предложить за отдельную небольшую плату сделать персональное суицидальное поздравление с днем рождения своим фанатам? Или благодарных фанатов я ему должен подыскать?

                И самое главное, кто сказал, что открывать магазин по продаже шуб в районе экватора — прибыльное дело? Если он решил зарабатывать на жизнь исключительно суицидальной музыкой, то пусть подыщет другую нишу либо поднимет задницу с места и найдёт сам тех, кому его музыка по душе и кто готов за нее заплатить.

                UPD: про краудфандинг ещё забыл, пусть собирает деньги на запись альбома, в стоимость которой включит затраты на свои потребности.
                • 0
                  А кто сказал, что наш гипотетический блэкер этого не делает? Речь как раз о том, что появление новых способов монетизации творчества отнюдь не обязательно отменяет существующие. Хотя, конечно, существенная модернизация им не помешает.
                • +1
                  то пусть подыщет другую нишу либо поднимет задницу с места и найдёт сам тех, кому его музыка по душе и кто готов за нее заплатить.

                  Да он не против. Он только против тех, кому его музыка по душе, кто её слушает, а вот платить не готов. Ну и против тех, кто предоставляет возможность слушать тем, кто платить не готов.
                  • +3
                    — Да он не против. Он только против тех, кому его музыка по душе, кто её слушает, а вот платить не готов.
                    Отловим, влепим двушечку каждому. Сильно это увеличит продажи для столь специфичной музыки? А какую репутацию наш непризнанный гений получит среди своих немногочисленных фанатов?

                    — Ну и против тех, кто предоставляет возможность слушать тем, кто платить не готов.
                    Тогда придется посадить всех! В любой универ зайдите — сходу наткнётесь на небольшие группы студентов, осуществляющих незаконное публичное воспроизведение объектов авторского права, а также распространение среди заинтересовавшихся без каких-либо гарантий, что они готовы что-то там кому-то заплатить.

                    Выше Вы сравниваете создание произведений с бизнесом, но при этом почему-то забываете, что в бизнесе существуют риски. Вот фермер засеял поле, всё лето ухаживал, а тут бац! — и саранча всё сожрала, или градом побило, или пьяный чиновник решил на тракторе покататься. Саранчу уничтожат, чиновника посадят, а семья фермера останется голодной и с долгами за ГСМ и технику. Судьба этого фермера никого не волнует, в следующем году на его место придет другой. Так почему отношение к музыканту должно быть другое?
                    • 0
                      Отловим, влепим двушечку каждому.

                      Не передергивайте. Я прежде всего о гражданской ответственности: слушаешь? плати!
                      Тогда придется посадить всех!

                      Некоторых, а другие перестанут, пускай и не все, но многие.
                      Судьба этого фермера никого не волнует, в следующем году на его место придет другой. Так почему отношение к музыканту должно быть другое?

                      Так чиновника же посадят. Почему к пиратам должно быть другое отношение?

                      Риски не продать, есть, да. Вопрос качества, цены и раскрутки. Но почему туда должны включаться риски свободного нарушения прав? Грубо говоря, фермер рассчитывает, что чиновника не только посадят, но и компенсацию он выплатит.
            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Да, и не все музыканты должны зарабатывать больше хорошего программиста. =) Впрочем профессию можно поставить по вкусу.
    • 0
      Скорее в другом дело.
      Кто на чем зарабатывает. Кто на концертах, кто на продаже продукции.

      Помню, еще лет 15 назад видел по телевизору передачу в которой какой-то российский продюсер рассказывал, что с таким уровнем пиратства зарабатывать можно только на коцертах. От выпуска кассет и дисков прибыли почти нет.
  • +14
    у нас в Украине полно пиратов! Айрон Мейден, приезжайте к нам!
    • +7
      Я сегодня утро начал с прослушивания пиратских копии их альбомов и хочу покаяться.
      Iron Maiden, я хочу искупить сей грех, приезжайте уже к нам.
    • +9
      Прочитал как Айрон Майдан :)
  • 0
    Когда музыку можно было послушать только на пластинках, все было проще. Зарабатывали на продажах копий пластинки.
    И всех все устаивало, просто не было альтернативы.
    Сейчас альтернатив море, рынок изменился. Я рад что даже такие гиганты как Iron Maiden (чьи пластинки лежат у меня дома) поняли это и продолжили движение. Так же радует что такие как Nobody.one успешно используют новые возможности для продвижения самих себя.

    Мы живем в очень увлекательное время, товарищи))
    • 0
      «Да жить тебе во времена велики перемен!», — Китайское проклятие.
  • +1
    Наибольшие сборы концерты ВИА получит там, где популярен (по разным причинам).

    Тут пиратство является индикатором популярности, а не наоборот, продвижением популярности.

    Что, собственно, заметка и демонстрирует — сливки сняли точно по адресам.
    • 0
      Это показывает что можно использовать пиратство себе во благо.

      Спекуляция на биржах тоже покажется не совсем правильной на первый взгляд, но ее можно использовать во благо, как и все в этом мире. Просто мы сталкиваемся с нежеланием корпораций перестраиваться в силу узколобости/страха/лени (нужное подчеркнуть).
      • –1
        Это показывает что можно использовать пиратство себе во благо.

        Можно, но разве нужно?
        Просто мы сталкиваемся с нежеланием корпораций перестраиваться в силу узколобости/страха/лени (нужное подчеркнуть).

        А почему нет варианта «в силу неблагоприятных аналитических прогнозов»? Вы совсем исключаете ситуацию, что в корпорациях сидят умные люди, которые всё просчитали и решили, что текущие схемы монетизации для них оптимальны (при условии, что закон их поддерживает)?
    • +3
      пиратство является индикатором популярности


      Очень важное замечание, кстати. Можно заставить заплатить в том или ином виде (например, услышать на радио, а потом услышать рекламу, часть денег с которой уйдёт на отчисления правообладателям), но заставить скачать на халяву — никогда. Это и есть настоящая популярность.
  • +3
    Реалии нового века: планирование турне теперь будет начинаться с запроса geo-статистики с rutracker.
  • +3
    Ещё мне понравился подход Muse. Они недавно пускали в кинотеатрах свой лайв Muse – Live in Rome в 4K разрешении. Посмотрел с огромнейшим удовольствием и купил на диске потом (первый блюрей-диск у меня с видео).

    И на краундфандинговый сбор тура Machinae Supremacy скинулся с радостью, второй страной нас добавили в тур :3
    • +2
      +1 за MaSu :)
  • +4
    В принципе довольно логично, слушать альбом / смотреть запись и побывать на концерте — это совершенно разные вещи. И человек полюбивший творчество группы, пусть и слушая пиратские записи, с удовольствием придёт на концерт, поддержит любимую команду рублём (долларом, евро, etc), да заодно на эмоциях и мерчендайза / дисков прикупит здесь же.

    Сужу по себе: альбомы слушаю и иногда покупаю в цифровом виде, записи концертов почти не смотрю, но за поход на концерт готов отдать (и отдаю) зачастую больше суммарной стоимости всех лицензионных альбомов группы.
    • 0
      Согласен. Тут я бы немного добавил, что если являешься поклонником творчества и группы и в восторге от их выступления вживую, то, скорее всего, посетишь концерт не один раз. А это в долгосрочной перспективе гораздо выгоднее.

      Так я редко концерты посещаю, но, например, на Seether был все разы, когда они наш город посещали. Так еще и жену с собой беру для приобщения к «прекрасному» :-)
  • –2
    The rich get richer, как обычно.
  • +10
    На фестивале Orion Music (что в Детроите проходил) наш соотечественник, фанат Металлики, задавал вопрос менеджеру группы на тему «когда заедут к нам». Цитата из отчета о поездке:
    «Мы все-таки подошли к нему, поздоровались, представились, и пообщались на тему экономики привоза групп типа Металлики в Россию. Почему, например, гонорар за выступление в нашей стране в энное количество раз выше гонорара за выступление где-нибудь в Западной Европе. В принципе он дал достаточно четкий и в чем-то даже очевидный ответ – привозя группу, например, во Францию, ты уверен, что получишь миллион за выступление и еще столько же – от продажи дисков, со временем. Привозя группу в Россию (или в Польшу, Бразилию, ЮАР и т.д.) – от продажи дисков ты получишь нуль, поэтому ты просишь больший гонорар. Конкретных планов о посещения России в ближайшее время у группы нет, но он предположил, что рано или поздно это безусловно случится еще раз.»

    Вывод: билет на концерт дает безлимитный тариф на пиратство!
  • +1
    Старинная армейская мудрость гласит: Если пьянку невозможно предотвратить её нужно возглавить! Так что молодцы ребята. Всё правильно сделали.
  • 0
    По сути, p2p здесь причастно лишь как следствие просто их широкой популярности.
    Миллионные концерты они тут делали ещё в 90-е, щас это видимо какой-то пиар ход просто, мол «торенты, модно молодёжно».

    Да, раскрутились они там за счёт пиратства, но в первую очередь это зависит от менталитета и вкуса на музыку. Метал тут сам по себе очень популярен.
  • +8
    Мне кажется или стоит рассмотреть возможность того, что «финансовые результаты намного превышают среднерыночные» не только благодаря пиратам, но и потому, что музыка Iron Maiden превышает по качеству среднюю?
  • –1
    На самом деле статья вышедшая о туре Iron Maiden была промо статьей, компании занимающейся исследованиями музыкальных групп в интернете. То что тур Iron Maiden совпал с пиратством в этих странах, не значит, что они туда специально из-за этого поехали.
  • +3
    Даешь прощальный концерт Стива Балмера по местам наибольшего копирования винды!
    Исполняются старые хиты 640KB just enouth и Developers. Рекомендуется дуэт с Денисом Поповым — исполняется песня «Нескушные обои»
  • 0
    У меня такие новости вызывают только одну эмоцию: «Я знал!»
  • +2
    Iron Maiden молодцы, показали всем что надо ездить и отрабатывать концерты а не сидеть дома и ждать отчислений с продаж
  • 0
    Забавно, но в каждой новости такого типа сразу начинается обсуждение с указаниями как другие должны зарабатывать деньги. :)
  • +1
    Лишнее доказательство того, что многие музыканты, в отличие от копирастов, совсем не против, чтобы их музыку скачивали из интернета бесплатно. А умные ещё и обращают это в дополнительную пользу.
    • 0
      Так почему они её не выкладывают в Сеть свободно, а отдают «копирастам»? А так я тоже не против, код который пишу, выкладывать в Сеть, но только чтобы мой работодатель, который благодаря ему получает конкурентное преимущество, мне зарплату платил так же регулярно.
      • 0
        Но Ваш код не находится в открытом доступе, а музыка находится. Её в любом случае будут копировать, поэтому нужно обращать это на пользу.
        • 0
          Например, подавая иски на тех, кто копирует :)
          • 0
            Если рассматривать это как источник обогащения, а не как меру пресечения, то и так, получается, тоже. Хотя, как показывает практика, так можно испортить отношение к себе…
  • +1
    Был вчера на концерте Iron Maiden.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.