Онлайн курсы, взгляд преподавателя + зов разработчикам

    imageВ данной статье я изложу свой взгляд на проведение онлайн курсов: какие есть игроки в Интернете, и чего, на мой взгляд, категорически не хватает в Рунете (Ау-у, разработчики!). В конце опрос.

    Речь пойдёт об Learning Management Systems (LMS) для частных лиц. Модельные ситуации такие:
    • Преподаватель кружка для школьников средних классов по математике во Дворце Пионеров имеет несколько групп. Хочет организовать свой материал и как-то мотивировать детей что-то делать дома за компьютером.
    • Преподаватель ВУЗа вместе со своими студентами хочет сделать человеческий электронный конспект своих лекций. С нумерацией рисунков, оглавлением, формулами и подобными LaTex'овскими прибаутками.
    • (мой случай) Физически нахожусь вне России, имею какой-то преподавательский материал собственной разработки, вложил силы в его оформление и хочу сделать его доступным. Взамен лишь хочу потешить свое тщеславие количеством «лайков» :). Как это сделать — не имею понятия. Примерный урок я недавно опубликовал на Хабре Вычисляем какой сейчас год от Большого Взрыва на Питоне, а следующий урок будет завтра. За сутки его увидело на порядок больше людей, чем я мог бы надеяться, разместив его в каком-либо в другом месте. Но всё же Хабр не идеальное место для подобного материала.


    Итак, пожелания (в случайном порядке):
    • Посещаемость сайта целевой аудиторией,
    • доступно (без особых проверок на наличие хобота),
    • бесплатно (либо очень дёшево),
    • гибкие возможности вёрстки (встраивание видео и визуализаций, например, из GeoGebra, нумерация формул, картинок и тп),
    • русифицированный интерфейс.

    Далее кратко по тем вариантам, что я рассматривал и опробовал.

    Haiku & MyHaikuClass (мой выбор)


    image
    www.haikulearning.com
    www.myhaikuclass.com

    Первое — это движок для школы. В среднем 5-10$ в год за ученика (что весьма неплохо). Все стандартные функции присутствуют и в хорошем исполнении. Нас скорее интересует в данной статье их подпроект, ориентированный на отдельного преподавателя (MyHaikuClass).

    Позволяет создать страничку курса без каких-либо проверок. Есть всевозможные плюшки, включая вики с правами доступа, выставление оценок, даже интеграция с Google Drive. Бесплатно даёт создать 5 классов и 2GB места под файлы. Цены на большие аккаунты очень умеренные! Наверно, это наилучший вариант для небольшого кружка с несколькими преподавателями, которые хотят организовать свой материал. Поддержка формул есть, но довольно примитивная.

    Из минусов, пожалуй, лишь отсутствие объединённого каталога всех курсов и русской версии интерфейса. И, конечно, отсутствие целевой аудитории.

    Canvas & Canvas.net


    image
    www.instructure.com
    www.canvas.net

    Аналогично предыдущему. Первое — движок для школы, второе — что-то в духе хостинга для курсов.

    Canvas.net очень близок по идеологии к тому, что хотелось бы увидеть. Кто угодно может зарегистрироваться с минимальной проверкой по телефону (подразумевается аффиляция с каким-нибудь американским учебным учреждением). После, создать курс и сделать его открытым. На данный момент на сайте пара десятков классов. Среди них нет ничего близкого к программированию/математике/физике. То есть, как следствие, отсутствие нормальной работы с формулами. Естественно, проект англоязычный. Все эти маленькие минусы складываются и получается, что Haiku выигрывает.


    Google Drive


    image
    На самом деле, никто не мешает хорошо организовать свой Google Drive и хранить курсы там. Вести общение с учениками по Google Hangouts, иметь общие документы, ученики могут расшаривать своё ДЗ с преподавателем, тот вносить исправления.

    Вариант классический и широко используемый. Проблемы с формулами и распределением прав. Последнее мог бы решить следующий движок.

    OpenClass


    image
    www.openclass.com/home
    Надстройка LMS над Google Drive с возможностью распределения прав доступа, выставлением оценок и тд. Всё очень мило. Одно «но», требуется Google Apps, который стал платным. Чтобы заполучить его бесплатно, надо стать некоммерческой организацией в США (501©(3)), чего делать не хочется из-за обилия бюрократии. Платный вариант не устраивает, ибо цена за ученика в год будет неадекватно высокой. В остальном отличная идея и хорошая реализация (правда на момент моего тестирования шалила поддержка кирилицы, но это наживное, движок быстро развивается). Но это скорее решение не для индивидуального преподавателя, а для школы.

    Corsera, edX и др.


    image
    Эти и подобные сайты вообще не рассматриваются. На них не пробиться, если ты не аффилирован с большим университетом, и тот тебе не дал денег на создание публичного качественного курса. Радует только то, что российские ВУЗы постепенно подключаются к Corser'е. Но, например, школьному преподавателю с его аудиторией там никогда не оказаться.

    Кстати, Edx даже open source (https://github.com/edX), но использовать их код, боюсь, было бы слишком опрометчиво.


    Различные Wiki


    Первое что приходит на ум, когда появляется желание оформить материал, — это использование какого-нибудь Wiki движка. Их много, полно бесплатных сервисов. Несложно и самому поставить. Проблема в том, что увидят это только те, у кого есть ссылка. К тому же никакого инструмента нормального взаимодействия с учеником. В остальном идеальный вариант, ибо плагинами можно добиться любой вёрстки.

    Онлайн LaTex редакторы


    imageПо сути близко к Wiki. Инструмент скорее полезный для написания научных статей. Их много разных. Мой выбор: Authorea. Отлично подойдёт для ВУЗовского уровня, абсолютно не годится для школьников.

    Полноценные самостоятельные движки


    Такие как Moodle или Drupal с надстройкой (например www.opigno.org ). Упоминаю их исключительно для полноты картины. Минус всех тяжеловесов в том, что отдельно взятому преподавателю (или даже школе в наших реалиях) невозможно поддерживать, обновлять и следить за подобными системами. Кроме того, по-моему, они обречены на вымирание. Их вытеснят вышеупомянутые «облачные» кандидаты.

    Социальный сети


    Тут всё довольно очевидно. Из технических минусов: отсутствие вёрстки и нормального менеджмента документов, гибких прав доступа. Из более абстрактных — отсутствие атмосферы обучения.

    Рунет


    Всё вышеупомянутое — зарубежные ресурсы. Что есть в Рунете? Полно отдельно стоящих независимых сайтов, предлагающих свои курсы. У каждого свой движок и подход. Чтобы показать разнообразие (без попытки перечислить всё) приведу примеры:
    (если я забыл что-то важное — пишите в личку, добавлю)
    • Есть курсы от Яндекса, HTML Academy, видеолекции МФТИ, просто сайты с подборками лекций ( interneturok.ru, univertv.ru )
    • Во-вторых, несчётное количество сайтов по подготовке к ЕГЭ. Почти все продают контент. Кто-то специализируется на цельных классах (с образовательной программой, ДЗ, видеолекциями):
      100ege.ru, eftsh.ru и др.
      Кто-то скорее предоставляет возможности онлайн репетиторов:
      www.tutoronline.ru, gotovkege.ru, college.ru и др.
    • В-третьих, есть Дневник.ру. Позиционируется как школьная соц. сеть, но взглянуть внутрь можно только через посты на хабре, ибо просто так не зарегистрироваться.
    • [добавлено после публикации] Мне прислали несколько ссылок, о которых был не в курсе и которые я ещё сам не успел оценить, описание добавлю позже: intuit.ru, universarium.org, hexlet.org
      С первого взгляда они прямо в точку моей негодующей статьи, и отсутствие их упоминания — мой большой недочёт. Так что посыпают голову пеплом.

    Для меня примечательно, что ни один из вышеперечисленных сайтов не использует готовые решения. Как пример (из своего опыта) могу привести www.digitalchalk.com. И замечательный Open Source проект bigbluebutton.com для записи/трансляции видео лекций/конференций.

    Зов разработчикам

    Итого, в Рунете полно сайтов посвящённых обучению. Но ни один из них мне не даёт возможности разместить свой курс. Кроме того, большинство из них посвящены своей узкой отдельной теме, будь то ЕГЭ или тренинг по Excel. К сожалению, духа Courser'ы, где ты просматриваешь каталог различных предметов и что-то слушаешь из искреннего любопытства и исключительно ради знаний, а потом обсуждаешь с заинтересованными людьми, тут нет. По-моему, этого как раз и не хватает. Западные ресурсы, которым посвящена большая часть обзора, могут дать практически всё, кроме аудитории.

    Думаю, что копировать Courser'у бесперспективно. Такого масштаба в русскоязычном сообществе не достичь (количество русскоязычного населения не дотягивает до критической массы). Но можно думать на масштаб меньше. Мне лично хотелось бы увидеть реализацию похожую на MyHaikuClass, в которой учителя школ и различных кружков, просто преподаватели-альтруисты и студенческие группы могли бы свободно создавать и размещать свой материал в удобной (и открытой) форме, проводить занятия. Ко всему этому нужна система, которую я назвал бы «биржей курсов», социальная надстройка над всем этим, инициирующая общение и интерес к обучению. Я витаю в облаках или же действительно не хватает такого отечественного ресурса? :)

    Буду рад ответам на опрос и обсуждению в комментариях.

    В начале статьи кадр из мультфильма Ивана Максимова «Провинциальная школа».
    Нужна ли Рунету своя биржа курсов (см. последний раздел за разъяснением)?

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 46
    • +1
      Если рассматривать онлайн курсы именно как [видео]лекции, то очевидно, что по курсу, который хочешь изучить, нужно слушать 2-3 самых лучших лекторов мира: Гарвард, Стенфорд, Фейнман.
      • +3
        Спору нет. Но, по-моему, это верно для базовых курсов. Капнуть глубже в узкую специализацию (будь то в физике или программировании), где многое меняется год от года, и уже не так очевидно, чьи лекции лучше.

        Более того, ту же физику, Фейнман читает для своей, пусть и широкой, аудитории с техническим складом ума. Другой аудитории надо показывать яркие и красочные фильмы, чтобы хоть как-то удержать внимание. Это я к тому, что разнообразие в этом вопросе тоже важно. Это подтверждает обилие на той же Courser'е большого числа классов на очень схожие темы, каждый из которых довольно популярен.
        • 0
          Лекторы всякие нужны, лекторы разные важны. Для общего введения в предмет — нужен популяризатор науки, вроде Фейнмана. Для более узких и углубленных познаний в конкретном вопросе — будет нужен кто-то другой… Вы же не станете использовать микроскоп вместо портретного объектива фотоаппарата, верно?

          Если для популяризации нужны «весёлые картинки», искромётные шутки и захватывающее видео со спецэффектами, то для серьёзного, вдумчивого изучения более глубоких вопросов «спецэффекты» будут только отвлекать от сути.
        • +8
          Недавно запущенный universarium.org/ вроде сотрудничает не только с вузами, но и с преподавателями.

          Еще freetonik делал hexlet.org, там вроде тоже можно разместить свой курс.
          • 0
            Спасибо! Изучу и добавлю в статью. Позор мне, что умудрился поглядеть эти два проекта.
            • 0
              удалено
              • +1
                Универсариум это круто! Странно что на хабре не засветились, записался на Райгородского!
              • 0
                Кстати, Edx даже open source (https://github.com/edX), но использовать их код, боюсь, было бы слишком опрометчиво.


                Не совсем понятно, почему
                • +1
                  Если я правильно понимаю, речь идет о том, что автору нет смысла самому создавать такой проект. Хотя, могу ошибаться.
                  • +2
                    Там использовано очень много разных технологий и поддерживать эту махину довольно тяжело.
                    • +1
                      Насколько я помню, у них были темплейты для aws и скрипты для простой инсталляции. Если этого недостаточно, то скоро должна запуститься SaaS-версия: mooc.org
                      • +2
                        Развернуть можно относительно просто, да, но вот поддерживать все это – мы, к примеру, побоялись.
                        SaaS версия многообещающая, да.
                    • 0
                      В требованиях специально разработанной для edX лицензии GNU Affero прописано, что код нужно использовать без изменений с указанием, что это edX, либо, если внесены изменения, публиковать код.

                      Использовать, в принципе, можно:
                      — если вы не паритесь, что в дальнейшем ваши инвесторы не захотят общаться с вами, пока не будет легитимного использования софта.
                      или
                      — если не собираетесь ничего менять (коммерция явно не запрещена)
                      или
                      — любите выставлять публике рабочий код, который зарабатывает вам деньги
                      • 0
                        А можно я побуду занудой? :)

                        В требованиях специально разработанной для edX лицензии GNU Affero


                        Из википедии: 'EdX was open sourced on June 1, 2013'
                        Оттуда же: GNU Affero General Public License, version 3 was published in November 2007

                        Не думаю, что лицензия была разработана специально для edX

                        А по теме: насколько я понял автора поста, вариант с 'если не собираетесь ничего менять (коммерция явно не запрещена)' должен вполне подойти
                    • 0
                      Google Apps for Education получить не проблема и в России, работаю в одном из Московских ВУЗов, просто заполнил заявку, и отправил им письмо со сканом Лицензии на образовательную деятельности и Аккредитацию. В итоге 6500 аккаунтов на студентов+преподавателей, и это даже с запасом.
                      • +2
                        Corsera ???
                        • +1
                          Я со своей командой занимаюсь разработкой проекта, связанного конкретно с данной тематикой. Пока нашуметь не успели, первые анонсы будут в феврале. Мы называемся Studier
                          • 0
                            Что-то вы не гуглитесь. А промо сайт есть уже? Или публикации о вас? А то написали бы статью на Хабр, рассказали бы о себе, очень интересно почитать.
                            • 0
                              Как раз готовимся писать. Прототип есть, лично ссылку вышлю
                              • 0
                                Салют! статья на Хабр как раз в процессе написания, гуглиться будем немного позже. На данный момент есть прототип, как отметил мой коллега, активно развиваемся.
                            • 0
                              Добрый день!
                              Благодарим за упоминание :)
                              Действительно, пока в России подобных проектов немного. Тем не менее, на ум сразу приходят наши добрые друзья и партнеры: сайт InternetUrok.ru (бесплатные видеоуроки по основным предметам школьной программы — без рекламы), Педсовет.орг (глобальное сообщество педагогов с обширной медиатекой — реклама присутствует).
                              Что касается непосредственно Дневник.ру, у нас есть Центр образовательных приложений (подробнее можно почитать здесь www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2013/04/25/527069), где можно найти авторские он-лайн курсы, материалы медиатеки Дневник.ру, обучающие приложения и мн.др.
                              • +1
                                udemy.com — есть русскоязычный интерфейс, можно создавать как платные так и бесплатные курсы.
                                • 0
                                  У нас есть проект по сходной тематике, но он не ориентирован на открытый доступ, а скорее больше подходит для случая: «Преподаватель (или несколько преподавателей) имеет несколько групп. Хочет организовать свой материал. И отслеживать его посещение учащимися.»

                                  Тексты, картинки, видео, тесты, статистика + интеграция с вики и т.п. Сейчас на этой базе создан большой курс по школьной физике и математике. Текущий сайт проекта: eduVdom.com

                                  Создание своего отдельного курса пока доступно только в тестовом режиме, но возможно. Также, возможно будет предоставить открытый доступ к такому курсу. Если заинтересует — обращайтесь.
                                  • 0
                                    Спасибо за подборку по рунету. Открыл для себя МФТИ, до этого математику только в зарубежном исполнении слушал.
                                    • 0
                                      Мы сейчас запускаем saas-проект для независимых тренеров: getcourse.ru (пока в бете, но уже проводятся некоторые реальные тренинги, самый большой — на 700 учеников)

                                      Он позволяет выкладывать видео/аудио-уроки, задавать задания и проверять ответы, создавать расписание для вебинаров, управлять рассылками и группами пользователей.
                                      • 0
                                        Буквально на днях (Мы очень надеемся на это) состоится презентация проекта, которым Ваш покорный слуга и мои коллеги, глубочайшее им почтение, жили, дышали, болели и творили и работали даже, последние 4 месяца — ITVDN.com — Портал Видео обучения технологиям Microsoft. C бесплатными и платными видеокурсами и печеньками и заманушками))) Включите нас в список, мы очень стараемся сделать качественное IT образование доступным для пользователей Рунета, включая ориентированных на работу в западных компаниях специалистов, для которых разрабатываются и наполняются контентом иноязычные зоны ресурса, записываемые нативными носителями языка, являющимися сертифицированными тренерами Microsoft. Очень болеем за дело качественного IT образования и поддерживаем всех кто работаем в данной области. Тут даже на Хабре кто то писал статью с озвученной идеей создания EDU портала и оставлял e-mail для связи, просил фидбека людей с опытом — мы писали, но автор того поста так, увы, нам и не ответил. Если есть люди поддерживающие такие идеи, милости прошу в личку. Чем сможем поможем, да и, как посотрудничать также, видится мне, обязательно придумаем.
                                      • 0
                                        Попробуйте сервис Rizzoma.com (кстати, его делают россияне) — исходя из описанного вами функционала, вам должно понравиться. Кроме того, Риззома лично мне очень нравится своими возможностями предоставления большого количества структурированной информации «сверху вниз», а также возможностью легкого подключения в топики дополнительного функционала типа вставки кода с подсветкой синтаксиса, или же вставки LaTeX-выражений. Вот, на всякий случай, контакт одного из кофаундеров этого сервиса.
                                        • 0
                                          Обязательно попробую, спасибо за ссылку!
                                        • –1
                                          Дико извиняюсь за офтопик, мультик с вашего первого фото видел на Пустых холмах, и никак не мог найти, как же он называется! Подскажите, пожалуйста!
                                          • 0
                                            В конце статьи написано навание
                                          • 0
                                            Для того, чтобы подружить LaTeX с вебом, возможно, годится Mathjax. (Сам не разбирался, просто попадалась ссылка в моей ленте.)
                                            • 0
                                              Я последние полгода преподаю через Canvas (+GDrive+Skype+GoToWebinar, до этого только через них).

                                              Так вот:

                                              1. При регистрации как преподавателя мне не звонили для подтверждения и не требовали привязки к американскому вузу, я указал собственную организацию.

                                              2. В интерфейсе включается вполне вменяемый русский язык.

                                              3. Есть поддержка работы с формулами.

                                              2 и 3 продемонстрирую на скриншоте:

                                              image

                                              Так что вы минусы аккуратнее складывайте, а то с таким уровнем достоверности информации статью трудно рекомендовать коллегам.

                                              PS. идеОлогия
                                              • 0
                                                1. Мне звонили и не раз. Возможно потому, что я указал американский номер теефона. К тому же у них весьма агрессивный отдел продаж, который выпытывал у меня зачем мне это надо (хотели что-то продать). Вы в итоге создали свой курс на www.canvas.net/? Если не секрет, то какой из них Ваш?
                                                2. Сам движок может быть и переведён. Я пишу про их подпроект www.canvas.net/. Он англоязычный в том смысле, что курсы на английском. Возможно, я это не написал достатосно конкретно.
                                                3. Одних символов в формулах недостаточно. Такая поддержка есть почти везде. Нужна хотя бы нумерация и ссылки (инструментами LaTex). Они могут использовать синтаксис LaTex, но полного функционала там (как и во всех подобных движках) нет. Он есть только в полноценных онлайн LaTex редакторах и в Wiki с установленными дополнительными модулями. Для преподавания физики и математики эта разница в функционале значительна.

                                                PS: спасибо
                                                • 0
                                                  1. Я же писал, что преподаю, поэтому конечно курс создал.
                                                  Он в закрытом режиме, т.к. я обучаю платно: canvas.instructure.com/courses/815233

                                                  Сейчас думаю перепубликовать лекционный контент на вордпрессе.
                                                  Хотя почитав вас, задумался о том, чтобы всё-таки сделать открытый курс на канвасе.

                                                  2. Так у вас обзор курсов или платформ для их публикации? :) Если платформ, то отсутствие в паблике русскоязычных курсов не проблема.

                                                  Если хотите курсов, идите на eclass.cc
                                              • 0
                                                Ваши модельные ситуации сводятся к публикации контента и могут быть реализованы на любом движке для публикаций (что вы прекрасно продемонстрировали своей статьёй), например, Wordpress + плагины. LMS городить ни к чему.

                                                Принцип KISS.
                                                • 0
                                                  Вы считаете Wordpress удобной системой для совместного ведения конспекта? Или для ведения журнала с оценками? То что можно, я не спорю. Можно и в блокноте вести учёт. Дело же в удобстве для пользователя. Сам факт установки своего движка и плагинов подразумевает время и опыт, которого у больгинства учителей (вне области IT) банально нет.
                                                  • 0
                                                    У меня нет такого опыта. Но того, что в WP есть многопользовательский доступ и версионирование, если к ним добавить простые политики гранулированности контента и распределения работы по редактированию, вполне может хватить.

                                                    Про ведение журнала в ваших модельных ситуациях ничего не было :) В современных LMS очень много фич.
                                                • +1
                                                  На Intuit и Universarium есть значимый порог входа, вы не можете просто так начать публиковаться завтра.

                                                  В первом нужно пройти премодерацию по переписке. Плюс достаточно тухлая атмосфера на сайте.

                                                  Вторые, я так понимаю, вообще разговаривать не будут, если вы не связаны с российским вузом и не phd.
                                                  • –1
                                                    Проблема поставлена с ног на голову.
                                                    Начинать надо не с технических вопросов, а с посещаемости сайта целевой аудиторией.
                                                    Поэтому первое, что надо сделать — это решить, для кого это всё делается.
                                                    Второе — что посещает эта самая целевая аудитория.
                                                    Вот, например, ваш урок про блоьшой взрыв на питоне — он для кого?
                                                    • +1
                                                      А, ну-ну — фигня, что никто читать не будет, зато нумерация формул красивая. Лепите свои минусы, не думать же в самом деле.
                                                      • 0
                                                        А по-моему начинать надо с другого: в интернет пространство, вмещающее в себя только информацию, и ничего кроме!
                                                        Т.е. интернет — не является пространством для Знаний и не может обладать инструментами для образования, — хоть лопни — не может и все тут.

                                                        И для того чтобы получить образование необходимо понимать что является пространством для Знаний и обладать соответствующими образовательными инструментами, кстати, всегда индивидуальными, хотя и очень похожими друг на друга; ну и конечно нет образования без учеников, без тех кому эти Знания нужны действительно, а не ради «лайка».

                                                        Создать такого рода образовательную интернет-систему всегда возможно, но все зависит от того кто, как и с какими намерениями ее использует.
                                                        Кстати, выявление намерений тоже возможно представить — по готовым работам учеников можно будет судить о намерениях их учителя; это как дерево, которое рано или поздно дает свои плоды.

                                                        И насколько я понимаю (из моих домашних разговоров с людьми из образования — с учителями, учениками, родителями) сейчас многие хорошие учителя имеют прекрасные плоды и прекрасные корни, а вот не востребованы они учениками; и ученики никак не могут найти этих самых учителей: все лезут в интернет; всем хочется найти ответы на свои интересы, забывая при этом, что интернет — никогда не будет пространством для образования, и что дети, болтаясь в интернете днями и ночами напролет, не будут Знать, а будут всего лишь проинформированы.

                                                        А вопрос востребованности так и остается актуальным:
                                                        как учителю встретить именно тех людей, кто может и хочет получить от него знания по-настоящему? а не ради «выживания».

                                                        Ну и интернет-систему тогда организовать будет намного проще; ни у надо понимать, что интернет-система ничего хорошего не делает и не помогает, она всего лишь позволяет общаться на расстоянии, как разговор по телефону — это не обучение, а всего лишь средство, далеко не самое лучшее.

                                                        И конечно другой вопрос: Что является пространством для Знаний? на самом деле. И как они передаются? явно не как информация.
                                                      • 0
                                                        гибкие возможности вёрстки (встраивание видео и визуализаций, например, из GeoGebra, нумерация формул, картинок и тп),

                                                        Расскажите подробней о ваших требованиях в отношении инструментов для работы с формулами и о нумерации формул и картинок. Я никогда не имел дела с академическим сектором при создании курсов, поэтому было бы полезно знать такие детали и учитывать их при разработке. Также буду благодарен, если вы покажите наглядные примеры.
                                                        • +2
                                                          Стандартом является LaTex. Смотрите, например, эту статью habrahabr.ru/post/144648/, либо любую другую. Можно также открыть любой учебник по высшей математике или физике, где более 5 формул на страницу. Без нумерации каждой формулы там невозможно передать мысль (пример). Кроме того, так как LaTex является стандартом в академическом мире, использование какого-либо другого формата усложняет жизнь. Модеье глянуть на сэмплы в www.authorea.com/aboutus. Там довольно широко показан функционал ссылок на формулы/печатнытнве издания.
                                                        • 0
                                                          Посмотрите http://alison.com
                                                          • 0
                                                            iTunes U?
                                                            Они вот вчера для России запустились (http://appleinsider.ru/itunes/itunes-u-dobralsya-do-rossii.html).

                                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.