Как выбрать название для IT продукта и IT компании

    Мне было немного странно видеть, что в таком замечательном ресурсе мало обсуждения и самой темы о торговых марках, то есть наименовании IT продуктов и компаний (“торговой марки”, “торгового наименования”, “ТМ”, “trademark”). Очевидно, что любой программист и участник IT рынка (а особенно те, кто пишут свои продукты), рано или поздно столкнется с этим вопросом. Поэтому, чем раньше IT-шники об этом будут задумываться, тем меньше будет проблем в их бизнесе в будущем.

    Итак, постараемся восполнить пробел и открыть тему торговых марок. Очевидно, что с точки зрения программирования легко повторить и tetris, и facebook, и любые «фермы». Но попробуйте раскрутить свой продукт (клон он или нет) с похожими на эти продукты названиями — тут же владельцы (вернее их юристы) вас закроют со всех ресурсов. С другой стороны, если ваш продукт становится популярным, то тут же назревает необходимость защитить его от клонов и сделать так, чтобы другие не использовали и не забивали вашу марку в свои ключевые слова. Если коротко — это и есть причина, по которой торговая марка выступает одним из основных параметров оценки и стоимости любого IT проекта при его финансировании, продаже и заключении солидных контрактов.

    Мы решили привести здесь наши практические рекомендации по наименованию продуктов в IT сфере, и особенно для целей маркетинга в США. Мы не хотим нагонять скуку техническими моментами, и поэтому наши рекомендации носят, прежде всего, практический характер. Эти рекомендации могут влиять как на стратегию защиты вашей TM на заре его развития, так и на более поздних стадиях вашего бизнеса. Как говориться, как корабль назовешь, так он и поплывет…

    Итак, “владение” (и соответственно регистрация торговой марки) это прежде всего право исключить _других_ лиц от использования этой марки в вашем рынке товаров и услуг. Таким образом, марка это и щит (хорошее и правильное название предотвратит “наезды” от других компаний) и “меч” – то есть позволит легальными методами исключить использование вашей марки в названии других товаров, в том числе и конкурентами, в поисковых словах (будь то в поиске google или AppStore) и в иной рекламе.

    Несомненно, что процесс подбора названия должен включать проверку наличия свободного домена с .com (хотя для apps это уже становится менее актуально) и, во всяком случае, для целей США, проверка наличия конфликтов с зарегистрированными марками в USPTO (об этом, наверное, будет будущий пост).
    Ну и необходимо, хотя бы в самых общих чертах, проанализировать выбранную марку с точки зрения ее будущей легальной жизни.

    Итак, существует 5 видов торговых марок, но границы между ними не всегда очевидны, и виды марок постепенно, как цвета радуги, перетекают из одной категории в другую: generic, descriptive, suggestive, arbitrary, fanciful.

    1. generic торговые марки – то есть торговые марки, которые называют напрямую сам товар или услуги.
    Например, electric car — для электромобилей, Good Beer для продажи пива, Apple – для продажи яблок, X-Ray для продажи X-ray аппаратов. Примеры generic marks в IT сфере:

    Best Software
    GoodApp
    Quest
    Funny Puzzle
    СD Ejector
    DVD Converter
    Internet Search Optimizer
    Password Breaker

    Generic marks практически не защищаются, то есть они очень “слабые”. Любые общие описательные слова, которые добавляются к продукту относительно его качества и происхождения — Good, Perfect, Quick, Easy, Funny, Russian — все это, как правило, не прибавляет марке силы, то есть они не становятся более защищаемыми.

    Слабость generic марки заключается в том, что нельзя “застолбить за собой” такие слова, которые предотвратят других людей от использования данных слов в описании своего товара. Конечно, удобство generic марки заключается в том, что это и название товара и, собственно, практически и сам товар.

    Покупатель стразу понимает, что вы продаете, вам легко работать c SEO, и вас легко найти в AppStore по названию. Главная проблема – что ваши конкуренты могут также использовать эти слова в своих марках. И если марка generic, то вы _никогда_ не получите монополию на ее использование, как в описании товара, так и в его названии. То есть, как только ваш продукт станет успешным, все будут копировать ваш продукт и вашу марку безнаказанно.

    2. Descriptive, или описательные марки – марка считается “merely descriptive” (“лишь описательная”) если она описывает ингредиент, качество, характеристику, функцию, свойство, цель или использование товара (an ingredient, quality, characteristic, function, feature, purpose, or use of the goods. TMEP §1209.01(b)). У потребителя не возникает никаких сомнений по поводу того, что продается под этой маркой или по происхождению товара. Добиться регистрации для “merely descriptive” на основном реестре USPTO (principal register), дающим эксклюзивность, очень проблематично. То есть описательная марка чуть лучше, чем generic, но не намного.

    Несомненно, что оценка, является ли марка merely descriptive, субъективна, и нам часто приходиться оспаривать с экзаменатором вывод, склоняется ли та или иная марка ближе к generic или ближе к “более сильным” маркам (suggestive). Если первое – то придется регистрировать марку на дополнительном реестре USPTO (supplemental register), созданного для описательных марок и не дающего вам право на монопольное использование марки, но предполагающего некоторые преимущества в отстаивании этой монополии в будущем. Если же удается убедить во втором, то есть, что марка не является merely descriptive – то регистрация (а значит и защита марки) получает зеленый свет.

    Несмотря на то, что все постулаты SEO вам будут говорить об ином, желательно избегать descriptive названий. Достаточно использовать вашу “описательность” в описании к продукту (“CD Explosion, the best CD ejector in the world”), но не в самом продукте. Иначе то, что для вас будет изначально поддержкой для узнаваемости в SEO поиске, в будущем может просто убить ваш проект, оставляя его без защиты и без эксклюзивного узнаваемого названия.

    Значимым исключением из правила является наличие большого бюджета на маркетинг и возможности “раскрутить” марку до «полной узнаваемости», то есть так, чтобы потребитель связывал эту описательную марку именно с вами, а не с иными продуктами в этой же категории (это называется secondary meaning – то есть когда мы говорим facebook, то мы имеем в виду конкретную компанию и продукт, а не книжку выпускников школ в США). К примеру, Kaspersky, Dell, McDonalds – тоже изначально “неправильные” описательные марки (“проcто фамилии” тоже относятся к описательным), но этот недостаток был преодолен развитием бизнеса и «раскруткой».

    Реальные примеры описательных (descriptive) марок в IT сфере (которые фактически не получают правовой защиты и эксклюзивности, получив регистрацию лишь на supplemental реестре):

    • Advanced Security Technologies тоже скорее descriptive, если не generic.
    • REMOTE CHECKOUT – software for accommodating multiple types of payment
    • QWIKVID – продукты для видеообработки (неправильное написание слова Quick и сокращения VID от video эту марку не спасло, и экзаменатор признал марку лишь merely descriptive)
    • DRAFT TRACKER – software для отслеживания спортсменов в спортивных drafts
    • STORAGEREVIEW.COM – website for electronic data storage
    • BOOKSTREAM – software for managing electronic books
    • NEWSCLOUD – software as a service (SAAS) services for on-line content
    • STANLEY SECURITY GROUP – security systems (Stanley – “просто фамилия”)
    • CHANNEL MONITOR – web-based software application for tracking real-time product information
    • SMART MEETING PRO – manages conferences
    • OBJECTIVE-BASED PORTFOLIO PLANNER – удивительно, кто до такого додумался. Это прекрасный пример как НЕ надо называть продукт.
    • INSTANT RESTORE – for data restoration
    • SMART NOTEBOOK – у кого то есть сомнения, что это за продукт?
    • CONTINUOUS CYBER SECURITY SCANNING – ничего кроме смайлика тут не смог бы поставить…, поэтому без комментариев.
    • DATADAEMON – software for exchange of data

    3. Suggestive marks – марки, которые используют реальные слова, и при этом для понимания функции или назначения продукта нужно проделать определенную логическую связь между названием и продуктом (a mark that, when applied to the goods or services at issue, requires imagination, thought or perception to reach a conclusion as to the nature of those goods or services — see TMEP 1209.01(a)). Самый лучшие перевод, к которому я мог прийти, это «намекающая» марка, но уже очень как то неблагозвучно, поэтому буду продолжать использовать suggestive. Я полагаю, что это _лучшие_ марки – то есть они получают полную защиту, но при этом косвенным образом указывают покупателям на goods and services. Покупатель может или построением логической цепочки догадаться, что это за продукт, или, во всяком случае, увидев продукт, несомненно подтвердит эту ассоциацию (и главное запомнит).

    Просто написать слово с ошибкой или пропустить букву может и не спасти и не сделать марку suggestive/arbitrary (см. ниже) вместо descriptive (руская водка, xtension cutter и т.д.) или спасти от нападения от похожей марки (abibas). Поэтому тут как раз и есть та ситуация, когда обстоятельства, ваша фантазия, и умение вашего юриста могут переломить ход игры в одну или другую сторону. Но чаще всего обычные ошибки _не_ спасают, особенно если фонетическое звучание марки остается тем же.

    Suggestive марки подлежат полной защите и очень редко бывают попытки отказа в регистрации (в основном проблемы бывают, если кто то зарегистрировал похожую марку первым).
    Например:
    • Nero-CDRom – Nero (Нерон) сжег Рим (Rome) – игра слов Rome-Rom
    • Tamograph (гениальное сочетание название фирмы Tamosoft и tomograph для обозначения “томографии” беспроврдных сетей
    • 36.6 — гениальное название для аптек
    • Penguin – для холодильников (пингвин – холодно – холодильник)
    • Apple (для компьютеров): Яблоко – Ньютон — знания
    • Пол-копейки (это вообще гениальное название для магазина полов – и указание на дешевизну и сам товар посредством омонимов)
    • Hawk Eye – камера и софт для отслеживания попадания мячиков в теннисе
    • DocShield – защита информации (хотя тут довольно близко к описательности, даже странно, что марка «проскочила» с регистрацией)
    • Durandal (“меч Дюрандала”) – программа для взлома защиты
    • mail navigator – поиск информации в имейл программах
    • Amazon (самая большая река –> самый большой магазин)
    • Rogue – машина, отличающаяся «бунтарскими» характеристиками от других
    • Pathfinder – машина с повышенной проходимостью
    • Reebok (вид антилопы) – спортивная обувь и одежда
    • Google – производное от числа с 100 нулями (указывает на что то большое)
    • PERFORMINSIGHT (perform плюс insight для work force management solutions
    • NERVEGUARD – neuromonitoring software
    • YOUME – dating and social network software
    • UFanTicks – (U – принятая в США аббревиатура для университетов + fan + ticks (tickets)
    • InvisibleCRM (поскольку реально “invisible” СRM не бывает, то это придает марке suggestive оттенок, в смысле, что работает невидимо и не мешает)
    • Softkey – изначально: регистрация ключей для софта
    • PINXTER – app в сфере моды, намек на женственность и всякие **str в электронной коммерции (pinxter — цветок)
    • CollageBerry – soft для фото мозаики
    • Dealigence – deal и diligence (софт и услуги в M&A)
    • Pirate Revenge – круизы на темы пиратов
    • War Thunder — игры/софт на тему войны
    • Dance Magic — игры/софт на тему танцев
    • Star Walk, Solar Walk — app на тему астрономии
    • ByteScout — software programming libraries, development components and utilities
    • StaffCop – софт для отслеживания деятельности работников

    4. Arbitrary – существующие слова, но не имеющие отношения к самому продукту:
    • Bluetooth
    • Blackberry
    • HootSuite
    • Gibraltar Software
    • Banjo Publishing
    • Oxygen Forensics
    • Gaijin Entertainment

    5. Fanciful – несуществующие слова
    • XEROX
    • Kodak
    • adidas
    • Fozium
    • Alentum
    • Agnitum
    • Bitrix
    • Nravo
    • ну и собственно habrahabr — не могу найти историю имени. Выглядит как придуманное слово — может кто подскажет откуда название возникло?

    4 и 5 защищаются наибольшим образом, но проблема в том, что для ассоциативного восприятия и узнаваемости марки потребителями, марку 4-го и 5-го вида надо “раскручивать” и создавать ассоциацию между товаром и маркой (которая изначально отсутствует). То есть сама марка nike никак не говорит, о том, что это спортивная марка, или что Gaijin или Nravo — это игры. Но с другой стороны – такие названия сразу получают полную защиту и если обеспечить «раскрутку» и узнаваемость, то эти марки могут быть не хуже, чем suggestive марки, просто для этого нужны дополнительные средства и усилия.

    В 4 и 5 категорию также могут попадать сокращения (acronyms), но с ними надо быть осторожными. С одной стороны сокращения могут попасть в arbitrary, но реальная защита будет лишь при большом количестве букв. Помните, что в мире лишь несколько десятков узнаваемых двух-трехбуквенных торговых марок – GE, IBM, CNN, ABC, BMW ну может еще парочку. Поэтому марка двух-трехбуквенная марка не имеет сама по себе никакой ценности пока на ее раскрутку не будет потрачены огромные средства, и обычно регистрировать такую марку проблематично. Поэтому надо избегать двух и трехбуквенных сокращений и не называть свои продукты типа ФИОsoftware — все это слабые марки, хотя меня до сих пор поражает, то ли находчивость то ли удачливость тех, кто придумал ASprotect (AS это сокращение имени, но очень удачное фонетическое напоминание о том, что надо прикрывать в бизнесе).

    Четыре буквы — минимально все-таки для марки, если не хотите иметь проблемы в будущем. Однако, к примеру, у нас недавно получилось так, что четырехбуквенная марка в США была спокойно зарегистрирована, но оказалось, что в других странах и на других языках название что то означает «описательное» либо имеется уже регистрация. Поэтому, просто по теории вероятности и исходя из того, что количество букв в алфавите ограничено, 4-буквенные марки тоже довольно рискованны сами по себе.
    Таким бразом, опираясь на правила выше, нужно выбирать что то уникальное, что не является confusingly similar с другими марками (потому что ADIDASoftare возможно и интересное название, но очевидно, что вызовет проблемы в правовом поле совершенно иного уровня), что не будет доставлять проблем в будущем, но при этом все-таки не доставлять лишних проблем для вашего маркетинга. Я думаю, что конфликтность с другими марками мы осветим чуть позже.

    И для хорошей торговой марки надо фантазию подключать… Мой совет – старайтесь найти suggestive, чтобы сохранялось и некое напоминание о продукте, и при этом иметь фактически полную правовую защиту. Представьте, что вы придумываете название для детектора лжи (lie detector) и вспомните старую шутку ­- “У меня дома lie detector есть.” “А как называется?” “Теща!” Шутка шуткой – но так и рождаются лучшие марки продуктов, и название “Теща” было бы прекрасным названием для софтверного детектора лжи.

    Итак, для хорошего названия — включаем креативность и избегаем повторений с другими марками, особенно с марками тех компаний, у которых большой бюджет на юристов. Удивительно, но мне довольно долго пришлось пояснить клиенту, почему старушка Барби наезжает на него, а не на других «клонов». Вы удивитесь, но ответ то очень простой – “неуловимый Джо” никого не интересует, и «наезжают» (или научно – посылают cease and desist letters, снимают с AppStore, подают в суд и прочее) тогда, когда ты становишься успешным и стал зарабатывать. Ну так зачем начинать бизнес с презумпции, что вы НЕ будете успешными или строить бизнес по принципу “failure of success”?
    Метки:
    Поделиться публикацией
    Комментарии 71
    • +6
      Мне таки кажется, что самые сочные названия из пятой категории.
      • 0
        Сочные — да, они просто вначале «неудобные». Поэтому тут всегда борьба между смакованием долгосрочной выгоды (как вы сказали — «сочностью») и заблуждением, которое еще подталкивают SEO-шники, что надо быть сразу и немедленно узнаваемыми. Ну просто не у всех хватает фантазии на 3, но этот недостаток можно затмить упорством и бюджетом, опираясь на 4 и 5.
        • 0
          Название — своего рода тоже искусство. Ему нужно уделять не меньше времени, чем, например, дизайну (название есть дизайн, только слов). У меня есть даже теория про то, какими должны быть красивые слова в моем понимании. Возможно, напишу пост от этом.
    • +4
      Не останавливайтесь.
    • 0
      Спасибо за статью, познавательно.
    • 0
      Спасибо за интересную статью. Если немного переделать, то подойдет и под другие сферы.
      • 0
        Я из других сфер ушел (почти). Я просто предпочитаю работать с людьми с высоким IQ, поэтому углеводороды я забросил давно. Помимо IT у меня в клиентах остались только чай (один клиент), водка (полтора) и спортсмены (парочку). Я делаю «общие» примеры типа xerox и Adidas чисто для наглядности восприятия концепций. С точки же зрения IT, легче обсуждать именно ошибки, но тут я должен себя останавливать, потому что про клиентов как про мертвых — или хорошее или ничего. Если у кого есть другие примеры помимо заезженного ксерокса, выставляйте на порку.
        • 0
          Как вспомню пару названий, которые придумал давно — скину, мб помогу.
    • +4
      Xerox — от ксерографии, которая в свою очередь от греческого xeros — «сухой». Поэтому это скорее 2 категория, чем 5, и однозначно имеет право быть нарицательным названием типа «термоса».
      • –2
        Тоже хотел об этом написать, но в данный момент Xerox не несет никакой информации о том, чем они занимаются. Я даже не уверен, что у них еще продаются аппараты для ксерографии :)
        • 0
          В данный момент и Microsoft не один только софт выпускает, да и он по объему совсем не микро:).
          • 0
            Основной продукт компании — это всё же именно ПО, а под Micro они имели в виду, что пишут ПО для персональных компьютеров. Конечно, они занимаются не только этим, но оригинальное название, по-моему, вполне отражает их сильные стороны и на сегодняшний день.
      • +2
        Ксерокс стал нарицательным в России, потому что первые завезенные к нам копиры были именно этой марки.
        В Монголии, например, ксероксы копиры называют «канон».
        • +1
          Аналогично марке jeep.

          Благодаря первым бандитским чироки, попавшим в Россию в лихие 90е, все внедорожники теперь называются исключительно джипами.
          • +3
            да ладно, это название ещё со времён ленд-лиза прицепилось.
            • +1
              Говоря об американских автомобилях, участник тех событий четко выговаривал марки: "Виллис" или "Додж", иногда добавляя к последнему суффикс «три четверти». И, к стати, в «Альбоме американских автомобилей» того времени, которым снабжались советские военнослужащие, автомобиля марки Jeep вообще не было.

              Нарицательное слово «джип» скорее всего позже пришло в русский язык. И до 90-х это же просто называлось «козлик».
              • 0
                Джип был и раньше. Дело в том, что слово джип прозошло от сокращения GP — General Purpose. И уже компания придумала созвучное имя — Jeep.
                • 0
                  Кстати, примус и термос — тоже называются по фирмам.
                  А самый крутой примус в свое время назывался «Optimus Primus». Transform and roll out!
        • –4
          Кажется правильнее произносить «ЗИРОКС».
          • 0
            Это просто слово записанное латнскими буквами. В каждом языке, в замисимости от произношения, оно будет чиаться по разному. В английском — зиракс, в русском, в соответствии с правилами транслитерации — ксерокс.

            С именами то же самое.
            Michael читается как Михаэль, как Майкл и еще десятком способов.
            • 0
              При этом мы четко отличаем наших Михаилов от американских Майклов.
              В случае Xerox — такой же логичный способ отличать нарицательное название копировального аппарата (ксерокс) от конкретной компании, которую по-русски логичнее произносить «Зирокс».
        • +1
          Однако результаты их работы по-русски называются ксерокопиями, и это уже не торговая марка, а чисто технический термин.
          Слово «ксерокс» у нас быстро стало нарицательным не только из-за прямой транслитерации Xerox, но и из-за предельно логичного строения: техническое «ксеро-» + распространенное окончание «-кс» по созвучию с «факс», «телекс».
          • +1
            Тут затронули тему Xerox. Во первым определимся с тем, что это fanciful, то придуманное слово. Далее, любая марка может быть потеряна и размыта, это обычно происходит либо потому что public начинает пользоваться словом как нарицательным «отксерь этот документ» либо когда конкуренты используют это слово в своих марках, а владелец оригинальной марки это не пресекает (у владельца марки есть обязанность to police its mark, и кроме пресечению конкурентов есть определенные правила пользования собственной маркой — например, нельзя нельзя использовать марку как глагол, и поэтому «Google it!» на самом деле нарушает каноны пользования маркой). Потеря или выражаясь научно — falling into public domain — случилось с Seltzer Water и Cola — владельцы марки не отследили и произошла потеря марки стало «словом».

            Поэтому есть и правила и бюджеты на policing the mark — к примеру Кока Кола нанимала в свое время несколько сотен агентов, которые ездили по стране и заказывали в ресторанах «coke» и если им приносили Pepsi, то менеджера ресторана… короче создавали ему проблемы. Это все происходило тогда, когда слово coke тоже близился к нарицательному слову, и поэтому сейчас в США вам скажут «we don't have Coke, we have Pepsi». Xerox в США незыблемая марка и это только законодатели СНГ создают проблемы для марки, используя выражения типа «ксерокопии документов» (вместо общепринятого «фотокопии»). Компания Xerox поднимала этот вопрос неоднократно.
            • 0
              Ну как же fanciful, если придумали его на основе греческого корня?
              Помощь в поиске более удачного названия оказал местный профессор-филолог. Он придумал термин «ксерография» от др.-греч. ξερός «сухой» и γράφω «пишу», а потом уже сам изобретатель Карлсон додумался сократить слово до простого «ксерокс». В итоге в 1948 году первые ксероксы появились на рынке, а первая модель называлась просто — Model A. После выпуска в 1959 году первой полностью автоматической модели Xerox 914 компания Haloid сменила название на Xerox Corporation.

              Последующая маниакальная защита корпорацией Xerox своей торговой марки в этом контексте выглядит как обыкновенное интеллектуальное рейдерство.
              • 0
                Ну во первых сокращение и сделало его fanciful. Также как и Cisco от San Francisco. Ну что значит рейдерство, они ж не пацанов присылают. Есть право, значит делаю, и защищаю свою собственность. Тем более не на пустом месте, а на основе и работы и создания чего то. И при отличнейшей марке — то есть несуществующее слово в США. Они же не забили за собой «ксерография». Признаюсь, что и femida скорее в России — описательное слово. А вот в Америке уже нет — никто кроме русских и греков не видит в femida.us юридической фирмы.

                Ну если и приводить примеры «рейдерства» то это mcDonalds, который выкупал все ресторанчики или пытался закрыть, которые принадлежали людям с такой фамилией и были довольно распространенном названием на локального уровне локальных ресторанов. Или Exxon — на любые заправки где была буква X.
                • 0
                  В чем тогда разница между Xerox и каким-нибудь Qwikvid? Тоже взяли значимую основу и модифицировали для уникальности, в последнем случае даже еще заметнее.
                  Для сравнения Kodak — пример абсолютно ничего не значащей комбинации звуков (автору якобы нравилась буква К), вот это настоящий Fanciful. Или Adidas (от имени Ади Дасслер) — аналог McDonalds — по идее имена собственные относятся к 4 категории.
                  • 0
                    На счет qwikvid я бы с вами согласился, проблема в том, что экзаменатор не согласился и призал описательной. Тут еще надо отдавать отчет тому что описательная марка или нет очень зависит от времени. Сейчас бы у Microsoft было бы ноль шансов зарегестрироваться. Раньше софт вообще был как один продукт, типа как «хлеб» и попадал на один класс, 42 кажется. Сейчас же софт — это уже фактически способ доставки товара и уже софт, в зависимости от его назначение может попасть 6-8 классов.
    • 0
      Если (хотя, что за пессимизм) — Когда буду придумывать название для своего продукта, то название будет из 3-ей или 5-ой категории. Причем, 5-ую буду использовать, если фантазии не хватит на 3-ю. Люблю я «игры слов/букв».

      Считаю гениальным название ICQ (I seek you). Для продукта лучше не придумаешь. Ну, и самая популярная торговая марка (хоть и не ИТ) - Beatles.
      • 0
        А мне нравится, как называлась команда Формулы-1: March — Март. Хотя, на самом деле это сочетание из фамилий её основателей :)
    • 0
      Да очень важно, что бы название на английском — не было похабным или грубым на другом языке мира.
      Пример: prezi.com/ — …, хотя сам продукт хороший.
      Mitsubishi Pajero(В мире) — Mitsubishi Montero (Испания)
      И прочее.
      • 0
        Да, наш шеф как-то предложил для продукта название «пестратеджи» — на английском ничего так, но по-русски близко к неблагозвучию.
      • +2
        Для тех, кто любит игру слов и ТМ из 5й категории, советую пробить их сначала на UrbanDictionary.
      • +7
        Про Pidora забыли :)
    • 0
      Интересно, можно ли как-то оценить влияние названия на успешность компании?
    • 0
      При выборе названия всегда заносит использовать несуществующие слова — читаемый набор букв. Не люблю, когда начинают ассоциировать с кем-то или чем-то другим. К тому же, если смотреть со стороны SEO, такие названия легче вывести в ТОП т.к. конкреция обычно ~0, в отличии от generic, где конкурентами в ТОП могут оказаться даже не связанные с Вашей отраслью проекты. (Например: … «Панда»/ Будет ваша фирма заниматься унитазами, телевизорами, зубами или батарейками — в ПС найдешь кучу ненужной информации и дай бог свой проект раскрутить так, чтоб попасть по этому запросу в ТОП 10 — как по мне это излишние траты и беспокойства, лучше заняться непосредственно самой целью.)
    • –3
      Xerox – вполне себе существующее слово. По русски мы этого исторического персонажа называем Ксеркс.
      Или что-то другое имелось в виду?
      • +7
        Ксеркс по-английскки пишется вот так: Xerxes
    • 0
      Работал в компании с названием «Мандарин». Нам когда люди звонили, часто спрашивали: «Добрый день, а это мандарин?» И апельсином и грейпфрутом и фруктом и персиком, и как к нам не обращались. Так что лучше название взять какое-то «четкое». Ну естественно, если у тебя нет армии маркетологов.
    • 0
      Огромное спасибо за материал, как раз сейчас ломаем голову над названием своего проекта. Порадовало, что интуитивно многие вещи мне были понятны и до прочтения, теперь вот покажу партнерам :) И да, с нетерпением жду продолжения темы. С Новым Годом )
      • +1
        Не стесняйтесь — пишите в приват, чисто проверку на вшивость, если без эксцессов две-три марки, могу сделать gratis, вообще не проблема. Рад что пост заставил думать над вопросом.
        • 0
          Оу… спасибо, думаю воспользуюсь вашим предложением, когда появятся достойные варианты
    • +1
      У всех бывают проблемы с выбором названия, даже у гениальных математиков. :)



      Отсюда: www.mathematica25.com/
    • 0
      1. Придумали торговую марку о которой нету упоминания в Гугле.
      2. Зарегистрировали .com домен.
      3. Зарегистрировали ТМ у себя в стране (через год после обращения и оплаты получили соответствующий документ от государственного органа).

      Что дальше — нужно ли регистрировать в США?
      • 0
        Марка — понятие географическое. В США, если вы продавали товар под маркой, за вами возможно закрепилась так называемая common law марка (торговая марка приобретенная путем использования). Проблема с common law маркой — вопросы доказывания «а кто же первый». То есть даже если марка «ваша» (начали вы продавать товар с 1-1-2012), а ваш конкурент или просто случайный бизнесмен подаст на регистрацию марки 6-6-2012, то его марку зарегистрируют (если вы не опротестуете) просто потому что вас нет в «базе» данных USPTO. И теперь, для того, чтобы вам убрать конкурента или нарушителяиз USPTO, вам надо начинать так называемые cancelation proceedings. Если НИЧЕГО не будет делать другая сторона, то такого рода отмена стоит от $15-20к (а если сопротивляются — то это полное судебное дело на сотни тысяч в legal fees), регистрация же марки на порядки дешевле. Поэтому несомненно, что рекомендация — регистрировать марку в тех странах где у вас существенные продажи. К примеру, большинство наших клиентов подают напрямую в США и потом, по мадридскому протоколу — в EU, Russia, South Korea, Japan и тд. Кому интересно — пишите в приват.
        • 0
          За регистрацию ТМ у себя (Украина) мы заплатили 180$ (130$ — государству, 50$ — юристу).
          Это самый простой вариант:
          — черно-белый знак,
          — на одного человека,
          — в одном классе квалификации.

          А сколько стоит удовольствие в США?
          • 0
            Пишите в приват по конкретным данным, цена работы часто зависит от конкретных вводных и силы марки. Гос сбор на один класс — 325 долларов. Проблема с регистрацией на Украине — практически невозможно отстаивать свои права, тем более в ecommerce, поэтому, если честно, регистрация на Украине и в России обычно нужна для поддержки следующего диалога: «а вы че тут продаете? Справка-лицензия есть?» «Справки-лицензии нет, это наш продукт, вот регистрация». То есть марка как отмазка, ну уж никак не собственность. Если есть другие солидные примеры реальной защиты -готов выслушать. Дела по ТМ в России конечно есть, но их суммарная стоимость в сравнении с США смехотворна. Про Украину знаю меньше, но сомневаюсь что разница большая. Но регистрировать в России и Украине торговую марку — тоже насущная необходимость.
            • 0
              Если есть другие солидные примеры реальной защиты -готов выслушать.

              Гугл отсудил домен google.ua у компании Go Ogle, владельца двух соответствующих торговых марок как владелец своей торговой марки. Но как я понял, основной довод в пользу Гугла был, что Go Ogle не использовал домен для тех классов, где были зарегистрированы марки, а просто ридеректил на сайт знакомств.
              • 0
                киберсквотертсво — это отдельная тема. Плюс есть такое понятие — well-know marks. То есть тут не только пользование важно. В России это началось еще лет 15 назад когда фирма, в которой я раньше работал, боролись с NoKia.ru — то есть якобы сайт против машины Kia…
                • 0
                  Ну, в Украине вообще домен второго уровня в зоне .ua. четко привязан к фирменным наименованиям или торговым знакам — просто так даже свободный домен не зарегистрируешь.
    • +8
      Спасибо, вам Дмитрий за полезную и разложенную по полочкам информацию!
      Давно-давно придумал название ReGet. Думаю, что было как раз… И короткое, и в гугле (его и не было тогда) не числилось. Недавно, выбрал имя FreePCRF, но это скорее название версии, чем продукта. Тут уж четко в угоду SEO. Набо было еще назвать NoSmsPCRF :)
      • +5
        Вы автор того-самого-регета? )
        • +11
          Он самый :)
          • +6
            Ах тыж поглянь ) Спасибо вам огромное за этот продукт. Это было круто. Лично для меня киллер-фича — прогрессбары на каждой закачке. Такого я больше нигде не встретил ))
            • +1
              Ушли в офтопик, конечно… Но делали как для себя. В прогрессе у нас ведь еще показывались отдельные куски при многопоточном скачивании.
          • +1
            Хм… и автор этого продукта в минусе по карме ((
            • +5
              Я в политической теме написал, что DDOSить плохо любые сайты, даже государственные на Украине. Революционный настрой масс снес мою карму в далекую даль. Мне это не так и критично, но показательно.
          • +4
            реквестирую ностальгический пост о том, как вы делали и продвигали этот лучший в мире download-менеджер!
    • +2
      Адидас (изначально Аддас) — это сокращение от Ади (Адольф) Дасслер, фирма образовалась после дележа фирмы «Дасслер», вернее «Обувная фабрика братьев Дасслер». То есть изначально была «просто фамилия» марка «Дасслер», которая стала всемирно известным брендом спортивной обуви, а потом была создана Suggestive марка, намекающая на неё.
      • 0
        Я в курсе происхождения марки адидас (мало того, лично Ади Дасcлером моему отцу, десятиборцу, были вручены кроссовки в середине 60-х). Но такого рода сокращения имени делают марку fanciful. Многие из приведенных мной fanciful марок — новые слова, но имеют какой то, чаще лишь «изобретателю» известный сакральный смысл. Это кстати тоже хорошая стратегия.
    • +1
      Я бы еще добавил, что кроме юридического аспекта надо не забыть ознакомиться с названием нативам. А то можно ошибится :). Например, есть у меня домен testik.com. У меня он ассоциируется с тестированием, а у кого-то с testicles. Еще из интресного — для нас был важен японский рынок. Была идея назвать один из продуктов ***buddy. Оказалось, что у японцев это ассоциировалось с американскими солдатами
      • +1
        Володя, ай-ай, как же так что одна из самых узнаваемых торговых марок уже dead с 2001 года… Нужно исправлять.

        Да через нативов надо прогонять. Это мы ВСЕГДА делаем. У наc по идее работают несколько нативов, но и я в США уже 25 лет, так что отлавливаем. Если у меня есть сомнения, то бегу к «совсем» нативам. Самый смешной случай в прошлом году — ко мне обратились одни ребята для регистрации торговой марки для игры hidden object, очень красивая графика, лес и прочее. Название — morning woods. Проблема в том, что morning wood по английски — утренняя эрекция. Может и хорошее название, но не для этого вида продукта. Так что тут пока над маркой думают и надо переделывать много графики…
        • 0
          Я уже давно не имею к ней отношения. Насколько я знаю, сейчас права принадлежат RBC и он забил на продукт.
          • 0
            Ну так надо как со скайпом — продать два раза. То есть зарегить марку и тоже продать. Вообще удивительно — это уже третий или четвертый раз в этом году вижу когда большие компании покупают что то и потом даже «Масло в машине не меняют» и марку их просто переводят в dead. Бизнес по русски.
      • 0
        ой, надо прогонять, надо… А то видел недавно социальную сеть для веганов ble.at. Натурально, с лозунгами «let's bleat it!»
    • 0
      Любопытно, я один в этом посте замечаю попытку повысить узнаваемость «тундры»? :")
      • 0
        Не совсем понял коммент, поясните.
    • 0
      >>Мне было немного странно видеть, что в таком замечательном ресурсе мало обсуждения и самой темы о торговых марках, то есть наименовании IT продуктов и компаний (“торговой марки”, “торгового наименования”, “ТМ”, “trademark”). Очевидно, что любой программист и участник IT рынка (а особенно те, кто пишут свои продукты), рано или поздно столкнется с этим вопросом.

      Просто любой программист сталкивался с тем что самое сложное в программировании это придумывать названия переменных.
    • 0
      На счет имени. Если кто считает, что имя попадает в категорию 4 — вы почти правы. Но имя в 4 попадает — только если знаменитости или очень уникальное. Если это «merely a last name» то это 1 или 2. На principal реестр отказывают. Если кому интересно, почитайте как я доказывал экзаменатору, что Pushkin это не «просто имя», а знаменитость:
      tsdrsec.uspto.gov/ts/cd/pdfs?f=/ROA/2011/04/11/20110411113658855978-85077515-001_001/evi_1081849243-104146096_._Pushkin_Response_to_OA_TM_04-05-2011_signed.pdf
    • +2
      ну и собственно habrahabr — не могу найти историю имени. Выглядит как придуманное слово — может кто подскажет откуда название возникло?
      Я не знаю откуда возникло слово, но когда я в первый раз увидел это слово у меня возникли стойкие ассоциации с «абракадабра» и «хаба-хаба» из рекламы напитка Irn-Bru… :)
    • 0
      Насчет Хабрахабр, в казахском есть имхо родственное слова хабар — в переводе сообщение. Слышал фразу — пойдем похабарим (пойдем поговорим). Есть в Казахстане такой телеканал Хабар.
    • 0
      Кстати говоря, для 5-й категории есть полезный сайт — wordoid.com

    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.