Pull to refresh

Неподтвержденная транзакция, или Возвращаем криптовалюту из небытия

Reading time 6 min
Views 219K
Волею судеб довелось мне иметь дело с криптовалютами. Не то что бы плотно работаю с ними, но иногда то отправлю монетки, то получу. Скажем так, понемногу прощупываю новую сферу изнутри.

И вот однажды беда приключилась. Отослал я криптомонетки, а до получателя они не дошли. Собственно, пост о том, как средства возвращались. Ну и размышления и советы по сложившейся ситуации на десерт. Сразу отмечу, что нижесказанное применимо не к какой-то конкретной валюте, а к большинству форков (если не ко всем).

Начну с того, что пост местами пронизан догадками относительно происходящего. Где-то я могу ошибаться. Объективные поправки и дополнения только приветствуются.

Немного о терминологии.
  • Кошельком буду называть файл wallet.dat.
  • Публичный ключ (адрес, на который перечисляются средства, например) временами тоже удобнее назвать кошельком, но, во избежание путаницы, пусть он будет просто номером счета.
  • Комиссия — Transaction Fee. Называть эту штуку комиссией, я считаю, не совсем правильно, но это наиболее привычный и не режущий слух вариант, потому пусть будет комиссией.
  • Размер транзакции — размер блока данных, в котором содержится вся информация о транзакции.

Ко всей этой криптовалютной кухне я изначально подошел как типичный юзер — не особо вникая в систему. Установил, запустил, работает — и ладно. Иногда при попытке послать куда-то средства клиент выдавал сообщение вроде «Размер транзакции слишком велик, нельзя просто взять и послать ее. Но вы можете добавить комиссию в размере N, и тогда все будет хорошо» — я соглашался с добавлением комиссии, и все действительно было хорошо.

Казалось бы, если меня просят дополнительно заплатить, когда это нужно, значит я и буду платить, когда попросят (если комиссия будет устраивать). Это и было главной ошибкой.

Делаю очередной перевод на сумму значительно крупнее, чем обычно. Средства со счета уходят, предложения заплатить комиссию не было и… Ничего. До получателя средства не доходят, статус транзакции «0/Не подтверждено». И такую картину я наблюдал больше недели, попутно перегугливая и перечитывая интернеты в поисках информации по решению подобной проблемы. Причем искал и для конкретной криптовалюты, и в целом для всех — проблем куча, решения нет.

А, собственно, что же это за комиссия? Идея в том, что транзакции могут проходить без комиссии, но только в случае соблюдения некоторых условий:
  • Размер транзакции должен быть не больше определенной величины.
  • Переводимая сумма должна быть больше некоего порога.
  • Транзакция должна обладать достаточным приоритетом.

Если первые два пункта более-менее понятны (конкретные величины приводить не стал, полагаю, они могут варьироваться от форка к форку), то в третьем вся загвоздка. Грубо говоря, транзакции при создании попадают в очередь, отсортированные по приоритету. При генерации очередного блока в него включаются транзакции с комиссией (которая идет в награду тому, кто нашел блок), а также транзакции без комиссии с наиболее высоким приоритетом.

Сам приоритет прямо зависит от объема переводимых средств и от числа их подтверждений (чем дольше именно эти деньги лежали у вас на счету, тем больше должен быть приоритет, по сути) и обратно зависит от размера транзакции. Таким образом, при неудачном стечении обстоятельств транзакция без комиссии может оказаться в зависшем неподтвержденном состоянии, с которым я и столкнулся.

Поиски решения показали, что это сравнительно частая для криптовалют проблема. К сожалению, все советы сводились к нижеперечисленному и часто не помогали:
  • Подождите сутки-двое, вашу транзакцию включат в очередной блок.
  • Подождите сутки-двое, программе-клиенту надоест ждать, и она сама отменит транзакцию.
  • Загрузите заново всю цепочку блоков.
  • Запустите клиент с каким-нибудь волшебным ключом (-rescan / -reindex / -salvagewallet).

Ждал я больше недели. Ни в какой блок транзакцию не включили. Даже после повторных отправок через sendrawtransaction. Блокчейн говорил, что о той транзакции ничего не знает, и на счету лежат те самые средства, никуда они не ушли. И только клиент стоял на своем: «Я транзакцию отправил, дальше как хочешь. Уже потраченными деньгами распоряжаться не позволю».

Итак, в чем же суть проблемы? Транзакция не попала в блок и уже не попадет. В кошельке хранится информация о том, что транзакция в общем-то была, поэтому средства, которые должны были с ней отправиться, недоступны для использования. Возможно, спустя еще какое-то время транзакция будет отменена, на этот счет у меня несколько предположений:
  • Зависит от валюты, где-то быстро отменяется, где-то нужно ждать долго.
  • Баг конкретного клиента.
  • Информация об отмене неверна.

В любом случае, неделя — это достаточно большой срок. Если за это время не прошло само, то есть основания полагать, что и не пройдет.

Как нормальный человек, после того, как все уже сломалось, я наконец-то пошел читать мануалы. Попытка повторить транзакцию с включением в нее комиссии потерпела фиаско. Зато бесконечные прыжки по ссылкам между форумами (в выдаче гугла ничего стоящего не нашлось) довели меня до некоего поста, где и нашлась дельная подсказка. К сожалению, теперь найти этот пост не удается, даже не знаю, что был за форум. Полагаю, некий околобиткойновый.

Решение буду описывать на примере клиента, наиболее распространенного для форков, известного как Satoshi Client. Насколько понимаю, оно применимо и к прочим клиентам, но, возможно, со своими нюансами.

Несмотря на простоту и очевидность решения, к нему мало кто приходит, судя по многостраничным веткам форумов. Средства на счете блокируются кошельком, и все, что требуется, это получить доступ к счету вне текущего кошелька.

Итак, если транзакция зависла и не имеет подтверждений:
  1. Проявите терпение. Не поднимайте сразу панику. Подождите пару дней, вдруг и правда само пройдет.
  2. Убедитесь, что транзакция зависла. Зайдите в Block Explorer (обычно гуглится по запросу «blockchain %названиекриптовалюты%») и проверьте, что про зависшую транзакцию там ничего не знают, а на счете деньги на самом деле есть.
  3. Перейдите в отладочную консоль (Помощь — Окно отладки — Консоль)
  4. Если кошелек зашифрован (он же зашифрован?), то для начала необходимо получить доступ, используя команду walletpassphrase <passphrase>.
  5. Теперь нужно получить приватный ключ от нужного счета. dumpprivkey <address>. Вместо <address> нужно подставить публичный номер счета, на котором лежат заблокированные средства. В ответ получите приватный ключ данного счета. Его нужно куда-нибудь скопировать, он еще понадобится. Если средства для транзакции брались с нескольких счетов, то и импортировать нужно их все. И да, никогда не храните приватные ключи в доступном для кого-либо месте. Знание ключа дает полный доступ к соответствующему ему счету.
    Обратите также внимание на то, что на каждую команду в отладочной консоли приходит ответ. Он может быть пустым, но он есть всегда. Позже будет понятно, к чему я это.
  6. Закройте клиент и удалите кошелек. Расположение кошелька (wallet.dat) зависит от конкретного клиента и ОС. Естественно, совсем удалять его не стоит, лучше переименовать или переместить в надежное место.
  7. Запустите клиент заново. Создастся новый кошелек. В него необходимо импортировать полученный ранее ключ (ключи). Идем в отладочную консоль и пишем importprivkey <privkey>. Импорт может производиться достаточно долго. Позвольте ему завершиться — дождитесь получения ответа на команду.
  8. В новом кошельке должен появиться счет с реальным его состоянием. Для надежности можно перезапустить клиент с ключом -rescan, но, полагаю, это уже лишнее. Ранее заблокированные средства снова доступны для отправки, шлите их заново, на этот раз не забудьте включить комиссию. (есть важные дополнения по этому пункту в upd3)
  9. Если на старом кошельке остались прочие используемые и важные счета, можно снова вернуться к нему.

Таким нехитрым образом удалось вернуть криптомонетки. Хотя я уже и начал думать, что они потеряны совсем. В общем, не надейтесь на чудо, перед использованием нового клиента убедитесь, что комиссия всегда включена. Рекомендуемый размер комиссии, думаю, лучше искать на ресурсах, посвященных используемой криптовалюте.

Upd: Необходимость описанной операции зависит от используемого клиента (а так как у многих криптовалют по одному клиенту, то и от используемые валюты). Похоже, в некоторых случаях информация о транзакции записывается не в файл кошелька, а только в локальную цепочку блоков. При таком раскладе может помочь удаление имеющейся цепочки или запуск клиента с ключами.

Upd2: Значительно упростить описанный процесс переноса счетов в новый кошелек может ключ -salwagewallet, уже упомянутый ранее. При запуске клиента с этим ключом создается новый wallet.dat, в который импортируются все счета из старого, а история транзакций к нему берется из цепочки блоков (за описание спасибо grich). К сожалению, запуск с данным ключом реализован не во всех клиентах.

Upd3: Если после импорта перечислить не всю сумму, имеющуюся на счету, то часть средств (сдача от используемых выходов) будет перечислена на другой счет нового кошелька. Учитывайте это, если планируете вернуться к старому кошельку:
  • Импортировав счет в новый кошелек, переведите все средства с него на другой свой счет, вернитесь к старому кошельку и после этого уже распоряжайтесь возвращенными средствами.
  • После совершения транзакции с нового кошелька определите, на какой счет упала сдача, и импортируйте этот счет в старый кошелек.
Tags:
Hubs:
+42
Comments 32
Comments Comments 32

Articles