Война с дизайнером: откуда берётся хороший дизайн

    Вы более 9000 раз заказывали дизайн, и ни разу не разочаровались? Творческие люди понимают вас с полуслова, а результат их работы непременно радует ваш глаз и кошелек? Может быть, вы дизайнер-профессионал, отточивший мастерство общения с закачиком до мастерского уровня?

    Тогда этот пост не для вас. Вы и так все знаете.

    Но если письма от дизайнера, который занимается вашим проектом, начинаются заголовком «правки ver_3_b_часть II», а общаться с каждым днем все сложнее — попробуйте почитать. Может быть, здесь найдется полезный совет, который облегчит вам жизнь и сэкономит деньги.
    Я предлагаю вашему вниманию несколько заметок-соображений, которые накопились за время моей работы в этой области.

    1. Как объяснить дизайнеру, что прибыль важнее красоты




    — «Какое уродство. Непростительное, гадкое, постыдное. От него боль в глазах, горечь на языке и тяжелое, ноющее сердце». Дизайнер Вася закрыл фотошоп, матерясь и проклиная заказчика. Той красоты, которую он с любовью вырисовывал три дня, не осталось и следа. Осталось лишь уродливое безобразие со смешными, неказистыми оранжевыми кнопками. Никто и никогда не нажмет на это, — пробормотал он.
    Давайте подумаем, как так вышло: встретились неплохой дизайнер и совсем беззлобный заказчик, начали работать. И всё вроде шло хорошо, но постепенно оба поняли, что ненавидят друг друга, а дизайн — ужасен.

    Зачастую причина этого в том, что у заказчика и дизайнера изначально разные цели. Заказчик справедливо хочет, чтобы его проект приносил в будущем прибыль, и — как может — старается направить дизайнера в нужное русло. А что дизайнер? Он, в общем, не против. Но этот проект ему предстоит положить в портфолио, под едкими взглядами коллег, а тут его просят логотип на пол-экрана увеличить.

    Конечно, хороший дизайнер умеет «слушать» заказчика. Но важно сказать правильные слова. Заказчик, увлеченно рассказывающий дизайнеру, на сколько процентов увеличить кнопку «Купить», находится на верном пути к ужасному дизайну и злому дизайнеру.

    Вспомните, когда вы последний раз объясняли врачу, сколько именно таблеток он должен вам выдать? Или когда вы указывали парикмахеру, какими именно ножницами ему воспользоваться? Эти люди, скорее всего, даже не стали бы слушать вас. Вы действовали умнее — врачу жаловались на боль в голове, парикмахеру описывали желаемую прическу. Поступите с дизайнером так же: расскажите, как вы планируете заработать на своем проекте, какие задачи перед вами стоят — а потом попросите его решить эти задачи так, как дизайнер посчитает нужным.

    Соображение: описывайте задачи, не указывая пути их решения. Красоту он наведёт сам.


    2. Дизайн – для будущего потребителя




    Эту ошибку часто совершает как дизайнер, так и сам заказчик.
    О мыслях и побуждениях дизайнера я рассказал в предыдущем соображении: чаще всего в голове у него довольно быстро возникает картинка того, каким должен быть проект. Но эта картинка основана не на маркетинговых соображениях и не на представлениях о том, что захотят увидеть ваши (потенциальные) клиенты, а совсем на другом. Облик проекта возникает на основе собственных вкусов, предпочтений дизайнера и ранообразных модных веяний.
    Эту «болезнь» можно вылечить весьма просто, доходчиво разъяснив дизайнеру свои задачи. Куда более опасна противоположная ситуация, когда подобная картинка возникает в голове у самого заказчика. И если в случае с профессиональным дизайнером картинка, скорее всего, весьма неплоха, то у заказчика чувство вкуса зачастую оставляет желать лучшего.

    Проблема в обоих случаях одна: дизайн делается не для будущего потребителя, а для дизайнера (или для заказчика). Очень часто заказчику не удается взглянуть на ситуацию со стороны и понять, что его личные вкусы в этом деле куда менее важны, чем впечатления его будущих клиентов. Именно они будут оценивать дизайн, именно их предпочтения вы должны «угадать» вместе с дизайнером.
    Хороший пример — дизайн для студии танцев, который я делал некоторое время назад. Не имея никаких реальных амбиций, заказчик тем не менее был уверен, что лучшая идея для логотипа — это балерина на земном шаре. Вы будете смеяться, но такие пожелания встречаются очень часто: человеку сложно представить, что его гениальная идея с земным шаром будет смотреться попросту глупо. Особенно на фоне десятков других.

    image
    P.S. Заказчик из студии танцев до сих пор должен мне половину суммы, поэтому я без зазрения совести деанонимизирую его.

    Как избежать подобных ситуаций? Ведь зачастую очень сложно отказаться от какой-либо своей идеи: все её недостатки замыливаются и отходят на второй план, главное — своя, родная!

    Старайтесь все время контролировать себя с точки зрения здравого смысла, сравнивая представление о проекте с его реальными задачами. Так ли уж нужно покорять земной шар, чтобы люди пришли к вам танцевать?

    Соображение: ставьте задачу, исходя из нужд проекта, а не своих представлений о том, как он должен выглядеть. Ваши клиенты отблагодарят вас рублем.


    3. Как объяснить дизайнеру свои желания




    Клиент показывает картинку ресторана,
    аналог которого нужно сделать, со словами:
    «сделай чтоб было похоже, но
    не похоже – вот тебе задача!»
    clientsfromhell.ru


    …Вы только что договорились о старте работ над дизайном вашего проекта и теперь с предвкушением ждёте результата. К сожалению, далеко не всегда ваши ожидания совпадут с реальностью. Если не соблюдать некоторые правила, можно получить совсем не то, что вы на самом деле хотели.

    Что же это за правила?
    Во-первых, формулировка задачи должна быть понятна вам обоим. Избегайте расплывчатых формулировок в духе «чтобы было круто, красиво и вообще». Лучше потратить лишние полчаса, обдумав и аккуратно изложив свои мысли, чем три месяца допиливать дизайн, который оказался «совсем мимо».

    Во-вторых, убедитесь, что сказали всё необходимое. Тут поможет хороший шаблон брифа, которых в интернете достаточно много. Не стоит думать, что дизайнеры просят от вас подробные брифа от своей природной лени: это не так. Точнее, не только поэтому — в ваших же интересах как можно яснее и понятнее изложить задачу.

    В-третьих, не поленитесь найти примеры того, что вы хотите от дизайнера. Не стоит скурпулезно выискивать образец для каждой детали: достаточно лишь найти ориентиры по стилю или смыслу. Лучше всего, если вы прямо расскажете дизайнеру, какие из его работ вам нравятся (или подходят к нынешнему проекту), а какие — нет.

    Некоторые заказчики настолько увлекаются составлением подробного описания задачи, что читать подобный бриф или техническое задание совершенно невозможно. Это оборотная сторона медали: не стоит делать за дизайнера его работу и обдумывать всевозможные детали. Ваша цель — показать направление и обозначить рамки.

    Соображение: не ленитесь! Подробное и ясное задание сэкономит вам время и деньги. Только не делайте за дизайнера его работу.


    P.S. Буду рад комментариям/пожеланиям
    P.P.S. План следующих заметок, если тема окажется интересна, таков:

    Часть I. Война с дизайнером
    1. Как объяснить дизайнеру, что прибыль важнее красоты
    2. Дизайн – для будущего потребителя
    3. Как объяснить дизайнеру свои желания

    4. Мастера на все руки
    5. Откуда дизайнеры берут цены и сроки
    6. Как выбрать дизайнера за 5 шагов

    Часть II. Диалог с дизайнером
    7. Графическая рифма
    8. Качество графики
    9. Стандартная и нестандартная сетка
    10. Важность интерактива
    11. Человеческий язык
    12. Основы типографики
    13. Принцип обобщенного контраста

    Часть III. Самолечение
    14. Откуда в деталях дьявол
    15. «Слишком пусто»
    16. «Увеличьте логотип»
    17. Нано эро котик
    18. Как не просмотреть слона
    19. Страницы-проститутки

    Часть IV. Свежачок
    20. Чем хороши паттерны
    21. Инфографика
    22. Всё про иконки
    23. Как дизайн стал плоским
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 79
    • +11
      Буду ждать ваши статьи больше, чем серии Шерлока.
      • +17
        В статье про дизайн у вас картинки с текстом в JPEG
        image
        • +4
          Статья не про дизайн.
          • +3
            Вы были бы правы, если статья была одиночной, но планируется серия, в которой, например, автор хочет нам рассказать про качество графики (Часть II, пункт 8).
            • –3
              Я считаю, что вы были бы правы, если бы в картинках были примеры дизайна.
              • +1
                Позволю с Вами не согласиться, так как картинки как раз и служат элементом дизайна этой статьи.
                • +1
                  В картинках конские пробелы — «дизайн ером».
                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                    • +3
                      Это называется плохой кернинг.
                      • 0
                        Это патчится со временем, иногда. PT Sans с разных источников тоже с разным кернингом из за различных версий.
                        • 0
                          Разумеется, патчится. Никто и не спорит. Просто автор картинок знал о том, что прописные надо разреживать, но не обратил внимание на нехороший кернинг шрифта.
            • +4
              Не кипятитесь, я с вами согласен и картинки уже в PNG. Хотя разница тут невелика, но так оно конечно правильнее.
              • +2
                Я не кипячусь :) Извините, если показался грубым. Собственно, мне нужно было написать в личку.
                • +3
                  Да нет, просто мне хотелось больше обратной связи именно по тексту/содержанию.
            • +10
              Ситуации «хочу такое, но другое» возникают потому, что в системе заказчик-дизайнер пропущено одно звено. Заказчик не обязан понимать, что ему нравится в картинке, и почему это не стулья, и не столы, и не цвет ресторана. Заказчик не обязан понимать, что вообще не важно, что ему там нравится. С другой стороны, дизайнер не обязан разводить психологию и ковыряться в мозгах заказчика, пытаясь уловить, что его там прет, а от чего воротит. Дизайнер вообще не должен быть прагматиком. А заказчик не обязан иметь вкус.

              Между программистами и заказчиком должны стоять архитекторы, тимлиды, манагеры и прочие люди, которые научены понимать заказчика не буквально, а по духу — телепатией читать мысли, чтобы понять, что заказчика радует.

              В системе дизайнер-заказчик из-за отсутствия третьего звена всегда будут противонаправленные векторы интересов. Со всеми вытекающими. По сути это вечная и неисчерпаемая тема как и борьба бобра с ослом.
              • +4
                Согласен, но идеальная ситуация возникает не так часто, как хотелось бы.

                Во-первых, менеджера иногда просто нет — или масштаб проекта/студии/заказчика не позволяет, или заказчик любит все контролировать лично.

                Во-вторых, бывает так, что менеджер просто сглаживает общение между дизайнером и заказчиком, но не меняет общего отношения к делу. И дизайнеру приходится (через менеджера) увеличивать логотипы, рисовать земной шар и так далее.

                Тема, наверное, неисчерпаемая, но почему бы дизайнеру не привить немного прагматизма, а заказчику — не развить вкус?
                • +1
                  Если дизайнер начнёт развивать прагматизм, то его визуальные решения скучнеют. От прагматизма дизайнер теряет силу.
                  Если заказчик начнёт развивать вкус, то он забросит бизнес, и станет дизайнером? =) Замкнутый круг, вы же понимаете.

                  Айтишники не могут жить без аналогий. Вот:
                  Вы предлагаете боксёру слабее бить, чтобы врачу не так сложно было потом лечить.
                  • +2
                    Если дизайнер не развивает прагматизм, то он остается или технарём-ремесленником, или наоборот — фантазером-художником, или просто неудачником «с веселыми неработающими решениями». От прагматизма дизайнер набирает силу. Более того — это фонтан, которым нельзя напиться один раз и полностью — им надо подпитываться на протяжении всего профессионального пути. Скучнеющие решения (как их оценивает зритель со стороны) — один из признаков роста дизайнера.

                    Я напишу банальность, но, по возможности, дизайнер должен развивать всё, что можно развивать, а не сидеть за аймаком как святая корова, которую бережно охраняют архитекторы, тимлиды, манагеры и пр. За тепличными стенами — реальный мир, реальный заказчик, с реальным бизнесом и реальными проблемами. Проект-проекту рознь, конечно, но дизайнер не должен от всего этого отгораживаться, он должен в этом ориентироваться как рыба в воде, чтобы эффективно решать задачи клиента. И чем быстрее он пройдет все эти ступени, тем быстрее он вырастет. И только когда он познает все прелести общения с заказчиками — только потом его можно ограждать от них стеной команды. Правда, на тот момент, уже работа с клиентом превращается в просто спокойную эффективную работу, а не в глухой телефон, выяснение отношений, взаимное изучение, принюхивание и прочее творчество.

                    Стоило, конечно, в начале упомянуть, что дизайнеры бывают разные по типу, но об этом в другой серии…
                • 0
                  чтобы понять, что заказчика радует.


                  ИМХО вы ошибаетесь. Главная цель промежуточного звена — выяснить у заказчика, какую задачу преследует проект («порадовать заказчика» — как-то разводкой попахивает — радовать-то можно, но принесет ли это заказчику пользу?), понять, что для выполнения задачи необходимо, а потом объяснить заказчику и команде, что необходимо в конкретной ситуации.
                  • +3
                    Архитекторы, тимлиды, манагеры и прочие — это игра в сломаный телефон. Потому и возвращаются к ценности простого человеческого общения в легковесных процессах.

                    Если дизайнер не прагматик — у него не будет прибыли. Если заказчик не имеет вкуса — он всегда будет получать вырвиглазные чудовища. Эпловские девайсы обладали неплохим дизайном, но и у Джобса был вкус.
                    • +1
                      Все организационные проблемы можно решить добавлением дополнительного уровня менеджмента.
                      Скрытый текст
                      Сарказм
                    • +6
                      План будущих заметок заинтересовал больше статьи :) Обязательно продолжайте.
                    • +27
                      Прайс дизайнера: Я всё делаю сам $100 Я делаю вы смотрите $200 Я делаю вы советуете $300 Я делаю вы помогаете $500 Вы делаете я помогаю $800
                      Вроде так было
                      • 0
                        Продолжайте пожалуйста! Сейчас нахожусь в стадии активного общения с дизайнерами, ваши заметки позволят сделать его более эффективным для всех сторон. От себя хочу заметить, что в полный рост встала проблема №2, особенно в аспекте ооюдного решения минимализма дизайна и вылизывания мелочей
                        • +2
                          Часть III. Самолечение

                          Ждем с нетерпением, особенно
                          17. Нано эро котик

                          и
                          19. Страницы-проститутки
                          • +3
                            И коротенькую
                            24. Как заинтересовать Хабрахабр.
                            • 0
                              Есть статья проще
                              25. Как разочаровать Хабрахабр.
                              • +2
                                О, да тут полхабра таких! (И все «отхабренные».)
                          • +20
                            Вроде бы и пора перестать удивляться, но в статье убило: «P.S. Заказчик из студии танцев до сих пор должен мне половину суммы, поэтому я без зазрения совести деанонимизирую его.» Залез по ссылке, посмотрел, ребята там занимаются продвижением в соцсетях фактически… В первом заголовке «Абсолютная Чемпионка РТ и Мастер спорта России по художественной гимнастике Дарья Шарова». Ну, ё-мое… Вот за людей порой даже стыдно жутко. Причем я заметил, что как раз кидаловом занимаются люди те, у кого деньги-то как раз и есть! А придет, условно, простой дядя Вася с просьбой сайт сделать для своей компании, которая, например, трубы сваривает. Скажешь ему сумму, возъмешь 30% предоплаты, так он потом расплатится все же заранее и спросит еще «нормально ли».
                            Чего вот тут сказать…
                            разница менталитетов.
                            • +3
                              Я думаю (надеюсь), что сама Дарья в том случае была не при чем. А вот человеку, с которым я работал по этому проекту, должно быть стыдно.
                              • +2
                                Меня иногда, в силу техничности, просят курировать проект (сайты так себе, ничего серьезного по большому счету). Я точно знаю сколько я получу лично за свою работу (сайт, хостинг, настройка, +организация работы по дизайну и верстке — работа-то невесть какая же), все остальное — стоимость разработки. Если договорились о бюджете дизайна, а получилось сделать дешевле на пару тысяч рублей эти деньги возвращаются заказчику, хотя многие на моем месте добросоветно их кладут в карман, добросовестно считая их своими. Но свои деньги я же уже обговорил! Все остальное — априори не мое! Совесть, короче, у всех по разному отюстирована)))
                              • 0
                                Тоже замечал — кидки обычно толстые и довольные жизнью творят. И скинуть цену в нули, опять же, именно они всегда пытаются. Возможно, именно поэтому они и толстые.
                                • +1
                                  Я тоже как-то с другом философствовал по поводу денег у тов. бизнесменов и мы пришли к тому выводу, что они умеют экономить на всем на чем можно и на чем нельзя экономят тоже. Т.е. если мне нравится работа, сделанная другим человеком, то я могу даже денег немного больше дать — настоящий же бизнесмен еще и скидку отожмет. Если я ставлю дело какое-то, то надо подумать что бы у сотрудников были условия, в бизнесе же, особенно торговом, не условия под людей, а люди под условия подбираются. Нет в магазине нормального санузла — не беда, будем за угол бегать, а руки отряхивать. Поэтому я пришел к выводу, что для ведения бизнеса, тем более в условиях РФ, я малопригоден и, когда был выбор, пошел работать все же инженером, бросив все свои закрепленные направления «а-ля бизнес». По деньгам получается, конечно, все же не то, но, знаете — не жалею все же )))
                                  • 0
                                    У меня есть подозрение, что настоящий бизнесмен заплатит за работу столько, сколько она стоит — не больше, не меньше. Принятые в российском бизнесе «понятия» вряд ли располагают к производительности труда.

                                    В самом деле, как можно рассчитывать даже не на лояльность — на добросовестность сотрудников, если тех элементарно не уважают. Вариант скупого прокатывает только в кратковременной перспективе или если основной источник дохода — не бизнес, а связанные с ним аферы.

                                    Я, впрочем, тоже в бизнес настоящий не подался. Нет во мне желания прибить за 200% прибыли. А сейчас — нормально, работников у меня один я плюс спецов иногда со стороны временно привлекаю. Беру за работу столько, сколько она стоит — то бишь, нередко и демпингую. Мне как-то совестно брать «рыночные» цены с людей зачастую.
                                    • 0
                                      Хех. А как определить сколько стоит та или иная работа? У всех разные критерии, и каждый бизнесмен сам определяет сколько она будет стоить исходя из своего мировоззренческого произвола фактически. Т.е., например, у одного услуга стоит 1тр., а у другого на том же рынке 1,5тр. И все потому что у первого работы мало, а второй всегда занят и что бы «был смысл» он цену для себя поднимает. С другой стороны, у нас в округе продавцы магазинчиков получают 1тр./смена, смена — это работа с 8 до 20 в условиях, мягко скажем, не очень (тесные магазинчики, толком без перерыва, никакие удобства) — и не свалишь ты с этого магазина, т.к. везде тупо такие же расценки как будто все негласно договорились.

                                      Тут, штука-то другая. Нужно хотя бы приучить бизнес к тезису «честно = выгодно». Потому что сейчас работает гниленькая концепция, когда выгоду приносит ложь — завышение цен (не на десятки %, а на сотни), вранье с гарантией и обслуживанием, уход от налогов. Замена носоупоров в очках стоит 100р, покупка пары носоупоров в той же оптике стоит 100р. Типа работа бесплатна! Ну бред же. Вместо того что бы сделать по логике работа 100р. — носоупоры бесплатны. Сами эти носоупоры по 2 рубля стоят в пачке 120 штук. Т.е. накрутка получается 5000%!!!
                                      Мне я ebay как-то отправили посылку и я ее не получил. Прошло 2 месяца. Написал в арбитраж. Продавец ответил, мол я вам деньги верну (16$), а если посылка придет, то можете товар взять себе без оплаты только негативный отзыв не пишите. Прошло еще 2 месяца. Объявилась посылка — Почта России ))) Написал письмо продавцу — дескать пришла, я вам должен 16$, как перевести из России. Потом состоялся обем парой душещипательных писем в тиле «какой вы хороший — и вы тоже» и в результате он попросил через paypal перекинуть ему 10$. Я думаю он в накладе не остался) И все довольны и счастливы — он мне посылку добросовестно отправил, я за товар тоже добросоветсно заплатил. Но ведь бывали и другие ситуации…
                                      • 0
                                        Ну, я имел в виду «честно». Как, например, западные корпорации стараются (иногда даже чересчур сильно) создать удобные рабочие условия. Гугл, например.

                                        Тут, кстати, действительно есть вопрос о том, что именно считать «честным» бизнесом. В 14-15 веках честный барыш — не более 20%. И то уже косились. Маркс писал о 200% за которые капиталист снимет последнюю рубаху. С ближнего, конечно. На западе сейчас 400% — норма, а то и больше. В России меньше, чем за 800% никто и, пардон, задницу со стула не поднимет.

                                        Главное, чтобы люди поняли, что в долговременной перспективе все эти фокусы (с кидаловом, зарплатами, на которые не прожить толком и т.д.) не выгодны. Продавцы в вашем случае будут воровать и хамить клиентам, например. Зато у человека, платящего достойные бабки — и барыши поднимутся.
                              • +3
                                Мне логотип с девочкой на шаре — ОК. Правда на сайт неудобно, большой по высоте
                                • 0
                                  Четкое определение требований, разграничение областей деятельности и ответственности, налаженный сценарий взаимодействия с персоналом — вот наше все :)

                                  Классная статья, спасибо :)
                                  • +13
                                    Или когда вы указывали парикмахеру, какими именно ножницами ему воспользоваться? Эти люди, скорее всего, даже не стали бы слушать вас.

                                    О, поверьте, они не слушают и когда им конкретно говоришь, что делать. Полторы недели назад:
                                    -Оставьте здесь восемь миллиметров, а всё остальное под ноль, начисто, совсем без волос. Можете?
                                    -Конечно.
                                    В результате мне сделали причёску «молодёжная». Я попросил убрать чёлку, выбрить мне виски как заказывал изначально, а на макушке оставить 8 мм. И что вы думаете?
                                    -Без чёлки вам не пойдёт.
                                    -Стригите.
                                    В общем, потеряв половину волос, но не добившись от первого мастера простейших манипуляций с моими волосами, тут же пошёл во вторую парикмахерскую. Объяснил, чего хочу. «Понятно? Я многозначные инструкции даю?» — «Понятно; нет, всё очевидно».
                                    В общем, выбрить мне виски не смогли. Укоротить до восьми миллиметров тоже. Спрашиваю, почему не могут:
                                    -Но так никто не делает!
                                    -Давайте, вы представите, что я стригусь под бобрика, а потом вы мне виски выбреете. Так сможете?
                                    В общем, огромными усилиями я вынудил двух ценителей прекрасного сделать мне то, что я хотел носить на своей же голове. Почему? Потому что так никто не делает, не принято, есть, в конце концов, стандарты и шаблоны. Пять лет назад вы не могли получить сайт без мокрого пола, даже если настаивали на этом, а год назад — без уродских бесконечных теней или резиновой вёрстки. Т.е. могли бы, но вам пришлось бы доказывать, что и без этого можно.
                                    P.S. фотографии причёсок не помогают. Парикмахеры реально видят в них что-то своё, уже сделанное.
                                    • +1
                                      Все хотят работать в тренде :)))
                                      Чтобы коллеги пальцами не показывали и не смеялись над «немодным» :)

                                      (а дизайнеры еще и работы в тренде хотят для портфолио — это мотивация мощная)
                                      • +1
                                        В том то и проблема. Дизайнер творит для потрфолио. Для того чтобы продавать свой бизнесс, а заказчику нужно продавать свой. Вот он и конфликт интересов. Только оплачивает работу-то заказчик…

                                        Не удивительно что дизайнеры так часто жалуются на то, что сделалось не то что хотели. Вообще в других специальностях это было бы странно. Пришли к плотнику — заказали шкаф, а он сделал набор полочек и вешалок, потому что тренд созданый «IKEA».
                                    • +5
                                      Человек, которому нужно объяснять, что прибыль важнее красоты — не дизайнер.
                                      • +1
                                        В статье путаются понятия дизайнера и художника.
                                        • 0
                                          Не только в статье. Что такое профессиональный веб-дизайн, многие представляют смутно.
                                      • +3
                                        По моим наблюдениям, дизайнеров, которые владеют элементарным понятием, как дизайнить (ну типа, что такое сетка сайта и почему нельзя делать ссылки неотличимыми от текста) — процентов 5. И это не шутка. При чем, никто из 95% с этим не согласится по одной простой причине — они считают дизайн ПОЛНОСТЬЮ СУБЪЕКТИВНЫМ видом деятельности.

                                        Так что если удалось найти представителя из 5% за адекватную вашим возможностям цену — держитесь за него. Выбора нет.
                                        • 0
                                          Немного не соглашусь или дополню. Дело тут не в сферическом дизайне в вакууме. Дизайн вытекал всегда из тех. условий.(инструмент, краски, комп, платшет, пиксели и т.п) он ограничен этим, что и позволяет создать сущность некую. Вот эти ограничения нужно рассказывать дизайнеру самим, потому что больше некому. Так вот на компе тех условия обязывают делать ссылки отличными от текста, потому что это не иллюстрация а интерактивный элемент, который должен нести информацию как о ссылке. Дизайн тут как звено, а не в рамку и на стенку.
                                        • +1
                                          Читаю комментарии и немного удивляюсь написанному.

                                          Кто-то пишет, что клиент не должен ничего понимать в сайтах. Это полная чушь. Сайт — очень важный инструмент продаж. Инструмент бизнеса.
                                          И клиент как никто другой должен понимать — кто его аудитория, как они смотрят сайты, как заказывают, сколько заказывают и почему. Есть миллион возможностей это узнать.
                                          Если клиент сам не понимает в вебе ничего — пусть привлечет человека со своей стороны, который понимает. Но кто-то обязательно должен вести проект со стороны клиента. И не просто «када макеты пришлете?», а нормально конструктивно общаться с дизайнером.

                                          Ну и автор описывает отношения «жмот-клиент и неопытный дизайнер-фрилансер». К индустрии это не имеет никакого отношения. То же самое, что жаловаться на все мясное производство в нашей стране, потому-что как-то купил плохое мясо на трассе на пыльной обочине у непонятного гопника из леса в жару +40.
                                          • 0
                                            Клиент обязательно должен понимать ЗАЧЕМ ему сайт. Его бизнесу нужен инструмент on-line-продаж, это просто страница с контактными телефонами или красивая обложка чтобы конкуренты завидовали? Определение цели — задача клиента и никто лучше него этого не сделает (ведь он лучше других знает свой бизнес и его потребности). А вот в технологиях и даже бизнес-процессе РАЗРАБОТКИ сайта клиент в самом деле разбираться не обязан. Он платит деньги не только за умение рисовать и верстать, но и за знание подобных процессов и умение их адекватно провести.

                                            P.S. Да, иногда клиенты нанимают консультантов, которые в том числе выясняют зачем сайт нужен и нужен ли вообще.
                                            • 0
                                              Никто не просит клиента выбирать фреймворк и не уточняет сколько пикселей должна быть одна колонка в сетке.
                                              Об этом речи и не идет — разговор-то не об отвертках и молотках, а о том — что ими можно делать.

                                            • +2
                                              К сожалению, плохого мяса и гопников довольно много.
                                              • 0
                                                Кто-то пишет, что клиент не должен ничего понимать в сайтах

                                                Они то (клиенты) думают что понимают. Причем ого-го как понимают.
                                                Клиент который признается что не понимает и просит сделать на свое усмотрение — золотой.
                                                И сайты часто делают не для клиентов, а что бы друзьям показать, а для этого обязательно нужно пустить музыку беграундом, чтобы все крутилось вертелось и фото… со своей рожей… в бане с друганами…
                                              • +2
                                                Скажите, это очередная статья «Советы заказчику от дизайнера как общаться с дизайнерами» ?? если я не ошибаюсь… Судя по тому, что вы сами занимаетесь дизайном. По моему «заказчику нужны советы от заказчиков как он, как успешно общаться с дизайнерами», это было бы намного ценнее, в захлёб бы прочел.
                                                • 0
                                                  Все, в принципе, правильно. Особенно слова про маркетинговые соображения.

                                                  Немного продолжу вашу мысль. Главное, что должны понимать и дизайнер, и заказчик: сайт сделан для его посетителей. Красота, оригинальность решения, желания… Всё это не играет никакой роли, поскольку вкусы — штука субъективная. Например, какую-то целевуху будет привлекать совершенно тошнотворный кич (типа той же балерины — возможно, на кого-то это работает хорошо, это надо ЦА изучать).

                                                  В вебе все просто: есть целевуха и есть задача (продавать, привлекать звонки, еще что-то — зависит от заказчика, да). Необходимо понять, изучив конкурентов, что именно выстрелит для конкретной аудитории. В соответствии с этим должен быть выстроен весь сайт — контент, юзабилити, дизайн. Пусть даже на взгляд создателей они будут выглядеть мерзко — лишь бы работали.

                                                  Отсюда — дизайнер должен работать в команде с разработчиками всей остальной части сайта, и не в последнюю очередь — с рекламщиком. В идеале и дизайнер, и автор текстов, и кодер — все должны быть рекламщиками.

                                                  Более того — хороший рекламщик при наличии учебника сделает дизайн. А вот самый лучший художник без большого опыта в маркетинге (или без консультации с профессионалом) работающий дизайн не создаст.

                                                  Соответственно, заказчик должен заказывать не «вот чтобы было то-то и то-то», а «чтобы продавалось». Или «чтобы запоминали бренд».

                                                  Примерно так.
                                                  • 0
                                                    Отличная статья. Беда не только одних дизайнеров, а вообще человеческой натуры: дизайнер глядит своими глазами на продукт и думает, что логотип и упаковка — успех начинания. Программист думает о красоте кода как о ключевом моменте проекта, а многие руководители производств вообще первых и вторых считают бездельниками :)
                                                    • 0
                                                      >Но этот проект ему предстоит положить в портфолио...

                                                      Я уже давным давно делаю две версии, для портфолио и для заказчика. Это отличная и ни сколько не затруднительная практика. Очень редко бывают заказчики, которые полностью полагаются на дизайнера.
                                                      • 0
                                                        Да, сразу видно — проффесионал.
                                                      • 0
                                                        Делаю проект, который призван решить проблему взаимодействия дизайнера и заказчика. Дизайнеры делают то, что им хочется, а заказчики покупают не «кота в мешке» в виде услуг дизайнера, а готовый продукт. Кому интересно, вот презенташка – www.youtube.com/watch?v=gEE8dPiNkPM и подписка на запуск – designforsale.ru.
                                                        • 0
                                                          Имхо дохлая тема, не сочтите за наезд. Купленный готовый продукт не будет предназначен для нужд конкретного клиента и его целевухи. То есть серьезным людям это не будет нужно — заказчикам, потому что дорого платить за такое разумный человек не будет, дизайнерам — так как им дешевить тоже смысла нет.
                                                          • 0
                                                            Добавлю про заказчиков — «опираться на такое серьезный человек не будет».

                                                            Посмотрите на рынок готовых шаблонов для CMS, например.
                                                            • 0
                                                              Да, я отлично понимаю, что это не для крупномасштабных проектов, хотя логотип твиттера, например, был куплен на айстоке. Но для среднестатистического проекта, купить что-то готовое и доработать гораздо дешевле и приятнее, чем разрабатывать с нуля и воевать с дизайнером.

                                                              Мне гораздо приятнее рисовать дизайны на конкурс по своему видению, чем работать с видением заказчика. И если я хороший дизайнер, то моё видение наверняка придётся какому-нибудь закачику по душе.

                                                              Есть зарубежные аналоги по продажи псд и они успешно работают и сам регулярно покупаю иконки например, так как это реально дешевле по времени, чем рисовать самому.
                                                              • 0
                                                                Иконки и фотки я тоже регулярно покупаю=)

                                                                ИМХО — хотя я совсем не дизайнер, просто время от времени приходится заниматься и этим — с дизайном дело обстоит несколько иначе. Дизайн ведь от «видения» заказчика и какой-то объективной «красоты» зависит только на довольно… как бы выразиться… несерьезном уровне проектов. Когда речь идет о проектах, нацеленных на прибыль, всё зависит от исследования ЦА. И тут заранее ничего не скажешь, под каждую комбинацию ЦА, контента и цели сайта требуется пилить свой дизайн. В таком случае создавать новый возможно легче, чем просеивать базу готовых, прикидывая — этот можно перепилить под нужное, этот нельзя…
                                                                • 0
                                                                  Я понимаю, о чём вы и частично согласен, но о каких исследованиях может идти речь, когда человеку требуется типовой интернет-магазин свадебных букетов?

                                                                  Я как дизайнер, зная, базовые принципы юзабилити смогу предложить, что-то более продающее и стильное, чем заказчица с идеями вроде «нарисуйте логотип в виде цветка, растущего к солнцу из земного шара с континентом в виде сердечка». Причём когда я буду рисовать такой логотип, меня будет напрягать то, что я делаю, а я хочу любить свою работу.

                                                                  Новый дизайн (ещё и со сложным заказчиком) нарисовать, сложнее и дольше по времени, чем купить готовый и доработать, если дело касается не уникальных задач.
                                                                  • 0
                                                                    Вот в том и проблема. Заказчик (будучи заказчиком) хочет «красиво» — то есть кич. Вы, как дизайнер, хотите, чтобы это не было угробищем дурного вкуса, но можете представить себе типовые способы решения проблемы.

                                                                    А вот я, как рекламщик, подойду к вопросу по-иному. Недавно как раз делал (вернее пересоздавал — до этого у них уже был стандартный для области сайтик) сайт для магазина женской одежды для полных. Согласитесь, похожая задача — типовая…

                                                                    Тем не менее, угробив месяц на исследования рынка и поведения посетителей, удалось создать такой дизайн, который тут же увеличил приток посетителей в оффлайновом магазине, пришедших из нета, в полтора раза. После полной замены контента и структуры — рост до 200%. Ну, и дело продолжилось, сайт (включая дизайн) достраивается до сих пор, приток растет.

                                                                    Притом дальнейшая работа показала — кич, любимый заказчиком, не проходит (единственной уступкой заказчику стали фавикон и баттоны в виде сердечек). Стиль нормальный — тоже. Зато слащавость совершенно особого рода (аж тошнит от такой безвкусицы) ЦА жрет на раз и просит добавки.

                                                                    По идее, если интересно, могу написать статью по теме того, как именно исследовать рынок и строить, исходя из полученных данных, дизайн нетиповым образом в типовых сферах. Всего не раскрою, конечно, тут не статьей, книгой пахнет, но так, общие фишки… Хм?
                                                                    • 0
                                                                      Интересно.
                                                                      Напишите пожалуйста.
                                                                    • 0
                                                                      За статью думаю многие будут благодарны. Я думаю, мы говорим про заказчиков с разными бюджетами и возможностями.
                                                                      • 0
                                                                        ИМХО, на данный момент существует некий порог для начала успешного бизнеса в сети.
                                                                        Сейчас уже не получится сделать сайт на «narod.ru» и «жить поживать, добра наживать»
                                                                        Как разработчик я не беру заказы до определенной суммы, дело не в деньгах:
                                                                        1) Клиент относится к своему проекту серьезно.
                                                                        2) Я всегда предлагаю свои идеи по улучшению и реализую их. Если бюджет копеечный то я не буду усложнять себе работу.
                                                                        3) Минимальная «раскрутка» необходима.
                                                                        Как правило все остаются довольны и я и заказчик.

                                                                        При мизерном бюджете проигрывают все:
                                                                        Проект получается никакой. Заказчик потерял время и деньги (хоть небольшие). Отдачи — ноль.
                                                                        Разработчик не заработал и в портфолио положить нечего.
                                                                        • 0
                                                                          Ну, игра на мизерном бюджете иногда стоит свеч. Собственно, я на ней специализируюсь, некоторым образом — ведь всегда интересно придумать решение подешевле при минимальной потере качества.

                                                                          Да и самому инвестировать что-то (например, то же время работы) можно — при условии оплаты труда на долевой основе, скажем.
                                                                        • 0
                                                                          Я думаю, возможности примерно одинаковые. Просто я довольно мало беру обычно (по меркам рынка, конечно). Обычно хороший, большой продажный сайт «под ключ» начинается от 80 т.р. где-то, я такого уровня тысяч за 50-60 сделаю (если не требуется никаких приблуд, которые нужно изучать или привлекать для их реализации спецов). Плюсы широкого профиля — зарплата нужна только мне одному=) Да и подсадить на иглу повышения продаж — тоже приятный бонус. Всегда же можно что-то улучшить или там анализ изменений рынка сделать и немножко за это взять. Свою скидку отбиваю, в общем.

                                                                          А в некоторых случаях вообще предлагаю заказчикам (если речь идет о сферах, где одинарный заказ «год кормит» и клиенты приходят через телефонные звонки/мыло — строительство, скажем) такую схему работы: я делаю промо-сайт с отдельным телефоном за минимальную стоимость и с заказов с этого телефона беру соответствующий процент. Правда, в том году серьезно обжегся на такой схеме, теперь как-то не тянет.

                                                                          P.S. Статью начал ваять, вечером-ночью выложу.
                                                                          • 0
                                                                            Ваш мизер (50-60т) не такой уж и мизер… за эти деньги еще поискать заказчика.
                                                                            Люди за 20т начинают давится.
                                                                            • 0
                                                                              Так это за крупный сайт, который так стоил бы побольше. Если речь идет о 20т «рыночных» — такое обычно за пятнашку где-то сделать можно, «срезав углы» — например, использовав вместо CMS с хитрыми расширениями старый-добрый html и сократив число страниц до нужного для цели заказчика.

                                                                              АПД. А мизер — не обязательно с сайтом связан. Можно, например, за 20 т.р. такую pr-акцию замутить, что народ с полумиллионными бюджетами позавидует результату=) Другие методы просто нужны.
                                                                              • 0
                                                                                1) Про что я и говорю «срезав углы» мы получаем не кому не нужный говно-сайт.
                                                                                2) Освятите этот момент: как это 20т. можно порвать полумиллионников =)
                                                                                • 0
                                                                                  1) Ну, отчего же? В тот и кайф игры на мизерах — нужно определить границу необходимого. Говно-сайты бывают и за 200т. Они говно — потому как расходуют средства впустую там, где малые силы справятся не хуже;)

                                                                                  Главное выяснить, какова цель — а там вертеться. Кстати — html не приговор. Для некоторых задач он в разы лучше динамически генерирующихся страниц. Иногда пять страниц на html оправданней целого сайта с новостями, социальными фичами и так далее — важна точка приложения силы, так сказать.

                                                                                  2) Осветить можно, освящать лучше не надо — метафизически говоря это попахивает богохульством;)

                                                                                  Ну, фокус тут в основном в том, что: а) из полумиллиона обычно половину пилят в агентствах; б) традиционные методы рекламы (наружка, журналы) работают все хуже и хуже.

                                                                                  Возьму как пример брендинг (при других целях — и средства другие).

                                                                                  С бюджетом в 20 т.р. можно очень неплохо сыграть на вебдванольности, запустив сарафан (для этого нужна интересная и новая инфа для выкладывания в сеть — конечно, вот тут приходится сидеть и думать, возможно, даже влиять на сам процесс работы заказчика).

                                                                                  Если к тому создать инфоповод, сарафан подкармливается им. Дальше (при правильном инфоповоде и начальной инфе, засеянной в сообществах и форумах) — это как пожар. Само собой распространяется. Особенно если иногда добавлять огоньку.

                                                                                  Пресс-релизы (которые опубликуют, скажем, если речь идет об IT, бесплатно) с правильным вордингом (а если повезет — еще и со ссылкой) заменят оптимизацию.

                                                                                  Ну, есть еще некоторые ноу-хау, вещи, которые нужно знать, книги, которые надо прочитать, кроме того, знакомства — тоже штука в этом деле нужная…

                                                                                  Конкретно у меня в жизни была одна такая игра с брендингом, когда на всю кампанию выделялось сорок тысяч (включая зарплату). Пришлось танцевать, положив двадцатку в карман и двадцатку потратив. Это был зверский по напрягу месяц — но выстрелили так, что услышали по всей стране. Конечно, не везде, не всюду, и очень плохо нас услышали, но удалось сделать то, что до нас конкуренты заказчика с рекламой традиционной и нормальным бюджетом сделать не смогли.

                                                                                  По некоторым (понятным) причинам не могу назвать, что именно это был за товар, как и раскрыть подробности=)
                                                                                  • 0
                                                                                    Добавлю — такое, конечно, не всегда и не всюду прокатит. Нужно сочетание факторов.
                                                            • 0
                                                              Статья и комментарии из параллельной вселенной?
                                                              То, что описывает автор в статье я встречала пару раз, обычно все с точностью да наоборот:
                                                              1. Это мне приходится объяснять клиенту, что сайт надо делать для конкретных целей (рекламы продукта или услуги, продажи товаров, поддержка клиентов и тд), а не потому что «Конкурент Вася сделал себе сайт и мне тоже надо, не знаю зачем»
                                                              2. Это мне приходится объяснять, что дизайн сайта это не рисование красивостей на вкус дизайнера, а система, я бы даже сказала наука, суть которой заключается в том, что бы понять потребности пользователя, удовлетворить их и заставить его совершить конкретные действия.
                                                              3. Это мне приходится объяснять клиенту, что утверждая дизайн, он должен забыть о своих вкусах (а так же о вкусах его жены, тещи и кошки с собакой) и думать о том, насколько сайт понравится его потенциальным клиентам, а не ему самому. Реальный пример — клиент просил на фон сайта залить кислотный желто-красный фон, потому что у него такая визитка была, а что у пользователей вытекут глаза ему было абсолютно все равно.
                                                              • 0
                                                                Влезу по третьему пункту.

                                                                Бывает круче. Шрифт фуксией на кислотно-желтом фоне желали-с. И фиг переубедишь=)))))
                                                                • 0
                                                                  эти три пункта намного ближе к реальности да :)

                                                                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.