Пользователь
0,0
рейтинг
28 января 2014 в 23:39

Разработка → Продвижение Android приложений, рейтинги и ранжирование в топах Google Play из песочницы

image
Приветствую всех! В своей статье хочу поделится своим опытом и внести свои «пять копеек» в эту довольно обширную и запутанную тему. В интернете на данный момент много статей посвященных данному вопросу, но на деле оказалось, что большинство таких статей оперируют стандартными советами и шаблонами, которые на сегодняшний день мягко говоря не актуальны. Почти все статьи, которые я прочитал, это лишь вершина айсберга, самая его макушка. О самой сути почему-то никто не пишет, видимо это часть корпоративных секретов о которых вслух не говорят.

Отступление
Пару слов о себе. На рынке разработчиков Android приложений 3 года. Начиная с первого дня поставил себе конкретные цели и задачи: создание интересных, красивых и функциональных приложений, максимальных охват аудитории, заработок на Google Play от 1000$ \ месяц (на продажах приложений). Придумал концепцию, логотип, незамысловатое название oxsionsoft и начал работу. Всю свою работу разделил на 3 этапа: дизайн, программирование, продвижение. Так как я сам дизайнер — рекламщик, всю графическую часть возложил на свои плечи. Программированием занимался нанятый через фрииланс программист. Продвижение занимался опять я, так как нанимать еще одного человека или обращаться в издательские агентства не хватило средств. И по большому счету, зная всю рекламную кухню изнутри, меня терзали сомнения в эффективности продвижения через издательские агентства, но сейчас не об этом.

Продвижение Android приложений


Начну с того что продвижение может быть внешнее и внутренне. Внешнее продвижение — это продвижение любыми способами за пределами Google Play. Внутреннее продвижение — это продвижение в рамках маркета Google Play. Начну с внешнего продвижения. Вариантов может быть много. Не буду описывать где и как распространять свои приложения, об этом написано уже немало статей. А напишу об эффективности той или иной рекламной площадки.

● Профильные сайты
Сайты посвященные мобильному сегменту. В нашем случае Android сайты. Форма рекламирования – статья о приложении, ваша собственная или написанная представителем сайта. Эффект довольно неплохой, особенно если сайт имеет много посетителей и популярен. С помощью статьи на популярном сайте можно привлечь к своему приложению неплохой траффик. Из минусов можно отметить частое обновление новостных лент. Ваша статья очень быстро уйдет на предыдущие страницы. Как правило конверсия составляет несколько дней, максимум неделя (редкие случаи). Не стоит опускать такой момент, как цена за статью. Если цена высокая, то вряд ли она себя оправдает и окупит, так как конверсия в среднем несколько дней. Также размещения статей на сайте можно расценивать как неплохой инструмент для наращивания своей ссылочной массы для поисковых систем.

● Блоги
В основном блоги делятся на «клубы» по интересам. Но это совсем не означает, что публиковаться нужно только в профильных блогах, посвященных гаджетам или Android. Публиковаться можно в любом блоге, где есть большая и активная аудитория. Форма рекламирования – статья о приложении. Как правило блоггер сам пишет статью, от первого лица. Статья носит информативно-рекомендательный характер. Конверсия в блогах выше чем у сайтов, так как публика у блоггеров более доверчива к публикуемой информации. Минусы те же, что и у профильных сайтов – быстрое обновление ленты и как следствие короткое время конверсии. Цены на публикацию в блоге как правило выше чем за публикацию на сайте, но ненамного. Правда за статью на очень популярном блоге могут запросить даже 100.000 руб. Как вы понимаете такая статья, за такие деньги, вряд ли окупит себя. Скажу больше. Не окупит никогда. Потому что рекламируете вы мобильное приложение стоимостью 1$ — 2$, а не BMW стоимость 50.000$.

● Социальные сети
Рекламировать в социальных сетях можно либо свою группу, либо рекламироваться в чужих группах. Лучше конечно иметь свою группу, чтобы собирать подписчиков и фанов. Отличия от сайтов и блогов в том, что вам придется создавать активность своей группы. Принцип «написал и забыл» тут не работает. Это социальные сети – площадка для общения и обмена информацией, поэтому тут нужна максимальная активность. К минусам отнесу сложность продвижения и цену. Сложность в том, что вам придется делать все самому. Если на блогах и на сайтах уже есть сформированная аудитория, то в социальных сетях эту аудиторию придется собирать самому. Также я упомянул цену. Одной активностью в группе не обойдешься, группе нужны живые люди – фаны и подписчики. Вашу группу придется рекламировать. Самое эффективное – это рекламный инструмент самой социальной сети. А это удовольствие не из дешевых. В среднем стоимость выше чем статья на сайте или в блоге. Конверсия в этом случае может быть выше чем с блогов и сайтов. Но риск «нулевой» конверсии очень вероятен. Существует такое понятие как «вирусный маркетинг» и чаще всего это понятие ассоциируют с социальной сетью. Оно и понятно, не один сайт не может похвастаться такой обширной аудиторией. Я умышлено не рассматриваю «вирусный маркетинг», так как стоит это дорого, а в итоге «вирусного маркетинга» может не получится. Я бы не стал рассматривать социальные сети как основную рекламную площадку. Скорее, как «приятное» дополнение.

● Форумы
Для продвижения в форумах используют профильные форумы с конкретной тематикой. Данный вид продвижения бесплатный. Ждать большой конверсии не стоит. Исключением могут является случаи, когда администратор, заметив ваше приложение, публикует информационную статью в новостной ленте. Но на это особо рассчитывать не стоит. Форумы я бы отнес к «приятному» дополнению. Так как это бесплатно, лишним не будет.

● Баннерная реклама на сайтах
На сегодняшний день самый неэффективный метод продвижения для мобильных приложений. На баннерную рекламу мало кто обращает внимания и уж тем более кликает. А стоят места под баннеры на хороших сайтах недешево. Плата взымается за 1000 показов или за клики. Какой метод выбрать решать вам. Зависит все от сайта. Исключением является баннерная реклама на профильных сайтах. В таком случае конверсия может быть, но небольшая. Еще есть вариант когда рекламный баннер рекламирует не само приложение, а допустим, конкурс, проводимый в рамках рекламной компании по продвижению приложения. В этом случае конверсия может быть неплохой. Я бы не стал рассматривать баннерную рекламу как вид продвижения для мобильных приложений. Думаю, такой рекламой можно воспользоваться, когда исчерпаны все остальные рекламные методы или когда ваше приложение настолько известно и узнаваемо, что глаза сами цепляются за баннер.

● Собственный сайт
Назвать сайт отдельной рекламной площадкой нельзя. Сайт — это совокупность рекламных площадок, а вернее совокупность рекламных методов. Вариантов может быть много, зависит от ваших возможностей и ограничивается вашей фантазией. Можно сделать просто информационный сайт или сделать сайт форум или сайт работающий по принципу соц. сетей или комбинировать разные варианты. Можно устроить обмен ссылками, устроить различные партнёрские программы и много чего еще.
Но с продвижением приложений через сайт не все так просто. Для начала вам нужно раскрутить сам сайт, что бы о нем знали, узнавали и на него заходили потенциальные пользователи. Назвать сайт идеальной рекламной площадкой тоже нельзя. Все же сайт является промежуточным звеном между пользователем и маркетом Google Play. Поэтому сайт стоит рассматривать как вашу визитную карточку, это ваше лицо в интернете. Также сайт можно превратить в стоковую рекламную площадку, куда будут перенаправляться пользователи с социальных сетей, статей, баннеров и т.д., а с сайта уже непосредственно в Google Play. Плюс в том что человек попадая на сайт получает всю необходимую информацию в одном месте (последние новости, акции, конкурсы, описание приложений, видео и т.п.). В любом случае, даже если ваш сайт не раскручен, иметь сайт лучше, чем не иметь его вообще. Если не брать в расчет раскрутку сайта, то стоимость поддержания работы сайта не высока. А имея сайт, вы будете более солидно выглядеть в глазах потенциальных пользователей.

● Мотивированный и немотивированный траффик
Помимо всего выше перечисленного существуют иные схемы продвижения. К таким схемам относится закупка траффика. Не могу сказать, что это честный вид продвижения, но тем не менее почти каждый рано или поздно приходит к этому. Траффик это непосредственные инсталы вашего приложения или игры на девайсы пользователей. Траффик делится на мотивированные инсталы и на немотивированные инсталы.
Мотивированные инсталы — когда один пользователь, устанавливает один раз ваше приложение или игру к себе на девайс и получает за это материальное вознаграждение. Т.е. для вас каждый такой пользователь будет стоить денег. Цены в среднем от 6 руб. за инстал и выше. Помимо самого инстала, может быть выставлена оценка и написан отзыв. В таком случае цена будет уже выше. Наращиванием траффика по принципу мотивированных инсталов занимаются специальные компании, коих сейчас очень много. Достаточно воспользоваться поисковиком.
Немотивированные инсталы — когда ваше приложение или игру ненавязчиво предлагают определенному количеству пользователей (через разные каналы, к примеру социальные сети), а пользователи в свою очередь решают ставить им ваше приложение (игру) или нет. Цена немотивированного инстала в среднем выше чем цена мотивированного инстала. Это связано с тем, что на выходе траффик получается более качественный, так как вы не покупаете пользователя на прямую. Оценки и отзывы остаются на усмотрение пользователей. Наращиванием траффика по принципу немотивированных инсталов занимаются как правило сторонние маркеты или социальные сети. Какой вид траффика выбрать решать вам. Я бы рекомендовал закупать оба вида траффика. Если говорить об эффективности такого рекламного продвижения, то тут все очевидно. Покупая траффик, вы получаете нужные вам инсталы, чем больше таких инсталов, тем выше вы будете в топе (о порядке построения топов читайте ниже). Несмотря на очевидную эффективность минусы все же есть. Покупая траффик, вы покупаете пользователей, а купленный пользователей — это не ваш пользователей, так как делает он это исключительно ради денег (по принципу покупая женщину — она ваша, но ровно на столько, сколько вы ей заплатите). Конечно исключения могут быть. Ведь купленный пользователь это прежде всего живой человек и всегда есть вероятность, что установив ваше приложение или игру, ему настолько всё понравится, что он (купленный пользователь) перейдет в разряд вашего пользователя.

● Издательские агентства (рекламные агентства)
Что-то конкретного сказать не могу. Так как не пользовался услугами издательских агентств. Но как «рекламщик» по профессии могу сказать, что по сути обращение в издательское агентство это все тоже самое о чем писал выше + какие-нибудь дополнительные мелочи которые не перечислил. Просто за вас сделают всю работу, а вам только нужно заплатить за выполненную работу деньги. Правда есть нюанс. Издательское агентство имеет в распоряжении базу каналов для распространения рекламы и налаженные связи. Судить о эффективности продвижения через издательские агентства очень сложно. Наобещать вам могу все что угодно. А на деле может оказаться, что эффективность будет такая же, как если бы вы сами все сделали, а деньги и немалые вы потратите. Тут каждый сам для себя решает, что ему выбрать.

С внутренним продвижением в рамках Google Play намного все сложнее. Вы не увидите официальной информации, зазывающих баннеров и т.п. Такая реклама стоит дорого или бесплатна и доступна не для всех. Реклама в рамках Google Play представляет из себя разные варианты продвижения, такие как помещение приложения в категорию «выбор редакции», «выбор Google Play», «рекомендуемые», хорошие места в топах и т.д. Для каждой страны набор таких «топиков» свой. Такая реклама может быть и бесплатной на усмотрение Google. Если ваше приложение понравится, то вы можете рассчитывать на такую рекламу. Все что происходит в Google Play управляется непосредственно Google. Многие могут поспорить, заявив, что такое невозможно, все честно и т.п. Давайте не будем забывать Google Play это бизнес инструмент направленный на извлечение прибыли, это такая же рекламная площадка, как и все остальные, а поэтому исключать коммерческую составляющую всё же не стоит. Возможно, взглянув на Google Play с этой стороны, можно объяснить много непонятных вещей, которые там происходят.

Я перечислил основные рекламные методы (площадки). Существуют еще много разных вариантов. Но в основном эти варианты базируются на основных рекламных методах или имеют схожие вариации.
Подводя итог могу сказать, что любая рекламная компания хороша в комплексе рекламных методов (площадок). По отдельности, вы вряд ли добьетесь хороших результатов, хотя исключения конечно же бывают. Не стоит так же на все 100% рассчитывать на рекламу. Вполне возможно, что рекламная компания не принесет ожидаемого результата или вообще себя не окупит. Ни один рекламодатель не даст вам никаких гарантий. Отслеживание рекламной компании на предмет эффективности трудоемкий процесс, который в итоге не дает точных цифр и результатов. Особенно если вы делаете комплекс рекламных компаний. Все что может предложить вам реклама – это заявить о себе, а какая с этого будет конверсия никому не известно, можно только догадываться и строить предположения.

Рейтинги


У каждого приложения существует система рейтингов с количественными и качественными показателями. Проще говоря оценки от 1 до 5 и отзывы. За несколько лет пристальных наблюдений и анализа пришел к выводу, что рейтинги не влияют на позиции приложения в топах. Вообще никак. Рейтинги созданы исключительно для пользователей, которые в свою очередь, по отзывам и оценкам, решают стоит им качать / покупать приложение или не стоит. Но тут есть один момент. Хороший рейтинг может мотивировать пользователя скачать / купить то или иное приложение. А скачав / купив приложение мы получаем тот самый нужный нам инстал. Т.е. по сути рейтинг играет определённую роль в продвижении, но напрямую не связан с ранжированием приложения в топах. Так же рейтинги (отзывы) играют коммуникативную роль между разработчиком и пользователем. Проще говоря через отзывы можно вести диалог с разработчиком. Но моё мнение, что это не совсем корректно. Отзывы были созданы для оценивания и высказывания собственного мнения о приложении, а не для дискуссий.
Например может быть следующее. Два бесплатных приложения имеющие по 100 загрузок, но у одного приложения 5 пятёрок, а у второго 55 пятерок, при явных различиях в оценочных показателях эти приложения равны между собой и должны занимать одинаковое положение в топах. Правда тут есть несколько нюансов. А именно с каких стран были сделаны эти 100 инсталов (географическое расположение пользователей имеет определённое влияние). Но об этом поговорим чуть ниже, в главе о ранжировании в топах Google Play.

Многих также заботит вопрос, как те или иные приложения с плохим рейтингом имеют определённые места в топе? Например может быть следующее (лично наблюдал такое и не один раз). Приложение имеющее большее количество единиц (колов), чем всех остальных оценок вместе взятых, находится в топе на 32 месте в своей категории. Внимательный разработчик сразу же обратит на это внимание и будет недоумевать как так получилось. По всем законам жанра, с таким рейтингом даже на 500-м месте не окажешься. А получилось так довольно просто. Это приложение с бесчисленными единицами (колами) имеет определённое постоянное количество загрузок, позволяющее ему, приложению, находиться именно на этом месте в топе и рейтинг тут совсем не при чём.
При построения очередности приложений в топах, Google не учитывает количественные показатели тех или иных оценок, и уж тем более отзывов. Думаю, отчасти это связано с защитой от накруток рейтингов. Но несмотря на низкую значимость рейтингов в продвижении приложений не стоит пренебрегать этим показателем. Как я писал выше, помните, хороший рейтинг может мотивировать пользователя скачать / купить приложение. А скачав / купив приложение мы получаем тот самый нужный нам инстал.

Ранжирование в топах Google Play


Как многие уже знают топов в маркете Google Play предостаточно. Есть основные топы, есть топы по категориям, есть топы новых, рекомендуемых и т.д. Отмечу, что для разных стран набор топов не одинаковый. Т.е. к примеру, в ряде стран нет топов новых платных \ бесплатных (и за последний год список исключаемых (выкинутых) топов расширился). Также хочу заметить, что для каждой страны ранжирование топов разное. Google позаботился о том, чтобы монополисты не захватывали весь рынок, а каждый получил свой кусок пирога (правда на деле все выглядит немного иначе). Если в России вы входите в первую 10-ку в каком-нибудь топе, это совершенно не означает, что в другой стране вы будете в той же 10-ке в том же топе. Скорее всего в другой стране вы даже в сотню не попадете.

Говоря «попасть в топ» — я подразумеваю быть в топе на более менее видимом месте. Т.е. входить хотя бы в первые 50 приложений или по крайней мере хотя бы в первую сотню, в своей категории или в общей категории.


Ранжирование топов делится на два типа: для платных и бесплатных приложений. Сначала про платные топы. В эти топы входят все приложение, которые сколько-нибудь стоят. Проще всего попасть в топ новых платных в своей категории, для этого достаточно иметь несколько покупок в день. В обычный топ, в своей категории, попасть несколько сложнее, нужно иметь покупок как минимум больше 10-ти в день. Попасть в главный топ, не ссылаясь на категорию еще сложнее, покупок в таком случае должно быть, как минимум несколько десятков в день (ближе к сотне). Также попадание в топ зависит от страны. Т.е. если у вас к примеру 10 покупок в день из России то вы попадете в российский топ. Если у вас эти 10 покупок распределены по одной покупке на каждую страну, то вы не попадете ни в какой топ. Еще один важный момент — это цена приложения. От цены также зависит порядок построения в топах. Вернее, не от цены, а от конечной суммы в день. К примеру, два приложения с показателями 10 покупок \ день. Но одно приложение стоит 1$, а второе 1,5$. При равном количестве покупок в день, сумма на выходе получается разная, в первом варианте 10 = 10$, во втором варианте 10 = 15$. И то приложение, у которого сумма на выходе больше окажется выше. Отмечу, что приведенные ваше цифры для всех топов разные, это зависит от категории топа. Если у вас востребованная категория, то цифры будут несколько выше, если категория невостребованная, то цифры будут ниже. Таким образом топ платных строится по принципу покупок \ день с поправкой на цену при выходе. Если это число стабильно большое, то первые строчки вам гарантированы, с оговоркой на все выше сказанное.

В топе бесплатных, построение несколько иное, проще чем в платных. В эти топы входят все приложения, которые распространяются бесплатно, независимо от того, есть ли внутренний контент для продажи или его нет. Топы бесплатных строятся исключительно на инсталах \ день. Т.е. чем больше ваше приложение качают в день тем выше вы будете в топе. Бесплатные топы так же работают, как и платные, учитывается местоположение, категории и т.д. Соотношение приблизительно такое же, как и для платных приложений только умноженное на ≈ 100. Важно понимать, что для удержания на одном месте в топе нужно иметь приблизительно одинаковое количество инсталов \ покупок в день. Если вы сдаёте позиции, то вы начнете падать, если вы набираете, то вы будете подниматься. Но опять нужно учитывать все выше сказанное.
Подводя итог по рейтингам и ранжированию хочу заметить, что все манипуляции по ранжированию в топах управляются Google, либо в автоматическом режиме либо в ручном. Может так получиться, что без вашего ведома Google будет строить топы на свое усмотрение независимо от того какие показатели у вашего приложения. Помните, что помимо вас в Google Play сотни тысяч приложений в том числе и от топовых разработчиков. И первые места в топах не всегда связаны с успехом приложения.

Не стоит забывать, что Google Play это бизнес инструмент направленный на извлечение прибыли. И прежде всего прибыли для самого Google. Поэтому в приоритете стоят приложения, от которых Google получает прибыль.


Заключение


Многие прочитав эту статью могут не согласиться с выше изложенным, заявив, что написали статью на таком-то сайте, сделали то-то или что-то и после этого у них «пошло». Возможно оно так и есть, а возможно это случайность или совокупность удачных факторов или даже больше – помощь самого Google Play в лице Google. Если то, что вы сделали для продвижения своего приложения, считаете удачной схемой, попробуйте применить эту же схему повторно и не один раз. Если результат будет так же удачен, то овации вам! Если нет, то скорее всего, как я писал выше, это случайность или совокупность удачных факторов.

Все написанное мною является сугубо индивидуальным опытом, полученным за год кропотливой работы и пристальных наблюдений. Ни в коем случае не нужно воспринимать статью как аксиому. Рынок мобильных приложений очень динамичный и то, что я написал сегодня, завтра может оказаться не актуальным или даже противоречивым. В заключение хотел бы посоветовать не придерживаться стандартных моделей продвижения, а стараться экспериментировать и быть может, тогда у вас что-то получится. Не стоит также забывать о качестве самого приложения. Удачи вам!
Степан Игнатов @Oxsionsoft
карма
0,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (9)

  • +4
    Вам в политики надо идти. Столько букв и ни одной ссылки, ни одного примера. Тем не менее, желаю Вам выйти на 1000$/месяц.
    • +1
      Ссылки умышлено не давал. Так как эти ссылки в каждом посте есть, где речь идет о продвижении под Android. Личные примеры не приводил, а иначе это в топик «Я пиарюсь»:) Желаемого результата добился, но это не каждый месяц так. Буду пробовать дальше, что бы перешагнуть намеченную планку. Если вам нужны ссылки я поделюсь конечно. Напишите на что именно вам нужны ссылки, поделюсь:)
  • 0
    Пролейте свет на интригу, вышли на 1к в месяц? Судя по характеристикам ваших приложений на плейгугле, скорее всего удалось. Кстати, не было ли желания работать с программистом на равных долях и платить ему % от выхлопа?
    • +1
      Да, на 1к $ в месяц. Правда не постоянно. Цифры прыгают каждый месяц. Иногда меньше, иногда больше. Для той ниши которой занимаюсь более чем достаточно. Но более серьезные проекты одному тянуть тяжело во всех смыслах — один в поле не воин. Поэтому следующие проекты будут выпущены в партнерке с двумя программистами, с кем и работал. Условия 50\50 на всё. Рассматриваю все варианты:)
      • 0
        можете название проекта озвучить.
        • 0
          Название всего проекта oxsionsoft. Или вас что-то конкретное интересует?
        • 0
          У нас с вами немного разное направление. Я в игровую индустрию только-только влез. Готовлю к выпуску игру. Но опираясь на уже приобретенный опыт думаю особых сложностей не возникнет.
  • 0
    Первая половина статья бесполезная. На хабре уже не раз обсуждали продвижение моб. приложений с помощью соц. сетей, форумов, баннеров, и тд
    • 0
      Согласен. Многие уже писали, но мало кто говорил о эффективности.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.