Производство электроники в Китае — чего ждать?

    Рано или поздно любой «электронный» проект либо умирает (как вариант — впадает в кому «до лучших времен»), либо дозревает до стадии «опытного производства». Т.е. от собранных «на коленке» единиц приходит время переключаться на производство сотни-другой, а может даже и тысячи девайсов. И тут выясняется, что на территории нашей необъятной Родины с этим все ой как непросто.
    Из чего состоит современное электронное устройство? Это одна или несколько смонтированных печатных плат, корпус и аксессуары (кабели, антенны и т.п.). Какие же на этом пути нас ждут приключения?
    1. Нужно изготовить тираж печатных плат. Проблем тут обычно две: малый тираж и сложность изготовления. С малым тиражом мало кто хочет связываться (собственно, все дороги традиционно ведут в Резонит), и цены на таких тиражах обычно крайне негуманные. Но вот если вдруг ваша плата относится к категории «высокотехнологичных»(тм), т.е. она многослойная (6 и более слоев), да еще и с хитрыми микроотверстиями (например, HDI), то найти исполнителя в России становится как-то совсем уж тяжело.
    2.Нужно найти комплектующие в необходимых количествах. Ну, здесь все как обычно — дорого и не всегда доступно в принципе. Вот, например, только что столкнулись с определенным дефицитом белых светодиодов от Cree нужного нам номинала… Собирали в разных конторах буквально по 2-3 штуки.
    3. Поверхностный монтаж на тираже в 100-1000 плат. Только стоимость настройки SMD автомата (если уж кто-то вообще возьмется за такую «мелочь») делает этот процесс крайне небюджетным.
    4. Изготовление корпуса. Корпус обычно пластиковый — т.е. доступны варианты (в обычном порядке возрастания цены за единицу) печати на 3D принтере, изготовление на станке с ЧПУ, литья в силикон или обычного литья (под давлением). В любом случае — те же проблемы, что и с печатными платами: дорого и тяжело найти исполнителя на небольшой тираж.
    Как и многие другие до нас, наша компания в свое время подошла вплотную к решению всех этих проблем. И решать мы их стали с помощью китайских фабрик. Кому этот способ решения одних проблем и приобретения других интересен — добро пожаловать под кат.


    Сотрудничество с китайцами помогает решать часть проблем, но при этом добавляет несколько других. Вот и давайте рассмотрим их по порядку.

    1. Поиск исполнителей.

    Здесь у вас есть три варианта. Поиск в Интернете, посещение выставки или услуги посредника. Первых два демонстрируют очевидные риски, из которых главный — проблемы коммуникации. Вряд ли вы будете общаться с китайцами на китайском, русский язык практически неактуален, а английский не является родным ни для вас, ни для них. Так что вполне возможно недопонимание, которое выливается в технические ошибки. ну а про особенности работы с посредниками и так все знают. Кстати, если на той стороне китаец говорит на английском — скорее всего это и есть посредник, только тщательно это скрывающий. Вот если с вами общается какая-нибудь китайская девушка на русском — велика вероятность, что это крупная фабрика, специально нанимающая русскоговорящий (ну, как они сами думают) персонал. В любом случае за удовольствие общения на понятном языке (неважно — русском или английском) вам придется немножко доплатить, это будет учтено в финальном квотейшене (quotation — это «коммерческое предложение», в котором описаны все условия со стороны исполнителя).

    2. Контракт и перевод денег.

    Контракт с китайцами заключить, в общем-то, не проблема. Проблемы начинаются, когда противоположная сторона не хочет его соблюдать (ну или вы так считаете, по крайней мере). Просто подумайте — а что, собственно, вы сможете сделать, если деньги переведены, а товар вам не поставлен или (что гораздо хуже в плане судебных перспектив) поставлен, но не тот, бракованный и т.п.? В целом можно сказать, что даже грамотно составленный и правильно оформленный контракт российского предприятия с китайским никаких гарантий не дает, увы.
    Если китайская сторона готова принять от вас деньги через Western Union на частное лицо — это звоночек. Это, конечно, не гарантированное кидалово, но шансы велики. К тому же WU специально просит вас в процессе подтвердить, что перевод — некоммерческий, а обманывать нехорошо. Солидные компании предпочитают работать по схеме T/T (электронный перевод денег на счет компании). Счет, понятно, в Китае, и отнюдь не рублевый. Так что для такого перевода вам как минимум нужно иметь юр. лицо, валютный счет и правильно оформленный внешнеэкономический контракт. Зато легальный перевод несет минимальное количество издержек. Ну и, на всякий случай: если сумма поставок по контракту превышает 50000 USD, то надо будет оформить еще и «паспорт сделки» (ничего страшного, если не забыть все сделать вовремя). Вообще все валютные операции надо отслеживать очень тщательно, ибо штрафы там драконовские (до 100% суммы контракта).

    3. Контроль качества.

    Редко когда с первого раза получается все как надо. Сразу готовьте себя к наглядной демонстрации справедливости народной мудрости «первый блин комом». Первый контракт с этим исполнителем, первая партия товара, проблемы коммуникации, слабая заинтересованность исполнителя в небольшом контракте — все это просто не может не привести к серьезным трудностям. Варианта снизить риски только два: либо вы сами летите в Китай и контролируете процесс, либо нанимаете кого-то еще. В Китае есть целая отрасль специальных «независимых проверяльщиков», на выставках их обычно пара десятков стендов как минимум.

    4. Доставка в Россию.

    Обычный путь — самолетом. Ибо электроника, да еще и небольшим тиражом — это нечто легкое, компактное и довольно дорогое. Доставка одного кг груза из Шеньженя или Гонконга в Москву — 5-6 USD (если хотя бы килограммов 100 наберется, если меньше — будет дороже, конечно). Если ваши изделия упакованы в картонные коробки, то можете на объемный вес попасть (условно говоря, перевозка ящика объемом в кубический метр, но весом в 1 кг, стоит отнюдь не как перевозка 1 кг). Зато быстро. 3-4 дня — и груз уже в Москве. Альтернатива — землей или морем. Земля тоже бывает разная — автомобилем через Казахстан или железной дорогой через Владивосток, например. Благодаря особенностям российской логистики железная дорога обычно оказывается дороже самолета (хотя и медленнее даже автомобиля). Но есть специальная категория грузов, для которых в большинстве случаев приходится пользоваться каналами по земле — это литиевые аккумуляторы.
    Отдельной строкой можно упомянуть службы экспресс-доставки. Из Китая в Россию они работают только с российскими юр. лицами, увы. Для отправки образцов (т.е. до 5 штук одного артикула и общая стоимость, включая доставку, менее 200 евро) лучший вариант — FedEx. Быстро и недорого. Если набирается «товарная партия», т.е. более 5 шт. и/или дороже 200 евро (но крайне желательно — не больше 1000 евро, чтобы действовали льготные тарифы на брокерское обслуживание), то придется груз таможить. И здесь надо ориентироваться на DHL или UPS, у которых есть собственные брокерские службы по относительно вменяемым расценкам.

    5. Таможенная очистка.

    Если везете сами по своему контракту — скорее всего, понадобятся услуги брокера (если ваша компания сама занимается таможенным оформлением грузов — зачем вы читаете эту статью?). Удовольствие довольно дорогое, особенно если учесть, что таможить придется в аэропорту. В Шереметьево, например, обычная «такса» — от 1000 USD за одну таможенную декларацию, плюс накладные расходы (оплата услуг склада и т.п.) и, естественно, все таможенные платежи. Благо, что в подавляющем большинстве случаев на электронику (в виде собранных печатных плат в корпусе или без) пошлина нулевая, однако есть, увы, и 18% импортный НДС. Чтобы груз растаможить — нужно предъявить кучу документов, не забудьте. Лучше всего согласовать список до того, как груз вылетит из Китая. Ибо если какой-то бумажки не хватит — груз попадет на СВХ (склад временного хранения, весьма дорогостоящее удовольствие), а вы получите немалый заряд бодрости. Особенно забавно, если вдруг выяснится, что не хватает сертификата соответствия ТР ТС или нотификации ФСБ (эти бумажки оформляются минимум две недели). Так что будьте внимательны.
    Если груз вам доставляет какая-нибудь служба экспресс-доставки, то для вас меняется только одно: отдельного контракта с брокером не потребуется. Набор документов остается таким же. Стоимость тоже более-менее окажется одинаковой в обоих случаях (если сами — то дешевая доставка плюс дорогой брокер, если DHL или UPS — то дорогая доставка плюс дешевые брокерские услуги).
    Ну и, понятно, существуют альтернативные способы доставки, при которых усилий по растаможке от вас не потребуется. Я вам такие способы не рекомендую (что вы, что вы, как можно?!), но на всякий случай: стоимость доставки электроники такими каналами варьируется обычно от 12 до 30 USD/кг, сроки — от недели до месяца. Кому очень хочется — тот найдет.



    Ну вот как-то так вкратце. На абсолютную истину не претендую, но опыт у меня вполне реальный. Статейку решил именно сейчас разместить, ибо китайцы (наконец-то!) вышли со своих новогодних каникул и приступили к работе. Ура!
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 32
    • 0
      А какой проект вы делаете?
      • 0
        На текущий момент у нас в работе три своих и пять заказных проектов. Вот один из наших (делаем очередную ревизию платы). Из уже сделанных заказных — например, виртурилка.
        • 0
          Когда второй ваш проект можно будет пощупать?
      • 0
        Спасибо, Дима!
        Ждём третье поколение устройств ;)

        Кстати я как-то переводил по WE — всё прошло нормально.
        • 0
          Спасибо, Роман. Мы постараемся.
        • +1
          Добавьте пожалуйста какой-нибудь расчет для изготовления чего-нибудь для ориентирования в ценах и возможностях в виде таблицы (неважно чего и насколько реальны цены изготовления, больше интересуют цены доставки/растаможки).
          Спасибо.
          • 0
            Ну давайте прикинем на самом простом примере (недавно аналогичный проект считали). Двухслойная плата порядка одного дециметра, поверхностный монтаж, в России BOM порядка 30 USD, вся плата в сборе на тираже в 1000 шт — около 41 USD.
            В Китае ПП и монтаж — полтора доллара, BOM 17, доставка в расчете за плату — полдоллара, таможня «под ключ» 7 USD. Итого 26 плюс наша комиссия и дополнительные услуги (проверка качества ПП и монтажа на фабрике выборочно). В общем, обычно где-то 25-30% экономии получается. Но от BOMа очень сильно зависит. Иногда требуется адаптация.
            • 0
              Спасибо.
              Можно ещё пример с 4 или 6-ти слойными платами?
              • 0
                Ну вот на нашу собственную плату для одного из проектов (довольно непростую шестислойку в два дециметра квадратных) в Китае нам посчитали 10 USD на тираже в 1000 штук. Сколько она здесь стоила бы — не знаю, все местные нам говорили, что все равно в Китай отправят заказ.
              • 0
                Добрый день, а что Вы делаете?

                Я masterosanki.ru + livemap.info
                • 0
                  Мы много чего делаем. Просто пока особо громко о себе не кричим, ибо маленьгие и без денег. Сделаем хорошее портфолио (сейчас парочка очень даже известных заказчиков у нас образовалась) — наймем побольше народу и будем рекламироваться. Все текущие наши проекты — на личных контактах. Виртурилка — это наш пока что самый известный проект, к тому же успешно реализованный. :-)
                  А так — проекты есть в области электроники для детей, умного дома, компьютерной периферии, безопасности и т.п.
                  • 0
                    скиньте пожалуйста ссылки в личку и более подробную информацию
            • +2
              Живу в Приморском крае. Почти все завязано с Китаем. У наших местных бизнесменов есть такие «прошаренные» пути логистики и договоренности с китайцами, что Москвичи и представить себе не могут.

              По этой причине, если что-то хотите заключить контракты на поставки и производство в Китае, обращайтесь к фирмам во Владивостоке. Вы сами поймете, почему это выгодно.
              • 0
                Ну я с Красноярска, у нас тоже многие идут, так сказать, обходными путями.
                Причём, насколько мне известно, товар приходит быстрее чем во Владивосток.
                • 0
                  Чудес не бывает. Доставка 50 кг печатных плат в Москву через Владивосток нелегально будет стоить отнюдь не по одному доллару за кг. Вы же не будете связываться с контрабандой за 50 долларов дохода? Именно в случае с изготовленной электроникой легальная доставка может оказаться сравнима по деньгам и нести на порядок меньше рисков.
                • +3
                  Расскажите, пожалуйста, про изготовление корпусов: бюджет, варианты и т.п.
                  Что вы делаете или планируете делать с упаковкой? Собранное устройство надо же в коробочку, пластик завернуть, разве нет?

                  Пожалуйста, порекомендуйте поставщиков. Если не жалко конечно.

                  Самый важный вопрос: вот у вас на руках 10000 единиц устройств в сборе. Как эти устройства становятся товаром? Что надо сделать чтобы их приняли к продаже крупные ретейлеры? Баркоды? Гарантия? Документация соответствующая требованиям? Что еще?
                  • 0
                    Построить отдел продаж, затратится на рекламу (ритейл не будет брать нераскрученный товар), построить логистику, запастись оборотным капиталом, чтобы дать отсрочку ритейл на 90 дней
                  • +1
                    Основной способ — изгоовление прессформ ( 5-15 тыс. USD за комплект, хотя бывает и больше, конечно), после чего стоимость одной отливки — 1-4 доллара на тираже.
                    Упаковку по разным причинам лучше делать на месте.
                    Поставщиков наших рекомендовать бессмысленно — они говорят только по-китайски.
                    Про реализацию — это не к нам, мы сами торговать своей продукцией не умеем, увы. Но «крупные ритейлеры» — это ад, это мы точно знаем.
                    • 0
                      Нам подсказывали возможность изготовления пресс-форм за 1-2килобакса. Откуда ценники в 5-15? И корпуса при отливке не 1-4 бакса стоят, а вроде бы дешевле.
                      • 0
                        не слышал чтобы так дёшево пресс-формы стоили
                        • 0
                          В Екатеринбурге мы вроде бы нашли возможность делать формы из алюминия еще гораздо дешевле. Потихоньку утрясаем вопросы как с токарной частью, так и с литейной. Как будет о чем рассказать, увидите в наших постах по проекту COOLRF.
                  • 0
                    А почему «Я пиарюсь»? Вроде ссылок нет…
                    • 0
                      А куда? :-)
                      С ключевым словом «электроника» есть только хаб «Электроника для начинающих», что вроде как к теме статьи отношения не имеет.
                      Есть еще «универсальный» хаб «Железо», но вот я как-то тоже сомневаюсь, что это оно.

                      Поскольку я здесь свой собственный опыт описываю, то, по-моему, «Я пиарюсь» вполне подходит. Но т.к. два раза подряд в «Я пиарюсь» статьи нельзя публиковать, следующий запланированный текст (про технологические, а не организационные проблемы производства) пойдет в «Железо».
                      • 0
                        Так вот и пропишите оба этих хаба — в чём проблема-то?!
                        • 0
                          Хаб «Я пиарюсь» несовместим с другими хабами.
                          • 0
                            Простите, я имел ввиду перенос в хабы «Железо» и «Электроника для начинающих»;)
                    • 0
                      Кстати, вот такой интересный вопрос: предположим, что собрали Вы деньги на кикстатере на проект (тираж тысяч 5-10 экземпляров), сколько времени по опыту требуется, чтобы а) доработать дизайн (плата+корпус), б) наладить производство, в) повысить качество/снизить затраты, г) доставить груз в РФ? В статье временные рамки как-то Вы обошли стороной…

                      Не случайно спрашиваю, так как новостей от LightPack на Хабре немного (на официальной страничке — «а-ля, спокойно, ждите, работаем»), но они задержали релиз более, чем на полгода! Хотя завтра и пойду на почту получать, но хотелось бы слегка прояснить этот момент;)

                      PS: Небольшой комментарий к форматированию статьи, чтобы не писать в ЛС — разбейте абзацы, чтобы между ними строка пустая была — легче читаться будет!
                      • +1
                        Самая долгая предварительная задача — изготовление прессформ, до 45 дней. Цикл.собственно производства — месяц. Доставка в Россию с растаможкой — 10 дней. Все остальное время тратится на разработку, и тут уж все индивидуально.
                        Засада возможжна, если вдруг нужного количества компонент не оказалось на стоке (почему-то чаще всего проблемы возникают с разъемами). Тогда можно и пару месяцев ждать, пока фабрика произведет «дефицит». Причем если производство полностью контрактное, то эта ситуация более вероятна, чем когда ты сам БОМ собираешь, т. к. сам ты можешь поискать и закупиться у нескольких разных поставщиков по частям или найти не в Китае и затащить внутрь через Гонконг, а контракторы этим не заморачиваются — нет деталей у их регулярных партнеров, значит сидите и ждите.
                        • 0
                          Спасибо! Теперь оно понятней стало, как всё функционирует!
                      • 0
                        А как комплектуха закупается? Вы даете им список они его сами у себя закупают и утверждают. Или вы же сами все покупаете им комплектуху всю подгоняете уже считанную.
                        • 0
                          Мы сами закупаем.

                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.