Пользователь
102,0
рейтинг
17 февраля 2014 в 20:46

Дизайн → Почему курсор мыши наклонён на 45°?

Посетитель сайта вопросов-ответов StackExchange задал на первый взгляд глупый вопрос: а почему все курсоры во всех операционных системах немножко «кривые», то есть имеют определённый наклон, а не указывают прямо? В самом деле, почему курсор не располагается вертикально, ведь это наиболее удобно для выделения текста и прочих задач?



Ему отвечает эксперт, хорошо знакомый с историей компьютерной техники. Он подтверждает, что изобретатель мыши Дуглас Энгельбарт действительно изображал курсор в виде стрелки вверх, как наиболее логичный вариант выделения (см. скриншот вверху).

Однако, графический интерфейс операционной системы на практике первой в мире реализовала компания Xerox, а именно — её научно-исследовательское подразделение Palo Alto Research Center. В частности, курсор описан в документе от 1981 года, который перечисляет характеристики XEROX PARC, первого в истории компьютера с графическим пользовательским интерфейсом.

При проектировании этой машины обнаружилось, что из-за низкого разрешения дисплеев того времени невозможно создать из пикселов нормальный вертикальный курсор маленького размера. Решено было не увеличивать размер указателя, а вместо этого слегка повернуть его, чтобы одна грань была вертикальной, а вторая наклонялась на 45°.


Изображение из документации Palo Alto Research Center

Минуло более 30 лет, появились дисплеи высокого разрешения, но традиция изображать курсор наклонённым на 45° сохранилась.
Анатолий Ализар @alizar
карма
744,5
рейтинг 102,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Дизайн

Комментарии (114)

  • +52
    Очень интересно, спасибо ))
  • +90
    А думал, что курсор указка, которую мы держим, а указкой мы указываем немного под углом. Оказывается все намного прозаичнее.
    • +12
      А я всегда думал, что это сделано из-за положения руки, когда держишь мышь: она редко находится перпендикулярно монитору, в основном под углом и как раз примерно под углом наклона курсора.
      • +3
        Это имеет смысл, но тогда надо курсор наклонять и «внутрь» экрана тоже — т.е. добавить ему перспективу, и соответствующим образом накладывать тень.

        Так, кстати, делают иногда в играх.
      • +8
        Да и просто в интерфейсе системы много вертикальных элементов, курсор бы терялся среди них визуально, думаю.
        Вообще, вертикальный курсор можно нарисовать самому в специальном софте.
      • +1
        Странно, у меня мышь преобладающее количество времени как раз перпендикулярна монитору и никогда не поворачивается на 45 градусов.
      • +1
        А у меня мышь «наклонена» в противоположную сторону, так удобней держать, запястье меньше выворачивается )
    • +2
      А я всегда думал, что наклон курсора изображает наклон карандаша, который держат в руке ) Столько версий, и все оказались неправильными…
      • +2
        Сделали как получилось, а потом вдруг выяснилось, что так заодно и удобнее и красивее…
    • +4
      Агу, та же история, что и с кнопкой «Сохранить», уже выросло поколение живьём не видевшее прообраз пикчи данной кнопки :)
    • 0
      И гениальнее :)
  • +2
    А вот интересно, есть ли где-нибудь (в ОС, в программах каких-нибудь) курсоры мыши «под левшей», т.е. наклоненные вправо?
    • +6
      • +15
        Шикарно! Я уже размышляю, как бы провернуть это на 1 апреля =)
        • +1
          Если в пределах браузера — то проще установить юзерскрипт на компьютер жертвы. А в систему — курсорные файлы (cur, ani для Win) и настройку на них.
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • +1
          На первое апреля лучше переворачивать десктоп вверх ногами.
          • +1
            надо делать скриншот с папкой, который ставить на обои на рабочий стол.
          • +1
            И буквы на клавиатуре местами менять.
            • 0
              У нас раньше девушки использовали цифровой пароль и набирали его на цифровой клаве, даже не задумываясь что они там набирают. Перед выходом из отпуска мы переставляли кнопки по телефонной раскладке. Вслепую — пароль подходит, глядя на клаву — нет.
    • +13
      Хм, никогда не думал об этом.
      Просто сам левша со стажем, лет 7 просидел за компьютером прежде, чем поменял настройки мышки под левшу. Привык за 15 минут и с тех пор спокойно работаю. При чем если для меня теперь это как своего рода амбидекстрия, то для остальных пользование моей мышью превращается в сущий ад, что ограничивает несанкционированное пользование оным))
      А вот курсор в другую сторону наклонять невыгодно — при движении вдоль текста он будет закрывать последнюю букву. Это скорее актуально для ребят, что пишут справа налево.
      • +2
        А вот курсор в другую сторону наклонять невыгодно — при движении вдоль текста он будет закрывать последнюю букву

        Чтобы этого не было, курсор в большинстве случаев при наведении на текст превращается в полоску. А если не превращается, то такой курсор вообще лучше на текст не наводить при чтении, как бы он ни был повернут — тут уже неважно, какую конкретно букву он закрывает.
        • 0
          Работаю в TeXstudio, расположив рядом окна с исходниками и с pdf-ридером, в который отправляется готовый pdf-файл. Не знаю почему, но в той среде, что идет с MiKTeX ридер не позволяет выделять текст, зато при клике появляется лупа.
          Так вот, в нем мышь не превращается в «полоску». Однако его все еще приходится водить вдоль текста, особенно при написании длинных многоуровневых формул, чтобы проверить, что все в порядке. А так как формула читается слева направо, то и мышь так водить как-то сподручней. И я представляю как просто «прикрыть» такой «развернутой» мышью нижний индекс у константы, например.
      • –1
        А я все никак не могу заставить себя переключиться под левшу ( Держу мышь чуть чуть по диагонали, чтоб указательный палец был не левой кнопке, правой кнопкой мыши пользуюсь редко, обычно наживаю соответствующую кнопку на клавиатуре.
        • 0
          Поверьте, это того стоит. Я много лет кликал средним пальцем. А вам даже переучиваться не надо, только мыша повернуть.
          Единственный минус — громкость правой кнопки отчего-то больше, чем у левой)) Хотя, это, разумеется, от производителя зависит.
          • +2
            Я у своей мыши целенаправленно деформировал желёзки в механизме кнопки, что изменяло требуемую силу нажатия, и соответственно громкость клика.
            • +29
              желёзки
              Биомышь?
              • +1

                если вы новичок под Окнами 95, привыкните к новым возможностям мыши. Щелкните
                по левой почке — выделите пункт, щелкните по правой почке, меню с контекстом всплывет,
                быстро ударьте два раза по левой почке — запустите повестку в суд;
                ...
      • +8
        cl_righthand 0
      • 0
        А я хотя и правша, но где-то год работал с настройкой для левши. У нас в офисе были дурацкие столы, где компьютер стоял на специальной подставке под столом слева, поэтому сидел сместившись немного вправо. Но тогда для мышки оставалалось совсем мало места. Тогда я перенес ее налево и поменял раскладку для левшей — и стало намного удобнее. Хотя когда кто-то подходил к монитору и хотел моей мышкой что-то «показать», то приходилось ему очень трудно :)
      • 0
        Хм… а зачем, за 7 лет неужели не привыкли? :)
        Как только купил первый пк переключил на левую, но потом понял что это доставит мне огромное кол-во проблем в будущем и вернул на default. Да и играть было не удобно с WASD и мышкой слева.
        • –1
          Играть удобно, если WASD перенастроить на малую цифровую клавиатуру.
        • 0
          А я вообще досихпор не могу опнять как можно играть WASD — пальцы же мешают друг другу… куда приятней на более широком охвате, например ESFX.
          • 0
            Как-то не сильно S и X дружат при пробежке назад и влево.
          • 0
            Зависит от ширины пальцев и кнопок.
        • 0
          • 0
            Я конечно извиняюсь, но это дикий изврат! И вообще зачем все это? Очевидно что правшей больше и соответственно если хочешь работать за любым пк или ноутбуком общественным или рабочим, то нужно переучивать себя на правый стандарт. Прошу левшей не оскорбляться(я сам левша), но это факт.
        • 0
          Захотелось попробовть — был крайне удивлен тем как быстро приспособился и как удобно стало в итоге. Теперь могу и так, и так.
          Не замечал проблем с расположением мыши слева ни при игре за ноутбуком, ни при игре за стационарником(где клавиатуру можно двигать как удобно). Единственное, приходится «приседание» на Ctrl с кнопки С постоянно перенастраивать.
      • –3
        С левосторонней мышкой — это правда. Мне удобно — другим мука. Зато можно всегда провести своеобразный тест насколько внимательно человек слушает и понимает услышанное. Некоторым достаточно один раз сказать, что мышь переключена под левшу — понимают и с небольшим неудобством делают то, что им надо; другие быстро соглашаются, но упорно продолжают тыкать правую кнопку мыши, после повтора продолжают соглашаться и тыкать правую кнопку и так несколько минут. Опять же это повод поговорить.

        • +4
          Вряд ли слово «понимают» уместно. Работает моторная память, а ей словами не объяснишь.
          • 0
            Так я и не ожидаю, что людям будет удобно или что они сразу смогут легко пользоваться тем, что им не привычно.

            Разница в том, что одни обратили внимание на то, что им придется делать усилие и пользоваться мышью осознанно, а не рефлекторно; другие же, несмотря на вербальное согласие, никак не меняют свое поведение до тех пор, пока несколько минут не помучаются с контекстными меню.

            Для меня это всего лишь показатель того, что объясняя что-либо (не только мышь) второй группе мне нужно добиваться больше обратной связи (переспрашивать, уточнять).
      • –7
        Левша? Со стажем? О_о
        У каждого человека что-то лучше получается правой, что-то левой. Левша-правша-заумное_слово_про_двурукого — навязанные стереотипы. Про левшу-правшу соглашусь только с одноруким инвалидом.
      • 0
        Я как-то правую руку сломал качественно (левую тоже, но мышковать ей можно было), так на месяц стал левшой, и с тех пор леворукая мышь для меня не проблема. А потом когда проводил опыты с двумя мышами и курсорами этот опыт пригодился.
    • –7
      Шутишь, да?
    • 0
      А под амбидекстров тогда они должны быть прямыми, как это изображал изобретатель мыши Дуглас Энгельбарт? :)
      • +3
        А под амбидекстров мышь должна определять, в какой руке ее держат, и поворачивать курсор :)
        • +7
          Ubuntu при установке, если вы несколько раз тыкаете правую кнопку мыши — предлагает переключить мышку под левшу. Очень удобно, учитывая что в инсталляторе никаких действий на правый клик не нацеплено.
    • +4
      В MS Word если навести курсор на левое поле документа — то курсор будет наклонен слева направо
    • 0
      MS Word при помещении курсора левее текста (на левое поле документа), меняет его наклон чтобы было удобно выделять строки справа от курсора. Забавно, но большинство пользователей этого не могут вспомнить и воспринимают как само собой разумеющееся.
    • 0
      да под все WM уже наверное темы мышиных курсоров есть, под kde/gnome/xfce/e17/windows точно видел. Да и рисуется на ура самому.
  • +56
    Если одна сторона вертикальна, а другая наклонена на 45 гр, то угол наклона оси симметрии должен быть 22.5 гр, разве нет? А ножка «пиксельного» курсора наклонена на arctg(1/2)=26.6 гр. Где там 41.4=arctg(8/9)?
    • 0
      Нет, 41.4 это arccos(3/4). А arctg(8/9)=41.6. Тем более, непонятно.
      • 0
        Ага, я и считал как косинус 0,75, просто исходя из пикселов на ножке курсора — это неправильно?
        • 0
          Нет, если считать пиксели, получится неправильная длина гипотенузы — расстояние между ними не равно 1. Надо брать перепад по горизонтали и по вертикали, поделить один на другой и взять арктангенс. На ножке на каждые 2 пикселя вниз приходится 1 пиксель вправо, поэтому угол — arctg(1/2)=26.6.
      • +1
        Согласен, 22.5 по расчётам. Но это не укладывается в рисунок, по которому допустимый диапазон углов 23.19..30.96 (даже если с «запасом» предположить, что на 3 точки вправо приходится 6 вниз, а дальше вступают в ход округления и диапазон atan(3/5)..atan(3/7)).
        • 0
          Просто картинка несимметрична :)
    • +1
      Похоже, Ализар добавил от себя :). Ни в оригинальном посте на StackExchange, ни в документе Ксерокса нет упоминания об угле 41,4.
      • +1
        На StackExchange упоминается 22.5. А 41.4 в первых нескольких страницах Гугла — исключительно температура.
    • 0
      Как будто 22.5 гр визуально сильно отличается от arctg(1/2)=26.6 гр…
      • +1
        Достаточно сильно, чтобы увидеть, что курсор несимметричен. Угол между ножкой и одной стороной 26.6, а между ножкой и другой стороной — 18.4, они отличаются почти в полтора раза. А это уже заметно, глаз любит симметрию.
  • +3
    А я думал это оттого, что саму мышку мы держим под легким наклоном и что от этого наклоненный курсор воспринимается легче/проще.
    • 0
      Вроде мышка как-раз практически прямо лежит. А может быть это просто мне так удобнее, я всегда коврик с мышой в стороне держу, чтобы кисть не изгибалась и рука на ширине плеча вся лежит
  • +8
    Всю жизнь думал, что это имитирует наклон пера ручки.
  • +5
    Автор, откуда, ну откуда вы вытащили 41.4? В ответе, на который вы ссылатетесь — 45. В одном из комментов — 61.4, но нигде нету 41.4.
    • +4
      Может быть тормознул :(
      • +3
        Зря признался — тут уже такие теории заговора начали строить.
  • +15
    По-моему, дело в том, что «рабочая точка» мыши (тот единственный пиксель, которым реально надо попасть в нажимаемый объект и на который срабатывает hover) находится в её левом верхнем углу (то есть в координатах 0,0) и эту точку естественно совместить с концом указателя. А отсюда требование, что вся мышь должна быть правее и ниже и как следствие — наклон.
    • +8
      Не обязательно главная точка в (0,0). В файлах .cur и .ani эта точка может задаваться. Ещё во времена 95-98 винды рисовал сам себе курсоры (в том числе анимированные) в виде всяких «прицелов». Главную точку, естественно, приходилось ставить в центр такого прицела.
      • 0
        А в какой версии это появилось? В 95 помню, раньше нет.
        • +3
          По-моему, в Win3.1 тоже были курсоры с главной точкой не в 0,0.
          • 0
            Однозначно были. Сам рисовал курсор-прицел
    • +1
      >По-моему, дело в том, что «рабочая точка» мыши (тот единственный пиксель, которым реально надо попасть в нажимаемый объект и на который срабатывает hover) находится в её левом верхнем углу (то есть в координатах 0,0) и эту точку естественно совместить с концом указателя

      • 0
        У Wait и всех перемещений тоже активная точка в центре.
        • 0
          У Wait активной точки нет вообще.

          То есть, формально она есть, но использоваться может только по ошибке. К тому же она может оказаться в любой части курсора.
  • +5
    Те интерфейсы были черно-белыми. Поэтому строго вертикальный курсор
    1. было бы сложнее искать глазами на экране (сливался бы с вертикальными линиями и отрезками букв) и
    2. заслонял бы символ под собой практически целиком.

    Ну и нарисовать, конечно, ровненько получилось.
  • +1
    Это arctg(2) к оси Y и соответственно arctg(1/2) к оси X. То есть 27 и 63 градуса.
  • +3
    могу ошибаться, но по-моему в те времена пиксели были не «квадратные».
    • +1
      Мало того, что не квадратные, так ещё RGB пиксели были поотдельности.
      en.wikipedia.org/wiki/Shadow_mask
      • 0
        RGB пиксели
        A у меня сложилось впечатление, что речь о монохромном/одноцветном дисплее…
        Впрочем, это, наверное, я так из-за картинки подумал.
      • +1
        Эк вам повезло в «те времена» :)
        У меня не то что RGB не было — мониторы были черно-зелеными.
      • +2
        RGB — это субпиксели.
        • 0
          Я имел ввиду восприятие. При тех размерах — они смотрелись как отдельные пиксели, даже на приличном расстоянии (большем, чем рабочее для монитора).
  • +5
    Всегда думал, что указатель наклонный потому, чтобы не загораживать то, что за ним. А активный пиксел слева вверху, чтобы не заслонять текст (большинство читает слева направо).

    Кстати в некоторых GUI по-умолчанию указатель в виде X или стрелки направо. Впервые увидев их gv или emacs, многие виндузятники пугаются таких указателей.
  • +3
    У курсора есть всегда точка на которую он реально указывает. У дефолтового курсора это позиция (0,0) — слева вверху. Это значит что если подвести в левый верхний угол экрана — курсор всё равно виден. И не нужно реализовывать дополнительный учёт сдвига до реально указываемой точки — проще программисту. Кроме того, дефолтовый курсор также соответствует тому как обычно правша держит ручку/карандаш.
    • 0
      Правшей большинство, текст пишется слева направо потому что когда правша пишет — буквы рукой не загораживаются.

      Мне кажется тут точно такой же смысл — то что слева и вверху важнее того что справа и внизу. Даже если мышкой не писать/рисовать — все равно мозг так обучен. Тогда еще пиксели были большие, курсоры — здоровенные, двигались часто вообще без мышки и с клавиатуры, люди только это все дело осваиливали и нужно было подсовывать аналогии со столом и бумагой.
  • +2
    Первый раз за долгое время пригляделся к курсору… оказывается левая грань у него вертикальная… да и тень от курсора падает… КРАСОТА, ОДНАКО!
    Спасибо за пост! :-)
    • 0
      А я тоже присмотрелся и обнаружил, что тень есть не от всех курсоров. От текстового, например, нет.
      • +1
        От текстового — да, а тут просто про курсор-стрелочку было. Но текстовый по своему прекрасен, несомненно :-)
      • +1
        С текстовым вообще красота — его пиксели, пересекающие пиксели букв инвертируются. Точнее принимают инвертированный цвет текста, вот.
  • +14
    Почему все говорят про наклон курсора 45 град. или около того, и никто не замечает, что его угол наклона вдвое меньше (примерно 27
    град.)? Это сектор раскрытия стрелки — 45 град., да.

    Чтобы измерить точнее, на сколько наклонён современный курсор (проверить теории в ветке обсуждения выше), воспользуемся Фотошопом. Транспотрир в отсутствии линейных деформаций сомнения не вызывает. Проведём тонкую линию (в Фотошопе) максимально точно в направлении указателя курсора.

    При увеличении видим, что «палочка» смотрит, как и подобает, под углом arctg(1/2)=26 град. Но острие стрелки расположено чуть выше, чтобы больше походить на те 22.5 град, которые бы составили половину сектора раскрытия.
    увеличенные 3 курсора в X3


    C точки зрения удобства видимости контента был бы лучше ещё больший наклон. Но сила традиции такова, что сильно наклонённые курсоры (как на рис., где, действительно, 45 град. и немного больше) встречаются очень редко.
    • 0
      Да, наклон стороны там 45, а не оси курсора.

      Более наклоненные курсоры имеют недостаток — нет вертикальной стороны, поэтому трансформаций из курсора в «палочку» для выделения текста выглядит неестественно.
    • +3
      Ну, современный курсор чуть видоизменился со времён Xerox, но тенденция того, что хвостик не лежит точно на биссектрисе угла раскрытия, пожалуй, осталась:

  • 0
    Всегда полагал, что 45 градусов — это то, что удобно указывает и на горизонтальные, и на вертикальные объекты. Мне, наоборот, кажется странным работать с вертикальной стрелкой.

    С другой стороны, с той мышью, как ее придумал Энгельбарт, было логично управлять чем-то вертикальным. Просто потому, что мышь перемещать требовало заметных усилий, и связь «переместил мышь — сдвинул стрелку» была более осознанной, а мышь, как ни крути, располагается не пол углом к экрану.
  • +2
    Вот, помню, в старом добром DOS-е курсор был… Эх, не делают сейчас таких.
    • +3
      Автоматом генерирующийся в знакогенераторе на лету?
      • +8
        Да нет, просто инвертированное знакоместо )
  • +3
    Минуло более 30 лет, появились дисплеи высокого разрешения, но традиция изображать курсор наклонённым на 45° сохранилась.

    напомнило этот, уже довольно старый баян про космические технологии и ширину лошадиных крупов
  • 0
    УАПЗ
  • +6
    Глядя на скриншот, предлагаю другое объяснение. В большинстве изображений того времени (чертежи, схемы, текст) превалируют вертикальные и горизонтальные линии, поэтому, чтобы не терять глазами курсор, его старались сделать максимально заметным на фоне именно ортогональных линий.
    • +1
      Тоже подумал именно об этом. Вообще, диагональная линия — наименее естественная вещь в интерфейсе, так что диагональный курсор можно быстро и легко найти на экране.
  • +1
    В такой конфигурации (пересечение вертикальной и диагональной линий) лучше всего видно активную точку. При этом курсор загораживает всего 1/8 окрестности этой точки, и всё ещё остаётся «весомым» и не теряется. Возможно, пересечение двух тонких диагональных линий работало бы не хуже, но его было бы легче потерять на экране.
  • +2
    Вообще-то, если вторая грань стрелки наклонена на 45 градусов, то сам курсор имеет наклон в 2 раза меньше — 22.5 градуса.
  • 0
    В любом случае он бы стал наклонным влево — мы справа налево пишем и это самый эргономичный вариант. Посмотрите на элементы интерфейса — чекбоксы, комобоксы и т.п. Текущий вариант в любом случае получается самым удобным. Ну, разве что ещё большой тонкий крест ещё можно, но и так в специализированном софте применяется.
    А вертикальные курсоры были. Много же софта было. И зоопарк курсоров был. Были и вертикальные и крестом и с обратным наклоном — лично видел. Но прижился только такой.
    И изобретатель мыши тут совершенно ни при чём. Он мог хоть дулей его нарисовать — всё равно потом делали кто во что горазд.
    • 0
      В плане крестиков можно прицелы посмотреть — оптические или в игрушках. Чаще всего центр крестика убирают (чтобы не загораживал), а сам его делают с каким-нибудь выпендрежем (убирают верхнюю палку, добавляют всякие кружки/точки/измерители расстояния) — чтобы не терялся на фоне. А симметричный он там потому что все равно в какой левый или правй глаз стрелять, и читать там особо нечего.
  • +1
    Интересно. Всегда думал что это очевидно, и причина этому — защита от случайной маскировки курсора вертикальными и горизонтальными эементами интерфейса. Вроде как курсор «под углом» меньше сливается с нагромождением окон, особенно в условиях малого количества цветов и низкого разрешения. Это особенно ощутимо при попытке заменить «стрелку» на «крестик».
  • +1
    Годы идут, хвостик всё короче…
  • 0
    Я не буду пытаться дать свое объяснение наклону курсора. Но именно такой его поворот мне кажется логичным с учетом того, что мышь обычно находится справа от монитора. И точно так же было бы, с моей точки зрения, логично, если бы курсор переворачивался в режиме для левшей.
  • 0
    Я думаю, ответ можно найти и в устройстве визуальной коры человека; в ней есть отдел, занимающийся выделением повернутых на различные углы линий или типа того. В интерфейсе кроме курсора на такой угол мало что повернуто, и поэтому он легко выделяется в самостоятельный визуальный класс. Вертикальный курсор классификатору уже значительно сложнее было бы выделить, он бы затерялся в фоне из горизонтальных и вертикальных линий.
  • 0
    При проектировании этой машины обнаружилось, что из-за низкого разрешения дисплеев того времени невозможно создать из пикселов нормальный вертикальный курсор маленького размера

    Было бы здорово услышать, в чем именно была проблема. Я не дизайнер, но мне кажется, что нарисовать наклоненный курсор гораздо сложнее, чем «прямой».
    • 0
      Для наклонённого курсора нужны вертикальная линия и линия под 45°, то есть просто пиксели по диагонали. Для прямого нужны две линии под углом в ~22.5°, которые уже сложнее изобразить.
    • 0
      Попробуйте нарисовать вертикальную стрелку с ровными краями(по пикселам)… это возможно только если грани идут под углом 45 градусов, но тогда стрелка станет жирной с разворотом в 90 градусов… крайне неуклюжее создание, особенно если учесть что в то время была в почете изящная чертежная стрелка(которая впрочем, была с разворотом в 30 градусов, но 45 ближе к идеалу чем 90).
  • 0
    Но все же некоторые GUI нарушали эту традицию и делали курсор вертикальным. Visicorp Visi On, к примеру :)
  • 0
    Сделал курсоры в стиле Xerox. Черный базовый конечно плох тем, что его не видно на черном фоне, но это может быть и круто — олдскул на все 100%. Между тем, так же сделал курсоры на такое поведение как link, working и busy — остальные поведенческие обозначения можно использовать стандартные из ОС. Скачать без регистрации и смс

    А вот этот «Старт» из первого интерфейса Xerox между прочим.

    image

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.