Офис в Берлине, чем русские стартапы отличаются от немецких — и зачем нужны геосервисы старым добрым магазинам в офлайне


    «А самую мрачную переговорку мы назвали Moscow»

    Дело было примерно так. Парни сидели на мансарде, пили компот – и тут к ним пришла идея. Они решили сделать сайт про товары и цены в Германии – ну, знаете, типа нашего Яндекс.Маркета, только с геолокацией и подписками. Проблема была в том, что в Германии тогда основная розница жила в оффлайне.

    Глава сети, к примеру, мог оказаться почтенным 77-летним дедушкой. Нет, он слышал про интернет, но подозревает, что это хитрая разновидность SMS. Почту, вполне возможно, ему носят распечатками каждое утро. И он уверен, что то, что работало последние 30 лет, сработает и в следующие 10. Такая ситуация много где, потому что крупным бизнесом в Европе нередко управляют семьи. Самое красивое, что парни всё-таки нашли простой как бревно, но очень прибыльный способ использовать это для развития своего проекта.

    Осторожно, трафик — много фотографий их офиса.

    Итак, Берлин – это три с половиной миллиона жителей. Они позитивны, платежеспособны, современны и очень любят шоппинг. Смартфон есть почти у каждого, проникновение интернета куда выше, чем в России. Плюс это город стартапов – здесь относительно легко получить финансирование, довольно дешево снимать офис и жить.

    Дальше? Дальше они всё-таки запилили свой проект в 2008-м и открылись ещё в нескольких странах. Для меня их работа — пожалуй, первый близко знакомый пример IT-стартапа, цель которого – что-то практическое, а не выход на крупного инвестора.

    Поэтому когда появилась возможность съездить в пресс-тур и облазить офис KaufDA, естественно, я согласился. Давайте теперь посмотрим, как всё происходило у немецких парней.


    Парное программирование. На нас смотрит единственный русский в офисе – украинец. При этом код команды из Москвы он даже не видел. UPD: оказывается, это n0_quarter

    Исходные данные


    Значит, на старте вас всего пара человек. Лидер – Кристиан Гейзер – хорошо разбирается в IT и бизнесе, плюс он знает потребности рынка по опыту работы в Goldman Sachs в Лондоне и McKinsey в Цюрихе. Есть мансарда и идея – сделать геолокационный сервис, где можно искать товары на карте. Вроде как набрал «одеяло» — и узнал, где можно купить одеяло неподалёку, плюс полистал каталоги магазинов.

    По идее, всё это должно было бы заработать, если бы не то самое «но» в виде розницы, которая не очень-то понимала, зачем ей такая штука. У них даже XML с выгрузкой товаров нет — а делать его под маленький проект никто не будет.

    Правда, у всех есть бумажный каталог. Германия же, там каталоги – это один из основных каналов продаж. Их дают при заказах, отправляют почтой и ими даже иногда спамят. И вот здесь начинается паранормальное. Наши герои берут этот каталог и аккуратно парсят – где автоматом, где руками.

    Почему паранормальное? Потому что этих каталогов море – а руками такое попросту не обработать. Но нет, ничего подобного – оказывается, надо договариваться только с крупными сетями, где один каталог даёт возможность накрыть сразу пару сотен магазинов. Во-вторых, в голове не укладывалось, что можно показывать только 5-7% ассортимента – аукционные товары, бестселлеры и другое подобное. Но у немцев это, оказывается, работает просто на «ура».

    Итак, в какой-то момент появляется сайт, который позволяет забить название товара и найти его на карте города.

    А теперь самое крутое в истории


    Мало сделать стартап, который работает. Важно его развить достаточно, чтобы были деньги и на мобильное приложение, и нормальный офис и много чего ещё. И вот через три года после старта завершается сделка. Проект KaufDA куплен издательским домом Axel Springer AG – это который «Maxim» и «ComputerBild».

    Логика идеальна. Маленький проект может стать серьёзной проблемой в будущем — ведь, фактически, он потихоньку отнимает аудиторию у печатной рекламы. Покупкой Axel Springer AG убрал эту угрозу. По идее, он мог сразу похоронить этот проект, но нет – доли были разделены так, что около 20% акций осталось у изначальной команды. Также не менялся CEO.

    Теперь ещё одно. Axel Springer AG умеет продавать рекламу и хорошо известен всем на рынке. Жители Германии не задаются вопросом, надо покупать у него услуги или нет – единственный вопрос в том, какой бюджет использовать. Поэтому очень быстро проекту удалось захватить примерно 80% рынка.

    Тут уже начали стартовать разные клоны, но с такой базой оставалось только спокойно расширяться.

    Региональные версии


    Очевидной угрозой было то, что в крупных странах проект может не быть первым на рынке – и когда он доберётся до региона, там уже будет сильный конкурент. А при этом порог входа пройден (базовый софт для разных стран, в целом, одинаковый). Поэтому следующим шагом стало довольно быстрое расширение. Сейчас у них офисы в Чикаго, Париже, Барселоне, Сан Паоло и Москве.

    В каждой стране своё название. У нас – Lokata. Про наш рынок Кристиан сказал, что если получится в России – это будет доказательство того, что модель подходит практически для всех стран. Для него это вызов: рынок большой, но совершенно непонятный.

    Теперь давайте заглянем на кухню всего этого.

    Офис


    Заходим вот с этой улицы и идём домами как в офисных зданиях Петербурга:



    В Берлине вообще очень любят ездить на велосипедах, поэтому перед офисом двухэтажная велопарковка:



    В составе команды – разработчики почти со всей планеты. Кристиан говорит, что каждый год у них новый офис – постоянное расширение.


    Вот так выглядит офисное помещение.

    В Берлине постоянно нужны IT-специалисты, в основном – разработчики. Для сравнения – средняя зарплата выше московской, а вот та же стоимость аренды квартиры – ниже. Местные жители уверяли, что за 500 евро вполне реально снять в центре (не прямо в центре, но по аналогии с нашим Садовым) однокомнатную квартиру. В Москве такие же квартиры начинаются в лучшем случае от 700 евро (примерно 35 тысяч рублей). Со знанием английского здесь уже можно работать. Разработчиков ищут во всех странах и выписывают сюда – в офисе встретился даже житель Австралии. Вот почему Берлин – это почти IT-столица в Европы. Ну, скажем так, один из хабов.

    Это создаёт условия, в которых мотивировать людей зарплатой очень сложно. Поэтому крупные проекты вкладываются в частности, в офисы – место, где комфортно и круто получается удерживать лучших разработчиков.


    Кухня. Здесь они питаются тем, что сами приносят из дома, бесплатных обедов нет.


    В бутерброды воткнуты всплывающие подсказки

    На крышу не пустили – недавно кто-то умудрился залезть на этаж через эту «дыру» в безопасности, поэтому они пока заперли выход и что-то переделывают.


    Рядом с кухней есть две вот таких мини-комнаты. Столик под ноутбук, розетки, диваны. Очень удобно чтобы позвонить, обсудить коротко что-то или просто поработать гостю офиса. Круто.


    Вот этот парень сейчас проверяет новый каталог – смотрит, насколько правильно сделаны привязки. Ручная работа.


    SEO-специалист

    Подход к SEO вообще очень интересный для России. Они не покупают ссылки в принципе, поскольку следуют гайдлайнам Гугла. В Европе и США они очень хорошо оптимизированы под Google, но вот у нас с Яндексом прямо местами беда. Тем не менее, говорят, что требования Гугла – первичны.


    Томас, техдиректор

    В проекте работает 5 IT-команд, плюс есть ещё русские и бразильские разработчики – они занимаются локализацией и прикручивают местные фичи. Судя по организации работы команд – архитектура очень хорошая, и бекэнд крепко разделён с презентационными слоями. Используют Agile/SCRUM, бегают спринтами по две недели, поскольку Continuous Integration. И вокруг ходят продажники с новыми идеями. Код шарится между командами разных стран.

    Томас вообще не похож на немецкого CTO. Говорят, когда были переговоры с инвестором, он только приехал с югов загорелым, и команда очень опасалась, что инвестор не поверит про сильную IT-сторону.


    А это – правильный айтишник. Только он финдиректор компании.


    У многих десктоп + ноут или два экрана.


    Пиши код!


    Форма багрепорта

    У бекэнд-команды висит вот такой экран, который показывает текущие статусы в реальном времени. Выглядит очень круто:





    Agile-доска:



    Напоминалки про юзер-сценарии для юзабилистов. Кстати, дизайнеры очень рады рынку России. Дело в том, что у нас самая большая сравнительная доля планшетов к смартфонам – то есть больше людей видят каталоги на больших экранах. В других странах доля маленьких экранов выше.


    В стикерах реально почти всё.


    Разработка мобильной версии


    Столы контент-менеджеров. Судя по комментариям, это просто невероятная квинтэссенция бардака )


    Внезапно арт на стене.


    Из окон топов хорошо видно, что делают отделы


    HR. Ищет разработчиков целенаправленно, всегда напрямую (без агентств). Когда открывается вакансия, обычно отсматривает около 100 кандидатов со всего мира, из них 5 приглашает на скайп-интервью. Потом выбирает одного. Текучка ниже средней по Берлину – за год уходит каждый седьмой, а обычно – каждый третий. Говорит, очень просто найти людей с техническими навыками, но невероятно сложно таких, которые будут работать в команде и правильно общаться. А код общий, все должны понимать, что и зачем – плюс каждому должно быть интересно. Поэтому такой отбор.


    Сотрудник, который в проекте с самого начала


    Совещания стоя – очень круто. Во время совещания они фиксировали всё на доске сзади.


    Единственный продажник. Чем меньше их в офисе – тем лучше. Обычно они на встречах: большой бизнес по телефону или почте не работает.

    Ещё один продуманный момент про продажников – они, в основном, из печатного или телевизионного рынка. То есть говорят не непонятными словами для клиента, а вполне понятыми старыми добрыми терминами, которые были ещё 20 лет назад. Это очень помогает. CEO также постоянно занимается продажами – ему важно ездить как представителю компании на решающие встречи.

    Почему это не решается собственными приложениями магазинов?


    Давайте отмотаем чуть назад. Геоинформационный сервис. Почему он вообще существует, ведь, казалось бы, очевидный шаг – розница должна выпустить своё приложение с каталогом? Но нет, не работает. Например, в России приложение Lokata скачали более 600.000 раз, а приложения сетей (по неподтверждённым данным) в среднем скачивают по 10-20 тысяч раз. Объясняют они это просто: можно забрать на планшет или телефон 1-2 каталога любимых магазинов, но никак не 5-10. А здесь всё в одном месте, плюс поиск.

    Самым внезапным оказалось то, что довольно большая часть пользователей нашей Lokata пользуется, внимание, данными по магазинам продуктов (супермаркетов). Это может показаться сюрпризом только на первый взгляд: ведь модель продуктовых «через два дома» подразумевает постоянную работу с бумажным каталогом. Эти газеты-каталоги лежат на кассе каждого: там перечислены скидки, новинки и сезонные товары. Бумажные версии довольно сильно увеличивают средний чек – и онлайн-версия в виде такого же каталога в Lokata делает то же самое. Плюс, как оказалось, там есть функционал чеклиста покупок, что довольно удобно для жен, собирающих мужей в магазин.

    Второй важный вектор по приложению – возможность подписаться на новинки категории. Например, если у вашей дочери три куклы «Барби» — круто было бы знать, когда в магазине на углу появится новая. Чтобы обходить его стороной по дороге в школу – или чтобы всё-таки быть в курсе и купить. Мне кажется, именно функционал подписок по интересам – как раз то, что может сделать приложения такого класса реально полезными.

    И третье – это возможность пушить уведомления около магазина. Работает так – заходишь в торговый центр, а тебе прилетает сообщение о том, что на пятом этаже в любимом магазине сейчас новая коллекция. Мы пробовали в рамках теста делать примерно так же, заказывая рекламу у сотового оператора (в зоне действия БС торгового центра отдавалась SMS со скидкой на определённые товары), и это довольно весело работало. Учитывая, что в приложении цена контакта в разы меньше, это, наверное, круто. Защита от многократных уведомлений тоже уже «из коробки».

    Конверсия


    Понятное дело, отследить приход людей с такого геопоиска в магазин почти так же сложно, как понять, сколько людей пришло с рекламы на телевидении. То есть, как обычно – декомпозиция спроса либо опрос.

    Опрос они провели. Результаты интригуют: дело в том, что в категории супермаркетов 70% искавших что-то решили посетить магазин и 63% совершили покупку (сложно не купить что-то, если ты в продуктовом). Средний чек в продуктовом такого покупателя – 1600 рублей. В электронике же показатель посещения магазина – 64%, покупки – 27%, средний чек – 13.200 (и 9.600 для бытовой техники). Это данные Lokata для России. Да! Москвы, у них, кстати, в аудитории довольно мало — это не 80/20, а, скорее, наоборот, когда регионы преобладают.

    В целом


    Немецкий проект сейчас в плюсе – это уже серьёзное достижение. 60% прибыли создают пользователи со смартфонами и планшетами. У них сейчас больше 2 миллионов мобильной аудитории в месяц, 14 миллионов загрузок немецкого приложения (против 600 тысяч в РФ), они в топе маркетов Европы. Активно открывают офисы в других странах. Где — каждый раз сюрприз, например, «Проект Швейцария» открылся в США. Сейчас, судя по доскам, в работе «Проект Токио» — наверное, Австралия.

    Про Россию – стараются развиваться, но сталкиваются с проблемой того, что их всегда отправляют к специалисту по сайту. А когда он узнаёт, что на сайт люди не придут, зато придут в магазин – ему сразу становится неинтересно, потому что отчётность у него обычно именно по посетителям онлайн. Ну и здесь у Lokata нет за спиной такого игрока как Axel Springer AG, чтобы не приходилось объяснять, что проект нужный.

    Основные пути эволюции интернет-торговли в Германии


    Самое сладкое для нас — это вот этот экскурс в будущее. Чтобы понять, почему такие приложения востребованы и куда вообще смотреть, стоит сказать пару слов о развитии рынка. Как раз о том, что, возможно, нас ждёт через пару лет.

    Сейчас высказываются опасения, что агрегаторы могут убить интернет-магазины. Например, Яндекс.Маркету достаточно просто не перенаправлять на ваш сайт, а прокидывать к вам заказ – так вы станете просто одним безликим поставщиком из сотен. Так вот, в Германии рынок развился достаточно далеко, но это не произошло. И вот почему:

    — Дефокус с цены на лояльность
    Когда немец покупает айфон, он покупает не самый дешевый из возможных в интернете, а товар по честной цене. То есть разница в 10% цены вполне себе компенсируется известностью бренда, его историей или тем, что человек уже покупал что-то именно там. К примеру, когда-то один из самых дешевых магазинов Москвы pleer.ru пытался мне продать под видом нового фотоаппарат с пробегом 560 кадров (и утверждал заодно, что он собран на китайском заводе, хотя производитель есть только в Японии) – я купил точно такой же в другом месте и больше никогда не обращался к этим товарищам. Жители Берлина, по моим впечатлениям, более склонны доверять тем, у кого они уже брали, чем у нас в России – отсюда сильно сниженная конкуренция по цене.

    — Честные продавцы
    Это мы поняли очень давно, но в Германии я увидел именно тренд. Задача продавца в целом – не продать что-то здесь и сейчас, а сохранить покупателя. Для этого нужно давать только честные советы, не впаривать и даже местами отговаривать от ошибок. Это как продавец в деревне: пускай сегодня он не доберёт 200 рублей, зато этим выиграет доверие всего района на 10 лет вперёд. Он может отсоветовать. Он может возразить. Он может многое. Потому что покупатель – его друг. А другу ты плохо не сделаешь, и на друге ты не стремишься «срубить лёгких бабок». Доверие к продавцу создаёт возможность спокойно советоваться с ним при покупке, а это важно, потому что…

    — Покупатель не знает конкретную модель товара
    В большинстве случаев покупатель приходит в магазин или на сайт магазина, чтобы разобраться, что лучше и почему. Например, в случае покупки ноутбука мы сейчас читаем форумы, смотрим отзывы, тесты, анпаки и так далее. А немцы идут в магазин и щупают. Потому что они доверяют продавцу – и потому что на месте понятнее, что брать. То есть важно не просто быть первым по цене, а обеспечить возможность помочь с выбором. Когда продавец становится авторитетом в выборе – это очень круто. Давайте вот попробуйте вспомнить, в каких магазинах с электроникой продавец был бы авторитетом?

    — Сети думают про собственные торговые марки
    Или уже производят их. Когда у вас есть что-то, что делаете только вы, проблема выбора отпадает. Потому что если вам нужен такой продукт, то где бы он ни продавался, вы получаете прибыль – он же произведён вами. И ехать за ним, по большому счёту, можно только к вам. Собственные марки в Германии используются не как средство получить халявные продажи (без маркетингового бюджета – ведь вы можете положить, например, свой сахар около сахара, который рекламируется по ТВ – и ваш будет дешевле), а как реально нечто создающее ценность сети. Ярчайший пример – та же Икея. Вы же просто не найдёте большую часть их мебели в других магазинах. Так вот, даже маленькие сети стараются делать хоть что-то уникальное своё.

    — И, наконец, магазины понимают, что онлайн и офлайн – это один и тот же канал
    На каждой конференции меня спрашивают, сколько у нас заказов через сайт, а сколько через розницу. Этот вопрос поначалу ставил меня в тупик: ведь сайт – это часть канала продаж, его просто нельзя рассматривать отдельно от магазина. У нас человек, зашедший с улицы, после покупки примерно в 4 из 5 случаев заходит на сайт. И наоборот, человек, покупающий на сайте, примерно с такой же вероятностью придёт в магазин уже подготовленным – щупать, открывать коробки, играть с продавцами.

    — Появляются Amazon-подобные объединения.
    У нас тоже есть такой пример – здоровенный магазин Ozon. Для ряда производителей он – практически единственный интернет-канал продаж. Отличие от Сверхмаркета, Викимарта и других игроков в том, что те просто передают заказ, а вот Amazon-подобные объединения берут на себя логистику и общение с покупателем.

    Как геосервисы будут развиваться у нас


    Думаю, не то чтобы быстро, но успешно. И ценность для меня как для представителя розницы не в том, что они дают возможность найти товар, а в том, что они после поиска позволяют подписаться на каталог. И, что, возможно, ещё важнее – они защищают от заведомо проигрышной для всех участников рынка стратегии конкуренции по цене без учёта других факторов.

    У Lokata в России очень много женщин в аудитории. Это тоже важный признак: мне кажется, что возможность реально правильного нечёткого поиска по категории – следующий шаг онлайн-шоппинга. Никто особо не рад покупать удалённо – и вот все эти штуки с каталогами могут довольно сильно помочь избежать колебаний.

    У меня есть опыт почти годовой работы с геосервисами. Покупателей довольно мало в сравнении с остальными каналами, поэтому пока я вижу другое практическое применение: дело в том, что у Lokata и KaufDA есть отличная механика аналитики поведения пользователей. А, значит, они могут точно сказать, что именно в каталоге заинтересовало, где и что зацепило, как долго человек смотрел тот или иной товар. А это довольно интересные данные для анализа именно товарного предложения и подачи.
    Метки:
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 103
    • 0
      У вас в компании можно пройти летнюю стажировку?
      • 0
        Вы сейчас пр нас — Мосигру — или про компанию, где я был?
        • 0
          Прошу прощения, я думал, вы представитель компании…
          Я интересуюсь этой компанией в Берлине
      • +5
        Кстати, про среднюю зп, которая выше московской. Я так понимаю, что речь идет о зп до вычета немецких налогов?
        • +3
          Я бы не сравнивал зп, смысла нету.
          • +2
            Да, нет смысла сравнивать деньги в валютах. А вот если сранивать возможности приобрести блага на среднюю зарплату IT-шника, то Берлин тут выглядит в лучшем свете чем Москва. А еще если учитывать социальные состовляющие на которые идут налоги, то еще лучше получается.
        • +17
          На нас смотрит единственный русский в офисе – украинец

          Единственный русский украинец — это собственно я.
          Всем привет :)
          А парень который спрашивал про парное программирование и код комманды из Москвы, это выходит Milfgard был?
          Что ж не сказал-то, хоть руку пожал бы :)
          • +7
            Да, это я был )
            Привет. Было забавно:
            — Спросите у них, пожалуйста, они используют парное программирование?
            — Что? Парное...?
            И тут ко мне поворачивается местый немец (Виктор) и сообщает:
            — Да.
            • +3
              Да какой я немец, я тут всего 2 месяца, на немецком кроме «здрасте», «досвиданья» и «два пива пожалуйста» ничего не знаю :)
              • +12
                Четвёртой фразой должна быть: «Мне нужна твоя одежда и мотоцикл».
                • +7
                  В Берлинских реалиях это скорее будет «Мне нужна твоя одежда и велосипед». Ну или проездной.
                  • +4
                    Велосипедов невероятное количество, да. Около многих зданий в центре вот такие парковки:



                    В центре города мы видели велосипеды просто прислонённые к деревьям на таких маленьких островках посреди проезжей части — они их оставляют на ночь, даже не пристёгивая.

                    Ну и паркуют на углах улиц.
                    • +11
                      Пристегивают, и еще как. Если не к чему-либо, то по крайней мере блокируют колесо заднее, приглядитесь. Велосипеды более-менее приличные прут только в путь, неприличные тоже комуниздят :) Никто не оставляет без замка велосипед.

                      На первой фотографии городской велопрокат. Обычно местные ездят на своих велосипедах.

                      Я сам на велосипеде езжу, по времени на расстояния 7-10км получается примерно как на общественном транспорте. Но тут конечно для велосипедов очень хорошие условия, велодорожки, нет бордюров, машины очень трепетно относятся к велосипедисту на проезжей части. Ездят действительно все, от мала до велика, от рабочих до начальников и в самых казалось бы несовместимых с велосипедом нарядах. Еще возят детей в велоприцепах :)
                      • +1
                        >Пристегивают, и еще как. Если не к чему-либо, то по крайней мере блокируют колесо заднее, приглядитесь.

                        То есть можно спокойно стырить переднее колесо и сиденье? ;)

                        В Оттаве это как-то не очень распространено, но когда мы катались по Торонто, знакомые особо обратили наше внимание на то, что нужно обязательно пристегивать переднее колесо (т.к. оно снимается отжимом одной защелки), а сидение мы сами видели, как хозяева выдергивают и берут с собой. По тем же причинам.
                        • +1
                          Если сиденье дорогое — забирают с собой, видел такое, да.

                          При желании стырить можно, но особо никто не заморачивается двумя-тремя замками, очень часто пристегивают только раму, при желании можно и заднее колесо подобрать :) Есть такие кто даже просто переднее колесо пристегивают, местами встречаются такие памятники беспечности в виде одного пристегнутого переднего колеса. Я думаю тырят обычно у велосипедов которые примелькались на одном месте и без движения долгое время. Часто встречаются целые велосипеды но уже ржавеющие, при этом видно, что велосипед отличный. Я когда велосипед искал себе, обливался горючими слезами от таких велосипедов, если хозяину не нужен, пусть бы хоть записку оставил как его купить по дешевке.
                          В нашем районе например постоянно на улице припаркована Merida и Gazelle, недешевые велосипеды.
                          Не все так плохо, многие велосипеды ночуют с детскими велокреслами, просто на улице и т.д. Многие велосипеды ночуют на закрытых территориях, там еще безопаснее. Все-таки мегаполис, ночью город тоже бодрствует.
                          Полиция тут работает, большой шанс или нарваться на полицию, или кто-то увидит — позвонит в полицию и т.п. Я думаю встреча с полицией при попытке прогуляться с заблокированным велосипедом или какой-то его частью обеспечена, так что жить можно.
                      • +1
                        Это не парковки, это прокат электровелосипедов Call a Bike.
                        Стоимость 4 рубля за минуту или 750 рублей за сутки.

                        Велосипеды воруют даже пристёгнутыми во дворах. Тут шутят, что довольно наивно покупать новый велосипед, а не украденный б/у.
                        • +2
                          Замечательно, спасибо. Вы развеяли часть мифов про Берлин.
                          • –1
                            Я бы больше хотел развеять ту часть, про берлинские стартапы и «it-столицу» :-)
                            • +1
                              Давайте. У меня источник такой: мы немного пообсуждали с топами AS AG условия для проекта в Берлине в сравнении с другими столицами европейских стран — по их мнению получилось почти оптимально. Плюс я знаю кучу наших товарищей, которые запускали свой IT-бизнес именно в Берлине.
                              • –2
                                Какой именно IT-бизнес: полуручная оцифровка макулатуры или серьёзные проекты с крутой логикой?

                                В любом случае, IT — это про разработчиков, инженеров, которых в Берлине найти весьма трудно, потому что достойные уже умотали в Лондон или США. Придётся везти смышлёных парней из СНГ или набирать фермеров из Испании.
                                • +1
                                  Что-то вас прямо тянет поругать всех. Я же написал — Европы. США и Лондон — это немного не Европа, как мне кажется.
                                  • 0
                                    Да не всех, а раздутое восхваление берлинских стартапов.

                                    Германия — это страна машиностроения и строительства. Даже в России IT-проекты в десятки раз круче, много работы и умных коллег.
                                    • 0
                                      Как будто в России сразу раз, и появились серьезные игроки. Было все так же, куча мелких проектов которые начинались со странички «Здравствуйте, вы попали на сайт Василия». Умирали пачками, и сейчас умирают пачками, выстреливают единицы. Ну и потом просто в ИТ пришли дяди с большими деньгами, вот тут и понеслось.

                                      Кадровый голод есть везде, в России все практически в Москве только концентрируется, и мобильность населения меньше. Поэтому то, что у многих разработчиков в РФ конечная точка — Москва, это не заслуга ИТ, как такового.

                                      В общем какой смысл сравнивать несравнимое? Везде свои плюсы и минусы. Кому-то шашечки, кому-то ехать. Каждый выбирает свое.
                                      • 0
                                        В Европе в целом проще продать IT-бизнес. Потому что у нас непонятно, что будет завтра, а у них возможно планирование на 5-7 лет совершенно спокойно.
                                        • 0
                                          Слушайте, да отлично российские проекты продаются — рынки огромные, неосвоенные, с отличным покупательским потенциалом.
                                        • 0
                                          Концентрация — это нормальное явление, вспомним Лондон и Кремниевую Долину. Но суть в качестве этой концентрации.
                                      • +2
                                        Даже не знаю, обидеться или обрадоваться, что Лондон — это немного не Европа.

                                        Как бы то ни было, IT в Лондоне очень перспективен и Борис видит IT услуги и товары как основную индустрию будущего Лондона. Финансы и туризм, наверняка всё же останутся первой строкой доходов города, но для IT сейчас тут рай.
                                        • 0
                                          Расскажете чуть подробнее?
                                          Самый интересный вопрос — это что сделано в образовании, чтобы были инженеры и разработчики.
                                          • +2
                                            Исторически в Англии учёные и инженеры всегда были в почёте, и это сохранилось до сих пор. И это способ подняться в классовом ранге.

                                            Образование у нас очень разное, в основном зависит от того, из какого класса ребёнок и, соответственно, в какой школе он учится. Но даже в community, которые ни что иное как рассадник разврата и наркомании, учителя наблюдают за учениками, и тех, кто хорош в чём-то стараются уговорить перейти на нестандартный курс, чтобы ребёнок развивал то, что у него хорошо получается.

                                            Когда дети подрастают хорошим мотиватором становится тот факт, что без специальности работу, скорее всего, не получить. Сложно конкурировать с восточно европейцами и испанцами, готовыми работать за минимум.

                                            А дальше выбор появляется между инженерией и IT, в которых дефицит последние лет 30, или финансами, где работы обычно тоже хватает. Остальное или неперспективное как философия или история или дорогое как медицина.
                                          • 0
                                            А Борис это кто?
                • 0
                  Это про KaufDA — стартап, который выкладывает жуткие рекламные проспекты про дешёвую колбаску? Всегда было интересно, в чём поинт переноса этой бумажной макулатуры в онлайн. Спасибо!
                  • 0
                    Да, я потому и написал «паранормальное». Придумать такое навскидку и поверить, что это может быть прибыльным, довольно сложно.
                    • 0
                      Ну, для Берлинска такой низкий уровень как раз в пору.

                      Но меня, как разработчика, больше волнует, насколько интересно работать над таким проектом: оцифровывать тошнотворную рекламщину, чтобы помочь продуктовому магазину продать китайский пылесос за 50 евро. Много в этом драйва?
                    • +1
                      Каталоги, как оказалось, популярны в Германии, почему бы просто не дать людям то, что им надо? Ясно, что вы не являетесь целевой аудиторией. Ну а так вы ведь разработчик, должны понимать, что интересность проекта связана с конечным контентом достаточно косвено. Инкапсуляция ведь, на написанное можно было бы натянуть научные журналы, комиксы или смешные картинки. Наверняка большинство разрабов и близко к проспектам не подходит, не разрабы ведь сайты заполняют.
                      • –4
                        Я из тех разработчиков, которые кайфуют от конечного результата, от того что он даёт пользователям.

                        Хорошо, допустим, что речь идёт о продвинутом просмотрщике журналов. Но ведь он не продвинутый, это просто унылая листалка двух картинок и ещё 5 лет назад появились прикольные листалки на флеше. Ну окей, допустим нужно было сделать именно так — но ведь это задача на неделю фриланса, не более того. Короче, скукота.
                        • +5
                          У меня ощущение, что, учитывая большое количество ваших постов про геолокацию, эти товарищи вам где-то наступили на любимую мозоль. Вы же понимаете, что каталожная часть — это процентов 20 от проекта в разработке или даже меньше. Там и ГИС, и Big Data в аналитике, и нормальные серверные решения. В общем, есть где развернуться.

                          Но обрабатывать бумагу руками и заносить в XLS — это да, с ума сойти можно, наверное. К счастью, это делают отнюдь не разработчики.
                          • –3
                            Со мной всё хорошо, не пытайтесь меня в чём-то обвинить.
                            Лучше откройте глаза шире — проект скучный, офис тоже.
                            • +4
                              Если бы вы это сказали один раз — вопросов бы не было. Нормальная точка зрения, вполне понятная. Но у вас в каждом комментарии эта нить идёт. Что и заставило задуматься. Ну и по существу вы не ответили всё-таки: разработчки же не занимаются тем, что вы считаете самым скучным в их работе.
                              • +2
                                Чем занимаются разработчики: использованием Google Maps API и настройкой серверов? Да у них статику Apache раздаёт!

                                Пожалуйста, не вешайте мне и другим лапшу и я перестану бороться за здравый смысл «в каждом комментарии» ;-)
                                • +2
                                  Мы друг друга не поняли, видимо. У них есть несколько внутренних вещей типа той же аналитики поведения в каталоге, которая продаётся крупной рознице — это наружу не выходит, поэтому вы его не видите.

                                  С вашей точкой зрения про то, что делать парсить каталоги скучно, я согласен. С тем, что проект неинтересный — нет, лично мне очень понравился подход Кристиана к его развитию. Красивый кейс. Про офис и его оформление — тут на вкус и цвет товарищей нет. Остально примерно так же — где-то я с вами согласен, где-то всё от личного мнения. Я чего зацепился — попробуйте и вы понять мою точку зрения. И давайте мириться уже.
                                  • +3
                                    Да я-то с Вами не сорюсь. Меня просто злят европейцы, мелющие языками на пустом месте. К ним нужно быть максимально категоричным, потому что делать что-то крутое и быстро они не привыкли, а вот много говорить — это они умеют.

                                    Поэтому теперь я стараюсь стряхивать шелуху прежде, чем ретранслировать её аудитории :-)
                                    • +2
                                      Ну, с тем, что я мог оказаться излишне доверчивым, не спорю :)
                                      Главное восхищение у меня вызывают базовые факты — поиск ниши под проект, хорошая реализация первого прототипа, оптимальный выбор инвестора и последующие небольшие, но продуманные управленческие шаги.
                                  • +2
                                    Соглашусь. Многие IT стартапы в Германии ничего не знают о высоких нагрузках, однако смело кидаются словами BigData.

                                    Был на двух BigData митапах в Мюнхене. Спрашивал у некоторых докладчиков о количестве уникальных пользователей в сутки. Ответы не превышали 10 тыс.
                                    • +2
                                      Да, достаточно задать несколько правильных вопросов и вся эта европейская шелуха осыпается как карточный домик.
                                      • +2
                                        Ну пустозвонов и в РФ хватает. Я по конфам поездил и по Европейским и по Русским, везде есть и «одаренный» сейлзы и «инновационные» проекты. Не надо смотреть на Европу надев розовые очки — это точно, но и поЦреотизм, то же должен быть адекватным.
                    • +5
                      — Плюсанул, хотя слог немного over пафосный:)
                      — В фразе «KaufDA покупает издательский дом Axel Springer AG» непонятно кто кого купил.
                      — И насчет — снять квартиру дешевле, чем в Москве: снять квартиру в Германии — это тот еще квест. Мало того, что сразу отдашь около 540%, так еще и попробуй пройти собеседования с хозяевами так, чтобы они выбрали вас, а не коренных жителей. Возможно, ситуация в Берлине отличается — поправьте, если так.
                      • 0
                        «Троллейбус обогнал трамвай», вечная проблема нечёткой семантики. В русском решается принятым по умолчанию прямым порядком слов. Сейчас поправлю, спасибо.

                        Про квартиру — расскажите чуть подробнее, пожалуйста. У меня источник, как я уже писал выше — общение с местными (исконными европейцами).
                        • +6
                          Процитирую инфу насчет аренды (Штутгарт):

                          Основной минус в том, что большинство объявлений в интернете это объявления маклеров. Которым за их «сложную» работу необходимо платить от 30 до 238 процентов (максимальное по закону) от ежемесячной стоимости жилья. Маклер сам определяет сложность и все как один требуют максимальной суммы. Другими словами, если ты найдешь жилье за 1000 евро, то маклеру за его работу надо отдать 2380 евро.

                          Второй минус – кауцион. Кауцион это сумма, которая удерживается с тебя и является гарантией твоей платежеспособности. А также очень часто используется для того, чтобы за твой счет отремонтировать помещение после твоего отъезда. Так что если в договоре ты не указал на пятно на стене, то за счет кауциона может быть сделан ремонт. Остаток тебе возвратят после того, как ты соберешься съезжать из своего жилья.

                          Кауцион в подавляющем большинстве случаев составляет 200%. Если сложить комиссию маклера и кауцион, то получаем забавную цифру в 438%. Но и это еще не все. Мы забыли про основной платеж. После нехитрых подсчетов мы получим сумму в 538%. Если человек захочет снять квартиру за 1000 евро, то ему надо иметь при себе 5380 евро. Даже не иметь, а иметь возможность сразу отдать. Потому как в этой квартире еще придется на что-то жить.

                          Третий минус аренды – Kaltmiete, холодная цена. В объявлениях всегда указывают цену без отопления, электричества, без уборки мусора. За все это тебе надо платить отдельно, для маленьких квартир это около 100 евро (плюс-минус 50). Т.е. к стоимости аренды еще можно смело прибавить 100 евро.

                          Четвертый минус съема жилья в Штутгарте – несмотря на все комиссии маклеров и другие платы, квартир из разряда «прямо сейчас» очень мало. Большинство из них освобождаются через месяц, через два или даже больше.

                          Пятый минус – требования владельцев квартир. Однажды я нашел хороший вариант, который освобождался в разумное время. И фотографии мне нравились. Свой подъезд, травка, есть где поставить велосипед. Но требования были, под которые я никак не попадал: хотели одинокую женщину, в возрасте, без детей, и чтобы из разряда «работает тут, а на выходные уезжает домой».

                          (на заметку соискателю: требуй чтобы твой работодатель помогал тебе в поиске. А лучше – не соглашайся приезжать если не будет конкретных вариантов)
                          • +1
                            Кауцион можно поменять на страховку, снизить риски таким образом, сейчас многие идут навстречу с этим.
                            • +2
                              Ладно, одинокую женщину, в возрасте, без детей — понятно. Как правило, такие очень аккуратны, любят чистоту и порядок. А если детей нет, то, мебель и обои тоже будут в целостности.
                              чтобы из разряда «работает тут, а на выходные уезжает домой».

                              Но вот этого требования я не понял. Если работает тут, то считай, весь день на работе, жильём пользуется только вечером и ночью. А днём в будни и на выходных они что, сами собрались этой квартирой пользоваться?
                              • +1
                                Хз, я так понял, хозяева часто сдают комнату/небольшую квартиру в том же маленьком доме, что живут сами. Соответственно, чем меньше жильцы будут в доме, тем тише.
                              • +1
                                Не знаю как в других городах, а в Берлине для приезжих (особенно для тех, кто не знает языка) есть возможность снять меблированную квартиру за фиксированную цену (все включено). Очень удобно для старта, а через несколько, месяцев изучив местную специфику можно заниматься поиском постоянной квартины со всей канителью (кальтмите, кауцион, провизион, отдельные договора на электричество и т.д).
                                • 0
                                  А где такое можно найти и на сколько дороже это, чем снимать квартиру?
                                  • +2
                                    Вот: arwobau.com/en/Apartments/View_and_search/
                                    Я толком не разобрался насколько это дороже, подозреваю что процентов на 20-30.
                                    Там сравнительно недорогая мебель и это многоэтажки — а такие вещи в Берлине не очень котируются, насколько я понял.
                                    • 0
                                      Спасибо, полезная ссылка. Как раз летом нужно будет.
                                      • 0
                                        Мы сейчас у Арвобау снимаем, ищем двушку или трешку потихоньку. На первое время у них очень круто снимать, мебелированная квартира, нет залога, съехать можно за месяц. Из минусов да, многоэтажка, не всем подойдет по расположению, стиралка в подвале за отдельную плату и нет интернета нормального, приходится 3G с лимитом быстрого трафика жить. Но у них в разных районах города есть квартиры. Ну и нам предложили только один вариант, и то со скрипом, в основном они ориентируются или на пары без детей, или на холостых.
                                        Цена у них нормальная, мы за двушку платим 722 евро, при этом никаких доплат сверху быть не должно, счетчиков нету, так что на первое время это очень хороший вариант, даже на второе тоже, напрягает что они «попросить» съехать могут так же за месяц, поэтому надо искать что-то понадежнее.
                                        • 0
                                          Ага. я у них год так жил) Удобно, не считая инета.
                                          • 0
                                            А расскажите может подводные камни какие-нибудь? Никаких счетов дополнительных не выставили потом? Как съезжали? Взяли что-то за порчу имущества какого-нибудь?

                                            Не слышали, может кого выгоняли из квартиры? Они первые полгода не могут выгнать, а потом в контракте написано обязаны предупредить за месяц что надо съехать. За месяц квартиру найти если они решат выселить непросто будет, а у нас соседи постоянно стучат как ребенок по квартире носится. Пожалуются еще и те решат от греха подальше попросить на выход. Хотя квартир там я так понял много пустует, им разбрасываться платежеспособными жильцами тоже должно быть неохота.
                                            • 0
                                              Вроде все было гладко. Не выселят, особенно если у вас есть бумажка, где написано до какого вы хотите жить. Я продлевал с ними дважды. Там бумажка-заявление, мол хочу жить до такого-то числа. Они ее принимают и до этого срока можно не париться. Если я хотел еще продлить, то приходил за месяц до окончания текущего срока и продлевал еще.

                                              При выселении проблем нет: приходит «земельный лорд»-управдом, и проверяет по списку, что кто спер и поломал. Смотрят средне-внимательно. Не придираются к мелочам вроде.
                                              • 0
                                                А что за бумажки продления? У нас никаких бумажек продления нету, я так понял договор бессрочный, но может быть расторгнут по желанию сторон, предупредить только надо. А вот для того чтобы выехать — надо бумажку подать да.

                                                Видимо давно дело было?
                                                • 0
                                                  Все верно, но бумажка-продление была, она информативного характера, но дает чувство спокойствия 8) Пруф где-то валяется по идее…
                                            • +1
                                              На самом деле с интернетом никаких проблем нет, я подключил обыкновенный o2, DSL, полтора месяца полет нормальный.
                                              специально выбрал тариф который можно расторгнуть за 2 недели (большинство провайдеров предлагает контракт на 2 года).
                                  • +2
                                    Насчет квартиры, могу дать немного конкретики со своей стороны, т.к. сегодня как раз ездил смотреть квартиру.
                                    70 кв.м., 3 комнаты, 5-этажка, расположение — 20 минут до центра города на транспорте, стоимость 850 евро.
                                    Подальше от центра и в районах попроще можно снять 1-2 комнаты за 400-500-600 евро.
                                    Это цены уже окончательные, с учетом всех расходов на коммунальные и т.д. (Warmmiete).
                                    • +1
                                      И электричество? У меня хата то ж типа того,… все включено, бла-бла-бла, а за электроэнергию отдельно, при том, что в доме воды горячий нет, и ты её отапливаешь сам, электричеством, что выходит в 100 евро в месяц примерно.
                                      • 0
                                        Без электричества и пр. это стоит на 160 евро дешевле, т.е. 160 евро это прогнозируемые дополнительные расходы на все эти вещи.
                                        • 0
                                          Норм. Только совет — контролировать счетчик, а то под новый год могут быть сюрпризы с банковским счетом, так как в отличие от РФ, тут снимают сумму за предполагаемую среднестатистическую трату. В конце года сверяют счетчики, и разницу либо возвращают либо снимают (за весь год сразу) =)
                                        • 0
                                          И еще совет — страхуйтесь. Да дико платить ~200 евро в год, но я знаю случаи из жизни коллег, когда это могло пригодиться и спасти их.
                                          • 0
                                            Коллеги живы? Расскажите поподробнее. Мы застраховались от ущерба третьим лицам, 75 евро в год, 15 млн сумма страховки. Но как-то уверенности, что если что-то серьезное произойдет все будет выплачено нету.
                                            А вот адвокатская страховка без франшизы дороговата уже, а с франшизой непонятно зачем оно, только для сильно серьезных случаев, как раз со страховой бодаться если что серьезное произойдет.
                                            • +1
                                              Живы. Короче там какая-то гадость с паркетом случилась — от влаги распух и того… все пошло. Домовладелец объявил виновным жильца, жилец сказал что не при делах. Пошли в суд… контора обвиняла мужика в том, что он не проветривал помещение(!), так как он Итальянец(!!) и привык к «своему» климату, и как итог: от влажности паркет вскрылся. И так как нет страховки новый паркет будет оплачивать жилец… суд идет уже год. Финиша нет, а адвокаты, к слову, дороже страховки ;)
                                              • 0
                                                Хо-хо. Мужика походу крайним делают, они на адвокатов поди счас потратят в три раза больше чем паркет стоит. Вообще бред конечно. Надо подумать над адвокатской страховкой для таких тяжелых случаев :)
                                  • –4
                                    Всё правда. Слог очень пафосный, но мы-то видим помойки на столах, правда? :-)
                                    • +3
                                      Вот, кстати, зря. Когда стол убирают перед приезом людей с фотоаппаратом — вот это лютый треш, я такое несколько раз видел.
                                      Мне в офисе очень понравилось. Да и люди все позитивные.
                                      • –7
                                        Звучит так как будто без срача не обойтись. В хороших компаниях, сотрудники придерживаются правила «порядок на столе — порядок в голове». Ну и просто, приличные люди стыдятся бардака — не хихикать же сидя в мусоре :-)
                                        • +6
                                          Слушайте, а вас KaufDA не разорял, случайно? Потому что не знаю как надо быть негативно настроенным, чтобы в обычных рабочих местах девушек увидеть то, что увидели вы. В реальности почти всегда так — я навскидку не назову хотя бы 3 компании в РФ, где столы были бы полностью чистыми. Да и немного дикое это было бы, наверное. Я лично не очень понимаю, зачем можно наклеивать зверька на монитор или что-то такое — но операторы в нашем колл-центре, например, украшают места и не так.

                                          Да, и и посмотрите на остальные картинки, вот у разработчиков почти ничего нет лишнего.
                                          • –4
                                            Да я просто смотрю на вещи трезвым взглядом. Статья началась с фразы:
                                            «Поэтому крупные проекты вкладываются в частности, в офисы – место, где комфортно и круто получается удерживать лучших разработчиков.»

                                            И что мы видим дальше? Практически белый адок с мусором на столах.
                                            • +10
                                              Я вот например никакого «белого адка с мусором на столах не увидел». Может быть все дело в настрое?
                                              Согласен с Milfgard: «Мне в офисе очень понравилось. Да и люди все позитивные».

                                              Извиняюсь за жаргон, просто напомнило:

                                              image
                                              • +3
                                                Да ладно вам. Недовольным быть модно :-)
                                                • 0
                                                  Ах да, действительно, что-ж это я такой несовременный! ;)
                                                  • –1
                                                    Недовольство — двигатель улучшений ;-)
                                                    • +1
                                                      Согласен! :) Но только при условии, что этот двигатель будет работать. То есть проявлять недовольство нужно только тем, кто реально может что-то изменить. А то как у нас в Этой Стране — все недовольны, а толку нет. Вот и живем…
                                                • –1
                                                  Болото, как правило, надо хвалить.
                                                  • –4
                                                    Ой да, я перепутал с «хлев надо не хвалить» :))
                                                • +2
                                                  Этот товарищ во многих постах, где упоминается Германия и Берлин, с какого-то момента стал изливать желчь. Наверное действительно кто-то обидел. Или может быть сам себе не может простить разбившиеся розовые очки.
                                                  Не обращайте внимания.
                                          • +4
                                            Кто как пишет. Я на личном опыте скорее подтверждаю, что тот еще квест. Кто-то в это же время пишет мол все легко и просто, даже без знания немецкого. В общем все видимо зависит сильно от хотелок и бюджета.
                                            Насчет стоимости, однокомнатную за 500 надо сильно поискать. Хотя вопрос в каком районе конечно.
                                            • –1
                                              Наверное речь идёт о базовых 500 евро (Kaltmiete) за 40м2.
                                              Ещё добавить 200-250 за коммуналку и выйдет вполне реальная стоимость.
                                              • +2
                                                Обычно у русскоязычного населения всегда озвучивается конечная цена чего-либо
                                                • +3
                                                  Вполне вероятно, что русскоязычному населению немец озвучил неконечную. Ну и конечно же, не стоит забывать про перерасчёт коммуналки в конце года, который может потребовать уплаты дополнительной тысячи евро.
                                                  • +2
                                                    Да, верно, до меня только сейчас дошло, что они несколько иначе эти цены воспринимают.
                                                    • +2
                                                      Обожаю людей, которые умеют признать, что были не правы. Вызываете симпатию не в первый раз.
                                          • +5
                                            Английского для работы в Берлине достаточно, это так. Но в социальной жизни без немецкого довольно грустно. На английском в Берлине говорят слабо и не охотно в простонародье. Даже на дж станциях не всегда можно найти сотрудника, который бы говорил на английском. Чаще русский срабатывает по личным наблюдениям.

                                            Для англоговорящих гораздо приветливее Нидерланды и Дания. В Дании, у меня создалось такое впечатление, говорят все.
                                            • +1
                                              В Дании английский язык входит в обязательную школьную программу с 70ых годов. Кроме того, датчане чрезвычайно гордятся сложностью своего языка (читал мнение что для носителя английского, датский язык второй по сложности изучения после китайского), и совершенно не рассчитывают что иностранцы будут способны понимать хотя бы письменный датский, не говоря уже про устный.
                                              • 0
                                                Чтобы объясниться в магазине, на станции, или спросить дорогу — английского в Дании, безусловно, хватит.
                                                Но вписаться в компанию датчан, не владея их языком — маловероятно. Всё время придётся переспрашивать «а что он сказал?»
                                                И вся социальная жизнь заключится в кругу таких же не говорящих по-датски экспатов.
                                                • +1
                                                  Компании датчан немного разбавляются. Они, несомненно, есть и будут. Но если вы им интересны, для них нет проблем всем перейти на английский.

                                                  Но за пол года, которые прожил в Дании у меня не было проблем общаться с теми, с кем мне было интересно, знакомится с девушками и играть в настольные игры. И не было проблем работать барменом в ночном клубе. Это прямо доказывает, что для датчан английский на столько привычен и нормален, что они готовы общаться на нём с обслуживающим персоналом у себя в родном провинциальном городе.

                                                  Хотя я придирчив и обращаю внимание исключительно на молодых образованных людей. Поэтому мой опыт может быть не самым субъективным.
                                                  • 0
                                                    Извините, поправка — перепутал отрицание с утверждением в русском:
                                                    * Поэтому мой опыт может быть субъективным.
                                                • 0
                                                  Да, соглашусь, в Берлине действительно проще изъясниться на русском, чем на английском, ГДР все же.
                                                  Главное не лезть со школьным немецким, «гиб мир цвай бир» в современном немецком считается очень грубым.
                                                • +4
                                                  В целом интересно было узнать, что в Берлине более высокие зарплаты и дешевое съемное жилье, по сравнению с Москвой, но все эти офисы, парные программирования, скрам доски и совещания стоя — не интересно совершенно. Когда немецкие стартапы дорастут до удаленки (ну может с возможностью работать в офисе по желанию или просто переехать и работать ближе), тогда будет действительно интересно.
                                                  • 0
                                                    Более достоверную инфу такого рода можно узнать на Numbeo.
                                                    К примеру, сравнение стоимости проживания в Санкт-Петербурге и Берлинске.
                                                    • +1
                                                      Осмелюсь поставить под сомнение достоверность данной информации. По мне, так не очень корректно делать столь «сухое» сравнение цен в настолько отличающихся друг от друга городах.
                                                      Имхо, все индивидуально и зависит непосредственно от многих факторов, в том числе и от самого человека, его возможностей и потребностей.

                                                      Например, можно сравнить среднюю стоимость аренды квартиры, но при этом не учитывается:
                                                      — нижняя/верхняя планка
                                                      — соотношение цена/качество для нижней планки (пример — в одном городе нижняя планка — 300 евро в месяц, но до 400 евро можно снять исключительно сарай, а в другом — нижняя планка 350 евро, но за эти деньги там предлагается вполне уютная однокомнатная квартира)
                                                      — сложность для иностранца взять в аренду жилье того или иного уровня (например, в США при аренде квартиры в среднем ценовом диапазоне есть сложности, связанные с отсутствием security background'a, соответственно надо смотреть либо несколько выше, либо несколько ниже среднего, ну а в Москве бОльшая часть хозяев откажутся сдавать квартиру какому-нибудь итальянцу, потому что во многих объявлениях «сдаем квартиру исключительно лицам славянской внешности»)

                                                      С остальными пунктами тоже очень много «но». Например, средняя стоимость продуктов питания в городе «А» может быть в полтора раза выше, чем в городе «Б», но при этом в городе «А» есть 1-2 овощные базы, на которые можно приехать и купить продуктов в два раза дешевле.
                                                      Опять же, может быть колоссальная разница в ценах зависимости от типа продуктов (молоко/хлеб/мясо/овощи). Тут стоит учитывать предпочтения конкретного человека.

                                                      Ну и осмелюсь просто сравнить данные с моим опытом — по информации numbeo, стоимость Groceries в Москве на 48% ниже, чем в Madison, WI. При этом в Madison'e мой средний чек — около $50, а в Москве получалось минимум $70-$80 при том, что в Москве я каждый раз ездил в «Ашан», а тут покупаю в ближайшем супермаркете в 3 минутах езды от дома. Это субъективный опыт, в принципе, можно взять два чека и сравнить.

                                                      Опять же, не нужно забывать про то, что при более высокой стоимости жизни может быть намного более высокий уровень зарплат.
                                                      Имхо все очень индивидуально и смотреть нужно исключительно отталкиваясь от опыта людей, которых хорошо знаешь.
                                                  • 0
                                                    Прочел. и появилось желание поработать там. :)
                                                    • 0
                                                      Сейчас как раз нужен Android Developer.

                                                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.