Банкомат. Некоторые особенности



    Никого из нас не удивить банкоматом (АТМ). Даже люди старшего поколения мало-помалу привыкли к этому устройству и свою пенсию в состоянии как-то снять. Однако кроме всего прочего — банкомат – это крайне занятная штука с технической и организационной точки зрения. Даже сотрудники банковских учреждений (в т.ч. и связанных с платежными картами) не всегда представляют себе тонкости его работы. В прошлой жизни я достаточно много лет был связан с платежными картами и обслуживанием банкоматов. Мне доводилось и отогревать его феном и выковыривать оттуда по кусочкам мышь кровь кишки, застрявшую в обнимку с купюрами. Даже спалил один из подконтрольных банкоматов. Дважды. Поэтому поделюсь некоторыми, на мой взгляд, интересными техническими нюансами в работе АТМ.


    К сожалению основной упор этой моей деятельности приходился на тот период, когда даже фотоаппарат 0,3Мп в телефоне это была немалая роскошь – посему собственных фотографий у меня практически нет.

    40 купюр


    Банкомат выдаёт не более 40 купюр за один раз. Связано это с самим механизмом подачи. Поэтому – снимая деньги в банкомате – если он выводит на экране «В наличии купюры 50, 200» — а вам нужно снять большУю сумму – сразу можете прикинуть сколько максимум денег банкомат может вам выдать. Если попробуете ввести больше чем 40 банкнот — банкомат подумает и откажет. А вы останетесь гадать почему.

    30 секунд


    Интервал ответа для каждой операции, после действия клиента должен быть не более 30 секунд. Это требование международных платежных систем. Клиент вставил карту – можно задуматься на 29 секунд и дать ответ. Выбрал пункт меню — опять можно подумать. И так далее. Раньше, когда связь была не особо хорошей – это был важный момент. Сейчас – с этим полегче.

    Белая карта супервизора




    Да — именно такая. Идёт с каждым банкоматом в комплекте. Как и обычные карты — тоже имеет PIN-код и срок действия.
    Может подходить и к другим банкоматам. Тут детальных подробностей не могу сообщить – по ошибке я карту от одного АТМ использовал для другого своего АТМ и она работала – так и должно быть или она работает в рамках одного ПЦ (процессингового центра) – не знаю. Надо было видимо пойти в банкомат другого банка и проверить. Но сидеть было неохота.
    Так вот – карта требуется для выполнения инкассации/аудита банкомата и некоторых технических функций – можно выдать сколько угодно купюр из кассет <godmode ON>, пооткрывать дверцей выдачи, помигать индикаторами и дисплеями и т.п. Три раза неправильно ввел код на карте – она блокируется до следующего дня.

    Мозги


    Кроме «системного блока» (назовём его так) в клавиатуре банкомата, в блоке кард-ридера и дисплее есть свои мозги. Нельзя просто так взять и подключить детали одного АТМ к другому. При подключении новых устройств требуется вводить криптографические 3DES-ключи. Они записываются в эти подключаемые устройства и позволяют им работать с этим конкретным АТМ. Ключи представляют собой 2 конверта (как конверты PIN-кода для обычных карт) в которых находятся последовательность цифр. Два человека получают по конверту и вводят ключи.

    Денежные кассеты




    В банкомате как правило 4-6 кассет с купюрами. В кассету помещается ~2.5 тысячи банкнот. Каждая кассета настроена на конкретную банкноту. Поэтому, даже если при инкассации АТМ перепутать кассеты местами – всё равно чип в кассете – не даст выдавать оттуда денег. Обратная сторона медали – если в кассету для двадцаток загрузить полтинники – то (при изрядной доли везения – если характеристики купюр более-менее похожи) АТМ начнёт выдавать купюры большего номинала. Кассир банкомата и зав.кассой сразу могут раскошеливаться и покрывать недостачу. Бывало и такое…

    Кассета выбраковки




    Склеенные банкноты, банкноты, которые не нравятся по тем или иным причинам банкомату, а также деньги, которые вы не взяли из щели выдачи – откидываются в кассету выбраковки. По размерам она меньше в два раза стандартной.

    Банкомату бывает холодно


    Уличный банкомат имеет 100% влагозащищенность. Однако он чувствителен к холоду. В ранних моделях АТМ не было пакета «Русская зима» нагревательных элементов и поэтому когда на дворе температура падала ниже 10-15 градусов (мороза) — АТМ начинал капризничать. Особенно актуально – когда АТМ стоит в витрине и его передняя (внутренняя) часть фактически тоже упирается в витрину и мерзнет. АТМ может вообще не включаться, т.к. диагностика возмущается и требует тепла для банкомата (хозяйке на заметку: чтобы АТМ запустился нужно в этот момент дуть феном на термодатчик). Может не работать механизм выдачи денег и прочие прелести.

    Изъятые карты


    В банкомате люди оставляют свои карты. Иногда случайно, иногда – введя неправильно три раза PIN-код, иногда – ты снимаешь деньги, пропадает напряжение — банкомат выключается и как бы всё… дальше по выбору – стоишь сколько сможешь и ждешь свою карту (которая, что характерно, когда появится напряжение – выедет наружу – и её если не ты – то кто-то подцепит, если успеет) либо идешь домой, а карту банкомат потом заберёт к себе. За картами зачастую никто не обращался. За несколько лет мы насобирали изрядную коллекцию карт разных банков. В т.ч. иностранных.

    Старые АТМ


    В Украину в 2002-2004 годах привозили достаточно много бывших в употреблении АТМ из Европы/США. Здесь их приводили в божеский вид, делали обслуживание и продавали банкам. Они были приблизительно в 8-12 раз дешевле (5-8 тысяч долларов) новых современных банкоматов (80-110 тысяч долларов). Работали они, скажем прямо, паршиво, но т.к. карточный бизнес ещё только зарождался и доходы были невелики (банкоматы ставятся не для своих клиентов, а для чужих) – новые АТМ в требуемых объемах позволить себе могли не все банки. Поэтому ставили то, что подешевле. На АТМ были старые ЭЛТ-мониторы с выгоревшими эмблемами европейских банков (предыдущих владельцев). Кошерная операционная система для АТМ того времени – OS/2.

    Сейф банкомата


    В нём хранятся кассеты с деньгами и кассета выбраковки. Представляет собой, как правило, сейф с ключом и поворотным колесом. Код колеса нужно менять регулярно. Очень неприятно, когда при смене кода и закрытии дверцы ты понимаешь, что код не подходит и сейф уже не открывается.

    Чеки




    Принтеры используются матричные (старые модели АТМ) и термопринтеры. Бумажная лента для чеков – в бобинах. Обычно 2-5 тысяч чеков на бобине. Проблема матричных – сложновато найти картриджи. Проблема термопринтеров – когда холодно и ты греешь феном банкомат – если попасть струёй воздуха на ленту чеков – будет чёрная лента.

    Мышь




    Зима. Банкомат находился в отделении банка, но в дальнем пустом помещении, а лицом стоял за окно. Холодно. Мышь нашла лазейку (в АТМ их много – подвод кабелей) и залезла внутрь греться. В итоге механизм подачи денег её прижал от души. Я там оказался, т.к. банкомат перестал работать и из кассеты выбраковки торчали деньги в крови. Пришлось разобрать половину банкомата – чтобы достать то что осталось от мыши и три порванных купюры. Погибла смертью храбрых, но была при деньгах.

    Если статья была интересна — могу продолжить тему про банковские железяки.

    UPD 2014/03/21:
    Продолжение: Карточные игры

    В качестве бонуса:
    Конфигурация старенького банкомата NCR 5684 (для понимания комплектующих)


    В 2003 году такой б/у банкомат стоил 46740 грн. (8 тысяч долларов)
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 364
    • +119
      Спасибо за статью, прочитал на одном дыхании. Пожалуйста продолжайте!
      • +120
        Не вопрос. Там много интересного.
        • +1
          Великолепная статья! Всегда было интересно…
          • +1
            Только делайте поправку, что в статье рассказывается про опыт работы конкретного человека с конкретными моделями в конкретном банке в конкретный период времени. Если подходить системно, то почти все утверждения спорные и верны лишь в частном случае.
          • 0
            А можно подробнее про железо и софт? А образы операционных систем? :)
        • 0
          Как-то раз банкомат в моем офисе надолго задумался, я его выдернул из розетки — карточка сразу вылезла.
          Так что современные банкоматы склонны возвращать карточку при сбоях питания.
          Два неправильных пин-кода — карточка также возвращается, а вот будет дальше работать или нет — похоже, зависит от банка.
          • 0
            Да, у меня тоже раз такое было: надо было срочно денег (уехать домой, а налички нет совсем), уже обошёл несколько ближайших пустых банкоматов и набрёл на ещё один. Вставляю карту и как только он её заглотил — вырубается свет во всём здании. Секунд через пять карта выехала сама.
            • +1
              Немного не так.
              У клиента есть три попытки ввода неправильного PIN-кода.
              Неважно в каком банкомате или POS-терминале (с клавиатурой).
              Т.е. можно в одном АТМ ввести неправильнй код и забрать карту. Потом во втором АТМ. А вот уже в третьем АТМ — он её заберёт.
              Для «сброса» попыток — идём в кассу и снимаем без ввода кода. По паспорту.
              • +1
                И у вас тоже немного не так )
                Количество попыток неправильного ввода пин-кода может изменить процессинг.
                После превышения количества ввода неверных пин-кодов карта может не изыматься (а может и изыматься — опять же зависит от настроек процессинга). Потому что не зная пин-кода вы лишаетесь только возможности получать наличку в банкомате, а делать покупки в интернете по этой карте вы все еще можете.
                • +1
                  Не говоря уже о чиповых картах, которые имеют возможность вести свой счетчик попыток ввода PIN и различают операции на связи с процессингом и без связи с процессингом (вплоть до наличия двух разных PIN), а процессинг эмитента карты может в ответе отправить команды на чип карты и т.д.
                  А банкомат или POS — просто тупая железка, основные решения всегда принимают процессинги эквайрера и эмитента в рамках транзакционного обмена.
                • +5
                  В Штатах банкоматы сразу возвращают карту назад после чтения. А потом уже тыкаешь меню, пин-код и тд и тп. По-моему это намного удобнее, так как при выдаче денег надо взять только их, а карта уже в кошельке.
                  • +1
                    В Штатах гораздо больше упор на законопослушность и отлов нарушителя. Если карту тебе отдали сразу после чтения, то это значит, что ни чипа ни чего-либо подобного там нету, а это значит что карту, например, можно скопировать, etc.
                    • +2
                      В штатах видел три варианта банкоматов:
                      1. Банкоматы размерами поменьше — глотают и сразу возвращают (нужно повторить для каждой операции).
                      2. Банкоматы размерами поменьше — карту нужно вручную вставить и сразу же вручную вытащить (нужно повторить для каждой операции).
                      3. Банкоматы размерами побольше — карта глотается и отдается в конце (можно совершать несколько операций пока карта внутри).

                      Под несколькими операциями я имею ввиду просмотр баланса на разных счетах перед снятием наличных, само снятие наличных и иногда депозит наличных.

                      И да, еще ни разу не встречал в штатах карт с чипами (у меня их 12-15 штук от разных банков от самых крупных до мелких).
                      • 0
                        Уже года 2 как являюсь владельцем чипованной карточки от BofA
                      • +2
                        Да, чипов нет никаких. Мне показалось, что банкоматов довольно мало, но и наличность не особо нужна.
                        • +2
                          Небольшие суммы наличности (где-то до сорока долларов) обычно можно снять одновременно с покупкой по карте в магазине. При оплате терминал спрашивает, нужен ли cash back (денежный бонус на карту, который в России называют этим термином в США называют cash reward). Это удобно для людей, потому что для банка это не снятие наличности, а покупка.
                          Но еще чаще, чем операции с наличными, американцы делают через банкомат внесение чеков на свой счет. Чек помещается в специальный ридер, сканируется, сохраняется в банкомате, а сумма зачисляется на счет через какое-то время.
                        • 0
                          Карты с чипами американские банки только-только начали выдавать и ридеров под них все равно почти нигде нет.
                    • +10
                      Как то раз моя супруга позвонила и сообщила, что наш сын выключил банкомат в магазине, спросила что делать. Я посоветовал незамедлительно покинуть помещение :)
                      А что нужно было делать на самом деле?
                      • +6
                        Включить обратно?
                        • 0
                          Включили, началась загрузка. И ушли.
                      • 0
                        не всегда. те же AT&T (NCR) четвертого поколения, что еще на OS/2, если мне не изменяет память при включении при селф-тесте всосет в емкость сброса все что лежит в механизме.
                      • +7
                        Как банкомат коннектиться с банком? По GPRS? И ещё, какая операционная система в современных банкоматах?
                        • +7
                          В 99% стоит Windows XP. У ранних моделей AT&T стоит OS/2. Коннект через GSM/GPRS. Ethernet, где это возможно. Бывает даже X.25 и диал-ап, но это совсем в деревнях. Такого уже не встретить.
                          • +2
                            В 99% стоит Windows XP.

                            Да ладно. Год назад смотрел статистику примерную — 20% еще полуось. Еще какая-то была система, на *nix основанная.
                            • +9
                              Если стоит полуось, то банк до сих пор не пользуется чиповыми картами, т.к. под полуось нет драйверов для использования чипового считывателя в картридере.
                              • +1
                                А обязательно выдавать чиповые карты и использовать в банкоматах только чиповую авторизацию?
                                • +2
                                  В разных странах — по разному. В США чипы вообще не в фаворе (типа «неудобно»), в Европе уже в некоторых странах, наоборот, карты без чипа не принимаются в принципе…

                                  Кто во что горазд, короче…
                                  • 0
                                    Нет, не обязательно. Но тут есть один нюанс. Если мошенник скопировал вашу карту (магнитную полосу), изготовил подделку и оплатил ей в магазине товар, то работает такое правило международных платежных систем:
                                    Ваша карта была оснащена и чипом, и магнитной полосой. То есть банк, выпустивший вашу карту озаботился о вашей безопасности, потратил деньги на чипованную карту. Вы сами заботитесь о сохранности своих денег и обслуживаетесь в том банке, который выдает чипованные карты. То есть все молодцы и блюдут безопасность. А вот банк, с которым работает магазин, провел операцию по вашей карте используя магнитную полосу, а не чип. То есть игнорировал используемые вами средства безопасности. То есть вообще плюет на сохранность ваших денег. Поэтому в такой ситуации международные платежные системы встают на сторону того банка, который использует больше безопасности.
                                    Так что пользоваться чипованной картой — это определенная доля вероятности, что даже в случае кражи ваших денег, вам их вернут.
                                  • +2
                                    Ж-)

                                    Мы сетапили банкоматы (NCR5470 и Persona 75 если правильно помню модели) с чипами еще в 97-м году. OS/2 3.х. Мерчант-ридер подцеплялся по COM-порту, различные модемы, X.25 и сетевые карточки (NE2000) ставились ISA-ные через «елку».

                                    Так что могут быть варианты…
                                  • 0
                                    Может и не 99%, но около 95%.
                                  • +1
                                    В связи с окончанием поддержки XP Microsoft-ом все перешли на 7?
                                    • +1
                                      Нет.Весь софт написан под XP.И вендоры не особо быстро работают для адаптации его под 7.И на большинстве АТМ не стоит антивирус, Чем исправно пользуются мошенники.
                                      • +2
                                        А как кстати мошенники этим пользуются? Как пробиваются на машину? Разбирают и втыкают клаву? Атаки по сети?
                                        • +21
                                          Раз эта статья вызвала такой ажиотаж — то затрону тему карт в следующей статье и про мошенников тоже напишу. В рамках одного комментария — не опишешь
                                          • –3
                                            жаль
                                            • +9
                                              Жаль, что вместо скромного комментария мы получим развернутую статью? Позволю себе с вами не согласиться.
                                          • 0
                                            Самый простой способ.Вскрытие верхней части АТМ и подключение зараженной флешки.Дальше через пин клавиатуру производиться ввод ссыммы на снятие.Ключи от верхних частей у некоторых моделей унифицированы
                                            • 0
                                              Все верно. Поправка, не меняющая сути: заказывать единый ключ, или все разные, решает банк, а не производитель. Это опция.
                                              • 0
                                                не со всеми банкоматами работает. есть модели, у которых системник стоит внутри сейфа.

                                                у того же NCRа раньше была защита такая, что без специального загрузчика даже клавиатура не работала.
                                              • –2
                                                Клаву втыкать не надо. Атака проводится с флешек с автозапуском. Собственно, через инсайдеров (сервис-инженеры, сотрудники банка) добывается информация о том, какой софт установлен, есть ли защита и т. п.; в Европе часто после угона банкомата помимо выемки налички сразу реверс-инженирят софт. Собственно, почти везде есть XFS, а это открытый стандарт, поэтому грамотному человеку не составит труда нагуглить, что там к чему. К примеру, прога, полностью опустошающая банкомат, занимает 16 строк кода.
                                              • 0
                                                И вендоры не особо быстро работают

                                                Не надо тут про вендоров. Версии ProTopas, APTRA и Agilis давным-давно выпущены в варианте под Windows 7. Другой вопрос, что апгрейд стоит денег, поэтому банки, в асолютном большинстве, кладут на это болт. Тем более, что на древних машинах придется где памяти докупить, а где и системник новый поставить.
                                                • 0
                                                  Не скажу за аптру и агилис(их для 7 я видел), а вот ProTopas для 7 не встречал, да и винкоровый кадиаг под 7 не работает. Если я не прав поправте
                                                  • 0
                                                    Что значит «не встречал»? Какой банк?
                                                    • 0
                                                      Да много где, HomeCredit, например.
                                                      • –1
                                                        Нашел, что в пример привести.
                                                        • +1
                                                          Почему нет? На Москву с областью около 300 винкоров, на Россию около 2000. Чем не пример?
                                                          вообще я вспомнил что видел 7 у wincor, но только на синео и только на тестовых. На боевых банкоматах не попадались.
                                                          я честно говоря не знаю как их обслуживать, kdiag то не работает на 7( точнее не работает USB драйвер) или я на в курсе чего то?
                                            • +2
                                              Dial-up можно встретить во многих банкоматах на заправках в США. Более того — он может быть даже со включенным динамиком. Особенно это касается старых заправок Gulf.
                                              • 0
                                                какое-то время назад такой деревней была Москва :) — заходишь в 36и6, даешь кассиру карту, она включает терминал и стоишь наслаждаешься модемным писком и шипением
                                                • +1
                                                  Какое-то время назад (лет 8) я картой в Москве мало где мог рассчитаться. Хотя у себя наличкой практически не пользовался.
                                                  • +2
                                                    да, это была еще одна фишка — пока модем грузится, кассир зовет старшего кассира, а та зовет заведущую и консилиум по тетрадке нажимает нужные кнопки в правильном порядке, что бы провести оплату :)
                                                    • 0
                                                      … мне так раз по тетрадке умудрились два раза сумму списать. Пришлось добирать товаров в маркете, благо сумма была небольшая. С той поры я у них POS отнимаю, и отдаю уже тогда, когда свою карту из него извлек.
                                                      А раз бабулька за кассой у товарища, который стоял передо мной пин-код спросить не постеснялась. Хотя уверен, что эт она по незнанию, а не из злого умысла.
                                              • +2
                                                Софт работает по tcp/ip или x.25 (последнее — скорее клинический случай, окончательно устарел лет 7 назад).
                                                Какую использовать среду передачи для TCP/IP — вопрос банка. На старом GPRS все это не очень работало, потому что, как правило, используются дополнительные меры по защите трафика (например — IPSEC) и на плохом соединении все это грустно работает, что лучше бы вообще не работало.

                                                Для приемлемой работы достаточно стабильной полосы в 64kbit/s.
                                                • 0
                                                  В банкомате стоит обычный комп. Какую связь удается на него нацепить — такая и работает. Лучше, конечно, Ethernet, но может быть все что угодно, вплоть до Dial Up.
                                                • +1
                                                  Хорошая статья, очень интересно. Хотелось бы в следующей статье узнать о том, как банкомат коммуницирует по сети, когда срабатывает камера. Слышал рассказы о том, что камера делает снимки после каждого действия и еще каждый определенный интервал времени, даже если никаких действий не происходит. Еще доходили слухи об алгоритме выдачи купюр из кассет, хотелось бы и об этом узнать.
                                                  • +3
                                                    Вроде оставил комментарий про камеру, но его съел интернет.

                                                    В общем случае снимки хранятся на локальном жестком диске, по сети их передавать накладно. Если есть большое желание, то их можно скопировать вместе с журналами при инкассации.

                                                    Камера для банкомата — чужеродный предмет, и софт для нее идет отдельный, а логика работы может отличаться у разных производителей. Софт от производителя банкомата, как правило «не очень».
                                                  • +3
                                                    Однажды был свидетелем истории, связанной с описанным случаем перепутанных в кассетах купюр.

                                                    На дворе был 2005 или 2006 год, мы тогда были студентам и шли с друзьями к ним в общежитие. По дороге остановились у банкомата, чтобы снять денег. Счастью студентов не было предела, когда при запросе nX100 рублей банкомат стал выдавать nX1000. Мгновенно были оповещены все возможные друзья, купюры в банкомате закончились крайне быстро.

                                                    После этого, правда, всем поступили звонки из банка и почти все вернули деньги, полученные таким необычным путем.
                                                    • +3
                                                      Интересно, а поступили ли звонки тем, кто снял в этом банкомате деньги по карточкам «чужих» банков — иностранных там, или просто других? И вообще интересно, каков алгоритм действий банка при таких ошибках.
                                                      • +2
                                                        Если свои клиенты — просто снимают со счета, можно даже в технический овердрафт угодить. Если чужие — зависит от договоров между банками. Иногда можно и с наличными остаться.
                                                        • +6
                                                          Что-то у меня стойкое впечатление, что юридически у банка нет никаких оснований требовать от клиента возврата денег и тем более начислять ему какие-то дополнительные списания. У клиента есть чек, что ему выдали N денег. У банка же с доказательной базой как-то весьма туго: это либо какие-то акты внутренних расследований (которые сами по себе ничего не доказывают), да фид с камер банкомата, который по большому счету в суд тоже не годится. Даже если есть камера на cash out — будет под большим вопросом ее синхронизация с камерой на лицо и, что самое главное, на камере на cash out все равно будет видна только верхняя купюра. Это не говоря уже о том, что надо еще успеть вытащить вовремя эти файлы и _если_ вообще есть камера на cash out.
                                                          • 0
                                                            Когда я работал в банке, у нас подобная ситуация случилась, с сотками и 500сотками вроде. С юристами конечно не общался, но банкоматчики и СБ говорили что юридических оснований для санкций нет. Но наша СБ умеет убедить =) Почти все вернули, а то что не вернули отдавали мат. ответственные лица, правда мы все-таки отделами помогли ребятам, жалко было.
                                                            • +2
                                                              банкоматчики и СБ говорили что юридических оснований для санкций нет. Но наша СБ умеет убедить =) Почти все вернули, а то что не вернули отдавали мат. ответственные лица, правда мы все-таки отделами помогли ребятам, жалко было.
                                                              Прямо таки формулировка вопроса для финала конкурса «Угадай страну». Ну или «Угадай статьи УК» :(
                                                              • +2
                                                                Совершенно верно. Клиент включает дурака и утверждает, что он получил сотку. И с карточки списало сотку. И вот он — чек — где написано сотка. Так что — все свободны. И пусть только попробует банк списать пятьсот.
                                                                • 0
                                                                  И тем не менее бывали случаи. Запись с камер подтверждали, что выдана другая сумма. Деньги списывались со счета в принудительном порядке.
                                                                  • +1
                                                                    Не знаю…
                                                                    В современных АТМ стоит 2 камеры — и обе смотрят на клиента под разными углами. Т.к. окно выдачи денег и PIN-клавиатура стоит в одном секторе — то камеру на них не направляют. Следовательно — можно только увидеть что клиент потянулся и что-то взял/сделал. А реально — какие купюры он получил — не видно.
                                                                    • 0
                                                                      Не знаю как в России.Но в Украине некоторые банки наплевательски остносят к пункту секретности PIN кода. И направляют камеру на шаттер, чтобы не потом предьявить клиенту в качестве доказательства.
                                                                      • 0
                                                                        Сколько видел записей с банкоматов, везде шаттер видно, а пин-пад не видно. Обычно мехинически добавляется что-то около объектива камеры, чтобы закрыть пин-пад
                                                                  • 0
                                                                    >>Клиент включает дурака и утверждает, что он получил сотку.

                                                                    А еще клиент может оказаться умным (не путать с «шибко умными») и вредным, то проблемы могут быть уже у СБ
                                                            • +30
                                                              Владелец банкомата выступает в этом случае эквайером, о других участниках платежной системы он практически не знает, но способен отправить им сообщения о изменении суммы платежа, или ее отмене. В данном случае он может послать Adjustment Advice на новую сумму, advice — означает что это уведомление, по правилам платежных систем, оно не может быть отклонено, даже если у тебя не достаточно денег на дебитовке.

                                                              Давно вертится в голове мысль описать как это все работает, в серии статей, но руки не доходят. Я работаю по ту сторону банкоматов, с процессинг системами.
                                                              • +18
                                                                А вот про это почитать было бы даже круто!
                                                                • 0
                                                                  Ага, протоколами, паролями и явками :)
                                                                  • +2
                                                                    Вот с этим-то и проблема, лишнего не написать! ;) А то в какую спеку не плюнь — все «confidential».
                                                                    • +5
                                                                      Подозреваю, что эти «confidential» спеки читало больше народа по всему миру, чем аудитория хабра.
                                                                • 0
                                                                  В данном случае он может послать Adjustment Advice на новую сумму, advice — означает что это уведомление, по правилам платежных систем, оно не может быть отклонено, даже если у тебя не достаточно денег на дебитовке.
                                                                  А с законодательством (например, Российским) такой хитрый ход как соотносится?
                                                                  • 0
                                                                    Нормально соотносится. Тут в действие вступают требования Международных платежных систем (Visa, MasterCard...), которые приняты нашим Центробанком.
                                                            • –1
                                                              Спасибо за статью, очень интересно. Будем надеется кто нить про программную часть сможет написать.
                                                              • 0
                                                                Я недавно забыл в банкомате в супермаркете возле дома. На следующий день позвонили из банка, сказали подойти в супермаркет. Пришел, инкассаторы вернули карту.
                                                                • +2
                                                                  У вас явное не Сбер:) После двух съеденных карт я понял, что гораздо быстрее сразу заказать перевыпуск карты, чем ждать месяца, пока она доедет до отделения
                                                                  • 0
                                                                    Нет, у меня карта Сбербанка :-).
                                                                    • +1
                                                                      Видимо, как повезет. Я 2 раза приходил в отделение, к которому относился терминал,2 раза оставлял свои контакты, чтобы мне перезвонили, как карта объявится (если самому звонить в отделение — никто не отвечает). Потом плюнул и перезаказал в отделении рядом с домом. При второй съеденной карте ситуация была аналогичной
                                                                      • +2
                                                                        Выдать вам карту, или нет, зависит от внутренних распорядительных документов банка.

                                                                        Порою добрые сотрудники эти документы нарушают. Иногда получается как в РЖД — когда добрейший сотрудник переезда в Подмосковье открыл шлагбаум страждущим (люди же торопятся) прямо под поезд.

                                                                        Обычно изъятая карта сдается в кассу (хранилище) банка, где ждет своего владельца.

                                                                        Если это, конечно, не дисконтная карта магазина «эльдовидео», обернутая жевачкой и всунутая анонимусом в приступе мести.
                                                                      • 0
                                                                        Банкомат утащил карту в отделении Сбера. Т.е. банкомат находился прям в том отделении где я и обслуживался. Карту вернули через 20 минут, правда пришлось показать паспорт.
                                                                        • +2
                                                                          Сейчас куда не позвонишь — везде техподдержка банка сразу блокирует карту и перевыпускает. Ибо секурность, раз карта не у клиента, значит скомпрометирована.
                                                                          • +6
                                                                            Абсолютно — нет.

                                                                            В банках, есть четкое различие между скомпрометированными картами и потерянными / оставлеными в банкоматах. У скомпрометированной карты при перевыпуске меняется номер счета карты, деньги вам переносят со старого на новый счет и меняется номер карты. К скомпрометированным картам относятся украденные карты и карты попавшие под подозрение по внутренним механизмам банка (таких не много). Остальные же карты просто блокируются и отправляются на перевыпуск, после перевыпуска вы получаете карту с тем же счетом, но номер карты новый. При плановом перевыпуске вы получаете карту с тем же номером счета карты и с тем же номером самой карты, но другой датой экспирации (окончания срока действия).

                                                                            Во всех случаях перевыпуска меняется код CVC2 / CVV2.
                                                                            • +2
                                                                              А счет то зачем менять? Компрометируется же карта и её данные, а счет вроде не при чем. Многие банки вообще не ставят четкой зависимости счет — карта, можно к одному счету выпустить много карт, ровно как и прям в интернет-банкинге отвязать от карты один счет и привязать другой, например валютный для поездки.
                                                                              • 0
                                                                                Вы правы.
                                                                                В некоторых банках возможно менять счета «на ходу», это есть не у многих банков, например у Альфы — есть, однако в большинство банков, не позволяет производить подобные операции, связано это с многими причинами: ПО, внутренними регламентами, договорами с виза/мс и тд.

                                                                                Счет меняется в связи с регламентом банка.
                                                                                • +4
                                                                                  Банковский счет и карта — абсолютно разные сущности, более того, ваш счет не обновляется моментально, лишь через ~2 недели после совершения платежа, когда банку придет сеттлмент файл от платежной системы.
                                                                                  СМСки и то что показывает онлайн банкинг — это не счет, а так называемый OTB (Open To Buy), который расчитывается с учетом баланса, бонусов, кредитов, и замороженных транзакций.
                                                                                  • 0
                                                                                    Банковский счет и карта — абсолютно разные сущности
                                                                                    Спасибо, в курсе.

                                                                                    более того, ваш счет не обновляется моментально, лишь через ~2 недели после совершения платежа, когда банку придет сеттлмент файл от платежной системы.
                                                                                    Все верно, так работает сбер

                                                                                    СМСки и то что показывает онлайн банкинг — это не счет, а так называемый OTB (Open To Buy), который расчитывается с учетом баланса, бонусов, кредитов, и замороженных транзакций.
                                                                                    на этом поподробней.

                                                                                    Ваше видение действительности в рамках Сбербанка — укладывается на 100%, не придраться, а вот с Альфой ситуация поинтереснее будет. Было у меня в этом банке несколько счетов, 2 x руб / 2 x долл / 1 x евро, так вот через онлайн банк альфы, можно вязать счета и номер карты, для меня это было приятным открытием, правда все равно в итоге ушел от Альфы, но речь не о том. Все счета в альфе идут с префиксом 40817 (для тех кто не знает, это карточные счета), т.е. я на ходу могу поменять счет карты, что не совсем ложится в вашу концепцию о работе всей системы в целом. То есть я только что платил по карте в магазине, с рублевого счета, который у меня привязан к карте, через 5 минут мне необходимо через пай пал совершить операцию, я захожу в альфа клик, перепривязываю долларовый счет к этой же карте, и плачу пай палом уже в долларах с этой же карты, которой я 5 минут назад пользовался в магазине. Если со счетами еще можно смухлевать, то с валютой счета — уже труднее.
                                                                                    • 0
                                                                                      Я не рассматривал это на примере сбера, с ним я как раз почти не знаком. Это общие принципы работы.

                                                                                      То что вы описываете, это скорее не ваш расчетный счет, а промежуточные аккаунты которые цепляются к карте — таких может быть много, и зачастую они используются для различных ограничений и бонусных программ, но тут уже зависит от системы.

                                                                                      Ваш банковский счет просто не может использоваться напрямую, потому что его баланс не актуален, и не может быть, потому что расчеты в платежных системах идут в 2 этапа — сначала ваша транзакция, которая лишь дает вашему банку знать сколько денег нужно заблокировать (но не списать!!), а потом уже окончательное подтверждение, в котором значения могут даже немного отличаться.

                                                                                      С валютой как раз есть небольшие задержки, если вы что-то оплатили не в той валюте, которая привязана к аккаунту вашей карты, окончательный перерасчет пройдет позже, по курсу на момент получения сеттлмент файла — и тут вы либо выиграете, либо проиграете немного денег на изменении курса.
                                                                                      • 0
                                                                                        Я описывал ситуацию в которой с одной карты можно платить разными валютами, без конвертации, те есть три счета долл / евро / руб, ты можешь заплатить с любого, главное привяжи его к карте, и плати… в классическую схему мы не попадаем.

                                                                                        Валютные операции рассчитываются в течении двух дней, слишком большая разница может быть курсами, если ждать две недели.

                                                                                        • –2
                                                                                          При оплате какой угодно картой в какой угодно валюте, ВСЕГДА идет конвертация. Даже если вы покупаете за рубли по рублевой карте. В этом случае конвертация идет по курсу один к одному.
                                                                                          • +7
                                                                                            «На самом деле ВСЕ люди лысые. Просто у некоторых лысина покрыта волосами.»
                                                                                      • +1
                                                                                        > Все счета в альфе идут с префиксом 40817 (для тех кто не знает, это карточные счета)
                                                                                        40817 это просто счета физ. лиц, не более того: base.garant.ru/70203380/7/#block_240817
                                                                                • 0
                                                                                  А мне недавно Райффайзен перевыпустил карту по причине повреждения. Так новая карта была полностью идентична старой, в том числе и CVV-код. Пин код только другой был, но я его тут же и поменял на старый.
                                                                                  • 0
                                                                                    Не путайте CVV и CVV2, CVV написан на магнитной ленте, и может не использоваться вовсе. Смена пин кода делает некоторые значения на магнитной ленте неактуальными (магнитная лента никогда не перезаписывается), их начинает хранить сам банк. С чипом иначе — банкомат способен обновить на нем значения, что он и делает в случае смены пин кода, так как ваш чип обязан проверять его самостоятельно.

                                                                                    А вообще, менять номер карты или нет — это на усмотрение банка/оператора.
                                                                                  • 0
                                                                                    Недавно перевыпускали карту в Петрокоммерце в связи с компроментацией карты (на банкомат поставили скриммер). Поменялся номер карты.
                                                                                • 0
                                                                                  Знакомая таким образом потеряла карту (съел при отключении питания, именно сбербанк). Ей не возвращали, а именно что перевыпустили. Перевыпуск занял тот же месяц…
                                                                                  • 0
                                                                                    Да действительно, такие ситуации имеют место быть из-за безответственности некоторых сотрудников, ведь есть много факторов которые играют роль в данной ситуации, спустя какое время обратилась ваша знакомая, в свое/чужое отделение, где банкомат скушал карту, желание помочь клиенту, загруженность операциониста и еще +100500 причин.

                                                                                    Поймите, чтоб найти карту вашей знакомой, операционистке надо было звонить в несколько подразделений банка дабы узнать где карта и когда ее привезут, ей проще заблокировать, поставить статус утеряна / повреждена, при том вы даже об этом не узнаете, и карту без проблем перевыпустят, для операционистки — это сэкономленное время на обслуживании клиентов = больше клиентов обслужено = больше премия.

                                                                                    Вывод: правильно — вернуть карту (по регламенту), проще — перевыпустить (экономия времени), человеческий фактор из цепочки не уберешь, сотрудники зачастую находят лазейки, чтоб нарушить регламент так, что к ним не придерешься.
                                                                                    • 0
                                                                                      Не, я прекрасно понимаю. Но есть забавный момент — банкомат тот стоял непосредственно внутри отделение, туда она и обратилась.
                                                                                      Просто у сбера есть странная особенность — вернуть карту вы можете только в том отделении, где вы её и заказали, хоть на другом конце города. Отправлять в другое отделение отказываются.
                                                                                      • 0
                                                                                        Сбер — это сбер и этим все сказано.)
                                                                                        • +2
                                                                                          Банкомат может и внутри отделения, только обслуживать его может совсем другое отделение.
                                                                                          • 0
                                                                                            Ага, например службой инкассации которая вообще не относится к банку.
                                                                                    • 0
                                                                                      В сбере если банкомат в отделении находят начальника этого отделения, берут ключ и открывают окошечко в банокмате (там отдельный лоток для карт у них, купюры через него не достать). Естественно сверяют с паспортом. Видел такое дважды. Операция занимала минут 10.
                                                                                      • +5
                                                                                        Может зависит от отделения. Плюс было дело года полтора назад, всё ведь меняется.

                                                                                        Я имел счастье встать в электронную очередь и получить номерок в «окошко 16». Всего окон было 8. Спросив, что за нафиг, получил ответ «А, окошко 16 — это живая очередь в окошко 5».
                                                                                        • 0
                                                                                          Разные банкоматы имеют разную конфигурацию.
                                                                                          Половина имеет только одну дверку — поэтому в них достать карту — процедура посложнее. Один оператор это сделать не имеет права.
                                                                                          • 0
                                                                                            зависит от конфигурации банкомата, емкость для съеденных карт может быть и с замком, и ключ только у инкассаторов…
                                                                                          • 0
                                                                                            Тут дело в том как часто инкассируется банкомат и как давно он был инкассирован. Никто специально за вашей карточкой не поедет, толлько если банкомат не находится в шаговой доступности от ОБ и вы каким-то чудом смогли сообщить об этом не пользовательскому саппорту, а тех саппорту банкомата.
                                                                                          • 0
                                                                                            Это конечно быстро и удобно, но и небезопасно — номер карты и CVV — уже достаточная информация для оплаты Вашей картой покупок в инете. Проще считать, что если карта попала в чужие руки без контроля хозяина, то она скомпрометирована и подлежит перевыпуску.. У нас, в .UA происходит так. :))
                                                                                          • –1
                                                                                            Интересно было бы узнать еще подробней об устройстве контейнера с деньгами. Он кого-то слышал, что там стоит патрон с краской, кто-то говорит что нет там ничего. Что заправляются и открываются только специальной машиной. В общем одни слухи да слухи.
                                                                                            • +2
                                                                                              Было дело лет эдак 10 назад — заправлял деньгами банкомат в месте работы. Дело было в дикой стране где деньги заправляют не инкасаторы, а работники того заведения где стоит сия адская машина. Никаких причуд вроде патронов с краской в нем не было. Не говорю что их нет вообще — коллега работавший в банке говорил что они бывают. Последовательность при открытии была что-то вроде 1. Провести карту от банкомата и ввести пин. 2. Ключом открыть переднюю панель. 3. Другим ключем и кодовым колесом открыть дверь сейфа. Что занимательно — банкомат был прикручен к полу, хотя во многих местах они не закреплены были вообще.
                                                                                              • 0
                                                                                                Контейнера? Внутри диспенсера примитивные пластиковые кассеты, никакой краски, конечно же, там нет.
                                                                                                Открывают и заправляют их кассиры, а настраивают под размер купюр, например не очень счастливые «айтишники» (кто настраивал дубовые кассеты Diebold, тот поймет. :))
                                                                                                • +1
                                                                                                  В России краска в кассетах не используется. Этим пользуются в Штатах и, наверное, еще в каких-то странах. Там банку достаточно доказать, что кассеты были похищены и страховая возмещает им потерянное. Считается, что кассету с краской невозможно открыть не испортив окончательно и бесповоротно все купюры.
                                                                                                  В России же страховые компании отказываются возмещать потери в таких случаях. Соответственно банк не видит необходимости тратить деньги на краску и при это рисковать, что инкассатор заденет какой-нибудь рычажок и вся кассета зальется краской.
                                                                                                  • +4
                                                                                                    Для этого используются какие-то специальные кассеты? Любопытно как происходит вскрытие такой кассеты с остатками после инкассации.
                                                                                                    • 0
                                                                                                      Я видел в Германии объявление на банкомате, что внутри кассет краска, мол, грабить бесполезно.
                                                                                                      Правда это или нет, не могу знать.
                                                                                                      • +1
                                                                                                        Вероятнее всего, это миф. Или сознательно запущенная деза. С одной стороны, вероятность ложного срабатывания довольно высокая. С другой — вторую украденную кассету злоумышленники всё равно вскроют успешно, выяснив механизм работы системы с краской на первой кассете.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        > В России краска в кассетах не используется.

                                                                                                        www.sravni.ru/novost/2012/11/1/sberbank-osnastit-bankomaty-kraskoj/ — дальше пилота дело не пошло?

                                                                                                        Кстати, там есть такая фраза — «Сбербанк сможет поменять окрашенные деньги на обычные», то есть они остаются банкнотами с различимыми номерами, только становяятся «мечеными»?

                                                                                                        В таком случае интересно, если я принесу покрашенные деньги в какое-нибудь отдалённое подразделение сбера, и с грустным лицом расскажу, как в процессе ремонта опрокинул ведро с краской на любимый ящик с деньгами, какова вероятность того, что сотрудница сбера вспомнит про эти заминированные банкоматы?
                                                                                                    • +1
                                                                                                      Про «30 секунд» был у меня случай.
                                                                                                      Собрался снять деньги с карточки (последние, между прочим) так как наличка уже закончилась.
                                                                                                      На моменте выдачи наличных банкомат крепко задумался, очень крепко, минут 5 я стоял и терпеливо ждал. И о чудо, пришло sms уведомление о том, что деньги списаны, казалось бы конец истории! Но нет, эта бездушная машина выплюнула мою карточку (в то время банкоматы сначала отдавали деньги затем карту). «А где деньги?» — спросил я у бездушной машины. Машина в ответ только показала стандартный экран с рекламой и замигала диодиком над кардридером.
                                                                                                      Естественно я сразу позвонил в банк и описал ситуацию, через несколько дней транзакцию отменили.
                                                                                                      По какой причине такое могло произойти мне остаётся только гадать.
                                                                                                      • +1
                                                                                                        Был пару лет назад аналогичный случай. Объяснили в банке перебоями в сотовой связе. Транзакцию отменили.
                                                                                                        • +1
                                                                                                          Вообще, отмена транзакции инициируется сразу же, если банкомат не получил ответ в течении 30 секунд, как раз для таких случаев.
                                                                                                          • +3
                                                                                                            Угу.
                                                                                                            Давайте я попробую подробнее описать такую историю.
                                                                                                            Банкомат отправляет запрос в процессинговый центр (ПЦ) на списание денег со счета клиента.
                                                                                                            ПЦ получает запрос, списывает деньги, отправляет клиенту смс, отправляет в банкомат ответ, что все успешно сделано.
                                                                                                            Сеть у банкомата пропала.
                                                                                                            Банкомат не получает ответ (по причине плохой связи) и формирует транзакцию на отмену. Транзакция не доходит до ПЦ, потому что связи нет.

                                                                                                            Потооооом, конечно, когда связь восстановится, нужные сообщения об ошибках и отменах дойдут до ПЦ и все «устаканится». Но некоторое время клиент может провести без налички в руках и без денег на счету.
                                                                                                            Издержки, так сказать, удобства пользования банкоматом.
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Именно. Только тут цикл конечный. Потому что банкомат кроме отправки запросов по сети все пишет в журнал. И при инкассации эти журналы можно выгрузить и сравнить с тем, что есть в процессинге.
                                                                                                          • 0
                                                                                                            у меня 2мес назад было с точностью до наоборот))
                                                                                                            долго тупил над каждым действием, потом выдал деньги (4к)
                                                                                                            потом отдал карту
                                                                                                            смски не было, транзакции в онлайне не было
                                                                                                            настроение у меня конечно улучшилось =)

                                                                                                            правда через 3 недели пришла смс «тогда то тогда то выдача наличных», и со счета списали :(
                                                                                                            сбер
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Бывает и наоборот: приходит смс о списании, через пару-тройку недель приходит ещё одна такая же смс о списании (суммы остатков конечно же разные). Только при разборе полётов находишь между ними операцию отмены транзакции.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              я не знаю как сейчас устроен протокол обмена, раньше была шестиходовка типа такой:

                                                                                                              -> запрос на снятие денег
                                                                                                              < — разрешение/отказ
                                                                                                              -> подтверждение получения
                                                                                                              -> сообщение о снятии/ошибке
                                                                                                              < — подтверждение
                                                                                                              -> подтверждение получения

                                                                                                              у каждой посылки свой таймаут. по таймауту в зависимости от того, как настроен сценарий, может происходить вопрос на продолжение работы или сразу выброс карты.

                                                                                                              в результате, если банкомат получил разрешение на выдачу, а набрать купюр не смог из-за какой-либо ошибки, или просто их нехватки (информация о количестве купюр в кассетах ± из-за того что могут быть слипшиеся купюры, например), то оппаньки… и если после этого не получится отправить сообщение об этом — опаньки… возможно потому и задумался…

                                                                                                              в редких случаях, например если человек не успел взять деньги, и банкомат их забрал, пятнадцать лет назад приходилось смотреть журнальную ленту на предмет логов. кстати тогда банкомат мог работать без бумаги в чековом принтере, но без журнальной — низачто.
                                                                                                              • +1
                                                                                                                > в результате, если банкомат получил разрешение на выдачу, а набрать купюр не смог из-за какой-либо ошибки, или просто их нехватки

                                                                                                                Мне вот всегда было интересно, зачем банкомат СНАЧАЛА стучится на сервер за авторизацией, и только ПОТОМ обнаруживает, что имеющимися купюрами запрошенную сумму выдать нельзя.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  ну там много причин.

                                                                                                                  во-первых, мы не всегда знаем что не сможем выдать — количество купюр может оказаться не тем, что в счетчиках (например из-за слипшихся купюр). во-вторых, если придет отказ, у нас не останется выбора как сбросить набранную сумму в кассету сброса.

                                                                                                                  плюс, когда мы общались с людьми из NCR (конец 90-х) нам говорили что некоторые решения вообще чисто статистические.

                                                                                                                  да и на моей практике обломы с выдачей они достаточно редки, а если банк нормально мониторит банкоматы и инкассирует их регулярной, когда запас уже стал мал, а не совсем все кончилось, так вообще такое может происходить только при пиковом наплыве, типа выдачи зарплаты.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    вероятно потому, что отсчитав нужное количество бумажек из кассет, он не сможет запихнуть их обратно.
                                                                                                                    Проблема с нехваткой купюр в кассете возникает гораздо реже.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    Сберовские банкнотомёты сейчас предупреждают если чек не сможет отдать.
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      практчески все предупреждают, это как раз чековый принтер.

                                                                                                                      речь о другом принтере — внутреннем журнале, если в нем нет бумаги, то банкомат даже карту вставить не давал. судя по звукам, сейчас осталось так же…
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Я это понял. Это было возражение на «кстати тогда банкомат мог работать без бумаги в чековом принтере», они и сейчас могут.
                                                                                                                • –8
                                                                                                                  К стати деньги в кассетах всегда считают не в кол-ве купюр, а в сантиметрах денежной массы. Ибо кол-во купюр новых и, так сказать, б/у может очень сильно отличаться.
                                                                                                                  • +6
                                                                                                                    Сколько раз при мне загружали кассеты, ни одна из кассиров не считала деньги в сантиметрах, исключительно в купюрах, тк при загрузке банкомата через ПО, надеюсь вы понимаете, что нужно не только деньги вставить в кассету, нужно сказать машине сколько этих денег там, так вот кол-во сообщается в купюрах. А представьте если бы в бухгалтерию банка представили данные по загрузке касеты в сантиметрах, приходит отчет и в нем запись: загружено 30 сантиметров денег, что бы надо было сделать бедному буху чтоб узнать сколько купюр в касете было, в банке считается не только денежная масса, но и кол-во купюр, монет и пр. ценностей. Темболее что старые купюры могут идти вперемешку с новыми, тоже не редкость.
                                                                                                                    • +4
                                                                                                                      Во даёте! А зарплату тоже в сантиметрах получаете? Какой же прок банкомату от сантиметров денег? Ну — даже если принять Вашу точку зрения — то как можно использовать информацию о длине пачек?
                                                                                                                      • +1
                                                                                                                        эт в каком банке такой авангард? :)

                                                                                                                        сколько не видел — заряжают по счету, из пачек, и потом количество пишется на бирках кассет и вводится в счетчики банкомата.
                                                                                                                        • +2
                                                                                                                          Я, скорее, не так выразился. Деньги считают действительно в купюрах. А вот емкость кассеты измеряется в сантиметрах денежной массы. Что-бы примерно понимать какое кол-во поместится. Это указывается в спецификациях к банкомату(кассете). Ибо кол-во купюр может отличаться, а вот сантиметры никуда не денутся.
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            Насколько помню NCR-овские доки, везде было указано в количестве листов, но внутренние габариты тоже указаны.

                                                                                                                            Кстати не знаю как сейчас а раньше чтобы «настроить» кассеты под купюры надо было обрезать в размер пластиковые подпорки и собрать направляющие под размер купюр… Хотя и это не было особо критично, мы как-то гоняли одни и те же кассеты и под рубли и под доллары, работало…
                                                                                                                            • 0
                                                                                                                              Обычно указывается так: 30-31см (в зависимости от вендора) денежной массы (~2500 купюр). То, о чем вы написали имеет место быть и сейчас, ибо кассеты одни, а размер купюр разных валют — разный. Обычно это называют «обучение кассет». Один раз при мне с долларовыми кассетами, в которые заправили рубли произошел казус — банкомат выдал полторы(!) купюры, одна из которых была почти ровно отрезана посередине. Как это произошло — осталось не известным, ибо режущих частей в диспенсере нет. А так как деньги для «обучения» используются настоящие, было не очень весело.
                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                ну вообще в наше время «обучением» мы называли проускание через тракт конкретного банкомата денег из кассеты c целью сбора статистики банкоматом, чтобы в будущем меньше сбравывал. как назывался термин на английском уже не помню.

                                                                                                                                подозреваю что купюра была просто ветхая и порвалась окончательно где-то на заборе или в тракте… у того же NCR-а все передвижения идут «горизонтально», поэтому где можно именно разрезать — непонятно…
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Неправда. Считают в купюрах. Причем явно рекомендуется слишком новые деньги не загружать в банкомат. Он их не любит и рвет, потом по всему сейфу фантики :) Интересная особенность
                                                                                                                        • –24
                                                                                                                          Про мышь в конце — это жесть, статья читается на одном дыхании, а в конце кровь, неприятный осадок остался.
                                                                                                                          • +8
                                                                                                                            Мышку жалко.
                                                                                                                            • +3
                                                                                                                              Мораль басни: И в тепле, и при деньгах — небезопасно.
                                                                                                                            • +2
                                                                                                                              Мышки они вообще такие… был случай, что крысса на новую машину на движок залезла погреться, подождала пока машина будет проезжать мимо дилера (20 км каталась) и… сломала ГУР. В сервис центре очень хотели подарить фотку и чуть ли не видео показать, что бы убедились, что это не гарантийный случай, насилу отбились от таких зрелищ.
                                                                                                                            • +7
                                                                                                                              Странно, у нас в США банкоматы типа вставил и вытащил карточку, а потом уже работаешь (банкомат карту никогда не заглатывает). В итоге карточку можно ЗАБЫТЬ в банкомате, но сам он ее никогда не сьест. А почему в России они в основном глотательного типа?
                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                видимо специально, чтобы следующий в очереди не воспользовался твоим счетом
                                                                                                                                • +1
                                                                                                                                  Ммм, а он и так несможет, даже если я уйду сразу после выдачи денег, и кто-то нажмет на кнопку снятия денег, пока мои данные висят в банкомате-он снова потребует PIN для карты.
                                                                                                                                • +1
                                                                                                                                  А у вас в ходу карты преимущественно с магнитной полосой или с чипом?