Pull to refresh

Эмуляция нажатия мультимедийных клавиш в Windows, Linux и Mac OS X

Reading time 7 min
Views 24K

В перечислении Qt::Key для события QKeyEvent определены 15 типов клавиш управления мультимедиа (см. таблицу в конце статьи). Все они могут быть использованы в фильтре событий (installEventFilter) для обработки нажатия клавиш на мультимедийной клавиатуре (позволяющей управлять аудиоустройством и воспроизведением).
В статье рассмотрена обратная задача — отправка в систему команд управления мультимедиа путем эмуляции нажатия соответствующих клавиш в Windows, Linux и MacOSX (операционные системы упорядочены по времени, потраченному на поиск решения). Представленный в статье материал может быть отправной точкой к дальнейшему изучению вопроса кроссплатформенной отправки событий в цикл обработки системных сообщений.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию исходного кода давайте рассмотрим, где вообще может применяться эмуляция мультимедийных клавиш, например:
  • создание виджетов управления воспроизведением аудио;
  • эмуляция пользовательского ввода при тестировании приложений;
  • создание приложения для удаленного управления аудиосистемой. В данном случае приложение на компьютере выступает в качестве сервера, а клиентом является смартфон. Такая связка позволит управлять аудио/видео не вставая с дивана или, например, автоматически ставить на паузу воспроизведение при поступлении входящего звонка;
  • создание приложения, «расшаривающего» клавиатуру и мышь на два и более компьютеров по сети (предварительно дополнив представленный код до полного набора клавиш);
  • создание систем «умный дом», новых человеко-машинных интерфейсов (управление голосовыми командами и др.).

Так как QEvent позволяет отправлять сообщение только конкретному объекту «внутри» приложения, то стандартными средствами Qt эмулировать нажатия клавиш не получится. Для этого будем использовать системные вызовы Api (в случае с Windows) или соответствующие библиотеки (X Window System в Linux и ряд фреймворков в Mac OS X).
Для удобства описания почти всю реализацию отправки сообщений разместим в функции sendKeyEventToSystem(Qt::Key qtKey), которой передается код клавиши из перечисления Qt::Key. Данная функция и будет вызываться из слотов, например:
void playPauseToogle() {  //слот переключения между воспроизведением и паузой
	postKeyEventToSystem(Qt::Key_MediaTogglePlayPause);
}
Платформенно-зависимый код будем отделять директивами #ifdef OS_TYPE и #endif (еще часть кода на Objective-C вынесем в отдельный файл macx.mm, но об этом позже).

Эмуляция нажатия клавиатуры в Windows


В данной операционной системе за отправку сообщений отвечает функция SendInput. Она позволяет отправлять сообщения с кодами, полный перечень которых представлен на странице MSDN Virtual-Key Codes.
Для использования этой функции необходимо подключить заголовочный файл <Windows.h>.
#ifdef Q_OS_WIN32
    #define WINVER 0x0500
    #include <Windows.h>
#endif

Примеров использования данной функции в интернете много и ее применение не должно вызвать проблем, поэтому сразу привожу код (в части Windows):
sendKeyEventToSystem(Qt::Key qtKey) { //функция эмуляции нажатия клавиши. qtKey - тип клавиши
#ifdef Q_OS_WIN32
    INPUT ip; //устройство ввода
    ip.type = INPUT_KEYBOARD;
    ip.ki.wScan = 0;
    ip.ki.time = 0;
    ip.ki.dwExtraInfo = 0;
//в зависимости от типа клавиши
    switch (qtKey) {
    case Qt::Key_MediaPrevious:
        ip.ki.wVk = VK_MEDIA_PREV_TRACK; //предыдущий трек
        break;
    case Qt::Key_MediaTogglePlayPause:
        ip.ki.wVk = VK_MEDIA_PLAY_PAUSE; //для переключения режима воспроизведения
        break;
    case Qt::Key_MediaNext:
        ip.ki.wVk = VK_MEDIA_NEXT_TRACK; //следующий трек
        break;
    default:
        return;
        break;
    }
	//посылаем событие нажатия клавиши
    ip.ki.dwFlags = 0;
    SendInput(1, &ip, sizeof(INPUT));
    //а затем отжатия клавиши
    ip.ki.dwFlags = KEYEVENTF_KEYUP;
    SendInput(1, &ip, sizeof(INPUT));
#endif
}
Здесь и далее в примерах будут использоваться всего 3 клавиши. В конце статьи приведена таблица соответствия кодов.

Эмуляция нажатия клавиатуры в Linux


Для эмуляции клавиш в Linux, на мой взгляд, проще всего использовать библиотеку разработчиков libXtst (X11 Record extension library).
Для ее получения из пакетов необходимо выполнить команду:
sudo apt-get install libxtst-dev
Также будет необходимо подключить библиотеку в файле проекта:
unix:!macx:LIBS += -lXtst -lX11

В начале файла подключим необходимые заголовочные файлы и определим ряд констант, соответствующих кодам мультимедийных клавиш (дело в том, что в файле X11/keysymdef.h коды для мультимедийных клавиш отсутствуют).
#ifdef Q_OS_LINUX
    #include <X11/Xlib.h>
    #include <X11/extensions/XTest.h>
    #define XF86AudioLowerVolume   0x1008ff11
    #define XF86AudioMute                0x1008ff12 
    #define XF86AudioRaiseVolume   0x1008ff13
    #define XF86AudioPlay               0x1008ff14
    #define XF86AudioStop               0x1008ff15
    #define XF86AudioPrev                0x1008ff16
    #define XF86AudioNext                0x1008ff17
    #define XF86AudioPause            0x1008ff31
#endif

Код эмуляции в части Linux:
#ifdef Q_OS_LINUX
    unsigned int key;
    unsigned int keycode;
    switch (qtKey) {
    case Qt::Key_MediaPrevious:
        key = XF86AudioPrev;
        break;
    case Qt::Key_MediaTogglePlayPause:
        key = XF86AudioPlay;
        break;
    case Qt::Key_MediaNext:
        key = XF86AudioNext;
        break;
    default:
        return;
        break;
    }
    // подключаемся к X
    Display *display;
    display = XOpenDisplay(NULL);
    // получаем код клавиши
    keycode = XKeysymToKeycode(display, key);
    // эмулируем нажатие клавиши
    XTestFakeKeyEvent(display, keycode, 1, 0);
    // эмулируем отжатие клавиши
    XTestFakeKeyEvent(display, keycode, 0, 0);
    // очищаем буфер X
    XFlush(display);
    // отключаемся от X
    XCloseDisplay(display);
#endif

Эмуляция нажатия клавиатуры в Mac OS X


Попытки найти решение для MacOS X не приносили плодов (скупые примеры были написаны на Objective-C), до тех пор, пока в гугле не натолкнулся на статью с хабра Интеграция приложений Qt в среду Mac OS X (с использованием Cocoa и Objective-C++). Мне уже ранее попадалась англоязычная статья, в которой описывалось, как изолировать код C++ для использования в Objective-C приложении. Мне же нужно было совершенно противоположное — изолировать Objective-C код (который выполнял нужные мне функции, но в то же время на который ругался компиллятор). Все оказалось достаточно просто:
1. создал файл macx.mm и разместил в нем Objective-С код (при этом в файле проекта автоматически появилась строка
OBJECTIVE_SOURCES += macx.mm 

2. создал файл macx.h и разместил в нем объявление функции из macx.mm (добавив #include «macx.h» в macx.mm).
3. в файле проекта добавил подключение необходимых фреймворков, в частности:
macx:LIBS += -framework ApplicationServices -framework IOKit

4. Внутри макроса условной компиляции для Mac OS X добавил необходимые хидеры и macx.h.
5. В уже знакомой вам switch-case структуре вставил вызовы новоиспеченной функции.

Таким образом в начале файла у нас появилась конструкция для Mac OS X:
#ifdef Q_OS_MAC
    #include <ApplicationServices/ApplicationServices.h> //оставил для типа UInt8
    #include <IOKit/hidsystem/ev_keymap.h> //коды клавиш
    #include "mac.h" //определение функции для вызова Objective-C кода
#endif

В функцию sendKeyEventToSystem добавляется следующий код:
#ifdef Q_OS_MAC
    switch (qtKey) {
    case Qt::Key_MediaPrevious:
        HIDPostAuxKey( NX_KEYTYPE_PREVIOUS );
        break;
    case Qt::Key_MediaTogglePlayPause:
        HIDPostAuxKey( NX_KEYTYPE_PLAY );
        break;
    case Qt::Key_MediaNext:
        HIDPostAuxKey( NX_KEYTYPE_NEXT );
        break;
    default:
        return;
        break;
    }
#endif


Cодержимое файла mac.mm:
#import <Cocoa/Cocoa.h>
#import <IOKit/hidsystem/IOHIDLib.h>
#import <IOKit/hidsystem/ev_keymap.h>
#include "macx.h"

static io_connect_t get_event_driver(void)
{
    static  mach_port_t sEventDrvrRef = 0;
    mach_port_t masterPort, service, iter;
    kern_return_t    kr;
    if (!sEventDrvrRef)
    {
        // Get master device port
        kr = IOMasterPort( bootstrap_port, &masterPort );
        check( KERN_SUCCESS == kr);

        kr = IOServiceGetMatchingServices( masterPort, IOServiceMatching( kIOHIDSystemClass ), &iter );
        check( KERN_SUCCESS == kr);

        service = IOIteratorNext( iter );
        check( service );

        kr = IOServiceOpen( service, mach_task_self(),
                            kIOHIDParamConnectType, &sEventDrvrRef );
        check( KERN_SUCCESS == kr );

        IOObjectRelease( service );
        IOObjectRelease( iter );
    }
    return sEventDrvrRef;
}

void HIDPostAuxKey(const UInt8 auxKeyCode )
{
  NXEventData   event;
  kern_return_t kr;
  IOGPoint      loc = { 0, 0 };

  // Сообщение о нажатии клавиши
  UInt32      evtInfo = auxKeyCode << 16 | NX_KEYDOWN << 8;
  bzero(&event, sizeof(NXEventData));
  event.compound.subType = NX_SUBTYPE_AUX_CONTROL_BUTTONS;
  event.compound.misc.L[0] = evtInfo;
  kr = IOHIDPostEvent( get_event_driver(), NX_SYSDEFINED, loc, &event, kNXEventDataVersion, 0, FALSE );
  check( KERN_SUCCESS == kr );

  // Сообщение о отжатии клавиши
  evtInfo = auxKeyCode << 16 | NX_KEYUP << 8;
  bzero(&event, sizeof(NXEventData));
  event.compound.subType = NX_SUBTYPE_AUX_CONTROL_BUTTONS;
  event.compound.misc.L[0] = evtInfo;
  kr = IOHIDPostEvent( get_event_driver(), NX_SYSDEFINED, loc, &event, kNXEventDataVersion, 0, FALSE );
  check( KERN_SUCCESS == kr );
}

Заключение:

Для меня было немного странно, что до сих пор не существует открыто доступной кроссплатформенной библиотеки, позволяющей выполнять отправку сообщений (в том числе события клавиатуры, мыши и д.р.). Во всяком случае мне такую библиотеку так и не получилось найти. Представленный код далек от совершенства (представляю, как разрастется switch-case последовательность при добавлении новых клавиш). Но тем не менее пусть это будет небольшой вклад в общую копилку базы знаний о написании кросплатформенных приложений.
В ходе работы над статьей было замечено, что VirtualBox перехватывает нажатия мультимедийных клавиш (проверялось на Ubuntu — c «железа» все работало). Данного недостатка лишена WMWare (проверялось на Mac OS X).

Приложение: Перечень мультимедийных клавиш и их определений (с помощью #define).

Qt::Key Windows Linux Mac OS X
Qt::Key_VolumeDown VK_VOLUME_DOWN XF86AudioLowerVolume NX_KEYTYPE_SOUND_DOWN
Qt::Key_VolumeMute VK_VOLUME_MUTE XF86AudioMute NX_KEYTYPE_MUTE
Qt::Key_VolumeUp VK_VOLUME_UP XF86AudioRaiseVolume NX_KEYTYPE_SOUND_UP
Qt::Key_BassBoost
Qt::Key_BassUp
Qt::Key_BassDown
Qt::Key_TrebleUp
Qt::Key_TrebleDown
Qt::Key_MediaPlay VK_MEDIA_PLAY_PAUSE XF86AudioPlay NX_KEYTYPE_PLAY
Qt::Key_MediaStop VK_MEDIA_STOP XF86AudioStop
Qt::Key_MediaPrevious VK_MEDIA_PREV_TRACK XF86AudioPrev NX_KEYTYPE_PREVIOUS
Qt::Key_MediaNext VK_MEDIA_NEXT_TRACK XF86AudioNext NX_KEYTYPE_NEXT
Qt::Key_MediaRecord
Qt::Key_MediaPause XF86AudioPause
Qt::Key_MediaTogglePlayPause VK_MEDIA_PLAY_PAUSE XF86AudioPlay NX_KEYTYPE_PLAY

Ссылки по теме:
1. Существующие подходы к решению проблемы: C++ (Qt) cross-platform library for simulating keyboard input, sendkeys, send kestrokes, etc
2. Описание функции SendInput и перечень кодов клавиатуры на сайте MSDN.
3. Simulating Mediakey Presses in C & X11 — в статье описывается, как в Linux с помощью утилиты «xev» (в Ubuntu: «sudo apt-get install x11-utils») можно узнать коды клавиш, а также в дополнение статья с archlinux.org.
4. Эмуляция мультимедийных клавиш в MacOS X на языке программирования Python.
Tags:
Hubs:
+26
Comments 0
Comments Leave a comment

Articles