Pull to refresh

Методы распознавания текста

Reading time6 min
Views117K
Буквально вчера прошла 61-я студенческая научная конференция в Южном Федеральном Университете в городе Таганроге, на которой я представлял доклад по методам распознавания текста на графических изображениях. И хотелось бы поделиться этим с еще большим количеством слушателей и читателей. Кому интересно почитать про велосипеды студента-новичка в этой области, прошу под кат.
Картинки и кусочки кода присутствуют.

Немного теории

Тема распознавания текста попадает под раздел распознавания образов. И для начала коротко о самом распознавании образов.
Распознавание образов или теория распознавания образов это раздел информатики и смежных дисциплин, развивающий основы и методы классификации и идентификации предметов, явлений, процессов, сигналов, ситуаций и т. п. объектов, которые характеризуются конечным набором некоторых свойств и признаков. Данное определение нам дает Wikipedia.

Также она утверждает, что можно выделить два основных направления
  • Изучение способностей к распознаванию, которыми обладают живые существа, объяснение и моделирование их;
  • Развитие теории и методов построения устройств, предназначенных для решения отдельных задач в прикладных целях.

Моя работа в рамках курсовой работы проводилась именно в направлении второго пункта.

Итак, моя тема — это распознавание текста на графических изображениях и сейчас говорить о важности данного подраздела не приходиться. Всем давно известно, что существуют миллионы старых книг, которые хранятся в хранилищах строгого режима, доступ к которым имеет только специализированный персонал. Использование этих книг запрещено по причине их ветшалости и дряхлости, так как возможно, что они могут рассыпаться прямо в руках читателя, но знания которые они хранят, представляют, несомненно, большой клад для человечества и поэтому оцифровка этих книг столь важна. Именно этим в частности занимаются специалисты в области обработки данных.

Приблизимся еще ближе к теме распознавания текста. Следует заметить, что под распознаванием текста обычно понимают три главных метода.
  • Сравнение с заранее подготовленным шаблоном;
  • Распознавание с использованием критериев, распознаваемого объекта;
  • Распознавание при помощи самообучающихся алгоритмов, в том числе при помощи нейронных сетей.

Также следует сказать, что распознавание текста почти всегда идет в купе с обнаружением текста на изображении, но так как я не ставил этой цели, этап обнаружения был опущен и заменен на легкую предобработку.

Теперь о самой работе. Было написано приложение, способное распознавать текст при использовании изображений высокого либо среднего качества, со слабым шумом либо без него. Приложение способно распознавать буквы английского алфавита, верхнего и нижнего регистра. Изображение подается для распознавания непосредственно из самого приложения.

Фильтрация и обработка

Так как этап обнаружения был опущен и вставлен этап предобработки то изображение в большинстве своем выглядит следующим образом.

Данное изображение обрабатывается двумя фильтрами. Медианным и монохромом. В приложении использовалась измененная версия медианного фильтра с увеличением значения компоненты красного цвета.
Медианный фильтр
public static void Median(ref Bitmap image)
            {
                var arrR = new int[8];
                var arrG = new int[8];
                var arrB = new int[8];
                var outImage = new Bitmap(image);

                for (int i = 1; i < image.Width - 1; i++)
                    for (int j = 1; j < image.Height - 1; j++)
                    {
                        for (int i1 = 0; i1 < 2; i1++)
                            for (int j1 = 0; j1 < 2; j1++)
                            {
                                var p = image.GetPixel(i + i1 - 1, j + j1 - 1);

                                arrR[i1 * 3 + j1] = ((p.R + p.G + p.B) / 3) & 0xff;
                                arrG[i1 * 3 + j1] = ((p.R + p.G + p.B) / 3) >> 8 & 0xff;
                                arrB[i1 * 3 + j1] = ((p.R + p.G + p.B) / 3) >> 16 & 0xff;
                            }
                        Array.Sort(arrR);
                        Array.Sort(arrG);
                        Array.Sort(arrB);

                        outImage.SetPixel(i, j, Color.FromArgb(arrR[3], arrG[4], arrB[5]));
                    }

                image = outImage;
            }

Данный фильтр применятся для минимизации шума и смазывания острых краев букв (засечек и т.п.). После этого изображение обрабатывает монохром. То есть происходит четкая бинаризация, при этом границы букв четко фиксируются.
Монохром
public static void Monochrome(ref Bitmap image, int level)
            {
                    for (int j = 0; j < image.Height; j++)
                    {
                        for (int i = 0; i < image.Width; i++)
                        {
                            var color = image.GetPixel(i, j);
                            int sr = (color.R + color.G + color.B) / 3;
                            image.SetPixel(i, j, (sr < level ? Color.Black : Color.White));
                        }
                    }
            }

Сегментация

После предобработки в процессе распознавания происходит сегментация изображения. Опять-таки, так как этап обнаружения опущен, то для процесса сегментации принята следующая эвристика. Предполагается, что предложения текста расположены горизонтально и не создают пересечений друг с другом. Тогда задача сегментации не составляет труда.
Задается среднее значение расстояния между двумя буквами в слове. После этого изображение делится на строки путем поиска полных белых полос. Далее эти полосы делятся на слова путем поиска белых полос определенной ширины. После всего этого выделенные слова передаются на заключительный этап, и они делятся на буквы. Таким образом на выходе модуля сегментации мы имеет весь текст представленный изображениями букв этого текста.

Непосредственно перед распознаванием изображение нормализуется и приводится до размеров шаблонов, подготовленных заранее.

Далее наступает сам процесс распознавания. Для пользователя имеется два выбора, при помощи метрик и при помощи нейронной сети.

Распознавание

Рассмотрим первый случай — распознавание при помощи метрик.

Метрика – некоторое условное значение функции, определяющее положение объекта в пространстве. Таким образом, если два объекта расположены близко друг от друга, то есть похожи (например, две буквы А написанные разным шрифтом), то метрики для таких объектов будут совпадать или быть предельно похожими. Для распознавания в этом режиме была выбрана метрика Хэмминга.

Метрика Хэмминга – метрика которая показывает, как сильно объекты не похожи между собой.

Данную метрику часто используют при кодировании информации и передаче данных. Например, после сеанса передачи на выходе имеется следующая последовательность бит (1001001), также нам известно, что должна прийти другая последовательность бит (1000101). Мы вычисляем метрику путем сравнения частей последовательности с соответствующими местами из другой последовательности. Таким образом метрика Хэмминга в нашем случае равна 2. Так как объекты отличаются в двух позициях. 2- это степень непохожести, чем больше, тем хуже в нашем случае.
Следовательно, чтобы определить какая буква изображена нужно найти ее метрику со всеми готовыми шаблонами. И тот шаблон, чья метрика окажется наиболее близкой к 0 будет ответом.

Но как показала практика подсчет одной лишь метрики не дает положительного результата, так многие буквы похожи между собой. например «j» «i», что приводит к ошибочному распознаванию.

Тогда было принято решение придумать новые метрики, позволяющие разграничить некоторое множество букв в отдельный класс. В частности, были реализованы метрики (Отражения горизонтального и вертикального, преобладания веса горизонтального и вертикального).

Экспериментом было выяснено, что такие буквы как «H» «I» «i» «O» «o» «X» «x» «l» обладают суперсимметрией (полностью совпадают со своими отражениями и значимые пиксели распределены равномерно по всему изображению), поэтому они были вынесены в отдельный класс, что сокращает перебор всех метрик примерно в 6 раз. Аналогичные действия были проведены в отношении других букв. В среднем уменьшение перебора достигает примерно 3 раза.
Также есть уникальная буква такая как «J», которая находится в своем классе одна, и значит идентифицируются однозначно. Далее, для каждого класса высчитывается метрика Хэмминга, которая на данном этапе дает лучшие показатели чем при прямом применении.
При создании шаблонов использовался шрифт «consolas», поэтому, если распознаваемый текст написан этим шрифтом, распознавание имеет точность порядка 99 процентов. При изменении шрифта, точность падает до 70 процентов.

Второй способ распознавания – при помощи нейронной сети.

Что такое нейронная сеть и в биологическом понимании, и в математическом я рассказывать не буду, так как данного материала полно в интернете и повторять его не хочется. Сказать лишь можно то, что в математическом смысле нейронная сеть — это лишь модель биологического определения.

Существуют также множества разновидностей этих моделей. В своей работе я использовал однослойную сеть Кохонена.
Принцип работы нейронной сети таков, что поучив на входной слой нейронов новое изображение сеть реагирует импульсом того или иного нейрона. Так как все нейроны поименованы значениями букв, следовательно, среагировавший нейрон и несет ответ распознавания. Углубляясь в терминологию сетей можно сказать, что нейрон помимо выхода имеет также множество входов. Данные входы описывают значение пикселя изображения. То есть, если имеется изображение 16х16, входов у сети должно быть 256.

Каждый вход воспринимается с определенным коэффициентом и в результате, по окончанию распознавания на каждом нейроне скапливается определенный заряд, чем заряд будет больше тот нейрон и испустит импульс.

Но что бы коэффициенты входов были правильно настроены необходимо сначала обучить сеть. Этим занимается отдельный модуль обучения. Данный модуль берет очередное изображение из обучающей выборки и скармливает сети. Сеть анализирует все позиции черных пикселей и выравнивает коэффициенты минимизируя ошибку совпадения методом градиента, после чего определенному нейрону сопоставляется данное изображение.
Обучение
public void Teach(Bitmap img, Neuron correctNeuron)
            {
                var vector = GetVector(img);
                for (int i = 0; i < vector.Length; i++)
                {
                    vector[i] *= 10;
                    correctNeuron.Weigths[i] = correctNeuron.Weigths[i] + 0.5 * (vector[i] - correctNeuron.Weigths[i]);
                }
             }

По окончанию обучения каждый нейрон похож на холст художника, где на местах в которых чаще всего встречались черные пиксели наиболее темная краска (значение заряда больше), а там, где реже совсем светлый тон.

Все коэффициенты выровнены и готовы воспринимать изображения.
Точность распознавания при этом методе достигает 80 процентов. Следует заметить, что точность распознавания зависит от обучающей выборки, как от количества, так и от качества.

Очень помогли при написании приложения:
Сети Кохонена для чайников
Курс лекций от Яндекса

P.S. Хотелось бы услышать конструктивную критику по поводу стиля написания, манеры представления и полноты освещения.
Tags:
Hubs:
+4
Comments6

Articles

Change theme settings