Пользователь
0,0
рейтинг
30 апреля 2014 в 20:25

Разработка → Linux для профессионалов: видео-монтаж (и немножко композинг) tutorial

Привет коллеги. Думаю, пришло время продолжить начатый некогда цикл «Linux для профессионалов». Сегодня я бы хотел рассказать о монтаже видео на примере ролика, который мы сняли прошлым летом для нашей пражской затеи с электронным GPS аудио-путеводителем.

Собственно ролик (если быть точным, то это демонстрационный мини-фильм).



Весь цикл постобработки и монтажа выполнен с использованием программного обеспечения под управлением ОС Linux.

По-правде говоря, есть один нюанс. Я для подготовки титров сперва использовал AI, запущенный под Wine. Связано это было отчасти с тем, что я, будучи скован врененными рамками, не уделил должное внимание поиску native альтернатив. В действительности, как оказалось, такая альтернатива, вполне лежащая на поверхности, существует. Ниже расскажу подробнее.

Итак, по-порядку.

Вдаваться в съемочный процесс, полагаю, особого смысла нет. Единственное, наверное, стоит сказать, что снимали мы на Canon EOS 600D со стандартной прошивкой, для записи звука использовали проводной микрофон-петличку подключенную непосредственно к камере.



Надо отметить, что я несколько волновался по поводу качества звука, потому как визуального монитора в стандартной прошивке нет, равно как прямого выхода для наушников. Более того, при прослушивании тестового звука на площадке были заметны, как нам показалось, перегрузки. Поэтому мы решили уменьшить чуть уровень. Как выяснилось позднее — напрасно. В файлах звук был заметно ниже среднего уровня. А тот файл, что мы записали в начале, демонстрировал вполне нормальный уровень звука без перегрузок.

Вообще говоря, если вы намереваетесь снимать профессиональное видео на любую Canon DSLR, я бы рекомендовал использовать Magic lantern. В нашем случае я откровенно упустил этот момент, отчасти, будучи занят изобразительными и организационными задачами и желанием успеть все снять в солнечную погоду.

В итоге, после двух дней съемок мы сгоревшие под палящим солнцем, но, в целом, довольные результатом, получили 10GB HD материалов в качестве 1080p сжатые кодеком H.264.


Подготовка материала



Если вам когда-либо доводилось работать с футаджем HD 1080p, вы, должно быть, знаете, насколько неповоротлива бывает монтажка, если только железо не обеспечивает обработку нескольких потоков H.264 одновременно. Поэтому для того, чтобы облегчить процесс, стоит предварительно переконверитровать весь материал в какой-нибудь более удобоваримый кодек и снизить разрешение, с тем, чтобы позднее «подменить» файлы на оригинальные и «посчитать» фильм в окончательном варианте.

Я решил, что оптимальнее всего будет сконвертировать в старый-добрый DV50 widescreen, покуда сей кодек не предусматирвает межкадровой интерполяции и хорошо себя зарекомендовал в работе с Kdenlive. Последнюю я давно использую для монтажа и считаю его лучшим профессиональным Open Source монтажным инструментом.

В общем недолго думая я зарядил конвертацию:

#/bin/bash
if [   $# -lt 2  ]; then
	echo "Video HD > PAL converter."
	echo "Usage: $0 <target directory> l"
	echo "c -- convert, l -- file list"
else
	mkdir "$1/PAL"
	ls "$1" | grep -E .MOV | while read file; 
	do
		if [ "$2" == "c" ]; then  
			avconv -i "$1/$file" -target pal-dv50 -aspect 16:9 -threads 0 "PAL/$file"
		fi
		if [ "$2" == "l" ]; then  
			echo "$1/PAL/$file"
		fi
	done
fi


Kdenlive не имеет свойственных Adоbе продуктам ограничений на кодеки. Все, для чего у вас в системе установлены кодеки, будет подгружаться и проигрываться. Но справедливости ради, нужно отметить, что всевозможные не предназначенные для нелинейной обработки форматы кодирования могут привести к падению монтажки. Что же является большим плюсом — Kdenlive умеет самостоятельно сохранять и восстанавливать проект после падения. Однако, при любом раскладе, хорошей практикой будет периодическое нажимание кнопки «save» после каждого ключевого этапа. Впрочем, очевидно, это само собой разумеющийся совет.

Небольшое отступление, имеющее свой целью продемонстрировать, насколько более гибкий подход обеспечивает использование Open Source продуктов выполненных в соответствии с POSIX стандартами.

Некоторое время назад в сообществе ru_filmmaker коллега задал вопрос: как превратить 720p 25 fps с полукадрами в 1080p 50 fps без полуполей. Мол, по недосмотру сняли часть не в том качестве. Что делать теперь — не очень понятно. Ситуация усугублялась еще, насколько я понимаю, необходимостью обработать некотрое количество такого материала. Как пишет сам автор, выяснилось, никаких стандартных способов делать это силами продуктов Adоbе нет. Во всяком случае сколько бы то ни было прямолинейный способ сделать это отсутствовал. Причина этого понятна, есть стандартные задачи. В рамках стандартных задач инструментарий предоставляет решения встроенные в монолитный интерфейс. Такой подход предполагает недюжие профитические умения у разработчиков. Ведь действительно, тебе нужно предполагать все способы использования твоего инструментария, чтобы «закрыть» все гипотетически возможные нюансы. Другое дело POSIX. Не связанный напрямую набор инструментов дает возможность решать практически любые задачи.

Я было сперва решил предложить простой bash скипт, который разбивает видео на кадры, потом с помощью ImageMagic делит каждый кадр на полуполя, сохраняет и собирает итоговый ролик. Однако быстро обнаружил, что эта задача решается одной строкой с помощью ffmpeg, о чем и проинформировал автора вопроса там же.

Или вот еще. Вы, к примеру в курсе, что Kdenlive хранит монтажный лист в XML и позволяет «рендерить» фильм из командной строки? Любой пытливый экспериментаторский ум тут же рождает массу идей по поводу того, как это можно использовать :)


Итак, видео у нас готово. Надо монтировать.


Монтаж



Как я уже написал выше, для монтажа я использую Kdenlive. Я в свое время, попробовал множество разных инструментов, и могу сказать, что, по моему мнению, Kdenlive на сегодняшний день — лучший. Есть еще претендующий на сопоставимый уровень OpenShot. Но пока он ни по уровню исполнения ни по интерфейсу не дотягивает до Kdenlive даже близко. Kdenlive же — можно сказать, признанный стандарт. И, судя по уровню обсуждений на форуме сайта проекта, делают его ребята «съевшие не одну собаку» в производстве видео.

Поскольку задача обучения использованию инструментария выходит за рамки задач настоящей серии публикаций, описывать весь процесс монтажа я не стану. Он прост и в целом для любого человека, владеющего навыками работы с любом другим монтажным продуктом (FinalCut, Adobe Premiere, Avid), никаких особых сложностей не представляет. На мой субъективный взгляд, интерфейсно Kdenlive наиболее схож с Final Cut.

Моменты, на которые я бы хотел обратить внимание:
а) В новой версии Kdenlive появилась возможность загружать не только секвенции с альфа-каналом но и прозрачные (32 bit) AVI, сохраненные без компрессии. Что я успешно использовал для создания титров (об этом ниже)
б) После подмены клипов на оригинальные (об этом так же будет рассказано ниже), фрагменты, в которых была изменена скорость проигрывания, по какой-то причине сжимаются. Решается это изменением параметров на оригинальные и обратно.



Звук



Для обработки звука я использую отлично зарекомендовавшую себя Audacity. Там есть в принципе все, что нужно звукоинженеру + большое количество дополнительных фильтров написанных сторонними разработчиками.

В нашем ролике присутствует пара «ветреных» кадров. Соответственно, я решил немного подправить частотные характеристика звука в этих фрагментах, с тем, чтобы, по-возможности, маскировать шум ветра и выделить голос. + чуть обработал весь звук компрессором, чтобы добиться б/м приемлемого звучания на маленьких колонках и встроенных в карманные смартфоны динамиках.


Пост-обработка видео



После съемок выяснилось, что чувствительная кожа нашей актрисы на солнце стала совсем оранжевой и местами покрылась, простите за подробности, весьма заметными прыщиками, которые я решил подретушировать. Этот этап оказался самым кропотливым.

Будучи персонажем пытливым, я решил, что я не буду отступать от выбранной парадигмы и попробую решить эту задачу средствами имеющегося для Linux ПО. В общем провозившись день с изучением всех возможных новинок и поняв, что в этом аспекте ничего принципиально с 2007-го года не поменялось, я решил, что единственный способ, который мне остается, это воспользоваться AE запущенным под Wine.

Надо отметить, что Open Source композинг в Linux по-прежнему остается камнем преткновения. Т.е. нет, есть конечно Nuke. Nuke, к слову, настолько великолепный инструмент, что многие его ставят на голову выше вообще всего ПО для кино-видео композинга, существующего на сегодняшний день. И я эту точку зрения безоговорочно разделяю. Но! Nuke — проприетарный и коммерческий продукт. Увы. Так что этот вариант я оставил покамест также.

Еще есть Встроенный в Blender node композитор. Он великолепен во всем. Кроме отсутствовавшего на тот момент трекинга. В последней версии трекинг наконец-то появился. Но прошлой осенью его там еще не было в помине. Стало понятно, что выход один — AE под Wine.

После ознакомления с базой Wine выяснилось, что лучше всего себя ведет версия 6.5. А у меня как-раз осталась с давних времен CD от Adobe AE 6. Покопавшись в сети я обнаружил, что Адоб имеет открытый FTP со старыми экземплярами ПО, чем я и воспользовался.

Долго ли, коротко ли, но дело заспорилось.


AE запущенный в окружении Mate (ex Gnome)

Однако, после некоторых упражнений выяснилось, что АЕ по каким-то причинам время от времени, таки, падает во время рендера. Место сбоя было все время разным, что навело меня на мысль о том, что дело тут не в исходниках и не в таймлайне. В общем, покопавшись в Сети я нашел-таки причину и поспешил поделиться с посетителями winehq, теперь вот делюсь и с уважаемыми читателями этой статьи:

Советы:
1. чтобы избавится от настырных падений нужно сделать следующее: нажать Shift key + выделить Edit -> Preferences… там появится подраздел «Secret». В открывшемся окне вписать волшебное значение «20» и закрыть окно. После этого все будет работать как часы :)
2. по умолчанию AE использует только 2ГБ (при любом объеме установленной у вас памяти), чтобы выделить больше, надо в boot.ini прописать команды /PAE и /3GB


Оригинал, к слову, уже почил в «в конденсате Энштейна-Бозе». Впрочем, нашелся еще пруф на Creative Cow.

Далее все было элементарно. Я «сдул пыль» со старого софта. Все заработало и удивительным образом резво. Я нарисовал статику в InkSkape, после чего экспортировал все в EPS. Втянул в AE и сделал анимацию. Результирующее видео посчитал без компрессии в 32bit AVI с альфаканалом.

Тут надо сделать некоторое отступление. Дело в том, что я, как уже было сказано выше, торопился выложить видео на сайт, и не удосужился исследовать вопрос достаточно досконально. Однако, спустя какое-то время, а если быть точным, то непосредственно перед новым годом, читая ленту новостей DigiLinux я наткнулся на очередную заметку про Synfig. Поскольку мультипликационная анимация всегда находилась несколько на периферии моих профессиональных интересов, я никогда особо не обращал внимание на этот проект. Т.е. я знал, что он есть и, если судить про скриншотам и частоте появления заметок о нем тут и там, это какой-то вполне себе популярный продукт. Но… и тут меня осенила мысль. А что если попробовать это дело в качестве композера для титров.

В общем, не долго думая, я поставил Synfig, и, что вы думаете… Так все и оказалось. Synfig оказался вполне приемлемым для такого рода затеи. Ура! задача решена. Я как раз планировал сделать upgrade ролика, приделать финальный «пэкшот», подкрутить цвета и выложить наконец ролик на сервер напрямую в хорошем качестве, минуя рекомпрессию Vimeo и за одно избавившись от зависимости от Flash и назойливых логотипов поверх картинки. Так что находка оказалась как нельзя кстати.

В общем, я поковырялся, и сделал-таки титры в Synfig.

Все же надо отметить, что задача эта оказалась не из легких. После AE интерфейс Synfig весьма непривычен. И все, что касается работы с ключевыми кадрами и с нелинейными таймингами, на мой взгляд, оставляет все еще желать. Но, тем не менее, в рамках поставленной задачи решение было найдено. На выходе я получил обычную секвенцию PNG c альфаканалом, которую без труда сконвертировал в те же 32-битные авишки с помщью ffmpeg.

Примечание:
Если вы медиа-дизайнер работающий в Linux, то наверняка, так же как и я, используете InkScape для векторной графики. В новой версии Synfig появился долгожданный импорт SVG. Однако, как показала практика, работает он странным образом. Т.е. все скомбинированные объекты «разваливаются» при экспорте на части. Решение: используйте вместо этого плагин для InkScape. Он сохраняет в оригинальный Synfig sif формат.


После того, как я «подриховал» прыщики и подготовил новые титры, оставалось только собрать финальный вариант.


Монтаж ролика Electronic Tour Guide в Kdenlive

В начале статьи я упомянул, что я использовал пересчитанные фрагменты. Так вот, я было уже приготовился к каким-то неполадкам после замены, но процедура обратной замены оказалась на удивление простой. Как и многие современные Open Source приложения, Kdenlive сохраняет монтаж в структурированный XML файл. Т.е это банальный текстовый файл удобный для просмотра, анализа и «парсинга» сторонними приложениями. Так что я просто открыл сохраненный монтаж в текстовом редакторе pluma и по шаблону заменил все пути на ведущие к HD исходникам.

После загрузки я поменял формат кадра и единственное, что обнаружил — это проблема с изменением размеров, упомянутая выше. После исправления размера оставалось только «посчитать» видео с разными кодеками и выложить ролик на сервер.


Это мы в процессе :)




Cъемки эпической киноленты про наш пражский GPS аудио-гид


Пражский GPS путеводитель, продолжение съемок


Съемочная команда



Юля Беленькова турист-рассказчица
Евгений Епифанцев оператор
Юрий Яковлев ассистент и фотограф
Дмитрий Шальнов копирайтер, режиссер и монтажер эпической киноленты :)

Специальная благодарность: Михаилу Спивакову за редактуру перевода, а так же Алине Казакевич за участие в предварительных съемках.



Список использованного и упомянутого Open Source программного обеспечения



  • Kdenlive — видео-монтаж
  • FFmpeg — полнофункциональны консольный инструмент для обработки видео.
  • Audacity — редактирование и обработка звука
  • Wine — Windows API транслятор и набор библиотек, позволяющий запускать Win приложения в POSIX совместимых операционных системах (таких как Linux, Mac OSX, & BSD) в native режиме.
  • Blender — профессиональный инструмент для композинга и работы с 3D графикой
  • Synfig — инструмент для создания двумерной векторной анимации
  • InkScape — инструмент для работы с векторной графикой
  • SIF exporter — плагин для сохранения SIF файлов из InkScape.
  • Magic Lantern — альтернативная прошивка с расширенным набором видео-возможностей и открытым исходным кодом, предназначенная для запуска на камерах Canon EOS.



Полезные ссылки





P.S. Ролик добавленный в статью — это Vimeo, покуда Хабра, увы, не поддерживает добавление html5 video напрямую. Так что качество компрессии тут заметно хуже. Если хотите посмотреть оригинал — он на сайте проекта Electronic Tour Guide.
Dmitry Shalnov @aureliano_b
карма
165,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (60)

  • +3
    Отличная статья!
    Правильно ли я понимаю, что под словом «титры» вы понимаете субтитры? Вы можете использовать Aegisub для этого. Он может делать очень красивые вещи, с ним легко работать.
    Я тоже недавно использовал Kdenlive для некоторых вещей, в частности, ремастерил опенинг Ippatsu Kikimusume (вставил вместо заблюренного видеоклипа более-менее приличный, и наложил субтитры из оригинального маской).
    Вот что вышло: оригинал, ремастер.

    Что не понравилось: Kdenlive вылетал раза 4, но всегда все сохранял, и настройки рендеринга не очень, приходилось рендерить в h264 10000kbit/s, а потом уже полученный файл кодировать с crf через ffmpeg. Еще было довольно проблематично выбрать правильный PAR для одного видеофайла: то по вертикали черные полосы, то по горизонтали, то ресайзится.
  • +4
    А разве современный телефон с gps не заменяет Electronic Tour Guide? Можно ведь было реализовать полностью программно.
    • +1
      Тоже подумал что при нынешнем уровне распространения смартфонов делать такие девайсы — уже прошлый век. Там и карта полноценная и фотки для более точного позиционирования, а то на том же пражском старомаке — достопримечательность на каждые 10 градусов изменения азимута…
      Но это офтопик конечно, статья про софт замечательная!
      • +1
        спасибо на добром слове :)

        насчет «прошлый век», это вы нашим клиентам расскажите :) которые приходят, потому что им кто-то порекомендовал в прошлом году. И партнерам в других городах, которые эту штуку внедояют у себя в настоящий момент.

        Ну и встртимся с вами лет через пяток, когда все эти карманные комбайны наконец преврятся в отдельные гаджетики заточенные под конкретные задачи, и так до тех пор, пока еще через лет 10 они все окнчательно не растворятся в повседневных объектах и материалах.
        • 0
          Мир огромен, понятно что найдутся клиенты на любой товар, знаете сколько жигулей до сих пор продается? )) Но это ж не аргумент чтобы назвать их современной качественной машиной.
          Такая штука хороша в музее, в городе как-то уже не то.
          Собственно интересно было бы услышать аргументы против смартфонов. А вижу уже ниже есть… ))
          • 0
            «музейный» вариант, у нас, к слову, тоже готовится. Пока по единичному заказу правда. Думаю, надо будет отдельно расскзать об этой затее. Там реализован интересный способ нахождения распложения внутри помещения. Думаю, что никто так пока не делал. Но, с другой стороны, я пока толком сам его не протестировал, так что, возможно в реальных условиях будут и лаги и придется вернуться к стандартным NFC меткам.
      • +1
        На хабре про этот гид (или про очень похожий девайс) уже была. В качестве аргументов «за», в основном, выступает объём информации, который необходимо хранить (гигабайты) потенциально без интернета и время автономной работы (взял в прокате гид, поюзал, вернул, не заряжал ничего ни разу).
      • 0
        Да ладно, в этом и плюсы есть. Мысль, конечно, такая возникала но все же. Сейчас далеко не у каждого есть смартфон, подходящий для запуска гида. Далеко не каждый из тех, у кого он есть, способен сделать покупку в магазине приложений и даже не всегда попытка установки гида может завершится удачно (места, например, не хватит), в некоторых смартфонов GPS отвратительно работает. Одни подводные камни, а тут, считай, предлагают решение «под ключ». В этом и победа.
    • +2
      ну это распространенный вопрос от представителя IT сообщества. Специально для вас electronictourguide.com/ru/faq

      если кратко:
      а) проблема доставки контента (у нас сейчас почти 16 ГБ контента, вы можете себе представить, как это может работать в формате смартфона?)
      б) проблема прожорливости смартфонов и GPS модулей
      в) проблема сохранности контента от копирования и распространения
      г) проблема ограниченности аудитории. Это вам кажется, что все пользуются айфонами и андроидами. Мы проводили опрос. На поверку таких среди туристов в Праге от силы процентов 30. К тому же психологически проще взять и вернуть простое в исползьовании устройтство без необходимости что-то скачивать и устанавливать, особенно если ты не пользуешься сматртфоном и предпочитаешь носить с собой простой гаджет. Или ты пенсионер, которому эти все технические новшества — как пятое колесо телеге :)

      да и, по-правле говоря, мне не нравится идея носить с собой кирпич. Я вот, к примеру, пользуюсь в основном Сименс С55 и счастлив невероятно. Батарея работает нескоько дней, несмотря на старость. А наше устройство приятное на ощупь. Небольшое, заточено только для прогулок. Чистый Дзен :) Все, кто пользовался, в восторге!
      • 0
        у нас сейчас почти 16 ГБ контента, вы можете себе представить, как это может работать в формате смартфона?)

        Не всем нужен весь контент сразу. Можно разбить по городам/странам где каждый сможет скачать нужный. Вайфай есть везде. Например во время поездки в кафе загрузить альбом «париж» не составит труда.
        В таком случае, кстати, можно легко обновлять контент. Что приходится делать вашим клиентам в случае если у вас появился новый контент?

        проблема сохранности контента от копирования и распространения

        Отреверсить вашу железку не сильно труднее чем выковырять контент из приложения.

        проблема прожорливости смартфонов и GPS модулей

        Про три часа работы смартфонов, это вы загнули явно.
        • +2
          это только по Праге 16 :)

          да какое там 3 часа. после года эксплуатации батареи айфон еле полтора часа в режиме итенсивного использвания GPS держит.

          контент мы обновляем сами. Т.е мы не продаем железки в розницу, как вы, возможно, подумали. Сдаем в аренду туристам. Доставка в отель или по месту проживания.
          • +1
            А откуда 16 gb? На сайте сказано про 8 часов аудио, а это 350 Mb в mp3 + 1 Mb waypoints.

            Но идея хорошая, правда, по моему опыту использования аудио-гидов: почти никогда я не могу дослушать всё до конца и потом очень жалею, что нет какого-то сайта, с помощью которого я могу бы продолжить прослушивание в отеле или дома потом.

      • 0
        из всех пунктов по сути разумный только последний, он же ваш главный враг. Вы нашли себе срез аудитории которым нравится девайс с одной кнопкой. Тем самым сузив радиус бизнеса с размера «планета» до тех кто пришел в офис в Праге. Это партизанский бизнес -съесть остаток от тех гидов которые успешно продаются в известных смартфонных магазинах, решив так называемые проблемы а, б, в… Кажется еще лет 5 назад на айфоне пользовался Lonely Planet… ;)
        • 0
          мне мой внутренний маркетолог (и практически 20летний опыт работы в рекламе) подсказывает, как раз, что точечная сегментация — залог точного попадания в целеую группу при минимуме затрат на паблисити. Читайте Аренса.
  • +2
    «Результирующее видео посчитал без компрессии в 32bit AVI с альфаканалом.»

    Настоятельно не рекомендую рендерить что-либо в AVI, mov с альфаканалом и т.д. в процессе работы. Используйте tiff, tga сиквенции. 32 Бит — зачем вам они? из этой DSLR выходит 8 битное изображение. Ну хорошо, допустим, вы при помощи 5DtoRGB, или ffmpega выдали 10 битные dpx, этого просто за глаза. Можно tiff рендерить с lzw компрессией, как например, для сохранения места. PNG не плохо себя зарекомендовал очень давно для рендера с альфой — для 8 бит за глаза.

    • 0
      смею предположить, что вы не очень хорошо представляете себе то, о чем пишете. Разьясните подробнее, пожалуйста
      а) что вы подразумеваете под репликой «DSLR выходит 8 битное изображение»
      б) чем отличается некомпрессированный поток сложенный в AVI от потока в секвенции?
      • +1
        Смею настоять что я специалист и очень даже неплохой, с очень даже большим опытом.
        Я именно то и подразумеваю что домашние зеркалки выдадут вам 8 бит цвета. Как вы там ни обзывайте и не считайте- будет 8 бит, Если я подниму гамму в черном — будет заразано ( там будет 0 — нет деталей), а в белом тоже будет зарезано.
        Советую почитать, я может не точно выразился и товарищ внизу рассказывает пто 32 бита в ави файле, которые никому в продакшине просто не нужны, даже если он 100 раз будет прав.
        en.wikipedia.org/wiki/Color_depth
        с AVI работать небезопасно. Если ваш рендер оборвется — то придется рендерить заново. Но ето все пол беды. Все можно отсчитать в секвенции — во первых будет выбор 8/10/12/16/32 бита — все зависит от задач. Секвенцию быстрее загрузить в память чем ави файл. Все софты для VFX проще и лучше работают с сиквенциями. И еще много чего. Это просто не тот формат которй подходит для таких вещей.

        Ваш путаница с инженерным описанием, а не с точки зрения изображения или произвидства.
        В этом и проблема — софта много, уроков тоже, но систематического подхода в образовании нет, вот потом видим статьи как ваши. Вы не обижайтесь — просто от подобных изысканий больше вреда и путанницы.
        Честно положа руку на сердце — что тут такого про линукс? ссылки на софт?
        • –1
          дружище, я уважаю ваше желание продемонстрировать собственную компетентность, но позвольте, все же, с вами не согласиться. Вот вам цитата из официальной спецификации msdn.microsoft.com/en-us/library/dd318189(VS.85).aspx

          If the stream-header data ('strd') chunk is present, it follows the stream format chunk. The format and content of this chunk are defined by the codec driver. Typically, drivers use this information for configuration. Applications that read and write AVI files do not need to interpret this information; they simple transfer it to and from the driver as a memory block.


          Я отнюдь не апологет никаких техник или форматов, как это может показаться. Просто предпочитаю предметное обсуждение по существу.

          • 0
            Вы не правы про цвет абсолютно, почитайте хотя бы про h.264, которым пишет ваш (как и мой) Canon, да к тому же еще и в форме 4:2:0. Так что работа с 32 битами, при исходниках в 8, это то же самое, что конвертировать 64kbit mp3 в 320kbit и сказать, что теперь у вас крутой звук в 320кбит/сек. Это не raw-видео, это lossy кодек, так что про цвет вы совершенно не правы.
            С помощью Magic Latern можно писать 14-bit raw поток, снятый прямо с сенсора Canon 5d mark lll, но без этой чудо-приблуды, даже в режиме All-I (который самый лучший по качеству) просто увеличивается битрейт, но не цветовая дискретизация.
            Хотите знать реальную разницу между 8-bit h.264 и чем-то получше, посмотрите на этот тест, или этот, вот отличная статья с примерами кадров из видеопотоков, ну или просто поищите на vimeo (в отличие от youtube, несущественная компрессия).
            • 0
              а мы разве тут цвет обсуждаем? человек выше пишет глупости про AVI контейнер. Прочтите внимательно, пожалуйста. Спор зашел о том, что якобы, если сохранять в AVI, то будет хуже качество. Поэтому надо сохранять в секвенуию PNG.

              Про кодек речи не было и спорить тут не с чем. Вы правильно все написали.

              Вообще конечно тема смешна, но ради любви к истине считаю важным подчеркнуть, что автор комментария пишет откровенную ересь, при этом бравирует тем, что он «специалист и очень даже неплохой, с очень даже большим опытом». + переходит на личности.
              • 0
                Показалось, что вы про цвет сомневаетесь. В любом случае, 32bit авишник все равно выглядит как абсолютный overkill, который ничего не дает, а место и ресурсы отнимает. Я еще понимаю, когда вы делаете титры и сохраняете это в 32bit avi (хотя для таких случаев намного лучше подойдет ProRes или DNxHD), но зачем вы так сохраняете конечный ролик я понять не могу. Если можно, поясните, пожалуйста.

                Тем более, что для интернета или мобильных устройств всегда лучше h.264, .mp4 – его гарантированно будут нормально воспроизводить и android, и ios, и многие бытовые плееры, чего не скажешь об avi. Поэтому лично я конечное видео сейчас всегда сохраняю только как .mp4, хотя раньше (то ли по привычке, то ли по незнанию) тоже пользовался .avi.
    • 0
      3 канала по 8 бит + 1 альфа канал 8 бит = 32 бита )
      • 0
        запхните ка линейное изображение более 8 бит в контейнер ави и мы посмторим что там у вас зарежется.
        • 0
          8 бит на канал?
          а есть ограничение? Это же контейнер, ему должно быть совершенно по-барабану. Глубина цвета — дело кодека.
          Если я не прав (что допускаю), можно ли ссылку какую-нибудь? влет ничего такого не нахожу.
          • 0
            я вам выше ответил. догадка подтвердилась.
        • 0
          8 бит на один канал же! Итого 3 канала по 8 + 1 альфа канал.
  • +1
    Мне очень нравится Lightworks для монтажа. Цветокоррекция в нём шикарная, интерфейс тоже ничего, хотя и космос. Когда-то заикались, что его исходники опубликуют, но это дело уже, по-видимому, замяли. Вот этот сайт
    • 0
      а ведь мне кто-то говорил про Lightworks. И я как-то его упустил из виду.
      Впрочем, это ведь тоже проприетарне, по меньшей мере пока. Так что тоже выпалает из обьявленной парадигмы open source only.

      За ссыль спасибо! пошел попробую поставить, посмотрю, что это.
  • +11
    Данный пост никак не опровергает, что Linux годится для профессионалов. Да, в Linux полно классный программ, типо kdenlive, blender, audacity или gimp, которых вполне может хватит на создание чего-то стоящего и порой это НАМНОГО проще, чем в их профессиональных окошечных аналогах НО по-прежнему в этим программах много чего нет, а некоторые из них не стабильны. Видео в примере обычная любительская работа, тут ничего НИЧЕГО профессионального
    • 0
      Так и речь о том что для любительского уровня в Linux уже всё есть. И что обычный пользователь найдёт всё что ему надо: интернет, мультимедиа и с простыми документами поработать.
      • +3
        Ну так заголовок поста «linux для профессионалов». Полностью согласен с Zeka13 по поводу того что работа любительская, как по уровню съемки (элементарно можно было купить лайтдиск на просвет за 20$ и прикрыть от яркого солнца модель, чтоб свет лег мягко), так и ничего особенного по монтажу, банально вопрос цветокорра не раскрыт.
        А уж всякие там «это запустить под wine», это подает, здесь написать скрипт, здесь допилить, звучит как то дико.
        • –1
          про цветокоррекцию я не стал писать, потому что там все банально, как вы и написали. Ничего принципиально отличного от любого другого монтажного софта.

          А вот что касается «написать скрипт» — тут вы в корне неправы. Потому что это только по наитию кажется, что все, что можно сделать, должно быть сделано в интерфейсе. Это если вы осваиваете азы «от формы» — то это долгое время представляется именно таковым. Со временем же, когда вы понимаете, как у вас устроен сам материал, и когда вы начинаете смотреть на весь процесс шире, вы начинаете неизбежно осознавать ограниченность инструментария. А если вы при этом еще и пишете код сами, то для вас эта ограниченность предстает со всей очевидностью. Поэтому люди и пытаются постоянно нащупыать новые степени свободы. Объединять необъединяемое.

          Я 20 лет занимюась разными мультимедиальными практиками, в том числе снимаю время от времени кино, и решение перейти на Linux, для меня, в этом смысле, как раз и было такого рода попыткой «нащупать новые степени совобды». И покуда с тех пор не персатаю удивлятся новым открытиям, мне хочется как-то поделиться с пытливой публикой этим ощущением тоже. В этом пафос моего текста.

          А что касается выбора инструментария. Поверьте, инструментарий, в конечном итоге — дело десятое и совсем неважное. Если вы умеете монтировать в принципе и понимаете принципы и природу этого процесса. Вам для этой задачи может хватить и лезвия со скотчем. Это все не принципиально. В этом смысле я был психологически готов к некоторой редукции изощьренности инструментария, когда решил перейти на cвободное ПО. И, к слову, не перестаю удивляться, как это различие стремительно сокращается. А в некоторых аспетках уже и увеличивается в обратную сторону. Как это нарпимер происходит с упомянутым Blender.

          И еще на одном аспекте остановлюсь. Многие, как мне видится, пребывают в некоторой иллюзии по поводу сложности инструментария. Не понимая природы тех или иных иснтрументов и природы самого предмета, неофиты часто пытаются подменить это понимание сложностью саомго процесса или навязываемым маркетинговым языкаом, заполонившим всю окружающую реальность, иллюзиями новаторства. В то время как в действительности многие вещи, которые кажутся новаторскими или выдаются на таковые, на поверку оказываются сто лет в обед уже решенными или имеющими сходное решение, которые уже было использвано. Но не выглядящими привычно привлекательными, просто потому что их создатели не имели целью «максимизацию прибыли». Я помно, каким был Премъер в 95м. И помню, как он менялся. Если вы думаете, что что-то поменялось принципиально — вы глубоко заблуждаетесь. Все, что можно было сделать в нем ныне, можно было сделать и в 95м. Может быть чуть иначе и местами чуть сложнее. Однако, в целом ничего не изменилось. Потому что сам принцип монтажа не имзенился и не может измениться. Может усложныться монтажный язык. Могут быть придуманы новые приемы, но принцип останется неизменным. В этом смысле использвание open source инструментария для меня, это не о возможностях. Это жест имеющий более широкий смысл. И выразительность этого жеста лежит за пределами выразительности его возможностей в сравнении с чем бы то ни было, равно как и за пределами выразительности самого видеоряда, подавно. Я занимаюсь ощупыванием поверхности пещеры, на которую только-только начинает пробиватся свет от приближающейся издалека лампы.
          • +5
            Инструментарий важен, поверьте. Когда начнете заниматься чем то профессионально, то поймете, что важны даже всякие мелочи.
            Знаете ли, таким же образом IDE ничем принципиально от блокнота не отличается, любительская зеркалка от профессиональной и пр. Но дьявол как всегда кроется в деталях.
            Я всецело за опенсурс, сам по возможности делаю открытые проекты. Но в то же время понимаю, что профессионал не будет выбирать инструмент, только потому что он открытый, при условиях если есть закрытый, но позволяющий легче достичь цели. Вы ни за что не объясните монтажеру, который работает над сложным проектом, который нужно сдать завтра: «а вот попробуй это. оно конечно иногда падает, пользоваться этим не совсем удобно, но зато оно открыто и бесплатно».
            При всем уважении к опенсурс сообществу: успешные открытые проекты для профессионального использования выходят все же чаще из под крыла компаний, а не пишутся энтузиастами.
            • –3
              Вы, юноша, просто молоды еще и видите лишь поверхность предметов. Скрывающихся же за ними сущностей вы не понимаете. Склонен полагать, что до поры. Обычно у людей вдумчивых, коим вы, судя по модальности вашей реплики, безусловно являетесь, это с возрастом проходит.
              • +3
                Издеваетесь? Вы мое сообщение хоть читали? Я вам говорю как раз таки про то что нужно смотреть глубже. В облаках я не летаю, в отличии от вас.
            • –2
              К слову, расскажите про важность инструментов создателям вот этого замечательного кинопроизведения
              www.youtube.com/watch?v=eRsGyueVLvQ

              Дорога возникает под ногами идущего, потому что.
              • +3
                Blender как раз таки общепризнанный удобный инструмент, который, насколько я знаю, вышел из под крыла компании, что собственно подтверждает мои слова.
    • –3
      а покажите ваши видео-рабты, пожалуйста. Ну чтобы понимать, к какому уровню профессионализма надо стремиться.
      • +8
        Извините, но аргумент «сперва добейся» тут не совсем уместен.
        • –2
          да причем тут «добейся». Я просто привык полагать, что рассуждать на какие-либо темы имеет смысл только в том случае, если ты сам в этом «собаку съел» ну или по-меньшей мере мало-мальски причастен. Пустое же «сотрясение воздуха» (или, применительно к нашей дискуссии, «надавливание клавиш») лишь увеличивает количество энтропии во вселенной.
          • +3
            Я вот не причастен к кинопроизводству. Мне нельзя судить о том хороший фильм или плохой?
            Вы же твердите что у вас все профессионально, но выше вам писал о том что вы элементарно со светом не умеете работать. Наснимали материала с ужасным светом а потом героически пытались исправить проблемы кожи у модели, которые вылезли как раз таки из за плохого света. Ну или там макияж специальный под съемки нанести? Нет? Нормальный штатив использовать, чтоб картинка не тряслась?
            Мелочей как раз таки вы не видите, чем вы меня же упрекнули выше. А между прочим, умение эти мелочи видеть, как раз таки отличает профессионала, от любителя с завышенным ЧСВ.
            • 0
              Можно, но суждения ваши будут заведомо лубочны. Отчасти потому что вы не знаете «кухню» и обстоятельства + имеете целью поспорить ради спора.
      • +7
        я полностью сиглашаюсь с тем что топик очень любительский и не отражает сути обьявленной в теме.

        я могу показать свои работы. Это немного мастерклассов
        www.cgevent.ru/?p=5298
        www.cgevent.ru/?p=3648
        www.cgevent.ru/?p=5206
        www.cgevent.ru/?p=1380
        www.cgevent.ru/?p=985

        дальше легко меня нагуглить.
        • –7
          Класс! А википедия почему-то про вас не знает еще. Я, было, пошел первым делом там поискать.
          Непорядок!
  • +4
    Весь день сегодня конвертировал видео в kdenlive. Кабы эта сука не падала от малейшего телодвижения, ещё ничего. Но потребовалось мне повернуть элемент на 90 градусов на экране… Элементарная задача вроде: полосочка высотой 60px и шириной 810px вырезается из кадра 2592x960, ставится вертикально, ресайзится и размещается в кадре 3840x1024. Казалось бы, где проблема? А вот вы попробуйте это сделать, потом поговорим.
    • 0
      да, до стабильности Blenderа ей еще как пешком до киева. Но по сравлению с версией полуторагодовой давности — небо и земля.

      И, к слову, зачем вы используете kdenlive для конвертации видео? Есть же отлчиные консольные ffmpeg, avconv.
      • 0
        Мне нужна была не просто конвертация, а раскладывание частей кадра по-другому. Речь идёт об аниме-фестивале в Воронеже, мы сделали схему для участников, как им следует располагать картинку в кадре, чтобы она попала на те или иные экраны видеосистемы зала. Картинка простая для восприятия (все экраны приведены к одному разрешению и так далее). А нужно теперь из этого взять экраны и положить в другом кадре так, как собственно ожидает видеосистема. А там некоторые из экранов повёрнуты, и вообще такое впечатление, будто настраивали по укурке (и мы уже собираемся всё просто в следующем году перенастроить как нам нравится).

  • +1
    Кстати о Blender в качестве композера, если нужно будет собрать крупный проект, уверен лн заставит вас немало поругаться, интерфейс не сильно располагает к быстрой работе.
    blender-3d.ru/forum/index.php?topic=475.new;topicseen#new
    • 0
      да я уже это понял после серии экспериментов. Согласен. Open Source композинг в Linux по-прежнему открытая тема. Nuke не берем. Он крут, но он проприетарен и стоит как самолет.
    • +1
      вот сколько раз пытался разобраться в интерфейсе блендера — все безуспешно.
      У них огромный потенциал. И то что эта софтина может — для бесплатного ПО — это куто.
      Кстати в-рай прукрутили к нему.
  • +5
    Люди, автор статьи латентный мазохист, я не знаю как иначе объяснить работу kdenlive ибо это адъ.
    В то время как существует такая штука как Сinelerra и ещё комунити эдишн cinelerra-cv.org
    Это некий гибрид примьера с афтерэфектом, но с избыточной разрядностью вычислений, делающей программу профпригодной для целей цветокоррекции и сведения звука…
    Так-что вопреки расхожему мнению, с кинопроизводством под линукс не всё так плохо, и даже на оборот, по факту Сinelerra с некоторыми коммерческими костылями, была чуть-ли не единственным средством для работы со сканами плёнок и HD, во времена когда это было уделом исключительно профессиональных рабочих станций.
    Ну и пока пользователи PC и MACа кидались друг в друга какашками на тему у кого audio mixdown чише, и плагиы plugИнестей, у СinelerrЫ всё считалось с 64 разрядной точностью…
    • +1
      А что это вы сразу за группой поддержки-то скрылись? :)
      Я пробовал собрать Сinelerra лет 7 назад в Debian. Результат был чудовищьно нестабилен. Так что я как-то быстро отказался от дальнейших экспериментов. Хотя, если судить по описаниям, это дейстительно мошьный инструмент.

      Взглянул на сайт. Ребята, смотрю, что-то делают до сих пор. Возможно, что сегодня ситуация гораздо лучше. Тем не менее, интерфейс оставляет желать до сих пор (поставил вот только что, посмотреть). Так что мой выбор пока, все же, Knenlive. Но то что Сinelerra все еще бодра — это хорошая новость.

      Спасибо, что напомнили про существование такой штуки. А вы сами её используете для чего-нибудь? Для чего, если не секрет?
  • +2
    Ой. Столько обработки, а чего ради? Может покажете оригинал видео?

    Актриса всё равно прыщавая. И что у неё с волосами? Похоже, что её вообще не стоило снимать крупными планами при ярком свете.
    Шатания камеры на подвижных сценах можно было убрать простейшим стедикамом из штатива. Но и софтом лечится.
    Очень противный высокочастотный звук окружающего мира, попавший в микрофон актрисы. Думаю, помог бы нормальный микрофон.

    Звук и титры на мой взгляд наложены отлично, а всё остальное можно было поправить на уровне железа (и тела)

    • +4
      Да нормальная актриса. Просто снимающие не осознают что плохой работой легко показать все недостатки и скрыть достоинства, а наоборот сделать сложнее )
      Если снимать в контровом свете, то волосы и будут такие, если только не сделать профессиональную укладку.
      Если снимать с жестким светом, то все проблемы кожи вылезут.

  • +1
    А я прямо в блендере видео монтирую и радуюсь каждый раз, что он это умеет.
  • +4
    Ух! Как только речь заходит о видео-монтаже (ровно как и фотографии) — сразу же появляются советчики и критики в огромном кол-ве. Вложу и я в это бесполезное дело и свои 3 копейки.
    1. Респект автору за титанический труд на Люнихе (только совершенно не понятно зачем коммерческий продукт верстать на бесплатной платформе)
    2. Не понятно, что значит формат 1024p. У моего Кэнона 1080p есть, 720p есть, 1024p — нет.
    3. (И самое главное) — Презентационный ролик должен быть не больше 3-х минут. Даже в Эстонии дольше смотреть не станут. В Вашем случае большую часть ролика показываются красоты Праги. А они там есть, конечно, но Ваше кино сейчас не об этом…
    4. Очень много говорили о цветовой глубине отснятого и монтируемого материала. Кэнон 600D. 8 бит. Не более. И хоть тресни. Переводи это «добро» хоть в 40 бит — ничего, кроме более долгой пост-обработки не изменится. Ни капельки.
    5. Очень хотелось бы, что бы у Вас появился более светосильный объектив, что бы при тех же фокусных расстояниях (а они подобраны замечательно) можно было размыть фон. Много людей там ходят. Люди бывают в носу ковыряют, спотыкаются, принимают не совсем кинематографичные позы. И вообще в кадре не хватает акцента на девочку вашу. К слову сказать, не могу понять, почему ее некоторые так ругают. По моему она замечательная. Только ей чуть чуть побыстрее нужно мысли свои излагать.

    А девайс у Вас замечательный. И Вы абсолютно правы, что большему (подавляющему) кол-ву туристов совершенно не интересно разбираться со своими смартфонами, программами и т.д. Я много (очень много) путешествую и могу всех заверить, что огромное кол-во туристов до сих пор путешествуют по картам. Бумажным. И в этом есть своя прелесть. Лично я им завидую черной завистью.
    • +2
      Тут не светосильный объектив нужен, а ND фильтр. Выдержка при съёмке видео у них правильная — в два раза короче частоты кадров (1/100), но так как света много, приходится закрывать диафрагму (у них до 14), то есть светосильный объектив не спас бы, а выдержку делать короче вредно для видео. В таких случаях, чтоб уменьшить ГРИП нужно уменьшить количество света. Нужен либо полярник (даёт пару атомов), либо ND фильтр.
      А по видео критика звучала вполне обоснованная, ругали не девочку а то, как её сняли.
      • 0
        вы все правильно пишите. Но у нас, увы, было 24 часа на все про все включая организацию, дальше погода, дождь и самолет. Так что, что удалось отыскать, от того и «плясали». Чудо, что вообще удалось в столь спартанских условиях все снять.
    • 0
      1. доброе слово и кошке приятно :)

      2. 1080p конечно. Описка.

      3. ну, тут есть с чем поспотрить. задачи другие.

      4. да не про глубину и кодек спор зашел там. Посмотрите внимательно. Мой визави высказался за то, что AVI контейнер париори хуже, чем секвенция. Хуже по качеству. И, как было понятно из контента, якобы, имеет ограничене на битность потока. На мой взгляд это очевидная ерунда. И я не поленился, нашел цитату из описания формата. Про кодек разговор не шел.

      5. объектив тут не при делах. Снимали на то, что удалось найти в сжатые сроки (у нас было 24 часа на все про все, спонтанно организовались, потому как я оказался в городе + выдалась хорошая погода как раз). По хорошему нужен снижающий интенсивность фильтр и, как уже написали «критики» выше, светоотражатель. У меня, к слову, фильтр сей есть, и я его обычно всегда держу на всякий случай с камерой, но тут я просто камеру не взял с собой. Так что пришлось «исходить из предложенных обстоятельств».

      Юлю не трогайте! Она лучшая! :) Вообще чудо, что нам удалось ее найти в столь сжатый срок.
  • 0
    Зачем вы перекодировали видео в другой кодек и меньшее разрешение? kdenlive уже вроде давно поддерживает прокси-клипы. Лень писать что к чему, так как писал у себя в блоге: Proxy и video.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.