0,0
рейтинг
23 марта 2008 в 19:37

Разработка → 10 шагов к созданию сайта (для клиента)

Когда вы принимаете решение создать сайт, перед вами возникает ряд проблем, связанных обычно с вопросом — а что именно нужно делать, как и в каком порядке?

Если у вас уже есть функционирующий сайт, который вас чем-то не устраивает, можно считать, что вам повезло — у вас есть бесценный опыт, который можно проанализировать, оценить достоинства и недостатки старого сайта и сформулировать пожелания к новому. Если же вы заказываете сайт впервые, вам будет немного сложнее. Однако в любом случае лучше иметь под рукой определенный план действий, действуя по которому вы сможете получить действительно тот результат, который вам нужен.

Задайте себе первый вопрос — что я хочу получить? Нередко встречается формулировка результата «я хочу вообще сайт». В этом случае можно рассчитывать и на «результат вообще», который невозможно измерить ни по деньгам, ни по срокам, ни по оценке достигнутых целей. Поэтому первым шагом вашем плане будет:

1. Представление результата.
Представьте, что ваш сайт уже готов. Какую основную информацию он содержит? Как она структурирована? Какое общее впечатление создается у его посетителей при заходе на сайт, что они должны почувствовать или подумать? На какие из известных вам сайтов он похож?

Не бойтесь формулировать ответы на все эти вопросы на непрофессиональном языке или где-то ошибиться в формулировке. Вы не обязаны владеть терминологией, вам нужно попытаться описать на уровне действий и эмоций тот результат, к которому вы стремитесь.

Например:
Сайт должен вызывать у посетителей ощущение солидности, стабильности, возможно некоторой консервативности. Основная информация — краткое описание нашей позиции на рынке, ценовая политика, контактная информация и заметный раздел с каталогом продукции. При попадании на сайт посетитель должен быстро и легко найти ссылку на форму заказа и, заполнив минимум необходимых полей, отправить заявку.

2. Постановка цели
Будьте откровенны с самим собой — зачем вашей организации сайт? Если для вас принципиально важно, чтобы ваши партнеры по бильярду при очередной встрече лестно отозвались о его дизайне, так и пишите. Или может быть, у вас планы отжать своего основного конкурента с интернет-рынка, предоставив посетителям более удобный онлайн-сервис. Или вы планируете использовать сайт для работы с потенциальными клиентами в других регионах, создав своего рода виртуальный офис и обслуживая их потребности с помощью сайта?

Сформулируйте одну главную цель, которая должна быть достигнута в результате, и не питайте иллюзий, что с помощью одного ресурса можно будет решить все задачи, которые вы только можете представить. Если вы планируете получить имиджевый ресурс с эффектной графикой и большим количеством анимации, то вряд ли он сможет быть при этом интернет-магазином по поставке электротехники или мощным новостным ресурсом.

Очень важно: цель должна быть измеряема. То есть конкретное количество посетителей, конкретные действия этих посетителей на сайте, конкретные деньги, на которые увеличится ваш оборот. Если в силу некоторой некомпетентности в теме вы завысите свои ожидания, их можно будет скорректировать и приблизить к реальности позднее, при обсуждении поставленной задачи с веб-студией.

3. Целевая аудитория. Следущим шагом определите потенциальных посетителей, на которых будет рассчитан ваш сайт. Очень важно понимать, для кого всё это делается. Если вы хорошо представляете целевую аудиторию вашего сайта, опишите ее вкратце и простыми словами, эта информация понадобится в дальнейшем при заполнении брифа веб-студии. Мужчины это или женщины, какого возраста, каков их социальный статус? Где они работают и как отдыхают? Какие темы их волнуют скорее всего?

Представьте самого типичного представителя своей целевой аудитории и расскажите о нем. Предположим, это молодой человек 23-26 лет с высшим образованием, который интересуется вопросами карьеры, не имеет проблем со здоровьем, в качестве отдыха выбирает ночные клубы, а отдыхать предпочитает в Европе. Или же это работающая женщина 30-40 лет с 1-2 детьми, живущая в небольшом городе и уделяющая большое внимание вопросам благоустройства своего дома.

Итак, результат описан, цели поставлены, аудитория определена. Что же нужно сделать, чтобы всего этого добиться?

4. Понимание процесса. Для начала нужно хотя бы в общих чертах представлять себе, что происходит в том черном ящике, с одной стороны которого вы положите техзадание и деньги, а с другой через определенное время появится готовый сайт. Поэтому следующим шагом нашего плана будет делание этого черного ящика более прозрачным.

Для того, чтобы ваш сайт начал работать, необходимы три условия:
1) должен быть готов собственно сайт как набор определенных файлов и функций,
2) он должен быть размещен на хостинге, чтобы из любой точки мира к нему был постоянный доступ и
3) у него должно быть доменное имя, по которому пользователи будут к нему обращаться.
Чаще всего та фирма, в которой вы заказываете сайт, может помочь вам в регистрации доменного имени и размещении сайта на хостинге, поэтому вторые два пункта оставим на этап взаимодействия с вебстудией, а на этом шаге рассмотрим именно создание сайта.

Над вашим сайтом будут работать несколько человек. В первую очередь, это менеджер проекта, который будет обсуждать и согласовывать с вами нюансы заказа, ставить задачи исполнителям, следить за сроками и служить своего рода переводчиком с языка клиента на язык веб-студии и обратно. После того, как менеджер отдает проект в работу, им начинает заниматься контент-менеджер. Сайт — это в первую очередь информация, поэтому уже в самом начале работы над ним желательно иметь все необходимые тексты и иллюстрации. Вы можете предоставить готовую информацию, а можете заказать написание текстов и подготовку фотографий и иллюстраций веб-студии.

После того, как описаны структура и содержание главной и внутренних страниц сайта (в этой работе может принимать участие дизайнер интерфейсов), к работе приступает веб-дизайнер. Он рисует один или несколько вариантов дизайна сайта, то есть создает именно ту картинку, которую в результате будут видеть посетители сайта. После утверждения дизайна к работе приступает верстальщик. Он переводит эту картинку в вид, понятный интернет-браузерам, кодируя ее на языке html. После того, как основные шаблоны страниц сайта сверстаны, происходит интеграция дизайна и системы управления контентом, т.е. к работе приступает программист. Его работа заключается в том, чтобы на сайте можно было легко обновлять информацию — редактировать, добавлять или удалять.

Программист дописывает и подключает необходимые модули управления сайтом. После этого сайт тестируется на работоспособность и корректность сначала на локальном сервере, а затем настраивается и отлаживается на хостинге.

Это довольно примерное описание процесса, но оно дает общее представление об этапах работы над сайтом. Теперь вы можете определить свои пожелания для отдельных исполнителей и подготовить необходимую информацию или перечень вопросов для менеджера проекта. Пора переходить к выбору подрядчика.

5. Выбор веб-студии. В данной статье я не буду подробно останавливаться на критериях выбора веб-студии, опишу только основные параметры, на которые стоит обратить внимание. Предположим, у вас уже есть перечень тех студий, с которыми вы бы хотели работать. Также на этом этапе у вас уже сформулированы цели и задачи сайта.

Скорее всего, веб-студия попросит вас заполнить стандартный бриф, чтобы получить необходимую информацию. Обратите внимание на этот бриф. Не перегружен ли он вопросами, ответы на которые отнимут у вас много времени, но вряд ли пригодятся при разработке сайта? Понятны ли вам формулировки вопросов, а если нет, легко ли получить понятные разъяснения от менеджера проекта, что означают те или иные термины?

После получения от вас вводной информации и заполнения брифа веб-студия назовет вам ориентировочную стоимость и сроки разработки сайта. Но не торопитесь делать выбор между подрядчиками только на соотношении цена/сроки. Подумайте, с представителем какой фирмы у вас возникло большее взаимопонимание, где к вам прислушивались, задавали больше уточняющих вопросов, разговаривали на понятном вам языке, оперативно реагировали на ваши вопросы или пожелания? Посмотрите еще раз портфолио этих фирм, чтобы убедиться, что вас устраивает уровень и стиль их работы. И самое главное — подумайте, есть ли у вас уверенность, что выбранная студия постарается достичь поставленных вами целей и задач, а не просто «отработать заказ». Не факт, что работа с такой студией будет стоить дешевле других предложений, но ваша задача в данном случае не сэкономить, а решить поставленные задачи.

6. Проектная документация. Разработка сайта начинается с составления проектной документации. Иногда она может занимать несколько десятков, а то и сотен (в случае крупных проектов) страниц. Будьте готовы внимательно ознакомиться со всеми предоставленными документами, выяснить и уточнить непонятные моменты и подписать их только после этого. Само собой, что разработка такой документации стоит определенных денег, а ее структурированность и детализация свидетельствует о серьезном подходе веб-студии к процессу создания сайта.

Не экономьте на разработке подробного технического задания. Во-первых, все работы будут осуществляться в соответствии с этим документом, и после того, как вы его подпишете, дальнейшие доводы, что вы о чем-то упоминали или просили, уже не будут иметь силы. Во-вторых, с готовой документацией на руках вы можете передумать (ситуации бывают разные) и отдать заказ в другую веб-студию до того, как уже заплачена крупная сумма. Естественно, при условии, что вы оплатили разработку документации первой студии.

7. Выбор инструментов контроля. Главный и практически единственный инструмент контроля над процессом — проверка всех его этапов на соответствие поставленной задаче. Убедитесь, что вы с подрядчиком говорите на одном языке, то есть одинаково понимаете используемые термины и понятия.

Постарайтесь абстрагироваться от своего субъективного восприятия проекта. Это непросто, но в 99% случаях вы не являетесь той целевой аудиторией, для которой делается сайт, об этом нужно помнить.

Так как чаще всего клиент не является специалистом в создании сайтов, то возникают определенные сложности с контролем. Поэтому задавайте вопросы, уточняйте непонятные моменты. Но не перебарщивайте — если вы действовали по нашему плану, скорее всего, ваш проект в хороших руках и подрядчику можно доверять. В конце концов, вашей целью не является в результате завершения проекта стать специалистом по веб-девелопменту. Если все же является, вы всегда можете обсудить с веб-студией оплату дополнительных консультаций.

8. Что еще сделать для максимальной эффективности. Соблюдайте правильную последовательность действий. Создавать окончательный дизайн, когда не готов контент (содержание сайта), писать проектную документацию, когда вы не сформулировали основные цели и задачи сайта — значит потратить в итоге в 2-3 раза больше времени на переделку сделанного либо получить не тот сайт, который вам нужен, то есть выбросить деньги на ветер.

Не меняйте постановку задачи в процессе разработки, это выльется в создание другого сайта с другими целями, поэтому лучше чуть подольше подумать сначала, чем потратить лишнее время и деньги потом.

Убедитесь, что с вашей стороны есть ответственное лицо, у которого подрядчик может оперативно получить ответы на вопросы и необходимую информацию.

Соблюдайте договоренности и следите за их соблюдением со стороны веб-студии.

9. Как проверить, что вы добились цели. Это легко, ведь на втором шаге нашего плана вы уже сформулировали конкретные измеряемые цели, поставленные перед сайтом. После запуска проекта самостоятельно или с помощью специалистов вы можете отслеживать количество посещений, анализировать поведение посетителей сайта, просчитать финансовый эффект. Главное — не забудьте это проконтролировать и убедиться, что всё работает правильно.

10. Что дальше? Чтобы сайт развивался и был эффективным, на нем нужно размещать интересную и актуальную для посетителей информацию. Решите, кто будет поддерживать и обновлять ваш сайт, следить за его работоспособностью, назначьте ответственное лицо и контролируйте те прекрасные результаты, которые не заставят себя ждать.
Виктория Логачева @taisha
карма
30,2
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (41)

  • +9
    в избранное... прям хоть давай читать это заказчикам перед обсуждением проекта...
    • 0
      Спасибо, надеюсь, пригодится в работе :)
  • +1
    Спасибо! Текст действительно пригодится при работе с не самыми подготовленными клиентами.
    • 0
      Очень на это надеюсь, потому что для этого же и пишется)
  • 0
    ждёмся ещё подобных статей. Не факт что поможет избежать ошибок в текущей студии, но если всё таки получится создать свою... там это я буду применять просто на 100%
    • 0
      Спасибо.
      Когда создадите свою студию, это надо отдавать в работу экаунт-менеджерам, а директор должен рулить процессом стратегически, но это вообще отдельная тема :)
  • 0
    Молодец, taisha!Все так просто и доходчиво написано, что хочется распечатать и раздавать новым клиентам как флайеры, при их посещении студии!Клиент ДОЛЖЕН понимать, что в создании своего заказа он ДОЛЖЕН принимать невялое участие, потому что реально девелоперы способны сделать ВСЁ, ток их надо направлять вовремя, ато можно ожидать лишь разочарование и слова:Ах..лан,и так-симпотично, и это тоже вроде работает :(
    (я это к тому, что я встречал людей даже из не очень крупных компаний, которые хотели выделиться среди конкурентов, но слежение за ходом проекта перекидывали на совсем левых лиц)
    Вообщем и клиентам стОит Хабру просматривать :P
    • 0
      Спасибо)
      В одной из предущих статей клиент в комментариях отметился, так что они сюда захаживают.
      • 0
        ...Но,значит-не мои =(
        • 0
          Сочувствую.
          Так или иначе, часто встречаются клиенты, образованию которых нужно уделить время, чтобы заказ прошел хорошо. Вот - текст вам в помощь)
          • 0
            Очень приятно, что вы-такая отзывчивая (случайно заметил, что вы пока не устали отвечать на комментарии)
            "+"сами бы помог статье пробиться на главную, но пока карма не позволяет(Забавно звучит: КАРМА!.."злой" РОК! =D )
            • 0
              Спасибо)
  • 0
    В мемориз!
    • 0
      Если статья попадет в общую ленту, может быть, пригодится большему количеству хабранарода. Помогайте плюсами)
      • 0
        Я помог. Но лучше бы вы перенесли ее в коллективный блог. Вроде выход на главную для коллективного это +7, а для персонального - +20.
        • 0
          Спасибо, я еще не до конца разобралась тут в правилах. Опубликовала в веб-разработку.
          • 0
            Ну вот :) поздравляю с выходом на главную.
            • +1
              Спасибо за верный совет :)
  • +1
    Отличная статья, жаль, что далеко не все заказчики знают хотя бы половину пунктов.
    • 0
      Можно дать им почитать)
  • –1
    [...]
    Сайт должен вызывать у посетителей ощущение солидности, стабильности, возможно некоторой консервативности.
    [...]


    У нас аллергия на словосочетания «креативное решение» и «оптимизация бизнес-процессов».
    А-ля: динамически-развивающиеся компания, стабильность на рынке предоставления услуг, лялял (-:
    • 0
      "У нас" - у кого? :)

      Пусть клиент хоть что-нибудь сформулирует и скажет, пусть начнет думать в этом направлении, дальше уже разрулим и переформулируем :)
  • +1
    как было предложено выше, обязательно сделаем печатную, красиво оформленную версию статьи для клиентов =) про автора естественно не забываем =)
  • +1
    Хорошо! Вечно не доходят руки написать что-то такое для заказчиков:)
    А тут здорово написано и понятно) Буду кидать ссылку заказчикам.
  • +1
    Замечательно! Огромное спасибо про статью. Если бы все заказчики читали такие статьи до того, как заказывать сайт — качественных сайтов было бы значительно больше, а мы бы получали значительно больше удовольствия от работы.
    Будем давать ссылку — пусть читают.
  • 0
    В избранное однозначно.
  • +1
    Распечатал, поехал к клиенту.
    Чую денег будет раза в 2 больше.
  • 0
    Отличный материал, позволяющий существенно повысить эффективность общения с клиентом - однозначно плюс Вам в карму и... в избранное ;)
  • 0
    Я заказчик. Хабру читаю давно. Не спешу с сайтом. Набираюсь опыта. Смотрю, как вы делитесь опытом общения с заказкиками.
    Статья великолепная. Мне нужная.
    Но возникли вопросы:
    - по п.6. Примет ли другая студия чужое ТЗ?
    - по п.7. Клиент не специалист. Вряд ли вообще сможет что-то серьезно контролировать. Может нужен сторонний специалист-консультант, выступающий со стороны клиента? Затраты, думаю, окупятся. ИМХО. Может и неправ.

    И еще. Мне кажется, надо более подробно описать возможности менеджера проекта. Это специалист, который должен и может помочь заказчику "увидеть" свой сайт. Что вообще можно сделать в рамках его задач. Т.е. поработать на стороне клиента. Показывать надо не только портфолио, но и другие хорошие работы по теме. Заказчик может быть (чаще всего) не знаком с функционалом, сервисами. Потом узнает - будут изменения и дополнения к ТЗ. Надо сразу согласовывать "что/как" будет выглядеть (структура) и работать. Клиент может не знать или забыть. Специалист должен напомнить и просветить.
    Клиент ведь потом сравнивает свой сайт с чужими (не только конкурентами). И досадует (на себя и на студию), если чего-то у него нет.
    Пусть денег будет больше. Но клиент и студия "однозначно" :) выигрывают.

    Сам ищу такую студию.
    • 0
      по п.6 - скорее всего примет, но, с пересмотром и доработками под себя, за что придется заплатить дополнительно. Стандарта ТЗ не существует.
      по п.7. - Если позволяют средства, можно заказать аудит у другой студии, это мне кажется это не совсем этично (хотя кто говорит об этике?). С другой стороны, "показать" что-то бывает разумным, когда проект готов процентов на 80. До этого можно только мешать и дергать, за что полагается дополнительная компенсация.

      По остальному, для студии не стоит скрывать свои идеи и общие тенденции развития отрасли, даже если они никогда этого еще не делали, и ВАШ сайт возможно не нуждается в подобных наворотах. Об этом сложно написать ТЗ, либо это будет описано сухими техническими формулировками а-ля: используются такие-то такие-то технологии, и в зависимости от их перспективности или общепринятости, можно сделать вывод о возможности внесения изменений.
      • 0
        Может надо сделать макет, на котором реализованы ВСЕ доступные на сегодня сервисы, возможности и т.п.. С краткими пояснениями. Пусть в оффлайне. Клиент может и на работе/дома все посмотреть, заглянуть в Инет. Чем больше ясность и детализация вначале, тем меньше непоняток в конце.
        • 0
          Это не рационально в первую очередь и не реально во вторую.
          Проще и эффективнее такие вопросы решать в форме диалога.
          • 0
            При условии равной подготовленности собеседников.
            • 0
              Но согласитесь, что в доступной форме описать ВСЕ сервисы невозможно. Ну и совсем не обязательно делать сайты "как у кого-то".
              • 0
                Прошу прощения, но получается, студия не может описать свои услуги. Просто продвинутый, полнофункциональный сайт или конкретно - поиск, регистрация, каталог. Клиент бывает и нулевой. Просто один раз сделать такой инфопроект.
                Не сайт "как у кого-то", а схожую конфигурацию или структуру. В начале 90-х я делал свои сайты на чистом HTML. Сервис-модули искали кусками кода. И тогда уже понимали, как важен веб-дизайн в смысле юзабилити. И почему не надо делать сайты, используя существующие удачные дизайн-компоновки?
                • 0
                  Кто-то опирается исключительно на совй бренд и портфолио, небудемпоказыватьпальцем на пример.
                  Студии среднего звена, обычно, достаточно полно описывают функциональность предлагаемой продукции. Есть студии, которые предпочитают не афишировать свои возможности, в связи с недостаточной уверенностью в своих силах, а на самом деле дело может быть в текучести кадров, что совсем не редкость.
                  Впринципе Вы наталкиваете меня на одну идею - надо подумать.
                  • 0
                    Подумайте. Повернитесь к клиенту лицом :).
                    Ведь легче выбрать автомобиль, зная назначения опций. Да и концепции кузовов зачастую схожи.
                    Обратите внимание, как мало высказывается чего-либо конкретного (см. предыдущие темы). Только заказчики всегда хреновые, если сразу на деньги требуемые не соглашаются.
                    • 0
                      Я искренне недоволен своим сайтом, но ссылочку на него прописал в своем профиле.
                      Ненедолго, чтобы сказать что "я не такой!" :)
                      • 0
                        Вот такое и хотелось бы видеть. Детализируйте, примеры (не только свои). И можно указывать цены, калькулировать. Только кратко опишите сервисы/модули.
      • 0
        "Стандарта ТЗ не существует."
        Помоему ГОСТ есть
    • 0
      90%, что сторонний "специалист-консультант" приближен к каким-либо студиям либо конкретным исполнителям. Будете работать на 100% по его рекомендациям — большой шанс сделать не оч. хороший проект. Будете работать с самостоятельно выбранной студией (но привлекая стороннего консультанта) — с большой вероятностью нарветесь на разницу в стиле (а, зачастую, и порядке работы) между своим "привлеченцам" и студией.
      Я бы такого "привлеченца", если бы и выбирал, то с гораздо большей осторожностью, чем студию-подрядчика.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.