Пользователь
0,0
рейтинг
8 мая 2014 в 00:55

Разработка → Measurement Protocol — просто о несложном

На днях Universal Analytics вышел из статуса беты и теперь становится основной версией Google Analytics. Это событие позволяет использовать его без ряда ограничений, существовавших ранее. Новая версия несет также ряд новых возможностей для отслеживания посетителей сайта и дает возможность сопоставить действия пользователя на сайте и последующее совершение целевых действие в оффлайне.

Для этих целей используется Measurement Protocol или Протокол передачи данных. В каких случаях вы можете использовать эту возможность? Приведу пару примеров.

Первый вариант — посетитель приобретает у вас на сайте товар или услугу, при этом выбирает вариант оплаты «безналичный расчет». Мы можем предположить, что процесс покупки по ряду причин может быть и не завершен, поэтому передача сведений в Google Analytics о транзакции после завершения процесса оформления заказа/покупки некорректна. Данные должны быть переданы после фактического поступления оплаты.

Второй вариант — оплата наличными курьеру при доставке товара. Покупка считается завершенной после получения оплаты курьером.

В обеих ситуациях, если мы будем передавать данные о покупке (транзакции) после завершения процесса оформления заказа, мы исказим статистику, т.к. у нас пока нет фактической оплаты. Для исправления ситуации с лишними учтенными платежами придется использовать отрицательные транзакции, что не всегда удобно и не совсем правильно.

Решить обозначенную проблему нам поможет новая возможность, появившаяся в Google Analytics с выходом Universal Analytics, под названием Mesurement Protocol.

В чем заключается принцип работы протокола? Все достаточно просто: необходимо отправить специальным образом сформированный запрос на определенный URL.

Пример запроса:
www.google-analytics.com/collect?v=1&tid=UA-47xxxx-1&cid=12xx916x95.13x6127xx4&t=pageview

Разберем подробнее параметры подлежащие передаче.

Первое — это URL, на который должен быть отправлен запрос. Он должен принимать значение www.google-analytics.com/collect для незащищенного соединения и ssl.google-analytics.com/collect для протокола SSL.

Второе — обязательный набор из 4 параметров:
  • 1. v — версия протокола, в настоящей момент используется значение равное 1;
  • 2. tid — идентификатор кода отслеживания (ресурса) Google Analytics в виде UA-XXXX-Y;
  • 3. cid — анонимный Client-ID;
  • 4. t — тип хита.


Если первый и второй параметр не должны вызвать сложностей, то третий и четвертый требуют уточнений.
Параметр cid, это анонимный client-id или идентификатор клиента. Если посетитель просматривает ваш сайт с помощью браузера, Universal Analytics сохранит значение client-id в cookie, а если вам не известно значение, используйте любое свое.

Обратите внимание, если вы используете client-id, который получен из cookie файла, переданные данные будут сопоставлены с другими действиями посетителя, а если передаете свое значение, то будет просто зафиксирован некоторый хит нового посетителя (операции под одним client-id приписываются одному посетителю). Для иллюстрации сказанного посмотрите на изображение:

image

Просмотр страницы под номером 1 — это первое посещение сайта, просмотр 2 сгенерирован с помощью Mesurement Protocol по клику на кнопке (при этом использовался clid из cookie, установленного в посещении номер 1). У нас по отчету на сайте будет 1 посетитель.

Просмотр 3, как и просмотр 2, сгенерирован при клике на кнопку, при этом в качестве clid передано значение 12345, что приводит к появлению на сайте второго посетителя. У нас по отчету уже 2 посетителя. Просмотр 4 полностью аналогичен просмотру 2 (это действие посетителя номер 1, который ранее осуществил просмотры 1 и 2).

Вернемся к параметрам. Следующий параметр t (это тип хита). Он может принимать ограниченный круг значений — 'pageview', 'appview', 'event', 'transaction', 'item', 'social', 'exception', 'timing'.

Наиболее часто используемые значения:
pageview — просмотр страницы;
event — событие;
transaction — транзакция;
item — элемент транзакции.

Уже сейчас у вас есть возможность передачи в Universal Analytics данных с помощью Measurement Protocol. Но для того, чтобы нам получить в отчетах достоверную и полную информацию, необходимо выполнить еще два действия:

1. Получить client-id посетителя сайта и сохранить его в CRM вместе с данными о заказе (сопоставить активность пользователя на сайте и его оффлайн действия).

2. Дополнить запрос дополнительными параметрами, позволяющими работать нам с передаваемыми данными в отчетах.
Получить clien-id можно из cookie Universal Analytics:

image

Вы можете самостоятельно либо с помощью разработчиков получить нужное значение. Я в своей деятельности пользуюсь следующим кодом на языке PHP (автор Matt Clarke):

<?php
/*
* Name: Universal Analytics Cookie Parser Class
* Description: Parses the new format Universal Analytics cookie. 
* Developer: Matt Clarke
* Date: January 10, 2013
*/

class UniversalAnalyticsCookieParser{

    // Parse the _ga cookie if found
    function __construct() {
        if( isset($_COOKIE["_ga"]) ){
            echo $this->getCid();
        }
    }

    // Handle the parsing of the _ga cookie
    public function parseCookie()
    {
        list($version,$domainDepth, $cid1, $cid2) = split('[\.]', $_COOKIE["_ga"],4);
        return array('version' => $version, 'domainDepth' => $domainDepth, 'cid' => $cid1.'.'.$cid2);
    }

    // Get cid
    public function getCid()
    {
        $contents = $this->parseCookie();
        return $contents['cid'];
    }

}?>


Что касается дополнительных параметров, их достаточно много, некоторые из них с описанием на русском языке вы найдете здесь, а полный список доступен в официальной документации Google Analytics.

Рассмотрим некоторые из параметров, которые относятся к ранее обозначенным типам хитов.
  • dh — доменное имя сайта;
  • dp — адрес страницы относительно доменного имени сайта;
  • dt — заголовок страницы;
  • ec — категория события;
  • ea — действие по событию;
  • el — ярлык события;
  • ti — идентификатор транзакции;
  • ta — название филиала или магазина;
  • tr — общая сумма транзакции;
  • in — название товара;
  • ip — стоимость товара;
  • iv — категория товара.


Теперь, когда мы имеем все необходимое для использования Measurement Protocol (протокола передачи данных), можно попробовать на практике приобретенные знания. Мы с вами воспользуемся всеми типами хитов, которые были названы ранее. Я буду демонстрировать передачу данных, отправляя запросы с помощью JQuery.

Отправка данных о просмотре страницы:

$('#buttonId').click(function(){
        $.post(
                "http://www.google-analytics.com/collect",
                {
                        v: '1',
                        tid: 'UA-xxxxx-1',
                        cid: '12xx916x95.13x6127xx4',

                        t: 'pageview',
                        dh: 'test.prometriki.ru',
                        dp: '/my-test-page',
                        dt: 'Это проверка работы!'
                },
                onAjaxSuccess
        )
});


Отправка данных о событии:

$('#buttonId').click(function(){
        $.post(
                "http://www.google-analytics.com/collect",
                {
                        v: '1',
                        tid: 'UA-xxxxx-1',
                        cid: '12xx916x95.13x6127xx4',

                        t: 'event',
                        ec: 'Проверка события',
                        ea: 'Виртуальное',
                        el: 'Получилось'
                },
                onAjaxSuccess
        )
});


Отправка данных о покупке:

$('#buttonId').click(function(){
        $.post(
                "http://www.google-analytics.com/collect",
                {
                        v: '1',
                        tid: 'UA-xxxxx-1',
                        cid: '12xx916x95.13x6127xx4',

                        t: 'transaction',
                        ti: '44473',
                        ta: 'SITE',
                        tr: '19990.00'
                },
                onAjaxSuccess
        )

        $.post(
                "http://www.google-analytics.com/collect",
                {
                        v: '1',
                        tid: 'UA-xxxxx-1',
                        cid: '12xx916x95.13x6127xx4',

                        t: 'item',
                        ti: '44473',
                        'in': 'Название товара',
                        ip: '19990.00',
                        iv: 'Категория товара'
                },
                onAjaxSuccess
        )
});


Обратите внимание, что для отправки данных о покупке необходимо сначала передать данные о транзакции, а затем о каждом товаре.

В какой момент вам необходимо передавать данные с помощью Mesurement Protocol? Для примеров, которые я привел в самом начале публикации, моментом передачи данных может быть перевод заявки в CRM из статуса «заказ доставляется» в «заказ оплачен». Разработчикам, при наличии необходимых данных, не составит особого труда отправить сформированный запрос по определенному действию или событию на сайте.

Как видите, сложного в использовании этого функционала Universal Analytics нет. Используйте его для сбора достоверных данных и оптимизации вашего бизнеса.

Для получения полной и официальной информации обратитесь к документации.

В заключении приведу пример ролика, который демонстрирует фиксацию событий и передачу сведений в Universal Analytics для датчика движения:

Андрей Юнисов @WebProfiters
карма
18,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (10)

  • 0
    Спасибо за наводку на сервис.

    Андрей, ответь, пожалуйста, на вопрос — предусмотрена ли в протоколе Measurement защита от спама? Например, я могу открыть консоль на странице с управляющим кодом и начать посылать запросы с этого домена в сервис Google Analytics на примере запросов сгенерированных нативным кодом (структуру тоже консоль покажет).
    • 0
      На самом деле вам не нужно посылать запросы вручную, вы можете просто вызывать JS методы аналитики тем самым эмулируя свою активность. Точно не скажу, но когда я пробовал так делать, то не был заподозрен в спаме и все запросы успешно «ушли» в аналитику.
    • 0
      Учитывая большой объем данных поступающий с посещаемых ресурсов, вероятно ограничений нет
  • 0
    А можно ли отправлять действия не связанные с посетителем сайта?
    Я хочу фиксировать звонки. Т.е. в качестве идентификатора передавать номер звонящего.
    • 0
      Можно, но тогда не в качестве идентификатора, а например, действие по событию. Категория — звонок, событие — номер звонящего. Значение идентификатора — cid -в отчетах Вы не увидите.
      • 0
        Спасибо за ответ. А можно ли передавать как cid номер звонящего его его хеш? Просто мне нужно передавать: номер звонящего и номер на который звонят.
        • 0
          Для события в Google Analytics можно использовать три параметра — категория, действие и ярлык. Можете использовать их как Вам удобно
  • 0
    Не очень понятен момент со стасусами заказов (доставлено, отмена). Где их указывать, где затем смотреть?
    Особые вопросы вызывают что делать с заказами, где заказ был оставлен на одни товары, а затем в процессе обсуждения товары заменены на другие.
  • 0
    А разве междоменные ajax запросы работают?
  • 0
    А можете подсказать, как лучше передавать данные об оформленных, но ещё не оплаченных заказах? То есть планируемый доход по ним.
    У нас заказы поступают сильно заранее (за 1-3 месяца), и для текущей оценки рекламных каналов используются данные об оценке дохода.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.