Пользователь
0,0
рейтинг
22 мая 2014 в 22:19

Разработка → Производство 3D-принтеров в Европе. То, о чём белокуро берёзки молчат…

После сентябрьской поездки в салон MakerBot в Нью-Йорке, описанной на хабре, я всерьёз заболел 3D-печатью, посетил все 3D-выставки, какие только возможно, познакомился лично со всеми игроками на рынке, с кем только возможно (с кем не познакомился — познакомился мой beloved partner), после чего решил «Всё, поехали! Мы идём в 3D»
Будучи с одной стороны, персоной мечтательной и увлекающейся, но с другой стороны — циничной и расчётливой скотиной-бизнесменом, прежде чем с головой нырять в индустрию, было принято решение потрясти энергично пулл производителей 3D-принтеров, перед выбором акцента для будущей дистрибуции.
Останавливаться на этом этапе сильно не буду, скажу лишь одно: «трясли» неудобными вопросами, встречами, реальными тестами, взвешенными ценовыми сравнениями — компании из топ-10 брэндов, оккупировавших медийное пространство, low level сегмент не рассматривали в принципе в силу строго очерченной компетенции группы людей, занимающихся дистрибуцией.

И вот, в апреле текущего года, нас выбросило волной в Испанском городке Наварре, где мне удалось лично увидеть Европейский уровень сборки 3D-принтеров на фабрике bq, о чём и хотел с Вами поделиться, не забыв про «вишенку» в конце истории.

Производство 3Д принтеров Witbox

Городок, где расположена фабрика компании bq, производящая принтеры Witbox, по обыкновению для Европы (а я был на многих фабриках Европы и Китая), очень небольшой и ожидаемо романтичный:

Наварра

С утра после приезда в город — мы сами поехали на завод, встреча была несколько сумбурной, потому что в bq в этот же день приехали еще дистрибьюторы из Италии и Колумбии.
Тем интереснее для меня было посмотреть производство глазами человека, к приезду которого не было времени подготовиться (понастроив Потёмкинских деревень по известному на Руси обычаю).

Что сказать, после Китайских холодных плохо освещенных цехов с девчонками, кутающимися в теплое с пожитками на рабочих столах — европейская сборка всегда как елей на душу.
Сразу бросается в глаза: Простор и Чистота



Нас этап за этапом провели по всему производству, разрешая делать фотографии общего плана без приближения.
Ниже — самые интересные их них, на мой скромный взгляд, с небольшими комментариями:

Под каждый принтер идёт CHECK list, в котором сборщики отмечают выполненные операции, а промежуточные тестеры, ставят галочки о работоспособности либо отсутствии таковой на определенном этапе (на фото - это белые листочки внутри каждого Witbox принтера):

Первым этапом на производстве собирают столы с направляющими, крепят внутри платформы, а затем фиксируют управляющую электронику.
Под каждый принтер идёт CHECK list, в котором сборщики отмечают выполненные операции, а промежуточные тестеры, ставят галочки о работоспособности либо отсутствии таковой на определенном этапе (на фото — это белые листочки внутри каждого Witbox принтера):

Внешние элементы электронной начинки — устанавливают парни «синие воротнички» на этой линии. они же проводят тестирование этой электроники:



В соседнем помещении мы нашли FANUC Robodrill — по сути большой 3D-принтер, только НЕаддитивного формата производства.
Увидев его, инженер нашей компании, приехавший на обучение, затрепетал и начал взволнованно нашёптывать мне на ухо, что «эта штуковина стоит больше всего, что здесь находится» чем и меня заставил волноваться без видимой на то причины.

Чудо из Чудес

На наш вопрос: «Для чего он используется?» нам показали на стопку вот этих запчастей сложенных рядом.
Это оснастка-короба для электронной начинки принтера, испанцы в bq вытачивают её самостоятельно:

Оснастка для электроники Witbox 3D принтера

Далее последовала фраза, заставившая меня задуматься:
«Раньше мы печатали эти платы на наших же Witbox 3D-принтерах, но с ростом производства это стало абсолютно неоправданно по временным затратам»

Ребята из России, производители 3D-принтеров, часто хвастались мне, что много чего из запчастей к их «гаджетам» производится на их же принтерах.
Можно сделать вывод, что количество выпускаемых единиц вряд ли велико в этих конкретных случаях и косвенно может говорить о небольшом накопленном производственном опыте.

Рядом с FANUC находится Плоттер лазерной резки, который изготавливает внешние яркие панели для будущего принтера.
Может назвал я его неправильно, но на меня, офисную крысу, такого рода большие машины, на глазах превращающие огромные листы в красивые по форме, готовые к установке внешние панели с логотипом на борту — всегда производят завораживающее впечатление.



Еще до установок панелей, каждый принтер запускается на печать калибровочной модельки (ниже Вы увидите ряд этих печатающих Witbox-ов).
Если тест проходит успешно — принтер уходит на упаковку. При этом моделька, распечатанная именно на этом принтере, ОБЯЗАТЕЛЬНО вкладывается в коробку.
Не проходит тест — делают дополнительную настройку до победного.

Witbox-принтеры проходят тестирование, печать, фигле!

Тут я опять дрогнул и долго завороженно смотрел на голубоватую подсветку области печати, боковым зрением оценив элегантное решение по прокладке PLA-пластика без стандартного для большинства устройств этого рода переброса через верх:

Witbox  в работе подсветка

Элегантное решение по прокладке шлейфа

На принтеры, прошедшие тестировку печатью, ставятся внешние панели (желтые, черные или белые):

Кто знает парня с заинтересованным взглядом справа на кадре, напишите автору этого поста на хабре, Вас ждёт приз!

А затем, с помощью вот такого вот манипулятора #ДажеИнеЗнаюКакНазватьТолком перебрасываются на стол финишной упаковки (на фото манипулятором дали «поиграться» нашему инженеру, который сильно сблизился с близкими по духу испанцами-инженерами за небольшое время нашего визита):



На финишной упаковке мне понравилось ВСЁ.

1. Двойная коробка — красивая внутренняя и транспортировочная внешняя:

Witbox двойная упаковка в коробки

Ребята из bq сказали, что принтер в этой упаковке выдерживает падение с высоты 1 метр:

Марио рассказывает колумбийским дистрибьюторам о своей страсти, 3D-принтерах

2. На упаковочном столе, помимо принтера в коробку укладываются:

— Катушка PLA-пластика (две для принтера Witbox с двумя экструдерами)
4GB SD-карточка

Witbox комплектация: катушка PLA-пластика и SD-карточка в комплекте

— Дополнительный HOT END — сопло экструдера (я чуть не разревелся, когда его увидел, и по девчачьи оформил фото рамочкой в знак искренней благодарности за такое внимание к покупателям):

Witbox комплектация: дополнительный запасной экструдер в комплекте

— Инструкцию и гарантийный талон на 2 года эксплуатации

3. В итоге принтеры упаковываются в коробки, что я Вам показывал на фото выше:



Фиксируются скотчем:



… и готовенькие складируются для отправки в Мадрид, основной склад bq



после обязательной процедуры палетизации:



Утром — этот (напечатанный на 3D-принтере Witbox, о чем свидетельствует надпись на борту) погрузчик



… загрузит их в трак, отправляющийся в солнечный Мадрид, чтобы потом «ласточки» разлетелись по всему миру…



Кода. Занавес.

Вишенка
(о которой было обещано выше):

Почему собственно пост размещён в хабе Open Source?

В конце нашей поездки мы спросили Европейцев:
Почему Вы, абсолютно успешная IT-компания, вторая на рынке в Испании по продажам смартфонов и планшетов, инвестируете деньги в производство 3D-принтеров?
Почему Вы так активно делитесь информацией с нами, инвестируете свое время, усилия деньги в том числе и в Российский рынок?
Вы не боитесь, что #ПридутКитайцы и Вас съедят? Не боитесь, что производители у нас в России смогут выбить всех европейцев, американцев с рынка 3D-принтеров?
Вы уверены в долгосрочности своей стратегии?

Ответ Марио и Антонио из bq поверг меня в полное смятение:

Мы НЕ боимся китайцев.
Точная схема 3D принтера WitBox со всеми запчастями выложена у нас на сайте:



Скачивайте, делайте сами.

Мы глубоко убеждены, что эти данные должны быть доступны, чтобы была возможность в горячем режиме всему инженерному сообществу доводить принтер до идеала, а культуру производства, его уровень, поверьте нам, крайне сложно повторить.
Здесь нечего бояться.


В связи с чем — пытливым обитателям хабра ОПРОС:
Реально ли, как Вы думаете, в России повторить уровень производства, а соответственно и качества изготовления 3D-принтеров, который есть у западных компаний?

Проголосовало 1159 человек. Воздержалось 206 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Mark'O Bruni @bursten
карма
7,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (46)

  • +2
    Реально ли, как Вы думаете, в России повторить уровень производства, а соответственно и качества изготовления 3D-принтеров, который есть у западных компаний?
    — См. пять правил ведения бизнеса в России.
    • +2
      Я не так давно реализовывал тему с производством чернил для 2D-печати в России.
      И деньги были, и инженеры, и «воля к победе».
      Но: «не вышел каменный цветок».
      Успешно продаю (грешен) немецкие ;)
      50% рынка, в деньгах занял.

      В производство в России — не верю с тех пор.
      Смеюсь всем инженерам в лицо (веду себя некрасиво).
      Но деньги в производство на Родине- больше НЕ вкладываю.
      The End.
      • +2
        Было бы интересно узнать причины по которым мастер Данила не состоялся, при трех основных критериях успеха. Для целостности картинки по производству и предпренимательству в России.
        • +5
          Причина 1. Шапкозакидательство.

          ВСЕ инженеры старой закалки ведут себя одинаково и следующим образом:
          «Да это легкотня! Да эти немцы/американцы/корейцы — делают ВСЁ неправильно. Мы можем лучше и по цене в 5 раз дешевше.
          Вообще, первый компьютер МЫ изобрели, и он был САМЫЙ-САМЫЙ для того времени, вот только если бы не…
          Щас мы быстренько Вам сварим/склеим/выпилим, и будет у нас Апполон 1 через два месяца в ангаре стоять...»

          Неокрепшие молодые инвесторы моего формата — легко ведутся на эти рассказы (очень напрасно, как потом оказывается).

          Причина 2. «Я лучше знаю, хочешь ты писать или нет».

          В детстве мой дедушка ветеран-снайпер будил меня посреди ночи и нёс сонного в туалет.
          Когда я сопротивлялся, бормоча: «Не хочуууууууууууу… Отпустиииии....», дедушка отвечал твёрдым голосом: «Я лучше знаю, хочешь ты писать или нет».
          Инженеры-цеховики (говорю о знавших советское время) настолько эгоцентричны, что твёрдо навязывают Вам своё видение КАКИМ должен быть конечный продукт, строя его под себя, а НЕ под конечных пользователей на рынке.
          Они подменяют собой маркетологов, люто ненавидя профессию последних, но в итоге делают ТО, что интересно только ограниченному кругу гиков, которые ЭТО никогда НЕ купят, а забесплатно погонять ради интереса — да, с радостью.

          Патриотично настроенные молодые инвесторы моего формата — легко ведутся на их эту харизму.

          Причина 3. «Вы меня не цените...».

          Любая критика — воспринимается крайне негативно.
          Возможно это формат маргиналов-гениев, но по факту НЕготовность слушать и меняться, отсутствие гибкости приводит в итоге к завершению сотрудничества, на этапе далеко до выхода ПРОДУКТА в жизнеспособную стадию. И виноватыми во всем называются КОММЕРСЫ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, СТРАНА, но только НЕ сам инженер.

          Это лично мой опыт, ни на что не претендующий, ничего не доказывающий.
          Вы спросили, я ответил :)
          • +1
            Причина 2. «Я лучше знаю, хочешь ты писать или нет».
            В детстве мой дедушка ветеран-снайпер будил меня посреди ночи и нёс сонного в туалет.
            Когда я сопротивлялся, бормоча: «Не хочуууууууууууу… Отпустиииии....», дедушка отвечал твёрдым голосом: «Я лучше знаю, хочешь ты писать или нет».


            … и что интересно, дедушка-то скорее всего был прав. Регулярно наблюдал у родни — ребенка лет четырех-пяти под решительные возражения 'нехочууу' и возмущенный рев пинками загоняли в сортир, где он, пардон, сцал как конь.
            • +1
              «сцал как конь» — теперь я своего так ношу :)
              #ЖизньЦиклична

              Вот только, при разработке/выводе на рынок продуктов, сегодня МАРКЕТИНГ, а если точнее осознанные/неосознанные нужды конечного пользователя ПЕРВИЧНЫ, а технологии сами по себе ВТОРИЧНЫ.

              ДЕДУШКА — это ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА (потребности, реальные или инициированные конечных пользователей), а ВНУЧОК — это ГЕНИИ-ТЕХНОЛОГИ-ИНЖЕНЕРЫ, но не наоборот.
        • +1
          Причина 0: Таможня.

          Когда я работал в одной западноевропейской робототехнической компании, я поражался логистике — сегодня инженер заказал 3 пружинки(валика, моторчика) из огромного бумажного каталога с доставкой Ultra-Fast — завтра утром коробочка с заказом уже приехала и вручена.

          Хотя я с интересом наблюдаю, как мой знакомый изобретатель собирает 3D принтер заказывая детали с ebay.
          • 0
            Вы правы.

            В нашем случае, мы нашли ВСЕ колоранты (базовый компонент при производстве чернил) в России.
            Обессоленную воду и весь набор присадок — тоже внутри СНГ.

            Тем не менее — даже полная локализация сборки — НЕ помогла сказку сделать БЫЛЬЮ.
            • +1
              Давайте говорить проще, это же ваша вина, как руководителя, что вы не сумели подобрать нормальную команду для реализации идеи, верно?
              Тут не надо не на кого валить.
              • +4
                Конечно, моя.
                Всегда виноват ТОТ, кто кашу заварил, тут никто не отнекивается :)

                Всё бы хорошо, но вот в Китае — всё получилось.
                И даже очень хорошо.
                Моей компетенции — там хватило с лихвой.

                Значит — при прочих равных: шанс поднять производство в Китае В РАЗЫ выше и меньше зависит от уровня компетенции инициатора проекта.
                Спасибо за Ваш коммент!
                • +1
                  У меня на этот счет свое мнение, вы пришли к людям не готовым вам дать продукт и говорите что тут все плохо. Почти весь бизнес Китая настроен на то, чтоб продать то, что есть, под другой ТМ, тот же D-Link при партии SOHO роутеров от 1000 шт. вам даже прошивку брендирует. Да, в Китае проще, но по существу, вы в России пошли не тем путем. Вам надо было создавать команду, а не пытаться найти готовую.
                  • 0
                    Возможно.
                    Но как я написал выше: «Быстрая рыба побеждает медленную».
                    Пока другие инвестировали в производство в России, делая команды, прорываясь через логистические и административные барьеры, я занял 60% рынка ;)
                    Шах и Мат.

                    Тем не менее, Ваша оценка моего уровня компетенции в контексте управления производством — АБСОЛЮТНО обьективна.
                    • +1
                      Спасибо, а по поводу быстрой рыбы я с вами согласен, это реалии.
                    • +3
                      У вас 6 часов назад было 50% рынка. Быстро ж вы растете.
                      • +2
                        «Быстрая рыбка ест медленную...»
                        Быстро ест ;)
                    • 0
                      Возник еще вопрос, а почему бы сейчас когда есть 60 (50)% рынка не построить свое производство? Чем обусловлен отказ от идеи кроме первоначальной неудачи?
                      • 0
                        Рынок струйной домашней печати падает на 15% ежегодно.
                        Смарфоны, планшеты — делают своё дело.
                        Нет смысла инвестировать в падающий рынок, если только ты не знаешь ЧЕГО-ТО, чего другие не знают ;)
                        #инсайды
                    • 0
                      а как же инксистемс? :)
                      • 0
                        Парни продают — принтеры и СНПЧ, мы — картриджи и чернила;
                        они — для Epson, мы — для Кэнон и НР.

                        До злосчастных событий на Украине — речь шла об объединении двух компаний, как абсолютно дополняющих и непротиворечащих друг другу.
                        Но сейчас (обьяснимо почему) — не до этого.

                        Плотно общаемся друг с другом на всех уровнях.
                        Конкуренции — нет.

                        Возвращаясь к теме поста:
                        Производить что-либо в России — и для них и для нас ВООБЩЕ не вопрос для обсуждения, по причинам озвученным выше.
    • 0
      Недавний пост на хабре в контексте производства 3Д-принтеров говорит в пользу моего мнения:
      habrahabr.ru/post/223123/#first_unread
      • +6
        Спасибо за интересную статью. Мы сейчас организуем производство 3D-принтеров в России и оно будет почти таким же — свои станки и классные молодые специалисты. Реально или нереально — скоро проверим на практике)
        • +4
          Держим за Вас кулаки!
          Сделайте ТО, чего не удалось мне в своё время.

          С меня — печеньки, если получится.

          P.S. Может всё-таки в Китае, а? Зачем против шерсти?
          • +3
            Иногда шерсть нужно вычесывать, а то новая плохо растет, а в старой и отмершей заводятся «бюрократы».
            • +1
              Так эта, завелись уже. Дустовое мыло теперь нужно хорошее.
          • +2
            Вот есть у нас такая заморочка — хотим именно в России) Отступить в этом бою и уйти в Китай — всегда успеем)
            • +2
              уйти в Китай — всегда успеем)

              Искренне говорю: сомневаюсь.
              Успеете, но будет поздно.

              Прошли времена, когда "большая рыба ела мелкую".
              Сейчас "БЫСТРАЯ ест медленную"…

              Ошибки стратегические крайне дорого стоят.

              И не делайте ничего на свои деньги, уровень производства, что показан выше — практически нереален без венчурных инвестиций или государственной поддержки.
              Пообщайтесь с ребятами из ФРИИ: Максимом Чеботаревым, Димой Кулаевым.
              3D и Робототехника — горячая тема, активно финансируется государством сейчас.
              Если и делать в России производство, то контексте государственной поддержки.
              Большинство административных барьеров будут сняты.

              Сколково фонд — при всём разном к нему отношении, тоже вариант.
              Там афигенный мужик по 3D и Робототехнике рулит.
            • 0
              Вы только отпишитесь потом, очень интересно.
              Успехов вам.
  • 0
    Спасибо, классные фотки. Так вы возить то будете, если не секрет?
    • +1
      Да, начали дистрибуцию.
      Спасибо за вопрос.

      Как TOP-sales-ы (торгашня) со стажем, полагаем, что ВСЕ рынки развиваются одинаково.
      Рынок персональных 3D-принтеров вряд ди станет исключением.

      «Через 3-4 года до 80% рынка будет у трёх производителей.
      Оставшиеся 20 — будет грызть low-lewel мелкотня» — произнес он с презрением ;)
  • 0
    Спасибо за интересную статью. А буквально вчера bq презентовали новые смартфоны bq Aquaris E.
    • 0
      Вы крайне осведомлены.
      Приятно.
      Смартфончики у них есть — огненные, правы!
  • +9
    Работаю в сфере внедрения, часто бываю на предприятиях. У нас есть подобная культура производства, особенно на молодых предприятих. Так что однозначно могу сказать, несмотря на давленение со стороны властей и прочее: умеем, могем.
    • +4
      особенно на молодых предприятих

      Вооооот, только в смену поколений я и верю.
      Спасибо за комментарий!
  • 0
    Я бы сказал, при каких условиях в России это будет возможно. Но хабр — не для политики.
    • +4
      Да, и еще материться тут нельзя — так что обсудить не выйдет…
  • +1
    Все таки, я бы потрёс их на предмет инвестиций, окупаемости, сроков и прочих ЧТД и NPV. Одно дело альтруистски двигать науку и технику, другое делать деньги. При чем рынок уже насыщен, есть игроки готовые к демпингу и гаражные сборки. В общем хочу сказать, что не зарабатывают они этим. Так — хобби.
    • 0
      В общем хочу сказать, что не зарабатывают они этим. Так — хобби.

      Еще как зарабатывают.
      Чёткая установка на деньги, я в следующей статье расскажу как нас, дистрибьюторов со всего мира дрючили, фокусируя на продажи в своих регионах.
      Просто парадигма совсем другая, использование open source, как платформы для бесконечного совершенствования, подключив интеллект профильных сообществ, при этом создание конкурентного преимущества за счёт уровня производственного воплощения.
      Время покажет, хороша ли стратегия, но тот факт, что испанцы за 9 лет выросли из компании в 4 человека до 2.000 (и это не в Силикононовой Долине) — для меня говорит о многом, как минимум о том, что парни ЗНАЮТ, что делают.

      есть игроки готовые к демпингу и гаражные сборки.

      Демпинг — это продажа НИЖЕ себестоимости.
      Именно её и НЕ могут позволить себе ребята из гаража без венчурных инвестиций или государственных денег.

      Я по своему 2D бизнесу могу сказать, знаю минимум 2 компании и один гаражный кооператив, которые производят чернила для принтеров сами.
      Их доля рынка — 0,0001, а в масштабах глобального рынка — 0.

      Потому — гаражи конкурентны ТОЛЬКО тогда, когда они приносят кардинально новую технологию, disruptive innovation.
      Для примера — если Вы в гараже заставили прототип печатать фигурку барышни ниже НЕ за час, а за 8 минут — тогда у Вас есть шанс стать кем-то, всё остальное — в лучшем случае: Хорошо продадитесь на каком-то этапе :)


      • +1
        а как чернила? хороши и проблема только в продвижении?
        • +1
          хороши и проблема только в продвижении?
          Хороши, но это ничего НЕ решает.

          В современном мире — МАЛО сделать хороший продукт, его нужно ПРОТАЩИТЬ наверх через информационный шум.
          Это — удаётся крайне немногим.

          И не мне Вам рассказывать, что в ТОП-1 часто рулят весьма посредственные продукты, но с отличным (в том числе и по бюджету) маркетингом.
  • +9
    >выдерживает падение с высоты 1 метр
    Видать ребята уже столкнулись с почтой России, респект испанцам за такой подход.
    • 0
      На почте умудрились как-то испортить манометр, упакованный в пупырчатую плёнку и лежавший в середине посылки.
      • 0
        МЫ для отгрузки WitBox — в принципе Почту России не используем.
        Курьерская доставка либо транспортные компании. Мак туб.



        #МанометрыДолжныЖитьВечно :)
  • 0
    low level сегмент не рассматривали в принципе в силу строго очерченной компетенции группы людей, занимающихся дистрибуцией.

    а witbox не лоу лэвел сегмент?
    • 0
      Нет, конечно.

      Low level — есть в каждой категории продуктов.
      Обычно, это NONAME / товары, реализующиеся под маркой тогровой сети (PRIVATE LABEL) / или просто НЕЧТО с названием производителя, которое Вам НИЧЕГО никогда не скажет.

      В контексте принтеров — это куча китайских изделий с разными названиями, традиционно мимикрирующими под известные бренды (типа MBOT).

      Ни одного из них на прошедшей два дня в Лондоне выставке я не увидел.

      image

      Погоды в этом сегменте они ЯВНО не делают, хоть и очень хотели бы :)
      • 0
        Ни одного из них на прошедшей два дня в Лондоне выставке я не увидел.

        Соврал.
        Один был. Вот он:

        Аутсайдер
  • 0
    на прошедшей два дня в Лондоне выставке

    Мой спорный обзор по ней на Хабре.

    image

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.