Пользователь
0,0
рейтинг
22 мая 2014 в 02:18

Разное → Советское культурное и научное наследие освобождается от оков копирайта. Расширение режима «общественного достояния»

image
И снова об авторском праве. Но уже с позитивом. После целой серии законодательных кнутов (законов, регулирующих гражданско-правовой оборот контента в сети, антипиратского закона, а также предложений на высшем уровне о его расширении и ужесточении) в Госдуме появился первый пряник для народа. Речь идет о законе, освобождающем все советское культурное и научное наследие из под оков копирайта.

Таким образом, нами реализована еще одна декларируемая цель проекта «Время менять копирайт». Законопроект внесен фракцией КПРФ, депутатами Государственной Думы О.Н.Смолиным, Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым, А.А.Кравецом, Д.Г.Новиковым, С.Н.Решульским, В.В.Бортко и стал результатом деятельности рабочей группы “Пиратской партии России” и компартии, созданной для изменения законов об авторском праве.


1) Произведения науки, литературы или искусства, созданные за государственные деньги и обнародованные до 31 декабря 1992 года включительно, являются перешедшими в общественное достояние с момента обнародования

2) Сокращение сроков охраны произведений науки, литературы и искусства, созданных в советский период — они признаются находящимися в общественном достоянии со дня истечения 25-летнего срока со дня их обнародования (создания)

Таким образом, восстанавливается социальная справедливость, нарушенная в 1993 г. Верховным Советом РФ, который не обеспечил, при этом, режим свободного использования произведений, но сократил пространство легального доступа, задним числом увеличив сроки охраны произведений, которые уже истекали к тому времени.

image
Понятно, что в настоящее время, Шахназаров и другие руководители компаний, получивших с щедрой руки власти в наследство каталоги советских фильмов, песен и фотоархивов, сейчас в бешенстве. Если закон будет принят, несомненно, большое количество дармоедов, не имеющих никакого отношения к созданию произведений, права на которые принадлежат современным постсоветским лейблам несомненно потеряют большую часть денежных средств, которые ежегодно набивали кошельки.

Позавчера я был в эфире LifeNews, где дискутировал с представителем РАО и Мосфильма по поводу предложенного законопроекта. Позиция обоих, думаю, вполне понятна. Но мне хотелось услышать аргументы и цифры. Суммы доходов от монопольного использования советских произведений юрист Мосфильма отказалась сообщать, отшутившись, что мол сначала вы озвучьте суммы доходов пиратов от использования все тех же произведений, а из аргументов, защищающих позицию о том, что исключительные права на произведения, созданные в СССР, нужно охранять максимально долго я услышал следующее:
1. Если исключительные права будут отменены, то как же они будут охраняться?

Я так и не смог понять, от кого и зачем надо охранять например фильмы «Прибытие поезда» или «Свадьба в малиновке», музыку фирмы грамзаписи «Мелодия» или фотоархив ИТАР-ТАСС?
2. Мосфильм тратит много средств на реставрацию и оцифровку картин. Если Мосфильм лишится дохода, то кто будет этим заниматься?

Простите, но я вправду не понимаю, неужели надо реставрировать и оцифровывать картину каждый год? Я полагал, что это один раз сделал и все. Кроме того, по-моему вполне очевидно, что в случае, если исключительное право на советские произведения прекратится, то найдется множество умельцев, желающих оцифровать и отреставрировать такие произведения. И даже без тех сумасшедших бюджетов, которые Мосфильм закладывает на это.

В случае принятия законопроекта любое лицо сможет беспрепятственно копировать и распространять произведения (копии которых в большом количестве и так существуют в сети Интернет), находящиеся под режимом “общественного достояния” без предварительного получения разрешения правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Такие лица будут также защищены от угрозы того, что они могут быть однажды привлечены к гражданской, административной и уголовной ответственности за нарушение авторских прав. Кроме того, любое лицо сможет получить законное право создавать на основе этих произведений ремиксы, мешапы, ремейки и любым иным образом перерабатывать произведения, что является необходимым условием в цифровом веке для развития новых творческих форм. Кроме того, любой контент-ориентированный сервис сможет свободно реализовывать любым способом показ и прослушивание произведений, освобожденных из под копирайта. При этом, образующаяся конкуренция между контент-сервисами, будет способствовать лишь улучшению самих сервисов, как это непременно происходит на рынке.

Полагаю, интуитивно законопроект понятен многим пользователям, однако наверняка найдутся те, кто скажет «А зачем вообще нужен этот закон? Советских произведений и так полно в сети. Найти их не составляет никакого труда». Это верно. Но хочу вспомнить несколько наиболее ярких моментов, как правообладатели реализовали свои права, нарушая все рамки разумного:

В ноябре 2011 г. по антипиратскому закону #187-ФЗ Мосгорсудом по требованию Мосфильма был заблокирован один из крупнейших торрент-трекеров rutor.org за нарушение исключительных прав на фильм “Кавказская пленница или новые приключения Шурика”, снятый в 1967 году режиссером Гайдаем.

В 2010 г. известен случай, когда РАО требовало деньги с ветеранов за исполнение военных песен, в том числе песни “Смуглянка”, авторами которой являлись композитор А. Новиков и поэт-песенник Яков Шведов, оба умершие в 1984 г.

В 2011 г. премьер Путин обещал распустить “Объединенную государственную киноколлекцию”, которая распоряжалась большим кол-вом исключительных прав на произведения, после чего произведения должны были бы перейти в общественное достояние. Однако благодаря усилиям некоторых лоббистов, не желающих терять доход от проката советского культурного наследия, исключительные права ОГК были переданы киностудиям.

ФГУП “Союзмультфильм” считающий себя правообладателем всех выпущенных на студии мультфильмов и известных персонажей советских мультфильмов, запрещает иным лицам без его разрешения использовать мультфильмы и персонажей. За время работы, с 1936 по 1991 г. в фондах «Союзмультфильма» накопилось порядка 1500 фильмов, в которых действуют не менее 13 000 персонажей. И все это богатство, по словам представителей киностудии, в полной мере может принадлежать только «Союзмультфильму». В соответствии с действующим законодательством доход от использования имущественных авторских прав поступает в “Союзмультфильм”, который в дальнейшем по своему усмотрению распоряжается вырученными деньгами. При этом, авторы музыки и сценаристы режиссеры (как и их наследники) этих мультфильмов/фильмов не имеют никаких прав по существующему и советскому закон-ву.

Именно поэтому, переход советского и научного культурного наследия в правовой режим «общественного достояния» — очень важный и нужный шаг, предложенный ППР, и поддержанный КПРФ. Надеюсь, что этот законопроект так же быстро пролетит все 3 чтения, как и «антипиратский закон», за который народоизбранники проголосовали большинством голосов.
Sarkis Darbinyan @sardarbinyan
карма
80,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разное

Комментарии (47)

  • +18
    Речь идет точно о России, Вы ничего не путаете?
    • +8
      Наверное не захотели платить за копирайт на «Чебурашку».
      Но новость все таки с оттенком «пряника».
      • 0
        Права на чебурашку у японцев
        • +4
          Не совсем. Там всё очень сложно. Я так понимаю, из-за массы правовых коллизий, у нас в кинопрокате так и не вышли замечательные полнометражные фильмы про Чебурашку.

          В рот мне ноги! Премьера!
  • +6
    Луч света в темном царстве.
    • 0
      С такими цитатами нужно поаккуратней, учитывая что потом с этим «лучом света» (Катерина) стало.
  • +6
    Да не, не может такого быть. Не верю (с)
    • +5
      И правильно. Вашингтон не позволит Кремлю подписать этот закон.
      Это же какой прецедент случится, если подпишут!!!

      1. Советское наследие будет бельмом висеть на глазу всех мировых копирайтеров, обычные люди (которые сегодня глубоко не вникают в понятие «общественная собственность») начнут лишнего думать об общественной и частной собственности, а тут глядишь коммунизмом снова запахнет.

      2. Россияне подумают: «Ну вот, советские мультики нам вернули, теперь нужно возвращать железные дороги, электростанции, линии электропередач, подстанции, заводы, карьеры, здания, построенные нашими дедами. А дальше украинцы подтянутся, казахи, прибалты и так далее.

      Чувствуете, насколько это „опасно“ для финансово-олигархической системы? Нее, зарубят точно, если не на втором, то на третьем шаге…
      • 0
        Вы слишком наивны, если предполагаете, что раньше это принадлежало народу, это принадлежало государству. А государство народу капало копейки.
      • 0
        Ну не так все мрачно. Законопроект поддержит вся фракция КПРФ, и подопечные Митрофанова , которые уже заявляли о поддержке такого законопроекта. + Шлегель, Пономарев, Гудков, как я полагаю. Если эти депы доберут еще голосов, то закон имеет все шансы на успех.
        • 0
          Я не стал бы доверять обещаниям депутатов, особенно — Шлегеля и Митрофанова. Но всё равно, желаю вам чуда.
  • +5
    Надеюсь, что этот законопроект будет реализован и станет прецедентом для других подобных случаев.
  • +20
    Это ведь только законопроект. Очень вероятно, что в него добавят «маленькие поправки» ко второму-третьему чтению.
  • +15
    Будет здорово, если вы и дальше будете мониторить ситуацию с этим законопроектом и будете держать общественность в курсе. Тем более, судя по профилю, вы в закон тот ещё Копенгаген :)

    Хочется надеяться, что в итоге нахлебничества станет немного меньше.
  • +5
    > Простите, но я вправду не понимаю, неужели надо реставрировать и оцифровывать картину каждый год? Я полагал, что это один раз сделал и все.

    ЛОЛШТО? Большинство архивов никуда не оцифровано и тихо гниёт. Я лично видел каталог неоцифрованных записей ГТРФ, это просто кладези раритетов.

    > Кроме того, по--моему вполне очевидно, что в случае, если исключительное право на советские произведения прекратится, то найдется множество умельцев, желающих оцифровать и отреставрировать такие произведения.

    … для чего необходимо обязать фонды выдавать записи желающим, чего (а) нет в законе, (б) и хорошо, что нет, потому что «умельцы» магнитную запись полувековой давности сломают на раз-два, (в) оборудование для чтения магнитных лент все равно только в фонде и сохранилось.

    Три года назад ситуация была следующей: оцифровка одного часа аудиозаписи под копирайтом стоил в ГТРФ 4000 рублей; оцифровка одной МИНУТЫ аудиозаписи из public domain — 1000 рублей. Своим законом вы добьётесь только того, что теперь все записи ГТРФ будут стоить 1000 руб / минута.
    • +2
      Три года назад ситуация была следующей: оцифровка одного часа аудиозаписи под копирайтом стоил в ГТРФ 4000 рублей; оцифровка одной МИНУТЫ аудиозаписи из public domain — 1000 рублей. Своим законом вы добьётесь только того, что теперь все записи ГТРФ будут стоить 1000 руб / минута.

      А из-за чего получается такая колосальная разница в цене?
      • +5
        Это расценки для частного использования (т.е. типа себе послушать). В случае public domain записи ничто не мешает её потом издать и наварить кучу бабла (ну, в этом шизофреническом мире в голове руководства, видимо), поэтому они просто ставят цену, сравнимую с коммерческой лицензией.

        И да, они там очень упоротые и вовсе не считают, что охуели.
        • +13
          Что вы хотите от людей, у которых даже в список имеющихся материалов нельзя бесплатно посмотреть, «работа с каталогом» записей стоит 600 рублей в час.
    • +1
      ЛОЛШТО? Большинство архивов никуда не оцифровано и тихо гниёт. Я лично видел каталог неоцифрованных записей ГТРФ, это просто кладези раритетов.

      А поэтому при их единоразовом сливе, они могут стать объектом всеобщего достояния. Любителей, кто готов заняться этим, думаю будет предостаточно.

      … для чего необходимо обязать фонды выдавать записи желающим, чего (а) нет в законе, (б) и хорошо, что нет, потому что «умельцы» магнитную запись полувековой давности сломают на раз-два, (в) оборудование для чтения магнитных лент все равно только в фонде и сохранилось.

      в смысле сломают? Не думаю. Есть много людей с ретрооборудованием, который вполне могут заниматься оцифровкой.

      Три года назад ситуация была следующей: оцифровка одного часа аудиозаписи под копирайтом стоил в ГТРФ 4000 рублей; оцифровка одной МИНУТЫ аудиозаписи из public domain — 1000 рублей. Своим законом вы добьётесь только того, что теперь все записи ГТРФ будут стоить 1000 руб / минута.

      Это ну значит надо будет еще закончик добавить, обязывающий предоставлять по запросу архивные материалы по фиксированной цене. А с видосом тарифы не знаете?
  • +15
    А только мне кажется внесение законопроекта и его принятие это разные вещи? :) По-моему далеко не факт что даже до голосования по нему дело дойдет.
    • +4
      По общему опыту, законопроект завернут с вероятностью 99%.

      sardarbinyan, я вас всегда поддерживал, и готов за вами хоть на амбразуры, но зачем же такие жёлтые статьи?
      • 0
        Я все-таки, надеюсь на то, что эффект будет.
        Зря Вы так. Много работы было сделано для того, чтобы этот законопроект вообще появился. И я полагаю, это уже победа. Теперь надо раскачивать ситуация и дать ей побольше общественной шумихи.
  • 0
    А вот кстати насчет «союзмультфильма» — была, помнится, какая-то мутная история с продажей прав на них оптом какой-то зарубежной конторе. И что теперь, у уважаемых людей проданное назад отберут?

    В общем вангую что не взлетит, увы…
    • +2
      Алишер Усманов вроде как в 2007 году эту проблему решил за свой счет.

      www.kommersant.ru/doc/801796
      • 0
        да. кипеш был интересный. Но проблема не решилась. Просто бабло из одного частного кармана потекло в другой частный карман
  • +6
    Никогда бы не подумал что союзниками в борьбе за свободу станет КПРФ…
    • +1
      Обратите внимание на Смолина, который из КПРФ идёт первым в списке. Такого человека и в президентах иметь не стыдно.
    • +2
      КПРФ уже давно сотрудничает с пиратами, вроде как близкие идеологии.
      • +1
        Отнять у богатых и разделить среди бедных?
        Идейно — со времён Робин Гуда, или еще раньше ;D
      • 0
        В определенных вопросах -да. Но лишь там, где совпадает позиция. Первым совместным детищем, напомню, был закон об отмене №187-ФЗ.
    • 0
      Бывает такое что идеологии меняются местами. ;)
  • +1
    Я правильно понимаю, что если у условного ОАО АвтоВАЗ есть патент тех времен, то они потеряют права на этот патент? А, например, логотипы газеты Советский спорт и Аэрофлота сможет использовать любой желающий?
    • 0
      не правильно понимаете. Закон не затрагивает отношения в области советских товарных знаков или патентноохраняемых объектов. Это отдельная песня, и для этого надо вносить отдельный законопроект. Речь идет в предлагаемом законе только об объектах авторского права.
      • 0
        В посте написано по произведения науки, культуры и искусства. Патент не является производным от произведения науки?
  • +2
    Не, вы говорите что хотите, но по-моему, ерунда какая-то. По логике вещей, конечно, я могу только приветствовать восстановление справедливости: если в СССР всё создавалось на народные деньги, логично всё народу отдать. Но дьявол будет как всегда в деталях.

    Ладно ещё кино — понятно, что это дело дорогое, и всегда можно сказать, на «государственные деньги» оно снято или нет. А книги? Вот «Архипелаг ГУЛАГ» на народные деньги написн? А «Доктор Живаго»?

    Дальше ещё веселее: "… созданных в советский период". Где созданных? Горький на Капри вон любил пописывать. Кое-кто из создававших живы до сих пор, и живут они необязательно на территории России. Получается, у нас будет «остров Тортуга», где копирайт на какое-то произведение не действует, хотя за пределами страны прекрасно себе действует?.. Не говоря уже о том, что вчера я, допустим, купил эксклюзивные права на какую-нибудь мелодию или фильм, вложил кучу денег, а завтра мне говорят, что это всё народное, не повезло тебе, парень.

    Короче говоря, слишком круто даже для нашего цирка. Не верю.
    • +1
      Не говоря уже о том, что вчера я, допустим, купил эксклюзивные права на какую-нибудь мелодию или фильм, вложил кучу денег, а завтра мне говорят, что это всё народное, не повезло тебе, парень.

      Предпринимательская деятельность гражданина — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке
      • 0
        Безусловно. Поэтому любой предприниматель взвешивает риски перед тем, как работать в той или иной стране.
        Если где законы меняют каждый день, никто бизнесом там заниматься не будет, себе дороже. Будут заниматься только вещами, которые окупаются в течение суток, так надёжнее. Купил, тут же продал с наваром, вот и весь бизнес.
        • 0
          А, вы из этих…
  • +1
    Вот сверху верно, к сожалению, пишут, что результат оцифровки — это бац, и производная работа, потому что цветокоррецкия и все такое… и получится что Мосфильм станет владельцем просто «по праву хранения» и как единственный владелец проигрывающего оборудования способного не испортить пленку. Если часть анимации и фильмов издавалась на лентах еще в советское время для домашних кинопроекторов — то остальное будет в аналоговом рабстве.
  • 0
    Когда РАО запрещало ветеранские концерты, на РАО очень сильно навалились в Гос. Думе. И огромное количество работников культуры тогда защищало РАО оправдывая их поведение с ветеранами. Это хорошо говорит и о моральном климате, и о настроении в «творческих» кругах. Так что, учитывая тесную связь культурной элиты и политиков, закон-то вряд ли пройдет.
    Позорный список из 300 подписантов РАО стыдливо убрала с сайта. Наверное чтобы большим людям карму не портить.
  • 0
    А что красная картинка не в svg? :)
  • 0
    Полагаю, что есть еще нюанс с хранением всех этих архивов. Если они не будут приносить денег, то их могут выбросить на свалку.
  • 0
    являются перешедшими в общественное достояние с момента обнародования

    признаются находящимися в общественном достоянии со дня истечения 25-летнего срока со дня их обнародования (создания)

    Эээ, не понял. С момента обнародования или через 25 лет?
    • +1
      Глянем в первоисточник:
      Законопроект первый:
      Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному контракту для государственных нужд, предусматривающему создание такого произведения, и обнародованное до 31 декабря 1992 года включительно, является перешедшим в общественное достояние с момента его обнародования.

      Пояснительная записка к законопроекту № 525979-6
      В случае его принятия произведения науки, литературы и искусства, а также связанные с ними объекты смежных прав, находившиеся по состоянию на 1 января 1993 года в общественном достоянии, но по которым до 1 января 1993 года не истекли 50-летние сроки со дня их обнародования (или создания), признаются находящимися в общественном достоянии со дня истечения 25-летнего срока со дня их обнародования (создания).


      Т.е. то, что создано по гос.контракту и обнародовано до 31 декабря 1992 — переходит в общественное достояние сразу.
      Всё прочее, что до 1.01.1993 уже было в общественном достоянии, но попало под продление срока до 50 лет — урезается обратно до 25 лет с момента обнародования.

      PS: надеюсь, правильно интерпретирую написанное.
    • 0
      это два разных законопроекта, которые пошил одним блоком.

      являются перешедшими в общественное достояние с момента обнародования

      это касательно всех объектов автосркого права созданных на советских гос.компаниях, права на которые принадлежат сегодян корпоративным правообладателям-правоприемникам.

      признаются находящимися в общественном достоянии со дня истечения 25-летнего срока со дня их обнародования (создания)

      это касается всех объектов, созданных в СССР, права на которые принадлежат любым лицам, созданных или обнародованных до 1968 года.
  • +5
    Это очень важный законопроект. Кроме непосредственно прав на советское культурное наследие, решается еще один не менее важный вопрос — возможность вносить законопроекты, инициируемые вне депутатского корпуса. Это касается как федерального, так и региональных парламентов. С учетом разочарования в системе РОИ, механизм внесения законопроектов с помощью адекватных депутатов, как минимум, имеет право на существование. Тем интереснее будет проследить за развитием этой инициативы.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.