Пользователь
0,0
рейтинг
23 мая 2014 в 11:24

Разработка → Как я «крутил» поведенческие факторы из песочницы


Приветствую вас, хабражители! Сегодня я бы хотел вам поведать об очень интригующей штуке, как поведенческие факторы. А точнее, об их искусственном улучшении. А еще точнее, о недостатках сервисов-накрутчиков, которые этим занимаются.

Совсем чуть-чуть о поведенческих факторах
Поведенческие факторы – это совокупность действий посетителей на определенном сайте. Вход на сайт, время пребывания, просмотр страниц, “клики” на предлагаемые ссылки, возвращение на сайт – все эти моменты можно отнести к поведенческим факторам. Источник

Для чего я это пишу? Дело в том, что я являюсь владельцем двух коммерческих сайтов и, естественно, я заинтересован, чтобы они находились как можно выше в поисковой выдаче. И в какой-то момент, начитавшись различных статей, решился на эксперимент. Сразу оговорюсь, что результат был немного печален и я надеюсь, что эта статья послужит предостережением.


Начало


Дано:
  • 2 коммерческих сайта;
  • Тематика: строительство;
  • Регион продвижения: Москва;
  • Возраст сайтов: одному 5 лет, второму 3 года;
  • Трафик до начала эксперимента: сайт A — ~350 польз./день, сайт B — ~200 польз./день;
  • Начало / конец эксперимента: январь-апрель 2014;
  • Ссылки не закупаются с ноября 2013;

Для большей “чистоты” я не производил никаких изменений на сайте, кроме размещения статей один раз в одну-две недели. Замечу, что я собираюсь сравнивать не позиции до и после, а трафик, так как лично для меня это более важная метрика.

Выбор сервиса накрутки


Над этим моментом долго думать не пришлось — решил воспользоваться самым активно рекламируемым и новым сервисом на тот момент. Ссылку на него давать не буду, а скажу лишь, что у него интересное название и логотип. :)

Стратегия продвижения


Посидев на форумах и изучив статьи от нескольких источников мной было приятно следующее решение:

  • На сайт A добавляем по 1500 переходов в месяц
  • На сайт B добавляем по 900 переходов в месяц

То есть, приблизительно я добавлял по 15% от текущего месячного трафика. Думаю, что большинству будет понятно, что накручивать такое кол-во переходов по 1-3 запросам несколько сомнительно, то я отобрал по 80-90 НЧ и СЧ запросов для каждого сайта.

Недостатки накрутки: глубина и время просмотра


Во время настройки проекта в сервисе, меня сразу же покоробило отсутствие установки глубины просмотра и времени на сайте.

Я считаю, что у каждого сайта определенной тематики есть своя глубина и время просмотра сайта. Если для моих сайтов средняя глубина — 4 страницы, а время 4-5 минут, то вал посещений с глубиной в 2-3 страницы и временем 2-3 минуты как-то выбивается из общей статистики. В итоге так и получилось.

Недостатки накрутки: характеристики посетителей


В Яндекс.Метрике есть очень замечательные и информативные разделы “Пол и возраст” и “По странам мира”.

Итак, если в подразделе ““По странам мира” всегда превалировала Россия, Центр (и немного Северо-Запад), то спустя месяц продвижения я увидел Урал, Юг, Сибирь, Поволжье. Также, активно “включилось” СНГ: Украина, Беларусь, Казахстан и много чего прочего.

В подразделе “Пол и возраст” типичная для моих сайтов картина: основная аудитория — мужчины от 25 лет. После месяца продвижения стала расти женская аудитория, а также аудитория младше 18 лет.

Ну это ли не провал дела? Естественно, саппорт сервиса активно переубеждал меня в этом, после того, как я отправил им тикет с замечаниями. Суть переубеждений заключалась в одном — "Мы твердо уверены, что ПС Яндекс не учитывает данные, о которых вы написали". Точка.

Поведение в поисковой выдаче


Отдельно стоит выделить, как выполняются задания:

  1. «Работник» открывает поисковую систему и устанавливает регион (в моем случае, если он не из Москвы).
  2. Вводит поисковый запрос.
  3. Переходит на пару случайных сайтов.
  4. Переходит на мой сайт.

Весьма странно, когда пользователь из Полтавы меняет регион на Москву и ищет бетонные блоки, когда вчера он искал ГДЗ за 8-й класс. Далее пользователь кликает на два случайных сайта. Ага. Чаще всего это сайты из ТОП-5 или ТОП-10. Просмотрев сайты, пользователь резко переходит на сайт с 29 места и после заканчивает поиск. Да-а-а, очень естественное поведение.

Свет мой, зеркальце, скажи или смотрим Вебвизор

Шкала активности из Вебвизора

«Что это?» — спросите вы. А это шкала активности пользователя из Вебвизора. Она отображает типичное поведение пользователя из сервиса накрутки на моем сайте. По моим подсчетам так вело себя 7 юзеров из 10. Для тех, кто не в курсе, что значат эти цвета на шкале активности:

image

То есть, юзер переходил на мой сайт, 20 секунд “дергался”, после переключался на другое окно и делал там что-то 2 минуты. Потом возвращался, куда-то кликал и закрывал страницу. Понятно, что скорее всего «работник» выполняет несколько заданий одновременно, что и заставляет его переключаться на другое окно.

И в довесок ко всему: в Вебвизоре можно отфильтровать посещения определенного посетителя, что помогло мне найти еще один недостаток — один пользователь может выполнить задание несколько раз за неделю.

Итог


После непростых 4 месяцев я решил закончить эпопею с этим экспериментом. Не буду утомлять рассказом об остальных проблемах, типа некорректного съема позиций, непонятного алгоритма выполнения заданий и списания средств, многочисленных мелких багов в интерфейсе (которые обещают исправить, но этого не происходит) и многого другого.

Получилось, что я потратил за 4 месяца около 40 тысяч рублей, много времени и нервных клеток. В начале мая, через неделю после остановки продвижения, я зафиксировал следующий трафик:

  1. Сайт A — 220 польз./ день.
  2. Сайт B — 180 польз./день.

В начале поста я обещал не сравнивать позиции, но, в качестве дижестива это стоит сделать:



Если вы решили воспользоваться накруткой поведенческих, то помните о недостатках «накрутчиков»:

  1. Нет возможности установки глубины и времени просмотра сайта
  2. При установке нужного региона продвижения вы будете получать пользователей со всей России и СНГ.
  3. Неестественное поведение «работников» сервиса на вашем сайте и на поисковой выдаче.
  4. Один и тот же «работник» может посетить ваш сайт несколько раз за неделю.

Для себя я решил, что в дальнейшем пользоваться сомнительными серыми методами не буду. И вам не советую.
Спасибо за внимание!
@make_not_way_not
карма
4,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (40)

  • +2
    в качестве дижестива

    Чего?
    • +10
      artishok, перед едой — аперитив, после еды — дижестив. Наверное, надо было написать «на закуску».
      • 0
        Хех, а я вспоминаю что такое дижестив в ИТ =)
        Все, пятница, хватить работать
        • 0
          Даже беглого взгляда на выдачи поисковиков по запросам, которые имеют отношение к ПФ, достаточно, чтобы понять элементарную вещь: в поведенческие факторы оптимизаторы «суют» всё то, что нельзя (либо крайне сложно) доказать практически. Раньше ведь тоже к колдовству относили как сбор лягушачих лапок, семени майских жуков, так и занятия настоящей наукой. Почему вещи, имеющие только одну общую составляющую — пользователя, решили объединять в единое целое?


          Вот хорошая статья про поведенческие: seoretik.ru/seo/upravlyaya-povedencheskimi-faktorami-upravlyaesh-mirom.html
  • +2
    Нет возможности установки глубины и времени просмотра сайта

    Вы воспользовались одним из возможных сервисов для накрутки ПФ. А написали так, будто это аксиома для всех остальных.
    Есть возможность установки данных параметров в других сервисах.

    Весьма странно, когда пользователь из Полтавы меняет регион на Москву и ищет бетонные блоки, когда вчера он искал ГДЗ за 8-й класс.

    И тут не соглашусь с Вами. Вчера сын искал про 8й класс, а сегодня папа ищет в Москве бетонные блоки. Ну что тут странного?
    • +2
      verydima, согласен с вами. Но, сегодня ГДЗ, завтра блоки в Москве, послезавтра массаж в Санкт-Петербурге, а через три дня автозапчасти в Самаре. Мое мнение — это никуда не годится. А в плане установки глубины и времени: я изучал три основных сервиса и только в одном была такая возможность, но по отзывам на форумах и блогах это часто игнорировалось.
      • 0
        Я с Вами согласен: это не похоже на среднестатистического человека. Но это не невозможно. И я не думаю, что поисковая система из-за этого будет накладывать какие-то ссанкции или фиксировать действия этого пользователя, как накрутку.
        Один из сервисов, который Вы изучали позволяет быть как заказчиком, так и исполнителем. Попробуйте выполнить задание. Вы увидите, что там не так просто проигнорировать параметры задания.
        У меня есть положительный опыт использования одной из этих систем для улучшения показателей ПФ. Возможно, через месяца два будет достаточно аналитической информации и я напишу пост с цифрами и сравнениями.
        • +2
          Попробуйте выполнить задание. Вы увидите, что там не так просто проигнорировать параметры задания.

          Пробовал. Игнорируется на раз. Но, в этом случае вам не заплатят.
          И я не думаю, что поисковая система из-за этого будет накладывать какие-то ссанкции или фиксировать действия этого пользователя, как накрутку.

          Я не могу вам сказать по каким критериям поисковая система накладывает санкции за накрутку, но это происходит. Например, вот пострадавший.
          Если вы напишите аналитический пост по ПФ, то это будет замечательно.
        • +1
          И я не думаю, что поисковая система из-за этого будет накладывать какие-то ссанкции или фиксировать действия этого пользователя, как накрутку

          Одного — разумеется нет,- а вот когда таких посетителей резко становится статистически значимая доля — очень вероятно, что будет фиксировать именно как накрутку.
    • 0
      Зависит от того, откуда качют трафик. Порнуха и торренты — 100% мимо, блоги — можно юзать. Специализированные сайты по тематике — схватить и держать стратеического партнера.

      Кроме того, я не знаю ни одного сервиса, который сможет гарантировать глубину просмотра хотя бы 4, а время на сайте — от 5 минут, отсеивая при этом всех пользователей не подходящих по эту категорию. Если вы знаете хотя бы один такой — поделитесь адресочком, т.к. прошли десяток накрутчиков (трафа надо очень много) — все хотят денег за глубину просмотра 1,2 и средние 70 секунд на сайте.
      • 0
        Думаю, что Вы пользовались т.н. буксами — это никуда не годится. Попробуйте userator.ru (моя рефка)
        • +1
          не то. Нам нужен нормальный органический траффик, а не несолько тысяч ботов в режиме автовыполнения

          Может подскажете какой сервис возможно использовать?
          • 0
            В сервисе, который вам подсказал verydima, можно накрутить трафик не только ботами, но и живыми людьми. Также замечу, что этот сервис «продает» своих «работников» как минимум еще одному сервису.
            • 0
              Подобный траффик не работает для CPA модели.
  • +2
    Нифига себе накрутка — за 40 тыщ еще и в трафике просел…

    Давай уже пали сервис, хотя бы в комментах, чтоб знали врага в лицо!
    • +3
      В принципе, разницы в сервисах-то нет. Принцип один — школота и студенты за копейки пытаются обмануть ПС. Опыт автора полезный, хотя итог вполне ожидаемый.
      • 0
        Согласен, что ПС умнеют на глазах, СЕО сервисы умирают, что с одной стороны хорошо:
        Накрученные ресурсы уходят из топа, отдавая посещения действительно эффективным сайтам…

        Но проблема в том, что бизнесу (продающим сайтам) нужны реальные клиенты, а их сразу не получить… Получается замкнутый круг.

        Вот и не хотят сервисы умирать сразу, так как многие интернет-предприниматели хотят нае… ть судьбу и ПС ))
        • +2
          Да уж… во времена классического сео все было просто и предсказуемо — подправил тексты и заголовки, добавил пару страниц с правильным рерайтингом, а дальше остается закупать ссылки и наслаждаться результатом.

          ПС сами себе вырыли яму, ведь отследить покупку ссылок куда легче, чем накрученный траффик.
    • +2
      На самом деле через 2,5 месяца был ощутимый прирост позиций и нормального поисковой трафика, но в конце апреля контрольная группа запросов резко «ухнула» вниз. Денег, если честно, не жалко — приобрел на них опыт. :)
  • +2
    Читал несколько экспериментов по накрутке поведенческих.
    Сначала позиции растут, и очень хорошо. А потом резко падают. При том, позиции падают ниже первоначальных.
    image
    • +2
      Сначала позиции растут, и очень хорошо. А потом резко падают. При том, позиции падают ниже первоначальных.


      Так и произошло. Я чуть ранее, в комментариях, давал ссылку на статью о неудачном эксперименте.
      • +2
        • +1
          Читал данное сообщение. Я воспринял это как акт пустого запугивание, но оказался неправ. :) Кстати, раз накрутка поведенческих опасна для сайтов, тогда почему в спецухе висят сами «накрутчики»? Я понимаю, что все хотят зарабатывать и Яндекс в том числе, но все-таки…
          • +3
            Спецразмещение — это контекстная реклама.
            Как говорится: «Лох не мамонт — не вымрет».
            Вот вы потратили 40 тысяч чтобы убедиться в том что это плохо. А таких бизнесменов, как вы, которые тоже готовы потратить хотя бы 10 тысяч, чтобы улучшить свои позиции сколько еще найдется, как думаете?
            • 0
              Спецразмещение — это контекстная реклама.

              Это понятно. :)

              Вот вы потратили 40 тысяч чтобы убедиться в том что это плохо. А таких бизнесменов, как вы, которые тоже готовы потратить хотя бы 10 тысяч, чтобы улучшить свои позиции сколько еще найдется, как думаете?

              Думаю, что найдется в достаточном количестве. Но если не пробовать что-то новое, то можно безнадежно отстать. Я понимаю, что поведенческие — это не новая тема, и нужно учиться на чужих ошибках (а они есть), но на собственном опыте все познается как-то лучше.
              • 0
                Согласен. Никогда не понимал откуда пошла фраза что умный учится на своих ошибках.
                Ведь учиться можно только на своих ошибках, на своем опыте.
                Если вам интересна оптимизация сайта за счет поведенческих, то мой вам совет — обратите внимание на услуги веб аналитиков.
                Может это и будет дороже, но окупится с лихвой.

                P.S. мы переводили исследование Microsoft. Оно устарело, но дает общее понимание о поведении пользователей и о том как легко можно отслеживать все накрутки.
                Почитайте, советую seonews.ru
  • 0
    Под замысловатым ником автора поста уж не Волож ли сидит?
    • +2
      Нет, не Волож. И не Садовский.
  • 0
    С почином автор. Статья хорошая, заставили задуматься. Надо будет рассказать руководству которое как раз на поведенческом факторе хочет начать продвигаться.
    • 0
      Спасибо! Статья могла быть лучше, да из меня писатель, как из балерины автомеханик. :)
  • –2
    Автор, вы оценивали не накрутку поведенческих факторов — вы оценивали работу одного из сервисов по накрутке поведенческих. Это совсем не одно и то же. С таким же успехом можно написать статью под названием «как я хостингом пользовался», в которой вы выбираете какого-то ужасного хостинг-провайдера и вся статья в итоге становится пропитана метасообщением «хостинг — отстой».

    Да, у вас там в первом абзаце есть куча «а точнее», но общее впечатление от статьи именно такое.

    Накрутка поведенческих работает и работает хорошо. Кто «в теме» (а таких людей очень немного), давно и успешно пользуются. Наши конкуренты так «взлетели» по позициям и трафику и так и продолжают там сидеть уже больше полугода, с незначительным падением (может процентов 10%, взлет был примерно на 50%). По собственным каналам, так сказать, мы узнали, что они накручивали именно поведенческие, и даже примерно поняли как они это делали. В детали вдаваться не хочется, но там не использовался ни один из публичных сервисов (поэтому те, кто считает мой пост рекламой или скрытым пиаром других сервисов — можете проходить мимо).

    Для всех интересующихся — я не предлагаю никаких услуг подобного рода, не даю консультаций и т.п. Думайте как работают поисковики, как они могут отличить «подозрительного» посетителя от нормального (или кажущегося таковым). Никакой там магии нет, все на самом деле достаточно очевидно и все необходимые технологии уже существуют довольно давно.
    • +1
      Автор, вы оценивали не накрутку поведенческих факторов — вы оценивали работу одного из сервисов по накрутке поведенческих

      andyN, немного не согласен с вами. Я как раз оценивал накрутку поведенческих, пусть и по работе одного из сервисов. Для людей не в «теме» ( а как вы заметили — их большинство) остается только такая оценка.
      Я не отрицаю, что накрутка не работает, я лишь предупреждаю, что она может выйти боком.
      • –2
        Вы все-таки оценивали работу одного из сервисов. Если Вы сядете в неисправный автомобиль и он не поедет, это же не будет значить, что все автомобили неисправны? Публичные сервисы накрутки ПФ — это тот самый неисправный автомобиль. Манипуляция ПФ работает, и работает хорошо, и судя по всему будет работать хорошо еще достаточно долго.
        • 0
          Сервис, которым пользовался я, покупал «работников» у другого сервиса. То есть, я пользовался двумя сервисами, грубо говоря. Про третий лично я ничего не могу сказать, но я знаю людей, которые им пользовались — никаких положительных отзывов.

          Повторюсь, что мне, как человеку не в «теме», остается судить о ПФ лишь по публичным сервисам и я не отрицаю, что накрутка работает. Вы сами сказали, что людей в «теме» немного и не думаю, что они будут выкладывать свои методы в паблик (пока они хорошо работают). А это значит, что большая часть людей может наступить на те же грабли, что и я.
  • 0
    Не стоит однозначно утверждать, что попытка накрутки поведенческого фактора является причиной пессимизации сайта в результатах поисковой выдачи. Если бы такие действия на 100% приводили к негативному результату, без проблем можно было понизить позиции сайтов конкурентов.
    • 0
      Не стоит однозначно утверждать, что попытка накрутки поведенческого фактора является причиной пессимизации сайта в результатах поисковой выдачи.

      adiunov, я не утверждаю, что использование накрутки однозначно приведет к песиммизации. Я не утверждаю, что накрутка не работает. Возможно, есть профессионалы, которые весьма умело манипулируют данным инструментом. Но, в моем случае, именно накрутка стала негативным фактором, в чем я не сомневаюсь.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.