Пользователь
0,0
рейтинг
31 июля 2014 в 07:52

Управление → Экономика ИТ для малого бизнеса: аутсорсер или штатник?

Статья написана для малых бизнес-компаний от 20 до 100 человек. Важно! Для средних и крупных компаний имеет место другой расклад.

Содержание:
  1. Бизнес: потребительский или финансовый
  2. ИТ: обеспечение (учёт) или привлечение (поиск)
  3. Знания: системность или ситуативность
  4. Человек: аутсорсер или штатник?


Бизнес: потребительский или финансовый


Ваш бизнес уже работает несколько лет. Легко рассказать чем вы занимаетесь. Существуют два основных рода деятельности: либо вы что-то производите, либо вы перераспределяете произведенное другими. Например, вы производите и продаете тапочки (новости, сайты или seo) — тогда ваш бизнес относится к потребительскому сектору. Кстати, услуги — это тоже потребительский сектор. Но, если вы покупаете тапочки (новости, сайты или seo) с целью перепродажи, то ваш бизнес относится к финансовому сектору.

Строго говоря финансовый сектор как самостоятельный, выделился из потребительского, как его составляющая, но сейчас это не важно, а вообще это вопрос к теории неокономики, кому надо — поищет и найдёт. А я про ИТ.



ИТ: обеспечение (учёт) или продвижение (поиск)


Совсем история. Некоторые уже как-то подзабыли, что до появления ЭВМ, всё на свете как-то работало и корабли бороздили просторы бескрайнего космоса бескрайних океанов, вместе с постройками небывалых небоскребов пирамид. То есть жизнь была, но в ней не было ЭВМ. И не сказать, что кто-то сильно по этому поводу переживал.
Главное, что дали миру ИТ — это учёт информации + удобный поиск по информации. Собственно за этим малым и кроется ответ на подразумевающийся вопрос, как мы жили «до того»..?

В разрезе видов бизнеса использование ИТ очень оправдано. Правда нужно понимать, что проникновение ЭВМ среди людей должно быть достаточно высоким, чтобы окупить заморочки с ИТ вообще, проще говоря люди должны получить на руки и начать пользоваться ЭВМ. Итак.

Потребительский сектор

Подготовкой почвы служит внедрение ЭВМ + сеть на предприятии. Это пионэрия — системные администраторы. Без них ничего работать не может, это банально.

Место ИТ в потребительском секторе можно свести к одному ключевому слову — учёт. То есть мы обеспечиваем учёт. Другими словами, можем учесть наши процессы на производстве и составить сырьевую номенклатурную базу — это раз, и базу готовых изделий — это два. Есть ещё зарплата и сотрудники и матчасть, но это как бонус. Основное — это продукция.

В процессе учёта процессов производства мы можем выявить:
  • Экономию на объёмах.
  • Экономию на коммуникациях между людьми.
  • Экономию на сложном контроле качества.


Главная мысль — если однотипных рутинных операций много, то внедрять ИТ-учёт есть смысл. Иначе можно обойтись без. Ничего страшного не случиться. Даже наоборот. Возможно отсутствие ИТ, поможет сделать бизнес прибыльным или хотя бы его отдельный участок.

На выходе из потребительского сектора будет учтённый список произведенной номенклатуры (продукции или услуг). Этот список поступает на вход к продажникам, то есть к финансовому сектору.

Финансовый сектор

Место ИТ в финансовом секторе стремиться к другому ключевому слову — поиск. При этом учёт никуда не девается. Но поиск есть главная функция в капитализме. Модель финансового бизнеса заключается в яркой формуле

Деньги -> Товар -> Деньги'

То есть, чтобы продать что-то не нужное, нужно сначала купить что-то не нужное (с)
Собственно до появления инструментов поиска как по номенклатуре товаров (привет гуля), так и по потребителям (привет книжка) ИТ для финансового бизнеса имел малую толику значимости. Основа — это коммуникабельность продавцов в разных форматах личных встреч.

При этом финансовый сектор унаследовал ИТ-учёт от потребительского сектора: зарплата, склад.

Основная функция финансового сектора — поиск и соединение товара с потребителем. А также поиск выгодных цен, спроса и предложения. Причем как прямой поиск людей на товары, так и обратный поиск, когда товары (через маркетологов) ищут своих людей.

Что добавляет финансовый сектор в ИТ-учёт? Ответ сложный: свою спонтанность, ситуативность.
Поскольку продажа идёт от человека к человеку, то используются проверенные практики продаж. Если коротко, то метод «зубы заболтать» и наобещать, самые эффективные — так было всегда. Харизма и манипуляция, есть харизма и манипуляция. Поэтому выученные на строгом системном учёте ИТ-спецы, так часто выхватывают «творческие» задачи типа «все переделать», или почему у нас так мало заказов.

Это не продажники (лирики) такие плохие, это особенность у них такая. То есть, ауру и харизму конкретного продавца нужно обличить в форму сайта. Но это не всё. Поскольку хороший продавец умеет подстраиваться налету под клиента при личном общении, то он невольно подразумевает, что его сайт должен делать также. Или наоборот, пусть сайт будет хоть каким, зато когда ему позвонит клиент, то уж он его раскрутит.

Итого

Потребительский сектор, взял свои бумажные журналы отчётностей и перевел их в электронный вид, получив заметную экономию на масштабах. Реализовал систему учёта и поиска по номенклатуре товаров и услуг.

Финансовый сектор пытается воспользоваться созданной инфраструктурой учёта и поиска, но копировать ситуативность человека ЭВМ пока не может, не говоря уже о сайте. Вместе с тем удалось увеличить количество точек первичного информирования о товарах + преднамеренное подстраивание под человеческий поиск. Спам — есть простой логичный и понятный инструмент продвижения.

Знания: системность или ситуативность


Как и любой сложный инструмент, ИТ связаны со специальными знаниями, которые по быстрому не передашь. Это основная проблема для всех. С токи зрения бизнеса это обуза, вроде бухгалтерии. Только ещё хуже, так как ИТ разрешают не использовать, то есть приходится по доброй воле лезть в это «болото», да ещё и управлять им как-то.

Для потребительского сектора более-менее все ясно. Варианты тут такие


  1. Сделать себе систему-учёта и собственно всё. Больше ничего делать не нужно, сис. админ справиться, если компьютер завис. А можно и вообще без админа. Вариант хороший, но страшный с точки зрения рисков простоя.

  2. Поэтому более распространён вариант два. Сделать систему учёта и оставить человека на поддержку. Проблемы здесь такие. Уровень системы соответствует уровню человека, который её сделал. Как правило это начинающий специалист, поэтому удобство системы часто хромает. Кроме того, человек начинает скучать и хочет двигаться дальше, но объективных задач для роста внутри компании нет. Поэтому появляется текучка. Собственно вариант превращается в самый страшный вариант номер один.

  3. Вариант три. Построить систему-учёта на раскрученной технологии (привет битрикс) с привлечением подрядчиков. Собственно это «легкий» второй вариант с попыткой нивелировать риски от текучки персонала. Расчёт простой, на рынке много спецов владеющих этой технологией, поэтому мы можем быстро подобрать замену. Этот вариант логически хороший, но практически совершенно одинаковый по сравнению со вторым вариантом. Поскольку, выбранная технология, сразу привязывает к себе всю систему учёта — это раз, и автоматически понижает требования к уровню человека — это два.

    Отдельный минус сюда — это то что, на самом деле текучка в этом случае только увеличивается, поскольку человек получает явную перспективу роста, но только в рамках уже другой компании. Причем рассуждение так же прозрачно и логично, я сейчас сдесь подучусь, и перейду туда где выше платят, это удобно — ведь там та же технология (да, битрикс я знаю). То есть мы бесплатно растим спецов для других, не обидно?

  4. Вариант четыре. Отдать всю ИТ-систему полностью на аутсорс. То есть увеличить степень разделения труда. Собственно так же как, в своё время, финансовый сектор выделился из потребительского, поскольку мы уже видели, что природа фин.сектора сильно зависит от мастерства продажника. В случае с ИТ мы имеем туже слишком сильную зависимость от специальных умений.

    В этом случае вся текучка и мотивация ИТ-персонала ложится на подрядчика, который просто обязан вести несколько проектов для разных заказчиков, чтобы быть достаточно опытным. Важный момент здесь в том, что аутсорсер должен написать код специально для вас. Вы его привязываете к себе, а он привязывается к вам. Поскольку индивидуальную разработку аутсорсер никому кроме вас продать не может, она никому не нужна. Взаимная завязка друг на друга.

    Риски простоя в этом случае стремятся к нулю, а подрядчик сам начинает стремиться развивать и предлагать улучшения в связи со специализацией на вашем бизнесе и постоянной отработкой навыков. Поэтому этот вариант действительно решает проблему ИТ-учёта. Что скрывать, я сам работаю таким подрядчиком.


Теперь посмотрим на финансовый сектор

Ему достался весь опыт и наработки потребительского сектора. Собственно и проблемы так же старательно унаследованы. В дополнение к системе учета добавились: а) множество сетевых точек продаж (читай сайтов), и б) куча не автоматизируемой работы по seo (читай спаму). Попытки автоматизации seo есть, но поскольку сама природа продаж чисто ситуативно- харизматическая, то и результаты не могут быть объективно поставлены на поток, каждый раз все несколько иначе.
Кроме того, продажники знают, как ты из штанов не выпрыгивай, а тот у кого самая лучшая цена, тот и продаёт.

С точки зрения классического ИТ-специалиста ситуация постоянного стресса от непоследовательности и не прогнозируемости результата. Высокая степень текучки тут норма.

Есть редкие исключения, когда ИТ-спецы оказываются предрасположены к продажам, но для вас это будет означать только одно — вы гарантированно получите прямого конкурента в своей сфере, который очень скоро вытеснит вас с рынка. С волками жить, как говориться, ничего личного только бизнес.

Человек: аутсорсер или штатник?


Ответ простой: однозначно штатник.

  • Во-первых так психологически легче. Пусть он не справляется, пусть над ним смеются, но психологически все равно легче. Особенно для финансового сектора, где психологический настрой стоит на первом месте.

  • Во-вторых так понятней. Далеко не все можно обсудить по почте или скайпу. Гораздо легче обсуждать идеи. Даже опытные ребята признают, что без личного обсуждения практически не возможно реализовать замороченную идею. Часто просто бывает нужно выговориться или закрыть область не понимания.

  • В-третьих так можно понять с кем работаешь. Личный характер, мотивация, амбиции. Все это имеет отношение к работе, потому, что ИТ занимаются люди. Некоторые удачливые управленцы, настолько чувствуют своих сотрудников, что могут вообще не особо вникать в ИТ. Но зато у них все под контролем и идёт по плану. Правда такие встречаются только в потребительском секторе, где основа — это системность, а не ситуативность как у продажников.

  • В-четвертых с человеком всегда можно договориться. Ничего не мешает договориться о свободном графике или параллельных проектах. Если работа выполняется ответственно и человек подходит вам по духу, то рано или поздно вы придете к тому, что ИТ у вас организовано по четвертому варианту. То есть — это аутсорс, с проверенным человеком, который специализируется именно на вашем бизнесе и всегда готов быть в офисе лично.


А есть ли варианты полного аутсорса?

Есть. Но они вам не подойдут.

Дело в том, что брать людей изначально удаленных (аутсорсовых) может только одна категория людей — это те кто сам в теме. То есть проблема с ИТ знаниями у вас не стоит и вы сами можете сделать абсолютно все. Тогда вам нужны просто рабочие руки, которые вы можете использовать вместо своих.

Однако, как только чуть в сторону от рутинных задач, сразу возникают качели и непонятки. Ситуация моментально превращается в плохую и приходится переходить к аврально-опытной деятельности.

В итоге


ИТ это сфера специальных знаний. Если вы можете организовать системный подход в ИТ, и ставить системные задачи, то при наличии людей под рукой все получиться и развитие вашего учёта будет идти своим чередом. Ситуативность нужно принять как данность и полагаться исключительно на удачу.

При системном подходе люди склонны задерживаться на одном рабочем месте дольше: 2—4 и более лет, можно прогнозировать что человек у вас будет. Если вы пришли к естественному аутсорсу по четвертому варианту, то считайте, что у вас вообще этот участок закрыт, человек останется в команде и станет составляющей вашего бизнеса.

При ситуативном подходе люди держаться полгода — год — два максимум. Основная причина фундаментальная природа людей в ИТ. Не ищите причины в себе, просто сразу закладывайтесть на плановую ротацию ИТ-спецов. Этот подход вполне нормальный. К тому же если вам повезет то, с бОльшей вероятностью попадётся человек, так же ситуативного характера. Тогда у вас дела пойдут в гору. Правда если он окажется слишком хорош, то тогда у него дела пойдут в гору. В любом случае плановой ротации не избежать.

Заключительные пояснения и ссылки

  • Целью статьи является изложение теоритического положения дел в ИТ по вопросам организации ИТ-отдела и поиску сотрудников для него, с возможностью сослаться на этот материал в качестве разъяснения.
  • В статье использован экономический взгляд на бизнес основанный на теории неокономики.
  • Положение дел в отрасли и подходы к организации ИТ, автор статьи взял из личного опыта, основанного на работе в ИТ с 2001 года.
  • Организация и психологические аспекты основаны на работах Щедровицкого П.Г., а также подтверждены богатым личным опытом автора статьи.
Павел Ка @Paka
карма
1,0
рейтинг 0,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Управление

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.