Коммунальный рай без забот и хлопот

    Конечно, до коммунального рая нам пока далеко, но позитивные сдвиги все-же намечаются. Сегодня я расскажу о том, как электронными системами управления отоплением в моем многоквартирном доме было сэкономлено 124 тысячи рублей кровных денег жильцов в отопительном сезоне 2013-2014 года. Как только это случилось — все стали довольны, но по началу эта история была практически детективной.

    Общественная нагрузочка...


    Не скажу про себя как про большого общественника, но так случилось, что в своем доме (двухподъездная 17-ти этажка 140 квартир) я вхожу в домовой комитет. При этом в Товариществе собственников жилья (ТСЖ) я отвечаю за все, что касается какой либо техники. Наш председатель — милая женщина преклонных лет Светлана Никифоровна — не принимает никаких решений, не посоветовавшись со мной, когда речь идет об установке антенн, компьютерных сетей, систем видеонаблюдения, передатчиков мобильных операторов и т.д. Короче всего, что как либо связано с технической инфраструктурой дома. Я еще не понимаю, почему мне не набили лицо морду, ведь за 4 года существования нашего дома лично мною были выставлены за дверь подъезда десяток всяких проходимцев, которые предлагали всякую техническую муть за невероятные деньги. Системы «включения-выключения» света по хлопкам в ладоши (140 тысяч рублей на 2 подъезда), установка муляжей видеокамер с моргающими светодиодами внутри (по 2 тысячи за штуку) и другую подобную ерунду. Не подумайте, что в нашем доме нет никакой техники. Конечно, есть. И автоматическое освещение подъездов и видеонаблюдение стоянок, но это все прошло через мои суровые экспертизы при переговорах с фирмами. Зато все работает как надо.

    Очередные ходоки


    Телефонный звонок Председателя ТСЖ означал появление очередной технической фирмы мне на съедение. Встретились, познакомились. Молодая компания, хотя сотрудники уже не пацаны. 35-40 лет. Занимаются промышленной автоматизацией, но из разговора стало понятно, что их основной рынок очень плотный и конкуренции они не выдерживают. Решили осваивать новое направление. Автоматизация учета в ЖКХ и установка «умных» систем в домах. Пригласили к себе. Включив техническую «дуру», я внимательно посмотрел железо.



    Все контроллеры и системы собственной разработки, есть СКАДа, которая удобно интегрирована в разработанную систему. Многие подходы умело заимствованы у иностранцев.



    Ребята не используют никаких «облачных вычислений» и воздушных каналов. Все по витым парам, с толковой прокладкой и монтажом. На мой вопрос «почему?» ответ прозвучал молниеносно и убедительно. Все узлы управления и контролинга находятся в подвалах, связь не устойчивая, сырость, перебои в питании и т.п. К тому же дешевле. Короче, лучше проводов интерфейса не придумаешь.
    Дополнительные технические подробности
    Зачем разработан отдельный контроллер?

    Большинство приборов учета различных фирм имеют свою электронную начинку. Интерфейсы либо RS232 или RS485. А вот протоколы передачи данных разные у разных производителей. Единства нет. Также есть разные тонкости по питанию, опросу информации и т.п. Наши контроллеры «всеядные» и их удобно использовать практически для любых периферий. Если что-то нет — контроллер обучаем. На данный момент устройство работает с теплосчетчиками — Взлет, ТСШ-1М, ТСШ-1М-USB, ТМК-Н120, ВКТ-7
    регулятороми — Danfos ECL Comfort 300 С66, ECL Comfort 310, ОВЕН ТРМ32, ОВЕН ТРМ132

    Что необходимо для корректной работы системы?

    Электричество и ближайшая точка входа в сеть. Так как в большинстве домов есть проводные операторы Интернет, проблем не возникает. Более того нам даже операторы содействуют, пиарясь через нас в СМИ.

    Как обеспечивается безопасность? Хакеры не отрубят отопление?

    Нет. Система зашифрована как в наших алгоритмах, так и по SSL.

    Как вы взаимодействуете с поставщиками услуг и аварийными службами?

    И те и другие получают информацию с наших серверов в свои пункты диспетчеризации. Также заключены соответствующие договора о передаче информации по показаниям приборов учета. Нами формируются и бумажные отчеты при необходимости.

    Наверное, от вас не в восторге поставщики услуг? Ведь им нужно больше продать тепла и денег взять!

    Ничего подобного. Сети катастрофически изношены и имеется реальный дефицит к подключению новых объектов. Настало время реально думать об экономии. А за поставщиков услуг не переживайте — денег им и так хватает, а вот перебор тепла ведет к увеличению нагрузки и крупным авариям, которые никому не нужны, тем более зимой в 40 гр. мороза.

    Есть ли какая-то блок-схема, чтобы понять как это работает?

    Да, есть. Общие принципы представлены на этом рисунке.



    Став немного добрее, я согласился выслушать их предложения.

    А предложения были интересные!


    Предложений было два. Первое — автоматизировать снятие показаний общедомовых счетчиков учета тепла и автоматизировать тепловые узлы дома на управление отоплением в зависимости от погодных условий по специальным алгоритмам. По сути мы не допускаем «перетопки» дома. Это всегда актуально осенью и весной, но, как оказалось позднее, и зимой. Однако это выяснилось после отопительного сезона, когда были сделаны соответствующие выводы.

    После переговоров я попросил «осметовать» вопрос и сделать коммерческое предложение. Спустя пару дней я получил на почту этот документ и пошел к Светлане Никифоровне (нашему Председателю ТСЖ) выпить чаю.

    Собрание жильцов всегда спектакль!


    Решение вопроса о такой модернизации дома требовало одобрения общего собрания жильцов. Требовалось сброситься на оборудование по коммерческому предложению и заключить договор на обслуживание системы. Вот здесь то мне пришлось выслушать всякие скоблезные замечания и негодования соседей. Короче людей убедить не удалось. Однако во время собрания мне все же удалось получить согласие на установку оборудования на испытания, так сказать для пробной эксплуатации. Так как это не требовало сдачи кровных денег — жильцы согласились.

    Повторный визит в фирму


    На этот раз я приехал с выключенной «дурой». Сказал, что тоже занимаюсь разными проектами, в т.ч. в IT, имею свою лабораторию и работаю ведущим инженером в одном из томских НИИ. Доложил ситуацию и сказал прямо — оборудование и алгоритмы у вас нормальные. Надо заходить на рынок с пилотными домами. Делать тестовый отопительный сезон, формировать статистику и уже с фактическими данными идти к новым заказчикам. Превысив свои должностные по ТСЖ полномочия я пообещал 50% экономии (если таковая случиться) заплатить за железо и продавить вопрос об оплате тарифа за обслуживание узлов учета (53 коп. в месяц с м2 жилой площади в доме) в дальнейшем для поддержания системы в рабочем состоянии. Короче, ребята оказались вменяемыми, все прикинули и согласились на этот вариант. Оборудование было установлено и запущено в эксплуатацию.

    Почему происходит экономия тепла? Немного алгоритмов...


    Тепловые узлы и счетчики в нашем доме достаточно современные, так как дом новый — 4 года. На тепловом узле поставлен стандартный тепловой регулятор, однако он никак не управляется и не контролируется. По сути в нем вшит стандартный алгоритм контроля и если температурные датчики на улице «хандрят», поломаны или расположены не удачно — происходит потеря или искажение алгоритмов управления. Контроллер указанной фирмы берет управление тепловым регулятором на себя и постоянно корректирует алгоритм управления тепловым узлом. При этом учитывается резко континентальная компонента Томского климата. Она заключается в том, что погода очень изменчива. «Буржуйские» алгоритмы факт того, что температура, к примеру, за час упала на 20 гр.С, а затем за 3 часа поднялась(или еще упала) вновь на 20 гр. рассматривают как ошибку. Так как прекращается приборный учет, расходы переводятся на общий тариф (в 3-5 раз бОльший), а на самом деле просто такая вот злая погода.

    Еще одно направление контроля и экономии — быстрый перехват аварийных событий. Представьте, что в дом поступает горячая вода для отопления с температурой «подачи» 95 гр., а выходит с температурой «обратки» — 55 гр. Температура за бортом дома (зима) -25 гр.С. На входе и выходе стоят счетчики расхода воды. Так как система отопления замкнута, сколько воды вошло, столько и выходит. К примеру, произошел даже небольшой порыв или течь трубы. Что происходит? В дом входит 10 м3 воды в час, а выходит 9 м3. Температура «обратки» падает, терморегулятор это расценивает как похолодание, начинает давать команду задвижкам подымать давление. А на самом деле авария в доме. Так бывает не так уж и редко. Но в нашем случае ситуация другая. Контроллеры фирмы 1 раз в минуту снимают показания со счетчиков воды на входе и на выходе, смотрят температуру «обратки» и как только показания счетчиков начинают выходить за 3% разницы входного и выходного объема воды, а температура «обратки» беспричинно падает — формируется аварийный сигнал. Оповещаются аварийные службы. Все это происходит в автоматическом режиме. И это не весь список существующих у разработчиков алгоритмов. Главная экономия в весенне-осенний период, когда ночью холодновато, зато днем до 20 гр. тепла. Алгоритмы настроены так, чтобы аккуратно обрабатывать эти дни и не топить дом попусту, который и так нагревается под лучами солнца.

    Подводим итоги


    За 2013-2014 отопительный сезон наш дом провел абсолютно комфортно. Никто не замерз и не вспотел. Умная система отопления работала устойчиво. Было сэкономлено 124 Гкал тепла. Тариф составлял 1001 рубль 45 копеек за 1 Гкал. Экономия с м2 составила 16 рублей в год (для 2-х комнатной квартиры 960 рублей) или 11%. По сути практически один месяц отопительного сезона жильцами не оплачивался. Все эти данные были представлены жильцам. Было решено продолжать сотрудничать с указанной фирмой, передать оплату за обслуживание приборов учета в счет обслуживания системы в дальнейшем и выкупить оборудование по остаточной стоимости 50%. Собрание прошло мирно, коммунального рая хоть не наступило, но от ада сделан шаг в сторону).

    Важная дополнительная информация
    1. Система в целом окупается за один отопительный сезон.
    2. Чем больше дом, тем дешевле жильцам установить оборудование.
    3. В большинстве регионов подобное оборудование в доме может быть субсидировано из бюджета по программам «Энергосбережения и энергоэффективности» в рамках соответствующих долгосрочных целевых программ. К примеру, в Томской области она такая (много страниц!). Оборудование должно быть куплено, а уже потом субсидировано. Фирмы, которые устанавливают оборудование должны иметь лицензии для оказания энергосервисных услуг, а дом пройти энергоаудит и иметь энергетический паспорт с указанием четких мероприятий для повышения энергоэффективности.
    4. Трясите ТСЖ или управляющую компанию, чтобы максимально окупить все технические новинки для энергосбережения через бюджет. К примеру, в нашем доме энергосберегающее освещение и умная система управления отоплением, о которой я пишу в этой статье, примерно на 75% субсидировано из бюджета. Часть средств, конечно, не субсидируется. Это, так называемый, собственный вклад жильцов.
    5. Для дополнительных запросов напишите напрямую разработчикам ckp-electonics@sibmail.com (контактное лицо Смокотин Павел)

    Всем хорошего дня!
    Поделиться публикацией
    Ой, у вас баннер убежал!

    Ну, и что?
    Реклама
    Комментарии 42
    • +4
      Крутота! Спасибо за статью.
      Как продавить своё ТСЖ на подобное?
      • +2
        ТСЖ как птица гордая. Пока не пнешь — не полетит. Хотя, бездействие бывает просто от отсутствия информации. Надо погуглить сайты вашей администрации и посмотреть программы энергосбережения и формы поддержки. Если вопросы есть по технике — пишите в личку или на почту. Посоветуем)
      • +2
        Интересно узнать про еще один возможный плюс. У нас отопительный сезон открывается и закрывается в установленные администрацией даты. Предполагаю, что нет технических ограничений включать/отключать отопление в зависимости от фактической погоды, а не по указанию администрации города.
        Практически всегда перед включением отопления несколько дней мерзнем. Потом, после включения, температура на улице может снова подняться — всем жарко. Но ведь если опрессовка/проверка уже проведена, то температуру в переходный период (межсезонье) можно регулировать более плавно при кратковременном повышении уличной температуры (к примеру, до почти полного отключения отопления(подогрева воды в бойлере)? Можете прокомментировать. Думаю многим интересно.
        • 0
          Управлять системой возможно только в сроки подключения отопления. Действительно, здесь есть привязка к распоряжениям городской администрацией.
          • +2
            А если отопление дома реализовано через газовую котельную которая находиться в этом же доме?
            Т.е старый дом без горячей воды — нагрев у каждого колонкой в квартире.
            • 0
              А вот это интересный вопрос. Отправляю его разработчикам. Не готов ответить сам.
        • +2
          Предполагаю, что нет технических ограничений включать/отключать отопление в зависимости от фактической погоды, а не по указанию администрации города.

          Не верно предполагаете. У вас центральное же отопление? Дата включения/отключения отопительного сезона привязано к работам на ТЭЦ.
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • +1
              Далеко не всегда, это сильно зависит от наличия коммуникаций. Так-как мини-котельные требуют обслуживания и это может быть не так уж и дешево.
              • 0
                Так если есть в доме своя котельная, то она по умолчанию должна быть нормально регулируемой, и ничего сверх городить не надо.
            • 0
              За все дома отвечать не буду, но современный стандарт следующий. Теплоноситель с ТЭЦ идет круглогодично, исключая время ремонта/опрессовки. Этот теплоноситель используется для подогрева воды в бойлерной (через теплообменник). Таким образом получается горячая вода в кране/душе. Т.е. в дом, выражаясь простым языком, идет две трубы — с холодной водой (питьевая) и с теплоносителем. А раз тепло идет постоянно, то регулировать тепло в батареях можно в любое время.
              • +2
                Так то оно так. Но на практике подать тепло в дом вне сроков отопления может грозить наказанием. По крайней мере примеров самовольного включения отопления до постановления администрации я не знаю.
                • 0
                  Ну, тут, собственно, проблема именно в отсутствии регулировки на уровне домов: включить отопление можно и летом, но без локального управления теплоподачей — народ сварится…
              • 0
                Т.е. технически нет ограничений? Вопрос только административный? Ведь людям холодно/жарко, и если плавно регулировать, то и скачков нет, и всем комфортно. За что наказывать-то? Предполагается, что проверка готовности систем отопления (опрессовка) уже проведена летом.
                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                • +1
                  Что-то мимо у меня с местоположением комментов. А поправить не получается.
                  К топикстартеру. Вы безусловно молодец, раз сделали полезное дело. А как можно оценить экономию? Ведь зима бывает холодной, а бывает теплой. Или это оценочное суждение относительно предыдущих лет?
                  • +9
                    Важный комментарий. Все по порядку. Действительно, зимы бывают разные. Предыдущая зима была не особо холодной и очевидно, что год от года экономия была бы разной. Как считалась экономия? Первое — по сравнению с предыдущими годами, безусловно, мы посмотрели. Экономия была даже выше. Однако на статистику такую опираться сложно. Но нам в этом смысле повезло. Наш дом в микрорайоне один из многих типовых. Мы взяли абсолютно такой-же дом рядом (тот-же застройщик, проект, стоит рядом, тот-же контур отопления) и сравнили данные. Получили сравнительную экономию почти в 190 Гкал. Это больше, чем я пишу в статье. Разработчики нам дали информацию по экономии по алгоритмам сравнения с управлением по регуляторам и своими методами порядка 110 Гкал. Время от времени алгоритмы управления менялись с стандартного на продвинутый. Это-же был тестовый сезон. Короче, говоря я получил три цифры. Первую — среднюю за 4 года по нашему дому, среднюю за 4 года по соседскому дому, цифру от разработчиков по их оценкам, затем все усреднил и получил порядка 150 Гкал. Намеренно снизил эту цифру на 20% на всякий случай. Чтобы быть уж точно быть уверенным. Но в любом случае не менее 100 Гкал это ОДНОЗНАЧНО. Как ни крути.
                    • 0
                      Убедительно. Спасибо.
                  • +1
                    Есть интересная компания Lucid в Сан-Франциско которая делает ОС для сбора и аналитики коммунальных данных. Как я понял они как раз ориентируются не на индивидуальные, а на коммунальные дома.
                    • +2
                      16р. сэкономили за год с квадрата, но стали платить по 53коп с квадрата в месяц, это на старте компании. У меня года за три тариф на домофон вырос в два раза. Так что велика вероятность что пара лет и вы в убытке.
                      • 0
                        Интересный комментарий. С одной стороны он вроде и верный, но опять же посмотрим по другому. Не будь системы — не получаем экономии, а 53 копейки все одно платим. Однако в любом случае экономим около 10 рублей с квадрата (16р. — 53коп.*12=9 р.40). И это минимальное соотношение надо держать! Это очень полезный комментарий. Я обращу на это внимание, чтобы баланс всегда был положительный при дальнейшем взаимодействии с компанией.
                        • 0
                          С волком почуювшим кровь, добыче договорится не получится. Пока клиентуры нет тарифы они конечно не начнут крутить, а как подсадят побольше, то уже уйти так просто не получится.

                          Опять же вы сами писали про то, что тяжело договорится в товариществе. К тому же, не факт что те же бывшие ЖКХ конторы, с которыми наверняка были какие-то договора на все это хозяйство, скажут, — «Мы разрешения на отключение вам так просто не дадим, вам то одно то другое достали».

                          Выйдет как со счетчиками с начало выглядело интересно, а на деле после пары повышений тарифов стали платить куда больше, а пользоваться меньше.
                          • 0
                            Тема ЖКХ очень напряженная. Вы правы, но позиция жильцов как потребителей услуг тоже должна поактивней. Об этом я пытаюсь сказать в своем посте.
                            • 0
                              С волками жить — по волчьи выть. Будем лечить волков, как Машенька в известном мультфильме.
                              • –1
                                Есть хорошее выражение: «Не нравится бизнес-ланч? Открой свое кафе.». Уточню — это руководство к действию.
                                • 0
                                  Что-то мне кажется вы не в тему, я не говорю что идея плоха. Я говорю о том что польза сомнительна не платить одним ради того чтобы начать платить другим — сомнительно.
                                  • –1
                                    А я и не про идею. Речь о здоровой и здравой конкуренции.
                            • +4
                              Ценное замечание.

                              Мне вот интересно, почему подобная модификация вообще поставляется как сервис, а не как товар, то есть с единоразовой оплатой и последующим гарантийным/постгарантийным обслуживанием. Ведь, насколько я понимаю, система может быть совершенно автонономной, в случае чего расходы на эксплуатацию стремятся к нулю.
                              • 0
                                Все-же система связана с диспетчеризацией. Сервисные платежи — как по Форду. Не покупайте золотых приисков. Купите трамвайную компанию. Деньги хоть не большие, но стабильно и каждый день)
                            • +1
                              Завидую вам, у нас в доме сплошные суды между ТСЖ и УК и ругань между жильцами. У нас бы такая штука много тепла сэкономила — потому что у нас дом полностью обит сайдингом (на пр. Ленина в Томске около Лагерного Сада) и зимой у всех открыты окна, потому что топят весьма сильно.
                              А раз у вас получилось, то может быть вам ещё «продавить» штуку с рекуперацией тепла стоков? decentral.web-box.ru/stati/rekuperacija-tepla-kanalizacionnyh-stokov/
                              • 0
                                Может быть весьма интересным. Почему бы нет? Посмотрю.
                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                • +1
                                  дело новое, проблемы будут. Разработчики тоже мой пост сейчас читают. Мотают на ус, думаю. Важный комментарий. Чтобы головокружения от успехов не было.
                                  • 0
                                    Подвал стоит держать в сухости не только ради плат
                                  • 0
                                    Очередные опсосники населения, как и домофон — главное посадить на счётчик.

                                    Выше правильно написали про сервис или про одноразовую покупку.
                                    Чем-то напоминают «бесплатные игры», в которых потом нужно покупать что-то, чтобы нормально играть.

                                    По идее, люди уже платят ТСЖ деньги за обслуживание дома. А любое обслуживание — это и домофон, и вот всякие подобные нахлебники-посредники и т.д.
                                    Но люди, платя по счётчики, по большей части переплачивают.
                                    То есть, всё же выгоднее покупать именно одноразовый товар и дальнейшие редкие обслуживания делать за копейки (с однократным привлечением подрядчика со сметой и актами).
                                    Только, конечно, это будет невыгодно таким компаниям.
                                    • +5
                                      Не знаю, но людям, которые вложили интеллект, разработали железо, софт и сами пролазили подвалы и реально экономят деньги жильцам и пытаются заработать для себя какие-то деньги не очень приятно, думаю, прочесть про себя как про нахлебников. Какой-то не Хабровский подход к оценке работы коллег айтишников. Мне кажется, нахлебники несколько в других местах и в их кабинетах всегда тепло и уютно и они х… ра не думают о простых людях, плотно набитых в наших многоэтажках домах с гнилыми трубами и отсутствующей месяцами горячей воде и ничего не знают ни о СКАДЕ, ОВЕНЕ, SSL, C++. Поэтому я пишу в статье — требуйте свое! Возмещайте затраты, поддерживайте нормальные технологии. Если ничего не делать — все эти дотации уйдут из наших с вами рук в карманы чинуш, а варианты как это сделать уж точно у них найдутся. Без IT.
                                      • 0
                                        Действительно, а что будет, если эта компания закроется, или взвинтит тарифы, или по какой-либо другой причине вы не сможете пользоваться их техническим сопровождением? При рассмотрении такой системы надо думать о том, возможно ли найти замену на её обслуживание. С передачей всех исходников по проекту заказчику — от схем, до детального описания алгоритмов и, я бы настаивал (но на их месте противился бы)), исходников.

                                        Как всё будет работать при отказе их контроллера? Топиться по максимуму, отопление совсем отключится, etc? Какова стоимость (денежная и трудовая) возврата системы в первоначальное состояние, до вмешательства?

                                        Не понял с ценой. Вы им пообещали 50% от экономии заплатить. Как решили этот вопрос с жильцами? Они-то всю экономию у себя оставляли, я так понимаю. Или платили, как будто системы нет? Почему в конце оплата 50% остаточной стоимости? 50% экономии != 50% стоимости системы. Или арифметически это одна и та же сумма получилась? Как быстро система окупилась?
                                    • +1
                                      Столько тех.заморочек, а во фланцах на подаче болтов не хватает :(
                                      • 0
                                        Почему происходит экономия тепла?

                                        Еще один очень важный параметр. При центральном отоплении, теплосеть, как правило, выставляет счета по нормативу. Что подразумевает, что будет потрачено определенное количество Гкал. А на самом деле подогревает в Гкал намного меньше. Экономия, как раз и достигается за счет того, что дом платит за фактическое потребление.
                                      • +1
                                        Презентации «Эффективность приборного учета и энергосбережение за счет автоматического регулирования теплопотребления»
                                        infovira.ru/presentations.aspx

                                        Стоимость установки и обслуживания для Владивостока
                                        www.rem-prim.ru/company/news/2013/03/27/news_99.html

                                        Статьи об учёте ресурсов в домах lers.ru/Publications/
                                        • +1
                                          О, мы в ЛЭРС-е еще 10 лет назад по знакомству атмегами разживались :) Значит живы еще, зубры энергосбережения.

                                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                        Самое читаемое