Пользователь
0,0
рейтинг
5 августа 2014 в 11:53

Управление → Интернет-магазин. Как избежать элементарных ошибок в начале и облегчить этим жизнь в будущем из песочницы

image

В своем рассказе хочу поведать о своем опыте в области интернет торговли. На Хабре уже лет 5, почерпнул много полезного для себя за это время.

И, пожалуй, настало мое время внести капельку пользы для других.

История моего опыта в интернет коммерции началась в 2011 году, когда я «дорос» до ведения достаточно трудоемкого проекта. Опыт создания и верстки сайтов визиток и сайтов на CMS-ках приобрел еще в 2003 году, тогда пару раз делал клансайты для War3TFT, после этого делал еще 5-6 сайтов на Joomla, в основном тоже для гильдий и кланов. Конечно, это нельзя назвать полноценным ресурсом, но минимальные нужные знания, перед открытием своего интернет-магазина, уже имелись.

Изначально перелопатил море литературы по коммерции в интернете и скажу, на практике не всегда все так легко, как в книгах. Допустив много ошибок вначале, в дальнейшем здорово себе усложнил жизнь.

Под катом хочу рассказать о том, как этих ошибок избежать.

Начну с того, что никаких вложений кроме хостинга, домена и закупки ссылок я не делал, склада не было, отгружали с Москвы, привозили к нам в Череповец, забирал товар и ехал к клиенту. Работал по ИП оквэд «Розничная продажа».

Интернет-магазин был по продаже узкоспециализированного спортивного инвентаря, в основном для оборудования спортивных школ и спортзалов, выбирал исходя из конкуренции, и недооценил ее, об этом чуть позже.

Первым делом перед мной встал выбор CMS и хостинга.
Изначально планировал скрутить интернет-магазин на Joomla, благо шаблонов море, хостинг взял на Sweb. Тогда была акция домен на год в подарок, плюс отзывы были хорошие.

Пилил интернет-магазин около месяца, сделал сборку с VirtueMart, подготовил каталог товаров, оригинальные фото, тексты и тд. И все бы хорошо, но ВиртуаМарт начал «отваливаться», сборку можно сказать делал по учебникам, но еженедельно вылетал каталог, либо элементарно нельзя было нормально провести заказ, отчет о заказе просто не приходил, модуль постоянно слетал и бывало, что вместе с собой забирал еще пару тройку модулей.

Приходилось прикручивать заново, но в итоге понял, что бесплатная CMS слишком нестабильна для коммерции и решил поискать хорошую платную систему, тут и началась вся соль.

Сложный выбор CMS или как не прогадать


При выборе CMS хочу указать на главное.

Зачастую нужно ориентироваться не сколько на функционал (он более менее удовлетворительный у всех), а на адекватность, оперативность и отзывчивость техподдержки. Это, по моему опыту использования разных платформ, является ключом к быстрому решению проблем и впоследствии — успеху проекта.

Когда я просмотрел сотни страниц купленных отзывов сложилась картина, что мало кто толком может описать функционал и все прелести, либо проблемы системы. По большому счету все рейтинги и отзывы были из области:

«Отличная CMS, функционал шикарный, пользуюсь год, скоро буду выкупать коробку» ну и много в таком духе. Поэтому в конечном итоге интуитивно выбрал bornet, к сожалению — это было ошибкой. Изначально мне пообещали быстрый ответ на вопросы, широкие возможности редактирования арендованной системы. В дальнейшем всего этого не оказалось. Коробку, конечно, не выкупал, вначале подумав: «поработаю — куплю», из-за чего столкнулся с «деревянностью» в СЕО продвижении, изменении дизайна и многом другом.

В общении с техподдержкой (не только в этой компании, кстати) слышишь одно и тоже. Крайне вялым голосом тебе отвечают «алло, слушаю», когда ты наконец изложил суть просьбы и вопроса, таким мертвенным голосом «рассмотрим, нужно подождать». Я не против подождать но 1-2 дня, здесь получалось так, что ждать приходилось в среднем от 5 до 10 дней, причем ответ приходил на мэйл и зачастую тема моего вопроса была открыта только на 50%. Приходилось звонить снова и объяснять мой вопрос заново, более настойчиво. При этом дозвониться получалось далеко не всегда, просто не брали трубку.

Итог отсюда такой:

Во-первых, проконсультируйтесь со знающими людьми, которые уже успешно ведут торговлю.
Во-вторых, рекомендую сразу выкупать коробку, так вы будете иметь возможность пилить сайт когда хотите и практически как хотите. Когда арендуешь CMS, зачастую на вопросы ответ приходиться ждать неделями. Это неприемлемо.

Один в поле не воин. Создавайте команду, иначе вилы


image

После долгих перипетий с вышеописанным чудом (включение даже элементарно адекватного интерфейса стоит хороших доплат в треть цены коробки), все-таки добился желаемого мной результата.

Здесь началось время наполнения интернет-магазина товарами, фотографиями, текстами. На тот момент я работал по графику 5/2 и в общем-то весь вечер сидел и наполнял, плюс зашивался с работой. Выходные соответственно полностью уходили на написание статей и редактирование прайсов, загружались прайсы в Exсel, а прайсы, которые еженедельно присылались моим поставщиком, просто не подходили для прямой загрузки, приходилось все менять ручками, порой на это уходило море времени. При разговоре с тех.поддержкой по этому вопросу мне просто развели руками и сказали «увы».

Но наполнение — это еще полбеды, здесь по крайней мере никакого шаманства, только кропотливый труд. Дальше пошла игра с Google и Yandex. Google любил мои тексты и по множеству низкочастотных запросов я вышел в первую 3-ку. Как раз с этих низкочастотных запросов я и начал реальные продажи. А вот Yandex никак не хотел пропускать мои страницы выше 10-20-й позиции и причем это низкочастотные запросы, по которым у конкурентов вообще в принципе невменяемые тексты с диким переспамом ключами.

Покурил форумы, понял разницу между продвижением под Google и Yandex. В Google главное — это уникальное фото товаров, с высоким качеством, небольшие тексты с пониженным вхождением ключей 2-3%, Yandex, по крайней мере, на 2011-2012 годы любил емкие тексты от 5-6 килознаков, не любил крупные фото. По ключам в Yandex желательно было доходить до отметки 5-7%. Ну и плюс Yandex очень любит, когда густая ссылочная масса с серьезных ресурсов, но одной ссылкой дело не ограничится, их нужно хотя бы несколько десятков, а то и сотен, на это у меня просто не было денег. Ну и в работе был «принцип песочницы», домены возрастом младше 1 года практически игнорировались, по итогу от Yandex я отвернулся до лучших времен.

В общем, не буду вдаваться в подробности, отработал в таком режиме.
Вообще по запросам получалось, что с Google ко мне должно приходит только 15-20% трафика, но в итоге оказалось наоборот, оттуда я получал 80% посетителей.

Появились первые покупатели, и тут как раз пришли вилы со временем.

(Работа) + (работа контент-менеджером) + (работа с поставщиками и клиентами) + (продвижение сайта) + (работа курьером) = нервный срыв абсолютное отсутствие времени, недосып, депрессии и тд.

Итог:

Изначально нужно было создать команду, такая возможность была. Для интернет-магазина нужны:

  • 1-2 контент-менеджера;
  • Курьер;
  • SEO-спец.


Таким образом, в идеале на вас должна лежать работа с поставщиками и клиентами.

Постоплата или предоплата и виды платежей


image

Еще одним важным вопросом являются варианты оплаты и сопутствующие трудности. Для меня основными видами оплаты стали:

  • Оплата на руки курьеру (то есть мне);
  • Webmoney;
  • Яндекс.Деньги.


Существует море обсуждений о том, что «вечером деньги — утром стулья» или наоборот.
Я выбрал наоборот, во-первых, все-таки народ у нас еще слабо верит интернет-коммерцию, тем более мелким неизвестным магазинам, во-вторых предоплата здорово снижает конверсию и тем самым отражается на продвижении интернет-магазина. Хотя, по телефону я озвучивал другие варианты, конечно, 80% клиентов выбирали «на руки курьеру», остальные 20% выбирали Webmoney, Яндекс.Деньги понадобились мне всего несколько раз.

Кстати, для того, чтобы подключить электронные деньги, нужно иметь аттестат продавца и подобные сертификаты. Для столицы и крупных городов не проблема получить эти документы в течение нескольких дней, но так как я из достаточно убогой провинции, то аттестаторов у меня в городе не оказалось, поэтому пришлось слать нотариально заверенные письма аттестаторам в Москву. Ответ с документами пришел примерно за 3 недели, так что учитывайте это, советую потратится на экспресс доставку, иначе можно и на 1.5 месяца «подвиснуть».

Потеря и начало заново


image

В конце 2012 года мой интернет-магазин проработав год и, почти став основным источником доходов, прекратил нормально функционировать. У меня обнаружили 3 опухоли, было 2 операции, 2 года лечения. Из-за того, что партнеров у меня не было, магазин по сути остался на автопилоте.

Клиентам приходилось объяснять, что товара нет и т.д. и т.п., самому было стыдно, но ничего сделать не смог.

После 1-й операции в больнице пролежал 4 месяца до февраля 2013-го. Клиенты таяли на глазах, а те, кто звонил, зачастую были в ярости: «так а чего вы тогда вообще телефон написали!?».

В итоге я нашел человека, который мог вести мои дела, на тот момент я отдавал ему почти всю прибыль, только для того, чтобы интернет-магазин был наплаву. Но мой партнер совершил серьезную ошибку. Дело в том, что когда заказы были от владельцев спортзалов и спортшкол, я лично ездил и разговаривал, смотрел помещение, какое оно и вообще сколько оно может вместить оборудования, плюс смотрел клиента, действительно ему это все нужно или он «мямлит». В общем, мой партнер не стал вдаваться в такие подробности. Это стоило мне 400 т.р. оборотных средств, последних денег магазина.

Когда доставили товар, директор ДЮСШ просто сказал: «эээ, ребят, слушайте, мы тут в подвале полазили, так у нас, оказывается, еще 10 бокс. мешков хороших, да тренажеры оказалось хоть старые, но есть, в общем, сейчас мы брать ничего не будем, места просто нет». Вот здесь, я думал, у меня инфаркт случится, денег на заказы для других клиентов у меня нет, а есть 15 боксерских мешков, 2 силовые станции и по мелочи — перчатки, накладки, шлема. Позвонил поставщику, объяснил мою ситуацию, что если они хотя бы половину товара не возьмут обратно, то я просто прогорю, мне отказали.

Сложно описать мои чувства в этот момент. На следующий день поехал по спортивным школам и боевым центрам, но, к сожалению, за неделю такой ходьбы я продал 5 боксерских мешков и несколько десятков комплектов накладки-шлем. В дальнейшем эти деньги ушли на мое лечение, а оставшийся товар на 300т.р. до сих пор лежит в гараже.

После 2-й операции и лечения сил заниматься уже просто не было. Из этой ситуации вынес пару серьезных уроков. На данный момент планирую снова заняться тем же, грабли уже прошел.

Подведение итогов


К сожалению, описал только верхушку айсберга; нюансов, конечно, десятки и сотни.
Постарался отметить основные моменты для начала, но и их не удалось описать в одной статье.

Общий итог:
  • Заранее анализируйте конкурентов, лучше выбрать узкую нишу, там реально подняться;
  • Перед созданием интернет-магазина «с нуля» ознакомьтесь с техническими тонкостями CMS и хостинга;
  • Создайте команду, пусть она будет из 2-3 человек, вначале этого достаточно;
  • С крупными заказами будьте внимательны, работайте хотя бы по 30-50% предоплате + доставка;
  • С поставщиками работайте сами, с покупателями тоже, это необходимо на этапе становления интернет-магазина.


Буду рад, если смог помочь людям, которые еще задумываются об открытии интернет-магазина.

Спасибо за внимание.
Eygeniy Marchenko @Phetsa
карма
11,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (9)

  • +5
    Доброго Вам здоровья. Берегите себя, ни один бизнес не стОит Жизни.
    • +3
      Спасибо! Именно после этих проблем, отчетливо понял что здоровье самое дорогое в жизни.

      Думаю с новыми силами и опытом будет уже проще начать.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Будь здоров! Все остальное — мелочи, приложится.
  • 0
    Спасибо за добрые слова!

    Постараюсь в ближайшее время написать вторую часть.
    Затрону тему неконтролируемого копирования страниц в некоторых CMSках (из-за этого столкнулся со сложностью продвижения) и тему повышения конверсии без должного юзабилити (для тех кто коробку все-таки не выкупил).

  • +1
    Здоровья тебе! Молодец, что не сдаешься.

    Сам столкнулся с проблемой «Один в поле не воин» и сейчас магазин на «заморозке». По итогу, оказался нужен курьер, с остальным справляюсь, но из-за основной работы не успеваю развозить заказы (хоть их и не много).

    В качестве CMS использую nethouse.ru. Оказалось достаточно приятной платформой, хоть и не без недостатков. Оплату е-деньгами прикрутить в пару кликов можно.
  • +3
    Доброго Вам здравия!

    Дополню пункт про CMS.

    Основная ошибка при проектировании интернет-магазинов — положиться полностью на CMS. Большая часть CMS попросту не рассчитана на высокие нагрузки. Что и говорить, если моя любимая MODx Evo валится ближе к 100 000 ресурсов. А когда речь идёт о серьёзных проектах счёт может пойти на миллионы. И, ради всего святого и не очень, заклинаю вас, коллеги, не используйте для серьёзных проектов игрушки навроде Joomla. Это даже не смешно.

    Проектировать базу данных, если таковая должна присутствовать (и скорее всего будет присутствовать) нужно отдельно от CMS. Если это каталог, тогда он не должен реализовываться штатными средствами CMS, иначе у этого каталога будет очень низкий предел нагруженности, зависящий от конкретной CMS. Реализовывать вывод каталога тоже лучше всего отдельными сниппетами.

    Очень важный момент: логику проекта хорошо бы спрятать в хранимые процедуры, если СУБД позволяет такие «финты ушами». Это резко повышает нагрузочную способность проекта в целом. И, к сожалению, современные разработчики из-за обилия фреймворков забывают об этом моменте и пишут потом кучи статей про то, как разогнать асфальтовый каток до сверхзвуковой скорости. PHP — это шаблонизатор прежде всего, а уже только потом язык программирования. Так что:

    мухи — отдельно, котлеты — отдельно


    Кроме того саму базу следует разрабатывать в расчёте на дальнейшее расширение. Это ещё одна причина не полагаться полностью на CMS. Далеко не все CMS используют ресурсы и связанные таблицы. Например, в настоящий момент я сопровождаю один крупный проект, написанный процедурным hard-code. Так там БД — сущий адЪ. Для добавления новой характеристики товару нужно добавлять столбец в таблицу (которая к слову содержит уже более 40 столбцов). Помните: реляционная СУБД для того и создана, чтобы проектировать системы связанных таблиц.

    Хороший пример, как может быть спроектирован ИМ на PHP и MySQL:

    — Отдельная база данных по товарам и каталогам
    — Логика каталога в СУБД на хранимых процедурах
    — Структура каталога примитивно и вкратце:
    1. Товары (ID, наименование, алиас, артикул, цена)
    2. Каталоги (ID, Parent_ID, название, алиас)
    3. Характеристики товаров (ID, алиас, тип)
    4. Значения характеристик (ID товара, ID характеристики, значение).

    — Фронтенд сайта — MODx Evo
    — Бэкенд сайта — MODx Evo
    — Интеграция каталога с 1С через отдельные скрипты экспорта/импорта

    Сразу оговорюсь, что приведённый пример не претендует на объективность. Тем паче, что та же база товаров и каталогов обычно куда сложнее. Например, я обычно использую для связанных характеристик несколько таблиц — целочисленные значения, строковые значения, текстовые значения, а то и больше — по специфике типа. Да и сами таблицы товаров и каталогов куда больше полей будут содержать. 1С-ка не везде есть опять таки же.

    Общий итог моего дополнения: прежде всего нужно вдумчиво проектировать основную часть проекта, дабы проект мог расти.
  • 0
    Непростая история. Побольше Вам здоровья и хороших людей рядом!

    Относительно создания магазина: есть изобретенные велосипеды bit.ly/1sbAcAQ
    Возможно будет полезным.
    Облачные решения, которые интегрируют фронт-офис(продажи), бек-офис (счета, склад, обслуживание и т.д.) и по деньгам и по времени интереснее будут.

    Но если у Вас заточенный свой бизнес процесс — тогда да. Только своё собственное решение.
  • 0
    Борнет — это сущий ад. У нас была коробочная версия и мы ее пилили после покупки несколько лет. Если коротко, продают технологии 10 летней давности. Табличная верстка, каша из php и html, 100500 файлов в корне, классы типа gr01 tr24. Чпу лучше бы его вообще не было, из 1к реальных страниц, яндекс проиндексировал 400к.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.