Инженерная культура, которую мы потеряли?


    Этот пост, наверно, правильно воспринимать как крик души, как попытку найти поддежку в профильном сообществе и окончательно не потерять веру в текущий уровень высшего инженерно-технического образования. То, что сейчас все крайне непросто в этой сфере, не говорит только ленивый, но я хочу постараться дать вам некую объективную информацию, а выводы… Выводы, думаю, все сделают сами. Кому интересно, прошу под кат.

    Преамбула


    Место действия: Москва, август сего года.
    Задача: найти выпускника инженерно-технического вуза со специальностью электронщика\радиоэлектронщика на позицию сервисного инженера.
    Тип обслуживаемого оборудования: высокотехнологичные системы очистки воды (получение воды 18.2 МОм), лабораторные приборы и инструменты.
    Необходимые минимальные знания: умение держать паяльник в руках, понимание базовых принципов электротехники, электроники, знание физики хотя бы на уровне 2-х курсов технического вуза.

    Вместо пролога


    Итак, моя компания занимается поставками лабораторного оборудования, большую часть из которых представляют довольно высокотехнологичные системы очистки воды. Некоторое время назад у нас открылась собственная сервисная служба, которая, надо сказать, оказалась весьма востребована в силу специфики оборудования и его довольно широкой распространенности. В связи с тем, что системы имеют довольно длительный жизненный цикл (некоторые работают аж с конца 80-х годов), а также ряд механических компонентов, подверженных естественному износу, обслуживание данных систем нужно производить хоть и не очень часто, но все же регулярно и с определенной периодичностью. И для проведения этих работ (диагностика, ремонт, сервисное обслуживание и контроль тех. состояния), безусловно, нужны подготовленные инженеры, обладающие, во-первых, определенными знаниями в области общей электроники, во-вторых некими специфическими, связанными уже непосредственно с продуктовой линейкой. Последние, конечно, прививаются во время обучения, различных тренингов и тестовых работ, которые инженер должен проходить на первоначальном этапе своей работы.

    Так вот, буквально месяц назад мы пришли к пониманию, что загрузка нашего инженерного штата приблизилась к критическому порогу (порядка 90% времени в командировках) и нужно срочно расширять штат. Какие проблемы, подумал я… В нашей стране, где инженерная культура столь высока и популярна… Я даже представить себе не мог, как я ошибался…

    Фабула


    Мы пошли стандартным путем. Разместили на соответствующем популярном ресурсе вакансию, нам стали откликаться люди. Надо сказать, что условия мы предложили, на наш взгляд, довольно рыночные. Нормальная зарплата, естественно все по ТК, бесплатные обеды, неплохие командировочные, перспективы стажировок за границей, служебный транспорт по необходимости, связь, возможность посмотреть страну в довольно многочисленных и частых командировках. Отклики были, и немало… Но качество…. Ребята, это просто непередаваемый кошмар. Да, иных слов просто нет.

    Маленькое лирическое отступление: в связи с тем, что планировалось, что большая часть собеседований будет двухступенчатыми, и первая часть будет проводится одним из руководителей, который не может самостоятельно оценить способности инженера в области теоретических и технических знаний, было разработано простейшее задание из 5-ти пунктов, дабы сразу отсеять кандидатов, не обладающих минимальными необходими знаниями. Результаты этих тестов поразили меня до глубины души, с учетом специальностей респондентов.

    В заголовке вы видите картинку диодного моста, нарисованную человеком, у которого свежий диплом магистра (от июня этого года) со специальностью «радиоэлектроника» довольно известного старого московского вуза федерального значения. Я не буду называть его, но его знают многие. Вдумайтесь в эти слова – магистр, радиоэлектронщик, рисует диодный мост звездой. Когда я попросил пояснить его, как по его мнению он представляет себе прохождение тока по данной схеме – он хлопал глазами и честно признался – «не знаю». А может, он купил диплом в переходе? Надеюсь, что это так, хотя не похоже, все же часть вопросов +- он ответил.

    Думаете, я бы написал этот пост, если бы столкнулся с одним таким респондентом? Конечно же нет. Я приведу вам другие шедевры, как вам, например, вот такой диодный мост:



    Я не выдержал вчера, и позвонил своему старому другу. Он к.т.н., работает зам. директора института в структуре РАН, довольно известный вуз в IT и близких сферах. И излил ему душу в своем понимании чудовищности данной картины. Ведь эти ребята, эти, прошу прощения, «инженеры» претендуют на то, чтобы работать в реальных секторах, часть из них с биомедицинских факультетов вузов. Именно эти люди будут настраивать вам биохимические анализаторы, аппараты МРТ, рентгенографическое оборудование и т.д. Как наши вузы могут позволять себе выпускать таких инженеров? Мой старый приятель лишь саркастически заметил в ответ, не скрывая, правда, неподдельной грусти, что да, все так, что все кошмарно и плохо. Что инженеров чудовищно мало, что спроса со стороны реального сектора экономики на них почти нет, что мы почти ничего высокотехнологичного в инженерном плане не производим. Что если ты хочешь что-то получить путное, нужно брать студента на 2-3 курсе, еще с горящими глазами, давать ему реальные задачи и лишь тогда с определенной долей вероятности ты можешь получить на выходе желаемого специалиста с нужными тебе скиллами. И то – не факт. А без реальных задач студенты-технари уходят в тяжкую депрессию к старшим курсам, не понимая, зачем им вообще все это надо, зачем им нужны фундаментальные базовые знания. В наших вузах теперь не объясняют им это. И они выходят из вузов, не обладая знаниями физики даже на уровне 8-9 классов школы.

    В моем понимании, это катастрофа. Как мы будем жить в нашем мире, в 21 веке, в окружении колоссального количества промышленных, зачастую весьма опасных объектов, с ТАКИМ уровнем образования наших специалистов? Это ведь наше будущее? Это же они будут управлять реакторами, осуществлять техническую поддержку и ремонт авиатехники, объектов газо- и нефтепереработки…. Или кто?

    Вместо эпилога


    Я сел писать этот пост сегодня, в обед, сразу после собеседования с краснодипломным бакалавром другого федерального вуза. Его мост я привожу ниже. Этот парень предложил подвести переменный ток по одному проводу к схеме (слева), а дальше, по его словам, «разделяется» (видимо, электроны-мальчики налево, девочки – направо, принцип разделения сформулирован все равно не был) и выходит по проводу справа. Да, да, второго провода нет, вот такая однопроводная схема. Как в одном проводе может возникнуть разность потенциалов он мне не объяснил. Хотя я предположил, что его предложение подавать ток в одну точку моста само по себе тянет на премию, вот только пока не знаю какую…



    Когда я читаю хабр, особенно раздел DIY, я, чаще всего, ловлю себя на том, что у меня появляется улыбка на лице. Мне всегда импонировали те, кто что-то мастерили, пытались и продолжают пытаться что-то конструировать. Любой пытливый разум достоин тихого восхищения. И мне всегда казалось, что общая высокая инженерная культура – это наша национальная черта, то, что у нас никогда не отнять. Неужели мы готовы все это растерять? Или это уже случилось? Неужели мы допускаем, что у нас радиоэлектронщики с высшим образованием не способны назвать виды гармонических модуляций, да что модуляций, не могут по сути объяснить, чем отличается переменный и постоянный ток. Где у диода анод и катод. Какие вопросы задавать выпускникам радиотехнических вузов – «А не в амперах ли измеряется сила тока?». Ведь закон Ома они уже забыли, причем некоторые даже еще не получив диплом.
    Мнение читателей

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    Метки:
    Поделиться публикацией
    Комментарии 691
    • +47
      Для создания всяких крутых штук, как уникальных (навроде коллайдера и космической станции), так и массовых (типа томографов и робомобилей) действительно нужно огромное количество разносторонне квалифицированных специалистов. Однако, практика показала, что мечты Стругацких об «обществе младших научных сотрудников» оказались несостоятельны. Поэтому советы и проиграли холодную войну — на западе циничные руководители поняли это гораздо раньше. Нынче расчёт строится на том, что 5% людей создают новые технологии, 10% поддерживают то что есть, а остальные либо занимаются неквалифицированным трудом, либо сидят на пособиях (что для общества выгоднее — пока непонятно).

      Ну а исходя из этой картины есть два варианта. Либо прогресс остановится (потому что силами продуктивных 15% невозможно будет построить корабль до альфы-центавры за приемлемое время), а сами эти 15% к возрасту 25-30 лет будут настолько отличаться от остального населения, что будут фактически отдельной кастой. Либо благодаря насыщению технологиями повседневной жизни прогресс будет всё же медленно происходить (например, 200 лет назад средний житель Европы не умел читать-писать, а сейчас такие люди встречаются крайне редко).

      Какой из вариантов развития события наступит — дело индивидуальных убеждений, кмк. Я могу собрать аргументы за оба варианта, но в силу врождённого оптимизма верю во второй :) В любом случае, в техногенную катастрофу из-за людей, не умеющих рисовать диодные мосты я не верю, поэтому выбрал в опросе третий вариант.
      • +3
        Я, во многом с Вами согласен. Для меня лично, очень большой вопрос представляет следующее — а достаточно ли будет этих 15% для безопасного существования в той эко- и техносфере, которая уже создана и продолжает создаваться ударными темпами? Ну и второй вопрос — более прозаический — как найти тех, с кем можно работать из этих 15%? Поверьте, по результатам тестов нарисованная Вами картина с 15%-ми кажется потрясающе оптимистичной…
        • +8
          Безопасность определяется к сожалению не пониманием азов, а продуманностью интерфейса и четким следованием инструкциям. Так у «пытливого ума» с «горящими глазами» шансов испортить что-то, что до того работало в попытках понять, КАК — значительно больше чем у простого «пользователя», для которого это все «магия». И к сожалению (а может и нет — кто знает!) современная техносфера ориентирована именно на скрытие от пользователя деталей и сути процесса, на значительное упрощение интерфейса, иногда ценой весьма значительных усложнений конструкции… Так у современных авто под капотом все агрегаты скрыты под черным пластиковым кожухом, а пробки для долива масла и охлаждающий жидкости желтые и снабжены пиктограммами, у современных телефонов по умолчанию недоступен root, и, зачастую, его получение — нетривиальный процесс. Однако следование подобным «правилам игры», позволяет обеспечивать безопасную эксплуатацию устройства, даже при отсутствии у пользователя какой-бы то ни было квалификации… Причем, насколько я понимаю — не только эксплуатацию, но и обслуживание!

          Вполне представляю ситуацию, когда в обществе вообще нет людей, имеющих представление о технологии, доставшейся им в наследство от предков, однако оное общество вполне успешно и повсеместно использует эту технологию. Магия однако!
          • 0
            Высшая ступень технологии — это позволять неоандертальцам даже проектировать новые изделия также не имея понятие как всё работает! Т.е. банально юзер задает нужные ему свойства и качества и система сама решает как это сделать.
            • +3
              Об этом Лем писал в магелановом облаке. Только с позитивными нотками, а не так как вы — мрачно.
              • +1
                даже проектировать новые изделия также не имея понятие как всё работает!
                Xcode.
                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                  • 0
                    Да можно… Уже сейчас треть высокотехнологичных устройств не особо подвластны пониманию даже технически образованных людей. Зато инструкция на все случаи жизни в сочетании с пониманием, сколько это устройство СТОИТ — достаточно надежная гарантия. Люди, которые проектируют интерфейсы, и люди, которые разрабатывают инструкции не зря получают свои деньги.
                    • 0
                      ну да… и пункт в инструкции к микроволновке «не сушить животных» знаете как появился?
                • +1
                  Вполне представляю ситуацию, когда в обществе вообще нет людей, имеющих представление о технологии, доставшейся им в наследство от предков, однако оное общество вполне успешно и повсеместно использует эту технологию. Магия однако!
                  В течение некоторого, скорее всего небольшого, времени. Энтропия, однако!
                  • 0
                    Придется согласиться…

                    Хотел возразить, что технология позволяет делать вещи, служащие очень долго, но тренд, очевидно, в сторону «доработал до истечения гарантийного срока и сдох».
                    • 0
                      всё дело в стоимости изготовления
                      долговечные запчасти/материалы/обработка стоят дороже — эконономия на копейку в большой партии выливается в большие суммы
                      поэтому и вводят точный расчет что сколько проработает
                      • +2
                        Все хитрее — никому не нужно, что бы устройства работали вечно, иначе спрос на новые устройства будет падать, что скажется на росте экономики…
                        • +3
                          Если среднему пользователю не придется менять смартфон через год использования — на освободившиеся деньги он купит что-нибудь вроде планшета.
                          Если через три года эксплуатации автомобиля не возникнет желания продать его за полцены и купить новый, пользователь может улучшить какой-нибудь другой ближайший выбор. Например, купить квартиру немного подороже. Вот, теперь средняя квартира стала стоить дороже :)
                          Экономике в целом все равно, куда люди тратят деньги. Достаточно того, чтобы они старались их заработать побольше и потратить побыстрее.
                          • +1
                            Но вот конкретный производитель автомобиля уже не досчитается денег.
                  • +6
                    После прочтения Вашего комментария передо мною пронеслась куча фентезийных сюжетов, в которых упоминались супер технологии древних людей и никто не знал, как они работают, но их использовали. Я никогда не понимал, как так может быть. И вдруг просветление)
                    • –1
                      Вспоминается ithappens.me/story/10369
                      • +1
                        Гарри Гаррисон — Специалист по Этике.
                        • –1
                          Там знания они имели, просто ими не делились. Был клан инженеров-механиков, клан химиков, клан инженеров-электриков и т.п. Естественно, когда там появился главгер — инженер широкого профиля, — он поимел их всех (а его попутчика-гуманитария, который только всюду мешался со свой моралью, наоборот, до смерти заимели все, кому не лень).
                          • 0
                            Знаний у них тоже не было — растеряли всё, превратив в религию.
                            • 0
                              Ну, можно сказать и так — знания на уровне карго-культа, но, во всяком случае, всё (что помнили, как собирать) более-менее работало.

                              С другой стороны, «мину-ловушку» в виде колбы с отравляющим газом, разбивавшейся при попытке вскрытия машины (DRM, так сказать) механики таки синженерили, что даёт основание предположить, что новые разработки таки были (пусть и «не в ту сторону»).
                      • +5
                        Ну, последние несколько тысяч лет было гораздо меньше, чем 15% и как-то развивались.
                        Ответ на второй вопрос вам даст рыночная экономика — увеличьте ЗП в 1,5 — 2 раза и приготовьтесь отбиваться от сотен желающих :)
                        Будет даже уместно применить «ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК, или Принципы отбора кадров» Паркинсона.
                        • 0
                          Извените что влезаю, но может вам следует сделат так же, как вы описываете — взять второкурсника и растить его до спеца?
                          • 0
                            У второкурсника нет возможности мотаться в командировки по 15-20 дней в месяц.
                            • 0
                              А работа, на которой его можно обучить есть только в командировках? Пусть на каникулах занимается практикой, а в остальное время найдется и другая работа способствующая его обучению… наверно.
                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                            • +1
                              Учился в одном из лучших технических вузов страны не так давно — качество образования на моей кафедре было ниже плинтуса, соседняя же выдавала иногда вполне хороших спецов.

                              Но по итогу половина выпускников вуза по электронным специальностям диодного моста не нарисует, это совершенно точно.
                              По специальности 90% выпускников работать не собирается (и не работает собственно), парни косят от армии, девушки ждут предложения, а корка лишняя всегда пригодится — высчее образование, не лаптем щщи хлебаем :D

                              Про DIY — выкиньте из требований «выпускник инженерно-технического вуза» и все станет на свои места.
                              Диплом сейчас значит ровно ничего практически во всех областях, ищите либо увлеченного самоучку, либо человека с опытом работы, который не просто штаны просиживал в универе 5 лет.
                              В IT это поняли уже давно, на собеседованиях никакой диплом не спрашивают и в вакансиях про высшее образование ничего не пишут — спрашивают скиллы на интервью.

                              P.S. Какая вилка зарплат на вакансию то была?
                              • +1
                                Про DIY — выкиньте из требований «выпускник инженерно-технического вуза» и все станет на свои места.
                                Диплом сейчас значит ровно ничего практически во всех областях, ищите либо увлеченного самоучку, либо человека с опытом работы, который не просто штаны просиживал в универе 5 лет.

                                Всесторонне солгласен. На филиале до этого были спецы с ВО, красивым резюме и опытом работы и даже сертификатами. Один — частый автор статей по opensource. А толку? Многое не знают, вникать не особо горят желанием, что-то заставить сделать специфичное как то поменять детали механики в FS9350 или разобраться с причиной ошибки оборудования сервера невозможно. Часто приходилось просто делать их работу, потому как не знают или делают абы как. Хвалёный автор статей по opensource вообще как-то добил попытавшись выполнить команду:
                                ping 192.168.10.123:80
                                

                                А что он вытворял в ssh…
                                Взяли после со среднетехническим, без сертификатов и внушительного резюме. Так теперь филиал в плане оснащённости и состояния оборудования получше головного офиса будет. В отличие от предыдущих его не надо постоянно пинать, панукать и упрашивать, помимо этого часто выступает со своим интересными предложениями. Ему просто интересно.
                                • 0
                                  Это он, вероятно, с прямым углом traceroute перепутал, там благодаря особенностям реализации можно порт указывать.
                                • +1
                                  Проблема в том, что выпускник именно технического вуза необходим в плане поддержки лицензии. В IT это не так критично, так как там очень мало кто занимается (я даже не знаю, есть ли такие виды деятельности вообще) лицензируемыми видами деятельности. Мы — занимаемся. И у лицензирующих органов есть строгие критерии к специалистам и их специальностям. Вообще, всю эту информацию я уже неоднократно писал в комментах, как и вилку зарплат.
                                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                • 0
                                  del
                                • +20
                                  ЕМНИП, Стругацкие писали о второй половине 22 века, до которой еще далеко.
                                  Советы проиграли холодную войну не потому, что у них было более чем 15% МНС, и даже не потому что у них не было достаточно квалифицированных экономистов и юристов, а потому что (начитавшись одного экономиста 19 века) превратили по сути всю страну в одну мегакорпорацию, руководство которой преследовало собственные меркантильные цели и не сделало ничего для поддержания конкурентоспособности в кризисный период.

                                  Эта «корпорация» в период расцвета действительно обеспечивала львиную долю мировой науки и НТП, начав существование в эпоху, когда мало кто вокруг слышал о всеобщей грамотности и всеобщем среднем образовании, а закончив уже в период начала всеобщей компьютеризации, мобильности и обучения в течение всей жизни. После того как образовавшийся на ее месте вакуум временно затормозил космическую гонку, а невостребованные специалисты, такие как математики, хлынули в западный финансовый сектор, зазвучали голоса о необходимости STEM-революции в образовании; это как раз совпало с окончанием периода «горизонтальной» глобализации и аутсорсинга как доминирующей модели разделения труда. Теперь в тренде реиндустриализация, и матан ака STEM не просто восстанавливает, но и расширяет свои позиции. Хоть этот мир и не очень похож на позднесоветский, где не было предпринимательской составляющей, но, скажем, в DIY-культуре можно провести параллели с бывшим СССР с его популяризацией технического творчества, или сравнить сегодняшние интерактивные музеи науки с довоенным детищем Перельмана.

                                  А проблемы типа сабжа — симптомы еще не завершившегося кризиса на территории бывшего государства-корпорации, где более 20 лет доминировали совершенно другие приоритеты, и теперь придется поднимать все с самого нуля, наверное — начиная с младших школьников.
                                  • 0
                                    «Львиную долю мировой науки и НТП» — это безобразное преувеличение. Союз никогда не был на ведущих ролях в мировой науке за исключением отдельных, сравнительно немногочисленных специализаций. Потому он и копировал без конца западные технологии с первого до последнего дней своего существования.
                                    • +2
                                      Это уже другой вопрос — насколько заявленные цели соответствовали реальным результатам, сколько реально создавалось, а сколько тырилось. Но факт в том, что советская система целенаправленно декларировала стремление к повышению уровня всеобщего образования, развитию науки как фундамента, освоению космоса, автоматизации. Существовала довольно развитая система массового просвещения, отдельные подвижники вообще обогнали свое время на десятки лет, ну и сами ожидания такого оптимистичного толка, как у Стругацких и им подобных, могли сформироваться только в обществе, где такой прогресс неявно подразумевался как само собой разумеющийся и закономерный. Кстати, я бы не сказал, что они были такими уж гипероптимистами в отношении ближайших перспектив конкретно СССР. Вспомним, что у Ефремова на рубеже 21 века вообще мрак и затем возрождение общества в течение нескольких сотен лет (за что его и запрещали), АБС тоже старались избегать «ближнего прицела» на всякий случай, да и 22 век у них не столь радужный, а тема постчеловечества вообще слита… Даже у Булычева исследователи выискивают недосказанный подтекст третьей мировой, намеренного вранья Алисы детям 1984 об их будущем и прочие ужасы, хотя это по большей части и отсебятина. То есть, можно сказать, что люди в целом понимали баги той системы и возможный ее кризис (хоть и не всегда решались высказывать это открыто), но с другой стороны — было и четкое понимание, что так или иначе общество со временем должно развиваться, будь то социалистическое или капиталистическое, осваивать космос и идти к чему-то похожему на социализм и коммунизм, пусть даже без красных флагов и партий и вообще в совершенно противоположном культурном контексте (типа движения Open Source, EFF и т. п.).

                                      Как бы там ни было, текущие проблемы дефицита квалификации инженеров или кого-либо еще относительно потребностей больших и сложных проектов — это текущие проблемы, которые нужно решать практическими действиями, а не скулить по поводу «несбывшихся мечт» и т. п. х. Разбираться, в чем причина дефицита — в образовательной системе, в экономике, массовой культуре и т. д., и соответственно принимать меры для перехода на новый уровень.
                                      • +5
                                        Советская система много чего целенаправленно декларировала, но с повседневным бытом декларируемое, к сожалению, расходилось очень сильно.
                                        Вот даже из семейных примеров — отличницу в школе целенаправленно травили преподаватели за «отрыв от коллектива», сотрудника госкомиссии по приемке жилых домов «ушли» за отказ принимать недостроенное здание в эксплуатацию, работники предприятия микроэлектронной промышленности сознательно саботировали (ломали) новое оборудование чтобы не переучиваться со старого. Даже сегодня в образовании много где хорошо прослеживается уродская советская система, так как там нередко сидят те же самые люди — и личный опыт общения с этой, хм, коллегией свидетельствует о том что печальная инженерная культура, описанная автором топика, возникла вполне закономерно и корни её вполне уверенно прослеживаются именно в советской модели образования. Лысенковщина — весьма характерный продукт именно советской модели управления наукой.

                                        Понимаете, я горжусь талантливыми, творческими, добрыми людьми Союза. Мне нравятся декларировавшиеся в Союзе идеале. Но реальный Союз управлялся, увы, не этими прекрасными людьми и не по этим прекрасным идеям. И меня бесит когда достижения моих замечательных соотечественников начинают приписывать управленческим талантам козлов, разваливших мою страну, а затем еще начинают фантазировать на тему того что это управление было настолько хорошо, что Союз обгонял в научной сфере менее эффективные западные страны.

                                        Если мы хотим восстановить инженерную культуру, то прежде всего надо прекратить копировать советскую машину вранья. Без объективной оценки реальных научных достижений и реального инженерного уровня невозможно определить и устранить причины нашего отставания, равно как и определить людей способных с этим отставанием бороться. Ведь официально, к примеру, продолжают звучать тезисы о том что российское образование является одним из лучших в мире. Исходный топик, в общем-то, во многом вытекает именно из этого несоответствия кажущегося и реального состояния дел с нашим образованием.
                                        • +8
                                          О том же и речь! Вы, возможно, приняли меня за сторонника восстановления СССР — сейчас таких много — однако это не так, я отношусь к этому исключительно как к историческому и культурному наследию, из которого кое-что можно и почерпнуть и доработать, если это уместно, но ни в коем случае не тащить оттуда всю систему со всеми ее багами. Если говорить об исторических корнях советской инженерной культуры, то это культура дореволюционных политехов, а те в свою очередь уходят корнями в немецкую школу. Вклад СССР — скорее в попытке ее масштабировать на широкие массы с некоторым идейно-философским базисом, сильно обогнавшим свое время: «среда решает всё, врожденные склонности — ничто» или «сотрудничество конструктивно, конкуренция деструктивна». Сегодня наука все больше подходит именно к таким выводам (в пользу которых имеются, помимо научных, даже чисто философские обоснования, основанные на самих базовых свойствах НТП и соответствующих ему изменений в обществе), но без чрезмерного упрощения и попыток принудительно загнать всех сразу в конечную точку (т. е. устранить всякую конкуренцию в принципе или обеспечить всеобщую уравниловку результатов по какому-то посредственному уровню «на 3 с плюсом»), которые сначала могут даже давать какие-то интересные результаты, а затем вылезают боком из-за подавления стимулов к развитию для тех, кто в уравниловку не вписывается.
                                          • +1
                                            «среда решает всё, врожденные склонности — ничто»
                                            И то, местами от этого вынуждены были отказываться. Пример — ФМШ-18 (Колмогоровская, ныне СУНЦ МГУ) и её побратимы (в Санкт-Петербурге, Киеве и Новосибирске). Хотя их созданию противились (т. к. явно выделяют талантливых, суть элиту, что не соответствует идее общей уравниловки), но с помощью Совета Министров (в особенности со стороны ВПК) эта идея получила ход.
                                  • 0
                                    Эти 15% к возрасту 25-30 лет будут настолько отличаться от остального населения, что будут фактически отдельной кастой.
                                    Разделение биологического вида «человек» в будущем на два отдельных вида, разительно отличающихся по уровню интеллектуального развития, предсказал ещё Герберт Уэллс в своей "Машине времени". Элои и морлоки, помните?
                                  • +16
                                    Вы случайно, когда подобные бумажки с ответами у соискателей брали, в голос не смеялись? :)
                                    • +35
                                      Сначала я терял дар речи, потом смеялся, но сейчас хочу скорее плакать…
                                      • +2
                                        Повезло вашей фирме!
                                        А представляете, сколько людей прорвалось через собеседование и теперь они работают, набирая себе новых помощников.
                                        • 0
                                          Не всё так плохо, ищите дальше сотрудников, найдутся нормальные.
                                          Как вариант можно на кафедрах ведущих вузов поспрашивать толковых выпускников.

                                          Я хоть и выпустился несколько лет назад и в физике был на среднем уровне, схему диодного моста придумал минуты за 3 (саму схему не помнил, но принцип работы в голове остался).
                                          • 0
                                            Тут правильно написали, что увы диплом нынче мало что значит…
                                            У меня к сожалению (а может к счастью?) нет диплома ВУЗа.
                                            Но с детства интересовался электроникой.
                                            Так что этот вопрос меня в тупик не поставил =)
                                            Что такое триггер тоже в состоянии ответить. По крайней мере как он работает расскажу.
                                            Схему на транзисторах правда не нарисую по памяти =)

                                            Biochemist А интересно было бы все вопросы посмотреть =)
                                            • +1
                                              Позже сообщу все, вот только инженера возьму...))
                                          • +8
                                            В любом даже крутом вузе ~70% учащихся баласт. Студентов надо брать на работу уже на 3 курсе на практику, учить и остaвлять лучших.

                                            Это практика зарубежных университетов.
                                            • +3
                                              Я бы сказал, что сильно больше 70%. Около 90.
                                            • +5
                                              Получал недавно диплом по IT, наслушался такого бреда на гос. экзаменах что такое байты-биты, протокол. Что откровенно ржал на экзамене. Но у всех диплом, кто был на экзамене.
                                              Что в сравнении в СССР на первом курсе отчисляли уже за некомпетентность (и это после вступительных серьезных экзаменов), а сейчас дипломы выдают даже не обладающим минимальными знаниями на уровне школькой программы. Вот такие реформы в стране указанном быть сырьевым придатком (без собственной науки)

                                              На сколько я понял вопросы были из школькой программы, а не института?
                                              • +3
                                                Преподавателям нет никакой мотивации валить кого-то на защите диплома. «Пусть получают — жалко что ли?»
                                                • +2
                                                  А это плохо. Мотивация валить должна быть (например, выйдут тупые выпускники => упадёт рейтинг вуза => упадёт зарплата), тогда будет и мотивация писать нормальный диплом.
                                                  • 0
                                                    Тут тогда должна быть некоторая культура. Потому что если преподаватели на отдельно взятой кафедре жестче, то все халявщики просто идут на другие кафедры. Но даже и в таком случае, жесткость имеет смысл проявлять на более ранних этапах.

                                                    И конечно мало кто не зарабатывает преподаванием в институтах.
                                                    • +1
                                                      Мотивация есть, но обратная. Выгонишь студента — ВУЗ получит меньше денег на зарплату — выгонят тебя. Студентов сейчас стараются не отчислять.
                                                • 0
                                                  если человек не выучил каких то азов, но хорошо смекает, он сможет довольно быстро наверстать ту часть упущенных знаний, которые нужны ему конкретно в вашей (или иной работе). При условии наличия руководителя\наставника\ментора это не такая уж большая проблема.
                                                  Проблема скорее в том что мы дали кредит доверия нашей системеобразования, у которой давно истек срок годности, а образовывать своих сотрудников сами желания не имеем, ибо боимся что научишь, а он уйдет потом, и все за-зря. я бы делал упор не на знания сотрудников и новых членов предприятия, а на качественный корпоративный дух и парочку хороших наставников, которых ценить, как золото надо.
                                                  • 0
                                                    поправочка, выше:
                                                    *не на начальные знания кандидатов на должность ( а не сотрудников)
                                                • +3
                                                  Сам работаю инженером на заводе. Одно время проводил собеседования с соискателями на похожую как у топикстартера должность. Мой первый технический вопрос на котором отсеивалось процентов 80 электронщиков — резистивный делитель напряжения (как работает и как рассчитать коэффициент).
                                                • +44
                                                  «А не в амперах ли измеряется сила тока?»

                                                  И смех, и грех. Напомнило:
                                                  • +8
                                                    Фрагмент из ЕГЭ?
                                                • +32
                                                  На мой взгляд самое ужасное, что проблема циклична: студенты, не имевшие дело с реальными задачами, становятся преподавателями, не имевшими дело с реальными задачами. В ВУЗах далекой глубинки как минимум один такой виток уже подходит к завершению и это делает меня очень грустным.
                                                  • +13
                                                    Преподаватель высшей математики или электротехники не обязательно должен иметь опыт решения реальных задач. То, что студент после выпуска не может нарисовать диодный мост — это конечно странно, это плохо, это показатель низкого качества образования.
                                                    Однако, по сути, задача вуза не в том, чтобы выпускать специалистов, готовых решать реальные задачи сразу же. Они выпускают личинки инженеров, у которых мозги настроены таким образом, чтобы быстро научиться решать реальные задачи. Раньше было такое понятие, как «молодой специалист». И этого специалиста 3 года (три года) специально приставленный наставник-куратор (получавший за это надбавку иногда) учил решать задачи.
                                                    Если вам нужен менеджер по продажам авторучек — можно найти на дороге. Если вам нужен инженер в области, котороый в стране занимаются 50 человек, то его просто нет, его надо готовить.
                                                    Тем не менее, диодный мост электронщикам надо уметь рисовать, не спорю.
                                                    • –2
                                                      Если электронщик не умеет рисовать диодный мост, значит он паяльника в руках не держал никогда. Ну и нафиг такой электронщик?
                                                      • +1
                                                        Допустим человек хотя бы знает для чего этот диодный мост применяется.
                                                        Тогда, если у него работают мозги он не может нарисовать свастику, как в верхней картинке, поскольку любому знающему что диод пропускает ток в одном направлении после нескольких секунд размышления должно быть ясно что такой схемой ничего выпрямить нельзя. Если не ясно, значит либо человек вообще не привык думать, либо он не знает как работает диод в самом простом допущении.
                                                        Двоечнику это можно простить, но для человека с красным дипломом который пришёл утраиваться по определённой специальности это неприемлемо, поскольку это входит ещё в школьный курс физики!
                                                    • +15
                                                      Я в целом, согласен с материалом, но не понимаю причин удивлению. Как из ничего, можно получить что-то?
                                                      • +7
                                                        Фабула же…
                                                        • +2
                                                          +1, слова «амбула» нет :)
                                                          • +2
                                                            Исправил уже..))) Хотя я его использовал ранее (да, к сожалению в области филологии я профан)
                                                            • +34
                                                              [Шёпотом]
                                                              Вы ещё значение слова «импонировать» неточно знаете. Оно означает «производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться». В итоге вы пишете «я всегда импонировал» там, где по смыслу должно быть «мне всегда импонировали».

                                                              Но вообще — вы меня шокировали. У меня НЕТ электротехнического образования, и где у диода анод, а где катод, я определяю только потому, что помню, в каком направлении диод на схеме пропускает ток, а в каком нет. На схеме транзистора я чётко укажу базу, а вот кто со стрелкой — эмиттер или коллектор — не вспомню (хотя, что очень смешно, я отличу на схеме n-p-n транзистор от p-n-p; я помню, что у n-p-n стрелка направлена вовне). В общем, в радиотехнике я запредельный профан.

                                                              Но схему диодного моста, увидев ваш пост, я сел и нарисовал. И нарисовал почти правильно — не сразу поставил плюс и минус на выходе (ещё нужно было вспомнить, что направление тока у нас от плюса к минусу, обратное направлению электронов). И я не понимаю, как можно её НЕ нарисовать, имея хотя бы базовые представления о том, что такое диод и что такое переменный ток. Ведь у меня даже не среднее образование в этой области; я в ней знаю только самые-самые верхушки, да и то не все.

                                                              Знаете, я всегда радовался тому, что я — не лучший. Что есть люди умнее меня, образованнее меня, честнее меня, красивее меня, наконец. Ужасным был бы тот мир, в котором я был бы самым умным, самым образованным, самым честным, самым красивым.
                                                              И вот что-то мир движется в этом направлении. И я не очень понимаю, что делать.
                                                              • +65
                                                                Есть поговорка: «Если вы самый умный в комнате, вы не в той комнате».
                                                                • 0
                                                                  Ой, как здорово :). Спасибо :). Да, она очень хорошо отражает это ощущение для меня :).
                                                                  • +1
                                                                    Очень хорошая поговорка, правда немного в другом контексте
                                                                  • 0
                                                                    Да, Вы правы, изменил немного этот абзац. Знаете, просто писал все это в каком-то сильном эмоциональном порыве. Мне как-то мучительно обидно за тот потенциал, на мой взгляд весьма высокий, который мы имели в области сугубо прикладных инженерных знаний. Я писал очень, как-то ожесточенно, что-ли. И потому возможно в чем-то косноязычен. Но все же очевидно, что общую мысль я донес, и похоже, у меня даже больше единомышленников, чем я предполагал. Что, с учетом контекста, меня отнюдь не радует.
                                                                    • +4
                                                                      На схеме транзистора я чётко укажу базу, а вот кто со стрелкой — эмиттер или коллектор — не вспомню
                                                                      Стрелка символизирует слово emit.
                                                                      • 0
                                                                        Мог бы и сам сообразить. Спасибо :). Теперь я все три электрода смогу назвать :).
                                                                        • +2
                                                                          А ведь еще есть и полевые транзисторы :)
                                                                          • 0
                                                                            С ними всё хуже у меня. До вашей картинки я знал названия трёх электродов и мог уверенно показать затвор. Кто есть исток, кто сток — тайна сия велика была. И ведь не запомню.
                                                                            Принцип действия я могу путано рассказать. То есть в принципе могу, но позориться не буду. Эффект понятен: сопротивление полевого транзистора очень сильно меняется в зависимости от полярности напряжения, приложенного к затвору. Но вот сказать, управляется ли полевой транзистор током или напряжением — это уже всё, не ко мне.

                                                                            То, что они бывают «с изолированным затвором» — вообще только что узнал.

                                                                            Я же говорю: только самые верхушки, и далеко не все.
                                                                            • 0
                                                                              Кто есть исток, кто сток — тайна сия велика была. И ведь не запомню.

                                                                              А я уже, благодаря вам и Fedorkov, запомнил. Помогло слово эмитент из совсем другой области. Может и вам поможет :)

                                                                              P.S. Я ещё дальше вас от электроники.
                                                                              • +47
                                                                                не удержался так как сильно напомнило анекдот с баша

                                                                                Вообще приходить в первый раз в магазин радиодеталей страшнее, чем первый раз презервативы купить по-моему. Приходишь и так шепотом «мне бы конденсатор на 22Мф», тебя громко спрашивают «какой? Электролит? Тантал? Выводной? SMD?», ты «я не знаааааю» и все оборачиваются сразу, смотрят на тебя осуждающе и пальцами тычут.
                                                                                • +2
                                                                                  О, мы светодиоды так покупали лет в 14. «Как вы нас нашли?!», «А вам зачем?!» и т.д.
                                                                                  • +3
                                                                                    хаха! а я вспомнил, я в дошкольном возрасте зарядное устройство покупал для аккумуляторов 3LR12. или в раннем школьном… в общем совсем мелким был, лет 7. магазин был такого советско-хозяйственного типа еще. я денежку протягиваю и говорю, дайте мол мне зарядное устройство.

                                                                                    продавщица на меня смотрит удивленными глазами и спрашивает мол, мальчик, нафига оно тебе. а я на нее не менее удивленно смотрю и говорю «а вы как думаете, зачем нужно зарядное устройство? аккумуляторы заряжать»
                                                                                  • +3
                                                                                    Кому анекдот :).
                                                                                    Ни разу не приходилось покупать конденсаторы. А вот когда я вознамерился спаять Covox, решив, что уж с такой-то схемой я справлюсь, понадобились мне резисторы. Ну я и попросил в магазине:
                                                                                    — Можно резисторов по 20 килобайт.
                                                                                    — Каких???
                                                                                    — Любых.
                                                                                    — Сопротивление какое??
                                                                                    — 20 килоба… ой… 20 килоом…

                                                                                    P.S. Covox я таки спаял, и оно даже заработало.
                                                                                    • +5
                                                                                      Я однажды видел, как два школьника у витрины пытались вспомнить, сколько Ом в одном килооме.
                                                                                      Этот случай не врезался бы в память, но я услышал версию одного из них: «Может 400?» :)
                                                                                      • +2
                                                                                        Меня вот очень удивляет следующая последовательность: Нанометр, микрометр, миллиметр, метр, километр, тысяча километров. Почему не мегаметр?!
                                                                                        • +1
                                                                                          Нормально выйдем в космос — будут и мегаметры и парсеки и т.д.
                                                                                          • +2
                                                                                            a.e. будет и парсек, а мегаметра не будет :)
                                                                                            • 0
                                                                                              А.е. слишком длинная, будут и мегаметры :)
                                                                                            • +4
                                                                                              Кстати, тонна туда же. Почему не мегаграмм?
                                                                                              • +1
                                                                                                Внесистемная единица, в Российской Федерации допущена к использованию наряду с единицами Международной системе единиц (СИ) без ограничения срока и области применения

                                                                                                Их, на самом деле, несколько разных.
                                                                                                • +3
                                                                                                  А то, что основной единицей считается килограмм — вас не смущает?
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Ну, это я хотя бы могу объяснить исторически. Вроде бы что-то было про вес кофейного зерна. А вот природных предметов с более менее постоянным весом 1 кг я не вспомню. Ну и более мелкая основная единица зачастую удобнее.
                                                                                                    • +1
                                                                                                      Погодите, вы о чём сейчас?.. Причём тут кофейные зёрна?
                                                                                                      Начнём с того, что кг — это масса, а не вес. Продолжим тем, что 1кг — это масса ровно одного литра (тоже внесистемная единица, но допускаемая к использованию без ограничений) воды, а тонна — это масса 1 м3 (а вот это, как раз, системная единица) воды.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Я о истории. Я могу предположить как некая единица стала эталоном массы века назад (На примере тех же кофейных зерен, вес которых примерно равен 1 гр, по крайней мере я слышал примерно такую версию происхождения этой единицы массы). Си — это отдельная история которая появилась намного позже.
                                                                                                        • 0
                                                                                                          История с весом зёрнышка (ячменного, а не кофейного) — это скорее всего про граны, а не граммы.
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Гран, судя по Вики — примерный вес зерна любого злака. Ещё были семена рожкового дерева — это про караты.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Правда кофе — не злак, да и «зерно» у него совсем не зерно :)
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Так и ячмень — не единственный злак. В английской вики пишут просто про «cereal». Хотя они могут и не знать правды…
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Ну почему, там уточняют, что в основном речь шла про ячмень (barley) и пшеницу (wheat):
                                                                                                                  The Avoirdupois, Troy and Apothecary systems of weights all shared the same finest unit, the grain; however, they differ as to the number of grains there are in a dram, ounce and pound. This grain was legally defined as the weight of a grain seed from the middle of an ear of barley. There also was a smaller wheat grain, said to be 3⁄4 (barley) grains
                                                                                                                  --Вики
                                                                                                    • 0
                                                                                                      Кстати, если вас интересует, почему это так, советую посмотреть сей ролик: www.youtube.com/watch?v=ZMByI4s-D-Y

                                                                                                      P.S.: Если тяжело с английским, могу выслать русские сабы — сделал для родных.
                                                                                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Да, мне на почту пришел текст вашего комментария до того, как вы его изменили :D
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Потому что Мм слишком легко перепутать с мм :)
                                                                                                • +9
                                                                                                  Смеяться и тыкать пальцами еще на МегаФараде начнут скорее всего)
                                                                                                  • +2
                                                                                                    Похожие ощущения были, когда искал дозиметр. Зашел в какую-то суровую контору. Сидит подобающе суровая тетя напротив меня, я нервно листаю каталог и ищу что-нибудь знакомое или с незапредельной ценой. Офигеваю от ее вопросов про дозиметрию, рабочие параметры, калибровку. Убежал в панике, так и не купил(
                                                                                                    • 0
                                                                                                      Нашли?
                                                                                                      • 0
                                                                                                        нет.
                                                                                                        • +1

                                                                                                          Джва года ждал и не нашел?

                                                                                                          • +1
                                                                                                            джва года бегал в панике…
                                                                                                    • +1
                                                                                                      Вообще-то я это на основе реальных событий писал, когда первый курсач паял.
                                                                                                      • +3
                                                                                                        Конденсаторы… Я так винты покупал! Не те, что HDD, а те, что в гайку вкручиваются!
                                                                                                        — дайте пару винтов 2мм
                                                                                                        — шлицкресттайпотай?
                                                                                                        — штааа?

                                                                                                        Через некоторое время понял, конечно, что у меня уточнял продавец, но первоначальное впечатление было запорото наглухо.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Не просто к затвору, а к электродам затвор-исток. Сопротивление изолированного затвора стремится к бесконечности — сотни гигаом, но имеется другая проблема — затвор имеет ёмкость, и чтобы её перезарядить нужна энергия(чем быстрее перезаряжать тем больше нужен ток — в современных полевиках речь идет о токе перезаряда порядка 1-2А), и чем транзистор чувствительней тем больше эта ёмкость.

                                                                                                        Более того, существуют еще целый ряд интересных активных полупроводников — однопереходные транзисторы(почти что тиристоры) и гибридные(биполярный транзистор с изолированным затвором).
                                                                                                • 0
                                                                                                  На схеме транзистора я чётко укажу базу, а вот кто со стрелкой — эмиттер или коллектор — не вспомню
                                                                                                  Я тоже так сразу не вспомню, но я прекрасно помню, что транзистор выполняет свою функцию потому, что в нормальном состоянии основной переход обеднён носителями заряда, а резкое повышение его проводимости вызывается тем, что в него «впрыскиваются» выпущенные (англ. emit) третьим электродом эти самые носители. После чего сразу становится очевидным, кто тут эмиттер, и у кого стрелка.
                                                                                            • +4
                                                                                              Не, не фабула. Фабула — это линейное изложение всех событий в их временной последовательности (в противовес сюжету, который позволяет давать события в произвольной последовательности; правда, бывает и строго наоборот...). Разумной пары слову «преамбула» нет.

                                                                                              Я вам больше того скажу, преамбула в этом тексте — это как раз то, что написано «вместо пролога», потому что преамбула — это описание предшествующих событий, поясняющая причины возникновения самого текста (обычно в нормативных актах).
                                                                                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                • +1
                                                                                                  Преамбула — однокоренное с амбулатория, они происходят от одного латинского слова, которое означает прохаживаться.
                                                                                                  Кстати, Амбула — населённый пункт в Черногории.
                                                                                                  Иногда амбула и постамбула можно использовать с целью поприкалываться. Как Тредиаковский, если не ошибаюсь, написал сонет с такими словами, как уклюжий, лепый и т. д. Но ценность этого способа прикалываться определяется редкостью его применения.
                                                                                                  • +2
                                                                                                    Я вас возможно удивлю, но в 18 веке, когда жил Тредиаковский, такие слова как «уклюжий», «лепый» ещё имели нормативное употребление в русском языке. Например, в пьесе Сумарокова «Димитрий Самозванец» используется слово «льзя». Так что Тредиаковский не прикалывался, если конечно я правильно понял ваши слова.
                                                                                            • +32
                                                                                              Умные ребята научатся всему сами, даже если в универе им это будут объяснять плохо. И что-то мне говорит о том, что объясняют в универах нормально, скорее не хватает силы воли выгонять бездельников. Вы просто не смогли найти этих умных ребят. Они куда-то ушли, где-то в другом месте работают. Возможно в программисты? Ваша нормальная зарплата близка к 100 000 рублей в месяц? Это нормальная зарплата для умного выпускника, который подрабатывал параллельно с учёбой и имеет пару лет коммерческого опыта в момент выпуска.

                                                                                              Ну и само собой, нужно ловить умных ребят ещё в универах на 3-4 курсе. Главное не растерять их, а адекватно понимать в любой момент времени, сколько им дадут в других компаниях и предлагать хотя бы не меньше.

                                                                                              Многочисленные и частые командировки это, кстати, спорный плюс. Кому то нравится, кому то нет.

                                                                                              PS ни разу не электронщик, про диодный мост читал классе в 7-м и легко нарисовал бы его.
                                                                                              • +16
                                                                                                скорее не хватает силы воли выгонять бездельников

                                                                                                Не в силе воле проблема… Совсем не в силе воли… Исключительно вопрос формата финансирования.
                                                                                                • +4
                                                                                                  Согласен на все 100%. Сейчас пытаются подстроить образование под требования бизнеса и само по себе это стремление не плохо, НО у бизнеса горизонты планирования совершенно другие, нежели у государства и отдавать формирование важнейшего ресурса страны (человеческого капитала) бизнесу как минимум глупо, а местами очень опасно. Крупные компании, которые по сути напоминают мини-государства, и у которых горизонт планирования превышает 10 лет, давно имеют в своей структуре корпоративные университеты.

                                                                                                  Вы вдумайтесь (привожу реальные данные): два студента учатся в одной группе, сидят в одной аудитории, у них читает один и тот же преподаватель. Только один из них заплатил 120 тыр. за обучение в год, а за второго государство заплатило (Внимание!) 62 тыр. Как вы думаете, кто из них предпочтительнее? а у кого из них более высокий балл при поступлении?

                                                                                                  Нельзя вводить рыночные механизмы в образовании — образование процесс творческий.
                                                                                                  • +2
                                                                                                    Только один из них заплатил 120 тыр. за обучение в год, а за второго государство заплатило (Внимание!) 62 тыр.

                                                                                                    Минимальную стоимость контрактного обучения сейчас определяет не ВУЗ, а государство и такой разницы, на сколько мне известно, нет, либо специальность не техническая.

                                                                                                    В любом случае финансирование зависит от числа обучающихся, а не от их качества.
                                                                                                • +2
                                                                                                  К сожалению в электронике ЗП выпускника ВУЗа в разы меньше, а 100К это неплохая зп опытного сотрудника.

                                                                                                  Безусловно научиться всему можно самому и задача ВУЗа это заинтересовать учеников учиться, и дать им первоначальный опыт.
                                                                                                  • +8
                                                                                                    Да не заинтересует ВУЗ никогда учеников. Предприятия должны под свою опеку брать учеников и заинтересовывать денюшками… вот сейчас ты получишь 30т.р. у нас, а если будешь хорошо учиться и работать у нас, то будешь как Вася — твой наставник, который вчера закончил ВУЗ, получать 60к. и получишь ученика под опеку. А потом после двух лет работы ты уже не будешь возиться со стажёрами и будешь получать 150к. Вот и вся математика… заинтересовать… один из миллиона заинтересуется только знаниями в чистом виде…
                                                                                                    • +1
                                                                                                      И не только заинтересовывать, но и исполнять обязательства.
                                                                                                      Нам на базовой кафедре тоже обещали бешеные деньги платить после выпуска. По факту на практике 4го курса получал гораздо больше (в пересёте на рабочие дни), чем после выпуска, ну и не только я…
                                                                                                  • +5
                                                                                                    Зарплата у нас не 100к, но на мой взгляд не самая плохая. И дело не в том, что мне жалко денег или чего-то там еще. Понимаете ли, если выпускник вуза, нулевой, не имеющий опыта и знаний а лишь пытливый ум будет сразу получать 100к, то каковую Вы представляете себе тогда стоимость продуктов, лекарств, медицинских услуг и прочего? Вы понимаете, что в этом случае, себестоимость всех процессов (например промышленных) увеличится в разы! Поверьте, зарплата весьма достойная, и неплохой пакет бонусов. Все же мы службу формируем по западным образчикам. Но она должна состоять из специалистов. Замечу также, что по нашему опыту, первые полгода сотрудник лишь обучается, не генерируя реальной прибыли. С нашей стороны это чистая инвестиция, также как и весьма дорогостоящие стажировки за рубежом. Но лучшим индикатором рыночности зарплаты, конечно, является сам рынок и количество отзывов. Поверьте, их немало.
                                                                                                    • +25
                                                                                                      Тут проблема немного в другом. По опыту своего выпуска (2013 год) могу сказать. Есть три вида выпускников:
                                                                                                      — имеют пытливый ум, знания и опыт (работали с 3-4 курса). Хотят 100+ т.р. и многие получают
                                                                                                      — не имеют ни пытливого ума, ни знаний, ни опыта, в институте научились мало чему. Хотят любую цифру, но либо устраиваются на мизерную з.п. либо не могут найти работу вообще
                                                                                                      — в третью группу уходят все те, кто решили не связывать жизнь с полученной инженерной профессией, и получают самые разные зарплаты в зависимости от того, куда ушли. Таких где-то от трети до половины наверное, но эта группа нас не интересуют.

                                                                                                      Как видите тех самых «выпускник вуза, нулевой, не имеющий опыта и знаний а лишь пытливый ум» не существует вообще. Имея пытливый ум, можно уже на третьем курсе понять, что в институте тебя почти ничему не научат и начинать учиться на работе за любую ЗП, чтобы к окончанию иметь опыт и знания.
                                                                                                      • +14
                                                                                                        Дело говорите, не так давно закончил вуз и мои наблюдения полностью подтверждают ваши слова.
                                                                                                        • +5
                                                                                                          Согласен с вами полностью (выпуск 2012).
                                                                                                          Вот правда не было второй категории у нас. А из первой я не слышал про такие большие цифры)
                                                                                                          Считаю, что у инженера обязан быть опыт работы по завершении института. Без этого этого нет никакого смысла учиться.
                                                                                                          • +9
                                                                                                            При всем уважении, крайне трудно с 3 курса, где как раз начинаются специальные предметы, сочетать настоящую учебу (то есть углубленное, в том числе самостоятельное изучение материалов, поскольку в этом случае нагрузка и составит 8-10 часов в день, а не тупое отбывание в полусонном состоянии на лекциях и семинарах) с работой не по профилю. Понимаю, что современные студенты не виноваты в том, что в мое время на стипендию можно было жить, а сейчас нельзя, но оправдать появление недоучек нелегкое материальное положение не может.
                                                                                                            • +1
                                                                                                              Так, как я понял, речь идёт именно о работе по профилю или смежной специальности. У нас тоже очень многие работали на старших курсах, почти все по специальности. За счёт этого и интерес к учёбе поддерживался, и совершенно другой взгляд на изучаемый материал был, было понятно что и куда можно применить. Причём расписание на старших курсах было сильно прорежено, так что на пол-ставки было реально работать.
                                                                                                              Мне кажется работа по специальности в конце учёбы является обязательным условием для выпуска хорошего и уже готового к реальной работе специалиста. По идее для этого предназначены практики, но когда приходишь на предприятие на 1-2 месяца, чувствуешь себя чужеродным элементом, а когда там работаешь более-менее постоянно, пусть и на пол-ставки и в роли подмастерья, и у тебя уже есть реальные задачи — совсем другое дело.
                                                                                                              • +1
                                                                                                                Зато на 1-2 курсе есть куча гуманитарного говна которое схалявить не получится. Т.к. все эти социологи, психологи, историки и прочие преподаватели считают высшим приоритетом 100% посещение всех лекций и семинаров иначе получение зачета превращается в адовый многоходовый квест. Так что на первых двух курсах можно было бы забивать и работать, но не получается вообще. А вот дальше и предметов меньше и сдавать их проще.
                                                                                                                • +11
                                                                                                                  Беда не в наличии этих предметов, а в том, что их преподают из рук вон плохо. А надо бы — для «инженерного кругозора». Я за все время обучения в питерском политехе помню лишь одного преподователя (Краузе, если кто помнит-знает) гуманитарных дисциплин, которого было интересно слушать. И зал у него был полный, несмотря на то, что никаких списков присутствия там не велось. Ну а заявлять «Я вашего Канта на кию вертел» — не очень умно, особенно для инженера.
                                                                                                                  • +2
                                                                                                                    Вот-вот, сижу сейчас и думаю — каким бы я идиотом был бы, если бы совсем забил на все эти дисциплины. И очень жаль, что их преподают те же люди, которые читали научный коммунизм и прочую ахинею: то они читали бред и читали его кое-как, а теперь вроде бы перепрофилировались, но читают по-прежнему кое-как.
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      Вы не стали идиотом потому, что ходили на предметы которые отвратительно преподавались или потому, что тема вам была в принципе интересна и вы сами копали под нее?
                                                                                                                      • +4
                                                                                                                        Потому, что я имею хотя бы общее представление о вопросах, которые там обсуждались. Если бы преподавались нормально, возможно, я бы имел более внятное представление, и не путал бы Гоголя с Гегелем (образно говоря). А то сейчас я о роли искусства и понимании, чем оно вообще от ремесла отличается, только годам к тридцати понял, а по-хорошему это уже лет в двадцать нужно понимать.

                                                                                                                        Короче, преподавать их надо, обязательно и в общей программе, никаких факультативов. И хорошо преподавать, а не тупо читать лекции под запись. И конечно не забывать, что студенты — инженеры, и это не их профильные предметы, не делать из философии культа.
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Исходить надо из реальных условий. Когда что-то утыкается в личные качества преподавателя, то это крайне хреновая система для массового обучения. Т.к. хороших преподавателей найти еще надо, кому то повезет, кому то нет.

                                                                                                                          В 99% это тупо лекции под запись, что есть говно и бессмысленная потеря времени. И нет особо никаких подвижек в текущей системе, чтобы это изменилось.
                                                                                                                          • +1
                                                                                                                            Ну, когда преподаватель (из года в год) петросянит, что график называется неприличным словом ВАХ, что, это очень хорошая лекция по электронике? А при этом он запирает входную дверь в аудиторию, «чтобы опоздавшие не отвлекали». Тупейшее петросянство, по-моему, отвлекает от лекции больше, чем опоздавшие.

                                                                                                                            Я имел ввиду не личные качества преподавателя, а качество программы обучения. Сейчас гуманитарные программы — отстой.
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      Они интересные, но сделали бы их необязательным факультативом и все было бы ок. К интересным преподавателям ходили бы сами, а ко всяким клоунам с завышенным ЧСВ нет.
                                                                                                                      • +3
                                                                                                                        Почему именно их? Математика в том виде, как нам ее преподавали принесла не сильно больше пользы. А то и меньше. Тоже отменим?
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          В том виде в каком она идет в техвузах КПД ее, в пересчете на затраченное время, ничуть не выше чем у философии какой. А то и ниже.
                                                                                                                          • –1
                                                                                                                            Во-во. Из всего обилия математики (в том числе дифуры н-ного порядка) мне запомнились только ряды Фурье. И то, только потому что позже они использовались позже в ОТЦ в РЕАЛЬНЫХ расчетах. А по всем остальным темам были лишь абстрактные примеры и упраженения.
                                                                                                                    • –1
                                                                                                                      Согласен. Дело даже не в гуманитарном говне, а в количеств откровенного мусора, что-то устарело, что-то всегда было не акутальным, какой-то препод не знает то что должен читает, читает то что знает. В итоге процес обучения на электронщика, который в нормальных странах ограничен 4мя годами, у на растягивается на 6 лет бесполезной, гадкой и демонтирующей тягомотины.

                                                                                                                      Я согласен что человек с высшим образованием должен быть эрудирован не только в области своей специальности, но если у этих бакланов не получается вбить в голову, что такое диодный мост, может тогда забить на политологию, социологию и ВАЛЕОЛОГИЮ, ядрена кочерыжка.
                                                                                                                      • +3
                                                                                                                        О! Давайте еще поговорим про валеологию или про более простой вариант — физкультуру. Несмотря на кучу затрачиваемого еще со школы времени, самого понятитя «физическая культура» привить у нас так и не могут. Вот через козла сигать или мяч гонять — да. А объяснить что такое человеческое тело, как его развивать, умело пользоваться и не свести в гроб на зере пенсии — хрен. Может где и есть мудрые преподаватели, но я про таких не слышал.
                                                                                                                        • +2
                                                                                                                          Физкультура, дааа. Куча народу даже и не задумывается о том, как устроено это слово. И путает физкультутру и спорт (вот жена моя путает, хотя вроде бы уже отучил).
                                                                                                                  • +1
                                                                                                                    Выпуск 11 года, полностью солидарен, именно так дела и обстоят.
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      Согласен с вашей классификацией студентов. Подтверждаю (на основе наблюдения за универом, где я учился), что почти все толковые ребята к старшим курсам уже имеют практический опыт работы (а некоторые и вовсе забивают болт на учёту и работают на полный день). Крайне редко бывает, что талантливый студент получает диплом, не будучи трудоустроенным (хотя всё же бывает).

                                                                                                                      Однако, с тезисом «в институте почти ничему не научат» не соглашусь. Зависит от ВУЗа. У нас на старших курсах вели молодые преподаватели, которые имели опыт в своих предметах и хорошо в них разбирались.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        выпуск 2005 года, полностью поддерживаю разделение студентов на категории
                                                                                                                        у нас наоборот, преподаватели были старшего поколения, с пониманием относились к возможным прогулам [если студент уже работал по специальности]. многие из них говорили: «ваша специальность одна из наиболее динамично развивающихся, те знания, которые мы вам сегодня даем к окончанию университета устареют», постоянно призывали к самообучению
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Если талантливый студент получает свой красный диплом, не будучи трудоустроенным, он с большой вероятностью ботан, не ориентирующийся в рынке труда вообще, и даже если случайно наткнется на вакансию на hh, скорее всего не откликнется.
                                                                                                                          Лучше уж бумажные объявления в вузах повесить или на их локальных форумах написать (в рассчете на прогульщиков — можно и в сентябре).
                                                                                                                          Кроме того, частые командировки плохо соотносятся с талантливым нетрудоустроенным выпускником (читай ботаном, тихоней и домоседом).
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Согласен полностью с Вашим наблюдением о пытливых умах. Выпуск 11 года.