Пользователь
0,0
рейтинг
6 сентября 2014 в 02:42

Администрирование → Оператор связи. 12 лет эволюции



Этот опус является вольным творчеством на тему как нашего собственного (с 2002 года) опыта в сфере предоставления услуг связи (в основном интернет-доступа), так и опытом многих других компаний из других городов и стран, с которыми нам довелось общаться. Часть событий вымышленная, часть – нет.

Вместо предисловия:
Интернет стал неотъемлемой частью жизни огромного количества населения ex-USSR-пространства. Уровень компьютерной грамотности населения за последние 10 лет значительно вырос. Во многом это связано со снижением стоимости компьютерной техники, что позволяет иметь дома 2-3-4 компьютера и никто не остаётся обиженным. Однако, входя в любимые «Одноклассники», практически никто из людей не размышляет о том, как это функционирует, как обеспечивается и мало кто знает и помнит как это всё появлялось…


2002. Лиха беда начало


Парень, ты решил, что за широкополосным интернетом – будущее!? В твоём родном городе есть только пара компаний, которая предоставляет dial-up-интернет. Это медленно, неудобно (постоянно занят телефон) и дорого. Но ведь есть технология, которая позволяет включать компьютеры людей в единую сеть и внутри её давать доступ в интернет! С огромной скоростью! Ты сейчас практически безработный с кучей свободного времени.

Дома у тебя есть интернет. Ты поставил себе радио-интернет и получаешь сумасшедшие 128кбит/с. Это стоит дорого. Очень дорого. В долларах. Хорошо, что удалось бартером сделать этим ребятам пару сайтов и дать их рекламу на телеканале по знакомству.
Ты проводишь изучения потребительского спроса в своём городе. Печатаешь объявления, в которых расхваливаешь преимущества новых малопонятных вещей и расклеиваешь по разным районам. Собирая статистику обращений с разных районов – становится понятно, где стоит начинать постройку своей «сети». У тебя есть первые заявки.

Заняв у своей девушки денег, ты едешь в соседний областной центр в маршрутке и везёшь обратно, придерживая ногами, 300-метровую бухту UTP-кабеля. Медного. В твоём городе его не продают. Там же удалось купить «обжимку» и «джеков».
Привлекая соседа ты подключаешь первых двух абонентов. Стоимость подключения: 60 долларов. За 20 долларов в месяц ты им даешь сумасшедшие 100 Мбайт на скорости 32 кбит/с. Это очень много, учитывая то, что средняя страница в интернете весит 40-60 КБ. Аудиокомпозиций практически нет. Видео? Не смешите меня. В рунете практически нечего делать. Твои абоненты тоже не совсем понимают зачем им это, но это круто и модно.

Биллинг под Windows 2000. «Биллинг»…. раньше и слова такого никто не знал. Но это почти настоящий биллинг, который умеет что-то. У тебя есть сайт и на нём есть форум. Уже неплохо.

2003. Кто первый встал – того и тапки


Вместе со своим соседом ты ползаешь в голубином помёте по чердакам «пятихаток», «девятин» и «четвернух» и включаешь новых абонентов. Жильцы смотрят на тебя с интересом, задают много вопросов, помогают решать проблемы и сами хотят подключиться. За тобой ходят председатели кооперативных домов с просьбой о подключении интернета в их доме. Краем глаза ты начинаешь замечать странных людей на крышах со схожими с тобой повадками. У тебя появились конкуренты.
Включения только с крыши. По подъезду просто невозможно кидать кабеля. Все слаботочные каналы забиты мусором и окурками еще в 80-е годы. С крыши на крышу идёт такой же UTP-кабель, который подмотан проволокой к стальному тросу, что ты закрепляешь между домами. Конечно кабель перетирается, его жгут горелками кровельщики и на него падают деревья. Но ты же не первый день работаешь. Ты берёшь два куска кабеля, паяльник и на крыше в лютый мороз – паяешь жилы кабелей между собой. На крыше валяются на полу твои коммутаторы. Обычные 5-ти и 8-ми портовые «шурики», «клавесины», «длинки». Их купить тоже непросто и нужно заказывать.

Твоя сеть понемногу растёт. У тебя уже 200 абонентов. Ты начинаешь создавать сетку тарифов. Вводишь безлитные тарифы на скорости 64 и 128кбит/с. Ты ведь взял канал у вышестоящего провайдера в 2Мбита! Начинает шевелиться какая-то копейка. Очень неудобно, что твоя сеть разрознена и находится в разных микрорайонах, которые пришлось соединить отдельными радиоканалами, что сходятся к твоему провайдеру. А это тоже затраты.

В сети ты начинаешь вводить какие-то сервисы. Внутренний видеоархив (друг с базара начинает тебе давать CD-диски, фильмы с которых ты заливаешь на свой компьютер), игровой сервер Counter Strike, статические страницы с флеш-играми

2004. Плохо быть бестолковым


Оказывается не обязательно паять кабель. Скрутка очень даже ничего. Главное хорошо изолентой замотать, чтобы вода не затекала. Удалось достать немного военного кабеля-«пэшки». Благодаря ему удаётся подключать дома, которые стоят на расстоянии 150-200 метров друг от друга, что ранее было невозможно.

Начинает помирать тот биллинг для Windows, который должен был умереть еще раньше, но чудом дотянул до 300 абонентов. Ты ничего не понимаешь в Unix, поэтому находится другой биллинг под Windows, который ты, скрепя сердцем, покупаешь за не так давно появившиеся WebMoney. Платить деньги за софт?! Уму непостижимо!

У тебя появляется ещё два работника. Это удобно. Ты платишь каждому по 5 долларов в день и теперь они лазят по крышам и кидают кабеля. Ты можешь наконец-то сидеть в комнатушке, которую снял под «офис», следить за работой сети (ещё практически не существует средств мониторинга) и принимать оплату от абонентов, которые просто ногами приносят к тебе деньги.

Новое веяние. Обмен магнет-ссылками. DC. Ты поднимаешь этот сервис. Наконец-то абоненты могут обмениваться файлами внутри твоей сети на большой скорости, а не «укладывать» твой исходящий интернет-канал, которого, честно говоря, не хватает. Но на большее у тебя просто нет денег. Ты проводишь акцию и предлагаешь абонентам скинуться на приобретение новых винчестеров для видеоархива. Это немало, но многие соглашаются. Абоненты понемногу формируются в комьюнити. Они собираются на встречи, активно общаются в твоём форуме. Для большинства – интернет в новинку. Тебе стабильно приносят пиво.

2005. Жребий брошен


Ты берешь два кредита в банке и покупаешь новый сервер и ноутбук. Выплачивать их ты будешь весь год, но оно того стоило. У тебя появляется острая нелюбовь весны и осени. Потому-что грозы. Из-за гроз (наводка на кабель) у тебя сгорают коммутаторы. Сгорают десятками. А достать новые зачастую негде и не за что. В итоге простаивают по 5-7 дней некоторые куски сети. Недовольства абонентов. Хорошо хоть и у конкурентов такая же беда. Гораздо хуже, когда коммутатор не сгорает, но начинает «флудить» и гонит сетевой мусор, забивая канал связи. Искать его можно неделями.
Много абонентов рассчитываются с тобой за интернет «бартером». Кто-то даёт тебе карточки пополнения мобильной связи, кто-то джинсы на базаре, кто-то некоторое сетевое оборудование, а студенты не прочь летом объявления поклеить или покидать кабеля. Где-то недалеко мелькает призрак коммунизма, где для жизни не нужны деньги.

2006. Ёж – птица гордая


С тобой перестаёт общаться твой друг с базара, который торговал дисками. Его бизнес рушится. Весь район качает фильмы из интернета.
Оптика. Новое непонятное слово. Ты покупаешь барабан (1000 метров) волоконно-оптического кабеля и по снегу катишь его от службы доставки к прицепу. Наконец ты сможешь соединить свои разрозненные кусочки сети воедино. Там где невозможно было подключить дома между собой напрямую (не позволяло ограничение по длине) – там, наконец, ты положишь оптику. Хотя удовольствие не из дешёвых, ведь требуется ещё и оборудование.
У тебя появляется бухгалтер. Требуется хоть как-то сводить концы с концами в бумагах.

2007. Продавали – веселились


Твоя сеть растёт и процветает. Разменял 1000 абонентов. У тебя уже работает 10 человек и 2-3 машины. В день включается до 20 новых абонентов. Ты уже знаешь какие месяца в году самые «жирные», а когда будет «туго». Ты понимаешь структуру своих доходов и расходов.
Ты вводишь новые сервисы в сети. Интернет-телевидение – два десятка каналов, которые можно смотреть прямо на компьютере. Круто!
Ты уже покупаешь крупными партиями новое хорошее оборудование. Старые коммутаторы не выбрасываются, а заботливо будут поставлены на новые точки. Ты ещё ведь не все дома охватил своим вниманием.
На рынке появляется новое оборудования – для радиоинтернета. Это интересно. Можно охватить отдалённые участки. Для начала на левых каналах и, конечно же, без разрешений ты запускаешь радиосвязь. Совсем недурно, хотя и возникают новые неизвестные особенности.

2008. Чем дальше в лес – тем толще партизаны


В городе появляется крупный конкурент. Он работает по всей стране, а теперь влез и в твой город. Новые технологии. Всё на оптике. На узлах связи только управляемое оборудование. Самое плохое – это очень низкие тарифы. Очень. Конкуренту то что? У него практически неограниченный входящий канал, а тебе приходится за канал (которого не хватает) платить уже 4 тысячи долларов. Но в разговорах с абонентами становится понятно, что никуда они не сбегут. Им нравится здесь. Но к конкуренту подключаются новые абоненты, ведь у людей всё больше появляется компьютеров. Эти новые абоненты … они … не такие…. они не знают что такое сетевой форум, они не понимают удовольствия от общения с другими абонентами сети, не заводили на встречах новых друзей…. Для них интернет – это просто средство получения информации, скачивания музыки и рефератов.
На тебя начинают коситься председатели кооперативных домов. Конкурент, оказывается, начал платить им деньги за аренду или давать лично бесплатный интернет. Твоим «мандражёраммонтажёрам» перестают давать ключи от крыши. Все начинают хотеть денег.

2009. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью


У тебя уже работает 25 человек. У тебя есть целый системный администратор и есть круглосуточный человек на телефоне. Ты, в принципе, можешь уже ничего не делать и заниматься приятным времяпрепровождением. Но пока не выходит. Многое ещё не работает само по себе. Твои бездельники могут ходить друг за другом, дважды переться на один и тот же ремонт и в таком духе. Организация хромает.
Вообще кадры – это беда. Ты им платишь 10 долларов в день. Но кто они? Студенты на летних каникулах… ПТУшники-планокуры… кто-то бурит отверстие для кабеля в стенке и роняет плазменный телевизор абонента, кого-то ловит милиция за былые заслуги. Такое впечатление, что они тормозин пьют каждый день. Дефицит кадров. Да и неоткуда им взяться.
Ты выгоняешь своего сотрудника, который проворовался. Ведь абоненты продолжают нести деньги к тебе в офис наличными.

Конкуренция. Как грибы после дождя. Вроде уже и нет места под солнцем, но все ринулись в этот бизнес. С деньгами. Хорошо, часть загнётся, так нормально и не развернувшись.
Процветает воровство. Кто-то ворует твои коммутаторы. Активно. Бомжи режут медные кабеля. Жгут их и выплавляют медь. Раньше кража коммутаторов не имела смысла – их некуда было девать. А сейчас желающих много. Ты активно начинаешь покупать ящики, ведь ранее твои коммутаторы просто валялись на полу. Правда ящики тоже ломают.

Новая эпоха. Несмотря на то, что ты только купил новый мощный сервер — твой биллинг под Windows умер. Коллеги-сетевики, слушая тебя, тянут глаза на лоб – как вообще этот биллинг дожил до твоего количества абонентов. Твой сис.админ ставит FreeBSD и биллинг под него. Ты потихоньку начинаешь учить Linux.

2010. Крыша есть, ума не надо


Твой первый обыск. А как ты хотел? Ленин завещал делиться! Конечно, для тебя это шок. Разумеется ты не был девственно законопослушен, но к возможности наездов относился весьма легкомысленно.
Дальнейшие события проходят как в страшном сне. Хотя в целом всё выглядит неплохо… Если не трезветь. Постановления о возбуждении уголовных дел, выемка оборудования (у тебя же всё стоит в одном месте – тебе же так было удобнее), ещё обыски. Попытки восстановить работу сети…. Конкуренты не дремлют и пока ты пытаешься что-то сделать переключают по 50-70 абонентов в день. ТВОИХ абонентов. Наконец ты «решаешь» свои проблемы, но ты откинут почти на 2 года назад в развитии. Это печально. Почти всех сотрудников выгоняешь. Никому веры нет. Зато вместо украденного оборудования и порезанных линий ты ставишь новое. Оно будет работать более надёжно, чем восьмилетнее старое.
Новшество – терминалы оплаты. Можно убрать нескончаемый поток абонентов в офис, которые несут деньги. Убрать риски. Заключаешь договор с платежной системой и деньги начинают капать тебе на текущий счёт в банке. Это мило, но возникают нюансы налогообложения.

2011. Бороться и искать. Найти и перепрятать


Абоненты совсем рехнулись. Все тянутся за огромными цифрами в рекламе. Все хотят иметь интернет 100Мбит/с. Зачем? Они не понимают, что у 90% из них все узкие места не позволят принять более 50Мбит/с, которые им тоже не нужны. Скачать фильм? Не за 5 минут, а за 2? Текущая средняя потребность абонента в интернете не превышает 5-7 Мбит/с, но маркетинг такой маркетинг….

Новшество – тянуться по крышам, видите ли, не комильфо. Уходим с крыш в подвалы. Раньше отбивались от летучих мышей на чердаках – теперь от крыс и туч блох и комаров. Уже можно что-то решать с арендой подземных кабельных каналов. В подъездах начинаете бурить перекрытия и ставить стояки. Конечно, не везде это проходит гладко. И с топорами гоняют твоих ребят и собак спускают. «Задрали вы со своим интернетом! Кому он нужен?!» заявляют жильцы. Они вешают новые замки и не дают ключи. Не пускают в подъезды. У тебя много конкурентов, у которых сотрудники в несколько раз хуже чем твои. Жильцам всё равно – они видят только бардак, мусор, мат и ржание.

Частный сектор. Все эти огромные площади одноэтажной застройки, до которого никому никогда не было дела. Но сегодня, когда на каждом многоэтажном доме по 7 провайдеров – все начинают пытаться заработать денег в диких землях. Там гораздо выше затраты на строительство, но и выше средний доход с абонента. Да и заплатив относительно высокую цену за включение – абонент уже вряд ли куда-то переключится.
На некоторых крышах в закутках твои сотрудники находят чьи-то старые коммутаторы. Память о конкурентах, которых уже как несколько лет нет. На удивление – эти коммутаторы еще работают. Они запитаны левыми путями к электричеству и из них торчат неработающие абонентские кабеля.

2012. Приключения продолжаются


Десять лет. Чёрт побери, парень – ты запустил эту сеть целых десять лет назад! Накрыв поляну, в коллективе вы вспоминаете былое, делитесь профессиональными секретами с новичками, строите планы. Сколько было уникальных случаев, которые и на голову не натянешь. Сняв ночной клуб, вы зовёте всех абонентов и проводите вечеринку. Приходит много старых знакомых. Это одни из первых абонентов. Ты слегка пьян, счастлив и чувствуешь, что это и есть семья.

2014. Эпилог


Ты многое сделал и многое понял. Ты знаешь, что почём в этой жизни. Знаешь цену дружбы, предательства и человеческой подлости. Иногда улыбаешься, вспоминая свои начинания, ошибки, достижения. Ты знаешь всех кого нужно, все знают тебя. Твоя компания уже имеет не один офис. Ты раскинул свои сети на огромной территории. Ежедневно десятки тысяч абонентов включая компьютер и уходя в другую реальность не подозревают, что именно ты и такие как ты сделали информационный рывок в своей стране.
У тебя работают высококлассные специалисты. Кого-то ты вырастил и отобрал сам, кого-то привлёк со стороны. В твоей компании, в большинстве своём, используется современное и надёжное оборудование. Открыто несколько предприятий, между которыми разнесены абоненты, денежные потоки и ответственность. Где находится «ядро» — твоя серверная — знает только несколько доверенных лиц. Что-то распределено, что-то закопано, что-то там, где никто не сможет найти. Ты помнишь уроки и всегда готов к новым обыскам и наездам. Слово «диверсификация» для тебя не пустой звук. Ты выжил и двигаешься вперёд с гордо поднятой головой.

Вместо послесловия:
В 2007 году мы начали разработку программного обеспечения в первую очередь для себя, т.к. огромное количество процессов не было учтено и велось «на листочках». Уже в 2008 году мы начали продавать эти продукты другим операторам связи. На данный момент мы работаем с сотнями операторов в семи странах. К нам стекается огромное количество интересного опыта и полезной информации. Это настоящий кладезь сконцентрированных знаний, которые мы аккумулируем и делимся с нашими клиентами. Что-то из них можно будет объединить и выложить на Хабре.
@UserSide
карма
153,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Администрирование

Комментарии (108)

  • +12
    Просто нет слов… Прочитал на одном дыхании. Такая ностальгия захлестнула по нулевым.
  • +9
    В нашем городе большинство городских сетей были куплены крупными операторами.Так что возможен вариант «2008. В городе появляется крупный конкурент. Покупает у тебя твою сеть».
    • +8
      Или «отжимает у тебя твою сеть пользуя свои связи и отправляя тебя на золотые прииски Крайнего севера», что в нашем городе (Омск) было чаще
    • 0
      а я «2007. Продавали – веселились» сначала так и подумал
  • +1
    Ностальгия. Во многом история схожа с «моим» провайдером.
    «Ты потихоньку начинаешь учить Linux» началось, правда, сильно раньше. А как у вас прошло «обучение»?
  • +7
    > Все хотят иметь интернет 100Мбит/с. Зачем?

    Вы же сами и написали: что бы фильм скачался с лостфильма, пока чайник закипает и пока котлетка не остыла.

    Вы до развешивания IP камер ещё не дошли? Это может быть новым средством заработка.
    • +1
      Эта статья не автобиографична в чистом виде. И IP-камеры были и многое что было ещё. Перечислять всё — не имеет смысла, иначе это сведётся к простому перечню через запятую всех технологий.
  • +3
    Романтика…
  • +5
    Прочитал на одном дыхании. Вы не хотели бы написать книгу об истории оператора связи? — взять эту статью и расширить.
    • +4
      История продолжается. Жизнь покажет.
      • +2
        Эххх… а вот моя история закончилась… Не выдержал конкуренции. Сеть предлагали купить, пытались отжать, но я хотел выстоять… Не вышло.
        Грустно конечно, но впечатления незабываемые.
    • 0
      К сожалению, эта книга довольно печальная. Один замечательный человек, светлая ему память, не смог выдержать всего этого.
  • +2
    Все было примерно так же, в меньших только масштабах. Но вконце концов надоели наши законы и различные контролирующие организации, постоянное «закручивание гаек». В общем продал бизнес и ушел в другую отрасль.
  • +1
    В нашем сразузамкадном городке всё начиналось с домашних сетей в 97-98 годах. Когда в этих сетях начал появляться интернет по радио, примерно в 2000-2001 году, там уже было по несколько сотен абонентов. Ну и дальше история похожа на описанную, но каждый этап на 3 года раньше происходил. Основное отличие — ещё до появления интернета в сетях уже было дофига чего: файлопомойки, игровые сервера, IRC чатик.

    Правда именно в нашей сети роутеры и первый биллинг крутились на OpenBSD, а в соседних локалочках на Linux. В 2002 пересели на UTM, потом прикупили UTM5, когда он вышел. Забавная конструкция получилась, когда я запустил Java Rhino консоль с подгруженным джарником нетаповской админки.
    • +1
      О! И как этот UTM, по вашим личным впечатлениям? Я так понимаю, сейчас у нетапа UTM6 в ходу.
      Сами ЛанБиллингом пользуемся. Есть косяки, но, в целом, работает хорошо.
      • +1
        Ответственно скажу, что для каждой цели есть свой инструмент. Ходовых биллингов около десятка и каждый из них разумно использовать для разных условий. Маленькой сети — не нужны монстры, а крупной сети уже недостаточен биллинг начального уровня, хоть он надежён и удобен.

        Поэтому сложно советовать где лучше подойдёт УТМ, а где ЛБ, не зная нюансов.
        • 0
          Ну так меня в конкретном (и похожих) случае и интересует.
          • 0
            Напишите в личку. Тут нужно знать некоторую внутреннюю информацию. К-во абонентов например, динамику роста. Незачем это выкладывать в паблик.
            • 0
              Интересует и информация, которую можно было бы и в паблик. Общие впечатления, занятные случаи связанные с билинговой системой. Что нравится/не нравится и что бы вы сами поменяли. Как происходил процесс перехода на УТМ, а потом на УТМ5.
              Но, конечно, не всю информацию стоит в паблик)
              • 0
                Ну мы взаимодействуем с разными биллинговыми системами и указывать на преимущества и недостатки какой-то конкретной системы было бы неправильно.
                Просто — личное убеждение, что для каждого уровня развития — нужен свой инструмент.
      • 0
        Не помню деталей уже, давно дело было, почти 10 лет прошло. Кажется, админка утм5 очень плохо подходила для массовых операций. И радиус глючный был.
        • 0
          UTM5 уже давно отлажен и объезжен. Именно благодаря распространённости и массовости удалось выявить множество мелких багов и исправить их.
          Для оператора связи в 1500-10000 абонентов — это очень хорошее решение на данный момент. Очень хорошее.
  • +6
    Ха! Вспомнил как в 2004 подключился к своему провайдеру, офис которого располагался у него в квартире. Абоненты приносили деньги к нему домой.
    1мб=1руб! Было же время ё-маё! Про «флудящие» коммутаторы и недельные пребывания без инета когда в твоей подсети 5 человек и вы общаетесь в vypress chat.
    Всего 10 лет прошло а как будто это было в прошлой жизни.
    • 0
      У нас тоже был Vypress Chat. Даже кто-то покупал. Правда, со временем полностью заменился DC.
      Правда, VC реально было использовать только по сегментам, для крупных сетей он непригоден. Да и, учитывая существующие бесплатные альтернативы без всплывающих окошек с просьбой о покупке, не особо нужен и в малких. Кстати, удивился что последняя версия вышла не так давно (3 года назад) и ещё продаётся.
      Вообще, по этой теме всегда есть о чём поговорить)
      • +1
        хыы… у нас в общаге был ломаный вайпресс. В те времена на всю общагу была одна /16 и один роутер (он же сервер всего)
        P.S. До сих пор вспоминаю с ностальгией многоадрески с предложениями доты/контры и тыды))
        • 0
          Он у всех был. Но некоторые покупали, некоторые забивали. А потом уже необходимость отпала. И DC особо не нужен, на самом деле, хоть и держится до сих пор.
          • +1
            DC держится в основном за счет комбинации чата и довольно удобного поиска. Хотя мне, например, гораздо больше нравятся локальные торрент-трекеры.
            • +1
              Когда-то мы писали движок Magneto для обмена магнет-ссылками. Бесплатный. Он хорошо разошёлся. Что-то около 3 тысяч инсталляций по 15 странам. В целом больше миллиона пользователей на них было зарегистрировано.
              Однако, когда начали прессовать за пиратский контент, то мы понемногу прекратили его разработку.
              Хотя ресурсы на нашем движке работают и поныне.
              • 0
                Имхо, время DC прошло, как и время IRC. И даже время торрентов потихоньку проходит, кмк. Сейчас начинают рулить социальные сети (и видео там же) и потоковые сервисы. Насколько они легальны — вопрос вторичный. Но огромный плюс — что не надо ждать, не надо париться насчет плееров, платформы, места на диске… с упрощением доступа в сеть (в т.ч. и через мобильные сети) все меньше будет желающих пользоваться торрентами и чем-либо еще
                • 0
                  Самое забавное что желанный нелегальный контент с развитием социальных сетей всё легче получить, но так же и легче закрыть к нему доступ.
                  PS А некоторые клиенты, с кончившимся почти в ноль месте на системных дисках, до сих пор жалуются что у них видео в ВК проигрывается немного и замирает. Как всегда, наверное, на самом интересном.
    • 0
      А у нас SEChat был, именно на нём учился редактировать ресурсы ехешников, менял смайлики, лого. А потом сеть расширилась, и УТП-пакеты уже мешали, тогда перешли на vypress. Платили даже за сервер.
  • 0
    Хех… ностальгия, аднака) Я в этот «поток» в качестве админа пришел только году в 2010, не имея практически никакого понятия о работе сети. Зато теперь понимаю, что сеть — это жизнь))

    Спасибо вам, ждем новых статей!
    • 0
      Стоит отметить еще, что начинал я далеком Хабаровске, в небольшом провайдере. Про слово BGP мы узнали только году в 2011. Во многие части города был транспорт через IPVPN, где-то были «левые» радиоканалы, а в паре мест между домами до сих пор держалась пэшка.
      Вовсю бодались с федеральными операторами, которые не жалели денег в развитие новых территорий (и оплата аплинка еще не самая большая статья их расходов, по сравнению с существующими «пионэрами»)

      Когда через год я переехал в Питер, то скачок в технологиях был ошеломляющий.
      • +1
        Учитывая ваш опыт и текущее место работы, вам точно есть о чём рассказать)
        (Статей от вас мало, хочется побольше)
        • +1
          Сейчас пишу еще одну про Juniper SRX. А о чем еще хотели бы почитать?
          • 0
            Собственно разница очень заметна. Когда разговариваешь с администраторами и сетевиками из Хабаровска, Питера, Калининграда, Минска, из Армении, Азербайджана, Киргизии, Болгарии…
            Подмечаешь интересные нюансы, местные особенности. У каждого есть что рассказать.
            • 0
              Угу. Например, сеть в соседнем Владивостоке гораздо более развита, чем в Ха. Уже на тот момент там были тарифы со скоростью раза так в полтора выше, чем у нас. А все почему? Потому что город скученный, расстояния небольшие. Тот же Хабаровск чудовищно вытянут в длину, в итоге тянуться из района в район получалось крайне дорого. Возможно, были и еще причины — потому что в то же время (2011, напомню, год) в соседнем Благовещенске и Биробиджане успешно продавали анлимы на 512кбит/с где-то за 500 или больше рублей. При практически полном отсутствии конкурентов у Ростелекома (тогда еще Дальсвязи)

              Рассказать есть про что, да :)
              • 0
                О дааа… Дальгрязь… Как много, для сердца дальневосточного в этом имени… «Ваш звонок очень важен для нас», и так 20 минут в телефоне, при попытке дозвониться в ТП, которая ещё и работала только в рабочее время, а на проводе тётеньки, которые там работают последние 40 лет, и любая проблема начиналась со слов «пробовали перезагрузить модем? а компьютер?»
  • +8
    Из этого рассказа получился бы замечательный фильм. И он был бы не просто про «местного провайдера» он был бы про смену эпохи.
    • +2
      «Социальная сеть» по-русски?)
      • +1
        «Локальная сеть»
    • –3
      идея отличная! жаль, нет кармы плюсануть.
      • 0
        Ох, зря вы это сказали.
    • 0
      Книга наподобие Младшего Брата отличная бы вышла. С местным колоритом бестселлером была бы.
  • 0
    Присоединился к такому же провайдеру в 2004 сначала как абонент, а потом как сотрудник, поэтому все так знакомо и слезу уронить хочется :) И благодаря так называемым поинтовкам и irc даже повстречал свою любимую жену. Старички наши кстати все так же общаются в irc, когда то с сотнями людей на канале, а нынче со скачущим перекати-полем.
    • 0
      Имхо, клиенты — это один из вполне реальных источников пополнения штата небольших провайдеров. Идут сначала в монтажники и саппорт, оттуда (редко, правда) в админы. Кто-то начинает строить сети сам (и таких знаю), посмотрев на чужой опыт.
      • 0
        Ну я сайтописателем работал, хотя разок даже на чердак лазил, гигабит мне в квартиру подключали… да и такие ништячки у работников могли быть =)
        • 0
          Гигабитом «для своих» никого не удивишь, я думаю ;) Есть еще бесплатный инет (тоже как-бы само собой) и выделенные радиолинки, если в твоем доме любимого провайдера нет
  • +3
    Мда. В Москве уже почти не осталось маленьких провайдеров. По крайней мере их число гораздо ниже. Всех мелких поскупали более крупные. Первую сеть, которая у меня в доме появилась, аж два раза купили и уже абсолютно ничего не осталось от исходного провайдера, кроме абонентского провода, который на многих этажах покромсан монтажниками-халявщиками, использующих свободные пары.
    Недавно инспектировал провод до соседа (провод между прочим был частный и используется для небольшой домовой сети), так на каждом этаже с ним что-то делали, пришлось восстанавливать.
    Да и сам когда-то монтажил, как-то был клиент на 1 этаже в 9 этажке в будни летом. На некоторых этажах была только 1 квартира, т.к. все квартиры были объединены в 1 и доступа к щитку не было, как и самих владельцев на почти 4 этажах подряд. Приходилось резать чужой кабель, вытягивать им новый, потом возвращать обратно и делать скрутку. Свободные пары я принципиально не юзал и прокладывал всегда новый провод.
  • +3
    Резервная копия биллинга на ноутбуке замдиректора. Если вдруг «сервер» упадет, то перезагрузишь ноутбук со второго раздела и включишь вместо сервера.
    • +3
      Однажды пришлось поднимать работу сети выкинув из схемы центральный сервер и настроив маршрутизацию на D-Link DIR-300. Ну не было вообще ничего другого под рукой.
      Было тогда что-то около 2500 абонентов.
      Роутер честно продержался секунд 15 и умер наглухо. Пришлось решать иначе…
      • +2
        Таки комп директора подключили?)
      • 0
        У нас одно время «ядром» был DES-1226G. Но было это давно и неправда ;)
  • +3
    Кабель на КДПВ хреново обжат. Надо центральный зажим за общую изоляцию, а не за жилы.
  • +1
    >> Удалось достать немного военного кабеля-«пэшки».
    >> Благодаря ему удаётся подключать дома, которые стоят на расстоянии 150-200 метров друг от друга, что ранее было невозможно.

    Что за кабель такой сказочный?
    • +1
      Видимо экранированный. Мы таким на ~250м тянули.
    • +3
      • 0
        Ясно, спасибо!
        • 0
          Тут кому как повезёт. И какие будут коммутаторы. Была знатная серия коммутаторов Surecom — на них можно было по обычной меди запуститься при длине 130 метров. А на многих и 90 метров отказывалось работать.
          Ну а «пэшка», конечно, вещь.
          • +1
            У нас на хорошей «обеднёнке» на 100 мегабитах поднимались и без проблем, пока кабели не порезали, пара клиентов в длииинном доме — так получилось, оба клиента на расстоянии около 200 метров (190 и 215, записано у нас) от узла с DES-3526 (А до этого Allied Telesis был). Когда я пришёл в компанию, они уже года полтора как работали и не жаловались. Правда, кабели шли вдали от электрики, а у клиентов, похоже, присутствовали хорошие сетевухи. Но больше на таком расстоянии на 100 Мб клиенты заводиться отказывались (есть парочка на 10 Мб, которым больше не нужно будет, наверное, никогда).
            А так, конечно, больше 100 с небольшим метров от узла до абонента бывает крайне редко.
    • +4
      (ворчливо) Вот и выросло поколение не знающее П-296…
      • +1
        Многие просто не сталкивались или не помнят как он правильно называется. Стоит сказать, что это не единственный такой кабель, но самый распространённый. При большом желании купить вполне можно. Про П-296/П-270 уже, кажется, писали на хабре, но сходу не нашёл.
        У нас где-то осталось несколько сотен протянутых метров (сейчас не используется)
      • 0
        Никогда вплотную не сталкивался с этой проблемой, но еще с конца 90-х в голове почему-то сидит «витая пара» и «300 метров максимум».
        Теперь я запомню «100 метров максимум или особый кабель для 250» :)
        • 0
          Если витуха хорошая, то на 10 мегабитах может и на 300 метрах работать. Если уж очень хорошая, а оборудование позволяет, то линк и на 100-ке подняться может при таком расстоянии. Правда, работать вряд ли будет, пока в 10-ку не перевести.
          • 0
            > Правда, работать вряд ли будет, пока в 10-ку не перевести.

            На 300 — хз, а вот где-то на 120-150 метров поднимали сотку по обычной витой паре в подвале. На одном конце был какой-то дешевый хаб (за давностью лет уже не помню модель), а на другом — комп. Работало только с сетевухами 3com / парой realtek (у нас их коробка всяких была, подбирали на месте), и то давало потери пакетов порядка 5-8 процентов.
            • 0
              Выше писал что у нас и на 200 метрах работало)
              habrahabr.ru/post/235837/#comment_7938423
              ~150 метров по чердаку (Вот кого дёрнуло почти узел в самый угол дома ставить?), потом с него до, кажется, 3-го этажа 9-ти этажного дома и ещё от щитка до компа абонента в дальнюю комнату. Я прифигел когда лично это увидел. Правда, после того как кабели порезали, пришлось скотчлоками участок наращивать и на сотке больше не поднималось без потерь, пришлось клиенту недельку на 10-ке пожить (при тогдашних тарифах это было не особо важно). Но клиент надыбал где-то ещё более… кхм… неприхотливую сетевуху, на которой всё снова завелось на сотке без потерь. Вот такая вот кул-стори.
            • 0
              а вот где-то на 120-150 метров поднимали сотку по обычной витой паре в подвале… Работало только с сетевухами 3com / парой realtek… потери пакетов порядка 5-8 процентов

              Это нельзя называть «работало», уж простите.
      • +1
        Из личного опыта (~2001-2002гг):
        на П270 заводилось (и работало потом года 3 до перехода на оптику) 300м на 100Мбит при использовании карт 3c905B
        на П296 заводилось 500м (бухта целиком) на 10Мбит, с обоих концов ставили 10Мбит хабы (еще с BNC разъемом). Связь отличная, без потерь (во всяком случае ping -i 0.1 -s 50000 потерь не выявил). При подключении обычного компа, даже на принудительном 10Мбит халф — линк не поднимался. Только через хабы (вроде были один длинк, другой компекс)
        К концам Пэшки витуху всегда припаивал, отрезки сантиметров по 30.
        Внешне у П270 жилы потолще и экран — фольга. А П296 потоньше, экран из медной проволоки.
  • +2
    Думал, что в Эпилоге вы разоритесь из-за крупных провайдеров и сейчас просто смотрите на десять лет своей жизни.
    Моё уважение вам.
    Особенно круто, что не гнушаетесь частным сектором.
    • +3
      Всегда будут и крупные и мелкие провайдеры. Крупные никогда не смогут дать например уровень сервиса и индивидуальный подход, а мелкие никогда не дадут такие низкие тарифы. Каждый абонент сам выбирает с кем ему быть — с красивыми или с умными.
      • +2
        Контактируем со многими-многими десятками провайдеров по всей стране (под подключение офисов). И интернет, и ОПМы для IPVPN. Вот честно — с крупными проблем куда меньше возникает (если только название крупного не начинается на «би» и не заканчивается на «лайн»). У мелких доходит до того, что приходится траблшутить их железо, чтобы поднять сервис, потому что на знающих людей у них денег обычно нет, а само железо абы какое и переполнено невероятными закидонами.
        • 0
          Я думал, это только мне так повезло с этой полосатой компанией… В остальном могу сказать, что с крупняками частенько вопросы решаются дольше из-за лишней бюрократии.
  • +3
    > Это очень много, учитывая то, что средняя страница в интернете весит 40-60 КБ. Аудиокомпозиций практически нет. Видео? Не смешите меня. В рунете практически нечего делать. Твои абоненты тоже не совсем понимают зачем им это, но это круто и модно.

    в 2002 году уже закрытся napster, а у нас вполне цвели mp3.int.ru, allofmp3. Да и видео у arjlover началось, кажется. Я к тому времени давно гигабайт на диалапе выкачивал и на 100мб за 20$ смотрел с недоумением.
    • +1
      Помнится был delit.net.
      Лично у меня был тариф 10 Мбайт вообще в месяц за сумму в 2 доллара. Я экономил несколько месяцев, чтобы была возможность скачать любимую песню из интернета.
      • 0
        Был, не помню, правда, был ли именно в 2002… Да и eDonkey уже был.
        В сентябре 2003 у меня безлимит на 128к появился, и тут же был круглосуточно забит фильмами.
        А до этого ночные безлимиты и другая мелкая эксплуатация диалапщиков.

        10 мб — это даже по 30к 10 страничек в день, как это «экономить»? Открыть почту, удалить письма непрочитанными? Нет, интернет таким быть не должен…
  • +5
    скрепя сердцем

    уж либо «скрипя сердцем» (возможно, аритмия), либо «скрепя сердце».
  • 0
    Я еще видел вариант «пара умных парней безо всего, но с огнем в глазах приходят к директору местной телефонной компании, который не слышал про интернет, и так зажигательно его знакомят с новым миром интернета, что тот дает им комнатушку-другую, денег на сервера и модемы, и пару стоек в неплохой аппаратной прямо на центральной АТС в его хозяйстве.» Реально, 30 модемов («Курьеры», кстати, которые, что не удивительно, линии держали как ни один из пулов у конкурентов). Скорость 33.6, callback для тех «счастливцев», кому с ним жилось лучше, биллинг «на коленке»…

    До сих пор не верится, но парни справились, развились (модемы и идущие к ним медные линии с rj11 на концах, конечно, работали не столь долго, скоро им на смену пришли циски 53 серии и потоки E1 — но утекшей в сеть инсайдерской фотографией этих модемов, со словами «вот как тот провайдер подключает клиентов» конкуренты долдго еще пытались пугать абонентов, агитируя за переход — все смеялись, но не уходили), и только много лет спустя оказались купленными одним из «больших игроков», который пришел в город, и которому было пофиг, кого купить, просто не хотелось расти в городе с нуля.
    • 0
      Что характерно — даже до сих пор — есть компании, углубившиеся в телефонию и не понимающие преимуществ интернета. И сейчас эти компании понемногу помирают, т.к. их владельцы не понимают — почему они должны сейчас вкладывать деньги в развитие компании?! Зачем?! Ведь мы уже когда-то вкладывали деньги!!!
      • 0
        Да действительно. Они же один раз уже вложились — зачем вкладываться еще раз? Оно ведь работает…
        • 0
          На данный момент — в базарный день — стоимость продажи оператора связи составляет 50-150 долларов за абонента. Цена варьируется от узаконения деятельности, объема разрешительной документации, условий работы и возможности роста.
          Продать 5000 абонентов по 100 долларов… Можно уезжать в Таиланд и не знать горя до конца дней своих.
          • 0
            Полмиллиона долларов это на самом деле немного. пусть даже 20 лямов в рублях. Минус налоги. Разделить на двоих-троих «отцов-основателей» (при этом обычно технари быстро отжимаются коммерсами в сторону с выплатой «отступных»). Итого имеем миллионов по 5-7 на брата. Которые обычно сразу же вкладываются в другой бизнес (или в недвижимость)
            • 0
              Разумеется. Но с 500К долларов жизнь гораздо веселее, чем без них.
              • 0
                с этим не поспоришь ;)
  • 0
    Интересно, у нас в городе все примерно так же развивалось, только вот все пионеры интернета вымерли или были поглощены федеральным монстрами, остался один местечковый провайдер, но и то только потому лишь что ориентирован на юр. лиц, а физики лишь в ряде удаленных районов куда он пришел первым.
    • 0
      В нашем городе, слава Богу, не всё так плохо. Более того, один из местных провайдеров на столько разросся, что уже развивается в близлежащих городах. И даже большим монстрам (МТС, Киевстар, Билайн) не удаётся его кардинально потеснить. Хотя в своё время этот провайдер тоже скупал более мелкие сети. Я даже имел «счастье» подключиться к одной из таких купленных сетей (точнее сказать, подключился я уже после покупки, но до её реорганизации) — интернет падал минимум раз в неделю. После модернизации подсети уже много лет всё работает, как часы.
  • 0
    В Москве конкуренция была жестокая. Например, один крупный провайдер, когда приходил в новый район, начинал резать чужие кабели. Или, чтобы протянуть через кабельный канал свой провод, отрезали чужую витуху, привязывали к ней свою и вытягивали на крышу.
    • 0
      Это не конкуренция, а банальный вандализм приправленный жадностью.
    • 0
      Я вас расстрою, но это и сейчас продолжается. Каких-нибудь лет пять назад на этом массово ловили одного не в меру наглого провайдера (***.ру), который весьма агрессивно приходил в новые города или районы.
      Сейчас так поступает РТ — ненуачо, канализация-то его. Типа. И не надо ничего в подъездах резать — все «не свои» кабели перерезаются, монтажные бригады в колодцы не допускается, а в это время по домам ходят вежливые мальчики и девочки и предлгают переключиться к РТ «бесплатно и вот прям завтра»
      • +1
        Ну вот… сотрудники ***.ру и РТ тут восхищённо читали статью, а потом добрались до вашего комментария)

        А если серьёзно, то в крупных (и не очень) городах до сих пор, бывает, сотрудники конкурентов кабели обрезают. Правда у нас, в Питере, в области покрытия нашего провайдера, такое, слава Линуксу, явление редкое. Чаще режут всякие нарики, жильцы, ремонтники, жильцы-нарики и жильцы-ремонтники. Но и то довольно редко.

        Радует что политика того же ***.ру поменялась, но не совсем радует как. Скупили парочку крупных провайдеров в городе и, тем самым, смогли-таки выйти на наш рынок с довольно значимой долей (со своим брендом как-то не срослось у ни х на наших просторах).
        • 0
          Купили они одного, но оочень крупного :) А методы у них полубандитские и остались — сначала «собираются» подписи, потом быстренько прокладываются трубостойки, а потом ТСЖ ставится перед фактом.
          • 0
            Точно купили двух, как минимум, названия обоих заканчиваются на «ет», а начинаются на «С» и «И»… а дальше — кто уж знает, может они и кого помельче купили.
            А в вашем доме много провайдеров, вышеобозначенные представлены?
            • 0
              Нифига, батенька.
              Изю только, это да.
              Скай — обломались (или не захотели).

              У меня есть и изя, и домру, и скай и еще какие-то (лень было выяснять).
              • 0
                Видимо мои данные несколько устарели, не следил за развитием событий в последнее время. Спасибо что просветили)
                Но, учитывая размеры Изи, намного легче от этого не становится…
                Что-то цепь комментариев у нас уже в соответствующий раздел рутрекера превращается)

                • 0
                  В принципе в этом нет ничего удивительного — для завоевания устойчивой доли вполне хватит изи (что в сумме с собственной сетью может дать эру второе-третье место по доле рынка после рт и билайна, хотя тут надо циферки смотреть), а тратить лишние 50-70 миллионов резаной бумаги (при расчете в $100 за абонента, ну или на сколько они договаривались) «на всякий случай» похоже не захотели. ИМХО, сейчас эр будет целиться на рынок нерезиновой, ибо зайти туда самому у него тем более не получится (там все еще жестче, чем в СПб)
      • 0
        Не поверите, но буквально на днях удалось заставить РТ восстановить поврежденные их монтажниками линии (вынимали наши, чтобы просунуть свои, в наши кабельные вводы). Вплоть до установки розеток RJ-45 внутри помещений.
        • 0
          Не путайте масштабы) Трубостойки это одно, а вот КК это совсем другие деньги…
  • 0
    на Украине почти так же было
    • +1
      Эм… Просто к слову, посмотрите профиль автора)
  • 0
    Судя по статье — на Камчатке 2003 год :-D
  • 0
    2004

    (ещё практически не существует средств мониторинга)

    ну-ну.
    • 0
      Кроме FPINGера ничего и не было, практически.
      Все остальные комплексы — не сильно подходили для нужд обычных локальных пионер-сетей.
      • 0
        Я когда пришел на работу в 2009 году, у нас мониторинга не было. Ваще. Никакого. А это, на минуточку, был оператор где-то с 2-3к абонентской базы
        • 0
          Я вспомнил — еще WhatsUp Gold был. Уберпрограмма, конечно.
          • 0
            под вин был MOM. Он был доступен со времен win2k
            под *nix — и того больше: remstats, nagios опять же года с 99. и они далеко не единственные.
            а уж сколько всяких вариантов с использованием snmp было.

            так что, если где-то не было мониторинга — не значит, что тогда не было под это дело софта.

            • 0
              При всём уважении, Вы видимо плохо себе представляете устройство пионер-сети.
              Например штук 300-400 неуправляемых коммутаторов и всего макс. 10-15 управляемых при 1200 абонентах.
              По SNMP опрашивать просто нечего. Если бы было всё так просто — то не появился бы целый класс устройств — например PING2-L (который потом, конечно, разросся немного в другой бок).

              Приведённые Вами примеры — актуальны были для взрослых ISP, которые всё (ввиду значительного наличия финансов) строили с 97-99 годов исключительно на дорогостоящем управляемом оборудовании.

              Пусть из присутствующих old-school-сетестроителей кто-то бросит в меня камень и расскажет чем он мониторил свою сеть тогда?
      • 0
        Году в 1999 пара сотен узлов довольно крупного оператора миниторились на SNMPc под Windows'95.
        Часть SNMP, часть пингами. Даже с оповещением по e-mail. SNMPc была не очень дорогая, честно купленная.
  • +1
    До сих пор скучаю за теплыми и ламповыми сетевыми чатами и форумами. Некоторые форумные беседы дали много в плане личностного развития, не говоря о новых связях, большинство из которых успешно поддерживаются и по сей день.
    Мне было всегда непонятно, почему с развитием интернета, когда он вышел за пределы провайдерских форумов, качество общения снизилось на порядок. Может конечно это субьективный опыт, а с другой стороны, ранее, интернет все же был гиковской темой для людей с нестандартным (или айтишным) мышлением, которым было тесно в узких социальных рамках традиционного общения. С появлением мейнстрима сообщество размылось и люди затерялись.
    • 0
      На самом деле все просто: многократно снизился порог входа. Это как плюс, так и минус. Но теперь действительно тяжело найти с кем пообщаться на должном уровне.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.