Pull to refresh
0

Маркетинг: чему не учат в школе

Reading time 6 min
Views 9.2K
Мое обучение в Университете штата Орегон оказалось абсолютно бесценным для того, чем я занимаюсь сейчас. Кажется, я один из немногих, кто на самом деле изучал то, что будет делать в будущем. Я определился, кем хочу стать, еще в средней школе, и выбрал орегонский универ за его факультет рекламы. Конечно, там я узнал многое о рекламе, маркетинге, психологии, поведении потребителей и грамматике. Но есть несколько вещей, которые я понял лишь благодаря практическому опыту и теперь, спустя 15 лет после окончания вуза, попробую сформулировать их. Надеюсь, они помогут вам в вашей работе и уберегут от времяемких ошибок.



У большинства маркетологов, и я — не исключение, последний урок математики был в старшей школе. Обычно, если студенты маркетинга решают взять факультатив математики в колледже, то начинают с тщательного изучения расписания занятий, чтобы понять: “Что из всего этого выглядит не слишком сложным и может формально называться “изучением математики”?
Реальность такова, что сегодняшний маркетинг полностью отличается маркетинга пятнадцатилетней давности. Математика сегодня значит больше, чем когда-либо. Статистика и показатели оценки эффективности (KPI) теперь основное оружие в маркетинге. Бизнес-аналитика плотно вошла в нашу профессиональную жизнь и, в конечном счете, для клиента имеет первостепенное значение скрупулезно просчитанная эффективность. Разницу между бюджетом проекта и его результатом всегда будут составлять доллары и центы, которые, как известно, любят счет.



Я хочу сказать, что маркетинг – это не просто совокупность различных инструментов в вашем распоряжении. Сегодня университеты хотят быть в тренде и начинают обучать инструментам. Появляется специализация, например, в социальных медиа или в CRM. Когда я начинал, Twitter и Facebook еще не существовали, как и — театральная пауза — Google. Так что правильная наука — не об отдельных инструментах, а об основных принципах, которые работают испокон веков, а также об их актуальных применениях. В колледже мы должны развить фундамент знаний, научиться учиться, попытаться понять, как применить все это в реальной жизни. А после окончания колледжа мы сможем адаптироваться к окружающей среде, используя полученные знания и врожденную наблюдательность (которой мы точно обладаем, раз уж пошли в маркетинг).

Кейсы: каждый охотник желает знать...

Те случаи, которые мы рассматривали на занятиях, по большей части имеют мало общего с настоящей ежедневной работой. К счастью, во многих школах маркетинга собираются люди из реального мира, готовые честно делиться опытом. Если вам повезло их встретить, считайте себя счастливчиком. Если нет, то ваше понимание того, как компании “выстреливают” или, наоборот, терпят неудачу, может оказаться слишком приукрашенным. Редко когда представляется шанс вывести на рынок новую колу или поучаствовать в запуске авиакомпании-лоукостера (но если вам такой шанс представится, держитесь за него и работайте как проклятый — он может оказаться решающим для вашей карьеры). Будьте готовы к тому, что в основном вашу работу будут составлять более рутинные задачи, которые, все же, позволят вам оттачивать навыки работы с коммуникационными каналами, учиться на некритичных ошибках, создавая ваш фирменный набор инструментов, который постепенно будет приносить все лучший результат.



Вопреки заголовку статьи, упомяну один совет, который получил на занятиях по маркетингу. Он был преподнесен как «совет, который вы нормально не поймете, пока не начнете реально работать», потому я подумал, что уместно его вставить в статью, учитывая, что он до сих пор кажется мне бесценным. Большинство людей боятся принимать важные решения, надеясь на кого-то другого. Не бойтесь брать ответственность на себя, и рано или поздно вы сами станете тем, кого называют ЛПР (Лицо, Принимающее Решение).
Главное, имейте вескую причину решить так или иначе. Идите на риск, если ситуация того требует, учитесь на ошибках, будьте честны с собой. Ваш босс, скорее всего, тоже не знает ответов на все вопросы. Но иногда просто решить и сделать – это именно то, что нужно. Точно известно одно — сидя на одном месте и ничего не предпринимая, результата не добьешься.

Учитесь переживать неудачи

Когда вы начнете принимать решения, то очень скоро поймете, что в неудачах нет ничего страшного. Плохо, если вы пропустили опечатку в заголовке, но еще хуже, если она вас ничему не научила. Если что-то случилось, признайте ошибку, устраните ее, поймите, как она вообще стала возможна и как избежать ее в будущем. Поделитесь опытом со своими коллегами и получите бонусные баллы и респект:). Теперь вы — умудренный опытом боец.



Помню, когда я получил свою первую работу в рекламном агентстве после окончания колледжа, мне поставили задачу провести маркетинговое исследование. Всего месяцем ранее в колледже на такую же задачу мне выделили три месяца, а сейчас у меня было всего пять дней. Но мне повезло, в активе у меня была готовая структура похожего исследования и поддержка нескольких опытных сотрудников агентства. В конце концов, проект был реализован и бедствие предотвращено.

Расширяйте круг знакомств

Реальность такова, что маркетологи и вообще профессионалы маркетинговой сферы обычно не работают на одном месте слишком долго. Поэтому старайтесь расширять свой круг знакомств. Рекламные агентства вообще и маркетинговые департаменты компаний в частности обеспечивают множество возможностей для заведения полезных контактов — пользуйтесь ими по максимуму. Благодаря знакомствам, можно найти проект поинтереснее, обменяться полезным опытом, узнать о новых трендах и запросить при необходимости “особое мнение” коллеги со стороны.

Расставляйте приоритеты

Да, формально вы наверняка в курсе того, что такое приоритеты. Тем не менее, в контексте маркетинга, множество людей тратит уйму времени на отдельные инструменты, но при этом не могут определить, какие из них действительно хорошо работают, и концентрировать усилия именно на них. Я слишком часто вижу маркетологов, продолжающих добавлять в кампанию новые инструменты и активности, не выжав максимум из того, что уже оплачено. Я еще не встречал маркетолога, которому было бы достаточно имеющихся ресурсов, времени и бюджета. Чтобы решать эту дилемму, вы просто должны уметь расставлять приоритеты.

Сосредоточьтесь

Многие маркетологи, перед которыми руководство ставит целью повышение продаж и привлечение новых клиентов, понимают ее как необходимость расширения целевой аудитории продукта. Проблема в том, что при таком расширении вы рискуете потерять в лояльности ваших существующих клиентов. Размышляя о повышении продаж, в первую очередь подумайте, как сделать ваш продукт или сервис более привлекательным для тех, кто вас уже знает.



Ваша культура, люди, продукт, стратегия и маркетинговые усилия должны быть связаны. Вы должны научиться чутко отслеживать и понимать процессы в компании и выстраивать свою коммуникацию вокруг реально существующих ценностей. Если то, что утверждается в ваших маркетинговых сообщениях, противоречит тому, что ваш клиент фактически получает, это только навредит бизнесу.

Поймите, кем хотите быть, когда “вырастете”, и превратите этот образ в свой личный бренд

Вместе с опытом в ваши двери наверняка постучится карьерная специализация. Какой работой вам больше нравится заниматься на своем нынешнем посту? Какие категории клиентов больше по душе? Нравится вам это или нет, но если в агентстве, к примеру, вам несколько лет кряду придется работать с автомобильными брендами, то менее чем за пять лет вы станете “парнем/девушкой по машинам” в глазах потенциального работодателя. Очевидно, это может быть и хорошо, и плохо — в зависимости от того, чего хочется лично вам. Так или иначе, у вас есть максимум пять лет для того, чтобы определиться с нишей/специализацией. Пространства для маневра будет больше, если вы любите заводить связи и можете козырнуть в резюме работой или партнерством с кем-то вне привычной ниши, но так или иначе думать о своей карьерной “истории” нужно как можно раньше — люди, которые завтра будут принимать вас на работу, неизбежно заинтересуются тем, с какими аккаунтами и как долго вы были связаны в прошлом.

Вниз по течению идти легче

Этот момент очевиден для лосося, но не всегда осознан маркетологами. Если вы поработаете какое-то время в большом агентстве или в сотрудничестве с крупным брендом, у вас бонусом появится множество предложений о работе от новых агентств, молодых и амбициозных. Променяв пафосный бренд на небольшое агентство, вы получите больше внимания, уважения, возможно даже большую зарплату, и, самое главное — звучную надпись под фамилией на визитке. Иногда игра на понижение стоит свеч.

Чем меньше агентство, тем больше опыта

Небольшие агентства позволяют каждому сотруднику играть более важную роль по сравнению с работой в крупной компании. В маленьком агентстве вы будете видеть, как работают другие, будете буквально наблюдать за тем, как рождается проект, как работает каждое звено команды. В большом агентстве, где роли четко распределены и расписаны, и все аккуратно рассажены по своим кабинетам, такая возможность может и не представиться.

Заключение

Уверен, что мой опыт перекликается с опытом многих читателей. Знаю, что для некоторых статья послужит напоминанием уже известных уроков, но, надеюсь, для студентов и начинающих специалистов эти советы окажутся полезными. В любом случае, призываю читателей комментировать и дополнять этот список своими соображениями и советами.

Рид Карр, президент и CEO Red Door Interactive
Tags:
Hubs:
+1
Comments 0
Comments Leave a comment

Articles

Information

Website
astoundcommerce.com
Registered
Employees
201–500 employees
Location
Украина