Pull to refresh

Клавиатура нового поколения — «10-Ю»

Reading time 6 min
Views 34K
С самого первого знакомства с печатью (на мех. машинках) я понял: есть что улучшить. Решение, которое пришло мне в голову, настойчиво требовало воплощения. Хочу поделиться с вами и узнать ваше мнение.

Основная идея


Создать устройство более удобное, эргономичное, надежное и, немаловажно, позволяющее вводить команды с большей скоростью и комфортом.
Сначала я прорабатывал варианты разных устройств гибридов «а-ля клава+мышка+джойстик» и продолжаю доводить до ума, но, пока, не готов представить на суд столь требовательной публики.

Брюс Уиллис уже пользуется схожим устройством. (правда, по фильму это 2044 г. Отрывок из фильма «Петля времени»), где он набирает инд.номер для поиска человека.


За то время, пока я додумывал механические прототипы, значительно развились сенсорные экраны, и разработка клавиатуры переакцентировалась под нее. Еще больше возможностей применения появилось благодаря технологиям считывания движений (Microsoft Kinect habrahabr.ru/post/151258, Leap Motion habrahabr.ru/company/rozetked/blog/190404, Finger Detection Demo wiki.ros.org/mit-ros-pkg/KinectDemos/FingerDetection, браслет MYO www.youtube.com/watch?v=oWu9TFJjHaM и другие аналоги).
Можно с уверенностью утверждать, что вскоре мы получим гаджеты, считывающие малейшие движения пальцев.
Вам вообще не нужна будет клавиатура. Вы сможете набирать тексты и отдавать другие команды просто двигая пальцами в воздухе. А гаджет, считывающий ваши движения, будет переводить их в текст и выполнять другие операции.
Вот еще один уже работающий гаджет, для которого просто просится новая форма ввода.
здесь описание habrahabr.ru/post/232571

Не правда ли, удобно? Вы можете держать руку так, как вам удобно, главное, чтобы она была в рабочей зоне. Никуда не нажимаете, и не промахиваетесь мимо клавиши. Вы можете работать с компьютером, двигаясь и располагаясь там, где вам удобно и как вам удобно. При этом кнопки не ломаются, чаем не заливаются, и даже чистить их не надо.

Есть и недостатки: отсутствие тактильного отклика, паразитные движения (несколькими пальцами одновременно), у кого-то физиологическая невозможность выполнения определенных движений. И другие. Работа над ними идет, и, собственно, для того, чтобы определить: что еще улучшить и насколько это нужно? — и написана эта статья.

В первую очередь требовалось создать клавиатуру (раскладку символов и другие команды).

Предлагаемая разработка получила название «10-Ю». Основана на естественных движениях пальцев в различных направлениях (от себя, к себе, вправо, влево и вниз).
Она подходит как для сенсорных экранов (достаточного размера), для гаджетов считывающих движения (с достаточной точностью), так и для специальных механических клавиатур.

Из аналогов, найденных мной, наиболее близки два:

1) «Октодон» (обсуждение этого проекта на Хабре можно найти здесь).



2) DATAHAND habrahabr.ru/post/36951



Правда, «Октодон» решил ограничится 4-мя направлениями (верх, низ, право, лево). Поскольку (на то время) нигде не нашел его раскладку, придумал свою, изучив опыт хабровчан (и не только) по разработке клавиатур.

Раскладка по удобству набора


Основной принцип то же, что и в остальных продуманных раскладках:
Часто встречающиеся буквы должны быть расположены в самых удобных местах.

По удобству и силе у нас идут:
1. Сгибатели (направление «к себе» или вниз);
2. Разгибатели (направление «от себя» или вверх);
3. Мышцы определяющие движение вбок.

Форма раскладки по удобству набора



Также нужно учесть, что для указательного и мизинца движение вбок не составляет особого труда. А для среднего и особенно безымянного непривычно (если вы пока не музыкант; пока, потому что одним их побочных эффектов, после освоения этой раскладки, является легкость освоения некоторых музыкальных инструментов).

Отсюда получилась:



Следующий вариант раскладки изменен с учетом часто встречаемых сочетаний букв (данные отсюда). Отдельная благодарность KaHDuDaT, автору этой статьи.



Также учтены некоторые ассоциативные связки, облегчающие запоминание расположения букв.
Несколько нарушается принцип равномерного чередования рук и пальцев. Но здесь, в отличие от кнопочных клавиатур, удобнее набрать комбинацию одним движением одного пальца.

Например: сочетание «СТР» набирается одним круговым движением. Что удобнее и быстрее, чем три нажатия разными пальцами.

Кроме того, благодаря ассоциациям устраняется одно из самых больших неудобств для всего нового: сложность в обучении. На данном этапе это важнее, чем оптимальное расположение букв.

Расположение букв теперь легко для запоминания (хотя парочка пальцев требует еще доработки):

________________Левая рука______________________Правая рука
Указательный_____СТРЕ (стрела, стреха…) __________НОЫВ. (Новый, вынос)
Средний_________КШИЩ (шик, кишка, щи, шиЩка)____МХАЦ (хам, мах, маца)
Безымянный_____ДЁЛЮ (делю, дело, люд, лёд)______ПФЗЭ ( Эф, Пошел Филин За Эльфом)
Мизинец_________ЯЖЧБ (… Ждет предложений.....)____УГЬъЙ (гуй, уги, угь, угъ)

«Ъ» и «Ь» знаки пришлось объединить, чтобы «Ё» поместилась в раскладку.
Вместе с тем, сам по себе второй ряд дает еще много разных возможностей.

Знаки препинания и сервисные клавиши


Более грамотного расчета чем у KaHDuDaT не нашел. Впрочем, возможно, потому что мне очень понравилась его работа.
Частотность знаков препинания и сервисных клавиш в %:

1. SPACE — 15
2. точка“.”, запятая “,” — 3
3. BACKSPACE — 1
4. тире (дефис)“-” — 0,6
5. ENTER, скобки “(“, “)” — 0,5
6. Кавычки “” — 0,25
7. “?” — 0,15
8. “!”, “:” — 0,07
9. “;” — 0,02

Отсюда расположение под большие пальцы. Направление движений, для удобства, слегка повернуто.



Очень удобно ставить точку (запятую), а сразу после них «пробел». Команда выполняется одним круговым движением вверх (вниз) + влево;
SPACE — сдвигаем текст влево;
ENTER — как бы вводится внутрь ладони.

BACKSPACE — стираем, как резинкой текст слева;
SHIFT — естественно, движением «вверх»;
TAB — переход дальше, вправо.
123…, смена языка, функции,, символы — как бы уход в «подвал», в другие слои.

DELETE, CAPSLOCK, ALT, CTRL, — Пока решили не вводить, как не часто употребляемые в печати.

Английская раскладка


Опираясь на частотность, употребления букв слегка изменили, учитывая биграммы и наиболее распространенные слова. Наиболее частое буквенное сочетание “THE...”, поэтому данный вариант раскладки получил рабочее название «THESE».



Цифры и символы


Цифры расположены с учетом привычных раскладок. Приближенно, но вполне удобно. Чем-то напоминает счет на пальцах.



Символы располагаются не столько по частотности употребления, сколько по логически-ассоциативным связкам, удобным для запоминания.
В таблице показана частотность употребления символов в текстах и позиция в раскладке. Некоторые символы не поместились в этот слой. Для них нужно будет добавлять +SHIFT. Впрочем, учитывая то, что они употребляются довольно редко, это не проблема.
Символы =, >>, << пишутся двойным нажатием -, >,< соответственно. (да простят меня программисты, разрабатывали под обычного пользователя)

Теперь можно вернуться к основной идее: «мышка+клава+джойстик»

Дополнительные функции во многом аналогичны традиционным.

— Управление курсором — движение кисти (всех пальцев) в нужном направлении (для сенсорных экранов).
— ЛКМ (ПКМ) — касание в центральной зоне указательным (безымянным) пальцем (аналогично тачпадам)
— Зум (± масштаб, увеличение, уменьшение) аналогично традиционным.
— Зум горизонтальный, вертикальный (растяжение объекта по осям) аналогично традиционным + доп. палец
— Вращение объекта по осям: вращение ладони (3-5 пальцев) в нужном направлении.
— Выделение: курсор + SHIFT
— Копирование, вырезание, перемещение объектов: схватывающее движение в щепоть и перемещение в нужное место экрана.
— Скроллинг: движением вниз-вверх-вправо-влево средним пальцем, как при скроллинге колесиком или при работе трекболом.
— Функция гироскопа, джойстика. Для гаджетов считывающих движения: при наклоне кисти вправо-влево, вперед-назад курсор соответственно перемещается. Для сенсорных экранов то же движение + SHIFT. Удобно в играх для движения, перемещения центра тяжести, наклона корпуса и т.п.

Сейчас ведется работа отслеживанию удобства и эффективности этой клавиатуры. По раскладке хоткеев, автозамен, ряд опций по управлению объектами в текстовых, графических программах и другие доработки.
Приветствуются замечания, предложения по усовершенствованию.

Резюме


Учитывая переход на сенсорные экраны, а также системы считывания движений, есть все основания полагать, что клавиатура «10-Ю» будет востребована пользователями.

P.S. Благодаря замечаниям и комментариям статья исправлена и доработана, поэтому некоторые комментарии могут быть не понятны. Выражаю огромную благодарность всем, уделившим время и внимание!
Tags:
Hubs:
+9
Comments 36
Comments Comments 36

Articles