Pull to refresh
0

Технология iBeacon как инновация в розничной торговле!?

Reading time 12 min
Views 17K


Технология iBeacon, несомненно, интересная и в этой статье хочу рассказать про наш небольшой опыт ее использования для розничных компаний, включая возможные перспективы. Подчеркну — технических деталей в статье не будет, даже наоборот — я постараюсь сделать акцент на том, как же эту технологию реально можно применять в сегменте b2c (все что подразумевает продажу потребительских товаров конечному потребителю в магазинах). Часто езжу на встречи с руководителями отделов маркетинга средних и крупных розничных компаний, вижу интерес, который, скажем так, еще не оформлен в реальное понимание, а что за «зверь» iBeacon и с чем же розница его может «кушать»… А ведь, если разобраться с технологией на «житейском уровне», можно открыть для компании очень и очень много интересного. Давайте скажу так — эта технология не является каким-то колоссальным стратегическим прорывом для сегмента b2c, хотя зачастую вижу западные публикации, старающиеся выдать желаемое за действительное (особенно от производителей самих маячков iBeacon). Но и не обращать на данную инновацию внимание, на мой взгляд, будет неосмотрительно.


Итак, что же такое технология iBeacon? Упрощенно говоря, это поддержка операционных систем Apple iOS и Google Android (и вскоре Microsoft Windows Phone) на уровне мобильных приложений получение сигнала Bluetooth от маячков. Иными словами, если попытаться рассказать про технологию еще проще — есть небольшие маячки (размер с коробку спичек), которые абсолютно автономные (работают от батарейки) и они рассылают по протоколу Bluetooth информацию о себе (некий уникальный идентификатор). И если человек, с телефоном, на котором установлено мобильное приложение компании, входит в зону действия маячка (давайте, условно, скажем до 10 метров), то приложение активируется и может выполнить фрагмент кода. Уверен, что технические специалисты могут поморщиться, прочитав написанное, но, как отмечал, я пытаюсь использовать термины, которые воспринимают маркетологи и руководители бизнеса, т.к. в конечном счете именно они принимают решение. Подчеркну, что маячок не требует подведения к нему проводов, он выполнен в пластиковом корпусе и его можно положить или прикрепить на скотч около входа или внутри магазина.

Вообще, термин iBeacon является товарным знаком, зарегистрированным компанией Apple и охватывает, как упоминалась, целую экосистему продуктов (программная часть, аппаратная часть и т.п.). Фактически Apple описывает iBeacon как «новая технология, расширяющая локационные сервисы в iOS» и то, как эта технология должна применяться с устройствами компании. Поэтому если использовать совсем точные термины в статье, то стоит говорить «технология Beacon», но позвольте мне и дальше употреблять термин iBeacon, тем более что исходя из нашего опыта 80% и более людей, устанавливающих бизнес- приложения (в нашем случае розничных сетей) владеют именно устройствами Apple.


Внешний вид маячка ibeacon — эта модель работает автономно чуть меньше года. Фотография сделана во время теста маячка в торговом центре для сети магазинов одежды oodji

Позвольте мне снова повторить, только уже чуть-чуть по-иному. Представьте, что ваша розничная компания разработала свои мобильные приложения. У вас есть сеть магазинов и сайт в интернете. Мой опыт говорит, что первые версии приложений компания разрабатывает как некий упрощенный аналог сайта, рассчитывая показать адреса магазинов, свои новости и акции, каталог товаров и ожидать заказы от клиентов. Это все работает и довольно неплохо, но если у компании развитая сеть магазинов, то ее акцент, скорее всего, будет сделан на offline (обычные магазины) в первую очередь, т.к. основные деньги зарабатываются именно там (я понимаю, что есть исключения, все пишу исключительно из опыта диалогов в компаниях, с числом магазинов от 20-30 и больше). И здесь появляется желание у компании максимально приблизить online (интернет) и offline каналы продаж. Почему? Ответ простой — мобильных устройств (смартфонов) продается все больше и больше, это уже невозможно не замечать, и компания смогла «залезть» на экраны некоторых клиентов (назову их лояльными) с помощью своих мобильных приложений. И ведь эти люди ходят, в том числе рядом с магазинами! И заходят внутрь! И вот тут технология iBeacon может добавить «вишенку» на итоговый «торт» в виде мобильных приложений: если компания купит маячок и разместит его около входа в магазин, то приложение сможет показать push — уведомление, когда человек попадет в зону действия сигнала от маячка (10 метров). Еще раз прошу меня простить — я намеренно сильно упрощаю и дальше в статье приведу более сложные сценарии, но все наши клиенты, которые заплатили за внедрение, начинают именно с этого.


Пример тестового push при входе в зону действия маячка ibeacon. Вариант для тестирования, допущена ошибка в тексте (пропущен «%» после 10).

Немного про сам маячок iBeacon. Как уже говорил — это небольшое, полностью автономное устройство, которое размещается либо при входе в магазин, либо внутри последнего. Сам маячок работает от батарейки, срок службы зависит от ее модификации; те модели, которые покупаем мы — работают чуть меньше года, хотя можно заказать вариант маячка с работоспособностью до трех лет. Дальше либо менять батарейку, либо маячок. Как он размещается? Ну, например, просто на двусторонний скотч над входом в магазин, либо за витриной-полкой, если нужно внутри магазина. Мы заказывали варианты для уличного исполнения, разница только в корпусе. Зачем делать уличный вариант? Как минимум не у всех есть розничные точки только в торговых центрах, а уличный маячок можно использовать для ресторанов, кафе и т. п. Такое исполнение защитит «начинку» маячка от воздействия внешней среды.


Два варианта исполнения маячков — черные для установки внутри помещений, серые (они больше) — на улице

Я, ради интереса, один уличный маячок разобрал. Ничего интересного не увидел и собрал обратно. Видно, что он залит монтажной пеной, но это не для герметизации, просто таким образом разработчик решил вопрос крепления электроники внутри корпуса. Больше про маячок рассказать нечего. Многие на встречах уточняют, а что хранит сам маячок и как он обрабатывает информацию? Ничего не хранит и никак не обрабатывает. Он просто регулярно рассылает вокруг себя свой номер (идентификатор) по протоколу Bluetooth и все. Мы просим обычно настраивать маячки на отправку информации 3 раза в секунду — опытным путем выяснили, что это оптимальное количество для наших заказчиков. Т.е. 3 раза в секунду в эфир улетает некий номер и не более того. Вся логика дальнейшей обработки находится на стороне мобильных приложении компании.

Где можно размещать маячки и сколько их нужно? Все зависит от конкретной ситуации. Если у вас небольшой магазин в торговом центре или с входом с улицы, то достаточно одного маячка над входом. Если магазин большой, то можно разместить маячки и внутри магазина, например, в разных отделах. Купить маячки можно у разных производителей и на Хабре была интересная статья на эту тему (поищите по слову iBeacon — ребята сделали большую работу по систематизации). Для себя мы остановились на совсем небольшой компании ребят из г. Королев, которые научились собирать маячки в небольших партиях самостоятельно из готовых комплектующих и настраивать их под наши нужды. Стоимость для нас маячка для внутренней установки (черный корпус на фотографиях выше) около 1300 рублей штука, а для уличной установки порядка 1 800 руб. (это цены без учета стоимости доставки). Если нас просит внедрить эту технологию клиент, то мы просто перепродаем его клиенту по цене закупки, зарабатывая только на разработке. Естественно, компания может купить самостоятельно маячки других производителей.

Теперь, пожалуй, самое интересно — а что же можно сделать с помощью этой технологии? Какую пользу это принесет розничной компании? Первое — у компании должны быть свои мобильные приложения. Это можно оспорить, но позвольте мне остаться при своем мнении — логику обработки информации, чуть более сложную чем просто отправка push — уведомления, можно реализовать только в личных приложениях компании. Идеальная ситуация, когда мобильное приложения (и его серверная часть) интегрирована с кассовой системой, что позволит внедрять интересные программы лояльности. Но это, признаюсь, редкие проекты и долгие в реализации, т.к. они затрагивают третью строну — компанию, отвечающие за кассовую систему, хотя это и несет максимальные перспективы.

Самый простой сценарий (назову его № 1) — человек, с установленным приложением, проходит рядом с входом в магазин (например, в торговом центре) и на свой телефон получает push- уведомление. Это до 90 букв текста, которые высвечиваются на экране, даже если телефон находится в спящем режиме. Позвольте подчеркну — даже если человек не работает с телефоном (в кармане) и приложение компании не запущено (и может быть вообще «выкинуто» из памяти телефона), придет push — уведомление. Текст общий для всех проходящих мимо и работает как некая «приманка» для потенциального покупателя. Сценарий, как говорил, простой и начать можно с него. Разумеется, совершенно несложно посчитать сколько людей получило это уведомление и запустило (открыло) приложение. Можно послать информацию о новой коллекции, распродаже или просто уведомить о том, что действует скидка, если предъявить приложение на кассе. Отмечу, что можно посылать два уведомления — при входе в зону действия маячка и выходе (это разные события). Я, правда, думаю, что это будет перебор :)

Если чуть отвлечься, то расскажу про интересное намерение одного из наших крупных клиентов, который заказал маячки для внешнего (уличного) исполнения. Идея была в том, чтобы разместить их при выходе из ближайшей к магазину станции метрополитена. И посылать push- уведомления тем, кто среди общего плотного потока людей имеет установленное приложение бренда. Не берусь комментировать задумку, хотя, как мне кажется, может и навредить (можно и не слать push, а только собирать аналитику, см. далее).

Чуть более сложный сценарий (№ 2) — компания отправляет push- уведомление и считает. Считает не только сколько пользователей его получило, а реализуется более сложный сбор данных: сколько людей зашло в магазин (или магазины, где есть маячки) и сколько времени они там провели. Это возможно, т.к. можно фиксировать как вход в зону действия маячка, так и выход из нее. Отмечу, что маячок, для реализации сценария № 2, должен быть установлен не у входа, а внутри магазина. В противном случае могут быть высокие погрешности в подсчете. Если маячки стоят во всех магазинах сети, то появляется возможность, в том числе, собирать данные, в какие магазины человек ходил ранее и сколько времени он провел в каждом за выбранные даты. Системы подсчета посетителей на входах далеко не инновационные технологии, но озвученный сценарий считает не «контур», а конкретного (уникального) посетителя (владельца телефона), что выгодно отличает, на мой взгляд, технологию iBeacon. И открывает интересные возможности, которые я рассмотрел в сценариях ниже.

Сценарий № 3 позволит расширить предыдущий тем, что происходит анализ т.н. «тепловой карты», когда можно наложить места наиболее плотного нахождения посетителей магазина на его план помещения. Для реализации потребуется установить несколько маячков в самом магазине и этот сценарий применим для более-менее крупных по площадям объектов, скажем от 800 м2. Подчеркну, что при этом сохраняются все возможности предыдущих 2-х сценариев: отправка push- уведомления и сбор данных о посещениях вместе с проведенным временем. Очевидно, что маячки имеет смысл устанавливать на витринах, в проходах.

Отвлекусь и задам риторический вопрос — не думали, что есть определенная несправедливость в том, что в владельцы интернет-магазинов получают массу детальной аналитики по посетителям сайтов, позволяющей более точно реагировать на ситуацию. В то же самое время, основной доход сетевая розничная компания получает в offline, и здесь в вопросе расширенной аналитики появляются вполне объяснимые сложности. Представьте систему подобную Google Analytics для offline! Думаю, что многие компании проявили бы интерес. К чему это говорю? Технология iBeacon позволяет восполнить данный пробел и дать маркетологам интересную информацию о покупателях, вплоть до реального масштаба времени.

Продолжим рассматривать сценарии, но для сценария № 4 нам обязательно нужно получить от розничной компании данные по продажам в магазинах. Причем получить непросто так, а крайне желательно с привязкой с номеру дисконтной карты (ДК). В мобильное приложение достаточно легко перенести дисконтную карту (если карта имеет штрих-код, то через приложение этот код сканируется и далее воспроизводится на экране, что позволит считывать на кассе код карты прямо с телефона). В итоге мы имеем у себя возможность связать по номеру ДК покупки, сделанные в offline, и покупателя, который установил приложение. Что это нам дает? Вот здесь и открываются самые интересные горизонты, предоставляемые технологией iBeacon. Когда человек только подходит к магазину компании, мы уже знаем, что он покупал ранее и в каких магазинах. Можно отправить сообщение продавцу, содержащую информацию о покупателе и профиле его покупок в online и, что гораздо интереснее, в offline, присовокупив сразу товарные рекомендации! Можно также отправить товарные рекомендации самому посетителю — новинки, сопутствующие товары и т.п. Не так сложно в мобильном приложении попросить указать имя, диапазон возраста. Или воспользоваться авторизацией через социальные сети, получая от них расширенные социальные характеристики человека. Фактически в сценарии № 4 компания получает широчайший спектр возможностей, от простой отправки push — уведомления, до сбора аналитики по посещениям сети магазинов и персональным товарным рекомендациям. Насколько данный сценарий фантастический? Не сочтите за рекламу, но именно этот сценарий мы должны реализовать (как эксперимент) в одной из сетей женской одежды к концу года. У компании в каждом магазине будут планшеты у продавцов (самые простые, на базе Google Android) и нужно будет отправлять информацию о посетителе сразу с товарными рекомендациями на эти планшеты.

Заканчивая статью, расскажу про некоторые ограничения технологии iBeacon. Первое ограничение — на мобильном устройстве должна быть включена поддержка Bluetooth. Я встречал неподтвержденную информацию, что у порядка 25% (в России) владельцев данная опция включена, т.к. они используют носимые гаджеты, слушают музыку в машине по громкой связи или используют гарнитуру. Могу предположить, что с выходом Apple Watch и развитием вообще «интернета носимых вещей» указанный процент будет только расти. Второе ограничение относится непосредственно к тому, как Apple iOS обрабатывает push — уведомления, если человек входит с телефоном в зону действия маячка. При телефоне в спящем режиме (экран черный) первое push — уведомление придет без задержки, но последующие могут поступать с запозданием до 15 минут. Можно предположить, что это сделано для снижения риска раздражения владельца телефона, который может просто находится рядом с маячком. Кстати, я ранее в статье упоминал радиус действия маячка 10 метров, но это настраиваемый параметр, который может варьироваться от 15-20 сантиметров до 25-40 метров (да-да, автор лично участвовал в эксперименте и дальность 30 метров была рабочей).

p.s. Не могу не отметить один важный момент — я не берусь рассматривать приведенные выше сценарии с точки зрения человеческой морали и этики в части сбора и анализа персонализированных данных. Совершенно четко осознаю, что некоторые сценарии могут рассматриваться через призму вторжения в «личное пространство» человека, когда мы исподволь собираем о нем данные. С другой точки зрения, разумные товарные рекомендации позволяют сократить самое ценное что есть у человека — время, затрачиваемое на походы по магазинам в поиске нужной вещи. В случае с iBeacon нельзя, если позволите, «перебарщивать» с коммуникациями, т.к. в противном случае у посетителя будет формироваться отторжение к бренду.

p.p.s. За жизнью нашей компании можно следить в более «живом» режиме через twitter или посредством моего аккаунта facebook. Наш интерес к технологии iBeacon мотивирован тем, что занимаясь разработкой мобильных приложений для розничной торговли, просто мы вынуждены постоянно искать источники инноваций. Историю запуска «с нуля» нашей компании можно посмотреть в первой публикации.
Tags:
Hubs:
+2
Comments 38
Comments Comments 38

Articles

Information

Website
notissimus.com
Registered
Founded
Employees
11–30 employees
Location
Россия