Инди-разработчик
0,0
рейтинг
28 октября 2014 в 07:50

Разработка → Мой опыт размещения игры в App Store



Привет, Хабрахабр!

В этом топике я хотел бы рассказать о своем первом опыте размещения и продвижения игры в App Store. Не могу назвать его удачным, но, по крайней мере, само по себе наличие опыта, набитые шишки и сделанные выводы — это уже плюс. Я довольно давно занимаюсь разработкой Android-игр, поэтому это будет еще и взгляд со стороны Android-разработчика, который надеюсь, тоже будет кому-то интересен.

Идея портировать часть своих игр на iOS, как говорится, витала в воздухе. Но как обычно, нехватка времени, необходимость осваивать новые технологии, а иногда и просто лень — делали свое черное дело. И вот, некоторое время назад, я познакомился с замечательным разработчиком, взявшим на себя всю техническую часть (за что ему огромное спасибо!). Не долго думая, мы решили делать порт моего самого-самого Android-хита — Shooting Club 2 (около 9 млн. загрузок на сегодня). Это немного аркадный снайпер-симулятор где игроку нужно поразить все мишени имея ограниченный боезапас. При этом, в игре действует некое подобие реальной баллистики (конечно, гипертрофированное в угоду аркадности), когда на траекторию полета пули влияют расстояние, ветер (который надо еще определить, осмотрев уровень) и пульс. В общем, такой себе тир со своими фичами.



О самом процессе портирования, рассказать особо нечего. Все прошло довольно быстро и гладко. Изначально, игра была сделана без использования каких-либо движков, на Canvas. Порт для iOS, в свою очередь, написан уже на Unity (с дальнейшим прицелом сделать билд и под Windows Phone).

Переходя к основной части моего топика, все начинается, конечно же, со страницы приложения в iTunes. Самое главное, к чему тут следует готовиться после Google Play — это отсутствие возможности внести какие-то изменения оперативно. Будь-то расширение функционала, или исправление критического бага, или даже грамматическая ошибка в описании — все потребует, скорее всего, не менее 2 недель. Раньше я был уверен, что премодерация, когда тебя всего лишь не пускают в App Store, при этом объясняют суть ошибок (и дают возможность их исправить), гораздо лучше постмодерации, когда банится к чертям весь аккаунт на основании непонятных критериев, непонятного гугл-алгоритма. Теперь, «испытав на своей шкуре», я честно сказать, засомневался какое из зол меньше.



Я не буду говорить об очевидных вещах, типа важности иконки, а остановлюсь лучше на различиях по сравнению с Google Play. Здесь, первый скриншот не менее важен чем иконка, так как выводится непосредственно в поисковой выдаче (на iPad). Ключевые слова можно официально указать в специальном поле, а не размазывать по описанию, постоянно опасаясь как бы не перестараться. Это поле имеет ограничение в 100 символов, ключевые слова указываются через запятую без пробела. Как я понял, не следует использовать составные ключи (из нескольких слов), они игнорируются. Локализация описания и скриншотов увеличивают количество загрузок естественным образом — здесь все так же как в Play Store.

Не обошлось и без казусов при размещении приложения. На первую версию пришел reject по причине не соответствия возрастного рейтинга, указанного мной (12+) и того, который должен быть по мнению review team (18+). Я, к сожалению, не сохранил текст ответа, но своими словами смысл такой: наличие огнестрельного оружия в игре, подразумевает выставление галки «часто встречающееся реалистичное насилие» и как следствие рейтинг 18+. Мне показалось это немного не справедливым, учитывая что никакого насилия здесь нет и в помине (стреляем только по мишеням!). Но на тот момент, я решил что такое правило работает для всех в App Store, поэтому игру заапрувили с возрастным рейтингом 18+. Очевидно, что завышенный рейтинг будет негативно сказываться на загрузках, поэтому изучив этот вопрос повнимательнее, я обратился в саппорт, привел примеры аналогичных игр и попросил снизить возрастной рейтинг до более подходящего. Спустя какое-то время, пришел ответ, что игра действительно подходит под рейтинг 12+ (где же вы были раньше?), но саппорт этот рейтинг изменить не может, нужно загружать новый билд. Ну надо, так надо, загрузили. В результате, примерно через 3 недели ожидания, приходит еще более странный отказ:
Reasons
3.6: Apps with App icons, screenshots, and previews that do not adhere to the 4+ age rating will be rejected
Specifically, it would be appropriate to remove or revise attached screenshots.
И приаттачены все три моих скриншота. Понятно, что изображения оружия и боеприпасов не подходят под рейтинг 4+, но как сделать скриншоты без оружия в игре про оружие? Безуспешно поломав голову над этим вопросом, я написал апелляцию в духе «не могли бы вы пояснить, что конкретно нужно изменить в скриншотах и разве я могу на них изобразить что-то, отличное от того, что есть в игре?» И о чудо! После этого игру утвердили!

Из этого, я сделал один важный вывод: при любых странных отказах со стороны Apple — надо смело подавать апелляцию. Видимо, на первом этапе проверка чисто формальная, без учета практики и контекста приложения. И доводы к здравому смыслу, здесь вполне себе могут сработать в отличие от того же Google.

Про продвижение. Для начала, я решил поискать бесплатные способы заявить миру о своей игре. Погуглив и перечитав кучу статьей на тему продвижения в App Store, я вижу, что почти никто не любит говорить конкретику, со ссылками, контактами и так далее. Чтобы не делать из этого топика еще одно «море воды», ниже все ссылки, которые я включил в свой TODO-лист по бесплатному продвижению. Конечно, в Интернете можно найти и гораздо более объемные базы, но здесь все проверено лично мной на валидность, отфильтрованы ресурсы явно заявляющие о публикации только платных обзоров, отфильтрованы ресурсы с не подходящей тематикой (только приложения или только детские игры, например).

Форумы
4pda.ru/forum/index.php?showforum=141
iphones.ru/forum/index.php?showforum=85
flashgamedev.ru/viewforum.php?f=11
forums.toucharcade.com/forumdisplay.php?f=2
reddit.com/r/iosgaming/ (не уверен, что Реддит уместно классифицировать как форум)
gamedev.ru/projects/forum/?appreciate
gamedev.net/forum/6-your-announcements
ipadforums.net/forums/ipad-games.9
gamesdreams.com/forumdisplay.php?89-iPhone-iPad-Games-Chat
thechatroom.freeforums.net/board/44/iphone-ipad-general-start-forum
forums.macrumors.com/forumdisplay.php?f=133
iphoneforums.net/forums/iphone-games.24
appinvasion.com/forums/Member-Games
apple-iphone.ru/forum/viewforum.php?f=34
forums.imore.com/iphone-apps-games
gamespot.com/forums/mobile-discussion-1000005/developers-and-game-representatives-start-here-31155795 (помойка, честно говоря)
eurogamer.net/forum/category/42
forum.destructoid.com/forumdisplay.php?64-Promote-Your-Game
forums.qj.net/app-store-games
forum.isource.com/games
toucharchive.com/forums/forumdisplay.php?f=4

'Submit app/Contact us' формы
pocket-lint.com/contact-us
commonsensemedia.org/contact
ilounge.com/index.php/ilounge/contact
todaysiphone.com/submit-news
formstack.com/forms/envato-appstorm_review
isource.com/about/contact-us
tuaw.com/contact/appreviews
padgadget.com/contact/app-reviews
appsafari.com/submit
theiphoneappreview.com/submit-your-app-2
appshappens.com/app-review-request
appstouse.com/submit-app-for-review
appsmirror.com/submit-your-app-for-review
apps4review.com/submit-apps
bestappsite.com/get-your-app-reviewed
toucharchive.com/wordpress/review-request
appcomrade.com/app-review-order-form
theipadfan.com/get-your-app-reviewed/free-app-review-request
appsized.com/contact
killerappreview.com/submit
indiegamereviewer.com/contact-indie-game-reviewer
formstack.com/forms/envato-appstorm_review
iphonetoolbox.com/submit
iphone-games-review.com/submit-game
iphoneappsreviewonline.com/request-for-review
iphoneappreview.com/promote-your-app
iusethisapp.com/submit-app
iphoneapp-reviews.com/review-my-app
ituneappreviews.com/request-a-review
appbite.com/newapps
tapcritic.com/submit-an-app
mobileappbreakfast.com/contact-2/developers
appspirate.com/request-review
gamezone.com/contact_messages/new
iphonegames360.com/contact-us.php
eurogamer.net/contact.php
caputomedia.com/contact.php
appcraver.com/contact
alphadigits.com/submit-app-for-review
appaddict.net/contact-us
apps400.com/submit-your-application-for-review
artoftheiphone.com/contact
avrmagazine.com/contattaci
appchatter.com/submit/app-for-review
topappreviews101.com/contactus.php
theappmagazine.com/contact-us
yappler.com/app-review-request
appseeq.com/submitapp.php
appsontapp.com/contact
howzurapp.com/#!submit/c1x9v

Контакты
tips@toucharcade.com
tips@appadvice.com
contact@appstoreapps.com
info@iosgames.ru
redactie@iculture.nl
editors@indiegames.com
contact@iphoneapplicationlist.com
admin@appsaga.com
developers@panappticon.com
reviews@appspy.com
webmaster@kapaoo.com
reviews@iphonegamerblog.com
kevin.seoguru@gmail.com
daniel@nodpad.com;matt@nodpad.com
admin@iphonemob.net
news@cultofmac.com
reviews@pocketgamer.co.uk
apps@ilounge.com
editor@gamezebo.com
mail@insidemobileapps.com
ifanzine@gmail.com
reviews@appguide.de
admin@pocketfullofapps.com
games@slidetoplay.com
tips@appmodo.com
appstorearcade@gmail.com
info@touchmyapps.com
jason.lee@nineoverten.com
basile2@gmail.com
contact.appyzilla@gmail.com
info@igameradio.com
submit@freeappsarcade.com
info@littleappreview.com
prostomac.com@gmail.com

Кроме этого, конечно же не нужно забывать о социальных медиа. Что я обычно делаю:

— пост в личном блоге
— запись в Google+ и видео на YouTube (у меня немного подписчиков, но все же)
— твиты в twitter (обязательно используйте правильные хэштеги)
— работа с FB (добавляемся в подходящие группы, пишем просьбы об обзорах, постим новости на «стену» и т.д. В общем, все точно так же, только в пределах одного сайта, если Facebook можно так назвать)
— просьба проголосовать в игре
— шаринг достижений

Что еще? Если позволяет тематика, можно попробовать поискать своего игрока на не игровых, но релевантных ресурсах. Например, возвращаясь к Shooting Club, я разместил несколько тем на оружейных, снайперских (бывают и такие) форумах. Не то что бы это дало какой-то заметный эффект, но как мне кажется, маркетинг — это такое дело, в котором не следует упускать любые возможности.



Как я говорил в самом начале, о каком-то успехе пока речи не идет. В ближайших планах, есть мысли купить пару обзоров и вложить немного денег в рекламу, возможно. А вообще, в последнее время, я все чаще прихожу к мысли, что для нас, инди, ничего кроме виральности игры, значения не имеет. Нам не по карману большие рекламные компании с более-менее гарантированным результатом. Все что мы можем, это попытаться дать игре начальный толчок и надеяться что дальше, сама игра будет чем-то цеплять игроков. И это, в общем-то, правильно и хорошо! Ну а удастся ли Shooting Club 2 хотя бы чуть-чуть повторить свой успех на iOS — покажет время.
Андрей @coder1cv8
карма
74,0
рейтинг 0,0
Инди-разработчик
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (22)

  • +3
    побольше бы таких статей
  • 0
    Человеческое спасибо!
    Думаю для Андроид приложения будет тоже полезно.
  • 0
    А не посоветуете чего-нибудь о Canvas для совсем начинающего?
    • +1
      Я посоветую: учите Unity3d и забудьте про канвас.
      • 0
        Глупый вопрос: под Unity можно писать только на C# или на чем угодно?
        • 0
          Можно писать на C# или JavaScript.
        • 0
          Лучше писать на C# (как минимум на нем много больше исходников написано, проще будет читать) но есть похожий на JavaScript язык с типами (если знакомы с ActionScript 3, то дела пойдут в гору).

          Канвас в мобилках это страх и ужас по производительности. Чего-то путного добиваются на трансляции вызовов в OpenGL, как например автор impactjs.com/documentation/impact-on-mobile-platforms, но это маргинальное направление, которое никогда не будет мейнстримом, в отличие от Unity.
    • 0
      Не знаю насколько сейчас это актуально, но я начинал с «уроков Дарьи Ряжских».
      Хотя, если бы можно было вернуться назад, я бы начал сразу с какого-нибудь движка. Все-равно к этому придете.
  • 0
    Спасибо за свой опыт и отдельное спасибо за контакты)
  • 0
    Интересно, а кто нибудь неигровые приложения продвигает схожим образом?
  • 0
    Спасибо за статью! Было бы неплохо описать, что произошло в конце сентября и вызвало заметное увеличение скачек. И ещё примерно 15 октября, когда случился небольшой, но стабильный подъём.
    • 0
      Ну, 15 октября — это добавление локализации на несколько основных языков, а вот по поводу конца сентября, мне самому интересно )
  • +1
    Update: Хочу поделиться, не так уж все плохо, хоть в русском ТОП-е

  • 0
    кстати о невозможности внесения изменений. Есть один, вероятно, не очень легальный но рабочий способ, а именно — можно использовать для приложения любой движок с поддержкой скриптов, например Cocos2d-x, и написать весь код приложения на JavaScript или Lua. В процессе запуска приложения сделать проверку (на своем сервере) на наличие апдейта, загрузить с онного новые (обновленные) скрипты на девайс и, вуаля — приложение обновлено в обход модерации аппл.
    PS: можно обновлять/добавлять как скрипты, так и контент
  • 0
    А какая прибыль игры Shooting Club 2 в гугл плее, если не секрет?
    • +1
      Ну… В какой-то момент мне пришлось выделить отдельную комнату для складирования денег.
  • 0
    А почему не попробуете многократно упомянутый тут iSpreadNews — чтоб они разослали анонс игры на 900+ ресурсов по всему миру?
    • 0
      А вы наверное клон таки забаненного за рекламу этого бестолкового сервиса brainplus? )

      Для разработчиков скажу: не тратьте деньги зря. Такие вот спам-рассылки абсолютно не эффективны. Ищите сами подходящие сайты, составляйте индивидуальные письма, а на эти 100-200$ купите один гарантированный обзор, толку будет больше.
  • 0
    Спасибо за информацию.
    Вопрос немного не в тему, но интересно, как у вас происходит сотрудничество с 3d-художником/аниматором. Сколько человек вы привлекаете, как впечатление? Или же еще и сами рисуетет?
    • 0
      Сотрудничество — за процент от прибыли. Художник всегда один, у меня не такие большие игры. Впечатления… Впечатления, по разному. Очень сложно найти человека не только профессионального, но и исполнительного. То ли это особенность всех творческих людей, то ли мне просто так «везет».
  • +1
    Отличная статья, забрал себе в избранное. Особенно конкретные линки на форумы и на контакты доставили. Спасибо!

    Сейчас делаю мобилку как раз для ios в качестве эксперимента по размещению игр в апсторе на Россию. Оставлю тут тоже предварительный план маркетинга, может кому пригодится:
    1) Договориться с группами в ВК про хомячков, чтобы написали у себя посты про игру.
    2) Запустить рекламу контекстную и баннерами на минимальные бюджеты через AdMob.
    3) Зарегистрироваться и понять что нужно для кросспромо в www.chartboost.com/ru/
    4) Запустить пресс-релиз через агрегатор «http://ispreadnews.com/ru/»
    5) Запустить пресс-релиз через чувака с фриланса. Сам распост пресс-релизов 4000р + ~8000р бюджет на них.
    8) Узнать по публикации новостей о мобилках на крутпных игровых порталах типа Гохи, Стопгейма, mgnews, etc.
    9) Договориться с каким-нибудь блоггером на один видеообзор. Надо найти блоггера.
    10) Вот теперь еще десятым пунктом добавилось «Зарегистрироваться на форумах из списка (которые русские) и при запуске сделать там пост об игре =))))

    Еще раз спасибо за статью
  • 0
    Спасибо за статью! Вначале хотел пройти мимо, но понял, что материал дан как раз в очень нужном формате. Успехов Вам в развитии!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.