Пользователь
0,0
рейтинг
19 октября 2014 в 11:48

Управление → Информация для заказчиков или в защиту программистов recovery mode

Привет коллеги!

Я программист (веб-разработчик). Давно собирался написать памятку для моих клиентов и вот написал. Вроде бы получилось хорошо (самомнение). Всё что в этом списке, я прожил и проживаю на своей практике. Решил с вами поделиться, может быть кому пригодиться, чтобы скорректировать отношение заказчика в лучшую для Вас сторону.

1. Уважаемые клиенты, Вы себе даже близко не представляете, сколько ваших скрытых проблем решают программисты (разработчики) при работе над вашими проектами, особенно это касается проектов «подобранных на дороге» (проекты на доработке).

2. Если программист говорит, что сделает за 2 дня, а делает за 10 дней — он имеет на это право! В работе программиста нет и не может быть нормированных процессов*. Поэтому свои претензии по срокам оставьте при себе.

3. Помните, что нанимая программиста, Вы платите только за исполнение. Придумывать за Вас программист не должен. Если программист придумывает за Вас — стоимость работы умножайте на 2-5 раз, если не было иных договорённостей.

4. Техническое задание (ТЗ) — обязан предоставлять заказчик. Если у Вас нет ТЗ, Вы можете обратиться за помощью к исполнителю, но знайте, что это платная услуга. Помните, что без внятного ТЗ — результат будет ХЗ. Поэтому свои претензии за результат оставьте при себе.

5. Знайте и помните, что Вы всегда недооцениваете работу программиста. Вы всегда платите меньше, чем работа стоит на самом деле. Вы явно или не явно пользуетесь тем, что программист не является продавцом!

6. Знайте, что чем дольше Вы сохраняете трудовые отношения с программистом, тем надёжнее и лучше для вашего проекта. Чем дольше программист работает над вашим проектом или проектами, тем выше его ценность, как специалиста (сотрудника). Зарплата программиста должна постоянно расти только уже из-за самого стажа.

7. Предлагая копеечные бюджеты за работу, Вы тем самым подвергаете себя различным рискам. Программист вынужден брать проекты у нескольких заказчиков, чтобы обеспечивать достойный для себя доход. Несколько примеров: Из-за работы над несколькими проектами программист, может недосыпать, из-за чего может страдать качество вашего проекта. Если программист найдёт для себя более лучшие условия, он оставит ваш проект. Спрос на программистов огромный!

8. Никогда не экономьте на программистах и хостинге. Для своих проектов, используйте только физические сервера (DS) или VDS/VPS.

9. Всегда платите больше, чем называет программист — это мотивирует. Помните, что программист не продавец и стесняется назвать больше или плохо соображает из-за хронической усталости, при том, что труд программиста стоит больше, чем цифры, которые Вы можете видеть в интернете.

10. Всегда ориентируйтесь на срок в 2-5 раз больше от того, что называет программист. Если Вы упрекнёте программиста за сроки, после этого Вы получите порцию не кода, а говнокода. И Вы даже не узнаете об этом! Программист всегда стремиться сделать свою работу хорошо, если заказчик ранее не демотивировал его. Лучше просто ожидайте результат.

11. Программист, который обзывает работу другого программиста, чаще с целью превозвысить себя — полный мудак. Профессионал и адекватный человек, никогда не будет переходить на личности, а к чужой работе будет относится с пониманием.

12. Помните, что Вы никогда не платите за красоту и аккуратность кода, никогда не даёте время на наведение порядка. Поэтому получите соответственный результат.

13. Знайте, что срочно — это когда человек в реанимации, всё остальное это не срочно! Для программных проектов срочно не бывает. Если для вашего проекта наступило срочно, то скорее всего:

  1. Вы не умеет планировать.
  2. Вы платите копейки, почему и находитесь без постоянно программиста и системного администратора.
  3. Вы перекупщик, которого дрюкает клиент.
  4. У Вас, что-то сломалось в проекте, а так как у Вас нет постоянно программиста и системного администратора по причинам из пункта 2, для Вас поэтому наступило срочно.


14. Знайте, что программист может долго не показывать результат, тем более визуальный, но это не значит, что нет результата вообще. Программист, может весь день ничего «не делать», то есть не писать код, но это не значит, что он не работает над вашим заказом. Работа может идти и на уровне мыслей! Или программист может параллельно работать над другим проектом, но знайте, что весь профессиональный опыт, только положительно скажется при работе над Вашим проектом. Если Вы не знаете о таких вещах — это одно, если Вы не принимаете таких особенностей, то Вы плохой заказчик!

15. Знайте, что профессия программиста — это творческая профессия. Не всегда программист может работать на протяжении 8 часов. Рабочее время в сутках, программист должен распределять по своему!

16. Если Вы заказываете услуги программиста на фрилансе, особенно через «Безопасную Сделку» — подумайте над тем, чтобы включить в срок выходные для программиста, и подумайте над тем, что программист работает не 24 часа в сутки.

17. Если Вы платите программисту ежемесячно (оклад), ни в коем случае не привязывайте зарплату к результату. Платите вовремя всегда, даже, если результат получается не вовремя. Иначе программист уйдёт от Вас. Программист — это такая профессия, где не бывает точных сроков*, поэтому из-за Вашего не понимания этого, программист начнёт переживать из-за не стабильности в получении зарплаты и вынужден будет взять сторонние проекты, чтобы себя подстраховать. Из-за этого программист будет усталым, будет не высыпаться, Ваш проект(ы) будут страдать. Виноваты в этом только Вы!

18. Если Вы заказчик из РФ, то знайте, что минимальный доход программиста должен быть 60000 руб. Стремитесь обеспечивать этот минимальный доход.

19. Знайте, что чаще Вам называют срок и стоимость только за разработку. Названное время, не включает в себя этап тестирования и технической оптимизации. Давайте дополнительное время плюс один месяц.

20. Техническая оптимизация проекта оплачивается отдельно и процесс этот может происходить достаточно длительное время.

21. Программисты — это особая каста и не спорьте! Если Вы не программист с десятилетним стажем или вообще не программист, но думаете, что понимаете что-то про работу программиста, при этом размышляете, типа «Да, что тут необычного», «Ты же не программируешь, ты используешь фреймворк» или думаете, что программист — это обычный офисный работник, то Вы не знаете о работе программиста — ничего!!! Чаще, в отличии от обычного офисного работника, программист постоянно занимается своим образованием, знаниями, самообучается.

22. Идеальный заказчик — это тот, который платит хорошо и платит вовремя. Который не контролирует каждый час или каждый день, а молча ждёт результата.

«Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать.»
Пётр Капица

23. На длительных проектах, сразу договоритесь об «итерациях» (рабочих этапах) в 1 или 2 недели. Например программист работает 2 недели, после показывает или рассказывает о результатах. В течении итерации оставляйте программиста в покое. Не контролируйте. После отчётности начинается следующая итерация. Помните, что для нового проекта, первые итерации должны быть более длительные до появления первых визуальных результатов. Программист Вас за это возлюбит!

24. Вы просите разместить синюю кнопочку с новой функцией. Зрительно для Вас это всего лишь синяя кнопочка и Вы думаете, что это быстро, а для программиста это могут быть два дня работы! Синяя кнопочка, может повлечь за собой написания нового модуля, кучу вспомогательных функций и классов. А зрительно — это всего лишь синяя кнопочка. Да, Вы действительно ничего не знаете о работе программиста.

25. Согласуйте заранее периодическое время для общения по скайпу. После чего не нарушайте покой программиста внезапным появлением в скайпе. Иначе программист будет отключать скайп или игнорировать Вас. Лучше пишите по электронной почте, программист всегда занят и ответит в порядке очереди.

26. Если Вы думаете, что программист мудак, может так и есть, но, если зреть в корень, то его сделали таковым заказчики и окружение. Всё окружение программиста (системного администратора, компьютерщика), всегда пытается на халяву воспользоваться его личными знаниями и опытом.

27. Всегда оплачивайте дополнительное время программиста. Даже, если он потратил полчаса и отказывается принять материальную благодарность, предложите сумму или попросите назвать её исполнителю. Оплатите в любом случае!

28. Офисного программиста, Вы обязаны обеспечить удобным креслом и вообще, хорошим и современным рабочим местом.

29. Вы должны это знать — ваш программист самый лучший! Заботьтесь и берегите своего программиста.

*Бывают точные сроки, только в крупных специализированных компаниях по разработке ПО, там, где все процессы разделены на мелкие порции. Но это скорее всего не в вашем случае.
Михаил @mihas
карма
0,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (55)

  • +35
    Прочитал первые два пункта, дальше не читал. Если бы я был вашим заказчиком — я бы от сотрудничества с вами отказался. И это при том, что я понимаю вас, как программиста.
    • +22
      Прочитал все пункты. Можно было не читать. Впечатление от первых двух оказалось верным.
    • 0
      Для этого обычно и существуют бизнес-аналитики
      • +1
        Для чего?
  • +28
    Налицо непонимание позиции клиента. С Вами, как с исполнителем, я бы не стал сотрудничать.
    Именно поэтому программистам нужен человек, который понимает все эти ограничения и «проблемы» и не дает им выйти наружу, а берет на себя организацию всех коммуникаций и, что называется, держит команду в «узде» или в тонусе. Заказчику попросту наплевать на все эти 29 пунктов. Он ставит задачу, сроки и он платит деньги. Если Вы, как программист, не можете ее выполнить, виноват не заказчик, а Вы.
    • –5
      Когда заказчик с фриланса и у него бюджет рассчитанный на одного программиста, а проект делать полгода — кто будет нанимать «Именно поэтому программистам нужен человек».
    • +3
      Он ставит задачу и ищет программистов вечно, мне такие каждую неделю стучатся и посылаются подальше.
  • +20
    Какое-то нытьё. Программист — не центр вселенной
    • +20
      Программист — это Вселенная.
  • +11
    Я бы советовал
    1. убрать это в черновики чтобы больше никто не видел
    2. переосмыслить то чем вы занимаетесь (вы ведь занимаетесь?)
    • 0
      А по моему весело :) Зачем такой труд удалять. Он же вон — напрограммировал.
  • +23
    «Я не сделаю вам ничего, но в этом виноваты только вы. Где мои 60000 рублей? На колени!»
    • +2
      У меня похожие чувства, когда я налоговую декларацию готовлю.
  • +19
    «претензии по срокам оставьте при себе», «претензии за результат оставьте при себе», «Стремитесь обеспечивать», «ваш программист самый лучший! Заботьтесь и берегите своего программиста.» Если слово программист заменить на любовница, то в статье появляется какой-то смысл.
  • +5
    Несколько раз упоминается, что программист — не продавец. Но если вы общаетесь с заказчиком, то продавцом (себя) вы быть должны. Иначе вам стоит поискать менеджера по продажам вас, как программиста.
    • –1
      Да, согласен, такой вариант допустим, в каких-то случаях, когда речь о крупных бюджетах.
      • +1
        Этот вариант и есть способ получить крупный бюджет :)
  • +2
    Многое из описанного заказчик не должен/может знать и видеть. Попробуйте разбить весь этот список на 3 пункта:
    — что я могу скрыть от заказчика, без ущерба себе
    Заказчик не должен видеть потроха и внутреннюю кухню, что-то решается правильной организацией процесса. Сапожник без сапогов для фрилансера плохой вариант.
    — что я могу сделать прозрачным для заказчика, чтобы процесс выглядел организованно
    Заказчик должен видеть, что работа идет, понимать какие возникают проблемы, отзывы и замечания записаны и принимаются во внимание
    — что я могу внятно обосновать и заранее указать в договоре
    Заказчик должен при работе с вами понимать что присутствуют риски, но вы о них знаете и вы знаете как поступить в случае их возникновения.
  • +5
    Если программист говорит, что сделает за 2 дня, а делает за 10 дней — он имеет на это право!
    После чего заказчик имеет право, в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями, оплатить работу как двухдневную, или потребовать неустойку в размере потерянной прибыли, или отказаться от дальнейшего сотрудничества и так далее. По вашему тексту у программиста нет никаких обязанностей, только права; а у заказчика, в свою очередь, нет никаких прав — только обязанности. Никто на таких условиях работать не согласится, да и не должен соглашаться.

    Ну и да, почти к каждому утверждению в вашем тексте можно написать «нет, это не так, потому что...» — я уж не знаю, чем это вызвано, то ли розовыми очками, то ли нехваткой опыта, то ли чем-то третьим.
    • –3
      Здесь собраны моменты из жизни программиста-фрилансера, который работает напрямую с заказчиками.
      • +5
        Во-первых, с этого нужно было начинать пост.
        А во-вторых, это не делает ваши ошибки меньшими ошибками.
  • +3
    Достойный троллинг других статей из серии «В защиту программистов»

  • 0
    Для заказчика такая информация это показатель что ты диктуешь только свои условия, при том что именно он платит тебе твою зарплату!
  • +2
    Крик души?)
    А потом тебе программист (как раз дней так через десять после дедлайна) пишет: извини, я был на свадьбе у брата в Гоа, забыл предупредить.
  • +3
    От одного очень хорошего программиста на одной из конференций я услышал — «обязательно наймите другого программиста, многое переосмыслите в подходе к работе».
    Тут изложен просто идеальный вариант со стороны программиста, но со стороны заказчика — я бы никогда не нанял фрилансером человека с таким подходом. На наемную работу в офис, под присмотром менеджера — можно, на фриланс — нет.
  • 0
    Программисты и заказчики — вечный спор кто прав, кто нет. Программисту иногда виднее как реализовать идею заказчика. А заказчик вроде как важнее, ведь именно он обеспечивает программиста работой.
    Во всём хороша золотая середина, и во многом эта середина — хороший ПМ.
    • +1
      Или умение договариваться. Потому что если заказчик упрям как осел (пусть даже при деньгах), с таким работать будет очень сложно. Верно и наоборот — если программист считает, что он звезда и центр вселенной — лучше не работать с таким программистом без особой нужды.
      Был по обе стороны баррикад, так что примерно знаю, о чем говорю)
      • 0
        Я видел обе стороны баррикад. У меня был заказчик, мягко говоря, совершенно уникальный, очень упрямый, очень своенравный, но при этом с хорошим бюджетом. Договариваться с ним была «та еще работка», тем не менее проект сдали.
        А был еще один звёздный программист, вокруг которого при желании можно было запустить несколько планет по орбите. С ним было очень тяжело, потому как на любой запрос и задачу от клиента — он говорил дословно: «а зачем это ему надо? он не будет этим пользоваться, я не буду делать это, я сделаю другое». Т.е. он не просто затягивал сроки, и отказывался от задач, а пытался внедряться в бизнес-процессы и бизнес-логику приложения на уровне заказчика, субьективно полагаясь на свой опыт и правоту. Мы проект завершили.
        От таких клиентов и программистов мы отказались ))) да, это плохо, скажут многие: вы ведь теряете деньги. А вы знаете, нервы и здоровье, они как-то дороже ))))
  • +4
    Люди нередко борются с рынком, вместо того, чтобы делать хорошо свое дело. В результате мы имеем недоспециалистов-недоменеджеров-недопродавцов, с истеричным апломбом, нескончаемой обидой и чувством незаслуженной униженности.

    Уважаемый автор. В то время, как Вы жалуетесь на жизнь, тысячи других людей нормально зарабатывают деньги, делая то же, что и Вы. Вы не сможете работать с любым заказчиком. Не работайте с теми, с кем не умеете. Не тратьте жизнь на стрессы и унижения.
  • +7
    Похоже на «Вредные советы». :)
  • +1
    Попробуйте планировать работу, прикидывать сроки более точно и не страдать программистским нарцисызмом и в сроки начнете укладываться и заказчики не такие тераны будут.
    • 0
      то есть + 50 к цене? обычно так и делают.
      • 0
        Отработанные схемы есть, если им следовать, то и цена достаточно точно определяется и время :)
  • 0
    После небольшого диалога и ознакомления с ТЗ уже можно определить тип заказчика (также справедливо и к исполнителю). Если вам не комфортно работать с клиентом, не работайте.
    Все это приходит с опытом и срабатывает на уровне интуиции.

    Такой текст и поход лучше не показывать заказчику. Некоторые пункты правильные, но в целом не клиент-ориентированно и заказчики это не любят.
  • +6
    Если программист говорит, что сделает за 2 дня, а делает за 10 дней — он имеет на это право! В работе программиста нет и не может быть нормированных процессов

    Фигня. Я всегда точно знаю, сколько займет та или иная разработка.
    Почему? Да потому что все что я делаю я уже когда-то для кого-то делал в том или ином виде. Поэтому я и специалист. Я знаю свою специальность.
    Да, бывают уникальные задачи. И тогда точные сроки называть не получается. И заказчик в этой ситуации уведомляются.
    Даже больше. Бывают ситуации, с которыми не получается справится. И об этом заказчик уведомляется тоже.
    У меня за практику всего пару раз было такое, чтобы я не смог решить задачу… Но бывало. Буквально месяц назад я окончательно слил одну из задач о чем и сообщил заказчику. Вот только для него это не было сюрпризом. Он изначально был поставлен в известность, что задача для меня незнакомая и выглядит сложной. Была договоренность, что по этой работе нет предоплаты, потому что я не могу гарантировать результат.
    Во всех остальных случаях я называю сроки. И если я не справляюсь со сроками — это только мой косяк. И вполне логично что в этой ситуации я как-то компенсирую заказчику провал. Например, уменьшив свой гонорар.
  • +2
    Теперь я понимаю, почему нас — программистов считают очень странными
  • 0
    Есть программисты, с которыми приятно работать согласно всем (почти) перечисленным пунктам. Но их ОЧЕНЬ мало.
  • +1
    Кто платит деньги — тот и заказывает музыку. Все просто.

    Вообще, если вас наняли как специалиста, а вы не смогли подтвердить вашу квалификацию (обещали за 2 дня, а сделали за 10 — это как раз про это), то непонятно, зачем с вами дальше иметь дело?
    • 0
      Кто платит деньги — тот и заказывает музыку. Все просто

      Те «деньги» которые предлагаются на фриланс биржах (русскоязычных), назвать деньгами сложно, а вот музыку заказывать — только в путь.
      Можно искать и выжидать адекватной оплаты, либо брать все и (жрать кактус) грустить, как видимо и получается с автором.
      • +2
        Правильно. Во фриланс заказчики идут, очевидно, не от хорошей жизни — а потому, что хотят сэкономить. Исключения есть, но именно что исключения.
        Тем не менее, без заказчиков программисту делать нечего, а вот заказчик без данного программиста спокойно проживет, поскольку есть зерг азиатов, которые сделают, что попросят.
        Так что тот факт, что платятся малые денежки — это, простите, проблема программиста — ищете предложения, которые вас удовлетворяют. А раз уж вы взяли на себя обязанность, выставили сроки и что-то пообещали (качество, функционал и т.д. и т.п.), то тот факт, что вы не смогли этого сделать, говорит лишь о том, что вы отвратительный специалист, а вовсе не о том, что заказчик идиот и должен со всем этим смириться.
      • 0
        Не нравятся условия работы — не беритесь за неё, всё просто.
        • 0
          В том то и дело, что не все так просто. Нельзя сделать «facebook» за 100$, но клиент может этого просто не знать, ввиду своей IT неграмотности. В итоге он «обжигается», теряет деньги и у него складывается негатив ко все «программистам» в целом.
          А вот ново испеченные «профи» депингуют и берутся за то что сделать не в состоянии. В конечном итоге приводит к тому, что работа провалена, результата нет, деньги потрачены.
          • 0
            Так это везде так не только с программистами. Когда мы кого-то нанимаем для того чтобы нам, что-то сделаем, мы вручаем наши проблемы им. И я понятия не имею, сколько стоит вырезать аппендицит, например. И если мне скажут, что 100$ я отдам эти деньги и буду надеяться, что мне его вырежут правильно и меня не похоронят.
            Так же и здесь. Я могу и не знать, что на создание фейсбука тратится далеко не сто баксов, но раз уж кто-то подписался — я даю и надеюсь, что все будет путем.

            Когда меня обманывают, естественно, это меня расстраивает. Те кто поглупее, пишут потом «врачи-убийцы» и «программисты-идиоты», те кто поумнее, учатся на своих ошибках. Это внесистемная деятельность, она не привязана к связке «программист-заказчик», она одинакова для всех.
            • 0
              Я бы так не говорил если бы не ощутил на себе:
              Я могу привести примеры не квалифицированного труда:
              Грузчик: Подъем дивана — 5 этаж, 500р. время пол часа.
              Такси: Время поездки 1 час — 1000р. (Москва)
              Таджик: Копание ямы — 3 часа — 2т.р.
              И дешевле просто некто не брался. Сговоренность?
              • 0
                Нет. Рынок.

                Хотя понятно, что все не так, как вы описали.
                Грузчиком может выступать и дядя Вася и сотоварищи из подъезда напротив, за бутылку-две водки, например. Такси можно частника поймать, что будет дешевле, а таджика заменить на того же Васю, что грузчик.
                Разумеется, вам не понравится всякие связанные с вышеназванными причинами неудобства, именно поэтому вы и все остальные переплачиваете за эти и другие услуги.

                Все ведь просто. Если бы это были завышенные цены, которые никто не хочет платить, то эти товарищи бы разорились. То что фрилансеры зарабатывают 100-200 рублей в час, то значит рынок, т.е. вся толпа фрилансеров и вся толпа заказчиков договорилась, что им такой подход нравится и удобен.

                Подсказка. Если вы считаете, что на российских фриланс биржах платят мало — что вы там забыли? Идите на мировые фриланс биржи. Если и там копейки — так платят столько сколько человек стоит, поднимайте свои навыки. Если все равно беда — идите на постоянную работу, IT-спецов хороших __постоянно__ не хватает.

                В общем, спор я подытожу прекрасной цитатой:
                Нельзя выкопать яму в другом месте, копая одну и ту же яму глубже. (с) Э. деБоно
  • +3
    Я и программист и руководитель и часто заказчик. Описана ахинея.
    • +1
      Я бывший программист и нынешний руководитель и полностью подтверждаю — «описана ахинея».

      Автор выделяет типичные для фриланс-программиста проблемы, но решения, которые он предлагает — это просто что-то невообразимое.

      По причине наличия на рынке таких программистов (хотя и заказчики на фрилансе тоже те ещё, отлично знаю) я с фрилансерами и не работаю.

      P.S. Советую автору удалить эту статью…
  • 0
    Так можно о любой работе писать.

    1. Работа штукатура — творческая. Существует много видов самой штукатурки, а способов нанесения ее — еще больше. Только настоящий профессионал может принять решение, как и что делать.

    2. Нанимая штукатура сделать ремонт на вашей кухне, не спрашивайте когда будет готов работа. Как творческий человек, штукатур непредсказуем. Он может сделать и за 2 дня, и за 5. Наслаждайтесь процессом и варите чай на плитке, пока в течение месяца на кухне у вас делают и переделывают стяжку.

    Ну и так далее… Ересь, одним словом.
    • 0
      Ну ладно, программирование и штукатурка — это совсем разное. С однотипными сайтами-визитками сравнить только разве что можно.
  • +3
    Троллинг толстоват, извините.
  • +2
    А можно увидеть ваши проекты? Ну или ссылку там на фриланс.ру какой-нибудь. А то все, что гуглится — забанено
  • +1
    image
  • 0
    Удивительно похоже на посты в стиле «Мужчина Должен!» в женских тематических сообществах. Главное, чтобы ценил вас любимых, ага.
  • 0
    Программист, работающий на фрилансе, должен уметь продавать ))
  • 0
    Боги, сделайте так что бы эта статья осталась тут! В Красную книгу! И махать опахалом всем три раза.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.