Бизнес консультант
42,9
рейтинг
22 октября 2014 в 22:53

Управление → Бизнес-консультант в малом и среднем-бизнесе. Кто это и зачем он нужен?

«Хороший советник лучше любого богатства»

Сократ


Не так давно я предложил сообществу статью «7 лучших инструментов для решения бизнес-задач от бизнес консультанта дженералиста». В комментариях от читателей была озвучена просьба подробнее рассказать, кто такой бизнес-консультант в малом и среднем бизнесе, какие задачи выполняет этот человек, какими знаниями он должен обладать, и когда он нужен. И сегодня я выполняю свое обещание, данное тогда читателям. Итак, приступим.

Кто такой бизнес-консультант?


Я не буду здесь давать сухие определения, думаю, они никому не интересны. Бизнес-консультант – это тот самый человек, которого приглашают со стороны, чтобы он помог найти решение каких-то проблем. Также очевидно, что взгляд «со стороны» очень часто помогает выявить то, что вы никогда не обнаружите, будучи сотрудником компании.

Я хочу с вами поговорить исключительно о бизнес-консультантах, которые работают с малым и средним бизнесом, т.к. с предприятиями с численностью сотрудников ориентировочно от 5 до 70 человек. Эта работа во многом отличается от того, что делают специалисты, которых привлекают в подобных случаях крупные компании. И, как раз, с этими нюансами есть смысл разобраться.

Итак, в чем особенности малого и среднего бизнеса?

  1. Бизнес по своей структуре достаточно простой. Обычно здесь не нужна сложная логистика или аналитика. Управление осуществляется небольшим числом людей. Отсутствуют и многие другие структуры, без которых невозможно представить себе управление крупной компанией.
  2. Небольшой бизнес не имеет достаточных финансовых средств для того, чтобы привлекать к работе целый штат разных специалистов.

Именно эти две причины – отсутствие необходимости и экономия средств – привели к тому, что для малого и среднего бизнеса оптимальным решением являеется услуги консультанта-дженералиста.

Напоминаю, что консультант-дженералист (в отличии от консультанта-специалиста) – это человек, способный оценить бизнес в целом, наметить общие тенденции, увидеть перспективы и возможности улучшения ситуации. Обычно ситуация выходит за рамки одного процесса и/или функции.

Конечно, не все так просто. Разобраться в том, что происходит в бизнесе и найти причины «заболевания» — это только половина дела. Решение должно быть конкретным, как рецепт от врача. А потому наряду с общим пониманием бизнес-процессов, консультант должен обладать многими сопутствующими знаниями и навыками. Так, сегодня невозможно представить себе управление бизнесом без использования программного обеспечения. А потому бизнес-консультант должен ориентироваться в IT-сфере, обладать знаниями о том, какие решения существуют, какие можно реализовать под заказ, уметь поставить задачу программисту и т.д.

Зачем нужен бизнес-консультант?


При общении с новыми клиентами мне постоянно приходится отвечать на этот вопрос. Также нередко его задают мои бывшие коллеги из IT-сферы и сотрудники различных компаний.

Казалось бы, и правда:

  • Структура небольшого предприятия достаточно простая.
  • Увидеть работу «в целом» может и даже должен уметь руководитель.
  • «Слабое звено» найти не сложно, часто даже клерки понимают, какой отдел «тормозит» работу.
  • Для автоматизации можно напрямую обратиться к программисту.

Все это, конечно, верно. Именно так и должна работать небольшая компания. Но реальность несколько отличается от любой бизнес-схемы, и отличается обычно в худшую сторону. В результате, компания какое-то время работает, текущие проблемы решаются по мере их возникновения более или менее успешно. А потом наступает кризис. И тогда зовут бизнес-консультанта.

Что чаще всего видит бизнес-консультант?

  • «Узким местом» бизнеса очень часто оказывается совсем не то, о чем говорил клиент.
    Например, вы можете быть на 100% уверены, что ваша компания не может увеличить товарооборот из-за медленной работы склада. Вы покупаете на склад компьютеры и какое-то программное обеспечение для автоматизации работы. Нанимаете большее число грузчиков и кладовщиков, чтобы они быстрее собирали заказы. При этом истинная проблема кроется в непродуманной работе отдела доставки. Достаточно оптимизировать транспортные маршруты, научиться передавать документы на склад в правильном порядке, и пропускная способность этого склада вырастет без каких-то других вложений.
  • Для решения возникающей проблемы выбирают сложный и ошибочный путь.
    Как известно, на ошибках учатся. Но стоит ли учиться исключительно на своих? Бизнес-консультант, по сути, является кризисным менеджером. Его зовут тогда, когда компания сталкивается с определенными проблемами. Консультант анализирует бизнес, разбирается в предпосылках, которые привели к текущей ситуации. Он видит много разных ошибочных решений, а также их последствия на практике. И, естественно, в своей работе уже не повторит такие ошибки. А потому помощь бизнес-консультанта очень часто избавляет бизнес от «танца на граблях», на которых уже побывали ваши конкуренты.
  • При автоматизации работы предпочтение отдают далеко не самому лучшему инструменту.
    Чаще всего руководитель бизнеса и программист говорят «на разных языках». В итоге программист работает либо вообще без тех задания, т.е. составляет его себе самостоятельно на основе того, о чем он сам догадался в беседе с клиентом, либо получает ТЗ, которое на самом деле вынуждает его делать не совсем то, что реально нужно клиенту. Более того, любой IT-специалист без исключения органичен в выборе решения своей специальностью. Так, 1С-специалист будет привычно дорабатывать под поставленную задачу какую-то из 1С-конфигураций в то время, когда для решения проблемы может быть достаточно Excel-таблицы или отдельной программы для рассылки почты.

Итак, бизнес-консультант – это тот самый человек, который сумеет провести грамотную диагностику проблем, возникших в вашем бизнесе. Он привык смотреть не только на явные симптомы, но анализирует весь бизнес-процесс. После чего бизнес-консультант назначит вам правильное «лечение». У него есть практический опыт, есть знание и понимание ошибок ваших коллег, есть разные варианты решений, проверенные на практике.

Бизнес-консультант должен быть IT-консультантом


Если бизнес-консультант работает с малым и средним бизнесом, он обязательно должен быть также IT-консультантом. Современные бизнес-процессы невозможно представить себе без автоматизации. Многим предприятиям нужны новые продукты, методы, и как итог – программы. Внедрение какого-то нового процесса без программной поддержки – не реально. И надо уметь выбрать оптимальное решение, а также пояснить клиенту, почему именно такой программный продукт подойдет лучше всего. Кроме того, очень важно понимать, как он будет взаимодействовать с другими программами и процессами на предприятии. Для небольшого бизнеса лучше всего, если тактику и стратегию бизнеса, а также программное сопровождение для новых бизнес-процессов будет выбирать один человек.

При этом бизнес-консультант не может быть привязанным к какому-то одному программному продукту. В отличии от программиста, он должен выбирать каждый раз оптимальное решение, не «зацикливаясь» на каких-то привычных инструментах. Бизнес-консультанту безразлично, будет ли строиться работа новых процессов при помощи 1С, каких-то специально разработанных приложений или стандартных средств Microsoft Office. Он хорошо знает, что может продложить современный IT-рынок, умеет четко поставить задачу программисту, и всегда выбирает то решение, которое лучше всего подойдет для автоматизации бизнес-процессов в конкретном случае.

Работа «под ключ» и другие нюансы


Очень важный момент для малого бизнеса. Консультант поможет воплотить в жизнь все свои идеи и предложения:

  • Подготовит и поможет внедрить любые кадровые перестановки, изменения режима работы и т.д.
  • Подготовит и внедрит новые программные решения. Все нюансы – начиная от выбора программы и оканчивая поиском специалиста и внедрением – консультант берет на себя.
  • В процессе решения проблемы при необходимости какие-то нюансы проработает отдельно, в том числе, привлечет к этому специалистов советующего профиля.
  • Обучит персонал новым методам работы.

Чаще всего бизнес-консультант работает с одним предприятием не более 1,5 лет. За этот срок полностью решаются все поставленные задачи. И когда новые бизнес-решения начинают работать в штатном режиме, сотрудники компании уже сами без помощи и подсказок могут продолжать работать в нужном направлении, работа бизнес-консультанта с конкретным предприятием завершается. Как показывает моя практика, до следующей сложной задачи.

Отдельно хотелось бы сказать еще об одной функции бизнес-консультанта. Это – функция «громоотвода». Лично я не единожды сталкивался с такой ситуацией. Руководитель компании даже без моей помощи знал о том, что компании нужны перемены. Более того, понимал во многом, какие именно. Но он также понимал, что эти перемены приведут к неприятным для части персонала кадровым решениям. А коллектив – дружный, сработавшийся. Если начать внедрять какие-то новшества, могут обидеться и уйти, в том числе, те специалисты, которых совсем не хочется потерять. Что в итоге? Реформы откладываются «в долгий ящик» из страха сделать еще хуже

Что происходит, когда появляется бизнес-консультант? Он – чужой, при этом именно он отвечает за все непопулярные решения. Все просто и понятно. На фирме имеются определенные проблемы. Руководитель нанял специалиста, который далее поступает так, как считает нужным для решения поставленной задачи. А весь негатив от коллектива направляется именно на консультанта.

Казалось бы, это все – мелочи. Но именно такие «мелочи» помогают очень часто в небольшой фирме сохранить и сотрудников, и нормальные отношения в коллективе, и все перемены провести максимально безболезненно. Консультанту этот негатив не страшен. Он отработал – и ушел. Да и деньги ему платят как раз за внедрение перемен, так что – реакция привычная, никаких эмоций не вызывает, а руководителю – одной проблемой меньше, и проблемой немаловажной.

Как я к этому пришел?


Вопрос о том, как я пришел к этой, столь редкой для нашей страны профессии, мне также задают достаточно часто. Да и для понимания специфики работы рассказать об этом будет не лишним. Может быть, даже кто-то из вас пожелает стать моим коллегой. И здесь т я надеюсь, что мой путь, мои ошибки и наработки могут пригодиться.

Между прочим, на сегодняшний день на российском рынке бизнес-консультанты для малого и среднего бизнеса очень нужны. Эта ниша пока очень слабо заполнена. А работа – невероятно интересная, и не только финансово. Я лично всегда буду рад помочь любому из вас стать моим коллегой, подскажу и хорошую литературу, и на вопросы отвечу. Кому надо – пишите, буду рад. И сразу порекомендую книгу, которую сам считаю настольной: «Управленческое консультирование. Введение в профессию» Под редакцией Милана Кубра.

Итак, я жил в Уфе, занимался бизнесом, был фактически замдиректора достаточно солидной компании. Мы продавали автозапчасти, тогда это было выгодно. Казалось бы, что еще нужно? У меня был очень достойный доход, был автомобиль с личным водителем, спокойная работа и «солидные»100 кг с некоторой тенденцией к дальнейшему росту массы тела. Вот такой классический «начальничек».

Я знаю, что, к сожалению, для большинства из россиян подобный ход дела – это предел мечтаний. Очень многие среди нас «заточены» исключительно на получение прибыли. В результате в нашей стране появилось даже слишком много более или менее успешных продавцов, при этом имеется явный недостаток ремесленников, специалистов, которые знают и любят свое дело.

Лично я, когда мне говорят слово «ремесленник», вспоминаю немецких кузнецов прошлых веков, которые поколениями оттачивали мастерство, ковали доспехи, мечи, утварь. Они не были хорошими продавцами. Они были – специалистами, которые знали и любили свое дело. И за это их очень высоко ценили.

Что я хочу вам сказать? Если вы – продавец, если вы считаете, что прибыль – прежде всего, то дальше вам, скорей всего, будет читать не интересно. Но если вы, как и я, считаете, что намного интереснее не просто продавать, но создавать самому какие-то ценности, быть специалистом, то нам с вами по пути.

Итак, я – достаточно активный человек, мне было мало моего устоявшегося комфортного существования, хотелось чего-то интересного. Я читал о бизнес-консультантах, смотрел интервью с представителями западного бизнеса, которые в нашей стране сумели открыть филиалы и стать успешными именно при помощи подобных специалистов, и понимал, что я так тоже могу. Более того, я хочу этим заниматься. В итоге, я бросил все и переехал в Москву.

Специалист 1С или мое обучение


Лично я для изучения на практике различных бизнес-процессов выбрал путь, наиболее близкий мне. Окончил курсы, получил сертификат и стал специалистом 1С. Как известно, 1С программисты постоянно работают с бизнес-процессами, с бухгалтерией, складом, торговлей, с другими видами учета. А потому в процессе работы с программой 1С изучить особенности работы конкретной компании очень просто.

Первой компаний, куда я устроился, была фирма по продаже различных зоотоваров (корма для животных, клетки, игрушки, другие аксессуары). Фирма активно развивалась, и у нее была уже тогда разветвленная сеть магазинов. Как-то в моем присутствии разгорелся спор о ценообразовании. Я уже хорошо знал, как здесь все работает, а потому рискнул внести свое предложение – один из вариантов единого ценообразования для всех магазинов. Поначалу реакция руководства меня даже обидела. Мне сказали: «Ты программист? Занимайся своим делом». Но потом я понял, что они правы.

И тогда я сделал для себя важный вывод: Если вы хотите, чтобы в вас видели бизнес-консультанта, надо представляться как бизнес-консультант. Иначе вас и ваши идеи никогда не воспримут всерьез. Бизнесом руководят люди, а люди привычны думать стереотипами.

Далее я устроился на работу руководителем проекта. Затем работал еще на нескольких должностях. Так я проработал с 1С до 2008 года, до кризиса. К этому моменту у меня уже были некоторые идеи и наработки, плюс я уже около года работал в качестве фрилансера над разнообразными проектами.

Итак, 2008 год. Кризис. Я прихожу на одно предприятие, владелец которого собирается внедрить 1С Управление производством. При этом я вижу, что он сам сомневается в своем выборе и даже в том, надо ли ему внедрять эту программу. И тогда я предложил для начала сделать описание бизнес-процессов. Оказалось, что руководство никак не могло понять, что происходит у них в компании, а потому я со своим предложением оказался весьма кстати. Необходимо отметить что если бы не кризис они врядли согласились довериться и попытаться так кардинально менять свою компанию. Этот проект продлился больше двух лет и дал мне опыт и еще больше убедил меня что я иду по правильному пути.

Так я понял, что нужно сделать, чтобы начать карьеру бизнес-консультанта. Проблемы в бизнесе есть у многих. Надо приходить к людям, рассказывать, что я могу, надо предлагать свои услуги. Они действительно очень востребованы.

На сегодня у меня в активе где-то 35-45 готовых проектов. Каждый проект – это новые люди, отрасль, новые свершения, новые идеи. Я работал со швейной фабрикой, работал с производителями смузи и соков, с продажей косметики, с автозапчастями, с продажами складского оборудования, с салонами красоты и т.д.

Я видел очень много ошибок в бизнесе. Ведь меня, бизнес-консультанта, как и врача, чаще всего, зовут тогда, когда «болезнь» становится явной, а «самолечение» не помогает. А потому я видел очень много самых разнообразных решений, причем, на практике. И смогу сразу отсечь ошибочные идеи и выбрать оптимальное «лекарство» для конкретной ситуации.

Я постоянно учусь, и не только на практике. Если у нас в стране бизнес-консультирование малого и среднего бизнеса развито очень слабо, то на Западе эта специальность очень популярна, там есть множество учебников, выходят интересные статьи, есть какие-то методики и даже стандарты профессии.

Каждый проект – это сложная увлекательная задача. Не смотря на все знания и навыки, у меня нет и быть не может готовых решений «на коленке». Каждый раз мне приходится изучать все нюансы бизнеса, начиная от общих тенденций и оканчивая графиком работы сотрудников, системой поощрений и наказаний, особенностями транспортной доступности офиса, склада, производства и т.д. и т.п. И только после понимания всех нюансов работы компании у меня появляется возможность выявить реальную проблему и предложить варианты ее решения.

Бизнес-консультант – работа не для ленивых. Я не буду говорить о том, сколько сил и времени требуется, чтобы продать мои услуги. С одной стороны, они очень востребованы, наблюдается реальный дефицит бизнес-консультантов для малого и среднего бизнеса. С другой – очень многие бизнесмены не понимают, чем им может помочь бизнес-консультант, приходится тратить много усилий на пояснения того, о чем я пишу здесь и сейчас. Но это – мелочи по сравнению с тем, сколько сил придется вложить в сам процесс работы. Приходится постоянно учиться. Во-первых, нужно изучать нюансы работы конкретной отрасли, и даже конкретного предприятия. Во- вторых, мало выявить проблему, нужно ее решить. А это – продумать и внедрить программное решение, проконтролировать работу сотрудников, которые, скорей всего, будут первое время саботировать ваши предложения, так как новое всегда воспринимается с трудом. Надо обучить персонал новым методам работы, постоянно отслеживать качество этой работы и эффективность выбранного решения, и многое, многое другое.

Бизнес-консультант для малого и среднего бизнеса – это очень интересно!


К сожалению, сегодня в России малый и средний бизнес развивается очень слабо. Одна из важных причин такого печального положения вещей – это отсутствие у предпринимателей достаточного опыта и знания бизнес-процессов. Бизнес развивается, по сути, методом проб и ошибок. В то время как на Западе бизнесмены активно используют услуги бизнес-консультантов, благодаря чему избегают многих «подводных камней» в своей работе и эффективнее используют свои возможности.

Я считаю очень важным, чтобы в нашей стране число бизнес-консультантов, работающих с малым и средним бизнесом, также увеличивалось. И чтобы бизнесмены помнили, что у них всегда есть помощник. Бизнес-консультант не имеет никаких своих интересов и предпочтений в вашем бизнесе, но при этом всегда готов прийти на помощь в кризисной ситуации, разработать надежную и эффективную стратегию развития, или даже просто дать действительно хороший совет.

Надеюсь, что мне удалось донести до вас главное: зачем нужен бизнес-консультант в малом и среднем бизнесе, чем он занимается и какими знаниями должен обладать. А также насколько это интересная профессия, и как важно для успеха российского бизнеса чтобы нас стало больше, чтобы к нам обращались чаще, чтобы вместе мы научились работать еще лучше!
Кинзябулатов Рамиль @JustRamil
карма
24,2
рейтинг 42,9
Бизнес консультант
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (18)

  • 0
    Вы — как дженералист — готовы предлагать свои услуги малому и среднему бизнесу в любой отрасли?
    • 0
      В принципе да. Некоторые компании имеют специфику, но подавляющее большинство процессов все равно похожи на процессы в других организациях. Тем более очень важно понимать, что я не претендую на роль эксперта в бизнесе моего клиента. То есть если я консультирую компанию обслуживающую станки по упаковке сигарет, это вовсе не значит что я эксперт в этой области. Но они меня нанимают для организации учета запасных частей для станков и их складирования. Я оказываю необходимые им услуги. Мне не обязательно знать для чего предназначена та или иная деталь, для того чтобы дать консультацию.
      • 0
        Вы пишете о том, что консультант-дженералист обязан быть IT-консультантом (и уметь выбирать оптимальное решение). Подскажите, пожалуйста, какое ПО вы бы предложили для автоматизации процессов в компании, занимающейся разработкой ПО?
        • 0
          Для этого нужно провести обследование. Слишком много ньюансов. Ведь ПО — слишком обширное понятие. Какое ПО? Для какой отрасли? Один продукт или линейка продуктов? Какие цели ставят перед консультантом? И на эти вопросы после обследования я должен найти ответ сам и быть уверенным в качестве информации.
          • 0
            > Какое ПО?
            Заказное.

            > для какой отрасли?
            Для любой, из которой придет заказчик.

            > один продукт или линейка продуктов?
            Заказное ПО.

            > Какие цели ставят перед консультантом?
            Оптимизировать узкие места. Например, узким местом является процесс управления требованиями. Какие бы программные решения вы предложили для этого процесса?
            • 0
              И на эти вопросы после обследования я должен найти ответ сам и быть уверенным в качестве информации.

              Пожалуйста посмотрите выше мой комментарий.
              • 0
                Я озвучил некую гипотетическую ситуацию. Вы могли бы предложить какие-то варианты?
                • 0
                  Нет.
                • 0
                  Давать консультацию в вашем случае — это как делать диагноз по телефону. То есть не профессионально.
                  • 0
                    А никто и не просил консультации. Просто осбуждение на конкретном примере.
                    • 0
                      Если бы это была частная переписка, то я согласен что мы могли бы просто обсудить. А в данном случае любое мое предположение или рекомендация могут быть рассмотрены консультация. Да и информации очень мало. Поэтому я осторожен, вы уж извините.
  • 0
    Всегда задавался вопросом почему бизнес-консультанты, бизнес-тренеры и иже с ними писатели «умных» книг, раз уж такие умные, не сделают свой бизнес. Должен получится нууу просто ах*еный выхлоп.
    А сам бизнес в рамках консультаций — это просто удобно. Дал совет: поперло — молодцы, не поперло — 10500 причин независящих от консультации.
  • 0
    Всегда задавался вопросом почему бизнес-консультанты, бизнес-тренеры и иже с ними писатели «умных» книг, раз уж такие умные, не сделают свой бизнес. Должен получится нууу просто ах*еный выхлоп.


    Вы не верите, но это и есть мой бизнес. Прочтите статью еще раз пожалуйста. Как я люблю говорить своим клиентам — «Моя жизнь плавно переходит в профессию, а профессия в жизнь». Я действительное нашел себя в этом, это мое призвание.

    А сам бизнес в рамках консультаций — это просто удобно. Дал совет: поперло — молодцы, не поперло — 10500 причин независящих от консультации.

    Не путайте мою профессию с профессией брокера или внешнего управляющего. Я не вкладываю чужие деньги, я не руковожу компанией. Если руководитель проводит изменения, то это делает именно он, а уж он знает как не навредить бизнесу.
    • –1
      Я понимаю, бывают ситуации: идешь-идешь… а тут тебе бизнес на голову упал. Папик спа-салон купил, дедушка умер, а него свечной заводик, папа решил решил наследнику сделать подарок. Оп-па… что делать. И тут на помщь приходят консультанты.
      Но обычно путь другой. Провалишь кучу проектов, вырастишь такую же кучу, опыта «с горой».
      • +1
        А потом твой бизнес перерастает твой опыт, т.к. он первый успешный у тебя, а у тебя есть лишь опыт поражений и тогда что делать?
        Или если твоя работа — это строительство, не такой конкурентный рынок как банковский, например, но ты хочешь опередить конкурентов по качеству обслуживания клиентов, ты просто приглашаешь маркетолога или продажника из банка, берешь от него проверенный опыт и становишься лидером в своей отрасли.
        • 0
          приглашаешь маркетолога или продажника из банка, ну так вот она ключевая фраза, что если сфера бизнеса тебе не известна, то ты обращаешься к человеку, кто в этом понимает (из банка), потому, что он в этом бизнесе работает. А что может сказать человек который не работает ни в каком бизнесе конкретно. Какой то «человек который решает проблемы» из фильма тарантино.
  • 0
    Провалишь кучу проектов, вырастишь такую же кучу, опыта «с горой».

    Ну ну.
  • 0
    Хочется еще добавить, что в малом и среднем бизнесе, в отличие от больших корпораций, успех бизнеса сильно зависит от качества управления.
    Вы пишете очень актуально и интересно да еще и много, как Вам удается быть таким продуктивным?

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.