Пользователь
0,0
рейтинг
29 октября 2014 в 12:36

Разное → Как мы делали школу мобильных разработчиков в Саранске

Здравствуйте! Цель статьи — поделиться опытом, как мы, силами регионального офиса разработки IT-компании, попытались решить кадровый вопрос и что у нас из этого получилось.

Основной вид деятельности нашей компании — разработка мобильных приложений, это около 90% производимых нами программных продуктов. Также исторически сложилось, что большая часть отдела разработки у нас сконцентрирована в Саранске. И что вполне логично, перед нами встала проблема кадрового голода.

Самым простым решением было искать сотрудников на зарплату х2, но что удивительно, даже этот метод не работает; большая часть людей либо сидит на своем месте и не хочет ничего менять, либо уехала в крупные города. Остается вариант — готовим кадры сами. Из плюсов — относительно низкая стоимость новых сотрудников и изначально высокая лояльность к компании. Из минусов — отсутствие опыта работы на реальных проектах.

Учебный план


Первым шагом, с которого мы начали осуществлять нашу идею, было составление учебного плана. Может показаться, что эта лишняя бюрократия ни к чему, но как показала практика и преподавателю, и самим студентам гораздо удобнее знать, что будет происходить на следующем занятии или что они пропустили на прошлом. Все началось с обычного списка вопросов, который, как мы посчитали, должен знать каждый, кто хочет заниматься мобильной разработкой. Например, план по iOS разработке начинался так:
  • Основы разработки. iOS, XCode, HelloWorld
  • Objective-C. Основы языка. Операторы. Типы данных. Переменные. Массивы
  • Objective-C. Классы, поля, методы, свойства

Как видите, план рассчитан на совсем новичков в программировании, но у нас в процессе занятий получалось заинтересовать на этом этапе и более продвинутых студентов. В дальнейшем этот план расписывался более подробно, для каждого урока мы продумали практическую часть и сейчас занимаемся тем, что каждый урок описываем отдельно в более подробном виде. Возможно когда нибудь этот план вырастет в неплохое пособие.

Подготовка




Что касается наших трат. Все “инвестиции” в школу разработчиков обошлись покупкой двух MacBook Air 13-inch и временем на чтение лекций, причем время обошлось дороже. В качестве помещения для обучения мы выбрали комнату отдыха в нашем офисе, где есть довольно удобные столы, пуфики, диван, доска и чайник. Атмосфера там вполне свободная и это, как я думаю, служило лишней мотивацией для тех, кто не любит студенческие лектории и скучные классы.

Набор студентов


Наступил самый ответственный момент — мы разместили объявления об открытии школы. В творческом порыве мы даже нарисовали логотип для нашей школы, что в свою очередь сделало наши объявления более заметными и интересными.



В объявлении из требований были только желание учиться и знание базовых основ программирования. Т.е. наш “студент” — это студент ВУЗа старших курсов, который на парах делал лабораторные работы и у которого еще не пропало желание уйти в профессию. Объявления мы разместили как в оффлайне: в корпусах технических факультетов; так и онлайн: наша группа ВКонтакте, объявление из которой мы попросили сделать репост наших друзей (группы факультетов и юзер-группы разработчиков). В итоге, по нашим подсчетам, охват получился достаточно большой: несколько сотен просмотров в день, что для региональной IT-группы — неплохой результат.

Собеседования


И вот к нам на почту начали приходить письма от желающих учиться. Набралось таких несколько десятков по каждой платформе. И настал момент выбрать среди них “достойных”. Для себя мы сразу определили, что набирать десяток человек — вариант неверный, т.к. массовое обучение страдает низким качеством. Поэтому для себя мы решили, что группа 4-5 человек нас вполне устроит. Один преподаватель вполне может контролировать индивидуально каждого студента и студенты всегда могут рассчитывать на внимание к себе. В общем, перед нами стояла цель выбрать наиболее подходящих нам.

Собеседование состояло из просьбы рассказать о себе, о том, какой есть опыт в программировании и почему хочется начать изучать именно мобильную разработку.

Как оказалось — это была вовсе не проблема, т.к. среди всех желающих обучаться, людей с базовыми знаниями набралось как раз столько, сколько было нужно. Остальным, мы советовали начать с базовых основ программирования (выучить что такое переменные, методы, написать “Hello, world!” и приходить к нам еще раз).

Занятия


Набрав две группы студентов (iOS и Android), мы наконец-то приступили к занятиям. Занятия у нас проходят, как я уже писал выше, в нашей комнате отдыха. По времени мы подумали, что наиболее удобным будет расписание из двух вечерних занятий в неделю, продолжительностью 1-2 часа. Правда, как показала практика, есть сложные темы, на которые иногда не хватает и двух часов, поэтому по ходу занятий план пришлось переписывать и некоторые вопросы разбивать на два и более занятий.

Само занятие состоит из теоретической части, где преподаватель на конкретном примере объясняет тему урока и практической, где студенты делятся на пары и выполняет усложненное задание, обычно относящееся к текущей теме и теме прошлого занятия.



Результаты


В начале прошлого года, когда у нас состоялся первый выпускной, наша команда пополнилась сразу несколькими разработчиками, которые работают у нас до сих пор и в некоторых моментах уже давно переросли своих учителей.
В этом учебном году мы опять надеемся на пополнение в наших рядах, причем сразу по двум направлениям.
И останавливаться на этом мы не собираемся и уже начинаем планировать новый формат обучения — IT-лаборатория веб-проектов. О ней, если будет всем интересно, мы напишем тоже небольшой доклад.

Итог


В конце хотелось бы отметить, что мы не единственные, кто создал свою школу разработчиков. Есть курсы разработчиков и у других компаний, как внутренние, так и на базе местного университета. А несколько дней назад, компания Mail.ru анонсировала открытие своей школы разработчиков в нашем городе. Хочется пожелать им удачи в таком нелегком деле и возможно это в очередной раз улучшит кадровый вопрос в нашем городе и в нашей компании в частности.
Максимов Антон @antaresm
карма
22,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разное

Комментарии (16)

  • 0
    Здорово.
    Вот сижу сейчас в Севастополе и стало слегка тоскливо, что не оказался в нужное время в родном Саранске.
    • +1
      В Севастополе такие курсы есть — нужно просто знать, где искать )
      • 0
        Нет-нет, я не наговариваю. Определённо в Севастополе присутствует аналогичная практика и, скорее всего, в большем объёме.
        Просто ностальгия по родным краям ..)
  • 0
    Круто, почему в Уфе такого нет(
    • 0
      Отличный повод сделать это самим
      Уверяю, что ничего сверх-сложного нет. А теоретически можно попросить помощи у крупных компаний.
      Вполне реально, что та же mail.ru, которая собирается делать школу у нас, может заинтересоваться вами.
      Или хотя бы подскажут. Попробуйте написать например Dmitry21 — Дмитрий Волошин, насколько я понял занимается школой в нашем городе со стороны mail.ru
  • 0
    Да пожалуй, такого практически нигде нет. Вообще, идея замечательная, хотя бы потому, что человек, которого ты обучил и дал работу, более лоялен и не задирает нос. Жаль, что такая практика мало применяется. но направление очент правильно.
  • 0
    Вы бы хоть учебную программу показали. Или там про какие-нибудь трюки в обучении рассказали. А то пост какой-то не очень информативный в итоге.
    • +1
      Учебная программа очень часто меняется. Поэтому публиковать ее не вижу смысла.
      Насчет «трюков» — каких то особенных нет, а то как проходят занятия я постарался описать более подробно.
      А каждый урок по сути, может потянуть на отдельную статью и расписывать их подробно я думаю не было бы интересно. Цель — рассказать о том, что школа — вещь легко осуществимая в рамках многих компаний и городов.
  • 0
    И под мобильной разработкой, вы, видимо, понимали iOS разработку? :)
    • +2
      Нет. В статье написано что мы набрали группы под iOS и Android
  • 0
    Из личного опыта советую в качестве учебных тасков давать ребятам задачи из реальных проектов. Например, в рамках opensource.
    На нашей практике по Java студенты, к примеру, занимаются расширением Checkstyle и связанных с ним проектов с открытыми исходниками
  • 0
    Круто то, что в регионах появляется все большее количество компаний, занимающихся разработкой мобильных приложений. От всей души желаю вам удачи.
  • 0
    Есть интересное выступление Салмана Хана (основатель Khan Academy) о том, как, по его мнению, изменится процесс обучения в будущем.

    Сейчас процесс образования выглядит так:

    1. Преподаватель в классе дает ученикам теорию, и на паре примеров показывает, как решать задачи при помощи того, что ученики узнали из теоретической части.

    2. После лекции/урока ученики самостоятельно закрепляют пройденный материал, выполняя заданное преподавателем домашнее задание.

    На основании опыта Khan Academy и результатов пилотного проекта академии с одной из школ, Салман Хан предлагает кардинально видоизменить процесс обучения.

    По его мнению, образовательный процесс гораздо эффективнее проходит в такой конфигурации:

    1. Теоретическая часть записывается преподавателем на видео, и учащиеся самостоятельно изучают ее перед уроком. Т.е. домашним заданием является не решение задач, а изучение теоретической части путем просмотра видеолекции.

    2. На уроке же преподаватель задает ученикам задачи для закрепления теории, которую те прошли дома. При этом учащиеся обмениваются мнениями о предлагаемых ими способах решения задач, а преподаватель находит и разъясняет нюансы, которые, как выясняется, остались не совсем понятыми, а также помогает ученикам выбрать наиболее эффективный способ решения задачи из предложенных ими способов.

    По мнению Хана, большинство людей плохо воспринимают слишком длинную теоретическую часть, которую сейчас обычно дают на лекциях/уроках. Из-за этого ученики неизбежно что-то упускают, а возможности «перемотать» лекцию назад и прослушать не совсем понятный им кусок лекции еще несколько раз, у них нет. При этом многие стесняются переспрашивать преподавателя (или стараются делать это реже, чем им реально необходимо), что приводит к появлению пробелов в знаниях, которые постоянно накапливаются.

    Видео же позволяет прослушать не понятые с первого раза куски лекции столько раз, сколько необходимо каждому конкретному индивидууму, а также в любой момент обратиться к записям предыдущих лекций, если становится ясно, что новый материал непонятен из-за того, что ты пропустил что-то раньше. Кроме того, видео позволяет разбивать лекцию на фрагменты наиболее подходящей для каждого отдельного ученика длительности.

    При этом совместная работа преподавателя с учениками в классе над заданиями позволяет установить между ними лучший контакт, а также позволяет преподавателю получить более полное представление о том, насколько хорошо учащиеся усвоили материал, и в чем именно необходимо «подтянуть» каждого конкретного ученика.
    • 0
      Очень забавно, что нам потребовалось два года чтобы придти к такому же процессу и таким же выводам )
      Единственно что до съемки видео мы еще не дошли. Поэтому теория у нас в режиме реального времени
      • 0
        Попробуйте начать записывать видео (это сэкономит вам время на будущих курсах) и использовать платформу Khan Academy. Если вы посмотрели видео, то он там рассказывает о ней и показывает, насколько мощной аналитической системой она обладает.
  • 0
    Что-то не припомню я ничего подобного в Севастополе. Единственное место где были курсы, это SoftServe, да и тот закрылся (переехал).

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.