UI/UX дизайнер
0,0
рейтинг
25 декабря 2014 в 09:40

Разработка → Как правильные программисты варят «пасхальные яйца»

Работа в офисе встала часа на два, не меньше. И все из-за верстальщика.

Началось с того, что он вставил на сайт пасхалку с игрушкой, и все в нее залипли. Даже директор был замечен играющим.

Раньше особо не задумывалась над этим феноменом – ну пасхалки и пасхалки, забавно, но ничего особенного. Но этот случай позволил мне взглянуть на вопрос с неожиданной стороны. Я обнаружила, что пасхалки – это гораздо больше, чем просто шутка. Это – способ выражения своей индивидуальности. Более того, это – способ общения. Причем не только между разработчиками и посетителями сайта, но и внутри команды.


Дискляймер: «Пасхальное яйцо» или попросту «Пасхалка» (англ. Easter Egg) — секрет, оставляемый в игре, фильме или программном обеспечении его создателями. Пасхалки – что-то вроде шуток для внимательных пользователей, игроков или зрителей. Найти пасхалки обычно довольно сложно. Для этого нужно сделать что-то нестандартное: несколько раз кликнуть в нужном месте, ввести определенную последовательность символов и т.д. Подробнее – у Вики.

Зачем разработчики оставляют пасхалки на сайтах? А зачем художники подписывают свои работы, автопроизводители ставят на машины логотипы, производители одежды пришивают щекотные фирменные этикетки на внутренние швы, а подростки пишут на стене лифта «Здесь был Вася»? Желание у всех одно – оставить свой след в истории. Разве не хочется как-то пометить, что это сделал именно ты? Внести в работу индивидуальный штрих, сделать её уникальной, сказать через нее что-то всему миру? А заодно немного повеселиться.

Какие они бывают?


Есть расхожее мнение, что пасхалки – это результат хулиганских проделок и они абсолютное зло. Примерно, как надписи на стенах в подъезде. Давайте разберемся, есть ли в этом мнении зерно истины. Итак, условно разделим пасхалки на шесть типов:

Текстовые. Самая простая в реализации пасхалка, представляет собой забавный, нелепый, остроумный, нецензурный… комментарий в коде. Большого вреда принести не может. Нормальный пользователь её никогда не увидит. Характерный пример с сайта artlebedev.ru:



Расчлененка. Кровь, кишки и все вытекающие последствия. Яркий пример gazon-avangard.ru (дождаться когда чувачки встретиться и нажать на одного из них). На первый взгляд, затея весьма сомнительная. Но, как ни странно, она не только одобрена владельцами сайта, но и сознательно и даже весьма успешно используется ими в целях рекламы. В менее удачном случае подобные пасхалки могут испортить репутацию ресурса и/или карьеру разработчика.

Пикантные. За примерами – в гугл. Из соображений политкорректности не стала публиковать здесь ссылки. Подобные пасхалки очень популярны и безусловно обеспечивают отличный трафик на сайт. Но далеко не каждый владелец ресурса будет рад обнаружить прекрасную незнакомку на одной из своих страниц. Представьте такую пасхалку (как, впрочем и предыдущую) на сайте дома престарелых. Ну как вам? Короче говоря, использовать с осторожностью.

Поучительные. Создатели пасхалок – ребята добрые и стремятся сделать мир лучше. Подобные пасхалки взывают к нашей светлой стороне и пробуждают положительные эмоции. Отличный пример – doroga78.ru – в футере покликайте по светофорам и больше никогда не быкуйте на дороге.



Игровые. Это, пожалуй, мой самый любимый вид пасхалок. Да и владельцы сайтов к ним относятся довольно лояльно. В эту категорию входит все, с чем можно играться: крутить, вертеть, тыкать мышкой, управлять клавишами и т.д. Они очень эмоциональные, веселые, забавные и местами ностальгические. Такие пасхалки могут встречаться даже на серьезных ресурсах. Пара примеров:

chtodelat.com – кликать по шапке сайта
convead.ru/demo – кликнуть по экрану ноутбука (управлять стрелочками).

Интерфейсные. К этой группе я отнесла все пасхалки, меняющие интерфейс или функциональность сайта. Встречаются на крупных уважаемых и даже международных ресурсах. Например:

– Google Chrome – в адресной строке напишите слово tilt или askew и наслаждайтесь. (Tilt означает «наклон», а askew – «косо, криво»).
– В Skype, оказывается, есть скрытые смайлики. Например, попробуйте отправить кому-нибудь: (bug) Остальные смайлики – здесь

– Вконтакте – вместо обычного интерфейса можно установить советский или дореволюционный. Ссылки для переключения находятся в футере страницы.

Что имеем?


Если такие гиганты как Chrome и Вконтакте используют пасхалки, значит это не так уж плохо? Конечно, на таких ресурсах встречаются только профессионально сделанные пасхалки без кровавого месива и раздетых женщин. Они обычно органично вписываются в концепцию самого ресурса, доставляют радость тому, кто их найдет и никого при этом не оскорбляют. Обобщая все вышеперечисленное можно сформулировать несколько простых советов молодым пасхалко-мейкерам. Итак, чего не надо делать, если не хотите получить втык:

1. Порочить репутацию ресурса. Оскорбления в адрес владельца ресурса и различного вида глумления над самим сайтом точно не понравятся начальству, да и вашу репутацию могут сильно попортить. От подобных вещей лучше отказаться как минимум из уважения к себе.
2. Скрывать пасхалку от владельца. Тут со мной, думаю, многие не согласятся. Открыв карты, вы, конечно, снизите уровнь героизма и веселья, но зато вы не навредите ни себе, ни ресурсу.
3. Превращать пасхалку в рекламу. Само по себе использование пасхалок в маркетинге нормально, и об этом будет написано ниже. Но, например, показывать баннер по клику на скрытый пиксель – дурной тон. Люди почувствуют себя обманутыми. Будьте искренними, делайте пасхалки ради фана.
4. Использовать без необходимости кровь кишки и прочий треш. На одних сайтах – это нормально, на других – совершенно неприемлемо. Полагайтесь на здравый смысл.
5. Перебарщивать с пасхалками. Все хорошо в меру. Не нужно вешать восемь пасхалок на одну страницу. В общем случае одной вполне достаточно. На весь ресурс больше трех – уже перебор.

В любом случае, нужно помнить, что пасхалка – это всего лишь инструмент. А уж как вы им воспользуетесь – на благо или во вред себе и ресурсу дело ваше.

Почему бы не поиграть?


Никто не мешает использовать механизм пасхалок, как явный маркетинговый прием по всем правилам игрофикации (от англ. gamification) – вовлечь посетителей в поиск секретного контента и награждать тех, кто его нашел. Допустим, у вас интернет-магазин и на носу новогодние праздники. Можно спрятать в некоторых карточках товаров секретные коды или даже просто картинки с забавными оленями. Кто найдет хотя бы один такой секрет – тому скидка или подарок.



Во-первых, это повысит вовлеченность посетителей – они пересмотрят множество страниц сайта в поисках пасхалки, глядишь, что-нибудь купят.
Во-вторых, они будут привлекать друзей, чтобы те помогли им искать скрытые картинки.
В-третьих, они получат массу позитива, и запомнят сайт. А в вас увидят людей, которые любят свое дело и готовы работать просто так ради идеи и проникнутся к вам доверием.
И в-четвертых, повысится трафик и время, проводимое людьми на сайте, что положительно повлияет на отношение к нему поисковиков.

Короче говоря, сплошная польза.

Пасхалки, командный дух и правильные программисты


Однако, далеко не все руководители позитивно реагируют на пасхалки на своем ресурсе. Как рассказал наш верстальщик, в юности он оставил одну на сайте крупного автодилера, а заказчик нашел её и дал ему втык.

На мой взгляд, со стороны заказчика это было недальновидно. Ведь если человек настолько увлечен программированием, что занимается этим в свободное время и создает свои креативные проекты, то это правильный программист. Мудрый руководитель это оценит, сгладит, если нужно, острые углы и получит отличного члена команды, а также огромный бонус для своего проекта.

Более того, внедрение пасхалки может позитивно сказаться на всем коллективе. Это же отличное средство тимбилдинга! У команды возникает ощущение причастности к чему-то запретному и хулиганскому, что не может не сближать. Все участники проникаются совершенно заслуженным уважением и симпатией к разработчикам и узнают их с новой для себя стороны.

Итого


Пасхалки – это хорошо или плохо? И да и нет. Все зависит от: здравого смысла, прямоты рук, культурного уровня разработчика, отношений с начальством, тематики сайта и многих других факторов. Это – инструмент, причем инструмент тонкий и непредсказуемый. Не всегда легко определить, принесет она вред или пользу, а то и вовсе пропадет впустую.

Прелесть пасхалок в их стихийности, легкости и естественности. На них не нужно зацикливаться, тратить уйму сил и времени и ждать непременного маркетингового эффекта. Почему бы просто не самовыражаться через пасхалки, общаться с посетителями, уважать их и радовать. Они оценят и ответят вам взаимностью.
Ольга Шаврина @Lo_ony
карма
9,2
рейтинг 0,0
UI/UX дизайнер
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (35)

  • +3
    Понравилась идея с оленями :) На Новый год уже не успеть, конечно. Попробуем на 14 февраля.
    • +2
      Лучше уж на масленицу)
      А вообще, сегодня ещё только 25 декабря :)
  • 0
    Не думаю, что пара пасхалок увеличит лояльность покупателей. А вот отсутствие ошибок на сайте, приятный вид, доступные платежные системы, хорошая логистика, быстрая доставка и низкие цены — увеличат лояльность покупателей.
    • +4
      Если пасхалка понравится человеку, велик шанс, что он расскажет про неё друзьям и они тоже придут на сайт.
      • +2
        Совершенно верно. Это может дать отличный вирусный эффект
    • +6
      Одно другому явно не мешает. Понятно, что начинать на сайте надо не с пасхалок, а с того что вы перечислили.
  • +1
    Пасхалки нужно делать, когда остальные явные косяки исправлены, когда все остальное работает, нет ошибок на сайте, и с сайтом удобно работать. И лучше вместо одной пасхалки подумать на какой-нибудь фичей для повышения эргономичности.
  • +11
    Попробуйте поискать на хабре символ '
    • 0
      Ух ты! Спасибо! Не знала.
    • +2
      Какой символ? Если знак секунды – там их примерно 800, в каждом втором сценарии.

      А вот комментарий с текстом “Хабр не резиновый!” в конце страниц есть.
  • –1
    Обожаю юмор разработчиков. Вот несколько пасхалок.
    hotdot.pro/ru/portfolio/ginger/ — кликните на лого в самом правом верхнем скриншоте.
    hotdot.pro/ru/portfolio/sag/ — взорвать летающую тарелку.
    hotdot.pro/ru/portfolio/visiongroup/ — выключить нижнее видео.
    • +1
      Что-то у меня ощущение, что на этом сайте дизайном занимались по остаточному принципу после пасхалок… Если вообще занимались
      • 0
        Ощущение вас обмануло, ребята подтверждают.
        • 0
          Да хоть десять наград и чего-нибудь там ещё. Сайт с горизонтальной прокруткой это ошибка дизайна, даже мегакрутого выигравшего что-нибудь.
          • 0
            wired.co.uk с вами не согласны
            • 0
              Я и ещё немалое количество опытных пользователей не согласны с такими дизайнами. А подавляющему количеству пользователей как всегда пофиг.
  • +7
    Начал скроллить ленту VK до футера, скоро буду.
    • 0
      Если еще не долистали, предложу более простой вариант — футер ближе в настройках
      • 0
        В настройках и футер не нужен — там пункт выбора языка и так есть.
  • +7
    «за примерами в гугль» — а по какому запросу?
  • +2
    А мне больше всего нравится тираннозавр в хроме на заставке отсутствия интернета. Если нажать пробел, то начинается мини-игра. Ну и бессметрный zerg rush, конечно.
  • +2
    В свое время до глубины души потрясла пасхалка в виде простой гоночки в Excel2000.
  • +2
    Змейка встроенная в flash-проигрыватель ютуба еще классная.
  • +3
    пример из пикантных: makitapro.ru — кликните по кнопке лобзика в шапке.
  • 0
    В utorrent есть пасхалка-змейка.
    • 0
      В юторенте тетрис же, змейка на ютубе
      • 0
        Чёрт, да, перепутал.
  • +4
    Google Chrome – в адресной строке напишите слово tilt

    Вообще-то, Хром тут ни при чем, это пасхалка поиска Гугла, как и do a barrel roll.
  • +4
    Центр каминов. Пасхалка из времён столь дремучих, что в секции контактов указан номер консультанта в ICQ.

    Сначала нажимаем на «как проехать», сразу после этого на «как пройти», сразу после этого на логотип каминов на схеме. По тем временам было очень оригинально и стильно.
  • 0
    К текстовым также относится разновидность поисковых.
    Это когда в результате поиска получаешь не то, что хотел увидеть/найти.
    Например на сайте дурят.рф не всегда вводят названия сект и лохотронов.
    Очень часто ищут «секс» и «сиськи», а также многие другие, уже непотребные слова.
  • +2
    Давно было, понравилось:
    www.i-kamin.ru/maps/sushevskiy_val.html
    Заходим, нажимаем кнопку на карте «КАК ПРОЙТИ», дальше человечек пойдёт от метро, когда при наведении на логотип «Центр Каминов» появится ладошка с пальцем жмём и смотрим
    • 0
      Блин, уже было… и не удалить.
  • 0
    Не везде применимо

    По поводу автодилера, который нашел втык. Просто, чтобы было примерное понимание ситуации. Я 3 года работал с автодилером. И требования к сайтам некоторых марок очень жесткие. Иногда за недостаток нескольких новостей можно получить -2К евро. А уже если ты дизайн / верстку / функционал не по стандартам сделал, то дело тут же пахнет керосином и конкретными штрафами.
  • –1
    Пасхалки это однозначно штука хорошая. Т.к. сразу, не вдаваясь в крайности, сложно называть почему это штука плохая. А хороших сторон автор привел не мало.
    Я во всех своих последних сайтах и клиентских использую. Как минимум — можно получить пару бесплатных ссылок. Как максимум — развеселить посетителя.

    Вот например — uhhu.net
    Спускаемся вниз до плашки «адаптивный дизайн». На айфоне жмём на кнопки переключения языков и на кнопку «домой» на айпаде. Для разных языков разный эффект. Пока никто не жаловался

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.