Первый месяц раскрутки бесплатного неигрового приложения: грабли, шишки, удачи, выводы

    Итак, позади первый месяц (ну, чуть больше), как на Гуглоплее появилось наше первое приложение. Мало того, что неигровое, так еще и в одной из самых грустных категорий – книги и справочники. Продвигать такое в наше смутное и нечитающее время – та еще задачка, хотя приложение и бесплатное. Ниже я постаралась собрать все, что может оказаться полезным другим таким же негеймдевам – статистика, выхлопы с разных площадок, мысли вслух.

    Сразу – вводная, которую я сама себе нарисовала, еще планируя выход на рынок. Во-первых, на раскрутку приложения я не буду тратить ни копейки денег. Не потому что их нет (хотя…), а пока из принципа – чтобы собрать максимальный урожай с бесплатных вариантов. Во-вторых, ограничиться только установками через Гуглоплей. И сразу же спойлер – первое пока удается (потрачено 0 р. 00 коп.), второе – уже нет.

    И еще один спойлер — под катом анализ конверсии до и после привлечения аудитории торрентофилов…

    Первый месяц раскрутки бесплатного неигрового приложения: грабли, шишки, удачи, выводы (Хабрахабр)

    Итак, все началось по плану – с размещения объявления по нашим площадкам: сайт, соцсети, рассылка. Если честно, то я надеялась хотя бы пару-тройку десятков установок с них набрать, ибо аудитория лояльная, все нас знают, общее количество народа даже с учетом дублей – более 700… Щаз! Выхлоп практически нулевой. Вывод – на «своих» надейся, но с планом «бэ» не затягивай.

    Далее я начала методично окучивать ИТ-площадки, где размещают обзоры, и параллельно – где можно самой опубликовать новость со ссылкой. На Хабре нашла список с рекомендациями, сама пошукала популярные ресурсы. В результате набралось 12. Ниже – кратко о каждом.

    www.ferra.ru
    Опубликовано: да
    Особенности размещения: Публикации новых юзеров только в песочнице.
    Что сделано: Разместила обзор в песочнице

    android-magazine.ru
    Опубликовано: да
    Особенности размещения: Условия публикации непонятны: android-magazine.ru/about. Ответили: присланные материалы 1500-2000 знаков бесплатно, их обзор за сравнительно небольшую денежку.
    Что сделано: 20.11.2014 — Отправила вопрос о возможности и условиях публикации на Partner(@)android-magazine.ru. 21.11.2014 — Отправила краткий обзор для публикации

    www.android4all.ru
    Опубликовано: да
    Особенности размещения: Обзоры пишут сами бесплатно. Подробнее: www.android4all.ru/about
    Что сделано: 19.11.2014 — Отправила письмо с запросом на обзор. Без ответа. Но обозрели!

    android.mobile-review.com
    Опубликовано: нет
    Особенности размещения: Обзоры пишут сами бесплатно. Подробнее: android.mobile-review.com/news/53
    Что сделано: 19.11.2014 — Отправила письмо с запросом на обзор. Без ответа

    droider.ru
    Опубликовано: нет
    Особенности размещения: На сайте подробностей и условий нет
    Что сделано: 19.11.2014 — отправила запрос на roy(@)droider.ru. Без ответа

    droidtune.com
    Опубликовано: нет
    Особенности размещения: Публикуют присланные статьи: droidtune.com/o-proekte-2
    Что сделано: 19.11.2014 — Отправила статью «О проекте». Без ответа

    trashbox.ru
    Опубликовано: нет
    Особенности размещения: Публикуют платно, но особо интересное могут обозреть и бесплатно. Попробовать стоит
    Что сделано: 20.11.2014 — Отправила запрос на бесплатный обзор на rost(@)trashbox.ru, m1(@)bobylov.ru Ответили почти сразу, что может быть, но потом тишина.

    www.proandroid.net
    Опубликовано: нет
    Особенности размещения: Рекомендовали на Хабре, что неплохой обзор сделали. Но год назад.
    Что сделано: 20.11.2014 — Отправила запрос на обзор через форму на сайте

    android-zone.info
    Опубликовано: нет
    Особенности размещения: Рекомендовали на Хабре. Вроде бесплатно: android-zone.info/razrabotchikam
    Что сделано: 20.11.2014 — Отправила статью «О проекте»

    gagadget.com
    Опубликовано: нет
    Особенности размещения: Публикуют бесплатно статьи с плашкой «на правах рекламы» и за подписью Рекламного робота Васи. Остальное платно: gagadget.com/another/6422-partneram-i-reklamodatelyam
    Что сделано: 20.11.2014 — Отправила статью «О проекте» как пресс-релиз на editors@gagadget.com. Без ответа

    androidmag.net
    Опубликовано: нет
    Особенности размещения: Размещают новости и обзоры с модерацией: androidmag.net/contact-us
    Что сделано: 20.11.2014 — Отправила через форму на сайте статью «О проекте»

    www.androidtalk.ru
    Опубликовано: нет
    Особенности размещения: Рекомендовали на Хабре. Вроде бесплатно: www.androidtalk.ru/about
    Что сделано: 20.11.2014 — Отправила запрос на обзор и статью «О проекте». Письмо не доставлено

    Вывод по размещению – стоит закидывать сеть широко, т.к. непонятно, кому что покажется интересным. Выводы по эффективности делать не буду – далее лучше дам конкретную статистику с датами публикации материалов. Сами сопоставьте, кому что интересно.

    Одновременно с окучиванием андроидоводов я постаралась охватить несколько литературных сайтов, с которыми сама давно дружу. Кто-то пришел с АстраНовы – нашего партнера. Неплохой результат дал Фантлаб – с ним мы вообще настроились на тесное сотрудничество. Рейтинги рассказов я уже в каталог подтягиваю, в планах – работа с отзывами. В загашнике у меня еще пара ссылочек, на которые надо выходить с уже кое-каким но багажом. Т.ч. реализация планов на этом не завершена (см. далее). Нюансик – в отличие от ИТ-сайтов с обзорами приложений, профильным по тематике площадкам важны уже налаженные контакты с администрацией или топ-юзерами. Подозреваю, что пара оставшихся ссылочек даст нулевой выхлоп, т.к. там я лишь один из сонма юзеров, хотя и давнишний.

    Ближе к концу ноября, готовя версию с рейтингами Фантлаба и с грустью взирая на статистику установок, я приняла решение отказаться от второго пункта своих вводных и подготовила апки с маркерами для сторонних площадок – чтобы отслеживать установки с них через Гуглоаналитику. Кстати, банальная, прописная истина, которую я на головную боль себе проигнорировала – аналитику надо встраивать в первый же релиз! У меня она появилась только во втором, поэтому часть данных просто теряется. Малая часть, но обидно. И продумывать формулировки действий и событий надо заранее, причем, с позиции удобства анализа. Сейчас я имею кучу гемора именно из-за неудачных формулировок. OLAP-кубы строить жутко неудобно, приходится перекраивать данные в Экселе вручную. А их объем все растет…

    Апки я выложила на 4pda.ru и androidforums.ru. Почему-то решила, что на androidpit.ru тоже нужен файл, поэтому там материал разместила гораздо позже первой волны. Впрочем, впустую. Так вот…

    С 4pda файл разползся по куче других форумов, причем, в паре мест появились интересные обзоры уже без моей инициативы. Только установок с маркером (т.е. из файлов, стянутых оттуда) уже за полтинник, да и на Гуглоплее это сказалось положительно. Вывод – да!

    А вот androidforums не дал ровным счетом ничего. Ни одной установки, никакого влияния на Гуглоплей. Возможно, нулевые установки связаны с тем, что основная аудитория, которая тянет файлы для своих сайтов, уже слила их с 4pda, но такой разрыв в показателях это все равно не объясняет. А, может, сама аудитория настолько разная, что вторым наше приложение просто совсем мимо… Вывод – если только чтобы было, хотя совсем сбрасывать со счетов я бы не стала, другое приложение может дать иной эффект.

    Далее – интереснее. «А фигли нет?» — подумала я и пошла разбираться с торрентами. Приложение-то бесплатное, а поглядеть на изменение конверсии с приходом сторонников свободного распространения информации крайне интересно. Подтвердится или нет гипотеза о том, что если им предложить удобный сервис выбора и покупки книг, то они реально будут покупать? Диаграммку по конверсии и сравнение средних значений до и после см. ниже.

    В список торрентов я включила два: NNM-club и Rutracker. На первом информация добавляется без премодерации, но вновь зарегистрировавшиеся юзеры получают право размещать посты только через 3 дня. На втором – премодерация, которая длится около суток. По крайней мере, через 24 часа я написала в тему просьбу админам, которая довольно быстро была рассмотрена положительно.

    Разница по времени в публикациях на торрентах у меня получилась ровно двое суток. И опять та же картина – NNM-club дал и родные установки (25 с маркером), и с Гуглоплея, а файл расползся по другим торрентам (включая порно… %-0). Rutracker публикацию практически не заметил (2 установки), а если учесть, что на этом торренте, в отличие от NNM-club, запрещено размещать ссылки на другие сайты, то прямую ссылочку на маркет поставить не удастся и надеяться на рост установок на Гугле не стоит. Здесь вполне допускаю большое пересечение аудитории этих торрентов, т.ч. размести я апки там в другой последовательности, результат мог бы быть иным (хотя по воздействию на установки в Гуглоплее — вряд ли). Тратить силы на два торрента бессмысленно. Какой выбрать? Если такая аудитория подходит, то NNM-club – скорее да, Rutracker – скорее нет. Невозможность у второго добавить ссылку на маркет, на мой взгляд, приводит к безоговорочной победе NNM-club.

    Ну, вот пришла пора и для статистики:

    Талейдоскоп - установки приложения

    Вместе с датами публикации материалов в сети:

    14.11.2014 — Объявления по нашим соцсетям, наша рассылка с сайта
    19.11.2014 — ferra.ru и livelib.ru
    21.11.2014 — АстраНова
    22.11.2014 — Фантлаб
    24.11.2014 — android-magazine.ru
    03.12.2014 — android4all.ru и 4pda.ru (совпало)
    05.12.2014 — androidforums.ru
    07.12.2014 — coandroid.ru (обзор сделали сами)
    08.12.2014 — prodroiders.com (обзор сделали сами)
    11.12.2014 — androidpit.ru
    13.12.2014 — nnm-club.me
    15.12.2014 — rutracker.org

    А теперь о конверсии… Признаюсь — я оптимист и стараюсь думать о людях хорошо. Поэтому озвученной ранее гипотезы придерживалась и сама. Но вот цифры ниже заставили сделать меня пару шагов в сторону лагеря пессимистов… Или реалистов?

    image

    Да, всплеск есть (хотя он мог прийти и с 4pda — см. рис. выше), но если глянуть на средние цифры до и после, то видно, что он разовый (любопытство?):

    Среднее количество активных пользователей в день 02-12.12.2014: 19,6
    Среднее количество сеансов в день 02-12.12.2014: 26,9
    Средняя конверсия 02-12.12.2014: 9,4%

    Среднее количество активных пользователей в день 13-22.12.2014: 23,6
    Среднее количество сеансов в день 13-22.12.2014: 38,0
    Средняя конверсия 13-22.12.2014: 3,2%

    Многое можно было бы объяснить малым объемом данных, но не в три же раза! :( Пользователи форумов не так сказались на падении конверсии — если первый период разбить на «до 08.12 и после», то ее среднее значение будет 10,6% и 8,04% соответственно.

    Вот такая ситуация сложилась на данный момент… Что в планах?
    1. Охватить оставшиеся сайты, где кучкуется наша профильная аудитория – читатели.
    2. Попробовать задействовать СМИ, благо уже есть какие-то результаты, есть что писать в пресс-релизе.
    3. Попытаться получить публично мнение экспертов в нашей книгоиздательской сфере (уже начала оббивать пороги, посмотрим), а, может, и не только в нашей – маркетологам тоже может оказаться интересен такой инструмент продвижения, а среди них тоже читающие худлит люди встречаются…
    4. Посмотреть на результаты рекламы в бумажном журнале – в начале года должен выйти номер ФанCity с нашим модулем аж на страницу (огромное спасибо редакции и Андрею Бочарову за поддержку!)
    5. Выпустить в январе версию 1.0 с существенными обновлениями и повторно попытаться обойти площадки, где обозревают приложения.

    Что-то из бесплатного, но достойного использования я упустила?

    И напоследок хотела бы обозначить несколько моментов, которые для меня оказались важны и полезны, пусть и, порой, ценой набитых шишек:
    • Знакомство, пусть даже и не шибко глубокое, с методологией управления проектами мне здорово помогло в работе. Особенно, если учесть, что я выступала в роли и заказчика, и исполнителя — договориться между собой легче легкого ;)
    • Добавлять заранее продуманную аналитику в первый же релиз – уже упоминала об этом. А еще полезно сделать глобальную константу-переключатель для полного запрета отправки статистики – полезно для тестирования, чтобы не засорять реальную базу левыми данными.
    • Добавлять библиотеку ACRA для отлова багов – тоже в первый же релиз. Причем, настраивать отправку логов надо из соображений сбалансированности объема и важности ошибок. Если каждый чих слать, то можно получить, например, 100500 сообщений о недоступности интернета у пользователя… А еще полезно сделать глобальную константу-переключатель для полного запрета отправки логов – полезно для тестирования, чтобы не засорять базу левыми сообщениями, которые отслеживаются в окне дебаггера.
    • Иконку и название приложения выбирать из следующих соображений (в сети много советов типа «обратите на них особое внимание», но как именно – не говорится):


    Иконка в маркете должна выделяться и сразу цеплять глаз – может, яркостью, а может, лаконичностью. Но выделяться. Это первый шанс зацепить пользователя. Надо посмотреть удачные примеры в топе целевой категории. Потом – как на данный момент выглядит низ и серединка, и сделать как-то по-другому.

    Название (само или в паре с иконкой) должно сразу из списка приложений в каталоге приоткрывать завесу – а что внутри. Красивое, но абстрактное название не подтолкнет пользователя открыть страницу приложения и прочитать его описание. В 30 символов уложиться сложно, но можно. Пусть и в ущерб красоте и звучности – не в этом цель названия именно в маркете. Само приложение может называться как угодно. Тут я со своим еще буду думать и, может, экспериментировать.

    • При разработке четко фиксировать – какие функции включать в ближайшую версию, а что можно отложить на следующую (в терминах управления проектами – управление содержанием), иначе можно завязнуть в бесконечных улучшениях и дополнениях. Если возможно – ставить себе четкие сроки, а то и оглашать их публично, чтобы не поддаваться соблазну сдвинуть релиз еще чуть-чуть, потом еще чуть-чуть и опять-таки до бесконечности. Этот подход мне здорово помог, а то бы до сих пор не запустилась…
    • Держать на столе, читать, перечитывать и использовать как справочники следующие книги:

    Герберт Шилдт. Java. Полное руководство
    Программирование под Android (O’Reilly, издательство Питер)
    Эрик Фримен, Элизабет Фримен. Паттерны проектирования (O’Reilly, издательство Питер)

    Мне кажется, что этот набор – мастрид для каждого начинающего разработчика под Android/Java. Комплексно, сбалансированно и методически грамотно подан весь необходимый материал, который учит правильному. Остальное уже в дополнение и расширение этой базы, смотря куда хочется специализироваться. Я вот сейчас буду подыскивать что-нибудь про работу Андроида с облаками и по Spring в частности. Курс на Coursera для начала пересмотрю-переслушаю…

    Ну и всех с наступающим, конечно!

    Oksumoron
    * мои планы на новогодние праздники, накрывшиеся медным тазом… буду готовить новую версию...
    Метки:
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 33
    • 0
      А что с соц сетями? Мой друг месяц назад потратил небольшую сумму на публикацию в популярном паблике в прайм тайм рекламы своего платного (32 рубля) справочника по электронике, и неожиданно тот попал на первое место общего топа App Store.
      Может обратить внимание на аудиторию vk.com?
      • 0
        Пока пользуюсь бесплатными инструментами (см. вводную в самом начале статьи), а здесь ограничена нашими и дружественными площадками. Когда дозрею до платной рекламы — там, конечно, буду иметь в виду разные соцсети.
        • 0
          Ну, наверное, есть тематические сообщества, где можно и бесплатно попиариться… Я пример платной рекламы привел просто потому, что он был совсем недавно (и меня шокировал, если честно, он скорее из ряда вон).
          • 0
            Есть. И я договаривалась с админами и кидала туда объявления. Суммарно охват только по ВК за 10000 аудитории. Графики сами видите — это было в самые первые дни… Мало читающих худлит в ВК, мало…
            • 0
              Не больше, чем вне ВК, имхо.

              • 0
                На ВК более молодая аудитория, чем в других соцсетях (это если только о них говорить). А среди молодежи падение интереса именно к чтению и именно худлита, увы, налицо. Так что, в ВК все же, наверное, поменьше, чем в том же ФБ.
                • +1
                  Согласен.
                  Самыми читающими категориями населения оказались женщины, среди которых 27% активных читателей, россияне в возрасте от 25 до 44 лет (постоянно читают 50%), и люди с высшим образованием (45% активных читателей).


                  Но не пользуется ли более старшая аудитория приложениями меньше, чем молодая?

                  p.s.: можно обратить внимание на видео-обзоры новинок и попробовать давать рекламу там. Моя читающая девушка активно их смотрит

                  • 0
                    25-44 — это еще активная аудитория, с компами и телефонами большей частью хорошо знакомая. Сегментированием стоит заниматься при планировании платной рекламы, а бесплатных вариантов настолько мало, что можно их все перепробовать :)

                    По поводу видео-обзоров — спасибо, надо подумать, хотя опыта их создания у меня нет. Хотя и опыта создания и раскрутки аднроид-приложений у меня тоже не было ;) Но тут надо еще и найти, где их можно на широкую аудиторию опубликовать бесплатно… А где ваша девушка их смотрит — не подскажете?
                    • 0
                      спасибо, надо подумать, хотя опыта их создания у меня нет


                      Предлагал не создавать, а рекламироваться на каналах этому делу посвященным. Попробовать договориться с создателями этих каналов.

                      Сейчас не подскажу, а вот вечером — пожалуйста)
    • 0
      Думаю на айфоне подобного рода приложение встретили бы теплее, в силу скажем так технических особенностей.
      • 0
        Чтобы портировать приложение на Айфон, мне нужно изучить еще и эту среду (и вспомнить язык) разработки… на такие подвиги я пока не способна. Хотя в отдаленных планах при условии, что на Андроиде покажет неплохие результаты, этот пункт значится (и не факт, что собственными силами).
      • 0
        Качественные и интересные приложения, любой сайт с радостью разместит, но такие приложения в рекламе не нуждаются, их и так «найдут и разместят».

        А менее интересные никому не нужны т.к. их никто искать не будет и резона размещать — нет.

        Получается замкнутый круг, нужно делать, качественные приложения или тратиться на рекламу

        как-то так.
        • 0
          Что значит «найдут и разместят»? Каким образом их найдут среди сонма ежедневно появляющихся? Все подряд тестировать? Да никто за это не возьмется в здравом уме и твердой памяти.

          Вообще говоря, маркетологи давно нецензурно шипят, слыша высказывание «качественное в рекламе не нуждается». И они, имхо, правы… :)
          • 0
            «качественные» — за короткий срок, получили много загрузок :) (как — это уже отдельная тема)
            и которые люди ищут в поисковиках (статистика по wordstat.yandex к примеру)
            • 0
              Во-о-о-от! «Как» — это не отдельная тема, а ключевое слово. И, уж извините, к реальному качеству это никакого отношения не имеет. Достаточно банально закупить энное количество загрузок.
        • –1
          Спасибо за еще несколько сайтов с обзорами!
          Сам пытаюсь своими силами продвинуть свое приложение "МояСпина" но признаюсь, очень трудно.
          Всегда нужно платить людям за работу…
          • 0
            Да не за что. Для того и писала статью :)
          • 0
            еще совет, делайте сразу приложения на разных языках, это в разы улучшит к-во загрузок
            • +1
              И удалений. Смысл делать другие языки, если приложение предназначено исключительно для аудитории, свободно читающей на русском?
            • 0
              Опубликовал в августе простенькое бесплатное приложение — помощник для разгадывания кроссвордов. Особенность его в том, что оно работает в оффлайне (все словари уже в приложении). За это время около 600 загрузок. Делал обзор только на 4pda, который не сильно помог, если судить по графику. Идея показалась интересной но, видимо, прогадал с аудиторией. При этом в приложении 7 языков (и словарей). Спасибо за обзор, попробую на этих площадках разместить описание.
              • 0
                Сходу мысли — подумайте о профильных площадках, может, с разными СМИ типа «Лизы» задружиться, которые для широкой публики кроссворды публикуют. Я этой сферы ваще не знаю, поэтому дальше фантазировать не возьмусь
                • 0
                  Спасибо за обзор, попробую на этих площадках разместить описание.

                  а что мешает обратиться к специально-заточенным сервисам, которые будут связываться со всеми известными им площадками? Вот ispreadnews например отполирует текст письма и за смешные деньги отошлет его редакторам 4 сотен изданий со всего мира, пишущих про android приложения.
                  • 0
                    См. второй абзац статьи.
                • 0
                  Вы знаете, может мне и повезло, но я около полугода публиковал свое приложение, которое не является игровым.
                  Из рекламы — только спам в открытых тематических группах в VK на протяжении получаса. На данный момент 35 000 установок, основной доход — на покупках в приложении. (в среднем не меньше 5 покупок в день) = примерно 2-3 доллара в среднем чистой прибыли в день. Сейчас запустил приложение-клон — но тут уже использовал аудиторию первого приложения — на третий день было уже 260 установок за день.
                  • 0
                    Вот черт его знает… :( Удача тут явно присутствует (а куда ж без нее?), но и в аудиторию вам удалось попасть точечно. Мне вот не удалось, хотя размещала объявления в четко читательских группах…

                    А динамика в первый месяц была какой? Т.е. сразу удалось хорошо стартовать, или плавно нарастала? И как сейчас, без поддержки дела идут — тоже интересно. Поделитесь? :)
                    • 0
                      Дайте Вашу почту — я скину Вам скрины статистики — установок в день, доход по рекламе и по покупкам (графики). Или напишите сами- alexandr.larin91@gmail.com

                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.