Pull to refresh

Итоги года. Анализ того, что было на рынке платежных систем и прогноз на будущее

Reading time 14 min
Views 27K
Так уж сложилось, что в начале нового года принято подводить итоги прошлого года и строить планы на год грядущий. Я решил не отходить от этой замечательной традиции и попытался найти ответ на вопрос, что ждет сферу платежей в будущем, 2015-м году.

Но для начала остановимся на итогах года ушедшего. Итак, эксперт Karen Webster сформулировала основные мировые события платежного рынка уходящего года.

ТОП 10 событий, повлиявших на систему электронных платежей в 2014 году


1. Масштабная кибератака на торговую сеть Target

В конце 2013-го года крупная торговая сеть Target, владельцем которой является одноименная американская компания, подверглась нападению хакеров, в результате чего мошенники получили доступ к информации о 40 миллионах банковских карт. После этого случая доверие клиентов к сети резко сократилось, а вместе с ним сразу на 46% упали и объемы продаж. Каким образом это событие повлияло на платежи в 2014-ом, спросите вы? Самым прямым.

Практически сразу после атаки в компании Target начались масштабные работы по предотвращению подобных нападений в будущем. Кибератака позволила расставить приоритеты компании – отныне безопасность превыше всего.

Конечно, следом за Target другие сети розничной торговли также задумались о безопасности персональных данных своих клиентов. Постепенно, в течение всего 2014-го года формировался новый стандарт безопасности платежных операций, все больше компаний ставили кибербезопасность на первую ступень своих приоритетов. И теперь, к концу года, мы можем утверждать, что кибератака на торговую сеть Target (хотя это и не единственный случай кражи личных данных, нападения были и до, и после, но именно атака на Target стала наиболее резонансной) показала масштаб возможных последствий и побудила все крупные компании пересмотреть свою политику и сфокусироваться на защите данных своих клиентов. В будущем работа по совершенствованию защитных мер будет продолжена, в том числе и сфере интренет-торговли.

2. Внедрение бесконтактных карт в США

До атаки на Target, в Америке скептически относились к EMV – международному стандарту работы с чиповыми картами в целом и к бесконтактным платежным картам в частности. Большинство пользователей предпочитали карты с магнитной полосой, считая их совершенно безопасными. Спокойствие держателей карт во многом объяснялось статистикой, ведь до нападения на Target уровень мошенничества с магнитными картами был очень низок. К тому же внедрение новой технологии бесконтактных платежей требовало больших денежных вливаний.

Взвесив все за и против, американцы сочли необоснованными траты на подобные «безделицы». И зря. Ведь бесконтактная карта благодаря особому шифрованию персональных данных ее владельца способна обеспечить уровень безопасности на порядок выше своей магнитной предшественницы.

Кибератака на Target внесла свои коррективы и заставила американское правительство пересмотреть свое отношение к новой технологии. В настоящее время и в самой Америке, и в других странах мира ведутся активные работы по внедрению системы бесконтактных платежей.

Тем не менее, полное переоснащение платежных систем займет минимум 5 лет, а к концу 2015-го года только 25% от общего числа платежных терминалов будут принимать карты нового образца.

3. Внедрение токенизации

2014-й год, как мы уже отмечали, стал годом безопасной торговли. Одним из способов обеспечения безопасности платежей стало внедрение токенизации, принцип которой, однако, уже не нов.

Сервис опирается на принципы EMV- стандарта банковских платежей. В момент, когда клиент с помощью своей пластиковой карты или мобильного устройства совершает покупку в интернет-магазине, номер лицевого счета карты преобразуется в токен (номер лицевого счета устройства). Последний может храниться непосредственно в онлайн-магазине или на мобильном устройстве без риска утечки данных, т.к. он не содержит никакой существенной информации о держателе карты и произведенной транзакции. В свою очередь, токены позволяют совершать мгновенные платежи и в значительной степени упрощают процесс осуществления расчетных операций в сфере электронной и мобильной коммерции.

В уходящем году токенизацию один за другим внедрили в свою систему 2 крупнейших игрока – Visa и American Express. Ожидается, что в скором времени к ним присоединяться и другие системы.

4. Использование смартфонов для прямого общения с покупателем

В 2013-м году компания Apple представила миру свое новое мобильное приложение iBeacons – дешевый и эффективный способ налаживания двустороннего диалога с потребителем.

В 2014-м году подобные мобильные приложения стали доступны также владельцам Android-устройств и со временем набрали большую популярность. Их основной задачей является уведомление владельцев девайсов об акциях и скидках различных магазинов розничной торговли. Распространением приложений занимаются в основном крупные торговые центры, заинтересованные в увеличении продаж.

Принцип работы подобных программ прост. Как только потенциальный покупатель появляется в торговом центре, ритейлер узнает об этом с помощью специальных маячков, установленных по всему центру. Они предназначены для того, чтобы принимать сигнал от мобильного устройства и посылать ответные сообщения об акциях и скидках, действующих на тот или иной товар.

Как правильно выбрать момент для отправки той или иной информации? Да очень просто. Специальные маячки не только устанавливают присутствие клиента, но и отслуживает его перемещение по супермаркету. Покупатель получает сообщение с условиями действующего на данный момент специального предложения, как только он подходит к акционному товару. Общение между маячками и мобильным устройством посетителя торгового центра происходит посредством Wi-Fi или Bluetooth.

5. Выход Apple на рынок платежей

В 2014-м году компания Apple представила миру свою собственную платежную систему – Apple Рау. Средства поддержки платежей Apple Рау встроены в новую версию смартфона iPhone 6, оснащенного модулем для считывания отпечатков пальцев и NFC-чипом для бесконтактной оплаты товаров.

Visa, Mastercard и American Express уже выразили готовность работать с Apple Рау. Не против сотрудничества и банки, обслуживающие кредитные карты пользователей новой системы. Ожидается, что интерес к Apple Рау со временем будет только расти.

Воспользоваться платежным сервисом можно, используя данные кредитной карты, хранящиеся в учетной записи iTunes. Для смены карты или добавления новой кредитки достаточно сделать ее фото и отправить полученное изображение в систему. В дальнейшем, при осуществлении транзакций, номер карты нигде не используется и не хранится, для авторизации в системе он также не применяется, вход в систему осуществляется с помощью уникального одноразового кода. Т.е. пользователи могут быть уверены в безопасности своих счетов.

6. Разделение eBay и PayPal

В 2014-ом году крупнейшая торговая интернет-площадка объявила об отделении PayPal – оператора электронных денежных средств, являвшегося (и до начала 2015 года еще являющегося) подразделением eBay. Это при том, что еще год назад глава eBay Джон Донахью утверждал, что «платежи и коммерция принадлежат друг другу», а также, что «eBay и PayPal лучше вместе».

Вслед за отделением, PayPal планирует представить свои акции на фондовой бирже. Это позволит сервису выйти в свободное плавание и вести самостоятельную деятельность по выбору партнеров и модели, по которой эти партнерские отношения будут развиваться, а также позволит вести самостоятельную конкурентную борьбу с другими системами. В свою очередь, eBay сможет подключить к своей платформе другие электронные системы, что также дает ритейлеру большое пространство для развития партнерских отношений, которые раньше для него были недоступны.

Таким образом, можно сказать, что это взаимовыгодное «расставание» по обоюдному согласию. Разделение, однако, вовсе не означает, что отныне 2 великана электронной коммерции вовсе не будут сотрудничать, изменится формат их взаимоотношений.

7. Китайский интернет-магазин Alibaba представил акции на Нью-Йоркской бирже

В перерыве между выходом в свет Apple Pay и отделением PayPal от eBay, на нью-йоркской бирже крупный китайский интернет-магазин Alibaba устанавливал свои рекорды, став первым «новичком» на бирже, получившим столь высокую оценку.

Напомним, что 18 сентября, после первичного размещения своих акций ритейлер привлек ни много ни мало 25 миллиардов долларов. На сегодняшний день рыночная капитализация Alibaba составляет уже 259 миллиардов, что опережает объемы не только eBay ($ 60 млрд) и Amazon ($ 140 млрд), но и Walmart – популярной сети универсальных розничных магазинов ($ 239 млрд).

Ни для кого не секрет, что Alibaba является крупнейшим игроком на китайском рынке электронной коммерции. Каждый день уходящего года приносил ритейлеру почти 10 миллиардов долларов и на сегодня продажи в Китае продолжают расти.

Китайскому интернет-гиганту становится тесно на собственном рынке, в ближайших планах компании – выход на мировую арену. Размещение акций на крупнейшей заокеанской бирже – первый шаг к освоению новых горизонтов. Среди прочих действий, предпринятых ритейлером для привлечения новых клиентов – перевод сайта на португальский язык. Это позволит охватить бразильский рынок, уверены в Alibaba.

По прогнозам экспертов, у торговой площадки есть все шансы распространить свое влияние по всему миру, ведь Alibaba – это не просто интернет-магазин, а целый комплекс, включающий в себя платежную систему Alipay, развитую систему логистики и доставки, страхования, обмена сообщениями, социальные медиа, а также группу инвесторов.

8. Открытие первого оффлайнового магазина Amazon

Другим игроком рынка электронной коммерции, претендующим на доминирующую роль, является Amazon. Компания решила открыть свой первый реальный магазин. В Amazon уверены, что это позволит им укрепить свои и без того прочные позиции в сфере розничной торговли, наладить физические, человеческие связи со своими клиентами. Такой формат общения может стать ключом к работе с отдельными клиентами и помочь привлечь еще больше пользователей (напомним, что на сегодняшний день клиентами Amazon являются уже 220 миллионов человек).

Оффлайновый магазин поможет улучшить качество обслуживания клиентов компании, ускорить доставку заказов и наладить быстрый обмен и возврат товаров. Реальный магазин станет полноценным пунктом сбора, где посетители смогут самостоятельно забирать заказы, оформленные на сайте Amazon. В Wall Street Journal говорится, что магазин расположится в Манхэттене, напротив знаменитого небоскреба Empire State Building.

9. Bitcoin отступает

Финансовое информационное агентство Bloomberg назвало Bitcoin худшей валютой 2014-го года.

На протяжении всего 2013-го года Bitcoin неуклонно прибавлял в цене, пользователи виртуальной валюты ликовали, ведь к концу года курс криптовалюты достиг своего максимума ($1130). Но радость была преждевременной. Уже в начале 2014-го электронная валюта, миновав пик своей стоимости, устремилась вниз и продолжала неудержимое падение, пока не потеряла более 70% своей стоимости, остановившись ненадолго на отметки в 770 долларов, а затем продолжив падение до 326 у.е.






10 Консолидация крупных компаний

Оглянувшись назад и проанализировав рынок электронной коммерции, можно заметить, что в 2014 году всеобщий интерес к онлайн-платежам значительно возрос по сравнению с 2013-м годом. Не в последнюю очередь это связано с консолидацией нескольких крупных компаний.

В начале 2014-го года вступило в силу соглашение Visa и Chase, дающее последнему право самостоятельно создавать прямые связи между эмитентами карт и торговыми площадками. Технологическая компания Vantiv завершила покупку платежного сервиса Mercury. Компания QIWI приобрела платежный сервис «Деньги Mail.ru». Международная платежная система PayPal и компания по производству цифровых подарочных карт CashStar заключили крупую сделку о выпуске и дальнейшей реализации подарочных сертификатов PayPal.

Таким образом, на рынке произошло некоторое перераспределение сил, в результате которого наиболее крупные и сильные игроки предприняли решительные шаги по укреплению своих позиций, заключив выгодные соглашения со своими партнерами или поглотив конкурентов.

Итак, мы рассмотрели 10 ключевых событий, произошедших в 2014-ом году и оказавших свое влияние на развитие систем электронных платежей.

Но что же ждет нас в будущем, 2015-ом году? Тот же эксперт сделала свои прогнозы и поделилась своими предположениями.



Что ждет сферу платежей в 2015-ом году


В 2001-м году многие аналитики прогнозировали, что объем мобильных платежей в 2008 году составит 37 миллиардов долларов. Предположение было сделано за 6 лет до того, как на рынок вышел первый iPhone.

В 2009-м году эти же аналитики говорили, что объем мобильных платежей в 2012 году составит 10 миллиардов (обратите внимание на снижение прогнозной величины на 27 миллиардов). Прогноз был сделан спустя 2 года после выхода первого iPhone и запуска App Store, когда смартфонами пользовались менее 5 процентов населения нашей планеты.

В 2012-ом аналитики прогнозировали рост объема мобильных платежей до 2 миллиардов долларов (хотя, на основе их предыдущих прогнозов, было бы логичнее сказать о сокращении платежей с 10 до 2 миллиардов).

Как видите, точные прогнозы, дело непростое и ненадежное, никто не может со 100-процентной уверенностью гарантировать рост объема мобильных платежей или его снижения в следующем году. Однако некоторые события предвидеть можно. И вот некоторые их них.

1. Трейдеры – поэтапный прирост доходов

В ближайшие годы трейдеры, без сомнения, будут сосредоточены на поиске надежных партнеров, взаимодействие с которыми позволит им увеличить доходы своих торговых площадок. Однако получить желаемую прибыль сразу не получится.

Как известно, с каждым годом все большее число клиентов различных торговых площадок переходят в онлайн-пространство и все большее число клиентов традиционных магазинов используют мобильные устройства для совершения покупок. Продавец не может не реагировать на это. Трейдерам приходится следовать технической моде и быть в курсе всех технических инноваций, применяя их в нужном месте и в нужное время.

Конечно, внедрение всех техно-новинок требует значительного вложения средств и наличия четкой стратегии. Продавец должен понимать, зачем он это делает и что в конечном итоге получит.

Как показывают исследования, в 2015-ом году 93% трейдеров будут вкладывать средства в разработку мобильных приложений, 74% утверждают, что они будут инвестировать в приложения, которые в некотором роде увеличивают торговый путь потребителя – специальные предложения и рекомендации. Более половины говорят, что будущее за мобильными Wi-Fi-маячками, налаживающими эффективное взаимодействие с потребителем. Треть опрошенных ритейлеров рассчитывают на повышения товарооборота за счет пересмотра ценовой политики.

2. Платежные сети – дорога в неизвестность

Ежедневно платежные сети обрабатывают огромное количество транзакций с участием пластиковых карт. И с каждым днем их объем растет благодаря развитию платежных механизмов и, не в последнюю очередь, сотрудничеству с таким крупным игроком в сфере мобильной коммерции, как Аpple Pay. Партнерство с Аpple, помимо всего прочего, способствует также развитию и скорейшему внедрению инноваций на рынке электронных платежей. Безусловно, все это благоприятно сказывается на развитии электронной коммерции. Но таковой ситуация является сегодня, а что нас может ожидать в сфере мобильных платежей завтра и захотят ли другие системы сотрудничать с Аpple Pay в будущем, утверждать с полной уверенностью не может никто.

Так, уже сегодня эмитенты пластиковых карт платят Apple 0,15% за каждую транзакцию своего вкладчика, банки и платежные системы вкладывают собственные средства в рекламу Apple-платежей среди своих клиентов. На эти цели уже потрачены миллионы долларов. И, вероятнее всего, ситуация будет только усугубляться.

Более того, на рынок выходит все большее число электронных кошельков, не использующих пластиковые карты, что не может не беспокоить платежные системы. Так, например, китайская система Alipay насчитывает более 300 миллионов мобильных кошельков, не привязанных к платежным картам.

Исходя из этого, можно предположить, что уже в 2015-ом году платежные системы задумаются о создании собственной передовой системы электронных платежей и начнут искать альтернативные источники доходов.

3. Банки – необходимость соответствовать

В последнее время все больше банков приходят к выводу, что открытие/развитие своих онлайн-сервисов является необходимостью вследствие повсеместного внедрения цифровых технологий и постепенной смены пользовательских предпочтений.

Появление различных финансовых компаний, предлагающих Р2Р-кредитование также заставит банки модернизировать свою систему, перекраивать бизнес-модели, разрабатывать все новые и новые продукты, которые могли бы заинтересовать потенциального клиента. Внедрение новых технологий, естественно, потребует от банков больших денежных вливаний. Но в скором будущем им уже не придется выбирать. Все эти меры необходимы банкам для того, чтобы устоять в нелегкой конкурентной борьбе не только с традиционными, но и с виртуальными финансовыми компаниями.

4. Потребители – необходимость приспосабливаться

На сегодняшний день в мире существует множество сервисов для осуществления мобильных платежей, однако это вовсе не означает, что всем потребителям нравится данный способ оплаты или, что все применяют его на практике. Напротив, большинство современных покупателей используют более традиционные способы, привычные и знакомые, лишь некоторые пользователи самостоятельно ищут для себя новые, прогрессивные методы оплаты товаров. Остальные же следуют привычке и не желают приспосабливаться к новым средствам платежей. Зачастую у таких потребителей просто не хватает мотивации либо они недостаточно осведомлены о новом платежном инструменте. Так, по данным американской аналитической компании InfoScout, о существовании Bitcoin знают гораздо большее число людей, чем о существовании бесконтактных платежей и это при том, что последние полноценно функционируют на рынке уже не первый год.

Для того чтобы обрести популярность, любая новая технология, любой новый способ оплаты должен быть действительно полезен, он должен облегчить своему потребителю жизнь, предложить нечто новое и уникальное, при этом простое и не требующее много времени на изучение. Пользователю необходимо предоставить больше возможностей для использования мобильных устройств и предъявить как можно больше причин, почему он должен остановить свой выбор именно на данном способе.

В свое время нужный подход к своим потенциальным клиентам нашли Alipay и PayPal, предоставившие пользователям платежную платформу для безопасной и надежной онлайн-торговли, Amazon, давший возможность совершать покупки буквально в один клик, мобильный платежный сервис M-Pesa, позволивший наладить быстрый и безопасный обмен денежными средствами в Африке. До этого, например, кенийцы в случае необходимости были вынуждены передавать друг другу деньги через водителей междугородних автобусов, рискуя оказаться обманутыми.

5. Эквайеры и производители POS-терминалов – резкая смена стратегии

Появление на рынке все новых платежных инструментов вынуждает производителей POS-терминалов быстро реагировать на изменения и совершенствовать свои устройства. Зачастую им приходится «опережать время» и начинать работы по модернизации еще до того, как тот или иной способ оплаты станет популярен, опираясь лишь на прогнозы экспертов.

В будущем на рынке останутся лишь те эквайеры и производители POS-терминалов, которые смогут наиболее точно спрогнозировать рост популярности того или иного платежного инструмента и оперативно отреагировать на любое изменение потребностей потребителя, будь то бесконтактные платежи, покупки с помощью считывания штрих-кода или другие инструменты.

6. Электронные кошельки – популяризация своих сервисов

У нетрадиционных платежных систем есть только одна возможность завоевать внимание и привлечь новых пользователей – стремительная и настойчивая популяризация своих электронных кошельков, иначе они могут проиграть битву за потребителя.

Установлено, что не многие использует сразу несколько виртуальных кошельков для онлайн-покупок. Так же, как при походе в традиционный магазин, мы берем только 1 бумажник, люди выбирают всего 1 сервис для покупок в интернет-магазинах и не меняют его до тех пор, пока их что-то начинает не устраивать. Проведенный недавно опрос показал, что 62% покупателей имеют всего 1 электронный кошелек и не собираются заводить второй.

Каждая новая система должна это понимать – если ее опередит конкурент, клиент будет потерян навсегда.

Разработчики электронных кошельков должны быть готовы к тому, что для достижения успеха, им придется потратить немалые средства на продвижение и развитие своего продукта. При этом платежные системы должны становится все более универсальными, работать как можно с большим числом торговых площадок, чтобы у потребителя не возникало необходимости подстраиваться под каждого ритейлера.

7. Мобильные операторы – перспективы

В зависимости от страны, в которой работает оператор мобильной связи, перед ним могут открываться различные перспективы. Где-то рынок мобильных услуг уже насыщен и даже перенасыщен, а где-то для его развития существуют большие возможности.

Говоря о перспективах развития мобильной коммерции, в первую очередь речь, конечно, идет о развивающихся странах, где банки и электронные кошельки непопулярны и малодоступны. Мобильные платежи для жителей этих стран могут стать альтернативой всем прочим электронным расчетам, будь то оплата товаров или услуг, перевод средств – все это можно будет совершать с помощью мобильного телефона.

Перспектива развития мобильной коммерции, конечно, есть не только у развивающихся стран. В развитых странах, где электронные платежи существуют уже давно и стали частью повседневной жизни, мобильные операторы должны совершенствовать свои сервисы, разрабатывать новые подходы к приему мобильных платежей, например, работать над созданием новым SIM-карт, поддерживающих NFС-платежи.

8. Новаторы – коммерция

Повсеместное распространение смартфонов и прочих устройств, поддерживающих выход в интернет, ведет к переосмыслению возможностей торговли. Многие эксперты сходятся во мнении, что к 2020-му году в мире будет насчитываться около 50 миллиардов устройств, имеющих доступ к интернету, т.е. в среднем по 7 устройств на каждого человека.

Внедрение платежных инструментов в каждое из устройств – не только возможная перспектива, но и самая вероятная. Это значит, что в будущем нас ждут большие перспективы в области электронной коммерции.

Теперь мы знаем, что ожидает нас в будущем.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+23
Comments 16
Comments Comments 16

Articles