Pull to refresh

Что нам готовит C# 7 (Часть 2. Pattern matching)

Reading time 4 min
Views 34K
Продолжая серию статей о новшествах в С#7, акцентирую внимание на, пожалуй, главных нововведениях — Pattern matching и Record type(Примерный перевод «регистрируемые типы»). Эти функционалы дополняют друг друга, поэтому лучше рассказывать о них вместе.

Начнем с Record type. Он приходит к нам из F#. По сути своей это быстрое определение класса, причем с невозможностью изменения его свойств, т.е. все его поля имеют параметр readonly, а задаются параметры в конструкторе. Описывать это достаточно долго и нудно, поэтому начнём сразу с примера кода и на примере уже все разберём. Вот пример определения record type’а:

public class Cartesian(double x: X, double y: Y);


Это определение некоторого класса, хранящего декартовы координаты точки. Транслироваться он должен в такой класс:


public class Cartesian
{
    private readonly double $X;
    private readonly double $Y;
    public Cartesian(double x, double y)
    {
        this.$X = x;
        this.$Y = y;
    }
    public double X { get { return this.$X; } }
    public double Y { get { return this.$Y; } }
    public static bool operator is(Cartesian c, out double x, out double y)
    {
        x = c.X;
        y = c.Y;
        return true;
    }
    override public bool Equals(object obj)
    {
        if (obj.GetType() != typeof(Cartesian)) return false;
        var $o = obj as Cartesian;
        return object.Equals(X, $o.X) && object.Equals(Y, $o.Y);
    }
    override public int GetHashCode()
    {
        int $v = 1203787;
        $v = ($v * 28341) + X?.GetHashCode().GetValueOrDefault();
        $v = ($v * 28341) + Y?.GetHashCode().GetValueOrDefault();
    }
    override public string ToString()
    {
        return new System.Text.StringBuilder()
            .Append(“Cartesian(X: “)
            .Append(X)
            .Append(“, Y: ”)
            .Append(Y)
            .Append(“)”)
            .ToString();
    }
}

Разберем свойства класса. В его определении мы указали два double параметра. Эти параметры транслируются в два открытых только для чтения свойства, и два поля только для чтения внутри класса. Затем создается конструктор с параметрами, указанными в определении класса. Также, создаются методы Equals, GetHashCode, ToString.

Наибольший интерес представляет перегруженный оператор is. Вот он как раз уже больше относится к Pattern matching. Теперь оператор is поддерживает дополнительное сравнение, кроме обычной проверки возможности приведения к типу. Также возможен дополнительный вызов этого перегруженного оператора у класса. Начнем с того, как перегружается оператор и какие действия при этом могут совершаться. Первым параметром в операторе идет передаваемый ему объект класса, он не обязательно должен быть классом этого оператора. Затем идут возвращаемые параметры, с которыми нам нужно сравнивать или которые надо получить при выполнении оператора is. При создании класса через record type создается оператор is с передаваемым record type классом и возвращаемыми значениями этого класса, указанными в определении. Вот пример того, как сделать преобразование декартовых координат в полярные с помощью оператора is:


public static class Polar
{
    public static bool operator is(Cartesian c, out double R, out double Theta)
    {
        R = Math.Sqrt(c.X*c.X + c.Y*c.Y);
        Theta = Math.Atan2(c.Y, c.X);
        return c.X != 0 || c.Y != 0;
    }
}

Что мы получаем, если передать оператору объект класса Cartesian: он попытается преобразовать данные этого класса к данным класса Polar и вернет преобразованные данные.

Pattern matching (или Сопоставление с образцом; хотя это название мне не очень нравится, английское определение кажется более точным), что же это такое? Пришел он к нам из таких языков как Python и F#. По сути своей это расширенный switch, который не только может сравнивать значения одного типа с константами, но и использовать приведение типов и их преобразование к необходимой структуре. И во всем этом нам поможет новый перегруженный оператор is. Начнем с новых возможностей старого оператора проверки возможности преобразования типов. Теперь вместо вот этого:


var v = expr as Type;   
if (v != null) {
    // Используем v
}

Можно будет писать вот так:


if (expr is Type v) {
    // используем v
}

Это, конечно, сократит код с приведением типов. Но вернемся к Pattern matching и узнаем, какие возможности он нам готовит. Напишем проверку приведения конкретных декартовых координат к полярным и получение радиуса:


var c = Cartesian(3, 4);
if (c is Polar(var R, *)) Console.WriteLine(R);

Итак, что здесь происходит, давайте разберемся. Берется переменная c, получается тип переменой и ищется оператор is, где первым параметром является этот тип. Далее вызывается этот оператор и, если он вернул истину, условие считается выполненным. Далее мы получаем в блоке условия локальную переменную R. Здесь нам не важен угол, и поэтому мы во второй параметр передали * — это означает игнорирование второго параметра. Еще возможно такое использование оператора:


if (c is Polar(5, *)) Console.WriteLine("Радиус равен 5");

Здесь мы накладываем дополнительное условие на возвращаемое значение радиуса, и условие выполнится, только когда радиус равен 5.

Основное применение новому оператору is — это, конечно, в операторе switch. Приведем пример решения алгебраических выражений с помощью pattern matching. Определим нужные нам классы с помощью record type.


abstract class Expr;
class X() : Expr;
class Const(double Value) : Expr;
class Add(Expr Left, Expr Right) : Expr;
class Mult(Expr Left, Expr Right) : Expr;
class Neg(Expr Value) : Expr;

Для начала напишем метод взятия производной:


Expr Deriv(Expr e)
{
  switch (e) {
    case X(): return Const(1);
    case Const(*): return Const(0);
    case Add(var Left, var Right):
      return Add(Deriv(Left), Deriv(Right));
    case Mult(var Left, var Right):
      return Add(Mult(Deriv(Left), Right), Mult(Left, Deriv(Right)));
    case Neg(var Value):
      return Neg(Deriv(Value));
  }
}

Или упрощение выражения:


Expr Simplify(Expr e)
{
  switch (e) {
    case Mult(Const(0), *): return Const(0);
    case Mult(*, Const(0)): return Const(0);
    case Mult(Const(1), var x): return Simplify(x);
    case Mult(var x, Const(1)): return Simplify(x);
    case Mult(Const(var l), Const(var r)): return Const(l*r);
    case Add(Const(0), var x): return Simplify(x);
    case Add(var x, Const(0)): return Simplify(x);
    case Add(Const(var l), Const(var r)): return Const(l+r);
    case Neg(Const(var k)): return Const(-k);
    default: return e;
  }
}

В описаниях данного функционала я встречал в основном примеры связанные с математическими расчетами. Я буду очень рад видеть в комментариях ваши примеры, где этот функционал действительно будет полезен не в математических расчетах.

Здесь можно почитать первоисточник
Tags:
Hubs:
+29
Comments 19
Comments Comments 19

Articles