Pull to refresh

Как создать искусственный интеллект? История вторая. Алгоритмы интеллектуального поиска и хранения информации

Reading time 10 min
Views 70K
image
В серии статей мы рассказываем о новых подходах в Искусственном Интеллекте, моделировании личности и обработке BIG Data, которые недоступны для большинства специалистов по ИИ и общественности. Ценность этой информации в том, что она вся проверена на практике и большинство теоретических наработок реализованы в прикладных проектах.

image

Все вы без исключения пользуетесь современными поисковыми системами, которые хорошо справляются с поиском ссылок по ключевым словам. Но можно ли считать эти технологии поиском информации, умеют ли они отвечать на ваши вопросы в разных контекстах, могут ли они размышлять, воображать на основе сотен, тысяч источников на разных языках?

Крупные поисковые компании обладают почти неограниченными ресурсами – у них есть деньги, на них работают самые профессиональные сотрудники, тысячи и даже миллионы серверов обслуживают поисковые запросы.
Так почему же до сих пор вы получаете в качестве ответа ссылки, а не ответ на свой вопрос?

В этой статье мы поговорим о технологиях и алгоритмах, которые изменят ваше представление о поиске и хранении информации.

В предыдущей статье мы ввели основные термины, а именно – интеллект, обучение, воображение, память, образ, информационный поток, информационное поле. Обязательно ознакомьтесь с ней!: geektimes.ru/post/249042.

Статья вызвала определенный резонанс, и к нам поступили три категории вопросов:
  • «Возможно ли написать алгоритм, который умел бы думать, размышлять?»
  • «Действительно ли мы обладаем компетенцией в ИИ?»
  • «Какие практические приложения разработаны нами?».

Сегодня мы расскажем об алгоритме поиска информации в интернете. Для того чтобы отличать его от других наших алгоритмов назовем его: «ядро v2.3». Насколько алгоритм удовлетворяет критериям интеллектуальности решать вам.

В основу наших алгоритмов легло ДОПУЩЕНИЕ, что процессы, протекающие во время размышления, имеют электрическую природу. Можно предположить, что когда человек что-то говорит (размышляет в слух), то различные участки головного мозга активизируются, и они активизируются не одновременно, а последовательно. Различные участки головного мозга отвечают за различные этапы «изречения мысли». Можно предположить, что различные «мыслительные аспекты» находятся в зависимости друг от друга.

Размышление (мысль) — это некое изложение последовательности информационных единиц (в т.ч. трансляция образов).

Посчитав, что данное предположение верно, мы решили, что процесс размышления можно смоделировать на компьютере.
Рассмотрим пример:
«Я поеду к тебе» — это образно-информационная структура, она состоит из трех образов:
  • «Образ самоосознания» – «Я»,
  • «Образ действия» – «Поеду»,
  • «Комплексный или объединяющий образ того чего мы хотим достичь» – «к тебе».

Размышление в разных ситуациях может иметь и разный подтекст (скрытый смысл):
Например, «Я хочу попить чаю» в разных контекстах может иметь и разный смысл
  • Кто говорит эту фразу — «Женщина говорит мужчине», «Женщина женщине»,
  • В какое время суток «вечером», «днем», «утром».
  • Какая при этом обстановка «во время прогулки», «в офисе», «во время свидания» и т.д.

«Понимание смысла» размышления – «это способность читать между строк», с информационной точки зрения – это поиск сложных корреляций (поиск информационных и структурных взаимозависимостей).

Также мы исходили из того, что любой текст — это некая логическая последовательность, которая была так или иначе порождена человеком во время размышления.

Мы решили взять готовый текст на тему «Как легко бросить курить», и поискать в нем корреляции, но ничего не обнаружили. Мы предположили, что обучение происходит за счет избыточности данных, и взяли уже 500 статей по теме «Как легко бросить курить». Используя различные нелинейные алгоритмы, мы обнаружили сложные корреляции.

В частности, мы нашли точки, в которых «линии приложения размышления» могут быть направлены по разным путям. Эти точки мы называем «точками разворота» или «Мотиваторами». Мы упоминали о «Мотиваторах» в предыдущей статье, для этого использовался более популярный термин из психологии – якорь.

«Мотиватор» – это структурный элемент цепи, имеющий «большое сопротивление» и допускающий изменение последующего направления движения сигнала (мысли) под действием дополнительных факторов (мотивов). Таким образом мотиватор может изменить путь «размышления», если в процессе размышления появится «дополнительный потенциал».

Другое важное свойство «точек разворота»/якорей/мотиваторов – использование их в качестве «точки входа» или «момента мысли». При этом ход мыслей получается непротиворечивым. А если начинать размышление с другого понятия (НЕ из мотиватора), то первое что происходит – это выравнивание до мотиватора. В жизни это проявляется следующим образом. Если вас попросить поразмышлять над чем-то неожиданным для вас, то скорее всего вы начнете свое рассуждение «из далека». Размышляя, вы должны дойти до некоторой точки(до мотиватора), и уже потом продолжить свое размышление в «заданном» направлении.

Для того чтобы обработать и хранить такие информационные структуры, необходимо было создать специальную модель памяти, мы ее спроектировали и назвали «факторной памятью».

«Факторная память» – это структуры для формирования инфополя из неструктурированного инфопотока, а также определения и управления мотиваторами. Другими словами, факторная модель памяти – это память, использующая смысловые представления образа в виде набора характеристик — факторов, и цепочек упорядоченных данных – фактов.

Напоминаем, что с нашей точки зрения интеллект – это способность обучаться и воображать.

Давайте поразмышляем обладает ли описанная модель ядра этими качествами?


Самообучение, цели обучения, критерии обучения в контексте модели ИИ.

Обучение – это преобразование информационных потоков в информационное поле.
У модели есть основной мотив – решить проблему, справится с трудностью, поступающей из вне.
Ее задача распознать образы, которые поступают в виде запроса, создать целостный образ, используя избыточную информацию, находящуюся в Интернете.

Так как перед запросом память модели чиста, то ей необходимо «научится языку» (язык явно не определен), понять смысл (найти сложные корреляции и мотиваторы), сформировать избыточное информационное поле для того чтобы иметь возможность размышлять (создавать информационные цепочки).

Основной технический критерий «наполнения памяти»/«создания информационного поля»/«создания целостного образа» – это оценка энтропии инфополя. Энтропия – это критерий достаточности того, что образ собран, и в тоже время основной критерий недостатка информации.

Обучение не возможно без обратной связи
Обратная связь в модели v 2.3 осуществляется следующим образом – пользователь может скорректировать «точку начала рассуждения» и выбрать направление формирования ответа(размышления) в рамках сформированного инфополя. Модель демонстрирует результат размышления пользователю и ждет коррекционное уточняющее слово (мотиватор).

Воображение в контексте модели ИИ

Воображение мы определяли, как способность достраивать незавершенный образ с одной стороны и способность моделировать ситуацию на произвольных условиях, с другой стороны.
Алгоритм, способен активизируя разные мотиваторы, получать разные цепочки размышлений.

Примеры работы модели ядра v 2.3


1) Запрос: «Влияние жестоких компьютерных игр на детей».
Контекст, уточнение: Без уточнения.
Размышление модели:
«Весной 1999 года Билл Клинтон в своем телевизионном обращении к Америке заявил: «Мы должны думать дважды, когда речь идет о „стрелялках от первого лица“».
Стрельбу они начали уже на автомобильной стоянке, затем бросились внутрь.

По горячим следам в апрельском номере журнала «Личность и социальная психология» за 2000 год появилась статья «Видеоигры и агрессивные мысли, чувства, поведение в лаборатории и в жизни».

Авторы, профессора психологии Крейг Андерсон и Карэн Дил, утверждали: дети видят все больше жестокости в современном мире.

В статье утверждалось, что существует связь между жестокостью компьютерных игр и агрессивным поведением подростков, что может привести к преступлениям и убийствам.

Андерсон сказал: «Хотя в области исследования поведенческих особенностей есть много сложностей, одну простую и ясную вещь нужно знать всем: компьютерные игры увеличивают жестокость и насилие.
Наше исследование показало: влияние на агрессивность поведения у жестоких компьютерных игр даже серьезнее, чем у жестоких телепередач и фильмов».

А что, если на шаг отойти от нашей условно сложной веганской ситуации и подумать о том, в кого эти играющие в смерть малыши вырастут.

Многие специалисты не согласились с таким мнением, считая, что выводы Андерсона и Дил скорее мнение, чем доказанный научный факт.

26 апреля 2002 года Роберт Штайнхойзер убил 17 и ранил 7 человек в гимназии имени Гуттенберга, город Эрфурт, Германия.

Авторитетная газета Франкфуртер Алльгемайне Цайтунг вышла со статьей «Программы для бойни», в которой писалось: «убийца тренировался с помощью компьютерных игр».

В документе прямо запрещается «распространение любых видов продукции, пропагандирующих насилие, агрессию и антиобщественное поведение».

Ответственным за выработку мер было назначено Управление по делам молодежи областной администрации.
Целью всех этих мероприятий объявлена борьба с молодежной агрессивностью и пропагандой насилия.
Эти события вызвали реакцию на соседних территориях Украины, где в срочном порядке было принято аналогичное белгородскому постановление о борьбе с пропагандой насилия, и представители правоохранительных органов стали изымать «жестокие компьютерные игры» в клубах.

Жесткие компьютерные игры скорее разряжают психическую энергию, накопленную во время агрессивного самоутверждения подростков в обычной жизни.

При этом повышенная активность и агрессивность подростка по отношению к окружающему миру она дает ему опору для преодоления собственного страха.

Честно признаюсь, я сама когда-то давно очень любила всякие стрелялки, при этом я не замечала за собой агрессии.»

Запрос можно уточнить словом или частью слова. Например, «подрост», «игр», «жесток» и пр., после уточнения размышление изменится.

Мотиваторы информационного поля:
года---играть---закон---
постановление---борьбе---пропагандой---
мозга,---которые---отвечают---
лобных---долей---человека,---
компьютерные---игры---помочь---
компьютерные---игры---родителям---


2) Запрос: «Проблемы искусственного интеллекта».
Контекст, уточнение: «проблем».
Размышление модели:
Вычленить структуру и понять принципы организации интеллекта — это значит вскрыть реальные основания фундаментальности проблемы, показать ее глубокую специфичность.

Иначе говоря, необходимо изучить исторические, научно-технические и гносеологические аспекты проблемы искусственного интеллекта с непосредственным участием диалектико-материалистической философии.

Философия, избравшая в качестве главного вопроса своих научных поисков проблему отношения бытия и сознания, должна более пристально заинтересовываться вопросами, связанными с моделированием, воспроизведением интеллекта.

Проблема искусственного интеллекта имеет непосредственное отношение к основному философскому вопросу: речь идет об искусственном воспроизведении, моделировании человеческого интеллекта.

Кроме того, уже первые работы по искусственному интеллекту показали, что не только область решения задач затрагивается сопоставительными исследованиями, но и проблема мышления в целом.

У разных видов животных мы находим нервные системы разной сложности, и если мы будем постепенно двигаться по такой лестнице усложнения в процессе эволюции, понимая то, какие механизмы отвечали за тот или иной скачек в интеллектуальности животных, то, возможно, это позволит нам быстрее решить проблему понимания интеллекта человека.

Мотиваторы информационного поля:
Кроме---решения---проблема---
того,---исследования---исследования---
человеческой---деятельности---деятельности---
Кроме---проблема---решения---
области---искусственного---интеллекта.---
проблемы---искусственного---интеллекта---интеллекта---
области---искусственного---области---искусственного---интеллекта.---


3) Запрос: «как найти свой смысл жизни»
Контекст, уточнение: «жизн»

Размышление модели:
«В своей теории Франкл отдельно останавливается на людях, зависимых от алкоголя и наркотиков, которые не видят не только смысла жизни, но и вообще самой реальной жизни.

В чем смысл жизни определенного человека?

Един ли смыл жизни для всех людей на земле или он уникален для каждого?
А если не получилось насладиться, значит, вы прожили жизнь бессмысленно.

В этой связи на любом жизненном отрезке важно помнить, что наш путь имеет не только начало, но и конец.

Все сделанное в вашей жизни имеет важное значение, ведь о человеке помнят еще долго после его смерти.
Смысл жизни человечества — продолжить эстафету развития от примитивного разума микроорганизмов до сверхразумных существ далёкого будущего.

Но самый интересный вопрос, ответа на который мы никогда не узнаем: смысл жизни вообще.

Счастливые люди такими вопросами не задаются, они просто живут и получают удовольствие от самой жизни, следовательно такие вопросы приходят в голову когда человек несчастлив.

Смысл жизни одинаков для всех живых существ, от микроба до человека: прожить самому и оставить потомство.

А ещё круче — жизнь это просто очень сложная химическая реакция в основном атомов углерода протекающая в природе, независимо от вас.

Цель жизни — в самой жизни, осознавая свою божественную суть!

Вопреки распространенному мнению, жизни людей губит не заниженная самооценка а завышенная, из нее вытекают амбиции, при отсутствии реализации которых человек начинает ощущать страдания.

Смысл жизни у всего живого один: РАЗВИТИЕ через различение добра и зла, пользы от вреда, истинных знаний от заблуждений.

Так как и предназначение у всех в этой жизни свое.

Надо прислушаться к своим чувствам, а не к своим мыслям и понять чем хочется заниматься в жизни.
Для этого надо уйти от бытовой суеты и перестать искать смысл жизни.

Что заложено и в каком направлении в жизни реализовываться.
Найдя свое призвание, начнешь наслаждаться жизнью и каждым моментом.

Но жизнь вернула к первоначальному.»

Мотиваторы информационного поля:
себя---этой---жизни.---
найти---себя---себя---
смысл---жизни---жизни---
жизни---каждого---жизни---


Производительность алгоритмов


Наши исследования начались более 5 лет назад и проходили на специализированном кластере. После того как определенные закономерности были найдены, необходимо было оптимизировать алгоритмы. Несколько лет потребовалось для того, чтобы «размышление» заработало на обычном серверном железе. Ядро версии 2.3 способно даже размышлять на планшете с процессором Intel Atom.

Модель ядра 2.3 – это одна ячейка памяти (алгоритм «Одноклеточной памяти»), одна информационная структура, обладающая достаточной избыточностью для того чтобы в ее рамках можно было определить образ, и его под разными точками зрения представить. Прототип модели ядра 2.3 мы выложили в интернет для тестирования.

Возможности и развитие алгоритмов DES


Если мы будем использовать память из нескольких ячеек, то мы сможем построить более сложные корреляции, в таких моделях существуют переходы от одной ячейки памяти к другой. Поэтому подобные алгоритмы называются дедуктивными или дедукторами или DES. К сожалению, об этих алгоритмах мало что известно общественности, так как обычно подобные исследования носят закрытый характер.

В качестве инфопотока может выступать любой поток данных: текст, видео, телеметрия, стохастика и пр. Алгоритм способен находить корреляции и выстраивать упорядоченные данные как в хронологии, так и без нее. Иcпользование текстовых данных позволяет достаточно просто получить инфопоток и наглядно продемонстрировать результаты работы алгоритма.

Если вы хотите самостоятельно испытать возможности ядра v2.3, то запросите у нас ссылку через режим диалоги. Мы не выкладываем ссылку в публичный доступ, потому что модель ядра установлена на слабом сервере, и не хотели бы давать прямую рекламу.

Для того чтобы внедрить подобные технологии массово, не достаточно обладать ими, необходимо также менять информационную парадигму, и создавать новые подходы по обработке и хранению информации.

В следующей статье мы порассуждаем о технологиях следующего поколения ядра, это уже многоклеточная модель памяти, позволяющая моделировать некоторые аспекты личности, вести диалог в рамках личностной модели пользователя. Подобные технологии могут быть использованы для создания персонализированных веб-сервисов, приложений, помощников.

Обучайтесь и воображайте…
Tags:
Hubs:
+9
Comments 51
Comments Comments 51

Articles