Pull to refresh

2 года картавых обзоров — история любительского шоу Old-Hard

Reading time 9 min
Views 13K
“Some say, we're never meant to grow up...”
(Sum 41, “Some Say”)

Сегодня моей маленькой, регулярно выходящей ютубовской передаче про старые компьютерные игры и железо исполняется два года. Срок для любительского шоу немалый… Самое время провести небольшую ретроспективу, разобрать "(не)творческий путь". Интересно? Добро пожаловать под кат!

Что ещё за шоу?


Сначала были многочисленные разговоры с другом на тему «а было бы неплохо запилить свою видео-передачу...» (сразу после собственной MMOPRG и настолки конечно!). Разговоры эти между делом или там за пивом продолжались месяцами, и не являлись конкретными планами — скорее обсуждение на тему «было бы неплохо». Но в какой-то момент у меня в голове щелкнула мысль «а какого черта?!», и буквально за пару часов «на коленке» и в одиночку был сделан первый выпуск. Получив на него определённые отзывы, среди которых были как сдержанно позитивные, так и «идея хорошая, текст нормальный, только не подпускайте больше того же человека к микрофону». Позже был сделан второй выпуск, третий… Остановиться оказалось непросто, и где-то год-полтора спустя выпуски начали выходить регулярно, 1 раз в 2 недели.

Тематика передачи была выбрана вполне предсказуемо: старые компьютерные игры и железяки, благо ещё с 2010 года мы с другом вели совместный блог на эту тему. Так же просто вышло и с названием, которые было взято у того же блога: Old-Hard[ware], по аналогии с одни из любимейших сайтов на данную тематику, Old-Games.RU.

Цифирь


На этом портале собралось много людей, который любят точные факты — с них и начнём. Они опять же подскажут, стоит ли прислушиваться к опыту автора или лучше сразу закрыть и перейти к чему-то более репрезентативному.



Текстовой вариант статистики (актуальный)
Дата появления (первый выпуск): 17 июля 2013 года
Число подписчиков на момент публикации: 8295
Просмотров: 754 тыс.
“Примерное время просмотра”: 71775 часов
Комментариев: 6544
Оценки “нравится/не нравится”: 24975/886

Число основных выпусков: 47 с половиной (есть выпуски с номерами «11» и «11 с половиной» :-) )
Продолжительность выпусков: последние две дюжины выпусков — не менее 10 минут, обычно 15-20 минут. Есть несколько более получаса. Самый длинный – 38 минут.

Число мини-видяшек, обращений, видео для чужих шоу, видео передачи OLDroid Games и т.п.: 40+ (от 3 до 20 минут каждое)

Особенности


По прошествии нескольких выпусков шоу более-менее устаканилось и были выведены определённы принципы и особенности.

  • Основная тематика: старые компьютерные игры и игровые серии, source-порты, старое компьютерное железо… в широком смысле. Посмотреть на какую-либо консоль или ремейк, вышедший пару лет назад — милое дело. Да и вообще, такие рамки особых ограничений не накладывают: скажем было 3 выпуска про установку и настройку MS-DOS (а так же просмотр кино и выход в интернет из под той же ОС), выпуск про музыку из игр и т.п.

  • Cоздавать новый контент, а не пережевывать уже сто раз кем-то рассмотренный. Никаких обзоров на Quake, Doom, Warcraft 2, Resident Evil и т.п. (за исключением Source-портов или в исключительных случаях ремейков). Существует ещё тьма-тьмущая игр, про которые стоит рассказать. Зачем пытаться повторить уже кем-то рассказанное?

  • Упор на практику. Рассказывать про историю чего-то интересно, но гораздо любопытней посмотреть это «что-то» в действии. Трёхмерный ускоритель Voodoo или S3 Virge? Супер, собираем старый компьютер и сравниваем картинку и производительность на компьютере тех времён (причем видео с помощью платы захвата записанное, а не «камерой направленной в монитор!»). Устанавливаем MS-DOS? На реальную машину, а не виртуальную, причем с дискет. Звук с PC-спикера? Пишем звук с двух разных пищалок для сравнения с эмулируемым DosBox'ом! И так далее.

    Рассматриваем игрушку? Упор на игровой процесс, замеченные фишки и личное мнение. Стараюсь не пересказывать википедию, а рассказывать про моменты, которые заметил сам.

    Так же я стараюсь (когда в этом есть смысл!) писать видео с реального железа. Плата захвата с VGA-входом и ТВ-тюнер тому подмога.

  • Никаких «хороша для своего времени». Да, очень важно понимать когда была сделана игра и какие были традиции или ограничения, но для меня главным вопросом остаётся «а стоит ли в неё играть сейчас?». Хотя сама фраза в обзорах порой и звучит, все мы люди, у всех есть слабости...)

  • Позитив. Я стараюсь не брать в руки нечто плохое и рассказывать «насколько оно плохо», а выискавать что-то интересное. Что стоит скачать или купить сегодня, во что можно и интересно играть до сих пор. Незаслуженно забытые жемчужины. Исключения конечно есть, но на то они и исключения. И нет, это не значит, что я рассказываю только про хорошее — недостатки я тоже рассматриваю, причем не менее детально, чем достоинства.

  • Никакого перфекционизма. Я знаю, как легко начать полировать нечто до блеска и получить релиз «мы же не уточняли, к декабрю какого именно года...» или как было у коллеги, выход «спец-выпуска на Хэллоуин» в январе следующего года, т.к. товарищ чуть-чуть не успел… Это не значит, что я не стараюсь делать всё качественно — всегда есть несколько дублей при съемках и озвучке, бывают перерендериваю видео по несколько раз из-за небольших косяков, замеченных за 1-2 дня до выкладывания и т.п. Но я не буду три месяца доделывать 15-минутный ролик из-за деталей, которые заметят 2-3 человека из нескольких тысяч. Это в общем то можно считать жизненным кредо — работа должна быть сделана качество, но своевременно. Не пытаться бесконечно исправлять все ошибки здесь и сейчас, но сделать выводы и следующий раз на те же грабли стараться не наступать.


Эволюция техники и софта


Всё началось с фотоаппарата цифро-мыльницы для съемки всяких артефактов (коробок с играми, плат и т.п.), а также петличного микрофона за пару баксов (вроде бы Genius MIC-01C), привязанного к настольной лампе вместо штатива. Нет, я серьёзно, так качество звука было лучше, чем если его цеплять на ворот футболки или карман рубашки.





Втыкался микрофон в ноутбук, качество звука (или его отсутствие…) можно оценить по первым выпускам. Нормализация? Компрессор? Поп-фильтр? Не смешите мои тапочки, у них фигово с чувством юмора. Записывался и чистился звук в Audicity, а само видео монтировалось в VideoPad Video Editor. Этот комплект софта я кстати использую до сих пор.

Некоторое время спустя микрофон был заменён на USB-шный Logitech USB Desktop, а фотоаппарат – на камеру Canon Legria HF R406. Камера не самая крутая, в ней например нет входа для внешнего микрофона, зато есть очень классное и удобное экранное меню, а так же – крутая механическая крышка объектива. Обожжаю хорошую механику.

Примерно в это же время была куплена плата захвата видео по VGA-шнурку, но про неё я уже писал. А ТВ-тюнер для записи со старых консолей например у меня уже был, что-то там от фирмы Beholder.

Позже я наконец задействовал софтинку Levelator для обработки звука, а также к микрофону был добавлен самодельный поп-фильтр. Да-да, из куска колготок (взял у своей девушки) и банки из-под CD-болванок. На фото он закреплён на штатив от камеры, но позже я его стал крепить на настольную лампу (фото этого непотребства уже не сохранилось).





Тем не менее, прошло ещё несколько месяцев, прежде чем я сам появился в кадре — до этого камера продолжала использоваться исключительно для съемок всяких железяк да содержимого игровых коробок. Впервые я кстати решил себя снять как раз на первую же годовщину передачи. В качестве фона были пришпиленные к стене игровые постеры. Освещение? Эм. Какое ещё освещение...?

Следующий шаг заставил меня совершить один из зрителей передачи. Дословно его комментарий не помню, но было нечто вроде “мне нравится содержание передачи, но больно смотреть на качество съемок — почему бы не использовать нормальное освещение и хромакей?” Ну а действительно, почему бы и нет? После непродолжительного обсуждения с ним деталей была выбрана такая схема:

— фон с двух сторон подсвечивает пара ламп дневного света по 85W
— на меня для подсветки светит лампа дневного же света на 105W
— все лампы светят через белые просветные зонтики
— фон был куплен раскладной и двухсторонний, с одной стороны зелёный, с другой синий (мало ли...)






Вырезать фон нормально (в Sony Movie Studio 13, эдакий обрезанный Sony Vegas, т.к. её Home-версия оказалась дешевле остальных...) получилось далеко не с первой попытки, но текущий вариант выглядит более-менее срабатывает, используется цепочка из плагинов
Brightness and Contrast -> Color Correction (secondary) -> Chroma Keyer

Правда недавно с фоном возникла проблема откуда не ждал. Я разбил очки, а новые ВНЕЗАПНО бликуют под лампами, причем зелёным светом. Раньше об этом я не задумывался — старые очки почти не давали бликов, а если таковые и были — то не зелёные, а белые. Теперь вот думаю, то ли сниматься без очков, то ли заказать новые, не бликующие...)



Ещё примеры вырезания






Последним «апгрейдом» была замена микрофона с динамического на конденсаторный Samson Meteor USB (с возможность воткнуть наушники для мониторинга!) и камеры на Panasonic HC-V730. И где то в это время я заметил проблему: звук с микрофона и камеры мало того что звучал по разному, это можно было бы пережить — звук со встроенного микрофона камеры звучал заметно хуже. Вариантом было записывать звук тем же Meteor'ом, но тогда для съемки нужно где-то неподалёку было ставить ноутбук, потом звук с камеры и внешнего микрофона сводить или руками, что тратило драгоценное время, либо с помощью PluralEye — софтина офигительная, но стоит она очень прилично для любительского использования, а я предпочитаю лицензионный софт. Такой вариант (со сведением звука) я пару раз попробовал, но затраты времени меня не устроили.

Так что после нескольких экспериментов я остановился на варианте подключения к камере навесного микрофона «пушки» Rode Videomic. Тоже не идеальный вариант, но позволяет не париться — просто беру звук с камеры без всяких совмещений и с минимальной обработкой использую в видео.





А, и кстати. Меня порой мучают соседи звуками сверху, а так же трамваи за окном: микрофон уж очень хорошо ловит эти звуки (при том для обычной жизни они ни капли не мешают). Решение пришло почти случайно: лайткуб с натянутым поверх оделяом. Как эта жесть выглядит, можно увидеть на фото. Спасает только от соседей, но не от трамваев. В качестве бонуса — проблему с лишней реверберацией решает. Комментарии излишни.

А я в домике...

Раскрутка… пиар… ну вы поняли


Видео свои я размещал в очень немногих местах. Перечислю все, которые помню:

  • Сайт Old-Games.RU — там видео с разрешения администрации регулярно появляются в новостях. Одно из основных мест, откуда приходят новые зрители) К слову, там любой посетитель сайта может предложить новость, и если модераторы одобрят — она появится на главной.

  • Первые выпуски размещались и на других сайтах про старые игры или подобных, но потом это как-то сошло на нет — людей оттуда практически не приходило.

  • Некоторые выпуски выкладывались на Хабрахабре и Гиктаймс. На первом меня даже разок банили за слишком активный пиар в разделе «я пиарюсь» :-(

  • Была пара экспериментов по платной рекламе на каналах более популярных видеоблоггеров, обходилось это каждый раз примерно в 3 тысячи рублей. Пришло с этих акций в сумме около 3 с половиной тысяч подписчиков, так что эксперимент не самый провальный

  • Иногда — во вконтактовских тематических группах.

Монетизация


«За кошелёк бросается в бой
Может не трус, но и не герой...»

(Эпидемия, «Первый шаг»)

Бугага, «монетизация»… 1 июля 2015 я подключил ютубовскую монетизацию на канале. Почему так поздно? Потому что слоупок. И на сегодняшний день я могу себе на «теоретически заработанное» купить где-то полторы банки пива Tuborg Green. Groovy. Правда, я включил рекламу на канале в очень щадящем режиме: на большинстве видео никакой видео-рекламы, только баннеры справа (на самой странице) и внизу плеера, которые к слову можно закрыть. На паре-тройке видяшек видео-рекламу всё-таки включил, но только «пропускаемую». Не пропускаемая видео-реклама то ещё зло…

Так же примерно месяц назад был заключен договор с GOG.com на тему реферальных ссылок, но там непростые условия заработка (человек должен не просто пойти по ссылке, но и создать новый аккаунт, а потом с него ещё нечто купить), так что пока об отсутствующих результатах говорить рано.

Вообще, насколько я знаю, большинство коллег по цеху зарабатывают на своих шоу, размещая в конце или начале чужую, не ютубовскую видеорекламу.

Комментарии


Здесь я сначала хотел написать про особенности диалога со зрителями, а потом понял, что тут всё практически точно так же, как с комментариями на хабре. Так что пожалуй вместо этого расскажу забавную историю.

Когда шоу только началось, я себе сразу поставил такие рамки: если за первые 2 месяца не подпишутся 100 (кажется) подписчиков, то забрасываю тему. В общем установил срок и критерий, точных цифр уже не помню. И вот, в решающий день смотрю на число подписчиков… А там их 101. Ну что же, думаю, окэй, шоу должно продолжаться! Вот оно и продолжается…

Нерешенные проблемы


  1. Дикция и работа с микрофоном. Учиться учусь, но получается то что получается, и всякие хлюпанья и цоканья далеко не везде удаётся подчистить или избежать в момент записи. Мониторинг в реальном времени кстати мне лично помогает не сильно, часто на финальной записи не слышно каких то косяков, которые слышны во время записи, бывает и наоборот.

  2. Трамваи. От них у меня дома нигде не спрятаться, ездят до глубокой ночи. А ночью порой уже хочется спать…

  3. Совмещение хобби и активного программирования в свободное время. Ну тут всё понятно, хобби — это конечно весело, съемные квартиры — это клёво, но на свою однажды заработать таки хочется.

  4. Отличие в звуке с накамерного и обычного микрофона. Понятно, что идеальный вариант и для того и для другого использовать один микрофон на равном расстоянии, но я очень не хочу светить в кадре микрофон настольный (на большем расстоянии звук хуже), как и записывать весь текст на накамерный. В общем, проблема.

  5. Пока что не перешел на более продвинутый софт. Всё ещё использую Audicity и упомянутый VideoPad Video Editor. Правда хромакей я режу в Sony Movie Studio 13, но её интерфейс мне ни разу не понравился, слишком много лишних телодвижений для банальных действий.

  6. Название передачи вошло в некоторое противоречие с контентом: рассказов про железо меньше, чем рассказов про игры или софт.

Что дальше?


В ближайшие месяцы я продолжу делать видео по расписанию, и предприму последнюю попытку нормально совместить частые (2 раза в месяц) комплексные (не менее 12-15 минут) видяшки и улучшение скилла программирования. Если не выйдет – видео станут выходить реже, или буду чередовать полноценный выпуск/мини выпуск.

Через годик обязательно здесь же расскажу, чем закончилась (продолжилась?) эта история.
Ну и раз уж всё-равно статья в разделе «я пиарюсь», то здесь не будет зазорным разместить и видео-обращение в честь двухлетия передачи. Начало по-моему получилось прикольное.



P.S. Или можно в другой хаб? Я с удовольствием, лишь бы модератор подсказал, куда.
Tags:
Hubs:
+29
Comments 18
Comments Comments 18

Articles