Как научиться делать игры: полезные ресурсы

    Когда я начинал строить свою карьеру в игровой индустрии шесть лет назад, то часто задавался вопросами по геймдеву. Начиная от поиска общего понимания того, как разрабатываются и оперируются онлайн-игры, до частных вопросов типа того, как лучше рекламировать конкретную игру. Тогда было мало структурированной информации по созданию и продвижению игр, новичку разобраться и найти ответы было исключительно сложно. Практически единственным источником информации был собственный опыт и консультации более опытных коллег. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Информации по игровой индустрии настолько много, что рискуешь в ней просто утонуть. Для того, чтобы упростить процесс получения нужных мне знаний, я структурировал и делал себе пометки по всем источникам информации о геймдеве. Далее в статье предлагаю всю эту информацию в удобной форме для общего пользования.

    image


    Сайты по геймдеву


    Специализированные интернет-ресурсы всегда были одним из самых простых способов получения информации. Если не нашел нужную статью, то всегда можно спросить на форуме или в комментариях к постам на близкую тему. И даже есть шанс получить ответ!
    Под спойлером вы найдете таблицу, в которой я перечислил самые популярные российские ресурсы по геймдеву с краткими личными пометками по каждому.

    Список геймдев-ресурсов

    Ресурсы про геймдев Пометки
    habrahabr.ru Сама эта статья опубликована на Хабре J На Хабре и его «младших братьях» можно найти статьи как по разработке/оперированию игр, так и по индустрии в целом.
    gamesisart.ru Мой любимый геймдев-ресурс. Статей меньше, чем на других порталах, но берет качеством, а не количеством. Ряд статей оттуда мне очень помогли в работе.
    vc.ru/paper/category/games Колонка рынка игр на ЦП появилась недавно относительно других ресурсов, но быстро стала модной. Мне она удобна тем, что есть приложение для iOS, через него и читаю.
    dtf.ru Еще несколько лет назад был ключевым интернет-ресурсом получения знаний по геймдеву. Прекрасный сайт, жаль, что сейчас его забросили.
    www.gamedev.ru Мастодонт среди ресурсов по геймдеву. Старый, но не бесполезный.
    gcup.ru Тоже один из древнейших и крупнейших порталов по игрострою с уклоном в программирование.
    galyonkin.com Подкасты Сергея Галенкина. Самые популярные подкасты по игровой индустрии.
    igdc.ru Конкурсы молодых разработчиков игр и сильно живой форум для общения.
    progamedev.net Блог Александра Штаченко про геймдев. Регулярно обновляется, материалы интересные.
    aushestov.ru Качественный блог про геймдизайн от Анатолия Шестова.
    www.progamer.ru/dev Есть хорошие статьи по геймдеву.
    gameinstitute.ru Сайт с упором на публикацию уроков по разработке игр. Давно не обновляется, но есть много интересных старых статей.
    make-games.ru Портал с сильным уклоном в программирование и разные конструкторы игр.
    flashgamedev.ru Странненькое место. Не сижу там.
    www.ant-karlov.ru Авторский блог разработчика Flash игр.
    mmozg.net Место обсуждения MMO.
    narratorika.com Для игровых сценаристов.
    romanilyin.com/category/storytelling @Grisper «тут ещё немного есть по нарративному дизайну»
    dogames.ru Не полезный ресурс.
    www.gamedis.ru Блог про геймдизайн. Новые посты изредка.
    www.uraldev.ru Спасибо за ссылку на ресурс Msviblov Интересный ресурс Уральских разработчиков игр. Жаль давно не обновляется
    torick.ru Спасибо за ссылку на ресурс Msviblov Необычный блог с текстовым описанием различных подкастов по геймдеву
    upd. от 16.04 gamesjam.org Ресурс, где публикуется информация обо всех интересных мероприятиях в геймдеве. И просто площадка для общения с единомышленниками.
    upd. от 16.04 empathybox.me/ru Коллективный блог про теорию геймдизайна и культуру разработки игр
    upd. от 16.04 core-rpg.net Cайт о разработке компьютерных RPG
    upd. от 16.04 gamedevblogs.ru Просто много блогов инди-разработчиков. Что-то типа жж для игровых девелоперов.
    upd. от 16.04 fasterthanthere.blogspot.ru «Описание создания видеоигр и разные мысли вокруг да около…» в блоговом формате.
    upd. от 16.04 tiendil.org Блог «про разработку ПО, геймдев и прочие радости жизни».
    upd. от 16.04 gopractice.ru Блог про аналитику и маркетинг мобильных приложений
    upd. от 16.04 warnworld.com Авторский ресурс геймдизайнера Ильи Туменко «о разработке игр: гейм-дизайн, мобильные рынки, игровая индустрия и всякое такое».
    upd. от 16.04 leaden.ru/language/ru Блог о геймдизайне Ярослава Кравцова — соавтора Message Quest. В копилке у Ярослава, помимо этой игры, — работа над Skyforge, «Аллодами Онлайн» и Armored Warfare.
    upd. от 16.04 Манжеты Гейм-дизайнера Слоган сайта: «Как не умереть от ужаса в первый и все последующие рабочие дни на позиции гейм-дизайнера».
    Ресурсы про геймдев с акцентом на мобильных разработках Пометки
    indiedev.name Хороший информационный ресурс для тех, кто занимается продвижением мобильных игр. Одна база издателей и сайтов для продвижения мобилок чего стоит.
    app2top.ru Отличный ресурс про мобильные разработки.
    apptractor.ru Еще один классный ресурс про мобильные разработки.
    apps4all.ru И тоже про мобильные разработки, и тоже шикарный.



    Сообщества на Facebook


    Так повелось, что площадкой для тусовки людей из игровой индустрии стал именно Facebook. Во Вконтакте и в LinkedIn тоже есть gamedev-сообщества, но они менее «тусовочны». Поэтому здесь приведу ссылки именно на группы в FB.

    Русскоязычные группы Facebook по геймдеву

    Сообщество Пометки
    www.facebook.com/groups/gamedeff (1 450+) Геймдев. Собственно, очень активная группа о разработке игр.
    www.facebook.com/groups/118360218257628 (2 800+) Game Developers UA. Говорящее название.
    www.facebook.com/groups/radug (2 500+) Radug. Russian Apple Developer User Group.
    www.facebook.com/groups/pringamedev (900+) PR in Gamedev. Уютная маркетингово-операционная тусовочка.
    www.facebook.com/groups/gdrullez (900+) Практический геймдизайн.
    www.facebook.com/groups/vr.ar.gamedev VR/AR in Gamedev. Новая группа про использование дополненной и виртуальной реальности в геймдеве.



    Профильная литература


    Русскоязычной геймдев-литературы немного – всего пара книг по маркетингу в играх от русских авторов и несколько переводов самых известных иностранных книг по геймдизайну. Стоит отметить, что англоязычной литературы очень много и большинство людей из геймдева читает ее в оригинале. Мы сегодня говорим только о русскоязычных ресурсах, поэтому под спойлером представляю вашему вниманию книги на русском языке.

    Книги по геймдеву

    Наименование книги Автор книги Ссылка на книгу
    Первая русская книга по геймдеву: «Маркетинг игр» Сергей Галенкин galyonkin.com/book
    Вторая русская книга по геймдеву: «Качай деньги! Маркетинг мобильных игр и приложений» Анар Бабаев, Николай Евдокимов, Михаил Боде, Юрий Барбашов adtoapp.com/book/mobile-app-marketing
    The Art of Game Design: A book of lenses Jesse Schell Перевод тут и тут
    Level Up! The Guide to Great Video Game Design Scott Rojers Перевод тут
    Designing Virtual Worlds Richard Bartle Перевод делается на Хабре
    upd. от 14.10 Проектирование и архитектура игр Э. Роллингз, Д. Моррис Перевод тут



    image

    Конференции


    Еще одним способом обрести новые знания, а самое главное новые знакомства в игровой индустрии, является участие в профильных мероприятиях: конференции, выставки, конкурсы. К самым известным относятся DevGAMM, White Nights, раньше еще КРИ была. Но это только вершина айсберга. Существует множество других профильных мероприятий, постоянно появляются новые. Чтобы за всеми ними уследит и понять, на какие именно вам будет полезно сходить, я подготовил список каталогов таких мероприятий.

    Календари мероприятий по геймдеву

    Ресурс Пометки
    gcup.ru/news/meroprijatija/1-0-4 На gcup организаторы мероприятий сами публикуют анонсы. Можно откопать интересные мероприятия, о которых в других местах и не услышишь.
    app2top.ru/category/conferences/calendar_news Современный и удобный каталог конференций.
    apptractor.ru/events Календарь мероприятий для мобильных разработчиков.
    apps4all.ru/event И тоже хороший календарь.



    Образование


    Описанное выше является по сути самообразованием. А есть еще и комплексное профессиональное образование в сфере геймдизайна и менеджмента игровых интернет проектов. На текущий момент в Москве есть три учебных заведения, которые предоставляют такие услуги: RealTime School, Scream School и Высшая школа бизнес-информатики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (ВШБИ). Традиционно под спойлером мои пометки про образование в этих местах.

    Образовательные программы по геймдеву

    Учебное заведение Пометки
    RealTime School Хорошие короткие интенсивы на выходных по геймдизайну. Проходят примерно раз в квартал.
    Scream School Самые долгие и самые дорогие из всех курсы геймдизайна. Насколько они хороши сам не знаю, отзывов лично от знакомых не слышал.
    ВШБИ Лучшая на мой взгляд комплексная программа подготовки кадров для игровой индустрии. Плотно общался с выпускниками, все очень довольны и либо трудоустроились в игровые компании, либо свои проекты запускают.



    На этом заканчиваю обзор полезных ресурсов о том, как научиться делать игры. Если есть что дополнить в мои списки, то пишите в комментариях – я с удовольствием добавлю в статью с пометкой upd и ссылкой на автора материала.

    Upd от patch1.
    Подборка полезных ресурсов непосредственно для разработчиков игр
    Большой список с сайтами на текстуры и 3д модели. 
    unitywiki.com/page-27-download-free-3d-models
    unitywiki.com/page-28-download-free-textures
    telias.free.fr

    Подборочка сайтов с музыкой для игры (Purchase stock audio. You can purchase royalty-free stock audio from the following sites:
    arteriamusic.com
    audiojungle.net
    beatsuite.com
    firstcom.com
    ibaudio.com
    instantroyaltyfreemusic.com
    istockaudio.com
    magnatune.com
    partnersinrhyme.com
    revostock.com
    sounddogs.com
    soundeffects.com
    soundrangers.com
    soundsnap.com
    stockmusic.net
    tallarico.com
    8bitcollective.com
    ccmixter.org
    flashkit.com
    freesound.org
    hartwigmedia.com
    incompetech.com
    musopen.com
    newgrounds.com
    openmusicarchive.org
    openmusic.linuxtag.org
    indiegamemusic.com

    Маркет для 3D Models
    Лицензированный контент:
    turbosquid.com/ 3D Модели и текстуры, пожалуй самый
    большой ресурс.
    opengameart.org 3D Models, Textures, Sound Fx,
    3dexport.com Buy 3D Models, Sell 3D Models, Low-Poly 3D Models, 3D
    Print Models
    www.the3dstudio.com 3D Models, Текстуры, 3D Уроки
    www.daz3d.com
    www.cgtrader.com 

    В основном для ознакомления, «Пиратские ресурсы»:
    www.designconnected.com 3D Models
    archive3d.net 
    www.3dmodelfree.com
    www.3dm3.com
    tf3dm.com
    www.sweethome3d.com
    www.freebie3d.com
    artist-3d.com
    www.exchange3d.com
    3dgarage.ru
    www.wirecase.com 3D Models, Textures, Interior and Exterior
    animium.com Free 3D Models and 3D Tutorials
    www.dmi-3d.net DMI Car 3D Models
    www.onnovanbraam.com
    www.carbodydesign.com
    www.syncronia.com Architecture 3d models and instruments for design
    architecture.
    www.gandoza.com 3D Models, 3D Modeling, Textures and Rendering on
    Gandoza
    archibaseplanet.com Home Design, Free 3D models, High Quality Textures,
    Online Interior Design.
    3dmagicmodels.com 3D Model Services

    Asset Store for Unity3d
    www.unityprefabs.com
    unity3d-asset.ru

    Текстуры 
    www.gametextures.com

    Программы помогающие при разработке
    www.filterforge.com — Плагин для фотошопа для генерации
    текстур. Процедурные текстуры.
    www.allegorithmic.com Программы
    для работы с текстурами: диффуза, бампа, карт АО и т.д
    www.codeandweb.com/texturepacker — Упаковывает текстуры в атлас
    www.world-machine.com —
    Процедурный генератор ландшафтов World Machine
    www.quadsoftware.com —
    Grоme Editor — Простое создание больших ландшафтов

    Текстуры, Модели Анимации — Порталы 
    3dsky.org Models Textures
    mocap.cs.cmu.edu Mocap Free Animation
    mocapdata.com/index.cgi?category_id=19053
    sites.google.com/a/cgspeed.com/cgspeed/motion… 
    accad.osu.edu/researchmain/research/motion_cap
    gfx-motion-capture.blogspot.co.uk
    charactergenerator.autodesk.com — Генератор персонажей. Спасибо Тариэл Фарниев

    Фриварные инструменты для разработчиков:
    www.blender.org — Blender3D, Unity понимает его формат
    «нативно», экспортировать не обязательно
    www.gimp.org — GIMP, бесплатный растровый редактор; на аналог Photoshop не тянет, удобство использования — вечный повод для холиваров, но есть ряд интересных функций специально для создания цикличных (бесшовных) текстур, например. С помощью плагина позволяет генерировать Normal Map из любого изображения. 
    www.inkscape.org —
    Inkscape, бесплатный векторный редактор. Blender позволяет импортировать его
    SVG-файлы в виде Curves.
    www.makehuman.org —
    бесплатный генератор человеческих фигур с ригом.
    ngplant.sourceforge.net — NGplant, конструктор для
    растительности. Полигональность и визуальная привлекательность получившегося
    изображения зависит главным образом от прямизны рук. Не SpeedTree, конечно
    (рига нет), но весьма неплохо для статики.
    3dlowpolymodels.com
    tf3dm.com
    www.models-resource.com
    gamemodels.ru

    Для 2D разработчиков! Иконки, спрайты и многое
    другое.
    60+ полезных сайтов для дизайнера.
    www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/60-poleznyh-instrumentov-i-resursov-dlya-dizajnerov-873510

    Звуки
    diforb.com/ru

    Полезный Ютюб канал, переводит оффицальные
    видеоуроки по юнити на русский язык
    www.youtube.com/channel/UCtpgnWrMynRl869Snx52n6w

    Список книг по GameDev gcup.ru/forum/8-41920-1, книга по шейдерам в юнити > на англu3d.at.ua/load/free_to_use/kenny_lammers_unity_shaders_and_effects_cookbook_format_pdf/37-1-0-2754, на русском вроде только бумажный вариант) никто ксерокопию не сделает)) в документах этой группы есть книги по GameDev и Unity ссылка



    Upd от Kallist Msviblov GreatRash andreysmind
    Подборка полезных ресурсов на англ. языке
    www.gamasutra.com
    www.gamesprecipice.com
    sergeiklimov.biz
    www.gamesindustry.biz
    gamemechanicexplorer.com
    github.com/DaRaFF/jsgamewiki (каталог ресурсов по программированию игр на html5/canvas/javascript)



    Upd от Наташа Свиридова
    Подборка полезных ресурсов по Unity
    www.assetstore.unity3d.com/en (Официальный Asset Store Unity)
    www.youtube.com/channel/UCnz7plM_g7zctL2N7-u3W_Q (Русскоязычный канал Unity, где проводят вебинары и выкладывают интересные выступления по Unity с русскоязычных конференций)





    Upd от afiskon
    Про OpenGL
    eax.me/tag/opengl — небольшие туториалы по OpenGL

    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 49
    • +3
      Научиться — с мягким знаком. Исправьте, пожалуйста.
      • +2
        Вот спасибо! А то прям неловко, несколько раз проверить на орфографию всю статью и не проверить название
      • +1
        Список сайтов отсортирован абы как. Да и мобильные игры не тоже самое что РС. Я бы расширил колонкой еще одной относительно мобильной разработки.
        • 0
          Чисто имеющиеся рассортировать на мобильную и на PC предлагаете, или еще есть у вас ссылки, которые можно добавить?

          Что касается сортировки как таковой, то согласен. будет удобнее для чтения. Сейчас сортировка идет в порядке личного так сказать предпочтения начиная с не мобильных геймдев-ресурсов.
        • +2
          ccылка

          Есть раздел по «Game Dev» и не только. — Бесплатное обучение — онлайн сертификаты.
        • +3
          Так повелось, что площадкой для тусовки людей из игровой индустрии стал именно Facebook.

          Забавно, сколько лет в индедеве, но на фейсбуке я зарегистрирован чисто случайно.

          По личному опыту — куда больше тусовка идет на профильных форумах. Лично для меня из всего списка являются наиболее посещаемыми и полезными:
          habrahabr, dtf, gamedev.ru, galyonkin и igdc.ru (не в последнюю очередь из-за того, что это мой проект)
          • +2
            Хороший у вас проект. Форум исключительно живой, с таким форумом другой тусовки и не надо :-)
            • +1
              Спасибо, стараемся быть дружелюбными и полезными. Затевалось всё для обучения через боль и страдания обучение. Так и двигаемся дальше, конкурс за конкурсом люди набираются новых знаний.
            • 0
              И gamesindustry.biz тогда уж.
              • 0
                Msviblov, Kallist, спасибо!
                обновил русскоязычными ресурсами. По иностранным пока собираю, потом отдельной таблицей их запилю!
            • 0
              romanilyin.com/category/storytelling тут ещё немного есть по нарративному дизайну
              • 0
                Очень интересно, не видел этого ресурса никогда. Добавил в таблицу и с удовольствием его поизучаю.
                Спасибо
              • +1
                Раньше использовал:
                gamedev.ru — было интересно читать про другие работы, но после появления Гульмана, перестал посещать.
                uraldev.ru — понравился список движков, который часто обновляется. (Пока писал и 10 раз перепроверял ошибки, уже попросили добавить)

                Сейчас сижу только на:
                habrahabr — много интересных статей, да вы и сами знаете
                igdc.ru — портал помог закрепить старые знания и изучить новые, путем мотивации участия в конкурсах. Теории вы там не найдете. Много исходником и проектов, в которые можно сунуть нос, хотя есть работы в которые лучше не залезать.
                • 0
                  Я вижу тут много участников igdc :-)
                  Я там в конкурсах ни разу не участвовал, а вот на форуме немного пообщался совсем недавно. и был приятно удивлен этим местом.
                  • 0
                    Не представляете даже насколько много их тут. Молчаливые просто все большей частью.
                  • +2
                    gamedev.ru — было интересно читать про другие работы, но после появления Гульмана, перестал посещать.

                    Гулман благополучно ушел в тень.
                    Сейчас там не плохо живут проекты. Регулярные видеообзоры о них рассказывают, что оживляет ресурс.
                    Игру про Гульмена вроде бы тоже делают, но занимает информационного пространства она уже не больше чем любой другой проект. Да и подросли они. Уже действительно игру делают.
                  • +3
                    Думал, что знаю все ресурсы по гейм-деву. Я жестоко ошибался =)
                    Спасибо!
                    • +3
                      Вот самый интересный сайт по геймдеву из тех, что я видел. Для начинающих просто мега-полезен.
                      http://gamemechanicexplorer.com/
                      • 0
                        Очень мило, мне понравилось.
                      • 0
                        Я вам тут еще линков про игры на ЖС принес
                        github.com/DaRaFF/jsgamewiki
                        • 0
                          Обновил в статье отдельным спойлером с каталогом полезных ресурсов по геймдеву на англ. языке.
                          Спасибо
                        • 0
                          Я могу порекомендовать сайт по созданию игр на C# с нуля: http://www.videosharp.info/
                          Игры там создаются разные, от самых простых, типа «КНБ»,
                          до более сложных, вроде игры Сокобан на двоих по сети.
                          Сайт хоть и обучающий, но с практическим подходом.
                          • 0
                            Интересные курсы, раньше не знал о них. Ушли в копилку дистанционных программ обучения.
                          • 0
                            Спасибо за ссылочки. Не подскажете какой-нибудь ресурс, на котором в виде структурированных уроков (в идеале — с графичками) были бы описаны шаги по разработке игрового приложения с использованием openGL? Интересуют не только и не столько основы (они весьма неплохо описаны тут), но акцент на эффективность использования openGL. Особенно интересуют следующие вещи: правильный способ отсылки данных на видеоустройство (с учётом дороговизны пересылки данных), правильная организация обработки данных (распределение вычислений между разными шейдерами), рендер в текстуру и оверлеи, технология отложенного рендера.
                            • –1
                              www.intuit.ru/search пробей тут то что тебе нужно (а именно слово OpenCL) Там много курсов по аппаратному обеспечению.
                              • +1
                                OpenCL это совсем не OpenGL, о котором говорит semenyakinVS
                                • 0
                                  Ошибся) (не так прочел) но все равно много лекций и по OpenGL 135) по поиску)
                                  • 0
                                    Вы нигде не писали, а вот вопрос был про OpenGL.
                                    • 0
                                      Суть коммента в другом. Зайти и пробить в поиске нужную тему. и да я в курсе)) что OpenGL != OpenCL)) — просто не так прочел)
                                      • 0
                                        А можете какой-нибудь конкретный курс рекомендовать, чтобы ближе к предложенным вопросам было? Найденные сходу несколько курсов, увы, описывают те же основы, что и http://www.opengl-tutorial.org. Эти вещи я более или менее понимаю. Хочется деталей. OpenGL является достаточно низкоуровневым API, поэтому при работе с ним нужно учитывать специфику устройства железа. Поэтому хочется глубже понять как модель организации видеоустройств (сейчас знание на уровне вводной лекции в openCL, где про многомерную архитектуру видях говорят), так и особенности исполнения команд openGL на видеоустройстве с учётом специфики архитектуры GPU-устройств.
                                    • 0
                                      Окей, гуглом пользоваться все большинство умеет. Есть ли среди предложенного то, о чем спрашивает человек? Так-то я тоже могу ссылок надавать, но там 99.9% шанс что ответа не будет.
                                      • 0
                                        Человек попросил ресурс, я на 70% уверен что на часть своих вопросов он найдет ответы именно на этом ресурсе. Я разве много ссылок понадовал? — всего одну, а кипишь будто я тут заспамил ссылками. По мне так одна ссылка на неплохой ресурс лучше чем тупо писать комментарии, «косвенно» относящиеся к вопросу ) ну опечатался с OpenCL че такой кипишь то подымать? — кому надо тот найдет, вы бы тоже из всемирного гугла скинули б ссылочку на что нибудь полезное.
                                        p.s гуглом умеет большинство пользоваться, а вот найти в гугле что то стоящее могут единицы.

                                        Я вот когда вопросы на тостере задаю) мне вот прямого ответа не приходит)) мб туда придете кипишь подымать?
                                        • 0
                                          Тут дело в том, что я не очень понимаю как сформулировать запрос. Хочется не только советов, но и понимания того, почему они работают… Есть вот такая схемка, описывающая полный pipeline, вот в идеале было бы найти ресурс, раскрывающий не только структуру, но и суть работы всей этой штуки.
                                          • 0
                                            ссылка — мб это вам поможет, русскоязычное врятли можно найти.
                                            • 0
                                              А, да. Дока… Это я знаю. Там просто не в виде уроков это организовано и нужно всё подряд читать…

                                              В общем, спасибо в любом случаи и извините за оффтоп — наверно, вопрос лучше было на тостере задавать.
                                              • 0
                                                Мне кажется, что подобные, прикладные вещи, в виде уроков и не делает никто, а делают исключительно в виде документации, либо примеров использования.
                                                • 0
                                                  Увы, да. Хотя тема эффективного использования подобного API (которое было создано для эффективной работы с графикой) как по мне должна максимальной включаться как в уроки, так и в доку.
                                            • 0
                                              Я бы рыл всякие девелоперские ресурсы. Те же AMD, nVidia, сам сайт OpenGL например. Боюсь в курсах такого нет, курсы и туториалы они куда более общие и простые всегда.
                                              • 0
                                                Ясно. Спасибо. Буду читать доки тогда.

                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.