Подробный обзор Affinity Designer (Mac OS). Часть 1. Инструменты

    Уже некоторое время дизайнеры пользуются новой программой для векторной графики и иллюстраций — Affinity Designer. Это подробный обзор для любителей попробовать новое в работе.

    Разработчики позиционируют свою программу как профессиональную. Этим обзором я хочу выяснить, потянет ли на самом деле Designer на такой статус.

    intro


    В качестве примера я использую иллюстрацию «Destroyer» авторства Pocketstudio

    sample


    Интерфейс


    Что-то среднее между Пиксельматором и Иллюстратором.

    Все привычно: слева панель инструментов, сверху контекстная/действия, справа панельки… не знаю, как они общим словом называются. Панельки, в общем. «Темноту» интерфейса можно настроить, но диапазон небольшой — от темно-серого до очень-темно-серого.

    У программы есть три режима («персоны»): векторный режим (Draw Persona), пиксельный (Pixel Persona) и режим экспорта (Export Persona). Я опишу элементы «Tools» для каждого режима отдельно.

    personas


    tools-all


    Общее по инструментам


    Мне нравится у некоторых дизайнерских программ возможность настраивать количество и порядок элементов в панели «Tools». Такая штука есть у Пиксельматора, у Иллюстратора (там можно сделать свою панель, натаскать туда что надо, а «предустановленную» вырубить) и теперь вот у Дизайнера.

    Это все находится в меню View->Customise Tools…

    tools-prefs


    Максимально можно сделать 8 колонок инструментов.

    Инструменты перечисляю в порядке по умолчанию. В скобках клавиши выбора по умолчанию.

    Инструменты «режима рисования» (Draw Persona)


    1. Move Tool (v)


    move-tool

    Выбор/растягивание/повороты объектов. При зажатом Шифте поворот работает с шагом 15°. В принципе, больше нечего сказать. Курсор как курсор, точно такой же во всех программах есть.

    2. Node Tool (a)


    node-tool

    Всяческие манипуляции с точками и кривыми. При наведении на точку или кривую меняет свой вид, что удобно (потому что иногда в сложных картинках случается месиво из точек и сходу не поймешь, что куда тащить). Умеет добавить точку на кривую простым кликом (в Иллюстраторе для этого надо зажать-не-помню-что-и-кликнуть или выбрать-плюс-и-кликнуть).

    У инструмента есть свои действия на контекстной панели:

    node-tool-actions


    • Sharp — превращает «округлую» точку в угол;
    • Smooth — делает наоборот;
    • Smart — работает как Smooth, только вроде бы как-то умно подбирает скругления и рычаги. Но как только вы потащите за рычаг, точка из «smart» превратится обратно в «smooth», так что мне не очень понятно, зачем эта третья штука нужна.

    node-tool-process-1


    • Break Curve — разбивает кривую в выбранной вами точке;
    • Close Curve — закрывает выбранную кривую
    • Smooth Curve — сглаживает выбранную кривую; работает примерно как Simplify в Иллюстраторе — если много точек, убирает лишние на свое усмотрение; может и добавить точек, если ему покажется, что как-то маловато — лишь бы плавнее получился контур;
    • Join Curves — соединяет кривые в одну; это на случай, если вы рисуете контур в несколько подходов;
    • Reverse Curves — развернуть направление кривой (конец кривой отмечается красной точкой там, где вы заканчиваете ее строить); может пригодиться, если рисуете кистями, чтобы развернуть направление мазка в другую сторону.

    node-tool-process-2


    • Snap to selected curves — привязка точки к другим точкам на этой же кривой;
    • Snap off-curve nodes — привязка рычага к противоположной точке (между точками получится прямая линия);
    • Snap all when dragging — не делает ничего; то ли баг, то ли надо очень внимательно и долго смотреть.

    node-tool-process-3


    Вообще, в группе Snap ни по иконке, ни по подсказке нельзя понять, что делает переключатель. Такая штука в интерфейсе встречается кое-где.

    Есть еще внизу слева небольшая подсказка по выбору точек.

    node-tool-tip


    3. Corner Tool


    corner-tool

    Инструмент «радиус угла». Делает скругление в выбранной точке (или сразу в нескольких). И умеет выбирать точки, соответственно.

    Кнопка Bake Corners превращает скругления углов в кривые:

    corner-tool-process


    4. Pen Tool (p)


    pen-tool

    Перо. Стандартный инструмент. Ставит точки, гнет кривые, при зажатом Команде работает как Node Tool.

    Параметры и действия:

    pen-tool-actions

    • Pen Mode — «стандартный» режим, перо работает как обычное перо в любой другой программе;
    • Smart Mode — вы просто ставите точки, где надо, а программа вроде как автоматически сама все загибает; мне ни разу не пригодился за все время пользования;
    • Polygon Mode — режим «многоугольной фигуры», без искривлений;
    • Line Mode — перо рисует прямые линии; почти как Polygon Mode, только вам нужно не просто ставить точки, а именно провести пером в нужном направлении.


    5. Pencil Tool (n)


    pencil-tool

    Карандаш. Имеет параметр Controller — толщина линии может регулироваться пером «вакома».

    Работает небольшое сглаживание, когда рисуете (т.е. делает линию плавнее, чем вы на самом деле проводите). Не умеет, как последние версии Иллюстратора, автоматически соединять точки в процессе, поэтому, если вы делаете контур в несколько подходов, потом придется склеить все разрывы, чтобы получилась цельная фигура.

    pencil-join-process


    6. Vector Brush Tool (b)


    vectorbrush-tool

    Кисть как кисть. Реагирует на нажатие (если у вас планшет), есть режимы наложения мазков, разные рисунки мазка. Одно плохо: рисунок кисти пиксельный (но в высоком разрешении) и преобразовать его в кривые нельзя, только растрировать.

    vectorbrush-lines


    7. Fill Tool (g)


    fill-tool

    Вообще-то по умолчанию это градиент, но залить можно и сплошным цветом (потому и «Fill», видимо). Есть 6 типов заливки: solid (тот самый сплошной цвет), linear, elliptical, radial, conical, bitmap (заливка картинкой-паттерном).

    fill-types


    У Заливки-Градиента есть две особенности:

    • приятная — может заливать несколько объектов одновременно;
    • неприятная — если поправить точку в градиенте непосредственно на холсте, сам переключается на Corner Tool; это баг программы, обещались исправить.


    fill-process


    8. Transparensy Tool (y)


    transparency-tool

    Это такой градиент, который заливает не цветом, а прозрачностью. Так же, как у градиента, можно добавлять сколько угодно точек.

    9. Place Image Tool


    place-tool

    «Поместить изображение». Точно такая же функция есть у программ Адоби. Поместить можно не только картинку, но и .ai, .eps или .psd. Документ помещается как смарт-объект, который можно открыть тут же, отредактировать и сохранить. В общем работает здесь все точно так же, как у больших конкурентов.

    10. Vector Crop Tool


    crop-tool

    Несмотря на то, что иконка инструмента явно про обрезку холста, это на самом деле немного не то. Vector Crop Tool — это прямоугольная маска для векторного объекта на холсте. Такого же результата можно добиться простым вложением объекта в прямоугольную фигуру (т.е. сделать из фигуры маску), поэтому я не совсем понял, зачем отдельный инструмент для этого.

    11. Rectangle Tool, Ellipse Tool, Rounded Rectangle Tool (m)


    shapes-tools

    Прямоугольник, овал, скругленный прямоугольник. Все как у людей.

    12. Heart Tool и все, что внутри


    smart-shape-tool

    Это «умные» фигуры: после того, как вы что-то нарисовали, можно потаскать за определенные точки и изменить какие-нибудь параметры фигуры. Параметры зависят от самой фигуры. Если кто пользовался Пиксельматорными векторными инструментами, то вот здесь такое же.

    smart-shapes-process


    13. Artistic Text Tool (t)


    art-text-tool

    Просто текст в одну строчку. Умеет делать текст по контуру кривой и, по-моему, проще в использовании, чем такой же в Иллюстраторе.

    14. Frame Text Tool (t)


    frame-text-tool

    Все просто — обычная текстовая область. Работает как везде и ничего особенного не умеет.

    15. View Tool (h)


    pan-tool

    Рука для перетаскивания/панорамирования. Как у всех.

    16. Zoom Tool (z)


    zoom-tool

    Масштабирование. Работает как (если ничего не путаю) в Фотошопе: приближает/удаляет по ходу движения мыши. Не скажу, что бесполезный инструмент, но попользовался я им только в процессе написания статьи, чтобы проверить, что как. Для масштабирования мне удобнее Opt+Space и потащить мышкой.

    Индикатор цветов


    colors-indicator

    Тут все как у всех. У меня инструменты в одну колонку, поэтому я этот индикатор никогда не вижу. По всей программе хватает где посмотреть, что каким цветом покрашено.

    Инструменты «пиксельного режима» (Pixel Persona)



    Вообще «пиксельная персона» — это набор минимально необходимых инструментов, чтобы добавить растровую обработку или эффекты в вашу векторную картинку. Здесь еще есть хорошие кисти.

    1. Move Tool (v)


    move-tool

    Описывать нечего, такой же «мув тул» как в режиме рисования.

    2. Инструменты выделения (m): Rectangular Marquee Tool, Elliptical Marquee Tool, Row Marquee Tool, Column Marquee Tool


    marque-tools

    Первые два стандартные — выделение прямоугольником, выделение овалом. Зачем вторые два, я не очень понял, поэтому рассуждать не берусь. Row Marquee Tool — рамка высотой в 1 пиксель по умолчанию и шириной на весь холст. Column Marquee Tool — рамка высотой на весь холст и шириной в 1 пиксель по умолчанию.

    Выделенную область можно перетаскивать курсором, если кликнуть «внутри» нее.

    3. Free hand Selection Tool (l)


    lasso-tool

    Это лассо. По умолчанию «свободное», с зажатым Шифтом работает как полигональное. Выделенную область можно перетаскивать курсором.

    4. Selection Brush Tool (w)


    selection-brush-tool

    Кисть, рисующая, пардон, выделением. Работает изменение радиуса, как и у всех кистей. По умолчанию добавляет новую область, с зажатым Альтом — вычитает.

    5. Pixel Tool (b)


    pixel-tool

    Это такой карандаш размером в один пиксель. Работает изменение размера — будет увеличиваться/уменьшаться квадратик, которым вы рисуете. Если кто пользовался — точно такой инструмент есть в Пиксельматоре.

    Параметры:

    pixel-tool-parameters


    6. Paint Brush Tool (b)


    paint-brush-tool

    Кисть для рисования. Хорошо взаимодействует с планшетом — реагирует на силу нажатия, поворот, угол и все остальное. Имеет настройки прозрачности (opacity), количества краски (flow), жесткости (harness), мокрые края (wet edges), «защиту прозрачности» (protect alpha).

    Параметры:

    paint-brush-tool-parameters


    7. Erase Brush Tool (e)


    erase-tool

    Резинка. Тут ничего необычного, такая есть везде.

    8. Flood Fill Tool (g)


    flood-tool

    Заливка цветом. Есть настройка порога и заливки смежных/несмежных пикселей.

    9. Dodge Brush Tool (o)


    dodge-tool

    Высветление. Есть настройки, как и в кистях, плюс тоновой диапазон (tonal range) и «защита оттенка» (protect hue). Думаю, всем знакомый инструмент.

    Параметры:

    dodge-tool-parameters


    10. Burn Brush Tool (o)


    burn-tool

    Затемнение. Как Dodge Bush Tool, только работает наоборот.

    У этих двух инструментов есть приятная особенность: предпросмотр внутри курсора, что получится после нажатия. Как в «штампе» Фотошопа, например.

    11. Smudge Brush Tool


    smudge-tool

    Палец. Есть настройки «flow» и «strength». Палец как палец, у других такой же.

    12. Blur Brush Tool


    blur-tool

    Размытие. Настройки как у обычной кисти.

    13. Sharpen Brush Tool


    sharpen-tool

    Резкость. Настройки как у кисти плюс выбор режима работы (mode): clarity, unsharp mask, harsh.

    sharpen-tool-mode


    14. View Tool (h)


    pan-tool

    15. Zoom Tool (z)


    zoom-tool

    Пиксельные инструменты работают только с тем, что вы нарисуете. Если вставить в макет фотографию и попробовать что-нибудь поделать в пиксельном режиме инструментами, ничего не сработает. Оно и понятно: надо фотки править — идите, типа, за отдельным приложением.

    Инструменты «режима экспорта» (Export Persona)


    1. Slice Tool (s)


    slice-tool

    Рисует фрагменты для дальнейшего экспорта. Ничего необычного, работает как похожие инструменты в других программах.

    Фрагмент нельзя никак скопировать: если вам нужно несколько одинаковых, придется нарисовать каждый вручную.

    2. Slice Selection Tool (l)


    slice-selection-tool

    Похож на обычный курсор (как в предыдущих «персонах»), но на самом деле не он. Эта стрелка умеет только выбрать объект на холсте и создать вокруг него фрагмент (slice) из контекстного меню. Больше ничего.

    3. View Tool (h)


    pan-tool

    4. Zoom Tool (z)


    zoom-tool

    Общее впечатление от инструментов


    Минимальный набор для выживания есть, даже чуть сверху. Рисовать иллюстрации и иконки вполне хватит. Делать что-то сложное техническое (чертежи или там проекты зданий) в теории тоже можно, но наверно слишком много придется возиться вручную.

    Инструменты, как мне кажется, вполне себе профессиональные, но ниша этих профессионалов немного поуже будет, чем у Иллюстратора.

    В качестве бонуса я записал процесс рисования персонажа для личного проекта:



    В следующий раз разберемся, как работают панельки у «Дизайнера». Не переключайтесь.
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 21
    • +1
      Спасибо за подробный обзор!
      Лично для меня, видимо, покрываются все мои задачи, что делал в Corel Draw
      • 0
        Было бы интересно сравнение этого инструмента с iDraw — более близкий конкурент.
      • 0
        Несколько вопросов:

        — У них есть функция выделения области рамкой и перетаскивание попавшей в рамку области (именно области, а не векторных примитивов целиком)?
        — Есть ли магнитное привязывание примитивов при рисовании?
        — Возможно ли создание шаблонов из примитивов для лёгкой подмены их содержимого? Например, создать такой шаблон для колеса машины и потом меняя шаблон — менять все колёса такого типа.

        Спрашиваю потому, в данный момент большинство 2D вещей рисую в Macromedia Flash 8 (в старом добром доадобовском редакторе). Там все перечисленные выше штуки есть, они очень удобные и именно из-за них не перелажу на другие редакторы.

        Если Affinity Designer существует под винду и умеет такие штуки — посмотрел бы, интересно. В любом случаи за статью спасибо.

        Минутка ненависти к Adobe
        Как по мне, это Adobe превратили Flash в тормознутого монстра и вообще во многом виноваты в смерти этой технологии. Купили — и слили, гады. Вот так. Возможно, ошибаюсь.

        • 0
          Под Винду нет и пока вроде бы не планируется. Что жаль, конечно — на винде дизайнерам часто приходится страдать, потому что выбрать почти не из чего. Сам помню.

          По пунктам:
          1) вы про пиксели? про точки? простите, не понял; выделение рамкой и перетаскивание того, что попало в рамку есть, но у вас, видимо, какой-то хитрый случай?
          2) есть привязывание ко всему видимому и невидимому; гибко настраивается;
          3) немного через неправильное место: рисуете колесо отдельным файлом -> сохраняете -> импортируете в основной документ -> копируете импортированное куда сколько нужно -> теперь работает как шаблон (правите одну копию — обновляются все).
          • 0
            У флеша особенный сорт вектора, с ним можно работать как с растром. Кроме флеша я нигде такого не видел.
            • 0
              Ясно. Спасибо. По пункту 1 — я имею в виду что вот вы нарисовали, например, замкнутую безьешку-линию (каплю, например). Залили её. А потом можете выделить рамкой часть этой безьешки вместе с заливкой (например, кончик капли) и перетащить куда угодно. И получите теперь две безьешке — одну в виде верхушки капли, а вторую в виде кончика капли. Во флеше часто эту возможность использую — удобно. Работаешь с вектором почти как с растром.
              • 0
                Понял. К сожалению, в Дизайнере никак.
            • 0
              Последний Flash Professional CC 2015 совсем плох? Мне кажется продукты Adobe с каждой версией становятся всё лучше. Например в иллюстраторе добавили графическое ускорение и на порядок увеличили зум. Работать стал действительно быстрей. Раньше он был глючный и тормозной.

              По поводу флеша, имхо проблема была не в самом флеше как технологии, а в тормознутости плеера. И да, адопь как голодная собака — пытается поглотить как можно больше кусков, но не всё успевает усвоить (Fireworks, Freehand). Надеюсь с флешем не будет та же история и он мутирует в какой-нибудь Adobe Animate.
              • 0
                Не знаю. 2015-ый не использовал. Был очень не доволен тормознутостью и запутанностью (на мой вкус) их редактора.

                Про флеш от Adobe говорил не только в контексте графики, но и в контексте программирования. Adobe допустил несколько грубых ошибок в разивитии Action Script. Чего только история с провалом возможности использования Flash для Unity стоила.

                Конечно, Adobe не со зла утопила Flash. Думаю, дело в том, что они больше дело с графикой имели, и когда возникла необходимость поддерживать и развивать полноценный язык программирования Action Script, они не сумели сделать это правильно.
                • 0
                  Ну попробуйте последний флеш. Я вот боялся обновлять святую троицу (PS, AI, ID), пощупал сначала на виртуалке и не пожалел. Все нужные мне скрипты и плагины работают, Приложения летают.
            • 0
              Affinity Designer молодой редактор. Поэтому тормозной, глючный и малофункциональный. Но идея объединить вектор и растр — красива. Самый большой минус — OS X only (такой же как у скетча).

              Лет 10 назад был очень популярен Textmate, но появился кроссплатформенный аналог (Sublime) и где теперь текстмейт?
              • 0
                Помимо Sublime, сейчас еще порядка 3-4х редакторов.
                По моему всегда так было, сначала продукт выпускается под OS X, если продукт пошел в массы, то делают его и под другие платформы (в основном под windows).

                Самый наверное яркий пример в этой стези, продукция Adobe и в частности Photoshop
                • 0
                  Адопь вовремя портировала фотошоп, чтобы не упустить рынок писи. Затем купила альдуса и макромедию, похоронив целую кучу их виндового софта и закрепив своё лидерство.

                  Мне кажется в современных реалиях разумней сразу проектировать кроссплатформенное приложение. Важно понимать, что массы это 76% винды, а не 7% маков.
                  • 0
                    Проектировалось, видимо, на ту часть массы, у которой маков больше, чем винды :-)
                    • +3
                      Sketch и Affinity делается Mac OS X only по причине того, что всю отрисовку берет на себя Quartz 2D и разработчику редактора не нужно брать на себя огромную техническую работу по написанию рендера. У адоба на разработку их кроссплатформенного рендера ушли сотни тысяч человеко-часов, а тот же Sketch благодаря такому подходу смог выйти на рынок с очень маленькой командой разработчиков.
                • 0
                  В Autodesk Designer эта идея была отлично реализована, пока проект не закрыли зачем-то.
                • 0
                  Мне ещё очень нравится функция мгновенной смены шрифта, как в Corel. В Иллюстраторе этого не хватает очень. Не нравится работа с цветами и пипетка — вообще не удобная реализация. В целом же мне нравится Дизайнер. Но он всё же больше для иллюстраторов, чем для дизайнеров. Ну вы поняли..))…
                  • 0
                    Рисовать картинки и иконки. На большее не годится :-)
                  • –1
                    первое, что бросилось в глаза — это гимповские говно-иконки

                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.