Сетевые технологии в высшем образовании. Печальный опыт поиска молодых специалистов

    Думаю ни для кого не секрет, что последние несколько лет востребованность IT специалистов на рынке труда неумолимо увеличивается. Многие учебные заведения пытаются адаптироваться к этим требованиям и стараются вводить новые специальности либо увеличить кол-во мест для поступающих на уже существующие факультеты.

    Несмотря на все эти старания, дефицит квалифицированных IT специалистов только увеличивается.

    Данная статья является своеобразным криком души после нескольких десятков собеседований с различными молодыми кандидатами на должность “Сетевого/Системного инженера” в компанию, которая занимается системной интеграцией.

    image

    Началось все, когда компании понадобилось резко увеличить штат системных инженеров из-за больших объемов грядущих работ. Времени было с запасом, поэтому приняли решение нанимать молодых перспективных специалистов — выпускников факультета телекоммуникаций и тому подобных. Я сейчас не буду называть конкретные имена университетов, институтов или колледжей, но в нашем городе их предостаточно. Естественно мы понимали, что квалификация выпускников не позволит сразу использовать их в проектах и планировали организовывать внутрикорпоративное обучение, уже по конкретным областям (cisco, checkpoint, s-terra). Таким образом мы бы получили “заточенных” под наши нужды специалистов при весьма незначительных затратах.

    Есть конечно очень много мнений и споров о том, каких лучше специалистов нанимать, опытных, не опытных, до 30 или старше, статья не об этом. Я бы хотел поговорить об уровне подготовки наших выпускников. Если кто-то заинтересовался этой историей, добро пожаловать под кат…

    Как уже было написано выше, мы не питали особых иллюзий на счет студентов и выпускников. Мы прекрасно понимали, что предстоит серьезная работа по обучению новичков. Расчет был на гибкость ума, большое кол-во энергии и любопытство молодых кандидатов! Ожидания не оправдались…

    Ниже представлены основные проблемы, возникающие при собеседовании с выпускниками:

    1)Первая и самая главная проблема — отсутствуют знания о самых элементарных вещах из области компьютерных технологий. Человек не может ответить чем отличается MAC-адрес от IP-адреса. Не понимает зачем нужен маршрут по умолчанию. Не знает разницы между коммутатором и маршрутизатором. Тут сразу возникают вопросы к учебным заведениям, которые выпускают этих специалистов. Чему можно было учить человека 6 лет (магистр) на факультете телекоммуникаций, что он не знает даже базовых вещей???

    2)Высокие запросы кандидата. Человек не успев даже узнать, чем занимается компания, интересуется сколько он будет получать и возможен ли карьерный рост. При этом у него явные проблемы из пункта 1. Вспоминая свои юные годы, я был готов браться за любую работу практически за любые деньги, желая получить хоть какой-то реальный опыт и стаж работы.

    3)Откровенная ложь в резюме. Глядя резюме молодых специалистов можно сразу увидеть такие “теги” как: Windows Server, Уверенный пользователь Linux, Ubuntu, FreeBSD, знание стэка TCP/IP, работа с оборудованием Cisco, D-Link и т.д. Когда начинаешь спрашивать соискателя предметно, выясняется что он понятия не имеет что такое Cisco CLI, как в linux-е посмотреть содержимое текстового файла из командной строки, может ли Windows сервер выступать в роли DHCP сервера. Совсем недавно человек не смог мне ответить на вопрос: “Сколько уровней в семиуровневой модели OSI?”. ЗАЧЕМ писать в резюме то, о чем ты и понятия не имеешь? Неужели кто-то надеется, что его возьмут на работу за красивое резюме?

    4)Отсутствие инициативы. Закрывая глаза на первые три пункта, мы давали шанс кандидатам проявить себя. Предлагали выполнить тестовое задание. Некоторые отказывались сразу, говоря что у них нет времени на это. Тем кто соглашался, мы давали ссылку на Курс молодого бойца с просьбой посмотреть первые 12 уроков, а затем придти к нам еще раз и выполнить задание. Большинство кандидатов проходили 12 уроков больше месяца, аргументируя это тем, что у них много других дел. Естественно таких “быстрых” ребят мы уже не рассматривали.

    В итоге из 20 собеседований мы не смогли найти ни одного подходящего кандидата и по старинке взяли человека, который являлся хорошим знакомым одного из наших сотрудников. За него поручились. Мы дали ему курс и тесовое задание, которое он уже с легкостью сделал через неделю. Сейчас человек работает у нас уже 4 месяца и подает большие надежды. Активно изучает новые материалы и абсолютно самостоятелен. Университетов он не заканчивал (окончил энергетический колледж).

    У меня вызвало большое удивление качество образования в наших университетах и институтах (возможно это касается только нашего города). Учиться несколько лет и выйти на рынок труда совершенно не подготовленным. Разве может быть что-то печальнее? Что-то не так с этим образованием. Может студенты не хотят учиться? Или может программа обучения слишком слаба и расслабляет молодых специалистов? Я не буду сейчас поднимать вопрос “нужно высшее образование или нет?” ссылаясь на Билл Гейтса или Марка Цукерберга. Но кое-что я просто обязан отметить. Совершенно очевидно, что полученных знаний в университете совершенно недостаточно для реальной жизни. Поэтому хотелось обратиться к преподавателям и студентам.

    Студентам. Как говорил Стив Джобс: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными». Не жалейте себя пока вы молоды. Засиживайтесь до поздна за компьютером изучая новые технологии. Записывайтесь на онлайн курсы. Сейчас огромное кол-во БЕСПЛАТНЫХ курсов от самых именитых учебных заведений мира. Можно изучить что угодно. Больше практикуйтесь! Благо сейчас с этим нет проблем, можно использовать различные симуляторы/эмуляторы (говоря о сетях). Найдите себе наставника. У вас меньше времени чем вы думаете. Жадно поглощайте знания. Образование, которое вам дают, его просто не хватит для нормального трудоустройства сразу после университета. Любой человек, без высшего образования, пройдя два-три месячных профильных курса будет иметь хорошую фору перед вами.

    Преподавателям я ничего посоветовать не могу, т.к. не был по их сторону и мало знаю о процессе обучения в университетах. Просьба одна — больше практикуйтесь со студентами. На одной теории далеко не уедешь…

    P.S. Заранее прошу прощения, если кого-то обидел. Все вышесказанное является лишь результатом собственных размышлений и умозаключений и конечно же не является абсолютной истиной.
    Как вы считаете, соответствует ли уровень ИТ образования (в России) современным требованиям на рынке труда?
    • 3%да71
    • 69%нет1583
    • 28%зависит от ВУЗа646

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    Метки:
    Поделиться публикацией
    Комментарии 486
    • +10
      Эхх… В студенческие годы (с 3 курса) работал лаборантом в моем ВУЗе, оттого узнал всю эту «кухню» еще тогда. На 5 курсе совмещал учебу (благодаря связям в ВУЗе преподаватели закрывали глаза на многое) работал еще на 2 работах (бухгалтер и программист). По окончанию ВУЗа остался начальником отдела программирования и занялся наймом/обучением новых программистов. За 5 лет удалось найти (не среди знакомых) только 2 более-менее толковых работников. Так и не смог найти верстальщика, менеджера, системного администратора.

      На деле виноваты (в моем случае) не ВУЗы, а сами кандидаты. Тотальная лень, нежелание работать и учиться, желание получать заоблочные суммы.
      • +1
        Ну так может процесс обучения так выстроен? Как человек с тотальной ленью и нежеланием работать и учиться смог закончить университет и получить диплом?
        • +17
          Был у нас в ВУЗе такой случай: преподавателя с огромным стажем работы решили уволить (без особых на то причин). В свой последний рабочий день он принимал пересдачу экзамена у заочников и поставил всем то, что они реально заслужили по резьтатам теста. В итоге около 40 студентов, по правилам ВУЗа, необходимо было отчислить. Поднялся такой скандал, что всем поставили удов. Все это обычная бюрократическая система, преподаватели в которой чаще лишь пострадавшие, нежели виноватые.
          • +2
            Дааа, напоминает ситуацию со мной. На самом деле не все так просто с обучением студентов.

            Как то давным давно, лет 15 назад был преподавателем, правда не IT, а иностранный язык, который был ключевым в специальности, 1ый курс. Есть определенная программа, потом по этой программе нужно сдавать экзамены. В первые полгода чем дальше я преподавал, тем больше становилось очевидно, что объективно они не освоят курс, и не сдадут экзамены по честному. Было несколько базовых вещей, которые необходимо было освоить, практически на уровне азбуки, без освоения этого все остальное не будет иметь смысла — даже это вдалбливать было очень сложно. Я уже не говорю об откровенных лодырях, которых тоже нужно было тянуть. По честному все бы провалили экзамен. Принимать экзамен для галочки не хотелось. Поэтому решил хоть на каком то уровне дать им базу, чтобы они смогли во втором курсе от чего то отталкиваться. С большим трудом какой то минимум удалось освоить.

            Так что часто преподавателю приходится иметь дело с тотальным нежеланием студента осваивать предмет. И еще программой и планом, которые нисколько не реальны в конкретной ситуации. Все мы конечно студенты лодыри разной степени. Либо надо гонять студентов больше и больше часов заниматься, преподавателям за это платить больше естественно. Либо снижать планку, не заявлять заоблачные объемы осваиваемого материала и честно понимать объективность.
            • 0
              А потом эти специалисты приходят на работу совершенно недееспособны. И их приходится опять гонять но за деньги.

              Статисты указывайте в отчётах не то что у нас самые образованные, а то что у нас самые дипломированные. А это разные вещи.

              Потом ещё и удивляемся почему у нас мало «Нобелей». Нобель автоматом не ставят.
              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                • 0
                  Для того, чтобы нобелевку «присудить голосованием», на нее надо сначала номинированить. Номинируется персона совсем не «голосованием».
                • 0
                  Если продолжать логику статьи и коментариев, то можно пойти по пути: «Если хотите навредить стране, то должны вкладываться в подготовку IT-специалистов»

                  Я вполне доволен своим высшим образованием и большинством преподавателей. Только за неиспользованием почти весь матан забыл, хотя были и спецглавы и т.п.
                • 0
                  Проблема в подаче материала. Сам лодырем был еще тем (а может и сейчас такой же). Ну не идет теория и всё. На текущей работе приходится писать много документации. Так пользователи почему-то выделяют именно документацию, написанную мной, а не коллегами. Даже на хабре в качестве рекомендованной видел ссылку на одну из моих работ.
                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                    • +1
                      Ох вспоминаю студенческие годы с 15-ю предметами в семестр. И когда тут погружаться?
                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                      • +3
                        Тоже бы минусанул, потому что полнейшая ложь. Ни я, ни мои однокурсники, ни студенты следовавшего за нами выпуска никогда никаких взяток не давали. Ходят слухи, что какая-то группа попыталась преподавателя «задобрить» на экзамене, в итоге все получили «трояки» и «неуд».
                        • 0
                          Во-во, та же фигня — попробуй сунься с чем-то таким, после этого хрен сдашь.
                          • 0
                            У нас вообще отчисляли за несданные зачёты, не получил все до третьего экзамена — отчислен.
                            • 0
                              LOL, при этом во время экзаменов зачёты не принимаются, да?
                              • 0
                                Принимаются, но за преподом надо побегать.
                                На самом деле не такая плохая штука, всяко лучшем чем несданные зачёты с которыми тянут пару курсов.
                          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                            • 0
                              Я и сдавал сам, и не брал никогда. И не слышал, чтобы кто-то на моей кафедре брал.
                              • 0
                                Мне взятку предлагали за зачет, когда я вел семинары в рамках обучения в аспирантуре. Я студента после этого отправил сдавать зачет к лектору.
                                • 0
                                  Взял?
                                  • 0
                                    Кто? я? нет. Написал же, отправил студента (пере)сдавать зачет к лектору. Про лектора ничего не знаю, но сомневаюсь.
                                    • 0
                                      А, я апдейт пропустил просто. Предсказуемо.
                              • 0
                                Я знаю реальный случай, когда после попытки дать взятку студент не сдал. Преподаватель отказался принимать экзамен, сдавать пришлось комиссии, которая оценила знания по заслугам.

                                Реально есть факультеты, которые гордятся своей непогрешимостью и там со взяткой соваться бесполезно. Если даже заведётся паршивая овца среди состава, она с большой вероятностью быстро спалится и будет вытравлена остальным коллективом.

                                Есть и совсем смешные случаи. Например, чтобы получить зачёт по физвоспитанию, пить водку с завкафедрой физвоспитания раз в полгода (каждую сессию).
                                • 0
                                  Пишете год, ВУЗ, факультет, имя преподавателя, обстоятельства, а то Ваши обвинения звучат голословно, если не надуманно. Вам детально описывают, где не берут взятки, а вы пишите: «все берут, я точно знаю!!»
                                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                    • +2
                                      Если то, что Вы утверждаете — правда, то под закон о клевете попасть не должны. Я не встречался с тем, что бы преподаватели явно жили не по средствам, по моему опыту, обычно они либо довольно скромно живут, либо источники их доходов находятся за пределами Университета вовсе. Я точно знаю, что бывает и иначе, но 99% мне кажется цифрой надуманной и очень далёкой от реальности.
                                      Пишите конкретно: стоянка ВУЗа такого-то, адрес такой-то… Что бы абитуриенты читали и знали, куда идти учится не желательно, а то ведь есть другие ВУЗы, где, по-отзывам можно учиться без взяток. А то один негатив.
                                      • +2
                                        brainick, не стоит забывать, что преподаватели не только учат, но еще и являются высококвалифицированными специалистами.
                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                          • +6
                                            Слушайте, вот как так выходит, что из десятка преподавателей, которых я знаю лично, ни один никогда не жил на взятки?
                                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                              • +1
                                                И вы (и эти люди) на личном опыте знакомы с подавляющим большинством преподавателей в этой стране?
                                        • 0
                                          А ещё гранты. А ещё учтите, что на базе ВУЗа разрешено строить технологический бизнес — этим много кто пользуется, вплоть до того, что нанимают сами сотрудников, которые физически работают в здании ВУЗа, но не числятся его сотрудниками. И сами сотрудники ВУЗа так подрабатывают — так им платили бы 15000р, а с добавками «от профессора» — и все 35к.
                                  • 0
                                    Предлагаю конкретизировать, кто где сталкивался или не сталкивался со взятками, а то число 99% выглядит взятой с потолка. Я закончил Факультет Физики Киевского Университета Шевченка. Взяток не было: я не давал, не знал никого кто давал или брал взятки. За попытку дать взятку скорее всего были бы проблемы. Хотя я слышал из вторых уст что у одному из студентов удалось получить зачёт по лабораторным за взятку.
                                    В то же время я на заочном в Киевском Политехническом (факультет энергетики) учился, так там почти всё за взятку можно было сдать, но если хочешь — без проблем можно было не платить, а выучить и сдать нормально.
                                    Мои близкие друзья учились на факультете химии КПИ на очном — там взятки встречались время от времени, но как правило только как отмазка от исключения. То есть если кто-то заваливал экзамен/зачет по причине того что не учился, то он мог (не всегда, зависит от препода) заплатить взятку и ему бы поставили тройку. Если студент хоть как-то учился — можно было без взяток получить диплом.
                                    • 0
                                      уточню, что это всё происходило в 2006-2011 гг.
                                      • +1
                                        ЮУрГУ, приборостроительный факультет — про взятки не слышал. Но есть практика платных пересдач: любой зачет или экзамен можно сдавать платно любое число раз пока остается на это время. Оформляется это через бухгалтегию университета как «дополнительные занятия с преподавателем, 2 часа». Про случаи когда студентов намеренно валили ради платы за пересдачи не слышал.

                                        Также никогда не отчисляют контрактников пока те платят. У нас в группе был студент, которого никто не видел. По всей видимости, он собирался «учиться» до 27 лет. Другой студент экзамен по матану за 3й семестр пересдавал до 4го курса. Однако, никакая оплата не ведет к автоматическому получению оценки.

                                        С другой стороны, даже без взяток учебный план был забит всякой хренотенью, а на технические предметы часов не хватало. На диплом ушло много нервов, но, сравнивая с рассказами отца, мне его дали едва ли не «автоматом». Еще бы — моя программа (первую версию которой я писал еще на 3м курсе вместо курсовой работы) работала и реально использовалась полутора школами, что выделяло мой диплом на фоне остальных.

                                        2007-2014
                                        • 0
                                          По всей видимости, он собирался «учиться» до 27 лет

                                          Это не работает. Отсрочка в нашей стране даётся на пять лет, а не «до конца обучения». Если идёшь в магистратуру, в аспирантуру — получаешь другую отсрочку. Отчислили — отсрочка исчезает и не возобновляется, если восстановился. Взял академ, отдыхал год — значит, на последний курс отсрочки не хватит.
                                          • 0
                                            Ну, значит он купил 5 лет отсрочки. Или тоже не знал. Среди дипломников его точно не было.
                                            • 0
                                              У вас, вероятно, другая страна (либо за последние несколько лет всё сильно изменилось).

                                              У нас была отсрочка на всё время обучения, вплоть до конца магистратуры, несмотря на то, что бакалавриат в нашем курсе, поступившем в славный 2008-й год, уже был явно и формально отдельно, и в магистратуру надо было поступать (хотя, конечно, скорее «поступать»). Берёшь академ — продляется. Люди так делали.

                                              Для аспирантуры, да, отдельная отсрочка.
                                              • 0
                                                Когда я учился на дневном, брал академ, и мне во втором отделе объясняли, что потом будут проблемы с военкоматом. Объясняли именно в этом духе. Может, сознательно запугивали и вводили в заблуждение, может, сами не знали, а может и что-то изменилось действительно — по крайней мере, продолжительность срочной службы точно изменилась с тех пор.
                                                • 0
                                                  Вы поступали в бакалавриат?
                                                  Если да, то у Вас было две отсрочки, а не одна.
                                                  Там такая вещь.
                                                  Если специалист — отсрочка на время обучения. Если после этого поступить в аспирантуру, то дается отсрочка по аспирантуре. Если в магистратуру, то отсрочка не дается (второе высшее не дает отсрочки).
                                                  Если бакалавр — отсрочка на время обучения. Если после этого поступить в магистратуру, то дается вторая отсрочка на время обучения в магистратуре (магистратура после бакалавриата не считается вторым высшим).

                                                  А вот в аспирантуру можно поступать сколько угодно раз и каждый раз будет новая отсрочка.
                                                  • 0
                                                    А хороший вопрос, куда я поступал. Отсрочка давалась на шесть лет (с 2008 по 2014), при этом уже как-то с первого курса было более-менее известно, что разделение на бакалавриат и магистратуру уже есть.
                                                • +1
                                                  Отсрочка в нашей стране даётся на пять лет, а не «до конца обучения».

                                                  Странно, а когда я учился — давали «до конца обучения».
                                                • 0
                                                  Но есть практика платных пересдач: любой зачет или экзамен можно сдавать платно любое число раз пока остается на это время. Оформляется это через бухгалтегию университета как «дополнительные занятия с преподавателем, 2 часа».


                                                  в моем ВУЗе такая практика года с 2003… и довольно мощно на нее перешли как студенты так и преподы… препод говорит "… для решения вашей проблемы надо 3 часа..", идешь в бухгалетрию универа, называешь фамилию препода (потому что с каждого часа ему в ЗП что-то капает — намного безопаснее, чем взятки брать) и кол-во часов, оплачиваешь и обратно к преподу, а там уж на усмотрение оного — или вы занимаетесь как положено или он сразу поставит трояк/зачет…

                                                  Также никогда не отчисляют контрактников пока те платят.

                                                  у нас их называли «платники»… отчисляли, но уж за совсем откровенный криминал — ну как можно дойную корову то выгонять — (а так даже с общаги не выгоняли за испачканые по пьяни недавно_отремонтированные стены), причем была такая схема: выгнали с бюджета -> берут на платное, но со скидкой (потому что у нас уже учился) дешевле примерно в половину было-> выгнали с «полуплатного» -> взяли на «полноплатный» вариант… к этому времени учебные 5 лет уже заканчивались обычно…
                                            • +2
                                              У меня вот прямо-противоположная ситуация, никогда не относил себя к людям страдающим тотальной ленью и нежеланием работать. Скорее наооборот, еще на первом курсе института я решил связать свою будущую работу с IT-сферой, специальность в ВУЗе была соответствующая, вернее, скажем так — одним из основных направлений были информационные технологии. При этом все что касалось программирования, основ сетей, БД довольно неплохо читалось (кто хотел — вполне мог получить необходимую базу и даже больше), но, помимо этого была масса других дисциплин, которые «отвлекали» от основного. Параллельно, еще на первом курсе, учась очно, я устроился на работу. Потом на другую. К четвертому курсу совмещать работу (которая была гораздо интереснее, и приносила какой-никакой для студента доход) и учебу стало практически невозможно. Зам. заф. кафедрой поставил вопрос прямо, мол, если работа мешает учебе, то… <вывод>. Вывод он предложил сделать мне, недолго думая, я ответил — то такая учеба, естественно не нужна. Правда я еще пару лет пытался потянуть время, беря академ, повтор и т.п. (все надеялся закончить и получить корочку «как все»), но потом пришел к выводу, что диплом можно успеть получить всегда. А вот знания / опыт / навыки, возможность профессионального и карьерного продвижения — тут помимо желания, зачастую нужно еще нужно благоприятное стечение обстоятельств. Ничуть не жалею о принятом решении, тем более, что вскоре после него появилась перспектива открытия собственного бизнеса, что я в той или иной степени успешно реализовал. С сотрудниками тоже пришлось помучиться, т.к. приходили люди и с двумя, и с тремя дипломами о высшем образовании, но элементарных технических знаний у них не было, ни у одного. В конечном итоге задача подбора сотрудников свелась к тому, что мы разместили тестовый кейс для собеседуемых с несложными вопросами на сайте компании. Испытуемый должен был ответить на несколько простых вопросов, исходя из реальных задач (настройка подключения к интернет, организация удаленного доступа и т.д. и т.п.) и прислать все это нам вместе с резюме. У тех кто так или иначе сумел ответить на все вопросы кейса (даже банально воспользовавшись Google и найдя недостающую для решения задачи информации) были практически 100% шансы получить работу. Плюс, если кейс был решен успешно уже на личном собеседовании давалась нестандартная практическая задача — по результатам выполнения которой и принималось итоговое решение (задачи были разные, но общая цель у них была одна — посмотреть сможет ли человек самостоятельно найти информацию необходимую для решения задачи или хотя бы понимания ее сути), если человек показывал что понимает в «какую сторону копать» — он работал и вполне успешно.
                                              • +2
                                                Для окончания среднестатистического, не топового университета и получения диплома зачастую не нужно предпринимать практически никаких усилий. Нет, речь не о коррупции, просто планка требований упала настолько низко.
                                              • +1
                                                А в моём случае даже не знаю кто виноват, наверное я сам. Искал разработчиков в своем городке (Конаково) в команду, искал-искал, толку нет. Не готовят их в Конаково. Ходил в колледж, общался со студентами, был просто поражен — абсолютно никакого интереса нет у молодежи к разработке. На занятиях (видел лично) часть студентов сидят вообще в наушниках, а одна девочка вообще смотрела Игру престолов посреди занятия. Когда уже смирился с тем, что придется самому взяться за курсы, пошел к директору колледжа, он очень радостно на это отреагировал (все таки я и учителем в школе год проработал, образование высшее профильное, опыт, реальные проекты). Мне не нужно было ни денег, ни каких либо благ, только помещение и возможность встретиться с каждой группой, провести вводную лекцию и набрать группу для занятий. На практике вышло иначе — директор колледжа передал этот вопрос «старшему преподавателю информатики»… И она уже все решила по своему — мне не дается право встречи ни с одной группой, вместо этого я ДОЛЖЕН взять тех людей, что назовет она, замотивировать их зарплатой и помочь им сдать курсовые… Вот что тут скажешь? Т.е. я должен взять под свою ответственность реальные проекты для не знакомой мне и факт — не подготовленной команды, в итоге выполнить работу самому, чтобы не портить свое портфолио и еще за это выплатить зарплату и помочь им с курсовыми. Всё это — события последних месяцев (а поиск сотрудников начал еще в 2014 году). Не знаю даже, в чем тут дело, то ли в том, что Конаково находится в ~100 км от Москвы и лучшие умы перетекают туда (как мне говорит большинство местных коренных жителей), то ли просто в слабой подготовке специалистов. А сам я категорически не хочу переезжать в Москву, не по нраву мне суета эта, вот и получается — хочешь у себя дома собрать команду, тратишь время, деньги (попадались «желающие» стать программистами), а воз и ныне там.
                                              • +7
                                                Спасибо, за ссылку на Youtube. Добавил в копилку к курсу от eucariot
                                                • +11
                                                  ИМХО, ни один ВУЗ не выпустит полностью готового к современным реалиям специалиста, если он сам не будет искать знаний и опыта. Высшее образование не является чем-то жизненно необходимым, но многим оно даёт тот самый важный толчок к развитию.
                                                  В любом случае, часто крупным корпорациям приходится разными способами обучать, растить работающих у них специалистов, повышая их уровень. Это не считая заинтересованности и факта самообучения.
                                                  • +1
                                                    Я с вами полностью согласен. Но должна же быть какая-то база? Из чего можно начать лепить. Просто с таким же успехом можно взять школьника.
                                                    • +10
                                                      Какая база? База это понимание физики, электротехники изачем нужна теорема Найквиста — Шеннона, например. А все что вы требуете можно узнать за один день, если человек понимает что такое клиент-сервер и умеет настроить Роутер. Да, знания у большинства на уровне школьника, ну и что? У них зато есть костяк других фундаментальных знаний, которые не будут лишними. Работодатели тоже весьма хороши. Студент ебошит 5 лет, получает красный диплом, и при устройстве на работу получает чуть больше уборщицы, он же стажёр! Я понимаю на испытательный срок, вопросов нет, но потом-то.
                                                      • 0
                                                        Есть, уверены? Я вот уверен, что 50% кандидатов забыли уже всё…
                                                      • +1
                                                        Так почему бы вам не взять студента 2-3 курсов, предложить ему практику летнюю, интернатуру, тогда к выпуску у вас уже будет ваш специалист. Пускай из 10 выстрелит один. К сожалению вы сами находитесь в состоянии «когда рак на горе свистнет», а давайте мы кого нибудь найдём, кто-то же должен был подготовить нужного нам специалиста. Абсолютно ущербный подход, хочется выехать за чужой счёт.
                                                        В моё время учёбы 2001-2006 была гигантская проблема найти адекватную практику, чтобы не переставлять винду и не заправлять картриджи, а хотя бы получить какой-то доступ к сетевой инфраструктуре.
                                                        После выпуска, кстати, о сетях слышал только в теории хотя специальность соответствующая, нашёл правильную работу, больше повезло конечно, где через год мог уже вполне сносно выполнять обязанности ведущего инженера крупного в городе провайдера.
                                                        Я конечно не защищаю вузы и неактивных студентов, я не защищаю преподавателей, какой кошмар твориться особенно в средне специальных учреждениях знаю не по наслышке, но работодатель должен играть большую роль не искать, а делать специалистов под себя.
                                                        • +2
                                                          Задача высшего образования — дать методологию получения новых знаний.
                                                          Дать глубокие знания в предметной области — задача среднего-профессионального и среднего-специального образования.

                                                          Так же должен заметить, что цикличность в ИТ не превышает трех лет. Что делает несостоятельным пятилетний план современной программы обучения. Даже при условии, что абитуриент попал в учебное заведение на начальном этапе развития той или иной технологии, усердно учился и в общем-то не дурак, то по окончании этого учебного заведения он получает диплом и становится дипломированным специалистом по устаревшей технологии.
                                                          Вот здесь то и должно пригодиться знание методологии получения новых знаний (по сути самообучение), однако в наших ВУЗАХ кормят всякой академической фигней.
                                                          Пример:
                                                          У меня работает админ. Очень толковый парень. Очень хорошо разбирается в оборудовании, сетях, технологиях.
                                                          Так же он является студентом пятого курса Института связи. В прошлом году он писал курсач по СССК (сети связи и системы коммутации) и написал его немного отойдя от методички. В процессе сдачи работы у преподавателя возникли вопросы, почему же сделано не так как «принято», на сто получила волне логичный ответ, что в реальной жизни оборудование работает немного иначе, и «как принято» работат не будет просто потому, что это невозможно. Преподаватель, конечно согласился, но обмолвился что "… у нас же все-таки академическое знание..."
                                                          Данная ситуация ярко описывает подход в системе образования. И Вузы тут винить не всегда правильно. Просто есть сферы, в которых общий подход не работает, и нужно его менять, а делать это некому.
                                                          Так мы приходим к тому, что проблема еще глубже, но я не хочу о политике… свалимся в риторику.

                                                          Я лично придерживаюсь такого подхода — если в вашем окружении есть толковые люди в нужной области — подтягивайте их, по возможности, обучайте и вместе пожинайте плоды. Если ты работодатель — не скупись, поощряй достижения и тягу к знаниям. Тогда при тебе всегда будут толковые и компетентные люди.
                                                          Есть и вторая сторона медали, но об этом в другой раз…
                                                        • +6
                                                          ИМХО, ни один ВУЗ не выпустит полностью готового к современным реалиям специалиста,

                                                          это провал современного общества: прошло 25 лет с рождения человека а он далеко не специалист и надо готовить и растить ещё несколько лет в лучшем случае при этом отрываясь от своей работы?

                                                          А как же личная жизнь? лучшие годы жизни? Рождение детей?

                                                          Тут конфликт — рожать надо до 30-40 лет, а не после, иначе шансов меньше и самовоспроизводства населения точно не будет.
                                                          Но никто не хочет своим детям худшие условия чем сейчас имеют: все хотят лучшие. И тем более никто не будет ухудшать свой образ жизни детьми и отказываться от карьеры. А исходя из практики доучивания после ВУЗов человек выйдет на нормальную зарплату только после 30 лет а не редко после 40 лет (работал я в одном крупном заводе — все молились на «стаж» от 30 лет, т.к. это единственная возможность повысить з/п и выйти в мелкие начальники).
                                                          • +1
                                                            Ну не надо так утрировать)
                                                            Да, бывают сложные случаи.
                                                            Но, даже попав на работу в 25 лет «не специалистом», с необходимостью доучиваться уже на работе, все равно можно получать даже на старте неплохие деньги. А учёба с работой не будут отнимать всё личное время. Тем более, обычно, некая база все равно есть, так что обучаться несколько лет не придётся (Вернее, придётся обучаться всегда, конечно, но до специалиста вырасти можно достаточно быстро)
                                                            • +4
                                                              да, согласен. немного перегнул палку.
                                                              Но по себе и по другим знаю что, если человек с детства увлекается программированием, то к 18-20 годам у него уже очень богатый опыт, неплохие теор. знания, и надо только направить в верном направлении, показать как нормально делать и отучить от всяких перегибов типа любви к оверинженерингу, асму и от прочих «упарываний». И за 1-2 года участвуя в реальном проекте из него выходит крепкий спец среднего уровня.
                                                              Спрашивается зачем ему тогда вообще идти в универ? Есть даже знакомые которые после школы просто продолжили сами фрилансить и набирать опыт и ничего, отсутствие этой бумажки показало что никому она не нужна. Устроились очень неплохо и без проблем в жизни как разработчики.
                                                              • 0
                                                                Да потому что многим ВУЗ всё-таки нужен. Иногда — просто чтобы дать хорошего пинка в верном направлении)
                                                                (Хотя, конечно, не ограничиваясь этим)
                                                                • 0
                                                                  но в моём случае многие мои знакомые его не закончили, а некоторые даже не начинали. А те сотрудники с которыми мы задолбались но кое-как доучили, хотя-бы до помощников — они как раз вуз закончили, но разработка не была их хобби.
                                                                  • +3
                                                                    У Вас весь мир делится на тех, у кого «разработка не была их хобби & они пошли в ВУЗ» и «разработка была их хобби & они не пошли в ВУЗ»? Есть ещё как минимум два типа людей.
                                                                    • 0
                                                                      просто в нашей провинции есть куда устроится и без В/О, а в высшем образовании всё настолько плохо что те, кто без него увлекался разработкой ещё на первых курсах понимают что ловить там нечего и можно остаться на работе которую дают и без В/О. А таких вакансий много — как минимум три крупных оборонных завода разрабатывают электронику и компоненты и собирают студентов с первого курса к себе.
                                                                • +1
                                                                  «Путь задрота» обычно взращивает хороших спецов, а средним несложно стать закончив community college.
                                                                  • +1
                                                                    Ну это кому как повезёт, при поиске работы наличие ВО практически в каждой вакансии, независимо для чего нужен сисадмин, хоть картриджи менять…
                                                                    • +3
                                                                      HR и вакансии с трудоустройством это совсем другая и очень больная на всю голову тема.
                                                                      в наших (Удмуртия) вузах до сих пор царствует сильнейший технологический даунгрейд:
                                                                      в области софта это турбопаскаль и прерывание №9, даже делфи очень редко где можно найти
                                                                      в области электроники это КР580 с гигантской кучей костылей, АВР и ардуино? хмм авр видел всего раз, ардуину не разу.
                                                                      «Вуз даёт не знания а умения их получать» в данном контексте работает? если те же прерывания под дос заставляют выучивать наизусть не вдаваясь даже в объяснение что это и как сделано? я вот не видел в вузах пресловутого умения учиться. Умения запихивать ненужное в мозг видел и то это было на самом минимуме.
                                                                      отсюда вопрос: это ваше ВО вообще по существу нужно и чем-то поможет?
                                                                      • 0
                                                                        Хорошее ВО мозги в порядок приводит и думать учит правильным образом. А с материальным обеспечением у нас во многих вузах проблемы, тут спору нет.
                                                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                          • +4
                                                                            А что плохого в Object Pascal? Умение программировать на одном структурированном языке позволяет с большой долей вероятности успешно освоить другой. Другими словами, если вы хорошо программируете на Object Pascal, то с легкостью начнете и на C и т.п. И с использованием WinAPI и другими вещами проблем также не возникнет. Понятно, что когда у всех ОС Windows изучать функции INT9 никому не интересно… а зря. Знакомство с прерываниями, регистрами CPU помогает понять «как оно работает»… а возможно даже и дает толчок к изучение архитектуры и ассемблера. Я своими глазами видел как в некоторых ВУЗах преподается Delphi… перетащили на форму пару кнопок, сделали калькулятор, написали курсовую работу ;) Нет, уж лучше Turbo Pascal и базовые задачи, алгоритмы, плюс работа со структурами данных (динамические списки, деревья и т.п.)…

                                                                            p.s. Ну а что касается инструментов обучения, единственная проблема Turbo Pascal в том, что именно Turbo Pascal это MSDOS ориентированная версия IDE. Но есть же, к примеру, бесплатный Free Pascal, который можно вполне использовать в качестве среды разработки на этапе обучения и который отлично работает под Win32.
                                                                            • 0
                                                                              плохого много:
                                                                              1. Turbo Pascal немножко не Object Pascal: исключений нет, ооп мягко говоря странное (фейл из конструктора даёт nil указатель на объект и тд)
                                                                              2. Знакомство с прерываниями, регистрами CPU и прочее изучалось у нас на последнем курсе. Паскаль на втором, а БД на первом, это шиворот на выворот и так делать нельзя.
                                                                              3. Это студенты, молодые люди. Сколько можно толдычать «войну и мир» раньше времени не заинтересовав вообще и ничего не объяснив зачем это надо? Доля рекламмы и навыки связанные актуальной практикой просто обязаны быть, мы же с молодёжью имеем дело. Это сейчас по прошествии 20 лет легко говорить что база хорошая — а им то пофиг на это слова «база» им надо устроиться и сразу приносить пользу иначе первичный опыт не получат и они это хорошо чувствуют и понимают.
                                                                              4. Преподы которые только его знают как правило очень посредственные
                                                                              5. И сами задания нередко сферическая ахинея в вакууме которая не менялась лет 20.

                                                                              В турбопаскале есть много отличных фреймворков, например турбовизион, отличный ООП там, в 90ых на нём много оконных программ накатал включая гипертекстовый браузер, но я не видел чтоб его давали, хоть и фрилансил в 2000ых для студетов много — не было турбовизиона.

                                                                              Дают то: «вычислите формулу», «просуммируйте по спирали матрицу», «замените букву А на букву Б, а букву Б на букву А».
                                                                              • 0
                                                                                Я в свое время знакомился с Turbo Vision по одной из книг Фаронова (если не ошибаюсь), правда в то время естественно уже был Win32 и практического применения консольным интерфейсам находилось мало. Для выполнения же простейших учебных задач, имхо, он сложноват. Принципы ООП гораздо проще понимаются на простых учебных примерах.
                                                                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                    • 0
                                                                      то провал современного общества: прошло 25 лет с рождения человека а он далеко не специалист и надо готовить и растить ещё несколько лет в лучшем случае при этом отрываясь от своей работы?

                                                                      А как же личная жизнь? лучшие годы жизни? Рождение детей?

                                                                      Читаю и удивляюсь как это мне удалось закончить ВУЗ, найти работу и женится. Прям герой какой то )
                                                                      • +1
                                                                        Статистика и отзывы тех кто побывал в более развитых странах показывает, что там меньшее число молодых людей до 30 лет заводят семьи чем в России.
                                                                        • 0
                                                                          Ну так это же не доказывает вашу гипотезу. Возможно менталитет у людей такой, не принято заводить семьи до 30 лет. В Индии так вообще сватали чуть ли не с пеленок, и ничего.

                                                                          Может у меня опыт такой, но мне не пришлось тратить все свое время на семью, вполне оставалось времени и на работу и даже на отдых с учебой.
                                                                          • 0
                                                                            Вы бы еще Молдавию привели в пример.) В каждом регионе свои особенности и возможности. Это из области «всерьез спорить о сладком и мягком».
                                                                        • 0
                                                                          Согласен с вами, мы тут походу два героя (=
                                                                          в этом году стукнуло 30, а я уже второй раз женат и дети.
                                                                          и я даже вуз закончил.
                                                                          imho только желание, упорство и саморазвитие.
                                                                          • 0
                                                                            Научите, а? Вуз — МФТИ, параллельно занимался обучением программированию (потому что специальность к программированию не очень относится, а поддерживать и развывать программистские навыки тоже полезно). Параллельно немножко почитывал ту математику, которую в вузах не очень читают (от теорката и теории типов до просто чтения публикуемых статей в области машинного обучения). Параллельно ещё работать надо было, есть-то хочется.

                                                                            Сейчас — работа, научная работа, самообразование, запросто это всё съедает всё время.

                                                                            Зато двадцатитрёх… двадцатичетырёхлетний синиор, хехе.
                                                                          • +4
                                                                            Мне кажется не меньший провал, это наоборот. Когда человек делает высшее образование, а потом занимается работой, для которой мог бы 3 месяца курс закончить.
                                                                            Не лучше бы он получил бы базовые знания, пошел работать «в подмастерья», а потом день в неделю спокойно учил теорию? Ну или не учил бы, и меньше зарабатывал.
                                                                            • +5
                                                                              Во-первых, если человек в бывшем СССР идёт в Университет сразу после школы, он заканчивает магистратуру в 23. Во-вторых Университет и не призван делать специалистов, для этого есть ПТУ и другие виды училищ. Идея университетов в том, что они должны давать системное видение своей специальности и умение эффективно определять пути решения задач. Специалистом человек становится уже после первых лет работы, так и задумано. Университет забирает время в начале вашего профессионального развития, но ускоряет это развитие в дальнейшем (за счёт системного понимания) и поднимает достижимый предел вашего проф. развития. Университеты призваны удешевить и ускорить достижение сравнительно высоких профессиональных уровней. Грубо говоря, Университет + 5-15 лет опыта призваны давать более квалифицированного специалиста чем 11-21 лет опыта.
                                                                              По факту, конечно, многие университеты фактически пытаются быть училищами и при том становятся плохими училищами.
                                                                              • +4
                                                                                Да потому что не надо повального высшего образования. Высшее образование на то и высшее, что должно быть доступно (в первую очередь, с точки зрения необходимости для последующей работы, ну и интеллектуально, да) весьма малой части населения, иначе это фигня какая-то и профанация.

                                                                                Хочешь личную жизнь, лучшие годы, рожать детей — иди в профессиональное училище, там тебя научат сетям, тисипи-айпи от мак-адреса даже отличить сможешь, все дела, всё как в исходном посте. Хочешь заниматься наукоёмкими вещами — ну уж прости, придётся выбирать.

                                                                                А в пост-СССР просто перекошено всё, престижа профессиональных училищ никакого, всем вышка нужна. Вот и получаем.
                                                                                • 0
                                                                                  По идее, чем более развиты в стране высокотехнологичные отрасли экономики, тем больше университетов нужно. Можно себе представить мини-государство (сферическое, в вакууме), в котором 80% жителей занимаются проектированием различных двигателей, например, и другой работы почти нет. Ну так им нужно что бы все жители университет заканчивали…
                                                                                  Уровень технологичности экономики после развала СССР упал, а количество «университетов» только выросло, — перекосы…
                                                                                  • +1
                                                                                    Да, производная числа вузов по технологичности экономики определённо положительная. Только от какого числа начинать? Надо сегодня в России двести выпускников вузов или двести тысяч?

                                                                                    Мой замечательный школьный учитель по физике, Зильберман, если вдруг фамилия знакомая, году в 2007-м, правда, говорил, что современному обществу более-менее достаточно нескольких сотен выпускников вузов в области физики с математикой.
                                                                                    • +1
                                                                                      А что он подразумевал под современным обществом? РФ 2007? Или СССР 1990? Или Германию/Японию/Швейцарию/… 2015?
                                                                                      • 0
                                                                                        Что-то среднее между РФ 2007 и Германией-Японией 2007. Типа, куда РФ можно было бы стремиться наиболее эффективно с имевшимися тогда ресурсами, социальным контекстом, и так далее.

                                                                                        На самом деле, если я правильно помню контекст разговора, то даже для предельно развитых стран порядок цифр тот же.
                                                                                        • 0
                                                                                          Для Германии, на сколько я могу судить, этого было бы не достаточно. Но по моим оценкам, положении дел в реальности примерно соответствует тому, что оценивал Ваш учитель. Не знаю как в РФ но в Украине и Германии, например, я не думаю что расхождение будет более чем на порядок.
                                                                                      • 0
                                                                                        В Украине физиков и математиков примерно столько и выпускают наверное сейчас: примерно 15 классических университетов, самый большой факультет физики заканчивает примерно сотня человек в год. Если предположить, что в среднем по 50 физиков каждый универ выпускает — выходит 750 человек. Допустим математиков столько же, хотя я полагаю, что меньше.
                                                                                        • 0
                                                                                          Ну вот 15 классических университетов — это уже более-менее адекватно, ИМХО.

                                                                                          Ещё, я слышал от западных знакомых, очень полезно бывает получить бакалавра в одном заведении, магистра в другом, к.ф.-м.н./к.т.н. — в третьем, и так далее. Повариться в разных школах, с разными людьми, не засиживаться на месте. В пост-СССР это не очень принято, как я понимаю.
                                                                                          • 0
                                                                                            Так и есть. В Западном научном мире на одном месте не засиживаются как правило. То есть два этапа в одном месте — это скорее исключение. В пост-СССР это не особенно принято, но я не знаю, когда появились эти обычаи на Западе. По опыту Украины я считаю, что в пост СССР науки, то что называется internationally recognised science почти не осталось, к сожалению. Большинство из тех, кто хочет заниматься наукой, едут на Запад либо на магистратуру, либо на PhD, либо на Post-doc, очень малая часть остаётся. Мне очень неприятно это признавать, но почти вся пост-советская наука — это только имитация, реальная ценность её нулевая: кто-то ничего не исследуют и получает зарплату, либо исследует что-то что уже исследовано и опубликовано (сознательно), либо исследуют то что никому не нужно и публикуют в русскоязычных журналах, где можно что угодно опубликовать и никто их не читает.
                                                                                            Есть исключения, когда люди действительно делают полезные исследования, но их ОЧЕНЬ мало.
                                                                                            Некоторые еще получают гранты совместно с коллегами с Запада и публикуются с ними вместе, при этом нередко они ездят в Западные Университеты/НИИ как бы в командировку и работа делается там. То есть по сути пост-советские учёные на Западе за Западные деньги делают исследования, проживая частично в пост-СССР. Я не отношу это к пост-советской науке.
                                                                                            В современном мире вся реальная наука публикуется на английском языке в уважаемых журналах. Что бы оценить сколько реально сейчас есть успешных пост-советских учёных достаточно найти рейтинги h-index для стран бывшего СССР и сравнить с Западными. Учёных с нормальными h-index в пост-СССР мало, а те, что есть в основном работают по совместительству на Западе и публикуются вместе с Западными коллегами. Статьи в серьезных журналах с чисто пост-советским авторским составом очень-очень большая редкость.
                                                                                            • 0
                                                                                              Просто есть некоторая проблема с тем, как пост-советские авторы преподносят свои исследования, и как это совмещается с тем, что ожидают в западных журналах, посему люди остаются в лучшем случае незаслуженно мало цитированными. Я, к сожалению, сходу не смог найти очень релевантную статью на эту тему. Приду домой — попробую поискать ещё.
                                                                                              • 0
                                                                                                Эта проблема тоже есть, но она далеко не первостепенная. Основная причина, на мой взгляд, в том, что преподносить-то и нечего. Точнее есть, но очень мало. Пост-советские авторы, которые работают на Западе описанные Вами затруднения испытывают наравне со своими коллегами из других не-англоязычных стран и в целом справляются, демонстрируют хорошие результаты.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Их ведь не просто мало цитируют, они мало публикуются! И многие, я сам таких очень много встречал, даже не пытаются публиковаться в нормальных журналах.
                                                                                • +5
                                                                                  ИМХО причины таковы:
                                                                                  1. Образование в российском вузе мало чего даст потенциально хорошему специалисту. Реалии таковы, что многие из лучших бросают вуз или уже имеют работу к выпуску.
                                                                                  2. Повышение спроса не увеличивает количество умных/способных/талантливых. Но так как выпускают больше, качество падает.
                                                                                  3. Люди думают, что программист/админ — это сидишь ничего не делаешь и получаешь кучу денег. Соответственно те самые не умные/способные/талантливые — еще и ленивые бездельники, с чем автор и столкнулся.
                                                                                  • 0
                                                                                    Повышение спроса не увеличивает количество

                                                                                    кстати, зато повышает зарплатные ожидания
                                                                                    • –4
                                                                                      программист/админ — это сидишь ничего не делаешь и получаешь кучу денег


                                                                                      Вообщем то так и есть. Первые годы приходится много работать, но потом осваиваешься и производительность возрастает раз в сто. Это, конечно, зарплату не увеличит в столько же раз, но позволит тратить на ту же самую работу 30-40 минут в день: 20-30 минут на работу и ещё 10 на то, чтобы убедительно выделятся на фоне остальных и получать свои +10% к зарплате в конце года. С другими профессиями так наверно не получится (скажем чинить машины нельзя в сто раз быстрее).
                                                                                      • +3
                                                                                        Работа может занимать 40 минут в день, только если человек по каким-то причинам согласен работать на работе гораздо ниже своего уровня.
                                                                                        З. Ы. Нет такого слова «вообщем»
                                                                                        • +2
                                                                                          Это называется лень и тенденция к завышению чсв через осознание своей «грандиозной» производительности. В такие моменты либо получают серьёзный левелап в виде обязаностей и дохода, либо загнивают и останавливаются в развитии. И да, справедливости ради, было уже обсуждение, что хороший программист принципиально быстрее ничего не реализует. Он делает работу так же или даже медленнее своих коллег, но качество, архитектурные решения и способы реализации обрекают его творение на стабильность, поддерживаемость и расширяемость.
                                                                                      • +1
                                                                                        Помимо претензий к вузам, тут играет роль специфика предметной области.
                                                                                        Сетевые технологии — штука запутанная, её (имхо) вообще невозможно выучить теоретически (даже с каким-то количеством часов на лабораторные). Без реальной практики это голяк.
                                                                                        • +1
                                                                                          В статье написано что к этому были готовы и спрашивали основы (mac,ip)
                                                                                        • 0
                                                                                          К нам периодически приходят практиканты с айти-кафедр местного колледжа и университета. Нормальных — которые что-то умели хотя бы на уровне винду поставить и хотели что-то узнать — за последние пять лет была пара штук. Остальные максимум умели вконтактике сидеть да в контру играть. А уж что они писали в курсовых и дипломах…

                                                                                          Ладно что оно тупо из интернетов надёргано. Но ведь даже не пытаются связный текст из надёрганного составить. Непосредственно от роли научного руководителя я стараюсь отмазаться, но рецензии на эти «дипломы» писать всё равно иногда приходится…
                                                                                          • 0
                                                                                            И что пишете в рецензии на такие дипломы?
                                                                                            • +3
                                                                                              Что вижу, то и пишу. Если вкратце, то «WTF?» Но более развернуто, конечно.
                                                                                            • 0
                                                                                              Если не секрет, «местный» — это где?
                                                                                              • +9
                                                                                                Думаю, что из этой цитаты понятно :)
                                                                                                image

                                                                                                Небольшой город в провинции, но не особо далеко от Москвы.
                                                                                                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                  • +4
                                                                                                    Никто туда ничего не ставил. Не, компы у них есть, конечно, и для чего-то используются.
                                                                                                    Тут просто диплом был «разработка и внедрение ...»
                                                                                                    Но я дочитывать его не стал, чтобы не портить впечатления от грандиозности поставленной перед дипломником задачи. Судьба человечества, как-никак.
                                                                                                    • 0
                                                                                                      Может быть просто набивают страницы?
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Нее, реально собрались человечеству жизнедеятельность грандиозно повышать ) *сарказм-mod=off*
                                                                                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Там же ясно написано — грандиозное повышение эффективности жизнедеятельности человечества омрачается целым рядом сложных проблем. ГИБДД не при чем.
                                                                                                      • +2
                                                                                                        Корчеватель?
                                                                                                        • 0
                                                                                                          Вы вот смеетесь, а автор диплома мог ведь оказаться не так прост: вдруг он разработал новый раздел в теории рекурсивных нейросетей и в качестве примера сгенерил текст диплома? Навеяно The Unreasonable Effectiveness of Recurrent Neural Networks где автор генерил продолжение к коду линукса.
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Я думаю, что в этом случае автор диплома не пошел бы отрабатывать своё изобретение на нашем ГИБДД.
                                                                                                    • +7
                                                                                                      Высшее образование сисадмину не нужно. В ВУЗе не дают нужных знаний, и дают много таких, что не помогут в профессии.

                                                                                                      Надо понимать простую вещь — сисадмин (при всём моём уважении, сам отработал три года) — это _рабочая_ специальность, а не инженерная. В сисадминстве очень много профессионализма основано на фактологии, а не аксиоматике.

                                                                                                      Просто в России распалась система ПТУ, а система колледжей так и не выросла. И тем не менее, пяток курсов от «www.specialist.ru» дали мне для освоения профессии (когда я в ней работал) в десять раз больше, чем шесть лет института.

                                                                                                      • +9
                                                                                                        Высшее образование сисадмину не нужно

                                                                                                        Очень, очень спорное утверждение. Я вот считаю, что (хорошее) высшее образование нужно любому специалисту, который не планирует всю жизнь закручивать гайки.
                                                                                                        • +10
                                                                                                          Работа сисадмином — это и есть «всю жизнь закручивать гайки». Очень крутые, важные и технологичные гайки. Требующие немало навыка и умения творчески подходить к задаче. И всё-таки это рабочая специальность.

                                                                                                          Это всё не значит, что ВО не даёт преимуществ. Но для хорошей работы сисадмином оно не обязательно.

                                                                                                          Также это не значит, что работа сисадмином — это плохо или глупо. Это важная и сложная работа. Просто она требует не тех навыков, что должны давать в ВУЗах.

                                                                                                          • +3
                                                                                                            Видимо, у нас с вами разное представление о том, что такое «системный администратор».
                                                                                                            • 0
                                                                                                              «Системный администратор» это тракторист в деревне. В конкретно этой деревне он — первый парень, и незаменимый человек, безусловно.
                                                                                                              Но при этом все равно остается всего лишь трактористом после курсов, в лучшем случае — техникума. И за пределами своей деревни он — никто.
                                                                                                              • +1
                                                                                                                … и с вами — тоже.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Обычно трактористы в деревне с таким мнением о них также в корне не согласны ;)
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    Боюсь, у вас несколько неверное представление о вашем собеседнике. Впрочем, предсказуемо.
                                                                                                            • +2
                                                                                                              Ну админы разные бывают, вспомните анекдот про «ВО нужно, чтобы ты эту хреновину хреновиной не называл». Некоторым и с людьми общаться приходится =)
                                                                                                              • 0
                                                                                                                Этому и должны учить в хорошем техникуме. В ВУЗе всё-таки должны учить не просто называть хреновину по имени.
                                                                                                              • +1
                                                                                                                А еще сисадмин должен быть стойким, т.к. после закручивания гаек он становится врагом народа :)
                                                                                                                • +2
                                                                                                                  закручивание гаек не в смысле урезать чьи-то возможности, а в более общем смысле смысле — настраивать, собирать, прикручивать и устанавливать
                                                                                                              • +2
                                                                                                                После работы кручу гайки, настоящие, железные, за деньги. И что могу сказать — мастеров крутить гайки тоже днём с огнём не найти, одни рукожопы.
                                                                                                                • +3
                                                                                                                  Давайте сначала разберём, что именно из высшего образования нужно специалисту-сисадмину? Или даже, как ниже пишут, Cisco-сертифицированному товарищу?

                                                                                                                  А то вдруг окажется, что по-хорошему-то это и в ПТУ можно давать, а всякие сугубо высшие вещи вроде самостоятельной научной работы (нормальной, блин, научной работы, а не с фиг пойми какими дипломами, как выше пишут), публикаций и тому подобного-то как-то и не особо-то нужны?
                                                                                                                  • +1
                                                                                                                    Давайте сначала разберём, что именно из высшего образования нужно специалисту-сисадмину?

                                                                                                                    То же самое, что и другим специалистам, которые не планируют всю жизнь сидеть на уровне «специалиста» — умение формализованно мыслить, аргументированно рассуждать и представлять свои мысли, навыки структурирования и быстрого восприятия большого количества информации, критическое восприятие, и тому подобные не нужные в жизни вещи.
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      А перечисленные навыки не развиваются при работе тем-же эникейщиком?
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Не очень. Во-первых, не все из них там востребованы. Во-вторых, что важнее, для того, чтобы они развивались, нужна обратная связь, а с ней достаточно тяжело.
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Эникейщик с людьми работает и обратной связи там хоть отбавляй, а в институте откуда обратная связь?
                                                                                                                          • +2
                                                                                                                            Эникейщик с людьми работает

                                                                                                                            Вот только эти люди не имеют никакого отношения к описанным навыкам. Более того, они не находятся в положении наставника.

                                                                                                                            в институте откуда обратная связь?

                                                                                                                            Преподаватели, научные руководители, сокурсники на семинарах. Это если не увлекаться.
                                                                                                                      • +2
                                                                                                                        Почему умение формализованно мыслить и прочие замечательные вещи не могут сформироваться в ПТУ? Обязательно человека бомбить 30 семестрами математики вместо, условно, четырёх, да научной работой ещё?
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Потому что в ПТУ, по моему опыту, большая часть времени отведена специальным предметам и практике, а общеобразовательные идут довеском (и студенты к ним обычно так же и относятся).
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            Так если умение мыслить и далее важно в профессиональной жизни, то оно неизбежно будет прокачиваться и в специальных предметах с практикой, разве нет?
                                                                                                                            • 0
                                                                                                                              Будет, но как побочный эффект. Специальные предметы — они на то и специальные, что дают тебе то, что нужно в специальности. Они не заточены на то, чтобы дать тебе что-то большее.

                                                                                                                              А описанные мной навыки важны, когда ты хочешь расти вверх.
                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                Просто ради общего интереса, а как выглядит карьера и рост вверх у среднестатистического админа? Просто я вообще ничего не знаю о росте в этой профессии, и есть впечатление, что в основном растут либо в директоров (и там не факт, что это всё нужно), либо в программистов (а это в некотором смысле другой разговор).
                                                                                                                                • 0
                                                                                                                                  Можно вот в администратора предприятия вырасти, скажем.
                                                                                                                                  • 0
                                                                                                                                    А что он делает? Ну, кроме администрирования предприятия, это понятно, но это слишком общо.
                                                                                                                                    • 0
                                                                                                                                      Принимает технологические решения этого уровня.
                                                                                                                                      • +1
                                                                                                                                        И у него за время роста не возникнет технического опыта и соответствующих специфичных для области навыков мышления, чтобы успешно принимать соответствующие решения?
                                                                                                                                        • 0
                                                                                                                                          А фиг его знает. Могут возникать, могут не возникать.

                                                                                                                                          Это вопрос из серии «возникают ли у специалиста навыки в его специальности во время работы». Возникают, да. Зачем тогда вообще нужно обучение?
                                                                                                                                          • 0
                                                                                                                                            Чтобы дать некоторую базу.

                                                                                                                                            Собственно, если попытаться мою позицию сформулировать в виде нескольких тезисов:
                                                                                                                                            0. Ресурсы (в том числе количество учебных заведений, годных преподавателей, научных школ, etc) ограничены.
                                                                                                                                            1. Безусловно, умение мыслить важно, но
                                                                                                                                            2. Все задачи можно поделить по критерию наукоёмкости на две категории, одни из них достаточно наукоёмкие, другие — нет.
                                                                                                                                            3. Опыт показывает, что наукоёмких задач сильно меньше.
                                                                                                                                            4. Под наукоёмкие и ненаукоёмкие задачи нужны разные стили и программы обучения.

                                                                                                                                            Впрочем, я тут внезапно ещё подумал, что подъём престижа средне-специальных и прочих профессиональных училищ по факту эквивалентен замене шильдика «вуз» на «ссуз» на значительной части имеющихся учебных заведений. Как это поможет решить исходную проблему, я не очень понимаю. Кроме того, что диплом опять будет престижен.
                                                                                                                                            • 0
                                                                                                                                              Проблема этого подхода — несомненно, весьма разумного — в том, что если человек захочет расти из своей профессии, полученной в ССУЗ, ему придется что? Иди в ВУЗ на вечернее?
                                                                                                                                              • +1
                                                                                                                                                Ну, например. Или самостоятельно учиться. Он же с областью знаком, нынче сколько возможностей-то, можно взять и самостоятельно читать книги, записываться на курсы на Coursera, и так далее. Но я немножко профессиональный шовинист, пути развития людей в других областях мне неведомы.

                                                                                                                                                Хотя я тут смотрю, как люди без всякого фундаментального образования, экономисты-менеджеры, умудряются приходить даже в машинное обучение и даже что-то понимать на уровне, большем, чем from scikit import svm, и как-то у них получается.

                                                                                                                                                Люди же часто, я слышал, хотят расти не «из», а «в». Значит, какое-то представление о целевой области уже есть, можно от него плясать.

                                                                                                                                                А когда хотят расти именно что «из», то ничего хорошего всё равно не получится, наверное.
                                                                                                                                                • 0
                                                                                                                                                  Ну, например. Или самостоятельно учиться.

                                                                                                                                                  Угу. Вот опыт показывает, что это намного сложнее, чем сразу получить высшее.
                                                                                                                                                  • 0
                                                                                                                                                    Мой опыт с вашим не согласен. Почти всему программированию и весомой части более-менее используемой мной математики я научился сам, вуз тут в роли пресловутого обучения учению.

                                                                                                                                                    Причём, если с математикой это на вуз можно списать, то программированием я стал заниматься лет в 11-12.
                                                                                                                                                    • 0
                                                                                                                                                      Странно — в вашем опыте ВУЗ-то есть как раз.
                                                                                                                                                      • 0
                                                                                                                                                        А в моем нет. Однако отсутствие образования в ВУЗе не мешает мне формулировать мысли и читать кучу технической документации каждый день к какой либо библиотеке (а это как правило приличное количество информации, иногда приходится залезать в сорсы/читать тесты, если документация скудна). Разумеется я мыслю с точки зрения того кто ни разу там не учился, но как по мне — это солидная трата времени. Мне кажется минимум 50% изученного материала (скорее всего больше) вообще не пригодится, не говоря о нескольких годах «обучения». Единственное о чем немного жалею так это о низких знаниях математики. Хотя стоит посмотреть лекции на ютубе и это чувство пропадает. Далеко не во всех ветках программирования нужна математика, даже в системном софте не всегда, а если нужна то кмк проще самому выучить то что нужно.
                                                                                                                                                        • 0
                                                                                                                                                          Однако отсутствие образования в ВУЗе не мешает мне формулировать мысли и читать кучу технической документации каждый день к какой либо библиотеке

                                                                                                                                                          Я и не говорил, что мешает. Читать документацию — вообще не самое сложное дело, если честно.
                                                                                                                                                          • 0
                                                                                                                                                            На самом деле вуз полезен. Я сильно жалею, что не уделял должного внимания линалу на первом курсе.

                                                                                                                                                            А из ненужных времязатратных курсов могу вспомнить, пожалуй, только урматы. Ну не надо это, ИМХО, читать в Физтехе на ФУПМе на третьем курсе вообще всем, перенесли бы только для тех групп, которые больше по физике. И теорфиз, с одной стороны, был слишком жёсток (мнение о том, что нафиг он приматам, было весьма распространено среди учащихся), с другой — я сейчас сильно жалею, что не знаю тот же квантмех или статфизику в достаточной мере, и периодически подумываю почитать что-нибудь для себя.
                                                                                                                                                          • 0
                                                                                                                                                            Почему же? Речь про самостоятельное обучение до/вместо/во время вуза.

                                                                                                                                                            Программирование — сильно до. Скромность мне не очень свойственна, так что просто скажу, что тот же C++, методологию разработки (паттерны, это всё) я знал и до поступления в вуз весьма неплохо. Достаточно, чтобы звали чистым программистом на 100к в месяц в 2008-м году без всяких вузов.

                                                                                                                                                            Вот с математикой сложнее, да. Без вуза я не факт бы что познакомился так рано со всей красотой высшей алгебры и не стал бы самостоятельно упарываться всякими теоркатами. Но это уже отдельный разговор.
                                                                                                                                                            • 0
                                                                                                                                                              Нет, речь про то, что «добрать» неполученное ранее высшее образование сложнее, чем получить его сразу.
                                                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                                                Добрать самостоятельно, я так понимаю?
                                                                                                                                                                Тогда это неочевидно, что сложность существенно сложнее.

                                                                                                                                                                Впрочем, что очевидно, и что люди постоянно почему-то забывают в таких тредах — хороший вуз — это не только образование и 5-6 лет просиживания штанов, но и, во-первых, атмосфера, во-вторых, знакомства и связи. Это как минимум не менее важно.
                                                                                                                                                                • 0
                                                                                                                                                                  Добрать самостоятельно, я так понимаю?

                                                                                                                                                                  Как угодно.

                                                                                                                                                                  Тогда это неочевидно, что сложность существенно сложнее.

                                                                                                                                                                  Я сужу по опыту, как своему, так и ближнего окружения.
                                                                                                                                                                  • 0
                                                                                                                                                                    Я вообще плохо понимаю, как можно об этом адекватно судить, потому что адекватный эксперимент-то не поставишь. Не возьмёшь двух одинаковых людей и не сравнишь результаты.
                                                                                                                                                                    • 0
                                                                                                                                                                      Ну как-как… нутряным чутьем, конечно!

                                                                                                                                                                      (а если серьезно — я, например, сравниваю, насколько мне тяжело/легко добирать навыки, которые мне не дали в ВУЗе)
                                                                                                                                                                      • 0
                                                                                                                                                                        Везёт вам, а я так не могу оценивать. Какие-то навыки мне получать очень просто, какие-то очень сложно.
                                                                                                                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Тут вопрос уже не столько в факте наличия высшего профильного образования, сколько в присутствии мозгов и заинтересованности получения сертификации, развитии и прочего…
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            Сертификация намного проще любого экзамена в ВУЗе.
                                                                                                                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь