26 октября 2015 в 00:05

Укрощение строптивых. Подключаем единый номер к нескольким мобильным

Скоро год как мы развиваем наш конвергентный мобильный B2B-проект — виртуальный офис AltegroCloud и значительная часть усилий разработчиков тратится именно на него. При этом, за время развития Клауда появилось стойкое ощущение того, что сегмент B2B хоть и привлекателен с точки зрения востребованности клиентами, но есть еще и обычные пользователи, которые тоже хотят звонить и использовать все прелести IP-телефонии в сочетании с дополнительными, хитрыми (а порой и не очень хитрыми) сервисами. Для того чтобы дать возможность нашим клиентам наслаждаться преимуществами IP-телефонии, мы придумали проект A-FON.RU и наши инженеры и технари теперь занимаются «наворачиванием» сервиса для простых пользователей. Легких путей мы не ищем и страемся решать нетривиальные задачи. Одна из них: что делать человеку, если у него не один и даже не два мобильных номера, но при этом он хочет использовать одно устройство для приема всех входящих звонков.



Предложение создать сервис, который помог бы пользователю справиться с множеством его мобильных и городских контактных номеров, появилась у одного из руководителей нашей компании: большой босс много и часто перемещается по России и Европе и вынужден постоянно менять сим-карты и уведомлять коллег и партнеров о том, что у него на некоторое время изменился номер. Туристические сим-карты почти не помогают — кривоватый входящий номер и колл-бэк для исходящих звонков напрочь отбивают всяческое желание использовать такие симки для активного общения, хочется максимально облегчить жизнь и себе и остальным. Все привыкли звонить по номеру из записной книжки в мобильнике и уж совсем хорошо, когда у каждого контакта один или максимум таких два номера. Будем отталкиваться от этого.

У нас уже был «звонильно-воипный» проект A-FON.RU и новый VAS решили делать на его основе. А-фон изначально построен для исходящих звонков и теперь нужно придумать как с использованием SIP-чудес прикрутить хитрый сервис по укрощению множества мобильных номеров к проекту недорогих интернет-звонков. За основу проекта была взята идея, что пользователь готов использовать единый номер для обработки приема всех входящих и наша задача — создать интерфейс управления гибкими переадресациями с единого номера на множество других, скрытых, номеров. Сервис решили назвать OneTel и прикрутить его к А-фону как часть конвергентной VoIP-услуги. Схематически получилось вот что:



Пользователю предоставляется единый виртуальный номер в удобном для него географическом коде, который и анонсируется как основной телефонный контакт, все остальные многочисленные мобильные или фиксированные номера прячутся за ним, как сущности для переадресации вызова по созданным заранее правилам. Пользователь тратит некоторое время на предварительную настройку нескольких сценариев переадресации, сохраняет их и при необходимости активирует. Едем на отдых в Черногорию — активируем правило «все входящие по будням переадресуем на черногорскую симку», едем на выставку в Прагу — активируем правило «входящие со среды по пятницу отправляем на чешский номер, но только до 18-00 по Москве, в неурочное время включаем голосовой ящик», возвращаемся в Россию — подключаем российский номер. Все переадресации тарифицируются как обычные звонки по тарифам интернет-телефонии, т. е. по вполне адекватным ценам. Маркетологи быстренько набросали промо-картинку, которая наглядно показывает функционал Уантела.



Концепция стала понятна и мы дали задание разработчикам «пилить» интерфейс и коммутационную часть. В интерфейсе должен быть реализован понятный пошаговый алгоритм, позволяющий абоненту пройти весь путь активации услуги от подключения единого номера для приема входящих до настройки всех правил переадресации.

Первое окно получилось вот таким:



Абоненту предлагается выбрать номер из списка, активировать его и двинуться дальше. Поскольку у нашей компании есть своя номерная емкость, то первоначальная идея была — предлагать только наши собственные виртуальные номера, но со временем стало понятно, что этого недостаточно. Абонент может придти и со своим номером, поскольку мы не в состоянии закрыть потребности пользователей всех регионов Великой и Могучей. Добавили возможность подключить сторонний виртуальный номер как внешний транк на нашем коммутаторе, т. е. просто зарегистрировать сип-учетку, полученную от любого провайдера. Нам не жалко, заработаем на переадресации.



После подключения единого номера можно приступать к созданию правил переадресации. Тут пришлось попотеть, выбирая какие-же возможности будут востребованы больше всего. Долго совещались и решили, что разрешим добавлять в каждое правило до пяти сотовых или городских номеров (больше вряд ли кто-то станет подключать), дадим возможность выбирать любой временной интервал переадресации с точностью до минуты и предложим выбрать способ завершения вызова по таймауту: либо просто выдаем «Занято», либо отправляем на голосовой ящик. Таймаут определили в 10 секунд. Понятно, что можно выбрать и сценарий обзвона номеров — либо звонят все номера, указанные в правиле, либо происходит поочередный обзвон по списку.



Созданные правила сохраняем и предлагаем в любой момент подключить или отключить нужное, а при необходимости и выстроить последовательность: правила могут включаться по очереди или передавать управление от одного к другому.

Говоря простым языком, абонент добавил все свои многочисленные черногорско-чешско-российские мобильные номера, настроил переадресации с несколькими условиями с единого номера на много-много сотовых, сохранил правила и при необходимости активирует каждое из них. Нарисовали интерфейс, в котором наглядно видны все правила с временной шкалой и красивыми картинками.



Чего еще может потребоваться горячо любимому абоненту? Уж коль даем возможность использовать SIP-навороты, то позволим использовать их максимально. Сип-телефония — это не только дешевые звонки, это еще возможность записывать все разговоры и потом прослушивать их. Почему бы нет: сделали опцию записи разговоров, уверны — для кого-то это будет полезно. Запись сохраняется в MP3 и отправляется на email. В любой момент опцию можно отключить за ненадобностью.



Кто-то из инженеров говорил, что его часто достают по ненужным поводам — звонят вечерами и предлагают купить пылесосы. Тут ничего изобретать не нужно, все уже придумано за нас. Делаем черные списки. Абонент вправе охранять свое личное пространство от нежелательных вторжений. Добавляем «Черные списки». Функция точно не подкупает своей новизной, но в сочетании с единым номером избавляет от необходимости настраивать черный список на каждом из телефонов по отдельности.



Текущий интерфейс уже работает и им можно пользоваться, подтверждено лучшими сотрудниками компании. Регистрируемся на сайте проекта A-FON.RU и в личном кабинете видим новый VAS OneTel. В борьбе за функционал несколько пострадала интерфейсная часть и уже сейчас понятно, что кнопки нужно красить поярче, а надписи надо делать побольше и вообще кнопок и чекбоксов получилось слишком много, нужно упрощать. Следующая версия интерфейса уже активно отрисовывается в мокапах и мы скоро обновимся. Пока же можно воспользоваться текущей реализацией. Денег за создание и подключение правил не просим, над тарифами еще раздумываем и собираем респонсы. В личном кабинете Уантела честно написали, что работаем в режиме бета-тестирования и предлагаем «Попробовать», а не «Купить».

Надеемся, что идея «поедет», и мы, на основе собранной статистики и аналитики, придем к действительно востребованному функционалу. Идея не кажется неправильной, осталось эту гипотезу подтвердить. Будем докладывать о дальнейших движениях, усилиях и результатах в нашем блоге на Хабре.
Андрей @duran242
карма
6,0
рейтинг 0,0
Руководитель облачных проектов
Самое читаемое Разработка

Комментарии (15)

  • +1
    Звучит интересно, но у меня, например, есть серьезный скепсис по поводу востребованности этого сервиса. Он, мне кажется, запоздал лет на семь-восемь. Сейчас подавляющее большинство ваших потенциальных клиентов уже стали активными пользователями Скайпа и Вайбера.
    • 0
      Коллега, спасибо за отзыв. Скепсис оправдан, но у нас есть VoIP сим-карты для РФ (прямой стык GSM-VoIP) и аналогичные вайт-лейбл роуминговые симки. Т.е. через какое-то время мы сможем отправлять вызов напрямую на сим без переадресации и в довершение процедуры сможем предложить использовать наш единый номер как буферный для сбора переадресованных вызовов, например, с мобильников. Одним словом, понимание того куда двигаться есть.
  • 0
    А если мне нужен прямой номер не в дефолт-сити?
    • 0
      Можно придти со своим региональным виртуальным номером, если он есть.
  • 0
    Здравствуйте! Есть 4 sim-карты, у каждой из них разный приоритет (снять трубку всегда/снимать только в свободное время/отвечать в рабочее время и пр) — нужна система, которая позволит в веб-морде управлять приоритетами и переадресациями, что б в итоге носить с собой одну сим-карту. Может ваш продукт этот вопрос решить?
    • 0
      Доброго вс! Пожалуйста, поясните — что нужно сделать с 4-мя симками: настроить с них переадресацию на единый номер и рулить правилами в нашем интерфейсе (в интерфейсе укажем, что все вызовы уходят на одну единственную сим) или же с единого номера отправлять вызовы на группу сим-карт (4 штуки) по заранее созданным правилам?
      • 0
        Задача такая: как перестать таскать с собой четыре ТА и начать обходиться одним? Например сделав безусловную перееадресацию на 4 sip-аккаунта с тем, что б вызов от каждого из них шел на оставшийся мобильный номер в соответствии с прописанными правилами. Да еще нужно, чтоб Caller ID передавал не только номер звонящего, но как-то отображал еще и номер, с которого идет переадресация (например добавляя порядковый номер сим-карты в конце в скобках)
        • 0
          Коллега, мы можем реализовать ваш сценарий, но не базе платформы, описанной в этом хабе. Потребуется настроить под вас специальный сценарий на нашем коммутаторе. Проблема в том, чтобы научиться ловить так называемые DivHeader — номер, с которого приходит переадресация. («но как-то отображал еще и номер, с которого идет переадресация»). Готовы обсудить способы реализации публично, чтобы не переводить общение в личку. Информация будет полезна всем.
  • 0
    Ох, не рекомендую. Сырой еще сервис. В смысле, пока не работает.
    В общем, пару дней назад зашел, зарегистрировался, пополнил баланс, выбрал номер, настроил переадресацию, заказал сим-карту, получил письмо, что в течение одного дня со мной свяжутся, все уточнят и наступит счастье.
    В общем, позвонил сегодня узнать, когда заработает номер и когда появится сим-карта. Мне вежливо ответили, что пока сервис не налажен. Вот и всё.
    Номер жаль)
    • 0
      Спасибо за отзыв. Да, сервис еще в стадии бета. Гарантированно работает только исходящая связь. Если вам понравился номер — дайте знать, мы его за вами сохраним и поручим инженерам запустить ваш аккаунт в боевом режиме. Включим только тарифкацию исходящей связи, остальное — бонус )
      • +1
        Уже пообщался с Олегом, связь работает. Завтра приедем симку забирать. Будем тестить в боевом режиме ) Но про бонус — приятно )
        • 0
          Отлично! Пожалуйста, киньте мне в личку ваш email, чтобы я проследил за процессом. После публикации пришло очень много заявок и я боюсь вас не разыскать. Спасибо за сотрудничество!
          • 0
            Отправил. И заодно еще одно письмо в саппорт. У меня опять загвоздка)
  • 0
    А как происходит тарификация звонков: учитывается ли переадресация с входящего номера как исходящий звонок с него на определенные правилами номера?
    • 0
      Да, именно так и происходит — при переадресации мы считаем, что вы совершаете вызов по заданному направлению по нашим обычным тарифам. Тарификация посекундная.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.