Локализатор аппаратного и программного обеспечения
0,0
рейтинг
5 ноября 2015 в 10:51

Разработка → [Перевод] Работа с файлами в языке программирования D из песочницы

Это перевод статьи Гэри Уиллоуби (Gary Willoughby) «Working with files in the D programming language», опубликованной 28 сентября 2015 года.

На этот пост меня вдохновила статья, написанная несколько недель назад и озаглавленная Работа с файлами в Go (статья на английском языке — прим. перев.). В этой статье автор описывает множество способов взаимодействия с файлами, подробно останавливаясь на особенностях языка Go. И я подумал написать сопутствующий пост, на этот раз описав, как работать с файлами в языке D.

Взаимодействие с файлами — одна из фундаментальных задач любого языка программирования, и хотя решение таких задач — явление обычное, может быть не всегда очевидно, как именно решаются некоторые проблемы на языке D. Надеюсь, эта статья покажет простоту и мощь языка D при работе с файлами.

В некоторых из приведённых ниже примеров кода используется так называемый единый синтаксис вызова функций (Uniform Function Call Syntax, UFCS). Пусть он вас не смущает: простое его объяснение можно найти здесь (пока тоже англ. — прим. перев.).

Чтение и запись


Открываем и закрываем файлы


Нижеследующий код показывает, как открывать и закрывать файлы безопасным способом. Вообще говоря, D предоставляет тонкие обёртки вокруг функций стандартной библиотеки языка C, однако работа с дескрипторами файлов небезопасна и приводит к ошибкам по многим причинам. Тип File предоставляет безопасную работу, автоматическое закрытие файлов и другие удобные возможности. Лежащий в основе дескриптор хранится с подсчётом ссылок, таким образом, когда последняя переменная типа File выходит за область использования, дескриптор автоматически закрывается.

import core.stdc.errno;
import std.exception;
import std.stdio;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		// Второй параметр File — это режим доступа к файлу, он идентичен
		// режиму из функции fopen стандартной библиотеки C.
		//
		// r — открыть файл на чтение. Файл должен существовать.
		// w — создать пустой файл для записи. Если файл с таким же
		// именем уже существует, его содержимое будет удалено, и
		// файл считается пустым.
		// a — открыть файл на запись в конце файла. Операции вывода
		// всегда записывают данные в конец файла, увеличивая его объём.
		// Операции переразмещения данных игнорируются.
		// Если файл не существует, он создаётся.
		// r+ — открыть файл на обновление (чтение и запись).
		// Файл должен существовать.
		// w+ — создать пустой файл и открыть его на обновление (на чтение
		// и запись). Если файл с таким именем уже существует,
		//    его содержимое удаляется, и файл считается пустым.
		// a+ — открыть файл на обновление (чтение и запись), причём все
		// операции вывода записывают данные в конец файла.
		// Операции переразмещения влияют на следующие операции чтения,
		// однако операции записи перемещают позицию в конец файла.
		// Если файл не существует, он создаётся.

		auto file = File("test.txt", "r");

		// Файл закрывается автоматически, но можно его закрыть вручную,
		// если нужно.
		file.close();
		// прим. перев.: Если кто-то параноик вроде меня и таки сомневается, что файл
		// закрывается при выходе из программы, можно использовать приблизительный аналог
		// Go'шного defer:
		// scope(exit) file.close();
	}
	catch (ErrnoException ex)
	{
		switch(ex.errno)
		{
			case EPERM:
			case EACCES:
				// Доступ запрещён
				break;

			case ENOENT:
				// Файл не существует
				break;

			default:
				// Обрабатываем другие ошибки
				break;

		}
	}
}

Если брошено исключение, то возникла ошибка с доступом к файлу, и чтобы выяснить, что пошло не так, можно обратиться к свойству errno этого исключения.

Поскольку тип File — это обёртка вокруг функции языка C, возвращённый код ошибки будет равен одной из констант, определённых в core.stdc.errno. Это основной способ доступа к файлам и обработки возникающих ошибок. Расширенную информацию можно собрать с помощью функции std.file.getAttributes, которая возвращает беззнаковое целое число. Это число содержит несколько битовых флагов которые устанавливаются по-разному в зависимости от операционной системы. Более подробную информацию об этих флагах можно найти здесь (англ. — прим. перев.).

Документация.

Ищем позицию в файле


Иногда перед тем, как начать чтение или запись, бывает нужно перейти на конкретную позицию в файле. Следующий пример показывает, как изменить позицию с различных начальных точек.

import std.exception;
import std.stdio;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto file = File("test.txt", "r");

		// Переходим на 10 байт от начала файла.
		file.seek(10, SEEK_SET);

		// Переходим на 2 байта назад от текущей позиции.
		file.seek(-2, SEEK_CUR);

		// Переходим на 4 байта назад от конца файла.
		file.seek(-4, SEEK_END);

		// Получить текущую позицию смещения.
		auto pos = file.tell();

		// Переходим назад к началу файла.
		file.rewind();
	}
	catch (ErrnoException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Документация.

Записываем байты в файл


Этот пример показывает, как записать байты в файл.

import std.exception;
import std.stdio;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		byte[] data = [0x68, 0x65, 0x6c, 0x6c, 0x6f];

		auto file = File("test.txt", "w");

		file.rawWrite(data);
	}
	catch (ErrnoException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Документация.

Быстрая запись в файл


Иногда бывает здорово просто сделать дамп буфера данных в файл и оставить на попечение библиотеки открытие и закрытие файла. Следующий пример показывает, как это делается.

import std.file;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		write("test.txt", [0x68, 0x65, 0x6c, 0x6c, 0x6f]);
	}
	catch (FileException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Это запись массива байтов в файл, но здесь так же легко могла быть и строка.

Документация.

Записываем строки в файл


При работе с файлами всегда бывает много записи и чтения строк из файла. Ниже показаны различные способы записи строки в файл.

import std.exception;
import std.stdio;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto file = File("test.txt", "w");

		// Записываем строку.
		file.write("1: Lorem ipsum\n");

		// Записываем строку, за которой следует символ перевода строки.
		file.writeln("2: Lorem ipsum");

		// Записываем форматированную строку.
		file.writef("3: %s", "Lorem ipsum\n");

		// Записываем форматированную строку, за которой следует символ перевода строки.
		file.writefln("4: %s", "Lorem ipsum");
	}
	catch (ErrnoException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Эти способы могут быть более удобны в зависимости от различных сценариев работы.

Документация.

Использование буфера ввода-вывода перед записью в файл


В качестве техники оптимизации иногда бывает необходимо перед записью в файл записать данные в буфер в оперативной памяти, чтобы сэкономить на вводе-выводе на диск. Следующий пример показывает один из многих способов создания и записи такого буфера.

import std.file;
import std.outbuffer;

void main(string[] args)
{
	auto buffer  = new OutBuffer();
	ubyte[] data = [0x68, 0x65, 0x6c, 0x6c, 0x6f];

	buffer.write(data);
	buffer.write(' ');
	buffer.write("world");

	try
	{
		write("test.txt", buffer.toBytes());
	}
	catch (FileException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Использование буфера таким способом позволяет очень быстро записывать данные в память до записи на диск. Это экономит время на отсутствии маленьких этапов записи на диск и снижает износ самого диска.

Документация.

Читаем байты из файла


Следующий пример показывает, как читать байты из файла.

import std.exception;
import std.stdio;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		byte[] buffer;
		buffer.length = 1024;

		auto file = File("test.txt", "r");

		auto data = file.rawRead(buffer);
	}
	catch (ErrnoException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

При чтении байтов таким способом вы должны предоставить буфер, который будет принимать считываемые данные. В этом примере для такого буфера используется динамический массив и выделяется 1024 байта перед чтением. Метод rawRead заполняет буфер и возвращает срез этого буфера. Длина буфера — это максимальное число байтов, которые будут прочитаны.

Документация

Быстрое чтение из файла


Иногда бывает здорово просто прочитать данные из файла и оставить на попечение библиотеки открытие и закрытие файла. Ниже показано, как это сделать.

import std.file;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto data = cast(byte[]) read("test.txt");
	}
	catch (FileException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

В результате возвращается массив типа void. Его можно привести к какому-нибудь более полезному типу. В этом примере он был приведён к типу «массив байтов».

Документация.

Читаем n байт из файла


В этом примере снова используется функция read, но на сей раз со вторым параметром, задающим максимальное число байтов для чтения. Если файл меньше заданного лимита, будут возвращены только данные из файла.

import std.file;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto data = cast(byte[]) read("test.txt", 5);
	}
	catch (FileException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Как и в предыдущих случаях, результат можно преобразовать и в другие типы массивов.

Документация.

Чтение файла порциями


В следующем примере файл читается порциями по 1024 байта.

import std.exception;
import std.stdio;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto file = File("test.txt", "r");

		foreach (buffer; file.byChunk(1024))
		{
			// Используем переменную buffer
		}
	}
	catch (ErrnoException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Метод byChunk возвращает входной диапазон байтов, который считывает из дескриптора файла за один раз только определённую порцию. В данном случае каждый вызов вернёт максимум 1024 байта. При каждом вызове буфер используется снова, поэтому если нужно сохранить данные между вызовами, необходимо их копировать.

Документация.

Читаем строки из файла


Эти примеры показывают, как читать строки из файла.

import std.exception;
import std.stdio;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto file = File("test.txt", "r");
		string line;

		while ((line = file.readln()) !is null)
		{
			// Используем переменную line
		}
	}
	catch (ErrnoException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Хотя вышеприведённый пример удобен для чтения строк из файла, у него есть один недостаток: функция readln выделяет новый буфер для чтения каждой строки.

Из-за этого ввиду возможной проблемы производительности существует перегруженный метод, принимающий буфер в качестве параметра:

import std.exception;
import std.stdio;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto file = File("test.txt", "r");
		char[] buffer;

		while (file.readln(buffer))
		{
			// Используем переменную buffer
		}
	}
	catch (ErrnoException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Затем этот буфер можно использовать снова для каждой считываемой строки (что увеличивает производительность). Недостаток этого способа состоит в том, что если вам нужно сохранять данные между вызовами, их придётся копировать. D позволяет вам решать, что лучше.

Документация.

Читаем файл как диапазон строк


Чтение файла как диапазона позволяет вам использовать множество типовых алгоритмов, определённых в библиотеке Phobos. В примере ниже показано, как это делается.

import std.exception;
import std.stdio;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto file = File("test.txt", "r");

		foreach (line; file.byLine)
		{
			// Используем переменную line
		}
	}
	catch (ErrnoException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Метод byLine возвращает входной диапазон, который считывает из дескриптора файла одну строку за раз. При каждом вызове буфер используется снова, поэтому если вам нужно сохранять данные между вызовами, вы должны их копировать. Впрочем, существует удобный метод byLineCopy, который делает это автоматически.

Документация.

Быстрое чтение целого файла как одна строка


Ниже показано, как прочитать файл целиком в одну переменную типа «строка».

import std.file;
import std.utf;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		// Чтение и валидация UTF8-файла.
		auto utf8Data  = readText("test.txt");

		// Чтение и валидация UTF16-файла.
		auto utf16Data = readText!(wstring)("test.txt");

		// Чтение и валидация utf32-файла..
		auto utf32Data = readText!(dstring)("test.txt");
	}
	catch (UTFException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки валидации
	}
	catch (FileException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Этот код читает и проверяет текстовый файл. Конвертация кодировок (ширины символов) не производится. Если ширина символов в файле не соответствует указанному строковому типу, валидация завершится ошибкой.

Документация.

Базовые операции


Создание пустого файла


Нижеприведённый код создаёт пустой файл (если он уже не существует) при инициализации структуры типа File. Если файл с таким именем уже существует, его содержимое удаляется, и файл считается пустым.

import std.exception;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		File("test.txt", "w");
	}
	catch (ErrnoException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Документация.

Проверка на существование файла


Этот код просто проверяет, существует ли файл.

import std.file;

void main(string[] args)
{
	if (exists("test.txt"))
	{
		// Используем файл
	}
}

Документация.

Переименование и перемещение файла


Этот код переименовывает и/или перемещает файл. Если целевой файл существует, он будет перезаписан.

import std.file;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		rename("source.txt", "destination.txt");
	}
	catch (FileException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Документация.

Копирование файла


Этот код копирует файл. Если целевой файл существует, он будет перезаписан.

import std.file;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		copy("source.txt", "destination.txt");
	}
	catch (FileException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Документация.

Удаление файла


Этот код просто удаляет файл.

import std.file;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		remove("test.txt");
	}
	catch (FileException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Документация.

Получение информации о файле


Этот код получает информацию о файле подобно тому, как вы бы сделали это командой stat (англ.: сорри, в Википедии пока нет русскоязычной статьи — прим. перев.) в POSIX-совместимой операционной системе. Ниже показано получение только кроссплатформенной информации. Другая информация доступна в зависимости от операционной системы, её можно получить декодированием свойства attributes.

import std.file;
import std.stdio : writefln;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto file = DirEntry("test.txt");

		writefln("Имя файла: %s", file.name);
		writefln("Является каталогом: %s", file.isDir);
		writefln("Является файлом: %s", file.isFile);
		writefln("Является символической ссылкой: %s", file.isSymlink);
		writefln("Размер в байтах: %s", file.size);
		writefln("Время последнего доступа: %s", file.timeLastAccessed);
		writefln("Время последнего изменения: %s", file.timeLastModified);
		writefln("Атрибуты: %b", file.attributes);
	}
	catch (FileException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Документация.

Усечение существующего файла


Этот код усекает существующий файл до 100 байт. Если исходный файл меньше, усечения не происходит.

import std.file;

void main(string[] args)
{
	auto file = "test.txt";
	auto size = 100;

	try
	{
		if (file.exists() && file.isFile())
		{
			write(file, read(file, size));
		}
	}
	catch (FileException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Документация.

Архивирование


Создание zip-архива


Основываясь на следующих примерах, этот код показывает, как создать zip-архив.

import std.file;
import std.outbuffer;
import std.string;
import std.zip;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto file = new ArchiveMember();
		file.name = "test.txt";

		auto data = new OutBuffer();
		data.write("Lorem ipsum");
		file.expandedData = data.toBytes();

		auto zip = new ZipArchive();
		zip.addMember(file);

		write("test.zip", zip.build());
	}
	catch (ZipException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Документация.

Чтение zip-архива


В следующем примере показано, как прочитать zip-архив.

import std.file;
import std.zip;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto zip = new ZipArchive(read("test.zip"));

		foreach (filename, member; zip.directory)
		{
			auto data = zip.expand(member);

			// Используем переменную data
		}
	}
	catch (ZipException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Документация.

Сжатие данных


Запись сжатых данных в файл


В следующем примере показано, как сжимать данные перед отправкой их в файл.

import std.file;
import std.zlib;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto data = compress("Lorem ipsum dolor sit amet");

		write("test.dat", data);
	}
	catch (ZlibException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

В предыдущем примере сжимается строка, однако сжать можно любые данные. Модуль std.zlib использует библиотеку Zlib языка C.

Документация.

Чтение сжатых данных из файла


Ниже показано, как читать сжатые данные из файла.

import std.file;
import std.zlib;

void main(string[] args)
{
	try
	{
		auto data = uncompress(read("test.dat"));

		// Используем несжатые данные
	}
	catch (ZlibException ex)
	{
		// Обрабатываем ошибки
	}
}

Документация.

POSIX-операции


Изменение прав доступа к файлу


Этот код изменяет права доступа к файлам в POSIX-совместимых операционных системах, таких, как Linux или Mac OS. В библиотеке Phobos для этой задачи нет кроссплатформенного решения, поэтому мы можем использовать только системные вызовы, специфичные для POSIX.

import core.stdc.errno;
import core.sys.posix.sys.stat;
import std.conv;
import std.string;

void main(string[] args)
{
	auto file   = "test.txt";
	auto result = chmod(file.toStringz(), octal!(666));

	if (result != 0)
	{
		switch(errno)
		{
			case EPERM:
			case EACCES:
				// Доступ запрещён
				break;

			case ENOENT:
				// Файл не существует
				break;

			default:
				// Обрабатываем остальные ошибки
				break;
		}
	}
}

Системный вызов chmod работает абсолютно идентично команде chmod из командной оболочки Unix. Указывается имя файла и его новые права доступа (выраженные в виде восьмеричного числа). Чтобы изменять файл таким образом, вам нужны права доступа на саму эту операцию. Для этого вам нужно быть владельцем файла или суперпользователем.

Документация.

Изменение владельца файла


Этот код изменяет владельца файла в POSIX-совместимых системах. Когда вы становитесь владельцем, можно изменять права доступа файла, не будучи суперпользователем.

import core.stdc.errno;
import core.sys.posix.pwd;
import core.sys.posix.unistd;
import std.string;

void main(string[] args)
{
	auto username = "gary";
	auto file     = "test.txt";
	auto record   = getpwnam(username.toStringz());

	if (record !is null)
	{
		auto user   = record.pw_uid;
		auto group  = record.pw_gid;
		auto result = chown(file.toStringz(), user, group);

		if (result != 0)
		{
			switch(errno)
			{
				case EPERM:
					// Доступ запрещён
					break;

				default:
					// Обрабатываем остальные ошибки
					break;
			}
		}
	}
}

Системный вызов chown работает абсолютно аналогично команде chown оболочки Unix. Указывается имя файла и его новый владелец и группа. Чтобы изменять владельца файла, ваша программа должна обладать правами суперпользователя.

Документация.

Создание жёстких и символических ссылок


Иногда в POSIX-совместимых системах бывает нужно создать жёсткую или символическую ссылку. В следующем примере показано, как создать жёсткую ссылку.

import core.stdc.errno;
import core.sys.posix.unistd;
import std.string;

void main(string[] args)
{
	auto file   = "test.txt";
	auto linked = "link.txt";
	auto result = link(file.toStringz(), linked.toStringz());

	if (result != 0)
	{
		switch(errno)
		{
			case EPERM:
			case EACCES:
				// Доступ запрещён
				break;

			case EEXIST:
				// Ссылка с таким именем уже существует
				break;

			case ENOENT:
				// Файл не существует

			default:
				// Обрабатываем остальные ошибки
				break;
		}
	}
}

Чтобы создать символическую ссылку, замените строку
auto result = link(file.toStringz(), linked.toStringz());
строкой
auto result = symlink(file.toStringz(), linked.toStringz());

Заключение


Редко существует один канонический способ работы с файлами, и разработчикам нравится выполнять различные файловые задачи собственным, особым образом. Надеюсь, эта статья показала мощь и удобство языка D и позволила выделить удобные функции стандартной библиотеки для работы с файлами.
Andre Polykanine @menelion_elensule
карма
5,0
рейтинг 0,0
Локализатор аппаратного и программного обеспечения
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (11)

  • –10
    Все бы тоже самое Было бы показано для Sql базы! и как через Орм данные пишутся в БД! Тогда бы уж точно статья была бы полезна, Запись в Субд используют 80 процентов бакендщиков, запись в файл куда меньше! Вокруг языка С\С++ развилась более обширная инфраструктура(комунити), Языку ДИ и ГОУ иногда снятся кошмары о СИ++ )))
  • 0
    К слову, тут на днях вышла книга Programming in D, может кто ещё не слышал. По ссылке можно скачать или заплатить, сколько захочется. Структура интересная — очень маленькие главы, описывающие одну концепцию за другой, плюс задания.
    • 0
      Совершенно верно, спасибо. Эта книга Али Чехрели вообще-то давно была в онлайне, просто Али сейчас занялся её активным пиаром (выпустил две бумажные версии, а теперь ещё и электронную с возможностью покупки).
      Я, кстати, планирую переводить её на русский.
      • 0
        Книга замечательная, очень легко читается и всё объясняется в доступной форме. И большой плюс — используется достаточно простой английский, так что её можно читать даже с низким уровнем владения английским.
        P.S. Спасибо за перевод статьи.
  • +1
    D — отличный язык. Если честно, мне он нравится намного больше некоторых его современных распиаренных конкурентов, про которых статей на Хабре в десятки раз больше.
    • 0
      Вот и мне тоже) У него классный синтаксис, очень понятный и выразительный. Правда, к сожалению, маловато на нём пока есть библиотек (нет нормального и доступного GUI-Фреймворка, хорошей i18n-библиотеки, библиотеки работы с аудио…). Но это вопрос времени, я уверен.
      • 0
        В последнее время вообще много чего интересного в D происходит. Лично меня, например, очень радуют успехи по выходу на iOS/Android.
        • 0
          Вот про Android лично я как раз ничего не нашёл :(. Про IOs да, в последней версии DMD есть поддержка байндингов из Objective-C.
          • 0
            Несколько дней назад была даже тема на официальном форуме, с просьбой проверить apk на Android-устройствах:
            I'm happy to announce test runners for Android ARM, which will run most tests from druntime and phobos on your Android device
            • 0
              А вот, собственно, и подоспела альфа-версия кросс-компилятора для Android/ARM.
  • 0
    GUI судя по всему скоро появится. Судя по почтовому листу скоро в Phobos будет включена прослойка отвечающая за создание контента и окон. Работу ведет rikki cattermole.
    Пока можно использовать http://www.dsfml.com/
    Или https://github.com/filcuc/DOtherSide

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.