28 декабря 2015 в 08:50

Как «одушевить» продукт? Леттеринг



Смотря фильмы про будущее мы очень часто видим такую картину: одинаковые, словно клонированные, люди в одинаковой одежде. Их окружают одинаковые автомобили и дома на одинаковых улицах. Люди трудятся на благо огромных корпораций, осуществляя монотонные телодвижения перед компьютерами или перекладывая бумажки с места на место. Все вокруг бездушное и унылое, преобладают голубые, серые и белые оттенки с небольшими вставками ярких цветов для ключевых героев фильма. Наверняка это сделано для придания большей ироничности сюжету фильма. И, конечно, я отдаю себе отчет в том, что это утопия и в обозримом будущем такого не случится. Но одно я знаю точно. Я и подавляющее большинство людей никогда бы не захотели жить в таком мире.

Но некоторые отголоски такой картины можно наблюдать и сегодня. При решении многих задач мы используем шаблоны: фреймворки, конструкторы, шаблонные сайты, интерфейсы, логотипы, предметы быта и прочее. Все направлено на удешевление производства и быстрый выход на рынок. Выгода с экономической точки зрения, конечно, очевидна. Но со стороны потребителя становится скучно и однообразно.

Существует много способов «одушевить» продукт: придумать зверюшку-символ, использовать образы людей, фотографии, иллюстрации. Я расскажу вам о леттеринге. Осторожно — много картинок!


В первую очередь, нужно различать 3 понятия.

Шрифт — набор из символов, которые могут использоваться в любом порядке и служат для написания слов, предложений и текстов большого объема.

Леттеринг — уникальное рисование слова или словосочетания, изредка целых фраз, которое составляет единую композицию и предназначенное для конкретной ситуации.

Каллиграфия (с греческого «красивый почерк») это тоже ручная надпись, но, в отличие от леттеринга, все буквы должны придерживаться единого стиля и образовывать читабельный блок текста. Каллиграфией можно писать большие тексты, например грамоты или письма.



И леттеринг и каллиграфия создаются долгим и кропотливым трудом мастера. Но только леттеринг основан на вырисовывании букв и поиске уникального неповторимого сочетания символов, в то время как каллиграфия — это огромное количество повторений одних и тех же букв с целью написания текста в едином стиле.

Немного истории


Сначала были наскальные рисунки, в Древнем Египте были различные символы, потом появились буквы и цифры — человечество научилось писать. Ручное письмо было повсюду: личные письма, книги, приказы и законы. Все писалось с помощью перьев: так зародилась каллиграфия. С появлением печатных машин и, вслед за ними, компьютеров начали появляться шрифты. Это очень способствовало повышению уровня образования. Книги стали более доступны, даже простые крестьяне и рабочие, со временем, научились читать и писать. Тем временем, леттеринг с появлением письменности развивался постоянно. Нужно было как-то оформлять вывески, афиши, этикетки, обложки.



Вконтакте есть пабик "Советский леттеринг". Там много примеров чудесных работ былой эпохи.

Приятная тенденция


Я считаю, что сегодня, если и не пик, то рост использования леттеринга точно. Сегодня многие компании стараются сделать свои бренды «живыми». Появляются не магазины и бутики, а лавки: творческие, мясные, булочные, швейные и прочие. Это, в некоторой степени, возврат к прошлому. Оформляются логотипы таких заведений именно леттерингом. Внутри очень часто можно встретить меловые стены с меню или просто с изображением продукции. Потому что, это создает атмосферу тепла и уюта. И мне это нравится.



Ровно год назад в новогодние дни на первом канале транслировались крутые вставки созданные с помощью доски и мела.



Процесс создания можно посмотреть на сайте Игоря Мустаева. Очень интересно.



Мировые СМИ и такие печатные издания как Time, Esquire, Vogue, Forbes по полной используют этот инструмент.



Огромное количество логотипов создано с помощью леттеринга. Конечно, Вы можете сказать, что их намного меньше чем классических логотипов, набранных каким-нибудь шрифтом. И вы будете абсолютно правы. Многие хотят выглядеть серьезно и в некоторых случаях это даже необходимо. Но очень многому количеству компаний был бы к месту именно «ручной» логотип.

И не подумайте, что я призываю все бросить и везде подряд использовать рисованные буквы. Я просто прошу обратить на это внимание, как на прием воздействия на потребителя. Но если, все-таки леттеринг вам интересен, листайте дальше.

Кто поможет с леттерингом?


Некоторое время назад, заинтересовавшись леттерингом, мне потребовалось место, где бы я мог складировать все найденное интересное. Я кидал все в этот паблик.

Мне попадалось много “забугорных” мастеров, но я решил сконцентрироваться на русскоязычных каллиграфах, леттерерах, дизайнерах и иллюстраторах. Находятся они, в большинстве своем, в России и на постсоветском пространстве. Попадались люди разной квалификации. Ниже я приведу список всех 226 человек. Но в первую очередь 30 тех, кто на мой взгляд круче.

Очевидно, кто-то мог не попасться мне на глаза, если есть дополнения, смело пишите в комментах.

1. Александр Стэн


2. Андрей Мартынов


3. Андрей Хобб


4. Виктор Пушкарёв


5. Виктор Севрюков


6. Виктория и Виталина Лопухины


7. Владимир Егошин


8. Гоша Бондарев


9. Даша Левчук


10. Дмитрий Ткачёв


11. Евгения Пестова


12. Иван TAKNADO Fans


13. Игорь Ветошкин


14. Игорь Мустаев


15. Катерина Рахманова


16. Кирилл Плотников


17. Макс Брис


18. Мария Скопина


19. Михаил Левченко


20. Миша Новожилов


21. Назим Исмагилов


22. Никита Райзвих


23. Ольга Васик


24. Родион Илюхин


25. Сергей Шапиро


26. Стас Курап


27. Эрик Мусин


28. Юлия Тасито


29. Evgeny Tkhorzhevsky


30. Kirill Richert Mihailovich


Есть еще один мастер, которого я сначала вообще не хотел включать в этот список, но потом решил упомянуть. Потому, что его работы, как правило, носят декоративный характер, и не имеют практического применения. Его работы — это искусство, смотря на которые можно только получать эстетическое удовольствие. Речь идет о Покрасе Лампасе.

Остальные 196 человек можно посмотреть в записи блога. Поленился копировать такое огромное количество ссылок.

Ниже можете проголосовать за любых понравившихся Вам леттереров. Спасибо за внимание. Удачных новогодних выходных.
Чьи работы понравились больше всего?

Проголосовало 49 человек. Воздержалось 58 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Александр Кочеванов @aimh
карма
18,0
рейтинг –3,2
Дизайнер
Похожие публикации
Самое читаемое Дизайн

Комментарии (5)

  • +1
    От себя добавлю www.behance.net/Dalibass
  • 0
    Замечательный материал. А что есть для тех, кто решил освоить это направление, но не имеет нужного навыка? Куда направить стопы и руки для освоения направления (если не на профессиональном уровне, так на любительском — для души и глаз)?
  • +1
    Определения леттеринга и каллиграфии даны не совсем верные. Принципиальное отличие между ними состоит не в объеме текста, и не в его читаемости.
    Каллиграфия — это то, что пишется «естественными штрихами» физического пишущего инструмента (перья различных видов) или цифровой имитации такого инструмента. Вот как провел инструментом по бумаге, такой штрих и есть.
    Леттеринг — это когда автор работает с контуром букв свободно, будь то кривые безье на экране или мелок на доске. Грубо говоря, это когда буква рисуется, а не пишется.
    Например, работы Покраса Лампаса это каллиграфия, хотя внешне выглядит скорее как декор, а не читабельный блок текста.

    • 0
      Это тоже верно. Противоречий в наших формулировках я не вижу, просто взгляд с разных сторон.
      Инструменты могут быть самые разные как в леттеринге, так и в каллиграфии (тот же самый опыт Покраса это показывает: швабры, огнетушители и прочее). Но соглашусь перья — это классический инструмент для каллиграфии.
      Но в тоже время работы Покраса я не могу назвать ни каллиграфией, ни даже леттерингом. Его стиль — ответвление от классического понятия этого слова. Именно поэтому он называет свои работы «Каллиграфитуризм» и именно поэтому я его упомянул отдельно.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.