Пользователь
0,0
рейтинг
31 декабря 2015 в 02:00

Дизайн → Бюджетная самодельная ПТС «НА КОЛЕНКАХ» (Передвижная тв-станция). Часть 2: расположение камер и работа команды tutorial

image

Часть вторая.


<<<перейти к первой части

Предисловие 1:
Напомним, что здесь мы делимся исключительно ЛИЧНЫМ опытом, на конкретном примере.
Данное решение не может дать вам коммерческого результата. Для этого воспользуйтесь профессиональной ПТС. Однако же, когда нет бюджета, и ваше событие вот-вот уйдёт бесследно, не оставив ничего, кроме воспоминаний — всё же лучше воспользоваться такой самодельной ПТС «из того, что было», чем остаться вообще без памятного видео.

Предисловие 2:
Как всегда, в тексте присутствует «ВИДЕОВЕРСИЯ». В которой, мы постарались максимально наглядно всё визуализировать. Надеемся, если возникнут сложности при прочтении, — видеоверсия поможет расставить всё на свои места. Итак, поехали!


ВИДЕОВЕРСИЯ:


Как мы выяснили в первой части — у нас 6 камер. Две — управляемые операторами DV-камеры, и четыре статичных веб-камеры.

Две DV камеры используются, как «Первая» и «Вторая».
Первая, или главная, — располагается в центре зала. Глубина выбирается в зависимости от оптики, и размера сцены… в нашем случае это где-то четвертый-пятый ряд. Чуть-чуть правее центра.
Первая камера у нас снимает только главного вокалиста, или спикера, или ведущего, чтобы режиссер ПТС всегда мог показать главного в любой момент. Причем, снимаем — крупным, супер-крупным, или средним планом (см видео). Никаких общих планов (это задача другой камеры), панорам и прочей лабуды. Идеальная, сосредоточенная работа над самым важным и главным кадром в ПТС.… Это в идеале. Иногда же, при условии, что команда может работать достаточно слажено, допускается дополнительный кадр для первой камеры. Например, ближайшая пара бэквокалистов, слева от ведущего. Этот кадр оператор берет 20 процентов времени относительно главного… То есть, скажем, одно из пяти включений оператор берет не главного, а этих вокалистов.
image

Вторая камера. У нас эта камера берет ВСЕ крупные планы, которые не берёт первая. Крупно — солирующего музыканта, по очереди всех остальных крупно. Периодически она даже берет крупно зал, или панорамы по залу. В нашем случае, от оператора второй камеры, пожалуй, требуется максимальная способность представлять всю картину и чувствовать ПТС. Скорость реакции и опыт.
В идеале, если этот оператор немного музыкант (при съёмке концертного материала), так как ему следует заранее понимать, когда и у кого начнется соло, чтобы быть на этом инструменте ДО начала этого соло… В какой момент у барабанщика вероятна сбивка или акценты… с какой скоростью сделать подъем от гитары на лицо гитариста, в зависимости от темпа и характера композиции, ну и так далее… Это те вещи, которые при должной скорости монтажа на ПТС — невозможно успеть объяснить по звуковой служебной связи (если она вообще имеется)…
У оператора второй камеры — самая сложная роль, ввиду того, что наша ПТС не располагает возможностью подключать «бегающие» камеры, которые бы несли часть задач, легших на плечи оператора второй камеры.
Стоит отметить, что обе камеры нуждаются в штативах. И именно для этих камер, рекомендуем потратиться на телевизионные штативы, а не брать любительские. Так как голова телевизионных штативов позволяет гладко и адекватно работать на сильно-крупных планах, быстро их менять, а также плавно следовать за ведущим… В нашем случае мы используем штативы фирмы Manfrotto с 501й головой, ну или штативы такого же класса…

Для профессиональной команды ПТС, это очевидные вещи, но, чтобы при экспериментах с нашими «самодельными ПТС» вы не набивали шишек «на своих ошибках», всё же скажем: в случае, если первая камера по договору берет «дополнительный план», как мы сказали выше, — об этом, естественно, предупреждается оператор второй камеры, и он исключает этот план из своего набора. Это облегчает ему задачу и устраняет вероятность одинаковых кадров на пульте, что сужает выбор для режиссера. Вообще — от того, как грамотно режиссер поставит задачи операторам, и от опыта самих операторов зависит слаженность работы и сведение к минимуму словесной коммуникации с операторами. Чем больше работает связь, тем больше это отвлекает и операторов, и режиссера. Короче, чем лучше вы поймете друг друга ДО съемок — тем легче будет проходить сама съемка.

Следующие в списке у нас — веб-камеры. Их рассмотрим на примере конкретного зала.
Зал, в котором снимается музыкальный, концертный материал, имеет относительно неглубокую сцену, что уже заведомо делает картинку достаточно плоской. Ну что есть — то есть… Зал на 200-250 мест, в середине три колонны. При наличии телевизионного крана эти колонны составляли бы существенную проблему. В нашем же случае они дают возможность сэкономить на паре штативов для веб-камер.
image

Для того, чтоб картинка выглядела максимально грамотно, нам нужна еще камера общего плана. Для этого мы использовали одну из двух наилучших веб-камер нашего комплекта — pro 9000 (подробнее об оборудовании читайте в первой части). Она имеет достаточно широкий угол обзора, чтобы хорошо отработать на общем плане. Оптика, если можно так сказать, как для веб-камеры тоже более чем приличная. Кстати, если вы постоянно ведёте съёмки в одном и том же месте, то можете повторить наш приём — камера закреплена на «самодельном штативе» в виде пластиковой трубы, которая специально спускается с потолка, дабы визуально не мешать зрителям в зале, и так же не быть сбитой во время перемещения людей. Ставить её на штатив и, уж тем более, тратиться на телевизионный штатив — не имеет смысла.

Напомним, что камеры желательно располагать на уровне глаз исполнителей. В общем, потрудитесь выбрать позицию в зале для каждой камеры, чтобы картинка выглядела по-телевизионному, а не как с камеры наблюдения.

Следующая камера так же находится в правой зоне и показывает зрителей общим планом. Мы выбрали камеру, которая имеет более слабую оптику и матрицу, чем первые две — это с310. Поскольку план всегда один и тот же, она используется по возможности редко. Крупные и интересные кадры берет на себя «вторая камера», как мы сказали ранее. Для с310-й нам понадобился импровизированный штатив из микрофонной стойки. Можете так же использовать дешевый фотоштатив, который туристы покупают для своих камер-наладонников… Телевизионный штатив, опять же, не имеет здесь смысла.

На правой колонне, за которой у нас маскируется центральный компьютер, мы разместили следующую веб-камеру, — с510. Она берёт сцену справа. Кстати, у нас эффектнее смотрится, когда боковые камеры работают крест накрест. То есть правая камера берет левую часть музыкантов и сцены, а левая, соответственно, — правую. Хотя, возможно, это вопрос вкуса или зависит от конкретной локации. Так что — вам решать.

И последняя веб-камера у нас, единственная, которая располагается слева. Она берёт боковой план слева, то есть, с той стороны, с которой вообще не берут остальные. По этой причине мы поставили туда вторую из двух наилучших камер по картинке — с910, она так же имеет широкий угол, и максимально охватывает сцену. И здесь мы снова использовали колонну. В случае без колонн так же можно обойтись комплектом из микрофонной стойки и квадратного охранника рядом с каждой из таких камер, который будет нежно заботиться о том, чтобы невнимательный посетитель события не отредактировал композицию своими выпуклостями или впуклостями. :)

Кстати, впоследствии мы отказались от камеры общего плана на зал, и стали использовать только пять камер, так как вторая камера прекрасно брала зал, и занимать шестой источник было не особо практично.
image

Также, мы иногда используем «бегающие» камеры, но в таком случае они добавляются уже только ручным монтажом после проведения съемки, и не могут быть добавлены в реальном времени.

В следующей части мы поделимся, как это всё соединить, какие коммуникационные элементы нам еще понадобятся. Успешных трансляций!

Всех с Новым Годом! И до встречи в январе!
@danyvin
карма
8,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Дизайн

Комментарии (6)

  • +1
    Очень интересно, пишите больше подробностей. (Хотя если честно, материал все-таки для Гиктаймса.)

    Как Логитеки видят в полутьме зала? Их материал можно использовать, или делаете коррекцию на лету? Неплохо бы пару примеров их кадров.
    • +1
      Спасибо большое! Наверное, вы правы, — для Гиктаймса лучше. Я тут не совсем в теме — что для чего.)))

      Как ни странно — Лоджитеки не особо шумят. Кадры запощу (наверное, уже второго числа. Сейчас уже дома).
      Про коррекцию:
      Если Видбластер используем, то c910 и с510 — видбластер «помнит» настройки с прошлого раза, а вот pro 9000, почему-то слетает каждый раз. (скорее всего и дровах что-то).
      Панель настроек примерно так выглядит:
      image
      В настройках каждой вебкамеры корректирую перед съёмкой таким образом:

      1) Отключаю (справа) галку «авто».
      2) Экспозицию накручиваю так, чтоб не видно было мерцания лед-ламп и прочего мерцающего света, если он есть в зале (обычно где-то на 70-й процент ставлю)
      3) Картинку нашел сейчас в интернете, но контраст, яркость и усиление примерно так и стоит, если освещение среднее. Если тёмное — увеличиваю усиление. Особо не шумит. (позже скриншоты сделаю). Хотя, «тёмное тёмному — рознь». Наверное, в комнате с одной лампочкой — всё будет плохо.
      4) На картинке отсутствует, но ниже есть еще настройка «баланс белого».
      5) С вкладки «управление настройками» ухожу на вкладку «управление вебкамерой», там с опции «фокусировка» снимаю галку «авто», и выставляю на самый дальний (планы то общие).
      (Настройка фокуса отсутствует только на с310й из перечисленных)
      В общем, можно всё привести к почти одинаковой картинке по яркости, балансу белого, конрасту и тд… (если честно, с510 немного «розоватая, относительно других, но не особо заметно. Для некоммерческой съёмки — сойдёт). Главное — отключить все „автоматы“, и настроить вручную. Это по настройкам.

      Если вместо Видбластера используется VJDirector2, то он помнит настройки всех камер с прошлого раза. Если зал тот же, и освещение не менялось — перенастраивать вообще не приходится.

      Скриншоты сделаю позже, но в видео, почти на весь экран есть картинка с вебкамер (так что, можно оценить):
      01:45 и 1:51 — хорошо видно общий план с pro9000
      01:46 — (»спазматическая съёмка крупным") это — «вторая» камера (Панас, сотка — DVX100)
      1:47, 1:58 — c910 боковой слева — немного пережёг картинку, но свет там был ужасен (ни разу не под съёмку, как говориться))
      1:56 — с510 — боковой справа.
      2:05 — «Первая», тоже — Панасоник, «сотка».

      Съёмка велась в 854х480, сжималось «налету» вайркастом. Поток в вайркасте выставлен всего лишь на 5000. Если снимать в 720, и поток раза в два увеличить, или вообще, сжимать в два прохода впостобработке, а писать во что-то несжатое, — всё повеселее будет Но нам не было нужды так заморачиваться, так что, «выдал» все настройки «как есть».

      Надеюсь, предварительно ответил Вам. Но, будут следующие выпуски, где в программной части я постараюсь показать «на весь экран» картинки с камер, и покажу настройки и как оно работает (сделаю скринкаст).
      • +1
        Спасибо.
  • +1
    www.youtube.com/watch?v=VsWdG88cPiQ
    www.youtube.com/watch?v=nDFfgi7gRsM

    Мы пока что учимся)
    Canon 550, пара мыльниц и гоупрохи на гитарах
    • 0
      Ну, здесь речь о съёмке с монтажом «на лету» — отсюда и все сложности и заморочки. Да ещё и с условием, сделать «из того, что было» :)
      У вас то, если я правильно понял (по первой ссылке особенно) — съёмка «под монтаж». Немного разные задачи.
      Фотики, HD-камеры, гоупрохи — отличный выбор в вашем случае.
      • +1
        Да, первая была снята под записанную дорожку и смонтирована соответсвенно. Вторая — лайв, звук снят с пульта, но монтировалось тоже не в реал-тайме. У вас, конечно, задача той еще сложности! ИНтересно, наверное!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.