Pull to refresh
140.51

Байки «инженерного спецназа», ну или просто наша весёлая работа

Reading time 10 min
Views 75K


Шли по трассе от Магадана на Якутск, везли комплектующие для одного дата-центра. Холода в этих краях стоят такие, что машины не глушат. Потому что до весны уже не заведёшь. Машины надо ставить в тёплые гаражи или ангары. Мы уже под вечер как раз нашли такой ангар и стали стучать. Открывает сильно поддатый хозяин, такой простой сибирский мужик в ватнике и ушанке:
— Здравствуйте, можно у вас машину поставить?
— Не. Идите отсюда, я вас не знаю!
— Да ладно тебе, мужик, мы же тебе денег дадим.
Мужик вынимает из кармана котлету пятитысячных сантиметров пять толщиной и сообщает:
— Да я те, ик, сам денег дам ща! Вот бухнёшь со мной — тогда поставим.

Обязательства по госконтракту для этого дата-центра мы тогда выполнили.

А вы заходите внутрь, буду дальше рассказывать наши байки. Кстати, да, кто беспокоился за нашу крысу (ещё живую на фотографии в прошлом посте) — хоть ей и прилетело 380 В, но она оклемалась и начала немного ходить. Мы её отпоили сладким чаем и отпустили, убегала она уже весело. Правда, что с ней было дальше, не знаем.

Что мы делаем


Ездим по всей стране, делаем профилактику, ТО и ремонты всякой инженерки. Вообще, в Европах этим занимаются вендоры, но у нас в России есть нюанс с размером страны. Вендорам, кроме пары-тройки крупных, просто нет смысла развивать свою инфраструктуру. Из сотни два устройства выйдут из строя, и ради них держать штат людей нерентабельно. У многих есть телефонный саппорт, но сервис инженерки другой. Он по нагрузке похож на синусоиду. И в верхних частях может справиться только тот, кто делает много чего ещё весь остальной сезон. В пике в малых командах экономика не складывается. У нас пики компенсирует огромный объём сервисных контрактов и профилактики, поэтому мы заняты всегда. И поэтому вендоры полагаются на нас.

Вторая особенность чисто нашей страны — места, где спрятались полезные ископаемые. Они подло прячутся там, где до них так просто не добраться, и инфраструктуры особой рядом нет. А туда нужно доставлять запчасти, и это не всегда вообще физически возможно. Соответственно, без многолетнего опыта решения таких проблем — дохлый номер. Ниже расскажу, почему.


Роман в 2010 году пробивается в Петербурге к оборудованию на электростанции. Чуть позже мы увидели настоящие дальневосточные снегопады, но этот в памяти остался навсегда.

Месяц в дата-центре


Взяли мы на обслуживание и ремонт ЦОД в очень плачевном состоянии, он тогда по загрузке выдавал хорошо если 30% от проектной. Я прямо там реально жил месяц.

Вообще, выезжать надолго морально тяжело. Длительная командировка — это когда отваливаются всякие социальные связи. Автосервисы, химчистки, врачи — всё надо продумывать заранее. Довольно важно взять с собой что-то, чтобы не скучать, но лёгкое. Те же книги слишком большие и тяжёлые — лучше вместо них инструмента прихватить, особенно учитывая 10–15-килограммовые нормы на авиасообщении Севера. Берём электронные читалки, планшеты или грузим книги в телефоны. Обычно — колоду карт. Читаем газеты. Из личного опыта — ложишься перед сном с планшетом, связи нет, ничего нет. И очень тоскливо становится иногда. Смотришь, где ты, на карте, и где всё остальное, скроллить долго приходится. Операционка, после того как GPS поймает, иногда переспрашивает: «Вы точно здесь?»

На том ЦОДе много чего делали руками, потому что комплектующих дефицит, надо было пересобирать из имеющегося, восстанавливать, сидеть с паяльником и старыми платами… Деталей, увы, рассказывать не могу, но результат — сейчас этот ЦОД загружён уже на 85%.

Ещё часто на дальних выездах мы устраняем чужие косяки. Например, мы делали проект, а потом выясняется, что подрядчика привлекли такого, что на монтаже редиски криво запаяли трассу. А нам говорят: «Ваш проект плохой».

Роман и анаконда


Рома Karrp, наверное, самый общительный из нас и точно самый позитивный. Очень доброжелательный. Его на объектах все любят. Очень вдохновляет заказчиков. Вот бегают они на точке и не знают, за что хвататься после аварии. Появляется Рома с самолёта и улыбаясь говорит:
— Да ну, ерунда какая. Сейчас всё будет.
Берёт и делает. И его знают, и понимают, что он словами не бросается.

Мы с ним ночью в одном банке ремонтировали чиллер. Выходной день, почти уже Рождество, никого нет. Заказчик звонит:
— Вы же крутые? Сможете сегодня? Что вам для этого надо — всё дадим!
— Давайте освещение.

Поставили нам туда прожекторы на крышу, мы работали, собирали чиллер из деталей этого же чиллера методом рекомбинации. Вдвоём согнули «анаконду» — виброгасящую вставку. Это как армированная водопроводная гофра, только очень большая, и её надо в линию всасывания загнуть и завести, чтобы вибрация от компрессора не передавалась дальше. Вообще, руками это не делается, но выбора тогда не было — надо было либо делать, либо дата-центр погрелся бы немного.

Из самого тяжёлого был случай: в дороге повредилось оборудование (модульный сейф разбили при транспортировке), внутри — повреждённый промышленный кондиционер. Восстановили так, что заказчик был рад. Некоторые участки почти с нуля собирали, как на заводе.

Багаж


Досмотр багажа — это что-то. Нас сразу причисляют к особо опасным. Пожалуй, за безопасность Родины я стал чуть спокойнее — встречаются такие бдительные и деятельные сотрудники, что мимо них даже инструмент не пронесёшь:
— Мужики! Мужики! Там полный чемодан металла. Что делать?!
И зовут всех, кого только можно позвать. Начальников всех зовут. У них металл в таких количествах — сразу паника.

Улетал из Ростова, вёз сгоревший блок управления рубильником. Решил взять его для опытов в офис — хотели расковырять, стажёрам как наглядное пособие отдать. А это такая коробочка, слегка горелая с одного из углов, плюс оттуда торчит куча проводов. Я её закрутил скотчем серебристым армированным. Внутри пластиковый кожух.

Увидели на досмотре:
— ЧТО ЭТО?!
— Это сломанный блок управления.
— Показывайте!
Ну, понятное дело, достал, а там скотч, провода, все дела. Комиссия с милицией и охраной прибежали, сапёры. Меня вывели в комнатушку, начали спрашивать. Всё показал, рассказал, и только наличие командировочного удостоверения с одного из объектов университета успокоило. Оказывается, их начбез учился там. Задал пару каверзных вопросов, типа на какой щеке родинка у препода (а у него на носу), успокоился, отпустил.

В ставропольском аэропорту у Романа — скандал каждый раз. Они очень-очень трепетно относятся к грузу, даже в Минводах спокойнее. А Рома бывший военный, плюс права свои знает.
— Дай мне сертификат, что твой измерительный прибор — прибор.
— А тебе не дать сертификат, что отвёртка — это отвёртка?
Мужик в ступоре.
— Покажи командировочное.
— Вот оно, есть, но я тебе его не дам. А если бы я просто путешествовал?
Он опять в ступоре.

В итоге, конечно, вытряхивают всё.

Один раз из Домика в Читу в 2007 году летел, так они ноутбук разобрали. Говорят, органика (наркотики) у вас там в конденсаторах может быть, сейчас кто-то придёт. Стоял минут 15, никто не приехал. Они на меня посмотрели и говорят: «Поезжайте дальше, товарищ пассажир».

В Ставрополе мужик взял паспорт и ушёл. Просто хапнул один из охраны и куда-то понёс. Рома устроил скандал. Мужик пришёл потом, извинился.

В Нижнем Новгороде в гостиницу ехали на метро с запчастями. Нас там останавливают, проверяют документы, потом полчаса мурыжат в каптёрке. Старлей пробил по базам, мы ему все данные назвали. Прямо не знал, что сказать. В конце выдал:
— Если ты компьютерщик, скажи: вот такое дело, у меня дома роутер не работает…

Один раз летели с коллегой-кондиционерщиком. А у них всегда большие сложные багажи, они больше всех возят. Ожидаем. Обе бирки приклеили на мой билет. Просят подойти к стойке — подходим вдвоём. Нас спрашивают: «Чьё?» И мы одновременно: «Моё». Обоих заводят в закрытую зону, где багаж перегружают. Наши чемоданы лежат отдельно от потока на полу, полукругом стоит делегация целая. Объясняем, что и как. Женщина открыла чемоданы, начала спрашивать, что это и где, пальцем тыкать. Они уже почти успокоились, как вдруг она заправочный шланг для фреона задела. А там осталось чуть фреона, какой-то гад в комплектации при упаковке не стравил. Задевает кран — и шланг говорит «ПСССК!» — и белый дымок такой.

Судя по тому, что половина делегации характерно залегла, люди были не простые.

В Челнах самый деятельный дед попался:
— У вас там газовая горелка!
— Да.
— А баллоны нельзя возить!
— А их там нет.
— Давайте откроем.
— Хорошо, вот, смотрите.
— А где газовые баллоны?
— Нету же. Нельзя же их.
— Странно… Газовая горелка есть, баллонов нет.
Искал их некоторое время, даже в карманы заглянул.

Воронеж. Узнали, попросили отпить из бутылки. Отпил (вода обычная была с собой) — пропустили.

Как-то вёз сетевую карточку для бесперебойника с собой — попросили включить. Объяснялся долго, что включить не получится.

Паша как-то в Уфе в пустом коридоре нашёл розетку. Сел на пол, подключился, начал заряжаться, телефон положил в рюкзак и журнал читает. Прошла сотрудница, посмотрела странно. Потом обратно прошла. Через две минуты — опять она идёт и с ней двое в погонах и с собакой. Вменяли некое «несанкционированное подключение к энергосети стратегического объекта».

Штрафы


В Екатеринбурге приехали как-то с комплектующими очень поздно. Пока выгрузились с поезда — вокзал опустел, никого нет, холодно. Важно, что там перроны ровные, на уровне земли. Тащить по перрону тяжёлое железо тяжко, поэтому решили напрямик перейти. Смотрим — там мужик по путям гуляет местный, вроде, значит, можно. Всё освещено. Поездов нет.

Железо хватаем и идём. Параллельно нам идёт милиционер ровно как мы, метрах, наверное, в 10 от нас, с нашей скоростью. Дошли до конца — он: «Давайте документы, нельзя ходить по путям — штраф 100 рублей». Видимо, скучно ему было, потому что выписал реальную административку, всё как положено.

А вот в Хабаровске в аэропорту пришли с перевесом. Тетя на кассе говорит:
— У вас тут перевес.
— Да, мы знаем.
— Надо заплатить.
— Да, конечно.
— Это дорого.
— Мы знаем.
— Давайте тысячу, я вам так сделаю.
— Нет, простите, нам отчитываться ещё перед бухгалтерией. Давайте правильно оформлять.
— Но дорого же.
— Мы знаем.
Тётя расчувствовалась, разволновалась:
— Слушай, ты не понимаешь, дурак что ли? Тысячу давай — пять же стоит!

Местные


Многие спрашивают про местных подрядчиков: неужели не могут? Могут. Но часто возникает проблема с тем, что они исчезают в неизвестном направлении, либо делают так, что проще переделать. А у нас костяк команды работает одним составом 4 года. И это играет огромную положительную роль в плане надёжности.

Я знаю, как работают другие компании и как работают сервисные службы вендора. Как у нас по конечному результату мало кто может. Вот, например, крупная сеть гипермаркетов — 80 торговых центров по стране, или другой ещё заказчик в 35 регионах. А это и профилактики, и ТО, плюс все плановые московские, плюс аварийные заявки… Мы уже закончили за февраль. 7 месяцев неполные с географией от Калининграда до Владивостока. И все в отпуск сходили. Паша ещё в Китай съездил на учёбу.

Пещера Аладдина


В Воронеже есть особый пещерный дизель. Его давным-давно поставили около жилого здания, где управление было на первом этаже. Напротив окон первого этажа не смогли бы согласовать по нормам шума, поэтому установили в подвальном приямке, смонтировали с крана, потом накрыли капитальной крышей. Сделали вентокно и выхлопную трубу.

А дверь не сделали. В приямок только окошко выходит. Инженер через окошко с инструментом и ГСМ лез. Если смотрели художественный фильм «Водный мир» — почти как курильщики нефть добывали. Мы последний раз там были когда, особенно интересно было масло в темноте сливать в свете фонариков.

Алдан


Добраться в Алдан сложно. Проблема в том, что дорога по зимнику — примерно 400 километров от Якутска. Если зимника нет либо ехать по нему нельзя — надо самолётом малой авиации.

Самолёт летает только в межсезонье (летом). В самолёте 8 мест (по факту иногда 10). Груза можно не больше 10 килограммов на человека, а у нас в команде на троих инженеров (энергетика, по охлаждению и, например, сетевика) по 30 килограмм на каждого. Причём в основном — комплектующие и инструмент.

Плюс в Тёплый Ключ нельзя доставить расходники для обслуживания — это масло для двигателей, фреон под давлением в баллонах, антифриз. На борт авиации их просто не берут. С помощью транспортников пробовали много раз, но не удавалось доставить груз ни разу. История такая:
— Довезёте?
— Да, довезём. Куда вам там? В Алдан?
— Да.
— Хмммм… Это дороже.
— Вот пачка денег, только довезите.
— Хорошо-хорошо.

Долетают до Якутска и встревают. Бермудский треугольник есть и в России.

Где встречаются две реки — Лена и Алдан — в тёплое время (полтора месяца) можно паромом, потому что мостов нет. Дальше месяца 4 переправы нет — река начинает замерзать, ездить ещё нельзя, а паром не может. Возникает момент с судами на воздушной подушке: для пассажиров и небольшого транспорта, но они там крайне редкие. На практике парализовано всё. Хороший вариант — по зимнику зимой. Но мы почти никогда не попадаем с аварийными выездами — он открывается с января по середину марта. А это период, когда услуг меньше всего. Поэтому смотрите фильм «Территория» — очень рекомендую.

Кто в прошлый раз спрашивал, зачем нам палёная водка вместо технического спирта для промывки наружных блоков кондиционеров и почему её надо покупать на месте, — теперь вы немного понимаете ситуацию.

В итоге мы делаем там свои склады запчастей и комплектующих зимой, когда есть дорога. Последний раз в этом районе на одном из объектов антифриза не хватило, доставали так: в Хандыге в 40 километрах (посёлок), есть коммерческий склад. В теории можно было купить там, но, естественно, вариантов не нашлось. В итоге пошли к местному механику, он там фуры чинит и двойные стеклопакеты на машины ставит. Мужик реально годами нарабатывал связи по всему региону. Может достать что угодно. Боится только медведя. Пошуршал пару дней — и достал нужный объём. Говорит, аккуратнее там, люди годами запасали.

Мы таких людей знаем почти в каждом городе, где наши объекты, это очень важно.

Очень важно знать, где что взять и как протащить. В Хабаровске масло найти любой может, а дальше — уже надо знать. Ещё одна особенность — годами наработанные маршруты даже по Поволжью, не говоря уже про Урал (там надо так по речушкам пройти, чтобы за неделю посетить 4 точки, и на выходные обратно в Москву, к семье). Например, недавно был маршрут Уфа — Челябинск — Пермь — Екатеринбург. До этого — Самара — Ульяновск — Тольятти — Пенза. Поезда, автобусы, машины. Каждый из нас сам планирует. Саша вот назад из Ижевска ехал, его в Казань отправили на ТО. Пока там чинил, планировщики говорят: «Набережные Челны же недалеко, да? А мы знаем, что у вас там спец. Давайте его ещё и туда отправим!»

Самолёт


В прошлом году на Дальнем Востоке сделали так. Рассчитали командировку в промежутках между сервисными контрактами, договорились с транспортниками — грузили микроавтобус и ехали по зимнику через все точки. Нам должны были в Магадан закинуть две палеты — фреон, масло. Несколько раз уже использовали в тот год транспортную, которая возит именно туда хорошо, проблем не было. Отгрузили им в Москве, грузы они в ангар приняли, дали квитанцию. Мы поехали.

В этот момент транспортный самолёт у них сломался. Проблема была в том, что наш груз стоял в конце ангара. Пока они ремонтировались, ангар закидали чужим грузом. Мужики в Москве пытались его выколупать, но без шансов, и другими даже не отправить. В общем, пришлось подождать. За это время мы до глубины изучили все местные развлечения. Там нет кино, нет ресторанов, холодно гулять.

Алкоголем развлекаться некультурно и дорого. Нет железной дороги, поэтому грузы авиацией или паромами соответственно, торговля тоже не особо чтобы развитая. Стоимость всех товаров от молока до хлеба — нереальная. Камчатка, Сахалин, Магадан — в 2 раза от базовых. Дальше — как повезёт. Помню, мы заходили на этом выезде в магазин. Мартини, что 500 рублей в Москве, — 1100 на месте. И ещё рыба, крабы, икра — всё есть на рынке, но тоже по московским ценам, хотя ловится всё на месте.

Кстати, в Тёплом Ключе недавно завелись мобильные операторы с 2G. До этого вообще был только один городской телефон. Чтобы позвонить, надо было вставать пораньше (пока рабочий день в Москве) и звонить, пока сотрудник с телефоном в кабинете.

Поэтому надо любить природу и край света.

Ещё байки


Tags:
Hubs:
+137
Comments 19
Comments Comments 19

Articles

Information

Website
croc.ru
Registered
Founded
Employees
1,001–5,000 employees
Location
Россия