Pull to refresh

Talk on the Run. Говорящий программист

Reading time 4 min
Views 996
Я довольно давно сижу в глубоко эшелонированном тылу IT-контор, успешно шесть лет прикидываясь блондинкой и внедряя ростки психологического знания и коммуникативных навыков в программерские головы всех видов и мастей.
И вот дозрела поделиться тем, зачем, собственно, говоря, я это делаю, и как именно.

Зачем?

  • Большинство проектов, с которыми мне приходится сталкиваться, устроены по принципу двух-трех-уровневой иерархии, причем наверху пищевой цепочки находятся серьезные боссы, управляющие серьезными клиентами, а внизу – кодеры за еду разной степени продвинутости. В золотой середине сидят тимлиды, они же техлиды, они же координаторы, на которых, собственно говоря, и ложится основная ответственность за реальный value и реальный delivery.
  • Эти люди чаще всего – собственный продукт компании, начинавшие как молодая шпана, прошедшие длинный путь развития, и при этом – они категорически не рвутся превращаться в больших начальников, поскольку свежий ветер еще шумит у них в голове, и отрываться от своей, любовно возделанной на .NET грядки, им совсем даже не хочется.
  • Тем не менее – к ним приходят и говорят: у тебя растут года, парень, пора руководить, че.
  • Тем не менее, – к ним прикрепляют пару десятков джуниоров, и вежливо просят научить тех премудрости.
  • Они подают свой голос на каждом содержательном совещании, и, поскольку они обычно знают, о чем говорят, к ним начинают прислушиваться.
  • Более того, – их начинают постоянно брать на митинги с заказчиком, чтобы они объяснили наконец-то по-человечески, как же эта хрень работает.
И вот здесь открывается засада. Потому что, как писал великий классик русской литературы М. М. Жванецкий, «Ты, Федя, в состоянии пропагандистом НЕ быть. Потому что сила в твоих словах есть, но ты их расставить правильно не можешь».

Правильно. Потому что большинство из них никто и никогда этому не учил. Люди же странным образом отказываются понимать, что вот-эта-вот-должна-вот-туда-потому-что, ну мы же баржа, короче? Еще свои другие такие же туда-сюда понимают, а заказчики – ни боже мой, не врубаются, и все.

Что можно поделать, чтобы как-то улучшить ситуацию?
Зебра знает несколько фокусов, предназначенных для того, чтобы разговорить молчащих ягнят.

Психологические штучки
Невозможно поверить, какое количество оргвыводов может сделать новичок из одного-единственного тривиального упражнения. Собираем группу, сажаем их в кружочек в прохладной переговорной комнате и даем им задание: группа молча выбрасывает пальцы на одной руке до тех пор, пока все участники группы не выбросят одинаковое количество пальцев.
Что может увидеть группа в этом упражнении?
  • Как большинство умеет задавать своим авторитетом индивидуальное мнение
  • Как один-единственный упертый участник совещания способен растянуть принятие решения на дополнительные 15 минут (2 часа, трое суток, проставить длительность по вкусу)
  • Как неожиданно оказывается, что в комнате есть еще мнения, кроме твоего собственного, единственно верного
  • Как интересно выглядит со стороны каждый человек, пытающийся прийти даже к такой тривиальной договоренности
  • Как иногда общая цель остается за рамками стремления к самоутверждению и демонстрации собственного авторитета
  • Как умный лидер в состоянии увлечь за собой разрозненную аморфную массу, еще не составившую собственное мнение

Вопросы, которые необходимо задать при успешном выполнении:
  • Что помогло выполнить задание?
  • Что мешало выполнению задания?
  • На что вы обратили внимание?

Вопросы, которые необходимо задать при невыполнении задания в разумные сроки (в терминах занятия в кружочке, – 15 минут, — предел допустимого):
  • Что помешало выполнению задания?
  • Что могло помочь выполнить задание?
  • На что вы обратили внимание?

Каждый участник обязательно должен высказать свое впечатление, причем ваша задача как ведущего обращать внимание говорящего не только на собственные действия, но и на действия окружающих.
1-2 раунда и – опа, – вы на шаг ближе к навыку достижения договоренности на совещании в сроки, которые смело можно назвать разумными.

Практика публичных выступлений
Не требует каких-либо специальных навыков в проведении, — ведущему требуется обладать двумя свойствами: предельной внимательностью и корректностью при критике.
Как делается?
Придумываете 3-4 темы, которые в вашем сообществе будут выглядеть актуальными и при этом достаточно спорными для развития дискуссии. У кого-то это может быть вечный холивар Java vs .NET, кто-то может позволить себе более абстрактные истины вроде «Карфаген должен быть разрушен» или «Что позволено Юпитеру, не позволено быку», разбиваете сообщество на команду утверждения и команду отрицания, ограничиваете их по времени и просите подготовить: а) набор аргументов, б)вопросы к противнику и в)сравнение позиций сторон, с тем, чтобы убедить публику, что их сторона убедительнее. См. правила игры в Дебаты имени Карла Поппера, а если см. лень, то ограничьтесь следующими правилами:
  • Каждое выступление должно занимать не более 2 минут
  • Каждая команда должна состоять не больше, чем из 3 человек
  • Каждый участник команды должен получить возможность выступить
  • Каждому участнику команды должны быть заданы вопросы
Аудитория, не принимающая участие в данной конкретной словесной баталии, должна внимательно фиксировать все ошибки выступающих и вынести решение, кто их больше убедил
После игры (и, если честно, именно за этим она и проводилась) должен наступить подробный разбор полетов для каждого из выступающих. Расскажите им, что было убедительно, а что нет, подсчитайте, сколько секунд из 120 они потратили на мычание, кусание себя за локти и термины «ну», «короче», «так сказать», покажите им, сколько времени они проговорили, упершись взглядом в пол.
И вот только после этого – расскажите базовые правила удержания внимания аудитории, весь этот маркетинг стафф про контакт глазами, отчетливую артикулированную речь, структуру выступления, краткость сообщения, количество единиц информации, которое человек в состоянии удержать в памяти одномоментно (напомню, 7 плюс-минус 2).
Отпустите всех на волю.
Повторите упражнение через неделю. Прогресс нарисуется immediately, потому что ничто так не подвигает человека в сторону работы над собой, как подсунутая ему под нос очевидность его провала.

Бессердечное ограничение в ресурсах
Наиболее ценное, что вынесли наши сотрудники из серии тренингов по коммуникациям, которые мы проводили, — наша предельная пунктуальность. Занятие было расписано по минутам, и каждый раз мы укладывались в отведенный час.
Важный подтекст, который выносится из подобного упрямого следования расписанию: цените чужое время, причем цените его выше, чем свое; у вас, возможно, будет возможность нагнать, пожертвовав раундом в Counter Strike, у других этой возможности может и не быть. Исходя из презумпции всеобщей занятости, мы показывали, что способны создать value за короткое время.

Ссылки и источники:
С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. «Психогимнастика в тренинге» (СПб, 1993)
Дебаты им. Карла Поппера
Tags:
Hubs:
+108
Comments 146
Comments Comments 146

Articles